Мудрый Соломон воспроизводит в своих Притчах также исторические и законоположительные отделы Пятикнижия. Он воспроизводит историю творения мира при участии Ипостасной Премудрости ( Быт.1 ­­ Притч.8:21–32 ), сравнивает мудрость с упоминаемым у Моисея древом жизни ( Притч.3:18; 11 ­­ Быт.3:22–24 ). Припоминая заповедь Моисея о сохранении в народной памяти Божия закона, Соломон советует начертывать нравственные законы на скрижалях сердца ( Притч.7 ­­ Втор.6:8 ). Согласно повествованию Моисея, мудрый Екклезиаст признает, что человек создан был правым и блаженным, но потом сам осуетился; истинное благо человека заключается в восстановлении первобытных отношений между человеком и Богом и исполнении воли Божией ( Еккл.7:29 ). Учение Екклезиаста о бессмертии (12:7) основывается на повествовании Пятикнижия о творении человека ( Быт.2:7 ). Вообще все догматическое и нравственное учение, раскрываемое в учительных книгах, покоится на Пятикнижии, как на фундаменте; учение Пятикнижия служит исходной точкой для всей их премудрости. Цитатами можно бы наполнить целые тома. Достаточно прочесть одну-две главы, чтобы убедиться в этом. Такое же значение Пятикнижие имело и для пророков. Пророческая деятельность состояла в сохранении среди еврейского народа тех надежд и обетовании, которые возвещены были его предкам, и в поддержании среди него того нравственного настроения, которое требовалось его призванием и очерчено в Пятикнижии. Без последнего немыслимы пророческая деятельность и письменность, и Пятикнижие отражается во всех пророческих речах. Первый из пророков-писателей Авдий основывается в пророчествах об Идумее (17–19 ст.) на Пятикнижии ( Числ.24:18–20 ). Пророк Иоиль, припоминая исторические повествования и пророчества Моисея, что общенародное покаяние умягчает Божий гнев и низводит милость Божию на остаток Израиля ( Исх.32:14; 34:6 ; Лев.26:40–45 ; Втор.30:1–8 ), призывает народ в храм умолять Бога об избавлении от саранчи и опустошения ( Иоил. 1–2 глл.). Он упоминает о саде Едемском ( Иоил.2 ­­ Быт.2:8; 13:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Но насколько полна будет Божиих благословений земля обитания общества Господня, настолько полны будут проклятий Божиих земли погибших врагов Иеговы. «Египет», некогда жестоко притеснявший Израиля, издававший даже повеления умерщвлять всех нарождающихся еврейских детей мужеского пола ( Исх.1:16 ), «сделается пустынею, и Идумея», с особенною злостью, при всяком удобном случае вредившая Израилю ( Авд.1:10 ), – «будет незаселенною степью». Египет и Идумея, являющиеся здесь типами всех вообще врагов народа Божия как ветхозаветного так и новозаветного (следовательно, что говорится о наказании их, то имеет приложение к наказанию всех врагов), будут наказаны так жестоко за «оскорбление сынов иудиных, за то что они в земле их (в земле своей) проливали невинную кровь их» ( Иоил.3:19 ). Итак, земли врагов общества Господня будут обречены на вечное запустение; а земля общества Иеговы между тем получит нескончаемое в роды родов народонаселение: «и Иудея, – говорит пророк, – вечно будет обитаема, и Иерусалим в роды родов». Чрез окончательное опустошение вражеских земель Господь уничтожит всю остававшуюся еще незаконною вполне ту неправду, которую враги причинили народу Божию: »и заглажу, – говорит Господь, – кровавый грех их, которого Я еще совершенно не заглаждал». С одной стороны, уничтожая врагов, приводя в пустынное состояние их земли, а с другой, прославляя народ свой, созидая царство свое во славе, Иегова открывает Себя пред лицом всего мира как Царь своего народа, вечно живущий в Сионе: " и Иегова, – заключает пророк свое пророчественное изображение, – обитает на Сионе» ( Иоил.3:20–21 ). Из изложенного содержания пророчеств Иоиля видно, что, выходя из исторической основы – опустошения земли саранчою и засухою, они (пророчества) всюду носят на себе идеальный характер, т.е. по своему содержанию пророчества эти таковы, что исполнение их не вмещается в одном каком-либо историческом событии, а охватывает собою целый ряд событий, совершающихся в течение столетий и даже тысячелетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Если же вы мне не верите, то уразумейте истину слов моих из самого времени: ибо теперь третий час дня ( Деян.2:15 )». Ибо в третий час, по словам Марка, Распятый в третий час ныне ниспослал эту благодать. Ибо не иная благодать Распятого, а иная теперь Действующего; но Тот, Который был распят и обещал, теперь исполняет обещание Свое. Если же хотите иметь свидетельство, то слушайте, что говорит Петр: это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть ( Деян.2:17 ). Через слово, излию, изображается обильное дарование: ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его ( Ин.3:34–35 ). Он дал Ему власть давать и благодать Всесвятого Духа, кому Он благоволит. Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши ( Деян.2:17 ; Иоил.2:28 ); и потом: И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать ( Деян.2:18 ; Иоил.2:28 ). Дух Святой не смотрит на лица: Он не ищет внешних преимуществ, но благочестия души; и богатые да не возносятся, и бедные да не унывают; приготовляй только всякий себя к принятию небесной благодати. 20 . Много уже ныне сказано вам, и, может быть, утомился слух ваш, но еще больше оставлено, и поистине, чтобы изложить учение о Святом Духе, потребно третье, потребны многие поучения; но простите мне это; ибо хотя по причине наступления святого праздника Пасхи продлил я ныне мое слово, однако всех свидетельств, которые бы надлежало предложить из Нового Завета, предложить я не мог; не приведены еще мною многие свидетельства из Деяний Апостольских, где повествуется, как благодать Святого Духа действовала в Петре и во всех вместе апостолах; не приведены также многие свидетельства из Посланий соборных и Павловых четырнадцати Посланий; из всех этих Писаний, как с великого луга цветы, постараемся теперь собрать свидетельства, по крайней мере немногие, чтобы вспомнить о них. 21 . Силой Святого Духа, изволением Отца и Сына Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой ( Деян.2:14 ) (так как сказано): возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! ( Ис.40:9 ), духовной сетью своих слов уловил около трех тысяч душ: так сильно благодать действовала во всех апостолах, что те самые иудеи, которые распяли Христа, в столь многом числе уверовали, крестились во имя Христово и постоянно пребывали в учении апостолов и в молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Иоил 2:12–26 Прокимен, глас 7. Господь крепость людем Своим даст,/Господь благословит люди Своя миром. Стих: Принесите Господеви сынове Божии. Пс 28:11 , 1А СРЕДА СЫРНЫЯ СЕДМИЦЫ. НА ВЕЧЕРНИ. Прокимен, глас 5. Боже, во имя Твое спаси мя,/и в силе Твоей суди ми. Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Пс 53:3, 4 Пророчества Иоилева чтение. Тако глаголет Господь: да востанут и взыдут вси языцы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки яже окрест. Испустите серпы, яко предстоит обимание винограда: внидите, топчите, яко исполнь точило, изливаются подточилия, яко умножишася злобы их. Гласи прогласишася на поли судебнем, яко близ день Господень на юдоли судебней. Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой. Господь же от Сиона воззовет, и от Иерусалима даст глас Свой, и потрясется небо и земля: Господь же пощадит люди Своя, и укрепит Господь сыны Израилевы. И увесте, яко Аз Господь Бог ваш, вселяяся в Сионе в горе Моей святей: и будет Иерусалим свят, и иноплеменницы не пройдут сквозе его ктому. И будет в той день искаплют горы сладость, и холми источат млеко, и вси источницы Иудины источат воды, и источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь сития Египет в погибель будет, и Идумеа в поле погибели будет за озлобление сынов Иудиных, понеже пролияша кровь праведную на земли своей. Иудеа же во веки населится, и Иерусалим в роды родов. И взыщу крови их и не обезвиню: и Господь вселится в Сионе. Иоил 3:12–21 Прокимен, глас 6. Да уповает Израиль на Господа,/от ныне и до века. Стих: Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои. Пс 130:3 , 1А ПЯТОК СЫРНЫЯ СЕДМИЦЫ. НА ШЕСТОМ ЧАСЕ. Тропарь пророчества, глас 8. Даждь нам помощь от печали Господи, и спаси ны, рождейся от Девы Человеколюбче. Слава, и ныне: тойже. Прокимен, глас 1. Буди, Господи, милость Твоя на нас,/якоже уповахом на Тя. Стих: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Пс 32:22, 1 Пророчества Захариина чтение. Сице глаголет Господь Вседержитель: се Аз спасу люди Моя от земли восточныя, и от земли западныя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

Этот Пришедший — Спаситель и Судия, Царь и Жених — есть не ходатай, ни ангел, но Сам Господь, Богочеловек Иисус Христос. Эта восходящая от пустыни (Песн. Песн.3:6 ), голубица чистая и непорочная, совершенная Его невеста и сестра - есть Святая Церковь, искупленное человечество, освященная душа. Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие… Ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя,., и дано было ей облечься в виссон чистый и светлый ( Откр. 19; 5, 7-8 )! Наступило это столь давно желанное время. Род человеческий вводится вновь в союз с Богом; к которому столько времени был призываем, но оказывался неготовым. От земли в залог этого союза дано было человечество Сына Божия, от небес — взамен того — ниспослано Божество Духом Святым, и совершилось, таким образом, таинственное обручение наше с Богом. В этот преславный и преблагословенный день утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас… Бог запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21-22 ); излиял от Духа Своего на рабов Своих и на рабынь Своих, на сынов и дочерей, юношей и старцев и на всякую плоть ( Иоил. 2; 29, 28 ). От этого времени всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Иоил.2:32 ). Отселе мы представляем собой перед взором Божиим как бы одно лицо, возлюбленное, украшенное добротой и лепотой, невесту Христову, сопряженную со своим Женихом союзом вечной любви, Им живимую, Им хранимую, Им освящаемую и ублажаемую, носящую в себе Его присносущий всесовершительный Дух. Отселе мы составляем живую, целокупную и нераздельную часть великого Царства Божия, общницу и наследницу всех благ бытия вечного и присноблаженного, ибо отселе всегда с нами, при нас и в нас Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сый и вся исполняли, сокровище благих и жизни Податель] Единый, создавший всю видимую и невидимую’ тварь по единому хотению и единому представлению для единого совокупного бытия, на всем напечатлел единый закон Своей началодетельной воли и всему сообщил единый образец Своего началомыслительного разума, так что всё, исшедшее в бытие, стало (по крайней мере, для нас, мыслящих существ) как бы одним внешним отображением Его внутреннего существа, Его проявляло собой, само Им объяснялось, Ему служило и в Нем действовало!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Иоил.2:30–31 . И дам чудеса на небеси и на земли, кровь и огнь и курение дыма. Солнце обратится во тму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню, великому и просвещенному. Благодатные дары Св. Духа, о которых была речь в предшествующем стихе, будут свидетельствовать о Боге, как о всеблагом Промыслителе о Церкви. Но Он же есть праведный Судия, Которым на всемирном суде в последний день мира воздастся каждому по делам его. Сему суду, по слову пророка, будут предшествовать знамения на земле и на небесах. На земле: кровь, огнь и курение дыма, т.е. опустошительные кровопролитные войны, сопровождающиеся пожарами и непроницаемым дымом, также землетрясения с вырывающимся из земли огнем, и истребительные грозы, подобные огню с громом и градом, поразившему Египет ( Исх. 9:23–24 ). На небесах: затмение солнца и кровавый вид луны. Все подобные знамения на земле и на небесах будут, и по слову Христа Спасителя, предвестниками грядущего суда ( Мф. 24:29 ; Лк. 21:25 ). – День Господень, в который произведен будет страшный суд, называется у пророка днем великим по великому и решительному для человеческого рода значению суда, и просвещенным, т.е. славным, потому что Господь Судия явится во славе Своей ( Мф. 25:31 ). – Возникает вопрос: в каком смысле должно понимать, что Ап. Петр пророческие слова о знамениях, имеющих предшествовать страшному суду, относит к событию сошествия Св. Духа? Есть ли какое отношение между этим событием и помянутыми знамениями? – Должно полагать, что св. Апостол в событии сошествия св. Духа видит некоторые предуказания знамений пред всемирным судом. Страшны эти знамения, но они произведены будут тою же всемогущею Силою, какою произведено чудо нисшествия огненных языков на главы Апостолов и буря, сопровождавшая это чудо. Иоил.2:32 . И будет: всяк, иже призовет имя Господне, спасется. Страшен будет всемирный суд, но осуждены будут на нем только неверующие и нераскаянные. От сего осуждения спасен будет, не подвергнется ему всякий, призывающий имя Господне, т.е. верующий в Господа Иисуса и исповедующий свою веру призыванием имени Господа Иисуса, прославлением этого имени, – прославлением не словами только, но жизнью, ревностью к исполнению заповедей Божиих, ибо не всяк, говорит Христос, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех ( Мф. 7:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

5:18–27 Повествование о дне Господнем и о том, почему Бог отверг Израиль. 5 дня Господня! Букв.: «дня Яхве». Это в высшей степени великий и страшный день, когда Господь придет, чтобы судить (ср. Ис. 2,12; 13,6–13 ; Авд. 1,15 ; Соф. 1,7.14 ). В ВЗ суд Божий всегда называется днем Господним. Наступления этого последнего дня ожидали ветхозаветные пророки. Иоиль описывает его как день суда Божия и всеобщего опустошения ( Иоил. 1,15–20; 2,11 ), хотя одновременно с этим произойдет и спасительное излияние Духа Божия ( Иоил. 2,28–32 ). для чего вам этот день Господень? Иначе: «Что хорошего принесет вам день Господень?». тьма, а не свет. Только Господь имеет власть обращать день в ночь как в буквальном, так и в переносном смысле, означающем начало Его суда. 5:19 Амос говорит о тщетности попыток избегнуть суда Божия ( Ис. 24,17.18 ). 5 Разве... не. В древнееврейском тексте этот вопрос предполагает утвердительный ответ: «Да». не мрак, а свет? См. ком. к 5,18. сияния. Здесь подразумевается, что в земле Израильской не будет ни света праведности, ни сияния спасительного благоволения Господа. Суд Божий проявится полным и беспросветным мраком, который накроет всю землю. 5:21–23 В этих стихах пророк критикует религиозную практику израильтян. Смысл ее в том, что не сами ритуалы были ложны, ибо их заповедал Господь, но совершались они бездуховно, в результате чего имели только религиозную форму, но были лишены спасительной силы истинной веры. 5 Ненавижу, отвергаю. Иначе: «Я отвергаю с величайшей ненавистью». не обоняю. Имеются в виду жертвенные всесожжения. Так, давая завет, Господь объявил (в случае, если Его народ будет непокорным Ему): «не буду обонять приятного благоухания жертв ваших» ( Лев. 26,31 ). 5 Если вознесете... не призрю. Для Господа важнее наша духовная устремленность к Нему (а также к нашим ближним, созданным по образу и подобию Его), чем жертвоприношения сами по себе (ср. Мф. 5,23.24 ; 1Кор. 13,3 ). 5 шум. Букв.: «грохот». Этим же словом передается в Библии шум в небесах, когда Господь мечет громы ( Иер. 47,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

На позднее происхождение книги также, возможно, указывают отдельные термины, характерные для книг, входящих в поздний корпус ВЗ: такие, как   («копье» - Иоил 2. 8, к-рое употребляется в Иов 33. 18; Неем 4. 11, 17),   («задняя часть» - Иоил 2. 20, встречается также в 2 Пар 20. 16; Еккл 3. 11; 7. 2),   («смрад» - Иоил 2. 20, встречается также только в Сир 11. 12) и др. По мнению др. авторов, свидетельствами позднего языка Книги прор. Иоиля являются краткая форма местоимения 1-го лица ед. ч.-   (Иоил 2. 27), использование существительного   для обозначения храма (Иоил 1. 13, 16), а также словосочетания «Иуда и Иерусалим» (       - Иоил 3. 1) и «чада Сиона» (     - Иоил 2. 23) ( Crenshaw. 1995. P. 26). Существуют и др. лексические совпадения с поздними книгами: напр., отдельные фразы из Иоил 2. 13b и 14a повторены в Ион 4. 2b и 3. 9а. Параллельное сопоставление вост. и зап. морей в Иоил 2. 20 встречается в более позднем отрывке из Зах 14. 8. И. также цитирует слова предшествовавших пророков (см., напр.: Авд 17; Ис 2. 4; Мих 4. 3) ( Wolff. 1977. P. 5). Кроме того, апокалиптический жанр, к к-рому относится Книга прор. Иоиля, был сформирован в период после плена ( Coggins. 2000. P. 17-18). Прор. Иоиль. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Прор. Иоиль. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Существуют сторонники и более ранней датировки, относящие возникновение пророчеств И. ко времени непосредственно перед вавилонским пленом, т. е. к кон. VII - нач. VI в.: отсутствие упоминания в книге о царской власти могло отражать небольшой временной период, когда монархия уже прекратила существование, а Иерусалим пребывал в относительной защищенности, т. е. перед пленом - ок. 587-586 гг. (4 Цар 25. 4-8) ( Stuart. 1997. P. 224; Koch K. The Prophets. Phil., 1982. Vol. 1: The Assyrian Period). По мнению сторонников этой гипотезы, сохранившиеся в Книге прор. Иоиля аллюзии на события, происшедшие во время плена (Иоил 3. 1-7) не обязательно отражают период после 586 г., поскольку политика депортации народов могла привести к возникновению более ранних локальных переселений, начиная уже с VIII в. (The Judean Exile after 701 в. с. e.//Scripture in Context/Ed. W. Hallo et al. Winona Lake (Ind.), 1983. Vol. 2. P. 147-175). Это могут быть обстоятельства, связанные с др. вражескими вторжениями, напр. ассирийским 701 г. или вавилонским 598 г. Х. Штокс на основании схожести с кн. Второзаконие, к-рая была обнаружена, по его мнению, во времена царя Иосии, а также на основании отождествления народа «от севера» (Иоил 2. 20) со скифами относит возникновение пророчеств к этому же периоду ( Stocks H. H. D. Der «Nördliche» und die Komposition des Buches Joel//NKZ. 1908. Bd. 19. S. 750).

http://pravenc.ru/text/578234.html

" От лица его сокрушатся людие», то есть Египтяне, Ефиопляне и соседние с ними народы. «Всякое лице чернеет аки опаление горнца» ( Иоил.2:6 ). Народ Иудейский и народы языческие, убоявшись Ассириян, потемнеют, как опаленный горшок. Этим означается великий страх, и это самое уподобление употребляют пророки Исаия и Наум ( Наум.2:10 ). «И не совратят путий своих» ( Иоил.2:7 ), как боязливые. Пророк показывает силу и дерзость Ассириян, потому что боязливым свойственно приходить в страх и уклоняться с предпринятого пути. «И оконцами внидут, якоже татие» ( Иоил.2:9 ). Пророк говорит это или о замыслах врагов, не приведенных еще в исполнение, или о том, что действительно они поступали так, когда овладевали укрепленными городами, в которые не было открытого доступа. «Солнце и луна померкнут, и звезды угасят свет свой» ( Иоил.2:10 ), то есть будут пленены и переселены и языческие народы, и народ Иудейский, цари и князья их, представленные под образами солнца, луны и звезд. «И Господь даст глас Свой пред лицем силы Своея». Господь, через пророков Своих, будет предвозвещать казни эти еще прежде, нежели они наступят, чтобы люди покаялись, и казнь не постигла их. «Яко мног есть зело полк Его», потому что действительно крепок был полк Ассирийский, уготованный Богом, чтобы наказать упорство народа Его ( Иоил.2:11 ). «И расторгните сердца ваша, а не ризы вашя» ( Иоил.2:13 ). Если Езекия, Исаия, Елиаким и прочие священники облеклись во вретище, то, вероятно, так же во вретище были облечены многие из князей и многие из народа. «Кто весть... оставит ли за собою благословение» ( Иоил.2:14 ), то есть остатки от трапезы для утоления голода? «Соберите... старейшины... и ссущыя сосцы» ( Иоил.2:16 ), чтобы всем, от младенцев до старцев, даже скотам, быть в сетовании и посте, по примеру Ниневитян. «Между степеньми жертвенника восплачутся жерцы» ( Иоил.2:17 ). Причину этого пророк показал раньше, сказав: " отъ яся... семидал и возлияние». «И не даждь достояния Твоего на укоризну ...народов языческих» ( Иоил.2:17 ). С такой укоризной говорил Рабсак (Рапсак): «кто Господь, яко избавит... Иерусалима от руки моея?» ( Ис.36:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

«Не предай наследия Твоего на поругание» и д. Речь идет не о порабощении Израиля языческими народами, как предполагают защитники аллегорического толкования кн. Иоиля, а вообще о бедственном положений страны, могущей подать повод для насмешек язычников. Иоил.2:18   И тогда воз­ревнует Го­с­по­дь о земле Своей, и по­щадит народ Свой. Иоил.2.19   И ответит Го­с­по­дь, и скажет народу Своему: вот, Я по­шлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на по­ругание народам. По рус. переводу в Иоил.2:18–19 речь идет о будущем. Но при таком понимании стихов связь с предшествующим неясна. Поэтому согласно руководству древних переводов (LXX в Вульг.) лучше вместе с большинством комментаторов глаголы vajjomer, vajaan, vajjachmol, vojjekane, понимать не в смысле так наз. perfectum propheticum, а в смысле perf. historicum, т. е. переводить не будущим временем, как в рус. т., а прошедшим (как у LXX и в слав. «возревнова», «пощаде», «отвеща», «рече»; в Вульг. zeiatus est, pepercit, respondit, dixit). В Иоил.2:18–19 мы имеем историческое замечание о том, что Господь помиловал еврейский народ. Так как в Иоил.2:15–17 пророк давал надежду на такое помилование только под условием обращения народа, назначения поста и торжественного собрания, то, очевидно, все это были исполнено, хотя пророк и не упоминает об этом. «И ответит Господь, и скажет народу Своему:» пророк, вероятно, хочет выразить только общую мысль, что Господь услышал молитву народа и исполнил его просьбы. С половины Иоил.2.19 начинается новая речь пророка Иоиля, произнесенная после первой. В этой речи пророк возвещает прекращение постигших страну бедствий и ниспослание обильного урожая ( Иоил.2:19–27 ); затем дает обетование об излиянии Св. Духа на всякую плоть ( Иоил.2:23–32 ) и, наконец, изображает суд над всеми народами и последствия его ( Иоил.3 ). Иоил.2:20   И при­шедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, перед­нее по­лчище его – в море восточное, а заднее – в море западное, и пойдет от него зловоние, и поднимет­ся от него смрад, так как он много наделал зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010