Таким образом, пророчествуя о гибели мира, Божием суде и воздаянии, состоящем в воскрешении праведников для новой счастливой жизни, Апокалипсис Исаии обозначает основные темы будущей апокалиптики, и в том числе Откровения Иоанна. Другой древнейший апокалипсис – небольшая Книга пророка Иоиля, которую считают одним из самых художественно совершенных писаний Ветхого Завета 5 . Пророк описывает ужасное нашествие саранчи, знаменующее скорое наступление Дня Господня – Страшного суда: «Пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него – как у львицы… Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина… Потому и веселье у сынов человеческих исчезло» ( Иоил. 1:6–12 ). «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей, да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок – день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после, не будет в роды родов» ( Иоил. 2:1–2 ). В апокалиптическом видении пророка стаи саранчи обращаются в полчища народа, идущего войной на Иудею и сметающего, сжигающего, уничтожающего все на своем пути 6 . Это войско ведет Сам Господь, грядущий судить народы. Пророк призывает иудейский народ и священников принести покаяние прежде, нежели настанет День Господень. Пусть этот день «велик и страшен», но в конечном счете все зависит от самих людей, от их сердец: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши… Кто знает, не сжалится ли Он и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?» ( Иоил. 2:13–14 ). За Страшным судом в долине Иосафата, когда «солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой» ( Иоил. 3:15 ), Иоиль видит пришествие Царствия Божия. Противники избранного народа будут повержены, а «Иуда будет жить вечно, и Иерусалим – в роды родов» ( Иоил. 3:20 ). Но спасутся не только иудеи: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил. 2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

«Положи виноград Мой в погубление и смоквы Моя в сломление» ( Иоил.1:7 ). Виноград есть образ синагоги, а смоквы – тайна всего человечества. «Голодными стоят юницы у яслей своих, погибоша житницы, раскопашася точила» ( Иоил.1:17 ), потому что при наступлении голода прекратились десятины и жертвоприношения. «Отъ яся от дому Господня семидал и возлияние» ( Иоил.1:13 ). Словами: »отъ яся... семидал», – пророк означает, что утратилась чистота нравов, а словами: " отъ яся ...возлияние», – дает знать, что иссякли слезы душевного сокрушения из-за недостатка духовного разумения. «И паствы овчыя погибоша... восплакашася стада волов, – стада овец погибли, – яко не бе пажити им» ( Иоил.1:18 ). Стонет скот, и плачут стада волов, потому что старое сено истощилось, и нет новой травы. Это было как с Иудеями в конце царствования царя Седекии (ибо в это время Вавилоняне осадили Иерусалим и опустошили все окрестности), так и с обоими царствами Израильскими во дни Езекии, когда Ассирияне угнетали и разоряли то и другое царство во времена царей своих Салманассара и Сеннахирима. Первый из них ниспроверг престол Самарийский, а второй причинил много бедствий Иудее. В таинственном же смысле стоны волов означают воздыхание твари, которая стенает и ждет откровения сынов Божиих, ибо божественный Павел говорит, что «тварь повинуся суете не волею» ( Рим.8:20 ). А то, что пророк говорит о жестоком голоде, от которого рыдали земледелатели и виноградари и погибал скот, то этим изображается еще более жестокий голод перед пришествием Господа нашего, мучивший все человечество из-за скудости небесного хлеба, и, наконец, утоленный и прекращенный Евангельской проповедью. Глава 2 «Вострубите трубою в Сионе» ( Иоил.2:1 ), призывайте к покаянию народ грешный. «Якоже рай сладости земля пред лицем его», то есть Едему уподоблялась земля Иудина до нашествия царя Ассирийского. «И яже созади его поле пагубы, и спасающагося не будет... от руки его» ( Иоил.2:3 ). Это сходно с тем, что сам о себе говорил царь Ассирийский: «еда избавиша бози язычестии, кийждо страну свою... от руки моея?» ( Ис.36:18, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Особенно важную роль этот критерий по сравнению с МТ играл в каноне LXX, где в основе порядка книг малых пророков лежало правило, согласно к-рому книги, не имеющие в надписаниях хронологических данных (такие, как Книги пророков Иоиля, Авдия, Ионы, Наума и Аввакума), помещались между книгами, содержащими такие данные (т. е. между Книгами пророков Михея и Софонии и др.- Finley. 1990. P. 13). Очевидно, что кроме временного критерия более важным принципом, определившим место Книги прор. Иоиля в каноне МТ, оказалось тематическое сходство со следующей за ней Книгой прор. Амоса ( Wolff. 1977. P. 3). Эта позиция обусловлена близостью терминологии (на уровне фраз и словосочетаний), употребляемой в этих книгах (ср., напр.: Иоил 3. 16а и Ам 1. 2a; Иоил 3. 18a и Ам 9. 13b); пророчества о народах Тира и Сидона, а также об эдомитянах в конце Книги прор. Иоиля (Иоил 3. 4, 19) продолжаются в Книге прор. Амоса (Ам 1. 9-10, 6-8, 11-12). Также на местоположение этих книг в каноне повлияла объединяющая их тема дня Господня (Иоил 1. 15 и Ам 5. 18) ( Sheppard G. Canonization: Hearing the Voice of the Same God through Historically Dissimilar Traditions//Interpretation. 1982. Vol. 36. P. 21-33). Т. о., порядок этих книг позволял читателю рассмотреть пророчества Амоса о судьбе народов в контексте более раннего источника, раскрывающего значение вселенского суда ( Wolff. 1977. P. 4; Hiebert. 1992. P. 880). Содержание и структура Книга прор. Иоиля состоит из 2 основных частей (Иоил 1. 1 - 2. 27 и 2. 28 - 3. 21), каждая из к-рых связана одной из основных тем: первая часть содержит пророчества, относящиеся к истории страны в ее настоящем положении, вторая описывает судьбу страны в эсхатологической перспективе. 1. В надписании книги (1. 1) сообщается, что И. получил свое откровение непосредственно от Господа. При этом не дается никаких сведений об исторической ситуации или о времени служения пророка, упоминается только имя отца И. Слова пророчеств в 1-й ч. представлены в виде обращенных к народу приказаний, которые пророк начинает с призыва слушать его речь и внимать его слову, традиционного для языка пророков (Ис 1.

http://pravenc.ru/text/578234.html

По содержанию книга Иоиля вполне естественно разделяется на две части: историческую, в коей описывается современное пророку бедствие, налет саранчи, всеобщее опустошение, и излагается призыв пророка ко всеобщему покаянию ( Иоил.1:2–2:17 ), и пророческую, в коей возвещается излияние даров Св. Духа, суд Божий и спасение людей ( Иоил.2:18–3:21 ). Обе эти части соединены теснейшей внутренней связью, как причина со следствием. Сущность ее выражена в Иоил.2:18 : и возревнует Господь о Своей земле и сжалится над Своим народом и Господь ответит и скажет. – Таким образом, будущие благодатные дары, возвещаемые во второй части, поставляются в зависимость от народного покаяния, излагаемого в первой части. В виду указанной тесной логической связи в речах Иоиля, не могло возникать серьезных сомнений в критической литературе о единстве книги Иоиля и ими западные апологетические исагогические системы не занимаются. В новейшей эволюционной критической литературе также, если и возникали подобные сомнения, то были единичны и нераспространенны. О каноническом достоинстве книги Иоиля, кроме вышеуказанного общего упоминания о малых пророках, следует привести следующие новозаветные свидетельства: сие есть реченное пророком Иоилем: и будет в последняя дни, глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваша, и юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят, ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего и прорекут… ( Деян.2:16–21 ­­ Иоил.2:28–32 ). Апостол Павел приводит слова пророчества Иоиля: всяк, иже призовет имя Господне, спасется ( Рим.10 ­­ Иоил.2:32 ). Язык книги Иоиля обычно считается «классическим» в священной еврейской поэзии, «чистым, прекрасным, легким» языком пророческой речи (Ewald. Die Proph. 92 s.). В тексте книги Иоиля есть разность в разделении на главы между еврейскими и греко-славянскими современными изданиями. В еврейском тексте эта книга состоит из четырех глав, а в греко-славянском из трех. Вторая и третья главы еврейского текста соединяются в греко-славянском тексте в одну главу (2-ю). Это нужно помнить русским богословам при цитации сей книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В начале царствования Соломона, как мы видели, осуществилась историческая обстановка, нарисованная Моисеем в Втор.12:10–11 , и Господь избрал построенный Соломоном Иерусалимский храм, «чтобы пребывать, там имени Его» ( 3Цар.9:3 ; 3Цар.8:16 ). В силу последнего, иерусалимский храм, по закону Втор.12:11 , должен был быть единственным местом жертвоприношений евреев. Таким образом, с построением Соломонова храма, должно было прекратиться действие законов Исх.20:24 и Лев. о месте еврейского богослужения, вместе с практикой евреев, допускавшей их свободу в отношении места богослужения. Со времени построения Иерусалимского храма вступил в силу закон Втор.12:11 , провозглашавший идею централизации еврейского богослужения при Иерусалимском храме. При обозрении дальнейшей еврейской истории, с точки зрения проявления в ней идеи централизации еврейского богослужения, мы рассмотрим сначала период времени до плена Вавилонского, а затем, после него. Так, для свящ. автора 4Цар. храм иерусалимский сохраняет свое значение, как места, которое Господь «избрал из всех колен Израилевых и положил там имя Свое» ( 4Цар.21:4 , 4Цар.21:7 ; 4Цар.23:27 ). Такое же представление об иерусалимском храме мы находим и у других пророков царства иудейского. У Иоиля, одного из раннейших пророков, дом Божий, т.е. храм, является местом, где происходят религиозные собрания, на которые собираются «старцы и все жители страны» ( Иоил.1:14 ); Сион у того же пророка является местом, откуда исходят объявления о церковных временах ( Иоил.2:1 , Иоил.2:15 ; срв. Чис.10:7–10 ); по представлению Иолия «на Сионе, на святой горе» обитает Господь ( Иоил.3:17 ); оттуда «возгремит Господь и дает глас Свой» ( Иоил.3:16 ). Ясно и сильно выражается по данному вопросу и прор. Исаия. По его представлению, Иерусалим – гора Господня ( Ис.30:29 ), гора святая, место поклонения Богу ( Ис.27:13 ; Ис.66:20 ), место святилища Господня, подножие ног Его ( Ис.60:13 ); в Иерусалиме – огонь Господа и Его горнило ( Ис.31:9 ); в Иерусалим идут со свирелью, чтобы взойти на гору Господню ( Ис.30:29 ); Сион – жилище Господа Саваофа ( Ис.8:18 ), место имени Божия ( Ис.18:7 ), место молитвы ( Ис.56,7 ), город праздничных собраний евреев ( Ис.33:20 ); храм есть дом святыни ( Ис.64:11 ), дом молитвы ( Ис.60:7 ), дом освящения народа, где евреи прославляют Бога ( Ис.64:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Если эти и другие наблюдения естествоиспытателей сравнить с изображением нашествия саранчи у Иоиля; то в этом изображении не окажется никакого преувеличения, которое бы для своего оправдания и объяснения требовало преобразования войска саранчи в войско людей, тем более, что опустошение какой-либо земли саранчою возбуждает гораздо больший страх в жителях этой земли, чем нашествие войска, нашествие, ограничивающееся только одним опустошением, а о каком-либо кровопролитии, произведенном врагами между народонаселением, вовсе не говорится в ( Иоил.1:2–17 ). Кроме того, обетование – ( Иоил.2:20 ), что часть врага, теперь опустошающего Иуду, будет прогнана в южную пустыню, переднее полчище его в море Мертвое, а заднее в Средиземное, вполне согласуясь со сказанием тех же естествоиспытателей, что гробницею для саранчи 4 бывают частью сухие и бесплодные степи, частью же озера и моря, трудно согласуется с аллегорическим пониманием изображения. Только то обстоятельство, что Иоиль в изображенном им опустошении саранчою усматривает приближение или даже наступление дня Господня ( Иоил.1:15, 2:1 ), взятое вместе (см. Пс.1:6 ) где этот пророк словами Иоиля: «близок день Иеговы, и, как пагуба, идет он от Вседержителя», предвещает суд над Вавилоном, имевший совершиться чрез враждебное войско, говорит, по-видимому, в пользу того, что нашествие саранчи у Иоиля было взято только как образ враждебных войск, долженствовавших совершить в день Иеговы суд над Иудою. Но и это – только по-видимому. Хотя под днем Иеговы и нельзя понимать суда, совершенно отличного от опустошения саранчою (такое понимание было бы не соединимо с ( Иоил.2:1–10 ), где нашествие саранчи относится пророком к этому именно дню), но уже выражение: «ибо близок день Иеговы, и, как пагуба, идет он от Вседержителя», – показывает, что пророк день Господень с бедою от саранчи не отождествляет до такой степени, чтобы он у него и совершился уже в этом нашествии саранчи. Гораздо более, просвещаемый Духом Божиим, и взирая на современные события с точки зрения всего плана домостроительства нашего спасения, Иоиль в этом Божием суде, совершавшемся чрез саранчу, видит только начальный момент того суда Божия, который, совершаясь в течении времен над богопротивниками, окончательно совершится во всеобщем суде; или в действительно совершавшемся походе саранчи на Иудею созерцает Божие воинство, во главе которого Иегова идет как вождь и гремит гласом своим и именно страшным гласом всемирного судии, и это шествие Иеговы, пред которым земля трясется, небо колеблется, солнце и месяц меркнут и звезды теряют свой свет ( Иоил.2:10 ), возвещает как шествие Господа для суда над миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Поэтому обращают внимание, прежде всего, на перечень врагов Иудеи, которым пророк угрожает Божьим наказанием за причинённые Иуде и Иерусалиму несчастья и обиды. Такими врагами являются финикияне (Тир и Сидон), округи филистимские ( Иоил.3:4 ), Египет и Эдом ( Иоил.3:19 ). В списке врагов не упоминается ни Ассирия, ни дамасская Сирия. Последнее обстоятельство даёт право на два отрицательных вывода. 1) Об ассириянах и халдеях пророк не знает ничего, следовательно он жил и пророчествовал в до-ассирийскую эпоху, т. е. раньше того времени, с которого ассирияне начинают угрожать политической жизни еврейского народа, значит – до 790 г. 2) Пророк не упоминает о дамасских сириянах, которые при царе Иоасе Иудейском сделали нападение на Иерусалим, за которое Иоас поплатился не только сокровищами храма и дворца, но и своей жизнью ( 4Цар.12:17–18 , ср. 2Пар.24:23–24 ). Невозможно допустить, чтобы пр. Иоиль, пережив это нападение, не внёс сириян в список врагов Иудейского народа; следовательно, время пророческой деятельности Иоиля предшествовало походу сирийского царя Азаила на Иудею и Иерусалим, а потому книга пророка Иоиля написана раньше 840 г. до Р.Х. Установив эти два положения, Креднер и его последователи обращаются к врагам Иуды и Иерусалима, упоминаемым Иоилем. Египтянам и идумеянам пророк ожидает отмщения за то, что они пролили невинную кровь иудеев в своей земле ( Иоил.3:19 ), а филистимлянам и финикиянам – за то, что они ограбили иерусалимский храм и продавали иудейских пленников в рабство ( Иоил.3:4–6 ). Имея в виду предыдущее заключение, что пророк Иоиль жил раньше похода Азаила сирийского на Иерусалим, находят здесь указания на события, рассказанные в исторических книгах: проявление вражды Египта против Иудеи, на которое указывает Иоиль, видят в походе египетского царя Суссакима или Шишака на Иудею в пятый год царствования Ровоама ( 3Цар.14:25–26 ; ср. 2Пар.12, 2–9 ); вину Эдома, о которой говорит пророк в Иоил.3:19 , относят ко времени отложения его от Иудеи при Иораме ( 4Цар.8:20–22 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

В западной литературе Иоиль считается пророком послепленным: с особой обстоятельностию мнение это раскрыто учёным А. Мерксом. Но веских оснований для этого мнения не может быть представлено. То обстоятельство, что пророк не упоминает о царе и выдвигает старейшин и священников, не может служить надёжным указанием на послепленное время, когда не было царя и во главе народа стояли старейшины и священники: эти черты общественного строя хорошо подходят и ко времени Иоаса. Что же касается приглашения пророка назначить пост и объявить торжественное собрание ( Иоил.2:13–15 ), то и здесь несправедливо усматривать черту послепленной обрядности, так как и допленные пророки не отвергали значение обрядов. ( Иер.14:12 ; Ис.58: 6 ). Книга Иоиля в нашем тексте имеет три главы, а в тексте евр. ст. 28–32 гл. второй выделены в особую главу, вследствие чего в книге получилось четыре главы. Книга представляет собой две речи, прерываемые кратким историческим замечанием в Иоил.2:18–19 (см. слав. текст). Поводом к произнесению этих речей послужило тяжкое бедствие, постигшее Иудею, – именно нашествие саранчи и продолжительная засуха ( Иоил.1:4–17, 18–20, 2:1 сл.). Это описание нашествия саранчи понимается многими древними и новыми экзегетами аллегорически, как описание нашествия врагов: под четырьмя названиями саранчи (сл. гусеницы, прузи, мшицы, сиплеве) разумеют четырёх враждебных царей (Ефрем Сир.: Феглаффелласара, Салманассара, Сеннахер. и Навуходон.) или четыре враждебных народа (бл. Иероним: ассир.-вавил., мидо-персов, макед.-сирийц. и римлян). Другие толкователи понимают описание нашествия саранчи в смысле буквальном (Руфим акв., Лютер, Креднер, из наших Смирн., Некрасов), иные допускают оба смысла (из древн. бл. Феодорит). Последнее толкование и должно быть признано правильным. Картина опустошения страны, описанная пророком, подходит к действительному нашествию саранчи ( Иоил.1:7, 10, 13 ); затем пророк в Иоил.2:4–5, 7–9 сравнивает нашествие саранчи с нашествием войска и, значит, показывает этим, что ближайшим образом он говорит не о войске. Но, с другой стороны, действительное бедствие–нашествие саранчи для пророка есть образ грядущих божественных наказаний, предвестие страшного дня Господня. Отсюда, речь пророка о нашествии саранчи носит торжественный характер, и в ней употребляются выражения, не подходящие всецело к одному описываемому пророком физическому бедствию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Иоил.3:14 .  Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Го­с­по­день к долине суда! Пророк созерцает уже народы, собравшиеся в долине суда. Повторением hamonim, hamonim (толпы, толпы) пророк указывает на бесчисленное множество собравшимся. Евр. hamonim означает и крик, и кричащая толпа. Отсюда LXX перевели ηχονξχησαν, слав. «гласи прогласишася»; второе hamonim LXX, вероятно, приняли за сказуемое и прочитали hamenim – «голоса шумящие». «К долине суда», евр. beemek hecharuz. Евр. charuz y Ис 28.27 имеет значение – «молотильная повозка», «молотилка». В этом значении некоторые комментаторы (Креднер, Гольцгаузен) принимают слово charuz и в рассматриваемом месте, видя здесь указание на то, что с народами в долине Иосафатовой будет поступлено так же, как с пленниками, которых избивают молотилками (ср. 2Цар 12.30 ; 4Цар 13.7 и др.). Общепринято, однако, понимание charuz в Иоиль 3.14 в значении суд, решение. Иоил.3.16 .  И воз­гремит Го­с­по­дь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнут­ся небо и земля; но Го­с­по­дь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. С Иоил.3.16 пророк говорит о значении дня суда для народа Божия. Поражая язычников, Господь явится защитою для Израиля, который будет блаженствовать. Иоил.3.17 .  Тогда узнаете, что Я Го­с­по­дь Бог ваш, обита­ю­щий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплемен­ники про­ходить через него. «Обитающий на Сионе»: по изображению пророка Иезекииля пред завоеванием Иерусалима слава Божия покинула город, и этим он представлен в добычу врагам (ср. Иез 8.4, 12 , Иез. 27 .). В приведенных словах Иоиль дает мысль, что торжество врагов над Иерусалимом будет уже невозможно, так как Господь будет жить на Сионе. «Не будут уже иноплеменники проходить через него», т. е. проходить с целью нападения или завоевания. Иоил.3.18 .  И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы по­текут молоком, и все русла Иудейские наполнят­ся водою, а из дома Го­с­по­дня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Попытки захвата большевиками монастырей граничили по своей форме со столь присущими революционному времени воровскими налетами и ограблениями I.17 и приложение, I.19, I.46, II.1.6, III.62), поэтому они принимали нередко остроконфликтный, а то и трагический характер. В разделе I и особенно в разделе III сборника приведены документы, исходящие от Патриарха Тихона, Священного Собора и его членов, в первую очередь Н.Д. Кузнецова , Высшего церковного управления, архиереев, настоятелей монастырей и иноков, крестьян, а также публикации в церковной и светской периодике того времени. В большинстве исторических источников дается негативная оценка всему происходившему в православных обителях. В первую очередь, в таких крупнейших и известнейших монастырях как Александро-Невская лавра III.1.3-III.1.5, III.1.8-III.1.11),Tpouцe-Ceprueba лавра I.13,1.14, III.23, 111.56), Воскресенский Новоиерусалимский монастырь II 1.55), Московский Новоспасский монастырь III.69, III.81 и приложение), Московский Данилов монастырь III.2), Московский Сретенский монастырь III.57, III.58), Московский Ивановский монастырь (N° III.61), Московский Спасо-Андроников монастырь III.80 и приложение), Московский Всехсвятский единоверческий монастырь III.64, III.73 и приложения 1, 2), а также в удаленных от столиц провинциальных обителях – Александро-Свирской Олонецкой епархии III.91.1, III.91.2), Макарьевско-Желтоводской Нижегородской епархии III.86.1–III.86.3, III.86.5), Пафнутьево-Боровской Калужской епархии III.97 и приложение), Николо-Бабаевской Костромской епархии III.27), Саровско-Успенской Тамбовской епархии III.28), Одигитриевской Челябинской епархии III.29), Преображенской Вятской епархии III.96 и приложение 1, 2) и многих других I.10, I.33, III.5, III.11 и приложение, III.18, III.45.1, III.45.3–III.45.5). В обширнейшем массиве разнообразных документов издаются, например, подлинники писем Патриарха Тихона и митрополита Макария (Невского -Парвицкого) в адрес В. И. Ленина в связи с налетом на Николо-Уфешский монастырь, изъятием в ходе проведенного обыска личных вещей митрополита и его архива III.87.1, III.87.2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010