Большое количество исследователей 2-й пол. XX в. стали отказываться от теории двойного этапа или авторства в становлении собрания пророчеств Книги прор. Иоиля. Возврат к традиц. взгляду был ознаменован трудом Л. Деннефельда, осознавшим необходимость рассматривать Книгу прор. Иоиля как единое произведение одного автора ( Dennefeld L. Les problèmes du livre de Joël//RSR. 1924. Vol. 4. N 4. P. 555-575; 1925. Vol. 5. N 1. P. 35-57; N 4. P. 591-608; 1926. Vol. 6. N 1. P. 26-49). Подобной т. зр. придерживался Капельруд ( Kapelrud. 1948. P. 9), его разбор книги как единого литургического источника был продолжен Огденом ( Ogden G. S. Joel 4 and Prophetic Responses to National Laments//JSOT. 1983. Vol. 8(26). P. 97-106) и З. Берглером ( Bergler. 1988. S. 107). Тематическое единство книги, выраженное в сложно организованной структуре текста, также защищали В. Майснер ( Meissner. 2000. S. 55 f.), Альштрём ( Ahlström. 1971. P. 137), Дж. Креншо ( Crenshaw. 1995. P. 29-39) и др. Отсутствие согласия в науке относительно единства текста Книги прор. Иоиля демонстрирует трудность в интерпретации связей между 1-й и 2-й частями книги, к-рые обладают как сходными чертами, так и различиями. Однако можно сказать, что в наст. время более часто Книга прор. Иоиля по сути рассматривается как творение одного автора, а не как компиляция разножанровых материалов ( Barton. 2001. P. 7). Книга пророка Иоиля в Новом Завете служит одним из самых наглядных примеров экзегезы Свящ. Писания. Эсхатологическое обетование И. об излиянии Духа в последние дни (Иоил 2. 28-32) легло в основу проповеди ап. Петра в день Пятидесятницы (Деян 2. 14-41). Использование этого отрывка в НЗ подчинено апологетическим целям: ап. Петр ссылается на слова И. как на авторитетный текст, объясняющий поведение просвещенных Св. Духом и говорящих на иных языках христиан, некоторые из иудеев приняли их за напившихся сладкого вина галилеян. Пророчество И. становится ключом к пониманию провозвестия о Христе в собрании ранней Церкви, составленной преимущественно из иудеев ( Strazicich. 2007. P. 271-288). Слова И. в НЗ (Деян 2. 17-21) сохранились в 2 редакциях, одна из к-рых отличается от текста LXX (Иоил 2. 28-32a). Эти отличия отражают богословский замысел евангелиста Луки ( Haenchen E. Die Apostelgeschichte. Gött., 1977. S. 181) и касаются следующих моментов: 1) Деян 2. 17 начинается со слов κα σται ν τας σχταις μραις («и будет в последние дни») вместо κα σται μετ τατα («и будет после того») в Книге прор. Иоиля; в конце этого стиха добавлено κα ο νεανσκοι μν ρσεις ψονται («и юноши ваши будут видеть видения»); в Деян 2. 18 уточняется, что Св. Дух изольется π τος δολους μου κα π τς δολας μου («на рабов Моих и на рабынь Моих») вместо «на рабов и на рабынь»; в Деян 2. 19 чудеса и знамения (σημεα) будут показаны ν τ οραν νω κα σημεα π τς γς κτω («на небе вверху и… на земле внизу») вместо чудес (τρατα) на небе и на земле в Иоил 2. 30).

http://pravenc.ru/text/578234.html

Иоил. 3:20 . Иудеа же во веки населится, и Иерусалим в роды родов. С Евр.: «А Иудея вечно будет обитаема, и Иерусалим в роды родов». «Иудеа во веки населится», т. е. надолго или всегда будет населена. Сии слова, как и в 17 стихе, сказаны, по бл. Феодор., условно. Т. е. Иудея всегда будет обитаема, Иудеи спокойно будут жить в ней и уже не будут изгоняемы врагами, или отводимы в плен, – если будут благоугождать Господу; «потому что Богу, который правдив и ненавидит неправду, несправедливо было благия обетования исполнять для недостойных. Поэтому Иудеи, неистово поступив против Благодетеля (Спасителя), сами стали виновниками разсеяния своего». Но так, как Иудея или Иудейская церковь прообразовала церковь христианскую, о которой шла речь выше (ст. 17, 18), то и здесь вышеприведенные слова должно относить к церкви Христовой, которая вечно будет обитаема, и этот новый Иерусалим будет стоять в роды родов. Иоил. 3:21 . И взыщу крови их и не обезвиню: 74 и Господь вселится в Сионе. С Евр.: «И заглажу кровавый грех их, которого Я еще не заглаждал, и Иегова будет обитать на Сионе». «Взыщу крови их», т. е. взыщу с тех, которые проливали кровь неповинную (ст. 19) в Иудее, не оставлю без наказания врагов народа Моего (Египтян, Халдеев, Идумеев и др.), которые озлобляли и убивали Евреев, не имея к сему повода и никакой причины, радовались их гибели, как наприм., Идумеяне при разрушении Иерусалима Халдеями. В Еврейском слово очищу можно понимать в смысле наказания; – накажу, и тем очищу кровопролитие, учиненное в Иудее её врагами. «Господь вселится в Сионе», т. е. в Своей церкви, ибо слово «Сион» нередко берется за слово: церковь (ст. 17), т. е. вселится на веки, как Спаситель, как изливающий Св. Духа «на всяку плоть» ( Иоил. 2:28 ) новым, благодатным образом. 51 «Название долииы Иосафатовой,– говорит г. Муравьев,– присвоено долине Кедрской (возле Иерусалима) с самых ранних веков христианства; начинается она от погребального вертепа Божиеей Матери между горами Элеонскою и Мориею (или Мориаг), идет вдоль русла потока Кедрского, опоясывая Иерусалим с Востока». См. Пут. по св. земле, ч.1. стр. 120 и 305. 3-е изд. 1854. С-П. Названа Иосафатовою, вероятно, потому, что ошибочно полагали, будто бы на этой долине погребен был царь Иосафат, как и теперь указывают здесь его гробницу, тогда как ц. Иосафат погребен был на Сионе во граде Давидовом. 2Пар. 21, 1 . Нельзя назвать долиною Иосафата и то место, где при этом царе Моавитяне, Аммонитяне и обитатели горы Сеира истребили сами себя, петому что это место в св. писании называется долиною Бераха, т.е. долиною благословения ( 2Пар. 20, 26 ). Другой долины Иосафатовой, кроме упомянутой, не buдho;-frusmra in tota Palaestina quaeri vallem Iosapham,-rob. Калмет, т.е., напрасно искать во всей Палестине долины Иосафат.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Иоил. 2:15 . Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу. См. 1:14; 2:1. С Евр.: «Трубите трубою на Сионе, назначьте пост, объявите свободу от работ». Иоил. 2:16 . Соберите люди, освятите церковь , изберите старейшины, совокупите младенцы ссущыя сосцы: да изыдет жених от ложа своего, и невеста от чертога своего. С Евр.: «Соберите народ, созовите сонмище, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть жених выйдет из комнаты, и невеста из спальни своей». «Освятите церковь ,» – назначьте или устройте собрание. Пророк повелевает собрать весь народ в храм, даже отроков и грудных младенцев, дабы все каялись, постились, умоляли Господа о помиловании. Приводить отроков и приносить грудных детей в храм, во дни бедствий, было в обычае у Иудеев. Так, во дни Иоасафата, царя Иудейского, при нашествии Моавитян и Аммонитян, все Иудеи стояли пред лицем Господним, и малыя дети их, жены их и сыновья их ( 2Пар. 20:18 ). Так было и при нашествии Олоферна (См. Иудиф. 4:2 ). Иоил. 2:17 . Между степенми жертвенника 33 восплачутся жерцы служащии Господу и рекут: пощади, Господи, люди Твоя и не даждь достояния Твоего на укоризну, да не обладают ими языцы, да не рекут во языцех: где есть Бог их? С Евр.: «Между притвором и жертвенником да восплачут священники, служители Иеговы, и скажут: пощади Иегова, народ Твой, и не предай удела Твоего, чтобы ругались, чтобы господствовали над ними язычники, чтобы не сказали у народов, где же Бог их?» Между притвором, ведущим во святилище храма, и жертвенником, стоявшим во дворе священников, последние приносили жертвы и моления за народ. Св. пророк повелевает священникам плакать и умолять здесь Господа, дабы язычники, т. е. враги, напавшие на Иудею, не поработили навсегда народа Божия, избранного Им Себе в удел, а, поработив, не насмехались, говоря: где же Бог Еврейский, почему Он не спас Своего народа? «Здесь ясно показал пророк, – гов. бл. Феод., – что моление сие совершаемо было по причине Сеннахиримова нашествия, когда царь Езекия просил великаго пророка Исаию принести Богу молитву за народ» ( 4Цар. 18:13, 30, 19:4 ). Святый Ефрем Сир. разумеет под язычниками также Ассириан и укоризну Рапсака, военачальника Ассирийского ( Ис. 36:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

иноплеменницы не пройдут сквозе его ктому. Но Божиим предречениям придти в исполнение не попускают совершенные ими беззакония; потому что Бог всяческих, при законоположении и при обетовании благ, изрекает слово Свое с ограничением: «аще сохраниши заповеди Господа Бога твоего» ( Втор. 8:6 ); и: «аще ходити будете в путех Его» ( Втор.28:9 ), «и аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст» ( Ис. 1:19, 20 ); а потому, если и не везде находим подобные ограничения, однако же и сказанное неопределенно понимаем таким же образом. Иоил.3:18 . И будет в той день, искаплют горы сладость, и холми источать млеко, А сим означает земные плоды и хорошее состояние скота; потому что и молоко есть плод стад. и вси источницы Иудины источат воды: и источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь ужей. «Источниками Иудиными» наименовал водные источники, а источником, исходящим из дому Господня, – благодать Святого Духа, о которой и выше предвозвестил, что напоила она не Иудеев только, но все народы. Иоил.3:19 . Египет в погибель будет, и Идумеа в поле погибели будетъ за озлобление сынов Иудиных, понеже пролияша кровь праведную на земли своей: то есть, угаснет неистовая привязанность к идолам; потому что Египет – началовождь нечестия. «И Идумея в поле погибели», то есть, утратит силу и земное мудрование; потому что «Едом» толкуется: чермный и земляный. Но сказанное понимать можно в историческом смысле. Как Египет погиб с уничтожением царства; потому что конец Египетскому царству положил Камбиз, сын Киров; так и Идумея подверглась опустошению, о чем свидетельствует самое дело. Подпали же они сему, по сказанному, в наказание за неправды, причиненные Иудее; потому что «кровию праведною» Пророк назвал кровь неповинную, как бы так говоря; без всякой благовидной вины отваживались они на избиение Иудеев. Иоил.3:20 . Иудея же во веки населится, и Иерусалим, в роды родов. И взыщу крови их, и не обезвиню: и Господь вселится в Сионе. Как правдивый, говорит Бог, не потерплю, чтобы обиженные оставались без попечения о них, напротив того накажу обидевших, а их удостою Моего промышления, являя присутствие Свое в Сионе. Сказанное же: «во век населится» разуметь будем в смысле изложенном нами выше; потому что Богу, который правдив и ненавидит неправду, несправедливо было благие обетования исполнять для недостойных. Поэтому Иудеи неистово поступив против Благодетеля, сами стали виновниками рассеяния своего. А мы, вместо них призванные быть невестою, будем с горячностью любить возлюбившего и сподобившего нас великих даров Жениха, чтобы не лишиться вечных обетований, которые да улучим все мы по благодати спасшего нас Христа. С Ним слава Отцу со Святым Духом ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Поэтому LXX поняли слова пророка в том смысле, что он говорит о рабах Иеговы, т. е. евреях, и дополнили их местоимением 1-го лица, переведя: «на рабы Моя, и на рабыни Моя». Иоил.2:30   И по­кажу знаме­ния на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Пророк переходит к изображению страшного дня Господня или дня суда и указывает знамения наступления его. Непосредственный переход речи к другому событию не обозначает того, что пророк считает оба события имеющими наступить одновременно. Пророки нередко сопоставляют два события не по их хронологической связи, а по внутренней, идейной близости, потому, что при сопоставлении этих двух событий рядом яснее выступает значение каждого из них (ср. Ис. 40 ). «Кровь и огонь и столпы дыма.»По-видимому, в этих словах имеются в виду войны, сопровождающиеся пролитием крови и сожжением городов и селений (ср. Мф. 24.6–7 ; Мк 13.6–7 ; Лк 21.9–10 ). Иоил.2:31   Солнце пре­вратит­ся во тьму и луна – в кровь, пре­жде нежели наступит день Го­с­по­день, великий и страшный. Пророк говорит не об обыкновенных солнечных и лунных затмениях, потому что он указывает знамения чудесные, необычные. Нет основания, также, понимать слова пророка в смысле аллегорическом, как указание на душевное состояние людей пред наступлением дня Господня, когда от тяжести страданий небесные светила им будут казаться затмившимися (Феодор Мопсеус., Кольвин, Генгстенберг). Пророк говорит именно о страшных знамениях в природе. Иоил.2:32   И будет: всякий, кто при­зовет имя Го­с­по­дне, спасет­ся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасе­ние, как сказал Го­с­по­дь, и у остальных, которых при­зовет Го­с­по­дь. «Всякий, кто призовет имя Господня, спасется»: пророк говорит не об израильтянах только, но о всех народах. Ап. Павел прилагает слова Иоиля и к язычникам, когда замечает, что в Церкви Христовой нет различия между иудеем и язычником, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его, ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Рим 10.12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2; Мих 1. 2; Иер 2. 4; Ам 8. 4). Описание бедствий, к-рые должны привести народ к покаянию (Иоил 1. 1 - 2. 27), содержат рассказ об опустошении страны нашествием саранчи и сообщение, что «иссохли потоки вод и огонь истребил пастбища» (1. 2-20). Нападение орд насекомых представлено как вторжение многочисленных врагов, оккупировавших страну (1. 6). Призыв к покаянию народа (1. 5-14) выражается через серию императивов, которые начинаются с приказа пьяницам пробудиться (1. 5), рыдать народу, как молодой жене (1. 8), краснеть от стыда землевладельцам и рыдать виноградарям (1. 11), препоясаться вретищем (1. 13) и объявить пост священникам (1. 14). Вторая часть стиха с императивными повелениями начинается со слова   - «плачьте, причитайте» (1. 5, 13), которое употребляется в схожем контексте в пророческой лит-ре (Иер 4. 8; Ам 8. 3). И. побуждает каждую социальную группу народа обратиться со своим несчастьем к Господу, но причинами покаянного плача являются не столько саранча и засуха, сколько грехи народа. Требования «назначьте пост, объявите торжественное собрание» являются необходимыми средствами покаяния. Опустошение страны становится знаком приближающегося дня Господня (Иоил 1. 15-20). Далее следует повеление вострубить на Сионе и забить тревогу (2. 1). Наступление этого страшного и великого дня описывается в образах вторжения захватчиков-иноземцев и сопровождается картинами природных бедствий (2. 1-11; ср.: Мал 4. 5). Описание дня Господня прерывается вновь призывом к покаянию, посту и плачу, обращенным к священникам и народу, и является кульминационным центром книги (Иоил 2. 12-17). Выпавшие на долю Израиля бедствия вызывают новый призыв к народу обратиться всем сердцем к Господу, Который милосерд, долготерпелив и милостив (2. 13). Покаяние является прежде всего внутренней работой, как видно из повеления раздирать «сердца ваши, а не одежды» (2. 13), и в то же время подразумевает совместные богослужебные церемонии всего народа (2. 15-16). Ответом на покаянный плач, обращенный к Господу, стало Его обещание избавить страну от бедствий: удалить пришедшего с севера неприятеля (2.

http://pravenc.ru/text/578234.html

В книге, носящей его имя, о самом пророке ничего не сказано. Молчат о нем и предания. Можно лишь предполагать, что Иоиль принадлежал к служителям Храма и проповедовал в Доме Господнем [ 15 ]. В неотвратимом нашествии саранчи пророк увидел грозный символ последних битв и Суда. В его речах как бы вновь оживают Амос, Исайя, Софония: Трубите в рог на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей! Да трепещут все жители земли, ибо приходит День Господень, Да, он уже близок, день мрака и тьмы, День сумрачный и облачный. Солнце превратится во тьму и луна в кровь, Прежде нежели наступит День Господень, великий и страшный. Иоил 2, 1-2, 3, 31   В пророчествах Иоиля стаи саранчи сливаются с образом страшного нашествия врагов Божиих. Не воины ли это Гога и Магога, о которых предсказывал Иезекииль? Идет народ многочисленный и сильный, какого еще не было от века. Перед ним была земля, как сад Эдемский, а после него унылая пустыня, Ничто от него не спасается, вид его, как вид коней, И скачут, как всадники. Иоил 2, 2-4   В этой безликой массе нет людей, это стадо, стая, подобная тучам алчных насекомых. Иоаннов Апокалипсис повторит слова Иоиля, изображая полки Антихриста в виде саранчи, закованной в броню. Завоеватели всех времен обозначены этим зловещим символом. Бессмысленное, жестокое, губящее жизнь нашествие. Сатанинские силы, вырвавшиеся на свободу. Грехи мира породили этот смерч, этот разгул насилия и пожирания. Когда Иоиль писал свое пророчество, призрак мировых войн впервые навис над человечеством. Пророк хочет, однако, чтобы люди не предавались безнадежному страху, но встретили грозную годину во всеоружии духовной готовности. Он зовет к осознанию своих грехов, своего недостоинства перед Богом Правды. Проповедь Иоиля подобна проповеди Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Посему и теперь изрек Господь: Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и сетовании. Рвите сердце свое, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Иоил 2, 12-13   От самого человека зависит, чего ждать ему в День Божий. Пусть же всеобщий хаос — прелюдия к Суду — заставит людей очнуться от духовной спячки!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Образное изображение будущего благоденствия Израиля: горы, на которых разводится виноград, так будут изобиловать им, что с них будет капать вино, холмы, на которых пасется скот, потекут молоком, а вместо засухи явится обилие воды. «Все русла», vekol aphikej, т. е. русла потоков («вали»), питающихся водою с гор и пересыхающих летом. «А из дома Господня выйдет источник, и будет напаять долину Ситтим» (nahal haschschittim), в слав. «водотечь сития» (источник тростников). Долиной Ситтим или «долиной акаций» называлась долина в земле Моавитской, по ту сторону Иордана ( Чис 25.1 и д. Нав 3.1 ). Долина эта получила свое название от schittah акация, так как на ней росло много акаций, любящих сухую почву. По мнению многих комментаторов, пророк разумеет в Иоил.3.18 именно названную долину. Другие понимают евр. nahal haschschittim в смысле нарицательного названия, сухой земли вообще и полагают, что пророк имеет в виду или Кедронскую долину (Михаелис) или лежащую на запад от Иерусалима Вади аль Сант, через которую пролегает дорога в Аскалон (Велльг., Новак). При обоих пониманиях слова haschschittim смысл образа тот, что в стране явится обилие воды и самые средства орошения чудесно изменятся (ср. Иез 47.1 ; Зах 14.8 ). В связи с обетованием пророка Иоиля об излиянии Св. Духа и в образах Иоил.3.18 можно видеть образа благодати, изливающейся в Церкви Христовой. Иоил.3.19 .  Египет сделает­ся пустынею и Едом будет пустою степью – за то, что они при­тесняли сынов Иудиных и про­ливали невин­ную кровь в земле их. Из врагов Иуды пророк выделяет особенно египтян и идумеев, в вину которым вменяется то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь их. Под пролитием невинной крови пророк разумеет, по-видимому, или убийства тех Иудеев, которые находили убежище в Египте и Идумее (в земле их ­ в земле идумеев и египтян), или же убийства во время разбойничьих нападений идумеев на Иудею (тогда – в земле их ­ в земле евреев). Какие именно исторические факты имеет в виду пророк, неизвестно; во всяком случае такие факты могли происходить как в послепленное время, так и в допленное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

( Иоил.3:9–13 ). Оба указанные образы в более подробном виде приводятся в откровении Иоан. Богослова ( Откр.14:15–20 ). Исполнили ли приказание Господа сильные Его, об этом пророк ясно не говорит, но возвещенный чрез эти приказания суд Господа над народом в дальнейшей речи пророка только так изображается, что, прежде всего, описывается устремление всех народов в долину суда, долину Иосафатову, а потом явление на Сионе самого Иеговы в грозной славе судии мира. В духе своем созерцая великое множество народов, устремляющихся в долину суда, слыша даже шум, распространяющийся от этих масс, во множестве собравшихся в долине, пророк восклицает: «шум, шум (повторение – есть выражение усиления, и здесь означает, что шум очень велик, что он происходит от великого множества народов) в долине решения», в долине окончательного, непреложного судебного приговора (ср. 3Цар.20:40 ), – и затем объясняет, почему он слышит уже как бы шум от имеющих на суд собраться масс народа, почему видит уже как бы самые массы на пути к месту суда, или даже уже на самом месте суда: »ибо, – говорит он, – близок день Иеговы в долгие решения» ( Иоил.3:14 ). Он так даже близок, что уже как бы наступает совсем. Уже проявились те необычайные знамения, которые служат предвестниками наступления его: «солнце и луна померкли, и звезды потеряли свет свой (см. Иоил.2:10, 31 ). И (Сам) Иегова (уже) гремит с Сиона», места своего обитания, «и из Иерусалима дает глас свой». Громовой голос Иеговы так страшен, что от него «небо и земля трясутся». Но Иегова со своим громовым голосом страшен только для врагов своих, напротив, для народа своего, для истинного Израиля Он совершенно не таков: «но Иегова, – говорит пророк, – убежище народу своему и твердыня сынам израилевым». И в том, что Иегова только врагов уничтожит, погубит, а своих истинных чтителей и поклонников защитит и спасет, эти спасаемые и защищаемые сыны Израиля узнают, что Иегова есть их Бог , живущий на Сионе в своем святилище. »И узнаете, – говорит им Господь, – что Я Иегова, Бог ваш, живущий на Сионе, святой горе моей», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

  Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей! Да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок – день тьмы и мрака, день облачный и мрачный (Иоил 2:1-2).   Тема здесь все еще пророческая: настойчивый призыв к покаянию, с объявлением общей мобилизации, с тревожным трубным звуком, чтобы предотвратить угрозу. Но затем происходит чрезвычайно важный переход – и этот ужасный день, наступления которого надо страшиться, становится днем, несказанно желанным, днем спасения и обновления пророчества, когда на всякую плоть изольется Дух:   И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь, и огонь, и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный (Иоил 2:28-31).   Как видим, все концептуальное вооружение “дня Господня” поставлено на служение широкой оптимистической перспективе, обновлению пророчества (уже угасшего), и день суда трансформируется в день спасения. Действительно,   всякий, кто призовет имя Господне, спасется, ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение (Иоил 2:32).   В этой представленной Иоилем метаморфозе “дня Господня” многие видят переход от пророчества, озабоченного покаянием в настоящем, к апокалиптике, полностью проецируемой на будущее спасение. Иначе говоря, трансформацию пророчества в уже не зависимую от истории утопию.   Конец По многим причинам я не очень люблю термин “эсхатология”. Во-первых, этот технический богословский термин малопонятен неспециалистам. Во-вторых, изо всех богословских дисциплин эсхатология, или рассуждения о последних временах, – самая неясная, по необходимости приблизительная, подвержена разного сорта спекуляциям. Достаточно хотя бы посмотреть, какие разные концепции “рая” встречаются в истории религий. Третья причина – грамматического характера, в том смысле, что оперируется quidproquo . É schatos – греческое прилагательное, означающее “последний”, в LXX им переводится еврейское acharit . Но значение этого термина, происходящего от achar (“затем”), – не “последний”, а “последующий”, “следующий затем”. Так, существует известное пророческое выражение, встречающееся по меньшей мере десять раз, чаще всего у Иеремии – be-achritha-yamim, – которое сегодня мы можем перевести как “в продолжение дней”, “в будущем”, а также “впредь”. Но греческая Библия переводит его через “в последние дни”, наделяя выражение эсхатологическим значением, которого в оригинале оно не имело: “в конце времен”.

http://bogoslov.ru/article/4252498

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010