В талмудическом предании И. в основном отождествляли со старшим сыном прор. Самуила (1 Цар 8. 2), а его отца Вафуила - с Самуилом (Мидраш Шэмуель. 1. 6; Бамидбар Рабба. 10. 5), время его служения могли относить к правлению иудейских царей Манассии (Сэдэр Олам. 20) или Иеровоама (Таанит. 5а). Первая часть книги истолковывалась в основном буквально-исторически, 2-я ч. рассматривалась в мессианском ключе. Так, слова о вторгшемся народе (Иоил 1. 6) истолковывались в качестве указания на вторжение войск Сеннахериба (Вайикра Рабба. 5. 3), а Иоил 2. 20 - в качестве отсылки к мессианскому времени (Сукка. 52a). Дарование Духа (Иоил 2. 28) соотносилось с др. обетованиями - о благодатных дарах (Зах 12. 10; Иез 39, 29), которые противопоставлялись излияниям божественного гнева (Ис 42. 25; Иез 9. 8 - Мидраш Эха. 2. 4; 4. 11). Предзнаменования последних времен из Иоил 2. 30 считались указаниями, направленными против Эдома (или Рима) (Пэсикта Рабба. 17. 8; Танхума. 14. 4) ( Billerbeck. Kommentar. Bd. 25. S. 615-617), а знамения из Иоил 2. 31 используются в апокрифе «Вознесение Моисея» при описании наступления последних времен, когда Господь отомстит врагам Израиля (10. 5). Иосафатова долина понимается как место страшного суда (Мидраш Мишле. 10). Таргум Ионафана добавляет эсхатологические определения к понятию дня Господня (Иоил 2. 11; 3. 4, 14), согласно к-рым он «придет от Господа» ( Merx. 1879. S. 208; Cathcart K. J., McNamara J. M. The Aramaic Bible. Edinb., 1989. Vol. 14. P. 63-73), также в этом таргуме неприятель, «пришедший» от севера (Иоил 2. 20), становится «народом с севера», а 4 вида насекомых заменены «народами и языками, властями и царствами» ( Merx. 1879. S. 208 f.). Мотив обитания верных с Господом на Сионе (Иоил 3. 17, 21) указывает не непосредственно на Господа, а на Его Божественное присутствие - шэхину среди верных ( Stark. 1998. Sp. 393; см. подробнее: Merx. 1879. S. 215-305; Ginzberg L. The Legends of the Jews. Phil., 1946. Vol. 6. P. 229, 314, 373; Neusner J. Micah and Joel in Talmud and Midrash: A Sourcebook. Lanham, 2007). Книга пророка Иоиля в экзегезе древней Церкви

http://pravenc.ru/text/578234.html

Глава 1 «Слово Господне, е же бысть ко Иоилю, сыну Вафуилеву» ( Иоил.1:1 ). Иоиль пророчествует об Ассириянах и Вавилонянах во времена четырех царей их, которых представляет в образе четырех казней Египетских. Одно зло служит образом другого, подобного ему, зла. На Египет насылались саранча и другие язвы, а здесь один за другим следовали цари. «Останок гусениц поядоша прузи» (род саранчи) крылатые, налетевшие на синагогу Израильскую, ибо в землю Израильскую вторгались разные войска из Ассирии и Вавилона, под предводительством четырех вождей. Первый вторгся Феглаффелласар, это гусеницы; второй – Салманассар, это " прузи крылатые»; третий – Сеннахирим, это мшицы, четвертый – Навуходоносор, это сиплеве. Поэтому смысл пророчества таков: «останок гусениц», то есть оставленное Феглаффелласаром, «поядоша прузи», то есть Салманассар, «останок пругов поядоша мшицы», то есть Сеннахирим, «и останок мшиц поядоша сиплеве», то есть Навуходоносор ( Иоил.1:4 ). «Понеже язык взыде на землю Мою» ( Иоил.1:6 ); это – Сеннахиримово войско, оно напало на самые укрепленные города Иудеи, овладело ими и всю страну обратило в пустыню. «Утрезвитеся, пиянии... и плачитеся: рыдайте, вси пиющии вино» ( Иоил.1:5 ). Таинственный смысл этих слов в том, что у людей грешных отнимется божественная радость, представленная здесь в образе вина. «Восплачися... как невеста препоясанна я во вретище по мужи своем девственнем» ( Иоил.1:8 ). Бывает иногда, что при вступлении новобрачной в брачный чертог жених поражается болезнью, страдает день или два, и умирает, не познав ее. «И изсше вино, погибли маслины. Посрамишася земледелателе, воз рыдали виноградари» ( Иоил.1:10–11 ). Много трудились над возделыванием нивы сердец человеческих духовные земледелатели, но это не принесло плода. «Вся древа... изсхоша», потому что не приняты наставления учителей, и не послужили в пользу слушающим ( Иоил.1:12 ). «Посрамишася земледелателе» ( Иоил.1:11 ), и нет пророка. Земледелателями, виноградарями и другими именами называет пророк язычников, Иудеев, и другие народы, которые не приняли Христова Благовествования, исполняющего жизни, радости и благой надежды, но по своей лукавой воле пошли во тьму кромешную к червю неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным древом пророк именует древо жизни, – Святой Крест, принесший роду человеческому плод нетления.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

«День облачный и туманный»: jom anon vaaraphel сл. araphel (в Исх 14:20, 20:21 ; 2Цар 22.10 ) означает грозовую тучу. В этом значении его лучше понять и в Иоил.2:2 . Слова «как утренняя заря распространяется по горам» (слав. «якоже утро разлиются по горам») в евр. мазоретском тексте отнесены к предыдущему ( «день облачный и туманный»). По мнению многих толкователей с распространением утренней зари пророк сравнивает наступление дня Господня, желая выразить мысль о скорости (быстроте) наступления (Ириней арх. Псковский) или же принимая schahar (утр. заря) в смысле – рассвет, предвещающий дурной день (Юсти), предрассветный мрак (Вюнше). В последнем случае выражение пророка будет иметь вид: день облака и тучи как предрассветный мрак, покрывающий горы. Лучше, однако, след. LXX-mu, рассматриваемые слова относить к дальнейшему «народ многочисленный»и д. " Народом», как в Иоиль 1.6 , пророк называет саранчу и сравнением с утренней зарею дает мысль о быстроте, с какой распространяется по стране саранча. Иоил.2:3 .  Перед ним по­жирает огонь, а за ним палит пламя; перед­ ним земля как сад Едемский, а по­за­ди него будет опустошен­ная степь, и никому не будет спасе­ния от него. В Иоил.2:3 некоторые комментаторы (Добронр.) находят описание двух бедствий, постигших страну: засухи и нашествия саранчи: «перед ним», т. е. прежде нашествия саранчи; «за ним», т. е. после этого; огонь пожирающий и пламя – образы засухи. Но выражения пророка сохраняют свой полный смысл, если, согласно контексту, мы будем видеть в Иоил.2:3 только описание нашествия саранчи, которое производит впечатление всепожирающего пламени. «Как сад Едемский» (ср. Иез 36.35 ): kegan – eden; LXX перевели евр. gan словом παρδεισος, а eden нарицательным τρυφι – сладость; отсюда в слав. «якоже рай сладости». Иоил.2:4   Вид его как вид коней, и скачут они как всадники; В Иоил.2:4 саранча сравнивается по внешнему виду и по быстроте движений с конем. В объяснение Иоил.2:4 блаженный Феодорит замечает: «если кто внимательно рассмотрит голову саранчи, то найдет ее весьма похожею на голову конскую. Саранча, когда летит, по быстроте ничем не уступает коням».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Духа, в полемике с пневматомахами ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] 74. 4. 7; Did. Alex. De Trinit. II 2. 8). Стих Иоил 2. 28 цитируется в Мученичестве святых Перпетуи и Фелицитаты (The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 106), где излияние Духа соотносится с новыми видениями, которые следует рассматривать в монтанистском контексте ( Stark. 1998. Sp. 408). Многочисленные упоминания дня Господня в патристической лит-ре не могут быть однозначно сведены к Иоил 2. 31; так же как и Иоил 2. 32 («всякий, кто призовет имя Господне, спасется»), они использовались вторично (в Рим 10. 13 и в др. местах из НЗ (Ibidem)). Пророки Елисей, Захария, Иоиль. Икона из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Ок. 1497 г. (ГРМ) Пророки Елисей, Захария, Иоиль. Икона из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Ок. 1497 г. (ГРМ) Прор. Иоиль. Фрагмент иконы «Похвала Богоматери». 2-я пол. XVI в. (ВГИАХМЗ) 4. Восстановление и благословение народа Божия (Иоил 3). Стихи Иоил 3. 1-21 истолковывались в христ. традиции гл. обр. как указание на спасение людей из всех народов в последние времена в лоне Церкви. Притесняющие народ Божий жители Тира и Сидона переосмысляются как еретики и язычники, которые мешают христианам ( Hieron. in Joel. 3. 4-6). При этом сохраняются исторические объяснения этих мест, относящие их к восстановлению народа Израиля после вавилонского плена, что прикровенно указывает на избавление верующих от власти сатаны во Христе ( Суг. Alex. In Joel. 3. 1-3). Слова Иоил 3. 10 («слабый пусть говорит: «я силен»»), по мнению прп. Иоанна Кассиана Римлянина, соотносятся с 2 Кор 12. 9-10; они дают представление о том, что Господь спасти может только тех, кто терпеливо осознают свою немощь ( Ioan. Cassian. Collat. 7. 5. 8-9). Иосафатова долина (Иоил 3. 2, 12) неоднократно упоминалась в христ. комментариях как место Страшного Суда ( Orig. In Is. 1. 1; Hieron. in Joel. 3. 12; Idem. Ep. 18. 3; Cassiod. Exp. Ps. 97. 9); из основных комментаторов на Книгу прор.

http://pravenc.ru/text/578234.html

Иоил.2:10 .  Перед ними по­трясет­ся земля, по­колеблет­ся небо; солнце и луна по­мрачат­ся, и звезды по­теряют свой свет. Блаженный Иероним объясняет слова пророка так: «Пророк говорит, что колеблется небо и трясется земля не потому, что саранча могла произвести это, но потому, что страдающим, вследствие великого страха, представляется, что рушатся небеса и земля трепещет». Другие комментаторы (Новак) полагают, что в Иоил.2:10 пророк говорит о грозе, предшествовавшей появлению саранчи. Ввиду общего характера пророческой речи, в которой в описании нашествия саранчи привносятся и черты имеющего наступить страшного дня Господня, возможно и Иоил.2:10 относит к этому последнему (Добронр.). (Ср. Ис 13.10 ; Наум 1.5 и д. Иез 32.7 ; Мф 24.29 ). Иоил.2:11   И Го­с­по­дь даст глас Свой пред во­ин­ством Сво­им, ибо весьма многочислен­но по­лчище Его и могуще­с­т­вен исполнитель слова Его; ибо велик день Го­с­по­день и весьма страшен, и кто выдержит его? Образное изображение дня бедствия: во главе воинства, опустошающего страну, представляется Сам Иегова, отдающий повеления об опустошении (ср. Ис 13.2–5 ). Подобно этому в день страшного суда над миром Господь явится во главе небесного воинства, т. е. со всеми Своими святыми Ангелами ( Мф 24.30–31 ; Мф 25.31 ; ср. Пс 102.20 ; Дан 7.10 ). Вместо рус. «могуществен исполнитель слова Его»в слав. читается: «яко крепка дела словес Его»; по-видимому, LXX евр. azum oseh, силен делающий, читали azum maasch, сильно дело. Евр. venora meod, «и весьма страшен» (день). LXX перевели πιφανης σφδρα, слав. «светел зело», так как вместо nora они, по-видимому, читали naro, от ог быть светлым. Иоил.2:12   Но и ныне еще говорит Го­с­по­дь: обратитесь ко Мне всем сердцем сво­им в по­сте, плаче и рыдании. В Иоил.2:12–17 пророк переходит к увещанию народа, пророк говорит, что несмотря на близость дня гнева Господня, он еще может быть отвращен истинным покаянием, выражающимся не в одних внешних обрядах, а главным образом в сокрушении сердца. Иоил.2:13   Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Го­с­по­ду Богу вашему; ибо Он благ и мило­серд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоил.3.20 .  А Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Подобное обетование возвещается народу Божию и другими пророками. (Ср. Ис 60.21 ; Иез.37:25, 43:7, 9 ). Иоил.3.21 .  Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Го­с­по­дь будет обитать на Сионе. «Я смою кровь их, которую не смыл ещё», евр. venikkethi damam lo nikkethi. Гл. nikkah (ниэл от неупотр. nakah) имеет значение – объявлять кого-либо невинным, оставлять без наказания. Поэтому слова пророка, придавая им вопросительную форму, передают (Штейвер) так «и оставлю ли Я их (т. е. язычников) без наказания? Не оставлю»; иначе: «объявлю невинной кровь их, которую Я не объявил еще невинной» (Драйвер); смысл последнего перевода будет тот, что наказание язычников за пролитие крови сынов Иуды будет доказательством невинности этой крови в очах Божиих. LXX рассматриваемое выражение переводят κα κζητσω τ αιμα ατν κα ομ θωσω, и взыщу за кровь их, и не оставлю без наказания, слав. «и взыщу крови их, и не обезвиню». Ввиду перевода LXX и контекста мазоретское venikkethi новейшие комментаторы (Гезениус, Гоонакер) исправляют в venikkamthi (от nakam мстить) и переводят начало стиха: «отмщу кровь их, не оставлю без наказания», что дает мысль более ясную. Господь дает обещание отомстить пролитую врагами кровь Иудеев. – «Господь будет обитать на Сионе»: обитание Господа на Сионе явится источникам благоденствия Израиля. Изображение пророком Иоилем в Иоил.3 суда над миром и спасение избранного народа, без сомнения, не может быть понимаемо в буквальном смысле. Вся речь пророка в Иоил.3 имеет образный характер. Так как пророчество Иоиля о суде еще не осуществилось во всей полноте, то и нельзя еще разграничить в этом пророчестве образы и идеи, которые воплощаются пророком в образе их. И вообще это разграничение образов и идей составляет наиболее трудный пункт в истолковании пророчеств. Несомненно только одно, что возвестивший возвышеннейшее обетование об излиянии Св. Духа на всякую плоть и о просвящении всех людей этим Духом, Иоиль не мог представлять суд Господа над миром как суд исключительно над язычниками ( Иоиль 2.16 ), как собрание народов в небольшой долине ( Иоил.3.12 ), как борьбу с язычниками ( Иоил.3:9–13 ), а как благоденствие Израиля, как изобилие вина, воды и молока ( Иоиль 3.18 ); все это только образы и символы, таинственного и страшного суда Господня и имеющего наступить после него вечного блаженства праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наконец, пророчества о Рабе Господа, служа, как замечено, к дальнейшему раскрытию прежних пророчеств о Мессии, в то же время служили как бы исходным началом для последующих. Примыкая к пророчествам о Мессии Иакова ( Быт.49 гл.), Валаама ( Числ.24 ), Давида и других псалмопевцев писателя книги Притчей (8 и 9 гл.), Иоиля (2:28–32, ср. Ис.44:3; 32:15 и др.), мож. б. Амоса (ср. 9:11 и Ис.16:5 ), пророчества Исаии в 1-ой части книги разъясняются его современником Михеем, а пророчества (2-ой части) о Рабе Господа постоянно имеются в виду у последующих пророков: Иеремии, Даниила, Захарии и друг., причем часто сопоставляются с пророчествами 1-ой части книги. И так как у этих последних пророков не просто воспроизводится пророчество о Рабе Господа, но углубляется 380 по своему внутреннему смыслу или обогащается новыми чертами; то пророчество о Рабе Господа, если оно принадлежит пророку Исаии и ко времени до плена Вавилонского, естественной постепенности откровений о Мессии вполне соответствует. 44 Замечательно ближайшее сходство пр. Исаии с Иоилем именно в пророчестве о «горе Господней». У того и другого говорится о спасении народов, исходящем от «горы Сиона» и «дома Господня» (ср. Иоил.2:32; 3:18 ); у обоих один и тот же образ: «перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы», хотя с противоположным смыслом (у Иоиля: «перекуйте орала ваши на серпы»... 3:10); у того и другого говорится, что Иерусалим будет святынею» ( Ис.4:3 и Иоил.3:17 ), что Господь «смоет кровь» с Иерусалима ( Ис.4:4 и Иоил.3:21 ). Затем ср. «день Господень» ( Ис.2:12 и Иоил.3:14 ), «суд Господа с народами» ( Ис.3:13 и Иоил.3:11–12 ) и др. Входить в исследование о времени написания книги пр. Иоиля не составляет задачи данного труда. Здесь следует только заметить, что пророк Иоиль, судя по характеру его книги, принадлежит к древнейшим из пророков писателей и жил еще в то время, когда царство иудейское пользовалось благосостоянием (м. б. при Озии), когда еще не вошло в соприкосновение с Ассирией, и Вавилонией, которые с течением времени положили ему конец. – Пр. Авдий в ст. 17 также повторяет слова: «на горе Господней будет спасение». [Это был пророк тоже иудейского царства (ср. ст. 11 и дал.). Пророчествовал он, по-видимому, еще ранее разрушения Самарии (ср. 18–19 ст. «дом Иосифа будет пламенем для Исава» – значит, царство Ефремово еще существовало; упоминается о «переселении израильтян», – м. б. при Ахазе чрез Феглафелласара – 4Цар.15:29 ). Так как он упоминает о «Переселенных из Иерусалима» (ср 2Пар.28:5–6, 8, 17 ) и о «жестокости Эдома» к жителям Иерусалима, потерпевшим бедствие (ср. 2Пар.28:17 ); то можно думать, что он жил при царе Ахазе, или же несколькими годами позднее пр. Иоиля и Амоса, так как о «переселенных из Иерусалима», о филистимлянах и других иноплеменниках, проявивших вражду к царству иудейскому, упоминают и они (см. Иоил.3 гл., Ам.1 гл.)]. М. б. слова Иоиля: «как сказал Господь» обозначают именно, что он говорит об открытом всем современным пророкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Иоил.1:14 .  Назначьте по­ст, объявите торже­с­т­вен­ное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Го­с­по­да Бога вашего, и взывайте к Го­с­по­ду. Назначьте пост, kaddschu zom, собств. «освятите пост», как в слав. т. Библия неоднократно сообщает о назначении поста во время общественных бедствий ( 3Цар 21.9, 12 ; 2Пар 20.3 ; 1Ездр 8:21 ; Иер 36:9 ). Объявите «торжественное собрание»евр. kiru azarah LXX перевели κηρξατε θεραπεναν, слав. «проповедите цельбу», т. е. назначьте то, что исцелило бы народ от постигшего его бедствия. LXX, по-видимому, хотели передать только мысль подлинника. «Соберите старцев»: пророк выделяет старцев из массы народа, отчасти выражая уважение к ним, отчасти указывая, что в храм должны быть созваны все. Иоил.1:15 .  О, какой день! ибо день Го­с­по­день близок; как опустоше­ние от Всемогущего при­дет он. «О, какой день!» (ahah lajom) и д.: это не восклицание, которое влагает пророк в уста священников или народа (Юсти), а указание основания, почему должны назначить пост и собрание. LXX для большей выразительности междометие ahah (увы, о!) перевели три раза, а lajom поняли, в смысле указания времени; отсюда, в слав. «увы мне, увы мне, увы мне в день». «Ибо день Господень близок» (евр. karov): пророк говорит не об опустошении страны саранчою (по Юсти близок ­ настал), а о дне Божественного суда для всего мира. В нашествии саранчи пророк видит предвозвещение или даже начало этого суда. «Как опустошение от Всемогущего придет он:», keschod mischschaddaj javö LXX вместо mischschaddaj читали mischschod; поэтому в слав.: «и яко беда от беды приидет». Иоил.1:16 .  Не пред нашими ли глазами отнимает­ся пища, от дома Бога нашего – веселье и радость? В Иоил.1пророк указывает основание, почему должно ожидать близости дня Господня: тяжкое бедствие, постигшее страну есть предвестник этого дня. «Отнимается пища», слав. «пищи взяшася», евр. ochel nichroth – выражает мысль о внезапности опустошении (nichroth – срезана). В Иоил.1:17–20 пророк описывает другое бедствие, постигшее страну, именно засуху, от которой погиб хлеб, сожжена трава, опалены, как бы огнем, деревья, иссохли потоки вод. Описание пророка имеет образный характер. Но все образы, употребленные им, настолько просты и естественны, что нет нужды толковать вместе с некоторыми комментаторами ( Ефрем Сирин , Генгст.) Иоил.1:17–20 в аллегорическом смысле, о евреях и язычниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гласи прогласишася на поли судебнем (Иоил. 3:14). Данное им время долготерпения исполнилось, и там определено им пасть. Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой , то есть ум и сердце помрачатся и пребудут во тьме в день откровения Господня. И звезды скрыют свет свой (Иоил. 3:15), то есть светлость помыслов, подобно блистающей звезде, озаряющей путь к небесному, утратится и померкнет с наступлением глубокой ночи, в какую погрузит себя ум. Господь же от Сиона… даст глас на Ассириян. И потрясется небо и земля , восстав на них. Господь же пощадит люди Своя , и рассеет врагов их (Иоил. 3:16). И будет Иерусалим свят, и иноплеменницы не пройдут сквозе его (Иоил. 3:17). Языческие народы не придут на брань с ним. В той день, искаплют горы сладость , вожделенное освобождение и изобилие, и холми источат млеко . В собственном же и подлинном смысле горами, капающими сладость, пророк называет апостолов, а сладостью — учение Божественное; холмами же, источающими млеко, именует пророков, излагающих чистоту таин, а также новых народных правителей, столь же кротких, как Моисей и Самуил; и еще священство, очищающее весь народ своими кроплениями. Виноградная лоза и смоковница дадут сладость свою, то есть апостолами истоптаны будут божественные грозды, и пророками открыт будет вкус таинственного. Источницы Иудины источат воды , — пророк называет источниками церковных учителей, потому что из уст их непрестанно льется духовное учение. И источник от дому Господня изыдет и напоит водотечь (долину) Ситтим (Иоил. 3:18). Как долина Ситтим была ниже источника, её наполнявшего, так люди для Закона Божия соделаются чистым и низменным полем, и примут в себя воды, текущие из дома Господня, то есть Закон Божий, который изыдет оттуда, как написано: от Сиона изыдет закон (Мих. 4:2). Кроме того, источник, исходящий от дома Божия, изображает собой Святое Крещение, называемое источником жизни, омывающим грехи сынов Святой Церкви. Египет в запустении будет за то запустение, до которого доведены были вы. В таинственном же смысле пророк подразумевает гонителей святого народа и говорит, что крепость их сокрушится и сокровища их рассыплются. И Идумея в ненаселенную пустыню (Иоил. 3:19); она не будет обитаема ни людьми, ни зверями, потому что Идумеи говорили: истощайте, истощайте до оснований его , то есть Иерусалим (Пс. 136:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Исаии 35:4–10; Ис. 40:10–11 ; Ис. 52:12 ; Иезек. 34:11–20, 22; Захар. 14и мн. др.); в других Мессии, потомку Давида ( Пс. 2 , Исаии, 52:13–15; Иезек. 24:23–24) 391 . Мессия наделяется многими сверхъестественными свойствами и ему будто бы усвояется вечное бытие ( Пс. 109:4 , по LXX и 109:3; Пс. 2:6–7 ; Ис. 7:14 ; Ис. 9:6 ; Ис. 11:1–2 ; Мих. 5и мн др.) 392 . Трудно сказать, представлялся ли Мессия как существо божественное, или просто только человеческое, но наделенное сверхъестественными свойствами. Последнее вернее, ибо везде с твердостью указывается на то, что Мессия будет именно потомком Давида. При осуществлении своего дела Мессия изображается то воинственным царем ( Пс. 2, 109 , Ис. 65:1 ), то мирным князем ( Пс. 71 ; Ис. 2:3, 4 , ср. Мих. 4:1 ... Захар. 9:9 ). – От виновника спасения авторы священных книг переходят к изображению грядущего спасения или царства, которое имеет основать Бог или Мессия Его, потомок Давида. На этом предмете они останавливаются с особою продолжительностью и описывают его с большими подробностями. Древнейший из пророков пр. Иоиль так, напр., изображает будущее царство или грядущее спасение. Указывая на бедствие народное (опустошение полей саранчою), как на следствие грехов и призывая всех к покаянно ( Иоил. 1–2 ), как необходимому условию получения спасения ( Иоил. 2:13 ), он так изображает грядущее будущее: Дух Божий изольется на всякую плоть, даже на рабов и на рабынь, и все будут пророчествовать. Пленные и рассеянные иудеи возвратятся на гору Сион, в Иерусалим. После этого будет произведен суд над всеми народами в долине Иосафата ( Иоил. 3:2–4 , Иоил. 3:11–12 ). Народы, угнетавшие Израиля, будут преданы в его руки, и Господь навеки воцарится во Иерусалиме ( Иоил. 3:17, 3:20 ). Царство Его будет изобиловать всеми благами: „И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник и будет наполнять, долину Ситтим“ ( Иоил. 3:18 ). Это изображение царства Божия у пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010