Выражение «закон и пророки» , неоднократно встречающееся в Евангелии, означает все ветхозаветное Св. Писание: «законом» обозначаются Пятикнижие Моисеево и другие исторические книги; словом «пророки» – пророческие книги. Предсказания о том, что настанет время, когда Бог обильно изольет Свой Дух народу Своему, имеются в нескольких книгах Ветхого Завета. Здесь Косма напоминает нам те самые свидетельства из Библии , которые читаются на вечерне праздника Пятидесятницы. Под свидетельством от книг закона разумеется место из книги Чисел, где повествуется, как Божий Дух осенил семьдесят старейшин израильских, избранных Моисеем в помощь себе. Повествование заканчивается такими словами Моисея: «О, если бы все люди Господни (т. е. израильтяне) стали пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» ( Чис.11:29 ). О том же самом говорится у пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть , и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши... И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил.2:28–32 ). Эти пророчества, говорит прп. Косма, исполнились в даровании Святого Духа истинному, духовному Израилю – Церкви Христовой. Исполнилось то, что было в древности предсказано законом и пророками: сегодня благодать божественного Духа излилась всем верным. Канон 2-й, преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина . Глас 4. Песнь 1-я. Ирмос. Божественным покровен быв Медленноязычныи мраком, извествова богописанныи закон: тину бо отрясе очесе разумного, видит Сущего и гадает Духом, разум хваля Божественными песньми. Когда глас Божий, раздавшийся из горящего куста у подножия горы Хорив, призвал Моисея к пророческому служению, Моисей смиренно возразил: «О, Господи, человек я не речистый, ... я тяжело говорю и косноязычен ». На это Господь ответил ему: «Кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не я ли – Господь Бог ? Итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» ( Исх.4:10–12 ). Писание повествует нам, что, когда Бог на Синайской горе объявлял Моисею закон для Израиля, Он беседовал с пророком в облаке густого непроницаемого мрака ( Исх.19:9, 20:21 ). Св. Дионисий Ареопагит так истолковывает это место: «Божественный мрак – это неприступный свет, в котором, говорится, обитает Бог ( 1Тим. 6:16 ), – невидимый из-за чрезмерной светлости и неприступный из-за избытка сверхсущественного светоизлияния. В нем оказывается всякий, удостоившийся познать и видеть Бога...» (Послание 5, к Дорофею). Учение св. Дионисия о «вхождении в божественный мрак» как о состоянии боговидения было воспринято последующими поколениями церковных писателей. Этот образ очень часто используется в литургической поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

гі. И аще принесете м семїдал, все: кадило мерзость м єсть. 13. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! 14. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. 14 . «Новомесячием» назывался первый день каждого месяца, считавшийся праздником, в который надо было приносить жертву Господу (см. Числ.10:10; 28:11 и сл.). «Суббота» считалась также праздником ( Исх.20:10 и сл., Лев.23:3 ), когда надлежало приносить Богу особую, субботнюю, жертву ( Числ.28:9 ). «Днём великим» в слав. переводе называется тот праздник, в который полагалось, по закону Моисееву, священное собрание народа в скинии или храме. Такими праздниками, кроме субботы, были: пасха, пятидесятница, праздник труб, день очищения и праздник кущей (см. Лев.23 гл.). Слова: поста и праздности в слав.-греч. переводе относятся к следующему предложению: «ненавидит душа Моя». Между тем евр. соответствующие слова указывают основание, почему Господь не потерпит новомесячий и пр. Беззаконие и празднование: последнее из этих слов – перевод евр. слова, по смыслу своему сходного со словом, означающим священное, вообще праздничное собрание ( 4Цар.10:20 . Иоил.1:14 . Ам.5:21) и в особенности праздничное собрание в 7 день пасхи и в 8-й праздника кущей ( Лев.23:36 ; Числ.29:35 ; Втор.16:8 ; 2Пар.7:9 ; Неем.8:18 ). Евреи собирались на праздники пред лице Господа, не очищая себя покаянием; пред очи Господа являлись они беззаконниками, и потому не могли быть терпимы здесь Праведным (ср. Пс.5:6; 10:7 ). Ненавидит дша мо – более сильное сравнительно с предыдущим выражение осуждения праздников, совершаемых без должного благоговения. Под «праздниками» здесь нужно разуметь то, что в предыдущем предложении названо «субботами и праздничными собраниями». Бысте м в сытость, ктом не стерплю грехв ваших: последние два слова прибавлены сравнительно с евр. текстом, но не вопреки его смыслу. Евреи совершали свои религиозные праздники, не почерпая в них для себя нравственного назидания. После праздничных жертвоприношений, не сопровождающихся сокрушением духа жертвоприносителей, эти последние оставались всё теми же грешниками, которым может обещать Господь не милость, а гнев Свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

– Крепки и воинственны были, в свое время, Ассириане и Вавилоняне. Иоил. 2:6 . От лица их сокрушатся людие: всякое лице аки опаление горнца 28 . С Евр.: «При виде его трепещут народы, все лица теряют краску». «Опаление горнца». «Сим означается, – гов. св. Ефр. Сир., – великий страх». Т. е. страх при нападении саранчи, и при нашествии врагов будет так велик, бедствие столь сильно, что лица жителей Иудеи почернеют, как опаленный, почерневший горшок, потеряют естественную краску свою (Под. Наум. 2:10 ) от ужаса. Иоил. 2:7 . Якоже борцы потекут, и якоже мужие храбри взыдут на ограды: и кийждо в путь свой пойдет, и не совратят путий своих. С Евр.: «Бегут как храбрые воины, как ратники всходят на стену; каждый идет своею дорогою, и с путей своих не сбиваются». «Пророк показывает, – говорит св. Ефр. Сир., – силу и дерзость Ассириан». Бл. Феод. прилагает ко врагам (Ассирианам и Вавилонянам) и к пругам. «Ибо можно видеть, – говор. последний, – что и саранча, подобно врагам, всходит на стены, и если пойдет каким путем, ничто не принудит ее разоряться, но как бы с каким-то единодушием совершает своё шествие». Иоил. 2:8 . И кийждо от брата своего не отступит: отягощени оружии своими пойдут и в стрелах своих падут 29 , но не скончаются 30 . С Евр.: «Не теснят друг друга, всяк идет своею стезею; и сквозь оружие пробиваются, не разстроиваются». Враги пойдут в стройном порядке, не стесняя друг друга и не уклоняясь в сторону, каждый имея свои оружия, саранча – зубы, крылья, пилообразные члены, а враги – приданные естеству искусством. Но те и другие, – говорит пророк, – непрестанно будут иметь в готовности свои орудия... «Сказанное: «в стрелах своих падут», означает, – говор. бл. Феод., – что и отдыху предаваться будут, не оставляя оружия. А слово: «не скончаются» означает, что не насытятся поражением врагов, как и саранча не знает сытости в пищи». Иоил. 2:9 . Града имутся, и на забрала востекут, и на храмины взлезут, и оконцами внидут, якоже татие. С Евр.: «Вбегают в город, скачут на стену, в домы входят, в окна влезают, как вор». «Не однократно и мы видали, – гов. бл. Феод., – что это делается не врагами только, но и саранчею, которая не влетая только, но и вползая по стенам, окнами входит в домы».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Иоил.2:27 . И уведите, яко посреде Израиля Аз есмь, и Аз Господь Бог ваш, и несть иного разве Мене. Из самого опыта дознаете, что, прилагая о вас попечение, соизволяю обитать с вами Я, Кому «небо престол, земля же подножие» ( Ис.66:1 ); узнаете же бессилие ваших идолов, узнаете, что я единый Бог, и могу, как наказать прегрешающих, так и помиловать кающихся. Оставаясь же при сих помыслах, будете жить в совершенной небоязненности, не подвергаясь более укоризнам язычников. Так предвозвестив, что последует по возвращении, а именно избавление из рабства, богоданную свободу, благорастворение воздуха, обилие плодов, избавление от заблуждения, предрекши также и свет Боговедения, Господь возвещает и о тех многообразных дарах Божия Духа, которые по вочеловечении, спасительном страдании, воскресении и восшествии на небо Единородного, Бог всяческих преподал священным Апостолам, а чрез них всем уверовавшим в целой вселенной. Иоил.2:28 . И будет по сих, то есть, по возвращении из плена и познании истины. и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят. Иоил.2:29 . Ибо на рабы Моя, и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего. Явно и во всей точности пришло сие в исполнение в день пятидесятницы, когда божественные Апостолы «возглаголали иными языки, якоже Дух даяше им провещавати» ( Деян. 2:4 ), а потом чрез них благодать уделяема была всем верующим, к числу которых принадлежали Пророки в Антиохии, и Агав, взявший «пояс Павлов» ( Деян. 21:10, 11 ), и Коринфяне, которым пишет Павел: «аще же вси пророчествуете, внидет же некий не верен или невежда, обличается всеми и истязуется от всех, и тако пад ниц, поклонится Богови, говоря, яко воистинну Бог с вами есть» ( 1Кор. 14:24, 25 ). И четыре дочери Филиппа прияли дарование пророчества ( Деян. 21:9 ). Что же должно сказать о божественном Павле, который в Милете ефесским пресвитерам изрек: «вем, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада, и от вас самех востанут мужие, глаголющии развращенная» ( Деян. 20:29, 30 ), а писав к Тимофею, взывает: «яко в последния дни настанут времена люта: будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы» и проч. ( 2Тим.3:1 ); и еще: «Дух же явственне глаголет, яко в последние дни отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчым» и так далее ( 1Тим. 4:1 ). Но излишнее дело покушаться доказывать истинность дара пророчества; потому что и до нас сохранился дар сей, и есть мужи во святых, имеющие чистое око ума, которые многое будущее и предузнают, и предрекают. Так, сказав о дарах, преподанных Божественным Духом по первом пришествии Спасителя нашего, предрекает Бог и то, что будет пред вторым пришествием.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

15 Этот стих служит связующим звеном между пророчеством, направленным против Эдома (2–15), и более общим пророчеством, касающимся Израиля и других народов (16–21; см.: Введение). День Господень – это конечная цель, к которой движется история. В этот день Бог покарает тех, кто выступал против Него, и даст утешение Своему народу. Израиль полагал, что относится ко второй категории, однако обнаружил, что, вследствие неповиновения и нарушения завета, принадлежит скорее к первой ( Иоил. 1:15; 3:14 ; Ам. 5:18–24 ). Он окажется среди наказанных народов ( Втор. 32:35–36 ; Зах. 14:1–3 ), представленных здесь Эдомом. Эдом будет наказан в точном соответствии со своими преступлениями – по принципу «око за око, зуб за зуб», или, выражаясь специальным языком, по закону равного возмездия (ср.: Лев. 24:20 ; Иер. 50:15,29 ). Божья справедливость не допускает безнаказанности. 15–21 Израиль и другие народы – суд и спасение 15–18 Врагам Израиля отплачено той же монетой 15–16 Эдом, к которому пророк по–прежнему обращается на «ты» (ср.: ст. 7), – это яркий представитель всех тех народов, которые тоже будут наказаны. За то, что, радуясь крушению Израиля, эдомитяне устроили попойку в Иерусалиме на святой горе Бога, они выпьют до дна чашу Божьей ярости (ср.: Ис. 51:17 ; Иер. 25 ; Авв. 2:15–16 ; Мк. 14:36 ). Их уничтожение будет настолько полным, что от них ничего не останется: как бы их не было. 17 А на горе Сионе, святой горе Бога (16), будет спасение для бежавших (14), но не для Эдома (1–15) и не для других народов (16). Милость Божья к избранному народу проявится в возвращении ему наследия завета – обетованной земли, овладение которой было временно отложено из–за его грехов (ср.: Втор. 30 ). Слова о спасении как слова Самого Бога приведены в Иоил. 2:32 , это указывает, что Авдий предшествовал Иоилю. Здесь восстанавливаются оба аспекта Давидова завета: Бог, обитающий в Своем святилище, и народ, представленный «остатком» в земле обетованной. 18 Эдом, дом Исава, намеревался уничтожить Израиля или хотя бы извлечь выгоду из его гибели (10–14). Он будет истреблен пламенем Божьей ярости (ср.: Пс. 17:9 ; Ам. 5:6 ) с помощью Его народа – дома Иакова (имеется в виду либо весь народ Израиля [ср.: Пс. 21:24 ], либо только Иуда на юге) и дома Иосифа (союз десяти колен; ср.: 3Цар. 11:28 ; Ам. 5:6 ). Таким образом, все двенадцать колен Израиля будут возвращены в землю обетованную – не останется там тех, кто преследовал их (ср.: Иез. 37:15–28 ). У народа, который выдавал бежавших израильтян (14; ср.: ст. 17), никого не останется (ср.: Пл. Иер. 2:22 ). Если немногие уцелевшие израильтяне, «остаток», возродятся как народ, то Эдом будет полностью уничтожен.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

3:8. «Покаяние означает отвращение от греха. Известно, что сами фарисеи подвергали сомнению акт покаяния, если человек, предположительно совершивший покаяние, продолжал грешить. Ветхозаветные пророки описывали послушание Богу и будущее благословение Богом Своего народа как плод покаяния (метафора, понятная жителям аграрной страны; ср.: Ис. 5:2; 27:6 ; Ос. 10:1, 12,13; 14:7,8 ; Прит. 11:30,31 ). 3:9 . Евреи были убеждены, что они уже спасены как народ, ведущий свое происхождение от Авраама. Вероятно, образ Бога, воздвигающего Себе народ из камней, представлялся еврейским слушателям ИоаннаКрестителя чем-то вроде языческого мифа (у греков есть подобные легенды), далекого от реальности, но эти слова подчеркивали, что Бог не нуждается в Израиле для осуществления Своего замысла (как и в Ам. 9:7 ; ср.: Быт. 1:24; 2:9 ). Некоторые исследователи видят здесь игру слов: «дети» и «камни» созвучны в арамейском языке. 3:10. В еврейской литературе деревья иногда символизируют Израиль; в Ветхом Завете деревья используются в притчах о суде над народами ( Ис. 10:33,34 ; Иез. 31:2–18 ; Ам. 2:9 ) или Израилем ( Ис. 10:18,19 ; Иер. 11:16 ; Иез. 15:6 ). Древесина крупных деревьев (напр., ливанского кедра) использовалась в строительстве, а древесина тонкоствольных фруктовых деревьев Палестины шла либо на изготовление мелких предметов, либо, как здесь, на топливо. 3:11. Рабы высокопоставленных лиц нередко имели более высокий статус, чем свободные. Раб (в отличие от ученика, который также служил учителю) носил за хозяином обувь; Иоанн утверждает, что недостоин быть даже рабом Христа. Пророки предсказывали, что Дух Божий изольется на праведных, когда Бог утвердит Свое Царство в Израиле ( Ис. 44:3 ; Иез. 39:29 ; Иоил. 2:28 ). А нечестивцам они угрожали огнем ( Ис. 26:11; 65:15; 66:24 ; Иер. 4:4; 15 и др.). В Мф.3 нечестивцы крестятся, или погружаются, в огонь ( Мф.3:10,12 ), а праведные – в Святой Дух. 3:12. Поскольку одно и то же греческое слово может означать и «дух», и «ветер», здесь получают развитие образы ветра и огня, намеченные в 3:11. Процесс веяния был хорошо знаком палестинским евреям, особенно земледельцам: они провеивали собранную пшеницу на открытом гумне, и ветер отделял более тяжелое зерно от легкой мякины. Бесполезная мякина обычно сжигалась. Другие библейские авторы также описывают день суда как жатву (4 Езд. 4:30–32; ср.: Иер. 51:33 ; Иоил. 3:12–14 ), а нечестивцев сравнивают с мякиной ( Ис. 17:13 ; Иер. 13:24; 15:7 ). То, что огонь «неугасим», указывает помимо мгновенно сгорающей соломы на нечто гораздо более страшное ( Ис. 66:24 ), хотя в иудаистской традиции не было единства мнений о продолжительности существования ада (см. геена в Словаре).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

И это религиозно-нравственное и политическое состояние послепленного иудейства до времени Ездры, и характер и содержание священной литературы этого времени, именно пророчеств Аггея и Захарии 26 , и видимо образующееся пустое пространство времени в 60 лет, страдающее отсутствием всяких литературных памятников этого периода (от 518 г. до выступления Ездры 458 г.), если в этот промежуток не поместить ничего, кроме нескольких псалмов – вот существенные мотивы, побудившие Гильгенфельда отнести книгу пр. Иоиля к концу именно этого промежутка времени, незадолго до 458 г. Какие же частные основания приводит Гильгенфельд в защиту своей гипотезы, относя книгу Иоиля к этому позднему времени? Как в первой своей статье 27 , в кратких примечаниях к переводу книги Иоиля, так особенно в небольших критических заметках, направленных против Шрадера 28 и Вюнше 29 (Zeitschrift f. wiss. Theol. XIII, 442 f. XVI, 155 f.), Гильгенфельд указывает ближайшие основания своего мнения в самой книге пр. Иоиля. Он находит в ней много таких данных, которые, по его мнению, прямо говорят за её принадлежность именно послепленному персидскому периоду. Главные из этих данных суть следующие: а) Не светская власть, но священники, как видно из книги Иоиля ( Иоил.1:14; 2:15, 16 ), устанавливают пост, созывают собрание, приглашают старцев и всех жителей земли для молитв в храме по случаю бедствия страны. Во главе народа упоминаются, таким образом, только священники и старейшины (старцы,  – Иоил.1:2, 14; 2:16 ), а о царе во всей книге совершенно умалчивается. Эти черты уполномочивают Гильгенфельда на заключение, что книга пророка Иоиля предполагает то время, когда иудейское царство уже не существовало, царя не было, и во главе народа стояли священники и старейшины. Именно таково было внутреннее состояние иудейского народа в тяжёлое безцарственное время по возвращении из плена вавилонского, состояние зависимости от иноземного господства, при котором народ находился под руководством священников и под управлением старейшин 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

е. перетолковывают неправильно к своей погибели (там же). Мнимодуховные христиане, каковы: духоборцы, молоканы, хлысты, скопцы, баптисты и штундисты, основываясь на тех местах Св. Писания, где говорится, что христиане род избранный, освященный, обновленный, призванный к особому духовному служению Богу ( Ис.54:13 ; Ин.6:45 ; Ис.12:3 ; Иоил.3:18 ; Ин.7:37–38 ; Иоил.2:28–29 ; Деян.2:17–18 : 1Пет.2:5, 9 ; Рим.12:1 ; Евр.13:15 ; Откр.5:9–10 ), имеющий вечного Первосвященника Христа, Который спасает приходящих к Нему ( Евр.7:24–27 ), говорят, что они признают одно только духовное священство, которое принадлежит каждому верующему во Христа, по силе его веры в искупительные заслуги Христа. Не признавая священного руковозложения таинством, то есть таким священнодействием, при совершении которого на рукополагаемого ниспосылается особый дар Св. Духа, некоторые из мнимодуховных христиан, как баптисты и староштундисты, признают священное руковозложение простым религиозным обрядом и совершают его или чрез известного представителя общины, именуемого у них епископом или пресвитером, или же право на совершение этого обряда присвояют всем членам общины – почтенным по летам и известным по своему доброму поведению старцам. Лица, получившие такое рукоположение, имеют преимущественное пред прочими старцами общины право руководить общественными делами секты, проповедовать, совершать молитвенные обряды при крещении, хлебопреломлении, браке и проч. За отсутствием же рукоположенных старцев совершать молитвенные обряды и проповедовать могут и не рукоположенные старцы. Хлысты и скопцы иногда тоже совершают некоторые обряды при избрании и возведении известных членов своей общины в учители и руководители. 7 Духоборцы же и молоканы только подачею голосов избирают известных старцев во пресвитера, не совершая при этом никаких религиозных обрядов для их посвящения. Кроме избранных проповедников у мнимодуховных христиан право на учительство и проповедь может присвоят себе в известное время каждый член общины, чувствующий к тому внутреннее призвание. Это всеобщее право на учительство мнимодуховные христиане обосновывают на следующих местах Св. Писания: Ис.54:13 ; Иер.31:34 ; Мф.11:25 ; Мк.9:38–39 ; Ин.6:45 ; 1Кор.14:26 ; Еф.5:19 ; Флп.1:15 ; Кол.3:16 ; Евр.3:13 . Не признавая же православной иерархии за истинное Христопреданное священство, мнимодуховные христиане делают много возражений, выходящих из понятия о мнимых отступлениях православной Церкви от апостольских порядков при избрании членов иерархии, в порядке жизни членов иерархии – в их поведении при богослужении, отношении к пастве и во внешнем виде лиц иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Греховность людей, однако, отразится и на внешней природе: «После скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» ( Мф.24:29 ). И тогда придет Христос, и наступит предсказанный Им Страшный Суд. Итак, Страшный Суд Христом предсказан, и заповеди Его нам даны. Он разделит все человечество на две части. Одних поставит по правую сторону Себя? других – по левую. Первым скажет: «Придите, благословенные Отца Моего», вторым: «Идите от Меня, проклятые» ( Мф.25:32-40 ). Кто же благословенные? Это те, кто сотворили дела любви: накормили голодного, напоили жаждущего, приняли странника, одели нагого, посетили больного, пришли к заключенному. А кто проклятые? Это те, кто за всю жизнь не сделал ничего хорошего. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем любить друг друга. Будем торить дела любви. И еще: будем молиться Спасителю о том, чтобы никто не попал на левую сторону, но все были на правой стороне. Аминь. Слово в Прощеное воскресенье 28 февраля 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Все мы ныне, братья и сестры, вступаем в святой Великий пост. Это время называется в церковных песнопениях временем делания. Таким образом, это время надо проводить энергично. Не только в том, чтобы молиться и каяться, заключается задача человека, проходящего святую Четыредесятницу, но еще и в том, чтобы творить дела добра и чтобы быть милосердным. И вот святой Пророк Иоиль так говорит, призывая людей к этому деланию: «Вострубите трубою… Назначьте пост… Соберите народ…» ( Иоил.2:15-16 ). Он же в особенности говорит о святом покаянии следующие слова: «Обратитесь ко Мне (т. е. к Господу Богу) всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив» ( Иоил.2:12-13 ). Слушая эти слова, мы должны сокрушаться в сердце своем и соглашаться с ними. Я приведу такие евангельские примеры. Надо так сокрушаться о грехах, как сокрушался о своей нечистоте прокаженный человек.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

что Он будет творить чудеса, давать зрение слепым, слух глухим. исцелять всякие болезни, воскрешать мертвых ( Ис.26:19; 35:3–6 ), что Он совершит кроткое и смиренное вшествие во Иерусалим на жребяти ( Зах.9:9 ), будет предан за 30 сребреников ( Зах.11:12–13 ). будет подвергнут ранам, заушением, заплеваниям ( Ис.50:6 ) и безропотно будет переносить страдания ( Ис.53:7 ), после чего ученики Его рассеются, как овцы без пастыря ( Зах.13:7 ), будет прободен гвоздями и копьем ( Зах.12:10; 13:6 ; Иер.11:19 ), что смерть Его будет сопровождаться великими знамениями в природе – солнце померкнет и потрясутся основания земли ( Ам.8:9 ; Агг.2:7 ; сн. Иоил.2:10, 31 ; Зах.14:6–7 ), что по смерти Он воскреснет в третий день ( Ос.6:2 ; Соф.3:7 ; Ис.63:11 ) и вознесется на небо ( Зах.14:4 ), на верующих в Него обильно изольются дары Духа Святого ( Иоил.2:28–29 ; Ис.44:3; 59:21 ; Иез.36:25–27 ). Таковы главнейшие пророчества ветхого завета о Мессии. В них настолько подробно предначертаны образ Мессии и Его великое служение, что на основании одних пророчеств можно бы написать полную евангельскую истории. Потому-то воскресший Спаситель, беседуя с учениками на пути в Еммаус, говорил им с упреком: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки ( Лк.24:25 и след.). Ложность рационалистических мнений о мессианских пророчествах. – Со стороны рационалистов и вообще неверующих в возможность и действительность сверхъестественного откровения, с давних пор (с половины XVIII в.) высказывались и повторяются доселе возражения против богооткровенного происхождения мессианских пророчеств. Идея о Мессии будто бы имеет вполне человеческое происхождение в израильском народе. Обычно объясняют ее происхождение внешними историческими обстоятельствами, в каких находился еврейский народ, и их исключительностью. Евреи, говорят, более, чем все другие известные народы, имели основания и поводы жаловаться на свою судьбу. Уже в Египте они сделались рабами. После освобождения от рабства египетского и поселения в земле отцов снова многократно до времен царей подпадали под иго иноплеменников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010