15 Они взяли Иону и бросили в море, и ярость моря утихла. 16 А эти люди страшно испугались ГОСПОДА, принесли Ему жертву и дали обеты. 2 глава 1 Но ГОСПОДЬ устроил так, что огромная рыба проглотила Иону, и Иона провел внутри нее три дня и три ночи. 2 И тогда он взмолился к ГОСПОДУ, своему Богу, из чрева рыбы, такими словами: 3 — Воззвал я в беде моей к ГОСПОДУ, и ответил Он; Из чрева Шеола взмолился – мой голос услышал Ты. 4 Ты вверг меня в глубину, в сердце вод, в сплетенье потоков; Все волны Твои и валы прошли надо мной. 5 Сказал я, что изгнан теперь с глаз Твоих прочь, Но только бы снова взглянуть на храм Святыни Твоей! 6 К ноздрям подступила вода, и бездна вокруг меня, Повит травою мой лоб, 7 я сошел к основаниям гор, Навеки сомкнула земля свои врата надо мной. Но Ты выводишь меня из могилы, ГОСПОДИ, Боже мой! 8 Душа моя изнемогла и ГОСПОДА вспомнил я, достигла молитва моя храма Святыни Твоей! 9 Кто тщетно чтит пустоту – верность свою забыл; 10 А я принесу Тебе жертву словами хвалы, Я свой исполню обет – спасение там, где ГОСПОДЬ! 11 Тогда ГОСПОДЬ повелел рыбе изрыгнуть Иону на берег. 3 глава 1 И вновь было слово ГОСПОДНЕ к Ионе: 2 “Отправляйся к Ниневии, великому городу, и призови ее, как Я повелеваю тебе”. 3 Иона, послушавшись ГОСПОДА, встал и отправился в Ниневию. А Ниневия была у Бога огромным городом,аым гоом —а три дня ходьбы! 4 И вот Иона стал ходить по городу, сколько мог пройти за день, и призывал людей: “Еще сорок дней, и от Ниневии ничего не останется!” 5 Ниневитяне, от мала до велика, поверили Богу, объявили пост и надели рубища. 6 Когда весть об этом достигла царя Ниневии, он встал с престола, снял царское облачение, надел рубище и сел на кучу пепла. 7 По всей Ниневии по его приказу объявляли указ царя и его придворных, гласивший: “Пусть не вкушает ничего ни один человек и ни одно животное, ни корова, ни овца. Пусть никто ничего не ест и даже не пьет воды. 8 Пусть люди и животные покроются рубищем, пусть изо всех сил взывают к Богу. И пусть каждый сойдет с пути зла, откажется от насилия, которое творил прежде. 9 Может быть, переменится Бог и пожалеет нас, отвратит от нас дыхание Своего гнева, и мы не погибнем”.

http://pravmir.ru/kniga-proroka-ionyi/

Свидетели Иеговы ссылаются на эти стихи в доказательство того, что библейские пророки иногда ошибались в своих предсказаниях. Ведь предсказание Ионы о разрушении Ниневии не исполнилось. И никто за это Иону не осудил. Следовательно, Общество Сторожевой Башни тоже не следует осуждать за ошибки в пророчествах. Библейское учение. В ответ вы должны подчеркнуть, что Иона вовсе не ошибся. Иона передал ниневитянам именно то, что поручил ему Иегова Бог (см. Ион.3:1 ). Спросите: Поскольку Иона в точности передал слова Самого Бога ( Ион.3:1 ), как может Общество Сторожевой Башни утверждать, что он ошибся? Очевидно, пророчество Ионы подразумевало возможность покаяния. Судя по реакции ниневитян, они поняли, что окончательный исход событий будет зависеть от их реакции на пророчество. Они поняли, что через сорок дней их город будет разрушен, если только они не покаются ( Ион.3:5–9 ) 866 . Увидев, каким образом ниневитяне отреагировали на пророчество Ионы, Бог отменил обещанное наказание, тем самым дав понять, что и Сам Он ставил исполнение этого пророчества в зависимость от реакции людей 867 . Это вполне согласуется с тем, что Бог сказал в Книге пророка Иеремии: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» ( Иер.18:7–8 ). Случай с Ниневией – яркое воплощение этого принципа. Бог часто проявляет милость, если видит явное раскаяние ( Исх.32:14 ; 2Цар.24:16 ; Ам.7:3, 7 ) 868 . Урок, который нам следует извлечь из истории Ионы, заключается в том, что иногда Бог предпочитает отменить наказание, если люди из страха перед судом предпочитают покаяться, то есть исчезает сама причина обещанного наказания. Знаток Ветхого Завета Уолтер К. Кайзер отмечает: " Не изменить Свое решение в таких случаях означало бы для Бога поступить вопреки присущим Ему качествам справедливости и отзывчивости к любому изменению, которое Он планировал вызвать» 869 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Пророк Исаия, от нощи утреннюющий в желании путеводствоваться повелениями Спасителя и творить волю Его, в Великом каноне стоит как бы в тени – но разве не находим мы в творении преподобного Андрея созвучия тем стихам пророка, которые по богослужебному уставу предваряли тропари Канона: Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде… Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26:9-19). Преподобный Андрей постоянно использует (а иногда почти дословно цитирует) богодухновенные слова Исайи, имеющие, по выражению святителя Кирилла Александрийского, «ясность евангельской проповеди». У святого Андрея: Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света Превечна (ВК 5:21). У пророка Исайи: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9:2); Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше… (Ис. 66:13-14). «Умное видение», умственное созерцание Предвечного Света у преподобного Андрея неразрывно связано с покаянием: Калом смесихся окаянный умом, омый мя, Владыко, банею слез моих, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег (ВК 5:14), Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя… ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя (ВК 7:17), «Смилуйся, Спаситель, и возврати мне, как поет Давид, веселие!» (ВК 7:18). Еще один пророк Божий, о котором говорит преподобный Андрей – Иона: «В Фарсис убежал Иона, предвидя обращение ниневитян…» (ВК 8:10). Библейские песни из пророка Ионы (Ион. 2:3, 4, 6-8) предваряют тропари Великого канона сокращенной редакции Пророк Иона – один из излюбленных персонажей не только книжной миниатюры, но и храмовой росписи. Не менее часто можно встретить в книжной миниатюре изображения Псалмопевца (Едине Спасе, Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей, – взывал преподобный Андрей); пророков Илии и Елисея (Елисей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога); Даниила с тремя отроками в пещи Вавилонской.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

А для меня то и другое равно верно. Верю, что и Иона был сохранен, ибо Богу все возможно ( Мф.19:26 ). Верю, что и Христос воскрес из мертвых. Ибо об этом я много нахожу свидетельств как в Божественном Писании, так и в силе Воскресшего, доселе открывающейся, Который сошел во ад один, а вышел из него со многими. Он сошел к смерти, и многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ) через Него. 19 . Смерть устрашилась, увидев нового кого-то пришедшего во ад, Который не был связан узами его. Почему вы, привратники ада, увидевши Его, ужаснулись? Какой необычайный овладел вами страх? Смерть побежала, и бегство это обнаружило боязнь ее. Стеклись святые пророки и Моисей законодатель, и Авраам, и Исаак, и Иаков, Давид и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который, свидетельствуя, говорил: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? ( Мф.11:3 ). Искуплены все праведные, поглощенные смертью. Ибо возвещенный Царь долженствовал быть Искупителем добрых провозвестников. Тогда каждый из праведных говорил: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? ( 1Кор.15:55 ). Ибо нас искупил Победоносец. 20 . Образ этого Спасителя нашего представил пророк Иона, во чреве кита молящийся и говорящий: воззвал я в скорби моей, и проч. из чрева преисподней ( Иона 2:3 ). Хотя он находился в ките, но, в ките находясь, говорит о себе, что он находится во аде. Ибо он прообразовал Христа, имевшего сойти во ад. И спустя несколько говорит от лица Христова, пророчествуя весьма ясно: До основания гор я нисшел ( Иона 2:7 ). Но он был в чреве кита: какие же горы заключают тебя, пророк? «Знаю я, – говорит он, -что я прообразую Того, Который имеет быть положен в гробе, иссеченном из камня»; Иона, находясь в море, говорит: земля... заградила меня ( Ион.2:7 ); поскольку он прообразовал Христа, нисшедшего в сердце земли. И предвидя, что иудеи будут склонять воинов ко лжи и говорит: скажите... украли Его ( Мф.28:13 ), сказал: Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего ( Иона 2:9 ). Ибо пришел милосердующий о них, но был распят и воскрес, давши честную Свою кровь за иудеев и язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Вот почему и мне пришло в голову достать старый и нигде не публиковавшийся черновик, сделанный примерно десять лет назад, отредактировать его, сравнив с другими существующими переводами, и предложить редакции “Альфы и Омеги”. А. Десницкий 1 глава 1 Было слово ГОСПОДНЕ к Ионе, сыну Амафия: 2 “От­прав­ляйся к Ниневии, великому городу, и призови ее, потому что ш донворитворимое в ней зло переполнило чашу Моего терпения”. 3 Но Иона решил бежать и скрыться от ГОСПОДА в Таршише. Он пришел в Яффу, нашел там корабль, направлявшийся в Таршиш, дал положенную плату и спустился в корабль, чтобы уплыть на нем в Таршиш, прочь от ГОСПОДА. 4 Но ГОСПОДЬ наслал на море мощный ветер, началась суровая буря, и корабль вот-вот должен был разбиться. 5 Моряки испугались и стали взывать каждый к своему богу. Они бросали за борт груз в надежде облегчить корабль. А Иона спустился в трюм, лег и заснул мертвым сном. 6 Тогда к нему подошел капитан и сказал: – Что же ты спишь? Вставай, призови своего бога. Может быть, этот бог нас заметит и не даст нам погибнуть. 7 А моряки стали говорить меж собой: – Давайте бросим жребий и узнаем, из-за кого нас постигла такая беда. Бросили жребий, и он пал на Иону. 8 Тогда они стали расспрашивать его: – Расскажи нам, из-за кого же нас постигла такая беда: чем ты занимаешься и откуда идешь, из какой ты страны и какого племени? 9 Он отвечал: – Я еврей и боюсь ГОСПОДА, Бога небесного, сотворившего море и сушу. 10 Моряки страшно испугались и спросили его: – Что же ты сделал? Ведь они поняли из его рассказа, что он скрывается от ГОСПОДА. 11 Они сказали: – Что же нам сделать с тобой, чтобы море оставило нас в покое? А море все продолжало бушевать. 12 Тогда Иона ответил им: – Возьмите меня и бросьте в море, и оно оставит вас в покое. Ведь я знаю, что эта суровая буря наслана на вас из-за меня. 13 Но моряки все-таки стали грести, чтобы вновь достичь берега, но никак не могли, потому что буря уносила корабль прочь. 14 И тогда они призвали ГОСПОДА: – Молим Тебя, ГОСПОДИ, молим, не дай нам погибнуть из-за этого человека, и не взыщи с нас за его невинную кровь, потому что Ты Сам, ГОСПОДИ, сделал то, что пожелал сделать.

http://pravmir.ru/kniga-proroka-ionyi/

Из многочисленных случаев употребления в Ветхом Завете слова “чу­деса” ( ), большая часть употреблена в прямой связке с “знамениями” ( ъъКаКдИ ), что заставляет предположить доминирую­щее (но все же не единственное!) понимание смысла чудес как особого вида знамений 15 . Однако в Новом Завете все кардинально меняется. При обилии чудес ( t¦ ), знамения ( t¦ shme‹a ) не просто отходят на второй план, их не просто становится меньше, — можно сказать, что они принципиально отвергаются. Христос отвергает предложение сатаны совершить знамение, бросившись со стены храма и оставшись невредимым (Мф 4:5–7; Лк 4:9–12). Христос неоднократно отвергает прямые требования фарисеев явить им знамение (Мф 12:39; 16:4; Мк 8:12; Лк 11:29; Ин 2:18–19), говоря: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение (Мк 8:12). Более того — даже когда Иоанн Креститель посылает своих учеников, которые не вполне понимали, Кто есть Иисус (Ин 3:25–26), спросить: ожидать ли нам другого? (а не “ожидать ли мне другого”), желая, чтобы Христос как-то лично, по-особенному убедил бы их 16 , то Господь отвечает им таким образом, что и общеизвестных совершенных Им чудес достаточно для того, чтобы уверовать тому, кто желает верить Богу (Мф 11:2–5; Лк 7:19–22). Даже для них Он отказывается совершать специальные знамения. Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:39–40); Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего (Лк 11:29–30). Каково значение этих слов? Очевидно, что в том, что Господь и так делает, уже заключено знамение. Ведь Иона — едва ли не единственный пророк Ветхого Завета такого масштаба, который не творил вообще никаких чудес (на что указывал еще преподобный Ефрем Сирин 17 )! И смысл ответа Иоанновым ученикам именно таков.

http://pravmir.ru/ponyatie-chuda-v-hrist...

Из многочисленных случаев употребления в Ветхом Завете слова «чудеса» (?? ????????) чаще всего оно приводится в прямой связке со «знамениями» (?? ??????), что заставляет предположить доминирующее (но все же не единственное!) понимание в Ветхом Завете смысла чудес как особого вида знамений. Однако в Новом Завете все кардинально меняется. При обилии чудес (?? ????????) знамения (?? ??????) не просто отходят на второй план, их не просто становится меньше – можно сказать, что они принципиально отвергаются. Христос отвергает предложение сатаны броситься с кровли храма и, оставшись невредимым, явить этим знамение (см.: Мф. 4, 5–7 ; Лк. 4,9–12 ). Христос неоднократно отвергает прямые требования фарисеев явить им знамение (см.: Мф. 12,39; 16,4 ; Мк. 8,12 ; Лк. 11, 29 ; Ин. 2, 18–19 ), говоря: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение ( Мк. 8,12 ). Более того – даже когда Иоанн Креститель посылает своих учеников, которые не вполне понимали, Кто есть Иисус (см.: Ин. 3,25–26 ), спросить: ожидать ли нам другого? (ср.: Мф. 11,3 ; а не: «ожидать ли мне другого»), желая, чтобы Христос как-то лично, по-особенному убедил их, 103 – Господь отвечает им, что и общеизвестных совершенных Им чудес достаточно для того, чтобы уверовать тому, кто желает верить Богу (см.: Мф. 11,2–6 ; Лк. 7,19–23 ). Даже для них Он отказывается совершать специальные знамения. Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф. 12, 39–40 ); род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего ( Лк. 11, 29–30 ). Каково значение этих слов? Очевидно, что во всем, что Господь совершает, уже заключено знамение. Ведь Иона едва ли не единственный пророк Ветхого Завета, который не совершал никаких чудес (на что указывал еще преподобный Ефрем Сирин 104 )! И смысл ответа Иоанновым ученикам именно таков.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Лишь в упорстве людей, их нежелании отказаться от своеволия заключается причина продолжения их бедствий. Господь желает не их страданий, а внутреннего изменения. Казнями Он призывает их к покаянию. Преподобный Ефрем Сирин поясняет, что Бог «наперед возвещает, чем накажет, чтобы египтяне покаялись». Важно понимать, что в страшной истории о казнях египетских Бог не мстит жителям Египта, Он готов в любой момент отменить исполнение Своего праведного суда над ними и дает возможность избежать наказания тем, кто послушается Его. Перед началом седьмой казни Господь предупреждает фараона о приближении града невиданно разрушительной силы, и повелевает увести с полей все живое: «на всех людей и скот, которые останутся в поле и не соберутся в домы, падет град, и они умрут» (Исх. 9, 19). Египтяне, поверившие «чужому» Богу, уцелели. Остальные, надеясь на своего «родного» бога Осириса, остались беззащитны: «и побил град по всей земле Египетской все, что было в поле» (Исх. 9, 25). Если бы все египтяне послушались Бога, то это бедствие не причинило бы смертельного вреда. Но, как пишет святой Ефрем, «граду должно было идти, чтобы видимо было чудо», и всем стала очевидной благая участь людей, поверивших Господу. Следовательно, посылая казни, Бог желал египтянам не гибели, а обретения веры. Таким путем избежали казни жители огромного языческого города Ниневии. Бог послал к ним пророка Иону, и тот предрек им скорую гибель за мерзкие грехи, если они не покаются. Ниневитяне вняли Господу и принесли всенародное покаяние: «объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Иона 3, 5). Их главный правитель, в отличие от фараона, был образцом покаяния. Сняв роскошные одежды и царские регалии, он в знак скорби сидел в пепле и оплакивал свои прегрешения. Так же поступили все его подданные, без исключения. Как только «увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3, 10). Бог отменил бы и казни египетские, если бы жители Египта поступили подобно ниневитянам. Но на этот раз потребовались жесткие методы действия Промысла Божия. Именно они помогли части египтян обрести веру. Остальные продолжали упорствовать в своем ожесточении. Одни укоряли Моисея и его Бога, другие проклинали страну, правителя и своих идолов. Но главная причина была в них самих. Как ни печально, эта история не утрачивает своей актуальности. И сегодня в ее участниках – и поверивших Богу, и ожесточившихся людях, мы можем часто узнать самих себя.

http://pravoslavie.ru/105459.html

Они, не слышав ни евангельских слов, ни проповеди пророков, ни благовестия о царстве небесном, оказали, однако послушание пророку и — смотри — как припадают к Богу, как умилостивляют Его, как гнев Его прелагают на милость к себе, и как они отклонили приговор Божий, как смягчили Его гнев и расположили Его к человеколюбию, как свой город, стоявший на краю гибели, оградили надежнее всякой стены и сделали его крепче адаманта. Богу угодны были не царский венец и держава, но пепел с власяницей; не блеск багряницы, но рубище; не златокованный трон, украшенный камнями, но исповедание (грехов). О, сила рубища, превосходящая и побеждающая царскую багряницу! О, могущество пепла, сильнейшее царского венца и престола! Ведь именно в то самое время, когда царь был в венце и сидел на троне в багрянице и с державою, т. е. царским жезлом, в руках, а кругом него стояло войско и толпилась свита, — в это именно время, может быть, вошел к нему пророк, обнаженный, ноги в пыли, лицо в поту, и произнес свои слова: « еще сорок дней и Ниневия будет разрушена » (Иона 3:4). Что ты делаешь, о, пророк? Если действительно Дух Божий в тебе, то почему не знаешь ты воли Божией, что не погубить желая, но призвать к покаянию, Он изрек этот приговор? Ничего больше, говорит, не сказал мне Бог кроме того, что « еще сорок дней и Ниневия будет разрушена ». Что делаешь, о, Иона? Почему не прибавляешь к этому никакого наставления. В самом деле, что сказано было Богом Исаии для передачи Израилю? Ничего другого, кроме одних этих слов. Каких слов? « Пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите » (Ис. 6:9). А между тем, видишь, какими различными наставлениями и поучениями он вразумляет их, какие убеждения и увещания и обличения предлагает им? Вот, например, как он обличает: « вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет » (Ис. 1:3). Вот его обличение. Послушай и его увещание: « омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло » (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

О церковном богослужении Где можно молиться? – Можно молиться везде: и дома, и в поле, на всяком месте, потому что Бог есть Дух и везде присутствует. Священная история представляет такой пример молитвы: Бог послал пророка Иону в город Ниневию возвестить жителям гнев Божий за их беззаконие; а он не исполнил Божьего повеления, отправился в противоположную сторону и за то едва не погиб. Когда он плыл на корабле, то поднялась сильная буря и ежеминутно грозила потопить его. Жребий, брошенный между плывшими, указал, что Иона находится под гневом Божиим; его бросили в море, и там поглотил его большой морской зверь – кит. Господь чудесно сохранил жизнь Ионы внутри этого зверя, и вот оттуда-то, из чрева кита, Иона воззвал к Богу о помощи и спасении, и Господь услышал его и спас. Так, нет места, где бы Бога нас не видел и не слышал, и где бы нельзя было Ему молиться. Но есть и особенные, нарочно устроенные для молитвы места: это храмы Божии. Особенное место молитвы – храм – Когда человек был чист своею душою, близок к Богу, тогда не было нужды в храмах: так в раю не было храма. По падении, мы отдалились от Господа Бога и стали склонны к рассеянию и суете мирской. Поэтому и стали чувствовать потребность в устроении храма; переходя за порог его, мы должны оставить все земные попечения и стать пред лицом Самого Всесвятого и Всеведущего Бога. Сам Господь сказал о храме: будут очи Мои и сердце Мое, там во все дни ( 3Цар.9:3 ). Происхождение храма – Первый храм истинному Богу был сооружён пророком Моисеем. В это время евреи странствовали по аравийской пустыне. Посему и храм сооружён был такой, что можно было разбирать его и переносить с места на место. Он известен под именем скинии, что значит палатка. Такую же точно скинию соорудил впоследствии царь и пророк Давид. Сын и преемник Давида, царь Соломон, соорудил уже не переносную скинию, а храм для постоянного в одном месте служения Богу. Местом для храма указана Самим Богом гора Мориат, на которой, по преданию, Авраам решился принести в жертву сына своего Исаака. За беззакония евреев Господь допустил царю вавилонскому Навуходоносору разрушить и сжечь этот храм. Впоследствии евреи на том же самом месте соорудили второй храм Господу Богу. Этот храм, хотя и не был так украшен, как Соломонов, но сделался славнее его, потому что в нём много раз был, молился, учил и творил чудеса Господь Иисус Христос . Но и этот храм, по той же причине, т. е. за неверие и беззакония Евреев, согласно предречению Господа Спасителя, был разрушен Римлянами так, что не осталось в нём камня на камне.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010