Глава I. Ион.1:1–2 .  И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину, говорящее: встань, и иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем; ибо злодеяние его дошло до Меня. LXX, за исключением слов: «вопль злодеяния его дошел до Меня», прочее перевели таким же образом. Иона посылается к язычникам для осуждения израильтян, потому что они упорствуют в злодеянии, между тем как Ниневия приносит покаяние. Далее слова: «злодеяние его дошло до Меня» или «вопль злодеяния его шел до Меня» означает тоже, что сказано в книге Бытия: «вопль Содомский и Гоморрский умножися» ( Быт. 18, 20 ), и к Каину: «глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли» ( Быт. 4, 10 ). В иносказательном смысле Господь наш то и другое означает, или потому, что Дух Святый нисшел на Него в виде голубя и пребывал на Нем, или же потому, что Он сам болезновал о наших ранах, плакал об Иерусалиме и язвою Его мы исцелились, и по истине Он есть сын истины, потому что Бог есть истина, посылается в прекрасную Ниневию, то есть в мир, красивее которого мы ничего не видим плотскими очами. Поэтому и у греков он от красоты получил название χσμος, и по окончании всех дел творения о нем говорится: «виде Бог, яко добра» ( Быт. 1, 31 ). Он был послан в Ниневию, город великий, чтобы весь мир язычников слушал Его, потому что Израиль не захотел слушать. И это потому, что злодеяние его дошло до Бога. Ибо когда Бог устроил как бы некоторого рода прекрасный дом для человека, который должен был служить Ему, то человек развратился по собственной воле, и сердце его стало от юности склонным прилежно помышлять о зле ( Быт. 8 ), и поднял он к небу уста свои ( Псал. 72:9 ), и когда он построил башню высокомерия ( Быт. 11 ), то сошел к нему Сын Божий, чтобы, повергшись в покаянии, достиг неба тот, кто не мог достигнуть его чрез высокомерное превозношение. Ион.1:3 .  И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня. LXX перевели таким же образом. Пророк, чрез вдохновение Духа Святого, знает, что покаяние язычников служит падением иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ветхозаветное учение о местонахождении ада подтверждено Новым Заветом. Сам Мессия свидетельствовал о Себе, что «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). Примечательно, что и пророк Иона, на которого ссылался Христос, сравнивал своё пребывание во чреве кита с нахождением в аду: «к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней (из чрева адова) я возопил, и Ты услышал голос мой» ( Ион. 2:3 ). Из слов святого апостола Петра узнаём о такой детали схождения в ад, как о благовестии. Христос, – пишет апостол, – «однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя , проповедовал» ( 1Пет. 3:18–19 ). Апостол Павел, сообщая об этом событии, уточняет, что Господь «нисходил... в преисподние места земли » ( Еф. 4:9 ). Несмотря на наличие фундаментальных оснований и доводов, некоторые церковные писатели всё же считали, что схождение во ад было исполнено Мессией не пространственно, а иначе. «Дольнейшими странами земли, – пишет блаженный Феодорит Кирский , – Апостол назвал смерть... Сошествие же не означает какого-либо местного снисхождения , но показывает величие Домостроительства, а именно, что Всевышний приял на Себя толикое уничижение» с. 412]. Впоследствии это суждение блаженного Феодорита и аналогичные ему святоотеческие утверждения были востребованы в качестве доказательных аргументов в пользу идеи о неуместности понимания рая и ада в смысле двух пространственно размежеванных мест обитания человеческих душ. Однако, эта идея не является отражением голоса всей Кафолической Церкви. «Мы не верим, – замечает церковный учитель Тертуллиан , – ни в лишенную растительности впадину преисподней, ни в некую клоаку мира под открытым небом, но верим, что в стремнинах и хлябях земли находится пустынная область, а в самом чреве ее – сокровенная пропасть, поскольку читаем о трех днях смерти, проведенных Христом в сердце земли, то есть в глубочайшей и потаенной впадине, запрятанной в самой земле, и внутри нее замкнутой, и находящейся ниже самых глубоких бездн » с. 131].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

1:16); или опять: « если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли » (Ис. 1:19). И еще многое другое говорит им Исаия и удостоверяет это, написав целую книгу. Не остановился и на этом, но приводит даже свидетелей в начале своей проповеди: « Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит ». Что « говорит »? Скажи громко, Исаия. « Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня » (Ис. 1:2). А ты, Иона, не сделал ничего подобного, но возвестил гибель, говоря: « еще сорок дней и Ниневия будет разрушена ». Ты ничего не сказал им о Боге, не сказал: « потому что Господь говорит », подобно Исаии, а произносишь жестокий и бесчеловечный приговор. Впрочем, ниневитяне, хотя и не были наставлены в учении, не слышали проповеди пророков, не получили обещания евангельской благодати, (не имели) ни любви к царству небесному, ни страха наказаний, но отличались скотским характером и жестокими и бесчеловечными нравами, — несмотря на все это, услышавши произнесенный над ними приговор, они тотчас обращаются к покаянию, исповедуясь в совершенных ими грехах, и это — даже не зная, получат ли прощение. В самом деле, что они говорили? « Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем » (Иона 3:9). Они не могли воспользоваться примером других, которые покаялись бы и были спасены, у них не было других ниневитян, и поэтому они еще сомневаются в своем спасении, но все–таки каются. И тотчас царь, сбросив с себя венец и багряницу, облачается в рубище и посыпает себя пеплом, и за ним весь город — от малого даже до великого, и не только люди, но и скоты, и быки, и овцы. Что делаешь, о, царь? Ведь согрешили люди, — зачем же ты и скотов заставляешь поститься? Зачем и на них возлагаешь вретища и пепел? Мы, отвечает он, отягчены многими грехами и недостойны умолить Бога. С каким лицом предстанем мы пред ним, и будем просить Его? Поэтому мы и заставили умолять за нас неповинных в грехах. Может быть, кто–нибудь наблюдал подобное и между людьми? Если кто нанесет оскорбление кому–нибудь из высокопоставленных лиц, то за него просят не принимавшие участия в оскорблении, чтобы ему был прощен его грех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

7 А моряки говорили меж собой: «Давайте бросим жребий и узнаем, из-за кого постигла нас такая беда». Бросили они жребий, и пал он на Иону. 8 Тогда они стали расспрашивать его: «Признайся нам, из-за кого обрушилось на нас это бедствие: чем ты занимаешься и откуда идешь, из какой ты страны и какого племени?» 9 «Я еврей, – ответил Иона, – Господа, Бога небесного чту , Того, Кто всё сотворил: и море, и сушу». 10 Ответ поверг моряков в еще больший страх. «Что же ты сделал такого?!» – спросили они, когда поняли, что он от Господа бежит. 11 «Как же нам поступить с тобой, чтобы море успокоилось и не угрожало нам больше»? – спросили они. А море тем временем становилось всё яростней. 12 Тогда Иона сказал: «Бросьте меня в море, оно и успокоится, и вы спасетесь. Я знаю, что из-за меня попали вы в эту страшную бурю». 13 Моряки не вняли сему: отчаянно налегали они на весла, пытаясь достичь берега, но все их усилия были тщетны – буря на море продолжала усиливаться. 14 Тогда воззвали они к Богу а : «Господи, не погуби! Прости нас, что лишаем мы жизни этого человека б ! Не сочти нас виновными в убийстве этом. Ибо Ты, Господи, сделал так, как Тебе было угодно!» 15 И как только бросили они Иону за борт, утихло море. 16 Люди же эти, объятые великим страхом перед Господом, принесли Ему жертвы и дали обеты. Молитва Ионы 2 Но случилось так, что по воле Господней огромная рыба проглотила Иону, и он, пробыв в ее чреве три дня и три ночи, 2 воззвал оттуда к Господу, Богу своему: 3 «Тяжко мне было, и я воззвал к Тебе, Господи, – Ты услышал голос мой. 4 Ты вверг меня в глубины морские, в самое сердце вод, и сдавили они меня. Все волны Твои и валы грозные надо мною проходили. 5 И подумал я: Ты отринул меня, изгнал с очей Твоих; к Храму Твоему святому, в высь небесную, устремлять? 6 Надо мною сомкнулись воды, и объяла меня бездна, голова травой морскою опутана. 7 До самого основания гор я низошел, земля засовы свои навсегда надо мною задвинула. Но Ты живым меня из могилы вывел, Господи, Боже мой!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

 А если Иисус молится и если не напрасно Он молится, так как Он молитвою достигает того, чего желает и чего, быть может, и не получил бы без молитвы, то кто же из нас решится пренебрегать молитвой? Говорит Марк: Утром, когда еще очень темно было, встал Он, вышел, удалился в пустынное место и молился там (Мк. 1:35); и Лука: Случилось, что, когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников сказал Ему (Лк. 11:1); и в другом месте: И пробыл Он всю ночь в молитве к Богу (Лк. 6:12); Иоанн же описывет Его молитву словами: После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ии. 17:1). И записанное тем же евангелистом изречение Господа: Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня (Ин. 11:42) — указывает на то, что молитва того всегда выслушивается, кто постоянно молится. Нужно ли поэтому для нашей цели называть всех, кто вследствие своей достойной молитвы получил от Бога много великих благ? Каждый из Священного Писания легко может выбрать много относящихся сюда примеров. Так, Анна, будучи неплодной, исходатайствовала себе рождение Самуила, сопоставимого с Моисеем (Иер 15:1), с полным доверием молясь Богу (1 Цар. 1:9 и далее). Езе–кия в то время, как он внимал из уст Исаии слову о том, что он умрет, молился и благодаря этому вошел в родословие Спасителя (4 Цар. 20:1 и далее; ср. Ис. 38:19 и далее). Простым повелением коварного Амана народ Израильский должен был истребиться с лица земли; но тут услышана была соединенная с постом молитва Мардо–хея и Есфири (Есф. 4:1 и др.) и к празднику Моисея и [всего] народа присоединился радостный день Мардохея. (По–видимому, праздник Пурим, установленный в воспоминание о спасении иудеев от персидского избиения, приравнивается к Пасхе. — Прим. ред.). Приносила и Юдифь священную молитву Богу, и, таким образом, одна–единственная еврейская женщина навлекла позор на дом Навуходоносора (Иуд. 13:6—10). Были услышаны Анания, Азария и Мисаил и удостоены ниспослания им прохлаждавшегося и росою орошавшего ветра, не допустившего до них огненное пламя (Дан. 3:50). В вавилонском рву молитвой Даниила была заключена пасть львов (Дан. 6:22). Иона, находясь во чреве поглотившей его рыбы, не отчаивался в успехе своей молитвы и потому вышел оттуда и успешно завершил только что начатое пред тем посольство к нине–витянам (Иона 2:2 и далее).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Если будем внимательно рассматривать Священную Библию , то увидим, что первый пост заповедан был ещё первым людям в раю, когда Господь сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» ( Быт.2:16–17 ). Перед получением скрижалей закона Моисей постился 40 дней, «хлеба не ел и воды не пил» ( Исх.34:28 ). Пост установлен особым законом при Моисее для всех ( Лев.16:29 ). Постом и молитвой Анна испросила себе сына Самуила ( 1Цар.1:7 ). Сорок дней постился пророк Илия ( 3Цар.19:8 ). Постился даже нечестивый царь Ахав ( 3Цар.24:27 ). Давид «изнурял себя постом» ( Пс.34:13 ). Евреи долго постились в пустыне, употребляя только манну да воду, и, однако же, «не было в коленах их болящего» ( Пс.104:37 ). Чрез пророка Иоиля Господь прямо требовал назначения поста: «назначьте пост» ( Иоил.1:14 ), «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ). Ниневитяне «объявили пост» ( Ион.3:5 ), когда Иона проповедал им, что «Ниневия будет разрушена» ( Ион.3:4 ). Соответственно 4-м нашим постам, у евреев также было установлено 4 поста «в 4-й, 5-й, 7-й и 10-й месяцы» ( Зах.8:19 ). Постился в пустыне Иоанн Предтеча ( Мф.3:4 ): «сорок дней и сорок ночей постился Сам Господь Иисус Христос» ( Мф.4:2 ). Он не только не отрицал значения постов, а, напротив, указывал, как надо поститься ( Мф.6:16 ), и точно указал время, с которого должны были начаться новозаветные христианские посты ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ). Пост представляется хорошим, а вместе с молитвой единственным орудием для изгнания бесов ( Мк.9:29 ). Савл постился три дня ( Деян.9:9 ). Корнилий перед крещением постился около 4-х дней ( Деян.10:30 ). Рукоположение пресвитеров апостолы сопровождали постом ( Деян.14:23 ). В Деяниях говорится, что «прошло довольно времени и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл» ( Деян.27:9 ); из этих слов ясно видно, что в апостольское время были уже определённые посты, и притом разные: в 13 гл. Деян., стихе 2-м, сказано об одном посте, а здесь о другом, бывшем в то время, когда пристань не способна была к перезимованию» ( Деян.27:12 ), т.е., очевидно, речь идёт о Рождественском или Филипповом посте, существующем в православной церкви до настоящего времени. Апостол Павел говорит, что «подвижники воздерживаются от всего (т.е. проводят строгий пост), для получения венца нетленного» ( 1Кор.10:25 ; 2Кор.6:5 ; 2Кор.11:27 ). И много ещё других свидетельств имеется в ветхом и новом заветах, доказывающих необходимость и пользу постов, а равно и установление их как в ветхозаветной Церкви, так и в новозаветной ещё со времён апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мк.9:31 и Лк.9:44 ; Мф.26:45 , – ср. Мк.14:41 ; ср. Лк.24:7 ), первосвященников и книжников иудейских ( Мф.20:18 ; Мк.10:33 и др.), и будет отвержен ими ( Мк.8:31 , – ср. Лк.9:22 ); и предадут Его язычникам на поругание, и биение, и распятие ( Мф.20:18–19 , – ср. Мк.10:33 и Лк.18:31 ; Мф.26:2 ); как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно быть вознесену (на крест) и Сыну человеческому ( Ин.3:14 , ср. 8:28); и как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:40 , – ср. Лк.11:30 ) и в третий день воскреснет ( Мф.16:21, 17:22, 20:18 , – ср. 17:9; Мк.8:31, 9:31, 10:33 , – ср. 9:9; Лк.9:22, 44, 18:31 ). Чтобы не рассматривать отдельно всех указанных здесь изречений (что было бы слишком долго и при том повело бы к многократным повторениям одного и того же), постараемся установить общее отношение рассматриваемого наименования к подобного рода предсказаниям. Понимаемое в том смысле, какой мы старались установить выше, наименование Сын человеческий представляется наиболее соответствующим смыслу подобного рода предсказаний. Мы уже видели, что сущность Своего мессианского служения Христос полагал именно в деле искупления человечества Своими страданиями, – в том, чтобы «послужить и дать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). Поэтому, говоря о Своих страданиях, Он всего естественнее должен был назвать Себя одним из тех наименований, которые означают Его именно как Мессию. Но какое же наименование было бы более подходящим в этом случае, чем наименование Сына человеческого? Наименование: «Христос» (Мессия) во всяком случае, слишком обще и неопределённо; наименование Сына Божия хотя и выражало всю полноту величия Божественной жертвы, тем не менее, не могло быть вполне уместно там, где говорится о страдании по человечеству; обычные у Его современников наименования: «Сын Давидов» и «Царь Израилев» хотя и выражали, действительно, изв. сторону Его мессианства, но кроме того, что не были употребительны в Его устах вследствие того, что получили извращённый смысл в сознании современников, – эти наименования также не были вполне уместны там, где речь шла о принятии зрака раба, о поругании и унижении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

будет разрушена (3:4). Слово его имело полный успех, так что в первый же день его проповеди Ниневитяне заповедали пост. Сам царь их облекся во вретище и обнародовал строжайшее воздержание, простиравшееся даже на домашних животных. И возопили прилежно к Богу, и возвратися каждый от пути своего лукавого, так как они предполагали, что может быть умолен будет Бог и обратится от гнева ярости Своей, и не погибнем (3:5–9 1153 ). Святой Ефрем Сириянин сохранил предание, что вслед за проповедию Ионы черные тучи повисли над Ниневиею; – что свет дневной померк, и страшные раскаты грома и удары землетрясения как будто повторяли слова пророка о наступлении погибели Ниневии; – и что когда по истечении 40 дней светлый луч солнца прорезал мрачные тучи и по прежнему озарил Ниневию, то жители приняли его за извещение милости небесной и прощения своих грехов (Слово на Ион 3:2–3 . Твор. Св. Отец., год. IX, кн. 4:стр. 271–289). Когда увидел Господь покаяние и исправление Ниневитян, пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (3:10). Раскаянием Божиим, по толкованию блаженного Феодорита , здесь у пророка названо отменение определенного наказания (в толковании на сие место). Впрочем, и определение Божие исполнилось в точности, по замечанию блаженного Августина : eversa est Nineveh, quae mala erat, et bona aedificata, quae non erat. Stantibus enim moenibus atque domibus eversa est civitas in perditis moribus (De civitate Dei, lib. 18:cap. 44). Несмотря на это, Иона опечалился великой печалью и смутился или разгневался: «ревноваше бо пророчеству не солгатися», (не хотел, чтобы пророчество оказалось ложным) по замечанию святого Андрея Критского (Великий канон, 6 песнь). Под влиянием этого чувства пророк сказал: «о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо (после неисполнившегося пророчества) лучше мне умереть, нежели жить» (4:1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Из указания 3 Ц. XX, 1 и след. – видно, что в это время царство Дамасское достигло великого могущества и что его вассалами и обязательными союзниками были многочисленные мелкие царства – как в стране Хеттеев (Хета) около Емафа на Оронте, так и в пустыне к Евфрату 814 . По 3 Ц. XX, 1 – 4 с Венададом готовы идти тридцать два вассальных царя против Ахава, а потому понятно, что Ахав (ст. 4) соглашается без боя на требование Венадада отдать ему в виде выкупа, или контрибуции, все свои сокровища и свой гарем и сыновей своих, – последних вероятно в виде заложников и чтобы они служили Венададу. Но этот последний не довольствуется этим: он вслед за тем предъявляет еще более обидное требование, – чтобы при исполнении этого договора его доверенные люди были допущены к подробному осмотру города и дворцов Ахава и домов всех у него служащих, «и все дорогое для глаз твоих взяли в свои руки и унесли» (ст. 6). Эти переговоры происходят еще в то время, когда Самария как крепость имеет возможность защищаться: она еще не обложена неприятелем, переговоры ведутся через послов (ст. 9–11). Если Ахав соглашался сначала отдать Венададу все свое личное имущество и царскую казну для избежания осады и взятия города приступом и даже при этом отдать ему по собственному выбору нескольких жен своего гарема и некоторых из детей своих, – то при этом новом требовании, которое было и тяжким оскорблением, и он, и его советники – старейшины земли, которых он сзывает нарочно (ст. 7), – понимают, что новое требование не только оскорбительно, но чрезвычайно еще опасно, открывая неприятелю возможность узнать подробно о средствах защиты страны. Вследствие этого старейшины земли говорят ему от имени народа (ст. 8): «не слушай и не соглашайся». Когда Венадад узнал чрез возвратившихся к нему послов об этом решении, то выступил немедленно в поход с своим и союзным войском, с конями и колесницами 815 , и с дороги послал еще послов с угрозами к Ахаву о том, что от Самарии не останется следа. Вслед за сим войско Венадада осаждает Самарию (3 Ц. XX, 2–12). Во время осады по-видимому в самом начале ее к Ахаву подходит один из пророков Господних, которого раввиническое предание отожествляет с Михеем, сыном Иемвлая, который пророчествует позже по 3 Ц. XXII, 8 пред Ахавом и Иосафатом, царем Иуды, когда они вместе хотят идти на Рамоф Галаадский 816 . Пророк этот говорить Ахаву: «так говорит Господь: видишь ли все это большое полчище? Вот Я сего дня предам его в руку твою, чтобы ты знал, что Я Господь» (ст. 13). Замечательно, как милостив Господь к Ахаву, несмотря на грехи его, которые главнейше зависели от слабости его воли по отношению к жене его Иезавели.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

9 . Боже, живот мой возвестих Тебе: положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Т.е. «с дерзновением, не стыдясь своей жизни, всю ее поведал Тебе; а Ты, одобряя ее, не отринул слез моих, но их пред очами Твоими положил еси, подтверждая самым делом обетование Твое» (Св. Афан.). Под обетованием здесь сей отец и бл. Феодорит разумеют то Божие обетование, по которому Господь выслушивает мольбы угнетенных ( Ис. 58:9 ; Исх. 22:27 ). Но можно разуметь и то обетоваиие, по которому Давид не должен был погибнуть, а должен был царствовать. С Евр.: «У Тебя исчислены мои скитания: положи слезы мои в сосуд у Тебя, – не в книге ли они Твоей»? Еврейский текст намекает здесь на древний обычай собирать слезы в урны и хранить их на виду на память о каком-либо любимом умершем человеке. Т.е. Ты, Господи, видишь мои слезы, знаешь мои страдания. 13 . Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея. С Евр.: «На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы». Т.е. я помню обеты мои Тебе, на мне они лежат; исполню их и принесу Тебе жертву хвалы и благодарения. «Молитвами Давид называет обещания Богу», говорит бл. Феодорит. 14 . Яко избавил еси душу мою от смерти и пр. Причины, по которым Давид желает принесть Господу жертву хвалы – те, что, во-1-х, Он избавил душу его от смерти духовной, не лишил благодати Своей; во-2-х, избавил от скорби и страданий; в-3-х, избавил ноги его от поползновения, т.е. от греха, заблуждения. А потому, воспользовавшись такими благодеяниями, буду, говорит Давид, благоугождать Тебе, Господи, во свете живых – «в том свете, какой обещал живущим согласно с законом» (Бл. Феод.); – «в будущем веке, во стране живых» (Св. Афан.). С Евр.: «Ибо Ты избавил душу мою от смерти (очи мои от слез), да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых». 344 Калмет с Еврейского перевел: псалом, надписанный именем Давида, когда задержали его Филистимляне в Гефе; начальнику музыки и того ее класса, который называется Иона – columba muta – «безгласная голубица». О слове: «столпописание» см. псал. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010