ст. 1. Братья, я от всего сердца моего желаю, и молю Бога, о спасении Израиля. ст. 2. (Не отнимая у них справедливости) свидетельствую им, что они имеют ревность Божию, но не по разуму. Деян.22:3 ст. 3. Поскольку, не разумея правоты Божией, и усиливаясь поставить свою правоту, не повинулись правоте Божией. 169 Флп.3:9 ст. 4. Ибо концом закона (есть) Христос, во оправдание всякому верующему. 170 τλο кончина; Мф.5:17 ; Деян.13:38–39 ; Лев.18:5 ; Неем.9:29 ; Втор.30:11–13 ст. 5. Ибо Моисей оправдание, (предлагаемое) от закона, так описывает: кто исполнит законные предписания; таковой человек наследует по оным живот (вечный). 171 ст. 6. А оправдание от веры (получаемое), говорит так: не скажи ты в сердце своем, кто, де, взойдет на небо? то есть, Христа свести (оттуда). 172 ст. 7. Или кто сойдет в бездну (земную)? то есть, чтоб Христа возвести из мертвых. ст. 8. Но что говорит Писание? близ тебя глагол во устах твоих, и в сердце твоем, то есть глагол веры который мы проповедуем. Апостол здесь изъясняет, о каком он глаголе веры выше сказал? ст. 9. То есть, если ты будешь, устами исповедать Господа Иисуса, и уверуешь сердцем твоим, что Бог воскресил его из мертвых то спасешься. Вт.30:2–6,10 ст. 10. Поскольку сердцем веруется в правоту, а устами совершается исповедание (веры) во спасение. 173 ст. 11. Ибо писание говорит: всяк веруя в Него (Спасителя) не постыдит себя. Ис.28:16 ст.12. Ибо нет различия между Иудеем и Эллином, так как Он есть Бог всех, богатый (милостию) для всех призывающих Его. Деян.10:24,35–36 ст. 13. Ибо, (по Писанию), всякий кто только 174 призовет имя Господне, спасется. Иоил.2:32 ; Иер.17:7 ст. 14. А как (люди) призовут того, в Кого они не уверовали? как же уверуют в Того, о Ком, не слышали? а как могут слышать без проповедающего? ст. 15. Как же проповедовать будут, если (проповедники) посланы не будут? так как (у Пророка) написано: коль прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Ис.52:7 ст. 16. Но не все послушали благовестия; ибо Исаия (жалуясь, на то) говорит: Господи, кто веровал слышанному нами (от Тебя)? 175 Ис.53:1

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Безмерно высоки и едва понятны для человеческой мысли и воображения и те последствия, какие должно было в нравственном состоянии человека и человечества произвести явление дня Иеговы и откровение вечной правды через Мессию. Со всех народов снято будет покрывало неразумия, дотоле лежавшее на всех племенах ( Ис.25:7 ). Вся земля наполнится познанием славы Господа, видением истины, как воды наполняют море ( Авв. 2:14 ). Потоки боговедения из этого моря знания польются на всех без исключения. Благодать Духа Божия изльется на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния· сыны и дочери, старцы и юноши, рабы и рабыни будут видеть истину и получат дух пророческий ( Иоил. 2:28,29 ). Слава Господа явится в новом Иерусалиме, на новом Сионе, к свету которого придут все народы ( Ис. 60:3–5 ). Свет этот – не свет солнца и луны, а свет самого Господа; это духовное светило уже не будет заходить, как видимое солнце, или умалять свой свет, как луна: это будет вечный, божественный свет (стт. 19, 20). Народ этого Сиона, облистанного светом Божьим, будет свят, искуплен Господом (62:12). Существенно изменится нравственный быт народов; правда и истина будут царствовать вместе с всеобщей любовью; вместо вражды и своекорыстия, которые ныне правят действиями отдельных лиц и народов, явится мир, исчезнет всякое проявление неприязни. Волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе c козленком, и теленок и молодой лев и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе и лев, как вол будет есть солому, т. е. перестанет быть плотоядным зверем; народы перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать ( Ис. 11:6–9; 2:4 ; Мих. 4:3 ). На горе Сион, которая над всем возвысится и к которой придут народы ( Мих. 4:1,2 ), не будут делать ни зла, ни вреда, и настанет полный и вечный мир (5:4,5). Это изображение нравственного переворота, который совершится в человечестве в эпоху Мессии, так велико, что и для нашего времени служит еще только предметом желаний и ожиданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Изображенный пророком суд Божий, как образ, исполнился во время разрушения Иерусалима римским войском, под начальством полководцев Веспасиана и Тита. Но всемирный суд Божий, предуказанный сим образом, совершится при скончании мира, перед тем великим и страшным днем, в который Господь Иисус во славе приидет судить живых и мертвых. Сам Господь Спаситель второе свое пришествие изображает так: яко же молния исходит от восток, и является до запад: тако будет пришествие Сына человеческого. – Абие же по скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесные подвигнутся. И тогда явится знамение Сына человеческого на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная, и узрят Сына человеческого, грядуща на облацых небесных с силою и славою многою ( Мф.24:27.29.30 ). День великий и просвещенный – этот день, как изображает апостол Павел, будет в явлении Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение непознавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанью, вечной погибели, от лида Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во Святых Своих, и явиться дивным в день оный во всех веровавших ( 2Сол.1: 7–10 ). И будет, всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется. «И будет, всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил.2:28–32 ). Как начинается приведенное Апостолом пророчество утешительным обещанием излияния Духа Божия, так и оканчивается вожделенным обещанием спасения всякому, призывающему имя Господне» т. е. всякому истинно верующему в Иисуса Христа. Слова: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» тоже значат, что сказать: кто верует в Иисуса Христа и последует Божественному Его ученью, тот наследует жизнь вечную. Иисус Христос ту же истину возвещает, говоря: веруяй в Сына, имать живот вечный ( Ин.3:36 ). Также: иже веру иметь и крестится, спасен будет ( Мк.16:16 ). Предложенные в нынешнем апостольском чтении слова Святого апостола Петра, и теперь рассмотренные, составляют вступительную часть первой его проповеди; и последние слова приведенного им пророчества: и будет, всяк, иже призовет имя Господне, спасется, – дают ему повод говорить об Иисусе Христе, распятом от Иудеев, воскресшем, вознесшемся на небо и ниспославшем от Отца Всесвятого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Иоиля, излию от Духа Моего на всяку плоть..., на рабы Моя, и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего» ( Иоил. 2:28–29 ). Эти блаженные «дни оны», предносившиеся взорам пророков, как счастливое будущее, с пришествием Иисуса Христа на землю, сделались благословенным от Бога настоящим. И вот Спаситель мира, призывая к Себе людей, говорит: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Кто верует в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» и св. Евангелист замечает: «сие рече о Духе, его же хотяху приимати верующие во имя Его. Не убо бе Дух Святый, яко Иисус не убе прославлен» ( Ин.7:37–39 ). Ап. Петр, по сошествии Св. Духа, объяснив собравшемуся народу исполнение пророчеств о Духе Святом во Христе Иисусе ( Деян.2:17–21 ), на вопрос «умилившихся сердцем» слушателей: «что нам делать, мужи братия»? Отвечал; «Покайтеся, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2;37–38 ). Сие получение дара Святаго Духа «чрез видимое посредство – воду и наружное действие – обряд погружения в воду сам Иисус Христос, в беседе своей с Никодимом, называет рождением свыше» ( Ин.3:3 ); но это рождение должно произойти как бы совместно – «от воды и духа»; «истинно, истинно говорю тебе, свидетельствовал Господь Никодиму: если кто не родится от воды и Духа; то не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Таким образом, в Христовой Церкви для всякого члена оной обряд получил свой истинный высочайший смысл – тайнодействия, и видимое посредство делается уже не символом или образом и не знаком только обетований Божиих, а орудием, которым необходимо действует благодать на приступающих к нему (Посл. вос. патр. о прав. в. чл. 15). Косность духа, и плотяность сердца ветхозаветного человека не только язычника, и иудея, ходившего еще «по немощным, как говорит Апостол, и бедным вещественным началам» ( Гал. 4:9 ), были причиною, что даже в самом иудействе, за внешнею стороною религии, т. е. за обрядом и жертвами, почти забылся и утратился, по крайней мере для большинства, тот их внутренний смысл, именно – значение прообраза, символа, который присущ был им, как «закону сыновному, пестуну во Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

л) что, по смерти, низойдет Он в ад: «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15:10 . Сн. Деян. 2:29–31 ); м) что Он воскреснет: «Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня» ( Пс. 70:20 . Сн. Пс. 48:16; 3:6 ), – и именно в день третий: «оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6:2 ); н) что, потом, Он вознесется на небеса, и сядет одесную Бога Отца: «Ты восшел на высоту, пленил плен» ( Пс. 67:19 . Сн. Еф. 4:8–10 ); «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс. 109:1 . Сн. Деян. 2:34 ); о) что, наконец, Он ниспошлет, вместо Себя, на землю Духа Святого: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» ( Иоил. 2:28 . Сн. Деян. 2:17 ). (Введение в Православное Богословие Архимандрита Макария, параграф 88, стр. 253). Чудеса Иисуса Христа – Мессии Мы можем привести во свидетели чудес нашего Спасителя самих Его врагов – Иудеев, не уверовавших в Него. Они не отвергали подлинности этих чудес; напротив, при всей зависти к Иисусу Христу, невольно сознавались, что Человек сей много знамений творит, так, что увлекает за собою мир ( Ин. 11:47, 48; 12:19 ). Только для успокоения себя и оправдания своего неверия, они старались утверждать, будто Христос творит знамение силой веельзевула ( Мф. 12:24 ). В Талмуде Иудейском также говорится, что Христос точно творил дивные дела, что одно имя Его, произносимое другими, исцеляло всякие болезни; рассказывается даже несколько опытов Его чудодейственной силы, хотя в самом искаженном виде…; но только прибавляется, что все это Он совершал не собственной силой, а таинственным, неизреченным именем Иеговы, которое хитро похитил из Святого святых, где было вырезано оно на одном камне: – нелепость, которую от лет древних до позднейших, не переставали повторять Иудеи для объяснения чудес Христовых, не дерзая, по примеру своих предков, отвергать самой действительности этих чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Пророчества, последовавшие от времени разделения царства еврейского до времен плена. Отпадение десяти колен от союза с домом Давидовым имело весьма гибельные последствия. Как повлекшее за собою удаление от храма и духовных руководителей, оно способствовало к развитию идолопоклонства и нравственной распущенности, которые, появившись первоначально между коленами, отпадшими или в царстве Израильском, перешли потом и в царство Иудейское. Хотя обстоятельства эти и были весьма печальны, тем не менее и они послужили новым поводом к раскрытию мессианских пророчеств. Вызвав собою слово обличения и возвещение наказания, они вызвали, вместе с тем, и слово утешения, состоявшее в указании на приближение мессианского царства, на свойства его и на самое лицо Мессии. Провозвестниками такого слова были теперь мужи, нарочито к тому Богом призванные, или в собственном смысле Пророки. Из оставивших по себе пророчества в письмени, до времен плена, было шесть, из них два: Осия и Амос действовали в царстве Израильском, а четыре: Авдий, Иоиль, Михей и Исаия – в царстве Иудейском. Пророк Осия, в противоположность той нравственной распущенности, которая господствовала в царстве Израильском и которая выставлена им под образом прелюбодейцы, указывает, под образом брака, на чистый союз Христа с церковию ( Ос.3 ) 384 . Пророк Амос изображает Церковь под образом восстановленной скинии. В тот день, говорит пророк от имени Бога, Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие ( Ам.9:11–12 ) 385 . Пророк Иоиль говорит об обильном излиянии на эту Церковь даров Св. Духа. И будет после того, говорит он, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего ( Иоил.2:28–29 ) 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Эра Мессии провозвещается Духом Господа Бога (Яхве) (Ис 61:1) и как эра исключительных даров Духа. Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения (Иоил 2:28). Дары Духа даруются Мессии как праведнику: И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис 11:2–3). Образ самого Мессии мыслится как вечный. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное , которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан 7:13–14). Как человек Мессия испытает страдания (Ис 53:2–11), понесёт на Себе грех многих и за преступников сделается ходатаем (ср. Ис 53:12). Мессия принесёт победу. Потому что победа от Господа (см. Притч 21:31; 1 Пар 29:11). Итак, из контекста пророчеств следует, что результатами дела Мессии будут: явление Его человеческого имени; наступление в мире окончательной победы Господней; раздаяние праведникам трофеев этой победы, — даров Духа Господа Бога (Яхве). Осмысления знака Иезекииля и знака креста в первые годы иудео-христианской евангельской традиции Латинский язык знает более десяти наименований-разновид­нос­тей креста (crux): (crux ansata, crux capitata, crux commissa, crux decussata, crux dissimulata, crux florida, crux gammata, crux gemmata, crux immissa, crux patibula, crux quadrata). Евангельская фраза ™p£nw tÁj kefalÁj — super caput eius — над головою Его (Мф 27:37) свидетельствует о том, что Христос был распят на кресте либо capitata, либо immissa. На этом кресте вертикальное древо поднималось над горизонтальным. На уровне таза могла делаться небольшая подставка, на которую осуждённый мог опереться, чтобы облегчить боль в руках и освободить диафрагму для дыхания. После длительной агонии он умирал от удушья.

http://pravmir.ru/pechat-dara-duha-svyat...

92 . Кладези чудотворений и реки чудотворений – это Ветхий Завет и Новый Завет. Сказал Господь, Бог Нового Завета: Кто верует в Меня, у того… из чрева потекут реки воды живой ( Ин.7:38 ). 93 . Хотя ветхозаветные Божие чудеса велики и страшны, однако чудотворцев Ветхого Завета можно по сути дела пересчитать на пальцах. А календарь новозаветных чудотворцев переполнен именами. Пророки чудесами доказывали бытие единого истинного Бога, Апостолы же чудесами удостоверяли воплощение Сына Божия, сошествие Бога в среду людей, исполнение всех древних пророчеств. 94 . Одно из этих древле изреченных пророчеств гласит: И будет после того, – говорит Господь, – излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… И также на рабов и на рабынь [ваших] в те дни излию от Духа Моего (в серб., букв.: Дух Мой. – Пер.). И покажу знамения (в серб., букв.: И сотворю чудеса. – Пер.) на небе и на земле… И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Иоил.2:28,29–30,32 ). Это предречение ясно относится к христианам. По природе своей веры все христиане как сыны Божии – это чудо в истории мира. 95 . Бог не открывает всех творимых многими христианами чудес, сохраняя их от убийственной гордости. А о гордости один из святогорцев сказал: «Как чуму ставят на первое место в ряду болезней [телесных], так у нас, монахов гордость ставится на первое место среди болезней духовных. Ибо как чума быстрее всего умерщвляет тело, так гордость умерщвляет душу скорее всех остальных пороков». 96 . Кроме того, отец Рафаил рассказывал нам о некоем святогорском священнике (он ли сам или кто–то другой – не знаем), который молитвой врачевал всякий недуг в людях и домашних животных. Когда некоторые принялись с изумлением хвалить его, он им резко ответил: «Если игумен повелел вам идти и ловить рыбу и если мне Господь повелел возложить руки на болящего, чтобы тот выздоровел, то ни вам, ни мне нечем хвалиться, ибо сделали мы то, что нам было заповедано». По такому смирению и самоуничижению познаётся истинный чудотворец. [Он нисколько] не [походит на] Симона волхва.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И чрез Исаию Бог говорит: Я дал Духа Моего над тобою ( Ис.42:1 ), и снова Писание упоминает о том же: Я дал Духа Моего на него (там же). Слово излияние дает представление о широте, как это очевидно из того, что мы сказали: Благодать Божия излилась в сердцах ваших. И в другом месте от лица Божия говорится: Излию от Духа моего на всякую плоть ( Иоил.2:28 ). А Кто этот Дух благодати, об этом говорит тот же Апостол к Евреям: Сколь более тяжкому наказанию по мнению вашему, подлежит тот, кто попирает Сына Божия, и кровь завета, которою освящен, считает оскверненною, и наносит бесчестие Духу благодати ( Евр.10:29 )! Потому дары благодати Святаго Духа называются различными. И в приветствии Апостол говорит: Благодать вам и мир да умножится ( 1Пет.1:2 ), так что после того, как Он простил нам грехи наши, наступил и мир по [Его] милосердию. Иудеи указывают на то, что это отчасти уже совершилось, а более полно сбудется в конце мира. А мы думаем и утверждаем, что после пришествия Иисуса Христа это совершается ежедневно. LXX: И взглянут на Меня, потому что они сделали нападение и будут горько оплакивать, как возлюбленнейшего, и будут сильно скорбеть, как о первородном. – Еврейские буквы далет и рес, т. е. D и R похожи одна на другую и отличаются [одна от другой] только маленькой черточкой сверху. От этого произошло, что читающие различно одно и то же слово, переводят то так, то иначе (aliter atque aliter). Приведем один пример для того, чтобы было понятнее: И облечен был Самуил в ephod bad ( 1Цар.2:18 ), ибо bad значит лен, почему и baddim называется полотно. Вместо этого, как в Еврейском, так и в Латинском, некоторые неправильно читают: ephod bar, хотя bar значит: или сын, или: сноп пшеницы, или: избранный, или ο λος, т. е. курчавый (волнистый). Уже из этого примера понятно, какая произошла ошибка в переводе этого места. В самом деле, если слово прочитать dacaru, то получится ξεκντησαν, т. е. ранили острием, или пронзили, а если, перемешав буквы, прочитать одну вместо другой, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Подумай также, не можешь ли ты, ввиду того, что [слова]: «излию от духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать» ( Иоил.2:28 , Деян.2:17 ) после явления Спасителя исполнились в церквах язычников, сказать, что те, кто прежде был от мира и, уверовав, стал уже не от мира (ср. Ин.15:19 ), восприяв Духа Святого и начав пророчествовать, не имеют чести в своём отечестве, [т. е.] мире, но бесчестятся. Поэтому блаженны претерпевшие то же, что и пророки, согласно сказанному Спасителем: «Ибо так же поступали с пророками отцы их» ( Лк.6:23 ). Кто уделит должное внимание этим [словам], если будет терпеть ненависть и злоумышления из-за того, что живёт с большим рвением и обличает грешников, тот, как гонимый и бранимый «за правду» ( Мф.5:10 ), не только не огорчится, но и возрадуется и возвеселится, уверенный, что за это получит великую награду на небесах (ср. Мф.5:12 ) от Того, Кто уподобил его пророкам, поскольку он претерпел то же самое, [что и они]. Стало быть, должно, чтобы взыскующий пророческой жизни и вместивший [присутствовавший] в них дух не имел чести в мире и у грешников, которых раздражает жизнь праведника. 19 . Дальше можно видеть, что Он «не совершил там многих чудес (δυνμεις) по неверию их» ( Мф.13:58 ). Эти [слова] учат нас тому, что чудеса происходили среди верующих, поскольку «всякому имеющему дастся и преумножится» ( Мф.25:29 ), а среди неверующих чудеса не только не творились, но, как написал Марк, и не могли твориться. Ибо обрати внимание на [слова]: «И не мог совершить там никакого чуда» ( Мк.6:5 ). Ведь он не сказал «не хотел», но «не мог», как если бы творящемуся чуду оказывалось содействие верой того, на кого воздействует это чудо, а неверие мешало бы ему осуществиться. И заметь, что сказавшим: «Почему мы не могли изгнать его?», – Он сказал: «По маловерию вашему» (ср. Мф.17:19–20 ), и начавшему тонуть Петру сказано: «Маловерный, зачем ты усомнился?» ( Мф.14:31 ). Но и страдавшая кровотечением [женщина], не попросив о лечении, а только рассудив, что исцелится, если прикоснётся «к краю одежды Его» ( Мк.6:56 ), «тотчас исцелилась» ( Лк.8:47 ), и Спаситель признаёт, [что таков был] способ исцеления, говоря: «Кто прикоснулся ко Мне? 73 Ибо Я чувствовал силу (δναμιν), исшедшую из Меня» ( Лк.8:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010