Содержание пророческой проповеди Иоиля таково. Ввиду постигших страну бедствий ( Иоил.1:1–16 ), пророк призывает народ обратиться к Иегове всем сердцем, «в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ), приглашает назначить пост и объявить торжественное собрание ( Иоил.2:15–17 ). Во второй своей речи пророк возвещает о наступлении лучших времён. По слову его, Господь даст плодородие земле, удалит «пришедшаго с севера» (саранчу), ниспошлёт дождь ранний и поздний ( Иоил.2:20–25 ), так что народ будет «есть до сытости и насыщаться» ( Иоил.2:26 ). Но милость Господня к народу не ограничится только дарованием благ земных. Земные блага – только образ благ духовных и предвестие их ниспослания. Устами пророка народу возвещается в будущем наступление такого времени, когда изольётся «на всякую плоть» Дух Божий. Следствием этого излияния Духа явится осуществление для народа того идеала, который был поставлен ему законодателем Моисеем. «О если бы», – говорил законодатель, – «все в народе Господнем были пророками! Когда бы Господь послал Духа Своего на них» ( Числ.11:29 )! И вот, Иоиль возвещает исполнение этого пламенного желания законодателя: «будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» ( Иоил.2:28 ). Но это дарование благодатных средств будет вместе с тем и началом великого «дня Господня», дня страшного суда, который произведет Господь над народами. Пророк во второй половине своей второй речи ( Иоил.2:30–3: 21 ) в образах описывает этот день страшного суда. По его описанию, знамения на небе и на земле будут предшествовать наступлению «дня Господня», а самый суд Божий будет произведён в долине Иосафатовой (ср. 2Пар.20:16 ), куда соберутся все народы. Однако же, день суда, по слову пророка, будет грозным только для язычников: для Израиля же он будет днём спасения: «Иуда будет жить вечно, и Иерусалим в роды родов. Господь будет обитать на Сионе» ( Иоил.3:21 ). Пророчество об излиянии Св. Духа на всех людей и о страшном дне Господнем составляет важнейшее место в книге Иоиля. Исполнение этого пророчества должно относиться ко временам новозаветным. Главным основанием для этого служит свидетельство Деян.2:15–21 , где слова Иоил.2:28–32 рассматриваются, именно как пророчество о сошествии Св. Духа на Апостолов. В этом последнем событии Ап. Пётр, как следует заключать из Деян. 2:16–21 , видит и исполнение изречения пророка о страшном дне Господнем. И, действительно, сошествием Св. Духа на Апостолов закончилось устроение мессианского царства для спасения людей, поданы все благодатные силы. Так как теперь уже остаётся ждать только божественного суда за пользование этими силами, то можно сказать, что сошествие Св. Духа на Апостолов было уже началом этого суда. Но во всей своей полноте слова пр. Иоиля о страшном дне Господнем, по толкованию экзегетов, могут относиться только к «последним временам».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Наконец, пророчества о Рабе Господа, служа, как замечено, к дальнейшему раскрытию прежних пророчеств о Мессии, в то же время служили как бы исходным началом для последующих. Примыкая к пророчествам о Мессии Иакова ( Быт.49 гл.), Валаама ( Числ.24 ), Давида и других псалмопевцев писателя книги Притчей (8 и 9 гл.), Иоиля (2:28–32, ср. Ис.44:3; 32:15 и др.), мож. б. Амоса (ср. 9:11 и Ис.16:5 ), пророчества Исаии в 1-ой части книги разъясняются его современником Михеем, а пророчества (2-ой части) о Рабе Господа постоянно имеются в виду у последующих пророков: Иеремии, Даниила, Захарии и друг., причем часто сопоставляются с пророчествами 1-ой части книги. И так как у этих последних пророков не просто воспроизводится пророчество о Рабе Господа, но углубляется 380 по своему внутреннему смыслу или обогащается новыми чертами; то пророчество о Рабе Господа, если оно принадлежит пророку Исаии и ко времени до плена Вавилонского, естественной постепенности откровений о Мессии вполне соответствует. 44 Замечательно ближайшее сходство пр. Исаии с Иоилем именно в пророчестве о «горе Господней». У того и другого говорится о спасении народов, исходящем от «горы Сиона» и «дома Господня» (ср. Иоил.2:32; 3:18 ); у обоих один и тот же образ: «перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы», хотя с противоположным смыслом (у Иоиля: «перекуйте орала ваши на серпы»... 3:10); у того и другого говорится, что Иерусалим будет святынею» ( Ис.4:3 и Иоил.3:17 ), что Господь «смоет кровь» с Иерусалима ( Ис.4:4 и Иоил.3:21 ). Затем ср. «день Господень» ( Ис.2:12 и Иоил.3:14 ), «суд Господа с народами» ( Ис.3:13 и Иоил.3:11–12 ) и др. Входить в исследование о времени написания книги пр. Иоиля не составляет задачи данного труда. Здесь следует только заметить, что пророк Иоиль, судя по характеру его книги, принадлежит к древнейшим из пророков писателей и жил еще в то время, когда царство иудейское пользовалось благосостоянием (м. б. при Озии), когда еще не вошло в соприкосновение с Ассирией, и Вавилонией, которые с течением времени положили ему конец. – Пр. Авдий в ст. 17 также повторяет слова: «на горе Господней будет спасение». [Это был пророк тоже иудейского царства (ср. ст. 11 и дал.). Пророчествовал он, по-видимому, еще ранее разрушения Самарии (ср. 18–19 ст. «дом Иосифа будет пламенем для Исава» – значит, царство Ефремово еще существовало; упоминается о «переселении израильтян», – м. б. при Ахазе чрез Феглафелласара – 4Цар.15:29 ). Так как он упоминает о «Переселенных из Иерусалима» (ср 2Пар.28:5–6, 8, 17 ) и о «жестокости Эдома» к жителям Иерусалима, потерпевшим бедствие (ср. 2Пар.28:17 ); то можно думать, что он жил при царе Ахазе, или же несколькими годами позднее пр. Иоиля и Амоса, так как о «переселенных из Иерусалима», о филистимлянах и других иноплеменниках, проявивших вражду к царству иудейскому, упоминают и они (см. Иоил.3 гл., Ам.1 гл.)]. М. б. слова Иоиля: «как сказал Господь» обозначают именно, что он говорит об открытом всем современным пророкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

19-20) и вернуть земле плодородие после набега саранчи (2. 18-27). Благословение и дарование изобилия распространяются на мир животных и растений (2. 22-23). Призыв к плачу (  ) сменяется повелением не бояться, но радоваться и веселиться о Господе (2. 23) и славить (  ) Его имя (2. 26). 2. Стихи Иоил 2. 28 - 3. 21 содержат пророчества о последнем Суде и о благословении в день Господень. Описание исполнения обетования об излиянии в новую эру Духа «на всякую плоть» (2. 28-29) сопровождается апокалиптическими знамениями на земле и на небе (2. 30-32). Излияние Духа знаменует наступление новых отношений с Богом, когда «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (2. 32; ср.: Иез 39. 29) и тем самым избежит приговора Суда, уготованного народам (Иоил 3. 1-16). Этот Суд, к-рый произойдет в Иосафатовой долине (   букв.- «Господь судит», от глагола     - «судить»; Иоил 3. 2), означает благословение Господом Своего народа и осуждение тех, кто были его врагами. Рассеяние израильского народа и передел его земли стали причинами, по к-рым Господь призвал чуждые народы на Суд (3. 2; ср.: Ис 66. 18; Зах 14. 2). При этом Тир, Сидон и округи филистимские выделяются для специального наказания за продажу сынов Израиля в рабство эллинам (Иоил 3. 4-8). Все народы собираются в Иосафатовой долине, чтобы сразиться с Господом и Его народом. Приготовление к войне обозначается приказом перековать «орала... на мечи и серпы... на копья» (3. 10; ср.: Ис 2. 4; Мих 4. 3). Глас Господа с Сиона возгремит (   букв.- зарычит; ср.: Ис 25. 30; Ам 1. 2) над приготовившимися к сражению народами и вызовет вселенские катаклизмы, к-рые будут сопровождать этот последний Суд. Тем самым Господь «будет защитою... и обороною для сынов Израилевых», чтобы спасти их от вторжения иноплеменников (Иоил 3. 16). В результате этого апокалиптического конфликта Иерусалим будет восстановлен; в заключительной сцене книги Суд Божий приносит благословение и процветание Его народу и всей земле (3. 18-21). В новую, Мессианскую эпоху на землю возвращаются мир и покой, Иуда и Иерусалим пребывают в изобилии вечно с Господом у живительного источника на Сионе. Традиц. враги Израиля - Египет и Эдом в наказание станут пустыней за пролитие невинной крови. Пророчества Иоиля следуют в книге в соответствии со структурой ее частей. При этом можно выделить тематические блоки, соотносимые со схожими из др. части, а затем внутри их - тематические пары, некоторые построены по модели смысловой инверсии ( Finley. 1990. P. 19-20): 1) нашествие саранчи и страдание от засухи (Иоил 1. 2-14) и излияние Духа (2. 28-30); 2) описание дня Господня (1. 15 - 2. 2 и 2. 31-32); 3) божественное войско, приносящее бедствие Израилю (2. 2-11), и войска неприятелей, получающие наказание (3. 1-9); 4) призыв к покаянию (2. 15-17) и призыв к священной войне (3. 10-11); 5) ответное обетование Господа (2. 18-20 и 3. 12-17); 6) грядущее благословение Господа (2. 21-27 и 3. 18-21).

http://pravenc.ru/text/578234.html

Под седьминами в пророчестве разумеются седьмины лет, т. е. круг субботнего года – семилетия ( Быт.29:27 ; Лев 25, 3–5 ), следовательно, семьдесят седьмин составляют круг времени (70х7 л.) в 490 лет. Счисление седьмин должно начинать с того времени, как вышло повеление о восстановлении Иерусалима (25 ст.). Пророки Аггей и Малахия возвещали, что Желаемый или Чаяние всех языков придет во второй иерусалимский храм, почему велия будет слава храма сего последняя паче первыя ( Агг.2:6–10 ; Мал.3:1 ). Наконец, пророки с чрезвычайной подробностью предвозвестили многие частные обстоятельства жизни Мессии и Его служения. Так, они предсказали, что Ему будет предшествовать Предтеча, уготовляющий путь (Ангел Его, пророк Илия – у Мал 3, 1; 4, 5 ; Глас вопиющего в пустыне – у Исаии 40, 3–5), что Он будет творить чудеса ( Ис.26:19; 35, 3–6 ), совершит кроткое и смиренное вшествие во Иерусалим на жребяти ( Зах.9:9 ), будет предан за 30 сребренников ( Зах.11:12–13 ), ученики Его рассеются, как овцы без пастыря (3ах 13, 7), Его прободут гвоздями и копием (12, 10; 13, 6; Иер.11:19 ), смерть Его будет сопровождаться великими знамениями в природе – солнце померкнет и потрясутся основания земли ( Ам.8:9 ; Агг.2:7 ; сн. Иоил.2:10. 31 ; Зах.14:6–7 ), a по смерти Он воскреснет в третий день ( Ос.6:2 ; Соф.3:7 ; Ис.63:11 ) и вознесется на небо ( Зах.14:4 ), на верующих же в Него обильно изольются дары Духа Святого ( Иоил.2:28–29 ; Ис.44:3; 59, 21 ; Иез.36:25–27 ). Таким образом, в обетованиях и пророчествах Ветхого Завета о Мессии настолько подробно предначертаны образ Мессии и Его великое служение, что воскресший Спаситель, беседуя с учениками на пути в Еммаус, говорил им с упреком: о, несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаше пророцы ( Лк.24:25 и след.)! II. Снисходя к чувственным понятиям народа еврейского, Бог изображал перед ним тайну будущего искупления людей и посредством прообразований. Прообразование ( τπος) есть такое же, как и пророчество, предвозвещение или предизображение Мессии и Его царства, только не словами переданное, а заключенное в лицах, событиях и священных вещах и действиях Ветхого Завета. Прообразы в Ветхом Завете многочисленны. Разделяют их обыкновенно на исторические и обрядовые. Первые представляются в истории ветхозаветных лиц и событий, последние – в законе обрядовом. Идею спасения в особенности воплощали в себе прообразования обрядовые. Закон обрядовый, по слову апостола, был закон, сень имый грядущих благ, т. е. в обрядах и священнодействиях церкви подзаконной, как в своей тени, отображалось тело Христово ( Кол.2:17 ), или самый образ вещей ( Евр.10:1; 8, 5 ), – Искупитель и совершенное Им дело искупления. Из множества обрядовых прообразований особенно важное приготовительное значение имели обрезание и жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Читая Талмуд, мы понимаем ту среду, против которой боролись пророки; ту среду, в которой выше всего было развито поклонение своему собственному уму, уму исключительно Еврейскому: вот почему мы и видим у Исаии обвинение, что высшие классы положительно были уверены, что они могут скрыть свои замыслы от Бога и что они считали своим неотъемлемым правом критиковать действия Всемогущего. Только такие люди и могли говорить с насмешкой о Боге: „пусть поспешит, чтобы мы увидели... ( Ис. 5:19 ) или сказать, слыша пророчество о бедствии: „мы заключили договор с смертию и преисподнею“. ( Ис. 28:15 ). Ложь, обман, обожание своего ума не могли служить основой будущности Израиля. Глубокое горе не раз испытывал Исаия 1053 , но ему даны были великие утешительные видения будущего. В следующих стихах,-до конца главы,-Исаия видит тот великий переворот, который совершится в мире: „чудно и дивно“ будет это. Пророк в предыдущих главах видел Еммануила; теперь он видит царство света, любви и правды. 17 . Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес? Этот стих есть вступление в пророчество о царстве Мессии. Определение времени: „немного, очень немного“ представляет собою неопределенное время, миг в земной жизни, но подготовление к этому великому событию начинается почти непосредственно за произнесением пророчества. К этому подготовлению надо впрочем отнести и проповедь Ионы к Ниневии, до пророка Исаии. После же пророчества – и гибель армии Сеннахерима, и падение Ниневии, и взятие Иерусалима Навуходоносором, и вызов с востока Арийских рас для замены их властию власти Кушито-Семитов,-все эти события подготовляли царство Мессии. В стихе 17 многие комментаторы видят указание, что Израиль т. е. сад (насаждение Божие, см. гл. V, 2) заростет зарослью запустения, а дебри непроходимого леса язычества превратятся в плодоносный сад Господа Бога. Ниже в XXXII главе, стих 15, эта мысль представляется еще яснее и есть повторение откровения, данного пророку Иоилю ( Иоил. 2:28 ), на которое указывает в Деян. 2Апостол Петр в речи к народу в великий день Сошествия Духа Святого. Напомним, что пророк Исаия сказал: „на земле народа Моего будут расти терны.... -доколе не излиется на них Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом“ ( Ис. 32:13,15 ). А пророк Иоиль, предшествовавший Исаии, пророчествовал: „И будет в последние дни, говорит Бог, изолью от Духа Моего на всякую плоть.... и будет всякий, кто призовет имя Господне, спасется“ ( Иоил. 2:28–32 ). В читаемом нами стихе главы 29-й, по сравнению с главой 32, Ливан соответствует понятию о пустыне, о месте не заселенном и не приносящем пользы 1054 . Он соделывается садом (как и степи), когда „излиется свыше Дух Божий“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ветхозаветные праздники Пасхи и Пятидесятницы получили в Церкви Христовой иное значение. Как наша Пасха Христос, закланный за нас ( 1Кор. 5:7 ), сделался для нас истинным Агнцем, непорочным и пречистым, предназначенным еще прежде сложения мира ( 1Пет. 1:19–20 ) быть жертвою умилостивления верою в крови Его ( Рим. 3:25 ), так и вместо обрядового закона, имевшего тень будущих благ, а не самый образ вещей ( Евр. 10:1 ), данного на Синайской горе, мы получили закон духа жизни о Христе Иисусе, освободивший нас от работы греху и смерти (см.: Рим. 8:2 ). Ветхий закон был пестуном во Христа, а по пришествии веры мы уже не под руководством пестуна ( Гал. 3:24–25 ), и тот же Отец Небесный, Который дал и Ветхий, и Новый Заветы, когда пришла полнота времени ( Гал. 4:4 ), послал в сердца верующих Духа Сына Своего, вопиюща: Авва, Отче! ( Гал. 4:6 ). По выражению святого Григория Богослова , «пятидесятый день евреи чтут, чтим и мы, подобно как чтим и иное что-нибудь, у евреев совершаемое образно, а у нас возобновленное таинственно» 237 . Святой Лев Великий еще яснее развивает знаменование дня Пятидесятницы: «Пятидесятый от воскресения Христова день содержит в себе великие таинства Ветхого и Нового Заветов. Он ясно свидетельствует о том, что благодать была предвозвещена законом, а закон восполнен посредством благодати. Ибо как некогда, по избавлении еврейского народа, в пятидесятый день после заклания агнца, был дан закон на горе Синайской, так и после страданий Христа, после того как сей истинный Агнец Божий был умерщвлен, в пятидесятый день по воскресении Его, Дух Святой сошел на апостолов и на верующий народ, дабы всяк познал, что Ветхий Завет служил приготовлением к Евангелию и что Завет Новый установлен тем же Духом, которым утвержден и Ветхий» 238 . Еще задолго до пришествия в мир Спасителя, пророк Иоиль, утешая народ свой надеждою на преизобильные блага времен Мессии, говорил от лица Божия: Излию от Духа Моего на всяку плоть и прорекут сынове ваши и дщери ваши и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят, ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего ( Иоил. 2:28–29 ). И другие пророки многократно представляли благодать Святого Духа под образом воды, утоляющей духовную жажду, восстановляющей и обновляющей ослабевшие силы души человеческой 239 . А святая гора Сион и град Иерусалим в пророческих видениях изображаются средоточием, откуда исходит закон и слово Господне ( Ис. 2:3 ) для всего мира и где все народы, научившись путям Божиим, обретают спасение ( Иоил. 2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010