Несколько странно для нас и необычно звучит «спасение Богу нашему… и Агнцу». Дело в том, что в ветхозаветных параллелях Пс.3:9 и Иона.2:10 слово, которое здесь переведено как «спасение», имеет разные смысловые оттенки. В частности, оно может быть переведено как «победа». А дательный падеж здесь возник из-за того, что это восклицание имеет продолжение в ангельском славословии Откр.7:12 , где благословение и слава и т. д. возносятся именно Богу (естественно, в дательном падеже). Так что вообще-то гимн спасенных имеет такой смысл: «Победа Бога нашего, сидящего на престоле, и Агнца!» Находящиеся в небесном тронном зале ангелы своим «аминь!» подтверждают этот гимн и восхваляют Бога славословием из семи благословений («благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость»). Число семь здесь намекает на вечное, никогда не прекращающееся восхваление Бога. Так уже было в славословии Агнцу в Откр.5:12 . Но здесь, в главе 7, Агнец не упоминается. Происходит это в согласии с литературной формой, характерной для Иоанна. Дело в том, что здесь завершается цикл, начавшийся в главе 4, где открывается видение престола и Бога, Сидящего на престоле, но еще не появляется Агнец, который составляет собственно центр и ядро содержания всего цикла. Но начинается все в Боге, поэтому и завершается все в Боге. В 7:13 начинается толкование видения. Как и в главе 5, толкует и объясняет все один из «старцев». Толкование гласит, что Иоанн увидел тех, «которые пришли от великой скорби». Напомню, что словом «скорбь» в Синодальном переводе передается слово подлинника, которое означает «гонение, притеснение, преследование». Речь идет о преследуемых христианах. Начиная с пророчества Даниила ( Дан.12:1 ) предполагалось, что перед концом света наступят времена страшных бедствий и гонений народа Божьего: «И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

„Если возможно, да минует Меня чаша сия“. То, что сказал только Отцу, знал, знал и то, что чаша может миновать, однако для той цели и пришёл, чтобы пить её за всех и посредством этой чаши уплатить долги всех, коих уплатить не могли своей смертью пророки и спасатели. „Отче, да минует Меня чаша сия“. Кто смерть Свою описал через пророков Своих и таинство смерти Своей прообразовал на праведниках Своих, Тот, когда настало время Самому подпасть смерти, не (мог), конечно, отвергнуть смерть и отказаться пить чашу её. Ведь, если бы не хотел пить её и имел желание отвергнуть её, то не сравнил бы тело Своё с храмом, говоря: „разрушьте сей храм, и Я в третий день воздвигну Его ( Ин.2:19 )“, и не сказал бы сыновьям Заведеевым: „можете ли пить чашу, которую Я буду пить ( Мф.20:22 )“, и в другом месте: „предстоит Мне крещение, которым Я должен креститься ( Лк.12:50 )“, и: „как Моисей вознёс змия в пустыне, так вознесён будет Сын человеческий ( Ин.3:14 )“, и: „как Иона был —290— во чреве кита, так Сын человеческий будет в сердце земли ( Мф.12:40 )“, и: „должно Ему умереть и воскреснуть ( Лк.9:22 )“, и: „сильно желал Я есть эту пасху с вами прежде Моего страдания ( Лк.22:15 )“, и: „Сын человеческий идёт, как написано о Нём ( Мф.26:24 )“. Даже и вечером той ночи, когда предал Себя, разделил тело Своё Апостолам Своим и кровь Свою роздал ученикам Своим и дал им заповедь творить сие в воспоминание Его страдания. Тот, Кто ученикам Своим заповедал не бояться смерти, говоря: „не бойтесь убивающих тело ( Мф.10:28 )“, каким образом Он Сам убоялся смерти и просил, дабы миновала Его чаша сия? Кто добровольно подъял число месяцев в утробе и число годов на земле, ужели Он хотел, чтобы миновала Его чаша и всё Его явление сделалось тщетным, в то время, когда дни, месяцы и годы прошли и оставалось только несколько часов? Когда был в Иерусалиме и провозглашал Своё увещание, то, желая показать величие даров Своей милости, сказал: „если бы в Содоме явлены были те силы, которые явлены в тебе, то и доселе оставался бы он местом обитания ( Мф.11:23 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другие (преимущественно немецкие ортодоксальные богословы) полагают, что надобно понимать стихи 15 – 16 гл. XIX 3-й книги Царств буквально, тем более, что Господь начертывает Илии и путь чрез пустыню в Дамаск, и потому надо думать, что Илия сам исполняет данное ему Богом повеление, и что помазание Азаила в Сирии и первое помазание Ииуя совершены Илиею, но оставались в тайне, как оставалось в тайне первое помазание Самуилом Давида задолго до его воцарения (I Ц. XVI). Эти первоначальные помазания предназначенных Богом лиц по всей вероятности и не могли быть поняты помазанными, доколе Господу Богу не угодно было привести в исполнение предначертанные Им события во времена, Ему одному известные. По наступлении же сих времен Елисею приказано было объявить Азаилу и помазать (вторично) Ииуя, дабы подвигнуть их к исполнению предначертанного. Мы склоняемся к последнему взгляду. Мы должны сказать еще несколько слов о помазании пророка и помазании царей. В Св. Писании, кроме вышеприведенного места об Елисее, нигде не встречается указаний на помазание елеем пророков. Выражение пророка Исаии (LXI, 1): «Дух Господень на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение» – есть пророчество Мессианское, – т.е. глаголющее о Том, Который называется Помазанным, Христом, Мессиею, – и говорит о помазании духовном (Луки, IV, 18 – 19). Поэтому мы не уверены в том, чтобы над Елисеем должно было совершиться помазание елеем. Нам кажется, что слова о помазании Елисея во пророка должны быть понимаемы в том же смысле, в котором Господь глаголет Моисею об Иисусе Навин: «Возьми себе Иисуса Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою... и дай ему славы твоей» ( Чucл. XXVII, 18 –20 ). И еще Второз. XXXIV, 9: «Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои». И еще в Числах XI, 24 25 мы читаем, что Господь «взял от Духа, который на Моисее, и дал семидесяти мужам старейшинами И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать». Таким образом мы видим помазание духовное, заменяющее обряд помазания елеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Грех для Амоса является злом, внесенным в отношения между Богом и человеком (Ам 9:8). Это есть оскорбление Творца — отказ следовать Его путем. Без слова Господня люди испытывают жестокие нравственные мучения, подобно мучениям умирающих от жажды. «Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на Землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря и до моря и скитаться от севера к востоку, ища слово Господня, и не найдут его. В тот день будут ис таявать от жажды красивые девы и юноши (Ам 8:11–13).   В этих словах, которые так актуальны в наши дни, пророк говорит о жизненном значении духовных ценностей, которые должен искать человек. Не просто совесть, не просто гуманность необходимы человеку, а живое познание Бога, слышание Его слова. Тема суда и воздаяния остается основной у Амоса, ибо он был призван судить судей, чтобы разбудить людей от сна, разрушить оплот суеверия и самодовольства. Пророк Осия В переводе имя Осия означает «помогай Бог». Он стоит первым среди 12 пророков. Хронологически Иона, Амос, Авдий, Иоиль жили немного до Осии; Осия был современником Исаии и Амоса, мы их ставим в одно время. Сын Беерии из десяти колен Израиля. По первой главе мы знаем, что он заключил брак с блудницей или, может быть, с женщиной, разведенной со своим мужем из-за неверности. Это означало для него тяжелейшую ношу, но он взял на себя такой крест.   Составителем книги является он сам. Его жизнь закончилась примерно в 722 году. Книга содержит три раздела . 1-й раздел — брачный союз Бога с Израилем (Ос 1:1–23), знамение Израиля, как неверная жена; 2-й раздел — суд Божий над Израилем (он говорит о нравственной гибели народа, предсказаниях священников царского дома, отклонении от легкомысленного покаяния и обвинение и угрозы народу, который не готов к покаянию (гл. 4–11); 3-й раздел — милосердие Божие (гл. 12–14). Осия, сын Беерии, жил в Израильском царстве во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского (Ос 1:1). Осия так же, как и Амос, проповедовал о близкой гибели Израиля. Он выступал как религиозный учитель во время умножающихся несчастий и бед, когда перед ассирийским нашествием греховность народа увеличилась.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Поэтому и другой пророк свидетельствует, говоря: «о, если бы я не был мужем, имеющим духа, и лучше бы я говорил ложь» ( Мих. 2. 11 ). Иона же, напротив, печалится, зачем он солгал, и укоряется Господом, что полезнее пророку солгать, чем погибнуть такому множеству людей (Ион, гл. 3). И чтобы не показаться одобряющим предсказание лжепророка, он, не оскорбляя лжеца, доказывает истину из примера других. Ст. 7–9. Только послушай слово сие, которое я говорю в слух тебе и в слух всего народа: пророки, которые от начала были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и голод. Пророк, который предсказывал мир, тогда только будет признан за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбудется слово его. Иеремия мог сказать Анании: ты говоришь ложь, обманываешь народ; ты не пророк, а лжепророк. Если бы он сказал это, то и лжепророк мог отвечать Иеремии тем же; поэтому Иеремия не оскорбляет его и обращается к нему как к пророку. Не только, говорит, мы с тобою пророки, но прежде тебя и меня были многие другие, как например Исаия, Осия, Иоиль, Амос и прочие. Они пророчествовали, говорит, многим землям и не малым, а великим царствам, возвещая им войну, бедствия и недостаток во всем. И напротив, были другие, обещавшие мир и благоденствие. Приговор тех и других оправдывался не лживою лестью, а исходом обстоятельств. Таким образом о себе и Анании Иеремия говорит ссылаясь на пример других, что истинность пророков оказывается тогда, когда наступит исход обстоятельств. Тоже сказал и Господь чрез Моисея (Второз. гл. 23), что пророк обнаруживается концем пророчества. Нужно заметить и то, что упрекает лжеца не грозно, не сурово, а с надеждою на силу истины, и отлагает решение на будущее время, чтобы слушатели подождали исхода дела. Ст. 10–11. И снял Анания пророк ярмо, (которое по еврейски mutoth), с выи Иеремии пророка и сокрушил его. И сказал Анания пред глазами всего народа, говоря: так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, чрез два года дней с выи всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

С таким намерением обратилась с просьбою ко Господу и сказала: Господи или Тебе нет нужды, что сестра моя оставила меня одну служить? Скажи ей, чтобы помогла мне ( Лк.10:40 ). – Кому не заметно, сколько в этих словах дерзости! Тут и ропот на Самого Господа, и жалоба на свою участь, и неудовольствие на свою сестру! И все это произвела одна молва житейская! Если такую злобу могла породить молва в одной из лучших жен, то чего она не сделает и не делает в злых сердцах? Потому-то озлобленные от многой молвы кричат иногда: провалиться бы сквозь землю и с житьем этим! Они уже сами назначают себе то место, которое предназначено всем забывающим Бога ( Пс.9:18 ); ибо хотя, случается, и призывают Его, но подобно сему: Господи! небрежеши ли ( Лк.10:40 ). Итак, верно же сказано, что проклят бывает человек, аще от Господа отступит сердце его ( Иер.17:5 ). Такой и ныне, еще в сем веке, терзается немало душою, как Господь и возвестил ему: понеже не послушаша гласа Моего, но поидоша по изволению сердца своего лукавого, сего ради не благоволих о тебе; и се накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя ( Иер.3:13; 2:19 ). И вот, потому и лежит тяжелое иго, как сказано, на сынах Адама, от сидящего на престоле и до поверженного в прах, у всякого досада, и смущение, и беспокойство, и негодование, и распря (Ср. Сир.40:1–5 ). И все сие, и более того, навел на нас враг рода человеческого посредством алчности временных благ. Не напрасно же Церковь учит нас петь такую песнь: плавающего в молве житейских попечении, с кораблем потопляема грехми и душетленному зверю приметаема, молюсь, яко Иона, от тли, Боже, возведи мя. Безмолвие И сие (направление мудрого) не от собственной воли, не от хотения человеческого происходит, склонного лишь на зло (Ср. Быт.8:21 ), но, как и всякое добро, от усмотрения воли Божией, которая одна ведет к добру. Ибо и Давид, как один из сынов человеческих, соблазнялся было жизнью богатых, смотря на их спокойную жизнь. Я позавидовал безумным, видя их благоденствие; ибо нет им страданий до смерти их, и хотя крепки их силы, на работе же человеческой нет их и наравне с прочими не страждут они.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Кесарию эту выстроил Филипп в честь Кесаря, но была и другая Кесария – Стратонова. Спросил учеников, отведя их далеко от иудеев, чтобы они без всякого страха свободно отвечали на вопрос. И не о книжниках и фарисеях спрашивал, так как они открыто поносили Его, но – о народной толпе, которая не имела зависти и лукавства. И Лука ( Лк.9:18 ) говорит: «и бысть егда моляшеся един, с Ним беху ученицы: и вопроси их, глаголя: кого Мя глаголют народи быти?» А Марк ( Мк.8:27 ) сказал, что спросил их на пути. Может быть, на пути в страны Кесарии Христос вместе молился и совершал путь. «Сына Человеческаго», т.е. кажущегося для них человеком. Спросил не потому, что не знал, но с премудрою целью, чтобы Петр сказал то, что ему было открыто, и чтобы отвергнуть ошибочные мнения о Себе всех других людей. Он знал, что Бог Отец открыл о Нем Петру. Заметь, что спросил об этом не в начале проповеди, но после того, как совершил много и великих знамений, после того как учил о многом и великом, после того как представил достаточные доказательства Своего Божества и единства с Отцом. Мф.16:14–15 .  Они же реша: ови убо Иоанна Крестителя, инии же Илию, друзии же Иеремию или единаго от пророк. Глагола им (Иисус): вы же кого Мя глаголете быти? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? «Вы», говорит, которые постоянно живете со Мною и хорошо знаете Мое могущество в деле и в слове. Сказав им: «вы же кого Мя глаголете быти?» – показал, что народ говорит неверно. Мф.16:16 .  Отвещав же Симон Петр рече: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. Опять Петр, всегда пламенный, выскакивает и предупреждает. Сказал: Живаго, потому что написано о Нем: «Господь живяй в вас» ( Нав.3:10 ); Среди вас есть Бог живой. «Живу Аз, глаголет Адонаи Господь», и много такого же, – конечно, для различия от мертвых идолов. Мф.16:17 .  И отвещав Иисус рече ему: блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

И когда увидишь, как кто-то безудержно предается наслаждениям плоти и телесным удовольствиям, для кого душа не представляет никакой ценности, но им полностью владеют плотские страсти, скажи о таковом: «Поглотила его земля». Меня, однако, несколько тревожит сказанное в тексте: «Ты простер десницу Твою: поглотила их земля». Как будто земля поглотила их только потому, что Господь протянул Свою правую руку. Если рассмотришь, как Господь, вознесенный на крест, «всякий день простирал» руки Свои «к народу непокорному» ( Ис.65:2 ) и как Его смерть низвергла неверующих, кричавших: «Распни, распни Его!» ( Лк.23:21 ), за их преступления, то ясно увидишь, как Он простер десницу Свою и земля поглотила их. Не следует, однако, впадать в полное отчаяние, ибо возможно, что если кто-то, кого поглотила земля, каким-то образом придет в себя, то может быть извергнут, как пророк Иона (ср. Ион.2:11 ). Я также думаю, что некогда земля извергала из своих самых глубоких недр всех тех из нас, кого она поглотила, и по этой причине Господь наш не только спустился на землю, но и сошел «в преисподние места земли» ( Еф.4:9 ). И там Он нашел нас поглощенных и «сидящих во тьме и тени смертной» ( Лк.1:79 ). И, выведя нас оттуда, Он готовит для нас место не на земле, чтобы она снова не поглотила нас, а в Царстве небесном. 7 . «Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, – сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей» ( Исх.15:13 ). Господь ведет милостью Своей Свой народ, который Он освободил «банею возрождения» ( Тит.3:5 ). Он также утешает их утешением Святого Духа и ведет в «жилище святыни». Ибо надежда будущих благ дает покой тем, кто трудится, так же как надежда получить венец победителя смягчает боль от ран тех, кто участвует в соревнованиях атлетов. 8 . «Услышали народы и были разгневаны: ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана» ( Исх.15:14–15 ). Из этого повествования ясно, что ни один из этих народов не присутствовал при совершении чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мф.12:39 .  Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; (Ср. Лк.11:29 ). «Род лукавый» лучше бы перевести «злой, полный зла». Прелюбодейным называется этот род Спасителем потому, что вообще в Ветхом Завете уклонение от истинной религии и истинного богопочтения считалось прелюбодеянием ( Иер.3:8–9, 5:7, 13:27 ; Иез.16 ). Но, с другой стороны, это выражение можно, кажется, поставить в связь и с другими выражениями Спасителя о Содоме и Гоморре ( Мф.11:22–24 ) и понимать изреченное так, что современное Христу поколение было развратно. Оба явления, идолопоклонство и половой разврат, часто поставляются в связь одно с другим и понятны из наших сведений о языческой жизни. Этому поколению не будет дано теперь знамения. Морисон думает, что здесь чрезвычайно сжатое выражение, в которое намеренно внесен элемент неопределенности и таинственности. Полнее содержание этой речи Спасителя можно изложить так: «Никакого знамения, ради удовлетворения любопытства, вовсе не будет дано этому поколению. Знамение не принесет ни ему, ни кому бы то ни было никакой пользы. Ненависть злого поколения ко Мне не прекратится. Оно отвергнет Меня. Однако оно не сделает напрасной Мою миссию. Когда оно предаст Меня смерти, Я дам ему знамение гораздо более удивительное, чем те любопытные вещи, которых оно ожидает от Меня. Я дам ему знамение Ионы пророка». Спаситель хочет дать иудеям знамение не небесное, а земное, и притом знамение в сердце земли. Это, однако, не значило, что Христос до совершения этого знамения не будет творить никаких чудес и никаких знамений. Они не казались знамениями неверовавшим в Него иудеям. Указываемое знамение будет дано специально им и вообще всем неверующим. Мф.12:40 .  ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Ср. Лк.11:30 ). Речь здесь, очевидно, образная. Вопрос может возникать только о том, почему здесь Спаситель говорил образами, а не выразился просто: Сын Человеческий будет погребен и останется в земле три дня и три ночи. Но подобные же образы употребляются и в других местах (см. Ин.2:19, 3:14 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоанн Златоуст в толковании на Га. 4:24 («которые суть иносказания» – τιν στιν λληγορομενα [атина естин аллигорумена]) говорит: «апостол назвал иносказанием (λληγοραν [аляигориан]) прообраз (τπος [типос]). Этим он хотел сказать, что данная история ( Гал.4:22–31 ) изображает не только то, что представляется в ней с первого взгляда, но выражает также и другое нечто, поэтому он и назвал ее иносказанием». Типологически толкуя Ветхий Завет, апостолы следовали примеру Господа нашего Иисуса Христа. Спаситель говорил о Самом Себе: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). Здесь показывается, что событие из жизни пророка Ионы (пребывание во чреве кита, Иона 1–2 глл.) прообразует собой (по аналогии, что в тексте выражено через связь «как..., так и...») другое событие в будущем – трехдневное пребывание Христа во гробе. На этом примере хорошо видно, как при таком толковании сосуществуют исторический и преобразовательный смыслы текста – случай из жизни пророка не отрицается, признается бывшим в действительности, но в то же время важен не сам этот случай, а то, что сквозь него прообразуется – великое событие спасительного подвига Христова. Другим примером является толкование Христом вознесения Моисеем медного змея в пустыне ( Числ.21:8–9 ): «И      как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» ( Ин.3:14 ) . Автор указывает здесь на те многозначительные недомолвки в тексте Писания, которые, по его мнению, не являются случайностью, т.к. не только точно характеризуют загадочную личность Мелхиседека, но еще и являются прямым руководством к толкованию этой личности, как прообраза грядущего Мессии. Во-первых, это условные безначальность и бессмертие Мелхиседека, поскольку Писание не говорит как о его родословной, так и о факте его смерти, что необычно для книги Бытия и наводит на мысль, что это умолчание преднамеренно. Условная безначальность и бессмертие Мелхиседека есть прообраз тех же свойств, но уже не условных, а реальных, у Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010