до Р. Х. начали выселяться колонисты. Тир – ближайшая колония Сидона – быстро достиг высокой степени процветания, и митрополии пришлось поделить свое могущество и славу с юной колонией: пределы Сидонского округа сократились ( 3Цар.17:9 ), гегемония перешла к Тиру, который превзошел Сидон и в богатстве и в могуществе. Но это было только сокращением могущества Сидона, но не уменьшением его степени, он по прежнему имел своих царей ( Иер.27:3 ), был славен своими мануфактурными производствами ( Иез.28:8 ; 3Цар.5:6 ; 1Пар.22:4 ), наравне с Тиром считался главнейшим представителем финикийского могущества ( Иер.47:4 ; Иез.28:20  сл.; Иоил.3:4 ; Зах.9:2 ; ср. еще 1Мак.5:15 ; Мф.11:21 ; Мк.3:8 ; Деян.12:20 ); Сидон, очевидно, не падал, а только делил свое могущество с Тиром; понятия: финикийский и сидонский по прежнему мыслились равнозначащими. В IX столетии, когда в Тире произошла политическая борьба партий по поводу основания Карфагена (Arnold. Sidon, Sidoniei у Herzog " a в R.-Encycl. B. XIV, S. 337), Сидон даже стал выше Тира. Но когда в 761 г. до Р. Х. из Сидона вышли переселенцы на остров Арвад, то Сидон снова стал рядом с Тиром. 3) С 707 года начался новый период в истории Сидона – период подчинения различным завоевателям. С 707 до 625 до Р. Х. продолжалась эпоха ассирийского владычества; при Навуходоносоре Сидон подпал под власть Вавилонян; с 538 до 332 г. до Р. Х. Сидон находился во власти Персов. Однако и за все это время город продолжал оставаться могущественным; так, добровольно сдавшись Салманассару, он помог ему 60-ю кораблями и 800-ми гребцов при осаде Тира (Josephus Flavius. Antiqq. IX, 14, §2); он имел, как и прежде, своих царей (Геродот VIII, 67; Diod. Sicul. XVI, 42), значительный флот (Геродот VII, 96. 99. 100. VIII, 67), после завоевания Тира Навуходоносором Сидон даже снова взял в свои руки гегемонию (ср. 1Ездр.3:7 ; 1Пар.23:4 ). При Артаксерксе III Охе Сидон сделался даже свободным городом, но за возмущение против персидского владычества над Финикией в 351 году до Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Прежде всего в ней отмечается бесконечная любовь Яхве к своему народу Израилю как обоснование Его гнева и причины того, что Он, в конце концов, станет Спасителем своего народа (ср. Ос.11 как завершение средней части и Ос.14 как окончание заключительной части Книги Осии; см. ниже, F.VIII.1). Наконец, в последнем стихе книги (14:10) вся история взаимоотношений Яхве с Его народом и со всеми другими народами рассматривается как суд, в ходе которого праведники отделяются от неверных. Именно два указанных мотива (любовь Яхве к Израилю и понимание истории как отделение праведников от безбожников) подхвачены в Книге Малахии. В начале этой книги, Мал.1:2 слл., дается программное заявление (соответствует Ос.11:1; 14:5 , а также пассажам об Эдоме, в Иоил, Ам, Авд): «Я возлюбил вас… Я возлюбил Иакова, а Исава [=Эдом] возненавидел». В Стихах 3:13–21, составляющих заключительный фрагмент Мал (см. ниже, F.VIII.12), содержится представление о том, что придет день Яхве (наступление судного дня – одна из основных тем Книги двенадцати пророков), в который безбожники будут уничтожены, а праведники спасены. Наконец, тема обращения к пути праведности, развиваемая в Ос.14 и Мал.3 , характеризует обрамленный Ос и Мал Додекапрофетон как призыв к обращению (этот мотив часто встречается также во «внутренней» части книги от Ам до Зах). Мал 3:22–24 является заключением не только Книги двенадцати пророков, но и вообще всего корпуса пророческих книг (Танах: Ис Нав – Мал=Небиим, см. выше, А.П.; Первый Завет: Ис. – Мал=книги пророчеств; см. выше, A.III.). 0.2. Возникновение и основные богословские темы в Книге двенадцати пророков Исследование становления Книги двенадцати пророков находится еще в начальной стадии. При этом тремя основными вопросами являются: 1. Можно ли распознать, что слои, которые можно выделить в отдельных книгах, восходят к процессу доработки/редакции единого текста книги? 2. Есть ли в тексте признаки, указывающие на то, что отдельные книги (особенно в начале и в конце) были обработаны специально для того, чтобы они составили большой корпус текстов? 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

1962 Вставка Кройманна. 1963 См.: Ис. 44:5. 1964 Или: «свидетеля». 1965 Ср.: Быт. 32:28. 1966 Лакуна, по мнению Кройманна: «чтобы Я знал». 1967 См.: Ис. 50:4. 1968 Ср.: Лк. 21:16—17. 1969 См.: Лк. 21:19. 1970 См.: Пс. 116 115:15 6. 1971 См.: Зах. 6:14, согласно Септуагинте. 1972 Ср.: Лк. 21:20. 1973 Signa iam ultimi finis enarrat: et in terra angustias nationum . 1974 Ср.: Лк. 21:25—26. 1975 Ср.: Лк. 21:26. 1976 См.: Иоил. 2:30—31. 1977 См.: Авв. 3:9—12, согласно Септуагинте. 1978 См.: Лк. 21:27—28. 1979 Ср.: Л к. 21:29—30. 1980 Ср.: Иоил. 2:31. 1981 См:. Дан. 7:13. 1982 См.: Дан. 7:14. 1983 Ср.: Л к. 19:11—26. 1984 См.: Пс. 2:8. 1985 См.: Дан. 7:14. 1986 Ср.: Лк. 20:35—36. 1987 См.: Авв. 3:13, согласно Септуагинте. 1988 Вставка Кройманна. 1989 Конъектура Кройманна. В рукописи: «свободе». 1990 Ср.: Лк. 21:7. 1991 Ср.: Лк. 21:29. 1992 Вставка Кройманна. 1993 Лакуна: « если ты предпочтешь твоему , дабы этим приписать ему блага, которые начинаются с его пришествия». 1994 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Взгляни». 1995 Ср.: Лк. 21:9. 1996 Ср.: Лк. 21:32—33. 1997 Вставка Кройманна. В рукописи: «что есть от Творца». 1998 Ср.: Лк. 21. 33; Мф. 24:35; Мк. 13:31. 1999 Ср.: Ис. 51:6. 2000 Ср.: Ис. 40:8. 2001 См.: Лк. 21:34—35. 2002 Ср.: Втор. 8:1—14. 2003 Ср.: Лк. 21:37—38. 2004 См.: Ос. 12:5 4. Цитата по Септуагинте. Ср. 12:4 в Синодальном переводе. 2005 Масличную гору. Ср.: Лк. 21:37. 2006 См.: Зах. 14:4. 2007 Ср.: Лк. 21:38. 2008 См.: Ис. 50:4. 2009 Конъектура Кройманна. В рукописи: «знает». 2010 Ср.: Л к. 22:1. 2011 Конъектура Кройманна. В рукописи: «изображает». 2012 См.: Лев. 23:5. 2013 См.: Лк. 22:15. 2014 Конъектура Кройманна. В рукописи: «доставляла бы». 2015 Ср.: Ис. 53:7. 2016 См.: Пс. 41 40:10. 2017 См.: Ам. 2:6. 2018 Ср.: Мф. 27:3—8. 2019 См.: Мф. 27:9—10; ср.: Иер. 32:6—9; Зах. 11:12—13. 2020 См.: Лк. 22:19. 2021 См. выше прим. к III, 19,4. 2022 См.: Иер. 11:19. 2023 Ср.: Лк. 22:20. 2024 См.: Ис. 63:1—2. 2025 Ср.: Быт. 49:10. 2026 См.: Быт. 49:11. 2027 См.: Лк. 22:22.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

2) Описание засухи ( Иоил.1:17–20 ). Вслед за описанием опустошения страны саранчой, пророк изображает другое бедствие – засуху. Он говорит, что, вследствие сильного зноя, посеянный хлеб не взошел; житницы стоят пустыми ( Иоил.1:17 ); домашние и дикие животные томятся голодом и жаждою, так как вся трава на лугах и пастбищах выгорела, а потоки вод иссохли ( Иоил.1:18–20 ). 3) Саранча и засуха как предвестники дня Господня ( Иоил.2:1–11 ). От бедствий, постигших страну иудейскую, пророк переносится своим взором к будущему бедствию, – дню Господню. О скором наступлении этого дня он повелевает возвестить трубою ( Иоил.1:1 ). День этот будет днем страшных бедствий. Образом и предвестником его служат постигшие Иудею несчастья (саранча и засуха). На землю иудейскую напал народ сильный и бесчисленный (саранча). Земля впереди его – рай сладости, а позади – голая пустыня ( Иоил.1:2–3 ). Он быстр, как конница, и наводит на всех ужас. Бодро идет он на стены; проникает в город и взлезает в дома ( Иоил.1:4–9 ). Таков предвестник дня Господня. Еще страшнее будет последний. Пред наступлением его поколеблется небо и земля, померкнут все светила небесные ( Иоил.1:10 ); и тогда явится Иегова со Своим великим воинством. „Да, – говорит пророк, – велик день Господень и страшен весьма и кто выдержит его!“ ( Иоил.1:11 ). 4) Увещание обратиться к Иегове с молитвою о помощи ( Иоил.1:12–17 ). Но еще и теперь, говорит Иоиль, есть средство избавиться от столь великих бедствий, как настоящих (саранча и засуха), так и грозящих в будущем (день Господень). Нужно обратиться к Иегове всем сердцем – в посте, плаче и сетовании ( Иоил.1:12–13 ). Может быть, Иегова и избавит Свой народ ( Иоил.1:14 ). Пусть же назначен будет всеобщий пост и все, без исключения, соберутся во храме ( Иоил.1:15–16 ). Пусть, во время этого собрания, священники, стоя между притвором и жертвенником, воззовут к Иегове от лица всего народа: „помилуй Господи народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, в насмешку народам; зачем будут говорить народы: где Бог их?“ ( Иоил.1:17 ). Этими словами оканчивается первая речь Иоиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Вторая речь, как мы сказали, отделяется от первой историческим замечанием, что Иегова избавил Свой народ от постигших его бедствий ( Иоил.2:18–19 а). Речь эту можно разделить на следующие четыре части. 1) Возвещение народу о прекращении постигших его бедствий и о плодородии земли ( Иоил.2:19 b–27). От лица Иеговы пр. Иоиль возвещает народу, что Господь подаст земле плодородие (см. 19 b), а саранчу истребит ( Иоил.2:20 ). Пусть же, говорит пророк, радуется вся земля, все звери, поля и чада Сиона: Господь пошлет благовременный дождь и на пастбищах произрастет трава, деревья принесут обильные плоды, гумна наполнятся хлебом, а точила будут переполняться виноградным соком и елеем ( Иоил.2:21–26 ). Тогда сыны Израилевы узнают, что Иегова не оставит Своего народа и не допустит людей Своих до посрамления ( Иоил.2:27 ). 2) Излияние Святого Духа на всякую плоть ( Иоил.2:28–32 ; Евр.3:1–5 ). Милость Господа к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничилась дарованием только земных благ ( Иоил.2:19 b–27). Народу Божию дается и духовное обетование. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть, без различия пола, возраста и состояния ( Иоил.2:28–29 ; Евр.3:1–2 ). Тогда же наступит и день Господень, которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле ( Иоил.2:30–31 ; Евр. 3:3–4 ) и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне ( Иоил.2:32 ; Евр.3:5 ). 3) Суд над народами ( Иоил.3 ; Евр. 4:1–15 ). Когда настанет день Господень, Иегова возвратит пленных евреев в их отечество и произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками за то, что они притесняли народ Божий ( Иоил.3:1–3 ). Таковы были финикияне и филистимляне. Скоро им будет воздаяние за то, что они разграбили серебро, золото и драгоценности евреев, а пленников продавали в рабство грекам (ст. 4–6). За это и их сыны и дочери будут проданы в рабство в страны отдаленные (ст. 7–8). Но от этого суда над отдельными народами взор пророка переносится к суду над всеми язычниками. Пророк повелевает народу Божиему готовиться к великой священной войне и возвестить всем языческим народам, чтобы они собрались на долину Иосафатову (ст. 9–12). Там Иегова воссядет и произведет Свой суд над ними. Страшное наказание постигнет их. Тогда-то и настанет день Господень (ст. 13–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Итак, возражения Меркса против предположения, что Иоиль проходил свое пророческое служение при Иоасе, не имеют достаточной силы. Повод к произнесению Иоилем пророческих речей; их число и время произнесения, содержание и разделение Во дни пр. Иоиля страшное бедствие постигло царство Иудейское: продолжительная засуха и налетевшие во время ее громадные полчища саранчи совершенно разорили страну. Это и послужило для Иоиля поводом произнести свои пророческие речи. Их две. В одной пророк описывает печальное положение страны и призывает народ к плачу и обращению к Иегове с молитвою о помощи, говоря, что настоящее бедствие есть предвестник будущего, страшного дня Господня ( Иоил.1:2:17 ). В другой же речи он сначала говорит, что скоро прекратятся бедствия, постигшие страну иудейскую, а потом возвещает, что придет время, когда излиется Дух Божий на всякую плоть, и наступит день Господень, страшный для язычников, потому что тогда произойдет суд над ними, но не для Израиля, потому что Иегова будет его защитою и обороною ( Иоил.2:19 b до конца книги). Между этими двумя речами в книге пр. Иоиля находится историческое замечание о том, что „Иегова возревновал о земле своей и пощадил народ Свой, и ответил Господь и сказал народу Своему ( Иоил.2:18–19 а)“. Это замечание предполагает (см. ниже толков. этого места), что народ еврейский внял голосу пророка (первая речь) и обратился к Иегове с молитвою о помощи, вследствие чего Иегова и „пощадил народ Свой“. Таким образом, несомнительно, что первая речь произнесена пр. Иоилем во время бедствия, а вторая – после обращения евреев к Иегове. Ту и другую речь можно разделить на несколько частей. Так, первая разделяется на следующие четыре части. 1) Описание опустошения, произведенного саранчой, и призыв народа к плачу и обращению к Иегове с молитвою ( Иоил.1:1–16 ). Пророк, после краткого надписания своей книги ( Иоил.1:1 ), обращается с речью ко всем жителям страны иудейской. Обратите внимание, говорит он, на постигшее вас бедствие, подобного которому не бывало прежде, не будет и после: чего не съела газам, то поела арбе, а оставшееся от этой истребили иелек и хасиль ( Иоил.1:2–4 ) 36 . Время образумиться беззаботным и невоздержным, ибо на Иудею напал враг сильный и бесчисленный, с зубами львиными. Он опустошил виноградники и обгрыз смоковницы, так что ветви сделались белыми ( Иоил. 1:5–7 ). Пусть же плачет страна, как плачет невеста по умершем своем женихе ( Иоил.1:8 ). Плачьте, священники, потому что в дому Божием не приносится хлебных приношений и не совершается возлияний ( Иоил.1:9 ). Плачьте, земледельцы, потому что опустошены поля, и не стало жатвы ( Иоил.1:10–12 ). Вместо светлых одежд облекитесь во вретища, назначьте пост, соберитесь все во храм и обратитесь с молитвою к Иегове, ибо „близок день Господень“ ( Иоил.1:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Наибольшее число аллюзий на Книгу прор. Иоиля в НЗ связано с текстами эсхатологического и апокалиптического содержания: 1) звук трубы, сопровождающий наступление дня Господня (Иоил 2. 1), становясь предвестником наступления последних времен (1 Кор 15. 52), сопровождает явление Господа в Его Второе пришествие (1 Фес 4. 16) и открытие печатей 7 ангелами Апокалипсиса (Откр 8. 6 - 11. 19); 2) использование эпитета «близко» или «близок» (γγς) по отношению ко дню Господню (Иоил 1. 15; 2. 1; 3. 14) повторяется в евангельской притче о смоковнице в схожем контексте (Мф 24. 32-33; Мк 13. 29); 3) слова из Иоил 2. 26 «и до сытости будете есть и насыщаться» перефразированы и дополнены в заповеди Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк 6. 21) - и в рассказах о насыщении множества (Мф 13. 13-21; Лк 9. 10-17; Ин 6. 1-14); 4) описание Суда над народами (Иоил 3. 1-14) отражается в словах о последнем Суде Сына человеческого над народами, к-рый отделит праведников от грешников (Мф 25. 31 сл.); 5) космические катаклизмы - знамения на небесных светилах (Иоил 2. 30-31) - становятся знамением последних времен в Мф 24. 29, Лк 21. 25 и Откр 8. 12, а содрогание неба и земли от гласа Господня (Иоил 3. 16) цитируется в послании к Евреям ап. Павла (Евр 12. 26); 6) призыв И. пустить «в дело серпы» (Иоил 3. 13) для снятия жатвы в пришествие дня Господня перефразируется в евангельской притче о посеве и всходах (Мк 4. 29; ср.: Откр 14. 14-16). В контексте этих стихов собирание жатвы с виноградников в Книге прор. Иоиля трансформируется в сбор зерна, при этом в евангельском варианте снимается негативный оттенок, присущий Иоил 3. 13, к-рый, однако, затем появляется в более устрашающих образах в Откр 14. 17-20, где виноградная жатва бросается в великое точило гнева Божия, полное крови; 7) сравнение саранчи с конями (Иоил 2. 4-5) используется в изображении апокалиптического войска саранчи, к-рое настигнет людей в последние времена; описание приобретает более демонические и устрашающие черты (Откр 9. 7-9): в Книге прор. Иоиля это устрашающее полчище оказывается войском Господним (Иоил 2. 11), в Откровении Иоанна Богослова оно возглавляется ангелом бездны - Аваддоном (Откр 9. 11). Книга пророка Иоиля в раннем иудаизме

http://pravenc.ru/text/578234.html

Понеже язык взыде на землю Мою (Иоил. 1:6); это — Сеннахиримово войско, оно напало на самые укрепленные города Иудеи, овладело ими и всю страну обратило в пустыню. Утрезвитеся, пиянии… и плачитеся: рыдайте, вси пиющии вино (Иоил. 1:5). Таинственный смысл этих слов в том, что у людей грешных отнимется божественная радость, представленная здесь в образе вина. Восплачися… как невеста препоясанная во вретище по мужи своем девственнем (Иоил. 1:8). Бывает иногда, что при вступлении новобрачной в брачный чертог жених поражается болезнью, страдает день или два, и умирает, не познав её. И изсше вино , погибли маслины. Посрамишася земледелателе , возрыдали виноградари (Иоил. 1:10–11). Много трудились над возделыванием нивы сердец человеческих духовные земледелатели, но это не принесло плода. Вся древа… изсхоша , потому что не приняты наставления учителей, и не послужили в пользу слушающим (Иоил. 1:12). Посрамишася земледелателе (Иоил. 1:11), и нет пророка. Земледелателями, виноградарями и другими именами называет пророк язычников, Иудеев, и другие народы, которые не приняли Христова Благовествования, исполняющего жизни, радости и благой надежды, но по своей лукавой воле пошли во тьму кромешную к червю неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным древом пророк именует древо жизни, — Святой Крест, принесший роду человеческому плод нетления. Положи виноград Мой в погубление и смоквы Моя в сломление (Иоил. 1:7). Виноград есть образ синагоги, а смоквы  — тайна всего человечества. Голодными стоят юницы у яслей своих, погибоша житницы, раскопашася точила , потому что при наступлении голода прекратились десятины и жертвоприношения (Иоил. 1:17). Отъяся от дому Господня семидал и возлияние (Иоил. 1:13). Словами: отъяся… семидал, — пророк означает, что утратилась чистота нравов, а словами: отъяся …возлияние , — дает знать, что иссякли слезы душевного сокрушения из-за недостатка духовного разумения. И паствы овчыя погибоша… восплакашася стада волов (Иоил. 1:18), стада овец погибли, яко не бе пажити им . Стонет скот, и плачут стада волов, потому что старое сено истощилось, и нет новой травы. Это было как с Иудеями в конце царствования царя Седекии (ибо в это время Вавилоняне осадили Иерусалим и опустошили все окрестности), так и с обоими царствами Израильскими во дни Езекии, когда Ассирияне угнетали и разоряли то и другое царство во времена царей своих Салманассара и Сеннахирима. Первый из них ниспроверг престол Самарийский, а второй причинил много бедствий Иудее. В таинственном же смысле стоны волов означают воздыхание твари, которая стенает и ждет откровения сынов Божиих, ибо божественный Павел говорит, что тварь повинуся суете не волею (Рим. 8:20). А то, что пророк говорит о жестоком голоде, от которого рыдали земледелатели и виноградари и погибал скот, то этим изображается еще более жестокий голод перед пришествием Господа нашего, мучивший все человечество из-за скудости небесного хлеба, и, наконец, утоленный и прекращенный Евангельской проповедью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Содержание пророческой проповеди Иоиля таково. Ввиду постигших страну бедствий ( Иоил.1:1–16 ), пророк призывает народ обратиться к Иегове всем сердцем, «в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ), приглашает назначить пост и объявить торжественное собрание ( Иоил.2:15–17 ). Во второй своей речи пророк возвещает о наступлении лучших времён. По слову его, Господь даст плодородие земле, удалит «пришедшаго с севера» (саранчу), ниспошлёт дождь ранний и поздний ( Иоил.2:20–25 ), так что народ будет «есть до сытости и насыщаться» ( Иоил.2:26 ). Но милость Господня к народу не ограничится только дарованием благ земных. Земные блага – только образ благ духовных и предвестие их ниспослания. Устами пророка народу возвещается в будущем наступление такого времени, когда изольётся «на всякую плоть» Дух Божий. Следствием этого излияния Духа явится осуществление для народа того идеала, который был поставлен ему законодателем Моисеем. «О если бы», – говорил законодатель, – «все в народе Господнем были пророками! Когда бы Господь послал Духа Своего на них» ( Числ.11:29 )! И вот, Иоиль возвещает исполнение этого пламенного желания законодателя: «будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» ( Иоил.2:28 ). Но это дарование благодатных средств будет вместе с тем и началом великого «дня Господня», дня страшного суда, который произведет Господь над народами. Пророк во второй половине своей второй речи ( Иоил.2:30–3: 21 ) в образах описывает этот день страшного суда. По его описанию, знамения на небе и на земле будут предшествовать наступлению «дня Господня», а самый суд Божий будет произведён в долине Иосафатовой (ср. 2Пар.20:16 ), куда соберутся все народы. Однако же, день суда, по слову пророка, будет грозным только для язычников: для Израиля же он будет днём спасения: «Иуда будет жить вечно, и Иерусалим в роды родов. Господь будет обитать на Сионе» ( Иоил.3:21 ). Пророчество об излиянии Св. Духа на всех людей и о страшном дне Господнем составляет важнейшее место в книге Иоиля. Исполнение этого пророчества должно относиться ко временам новозаветным. Главным основанием для этого служит свидетельство Деян.2:15–21 , где слова Иоил.2:28–32 рассматриваются, именно как пророчество о сошествии Св. Духа на Апостолов. В этом последнем событии Ап. Пётр, как следует заключать из Деян. 2:16–21 , видит и исполнение изречения пророка о страшном дне Господнем. И, действительно, сошествием Св. Духа на Апостолов закончилось устроение мессианского царства для спасения людей, поданы все благодатные силы. Так как теперь уже остаётся ждать только божественного суда за пользование этими силами, то можно сказать, что сошествие Св. Духа на Апостолов было уже началом этого суда. Но во всей своей полноте слова пр. Иоиля о страшном дне Господнем, по толкованию экзегетов, могут относиться только к «последним временам».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

III. Особенности 1) Был тихого и умеренного духа, и не жестокими, как прочие пророки, поношениями, но жалобами, особливо умолением, радостнейшими обещаниями и кроткими словами слушателей своих к покаянию и к непорочности жизни привесть старался. – в) Слог имеет красноречивый и сильных побуждений исполненный. – 3) Пророчество его, находящееся в Иоил.3:1 , есть первым свидетельством, которое приводит апостол Петр в первой проповеди по сошествии Духа Святого. Деян.2:6 . IV. Случай Четырех родов насекомые, всякий злак поддающее, напали на Иудейскую землю, и как они были предвозвестниками и предшественниками глада и убийства, которым Бог Иудею для ее нечестия восхотел наказать чрез Халдеев; то Иоиль увещевает народ Иудейский к истинному покаянию, дабы чрез то всех зол, которые они иначе должны были претерпеть, избегнуть. V. Содержание Смотри в разделении. VI. Намерение Чтоб народ Израильский наступающими бедствиями и благодеяниями, которые они чрез истинное покаяние получить должны, также и сильными увещаниями побудить к покаянию, и чтоб объявить грядущую благодать Мессии и блаженное состояние Нового Завета, чтоб утвердить благочестивых в вере в Мессию, и показать приближающееся врагам Израильского народа бедствие. VII. Пророчество о Христе Иисусе Иоил.3:1,3,5 . VIII. Разделение Разделяется на три части: В первой части содержится описание наступающего глада и неплодства, как предвозвестников дня Господня, – Иоил.1; 2:1–18 , где: а. Поражение насекомыми, призывание к плачу и образ плача. Иоил.1 . б. Страшное нападение неприятелей, увещание к покаянию. Гл. 2, от ст. 1 до 18 ( Иоил.2:1–17 ). Во второй части благодать Божия и излияние Святого Духа. Иоил.2 :18с до конца. В третьей части обещание свобождения от плена, суд на языков, благополучие Сиона. Иоил.3 . VII. Места особливого примечания достойные Иоил.2:12–14,23–26; 3:1,2,5 . § 38. О Книге пророка Амоса I. Надписание От имени писателя как у евреев, так и у греков надписывается, Амос. II. Писатель Амос. – Ам.1:1; 7:1–5,7,8; 8:1,2; 9:1,3 ; где примечается:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010