Святителя Иова отличали глубокая, чистая вера, любовь к ближним и Отечеству, утверждение и защита Православия, жертвенное служение Церкви Христовой, подтвержденное его исповедничеством. Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при Патриархе Иосифе (1642–1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иоасафа (1634–1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления. Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных рукописях и агиографических изданиях. Имя его упоминается и в старинном месяцеслове в числе святых города Москвы. Свидетельства о святости Патриарха Иова встречаются и в ряде агиографических источников: в «Полном месяцеслове Православного Востока», «Источниках русской агиографии», «Месяцеслове русских святых», «Книге, глаголемой описание о Российских святых». Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине ; † 1908) день кончины Патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же, по благословению архиепископа Димитрия, была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Патриарх Иов. В 1907 году Русская Церковь праздновала 300-летие со дня блаженной кончины первого Патриарха. Тогда же в «Тверских епархиальных ведомостях» было выражено пожелание духовенства Тверской епархии продолжить дело, начатое Патриархом Иосифом, по прославлению Святейшего Иова. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. По благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода, имя святителя Иова внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. Литература:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

15 . Агафангел (Соловьев) , епископ. Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением. – Вятка, 1861. (Книга издана без указания имени автора). 16 . Бабичев Виталий, свящ. Библейский Иов и «невинные» страдальцы месопотамской литературы/Глава из канд. дисс.: Сравнительный анализ Священного Писания Ветхого Завета и шумеро-аккадской литературы. – Сергиев Посад, 2006. – с. 68–76. 17 . Бухарев А. Святой Иов Многострадальный. Обозрение его времени и искушения по его книге. – М., 1864. 18 . Виссарион (Нечаев) , епископ. Уроки покаяния в Великом каноне святого Андрея Критского . – М.. 2009. 19 . Гостева Е. Книга Иова. Попытка интерпретации//Альфа и Омега. – 1 (45). – М., 2006. 20 . Дионисий (Шленов) , иеромонах. Отзыв на дипломную работу выпускника Московской Духовной семинарии Бориса Тимофеева по кафедре Филологии на тему: Перевод первой книги «Морали на Иова» (Moralia in Iob) святителя Григория Двоеслова , папы Римского//Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной Академией и семинарией. – 5–6. – 2005–2006. 21 . Елеонский Н. О времени происхождения книги Иова//Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения. – 1872. – январь. 22 . Иаков (Тисленко), монах. Толкование на книгу Иова (гл. 1–8). – Троице-Сергиева Лавра, 1998. 23 . Иоасаф (Морза), иером. Дидим Слепец и его комментарии на книгу Иова: канд. дисс. – Жировичи: Минская Духовная Академия, 2003. 24 . Козырев Ф.Н. Искушение и победа святого Иова. Победа Иакова. – М.: Дом надежды, 2005. – 368 с. 25 . Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. – М., 1983. 26 . Крифт П. Иов. Жизнь – это страдание.//Мир Библии. – М., 1997. – 4. – с. 5–15. 27 . Люберинг Кэрол. Беседы с Иовом и Юлианой Норвичской. – М.: Библейский Богословский Институт св. апостола Андрея, 2003. 28 . Мень А., прот. Книга Иова/Мень А., прот. Библиологический словарь. М: Фонд имени Александра Меня, 2000. – Т. 1. – С. 243–246. 29 . Павский Г. , прот. Нечто о книге Иова.//Христианское чтение. – 1833. – Ч. 3 30 . Петровский А. , свящ. Толкование на книгу Иова. – СПб., 1907. – 121 с. (Эти же комментарии находятся в Толковой Библии, издания преемников А.П. Лопухина ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

636 Но проходили годы; умер главный ходатай по этому делу Белинский (1771 года); папа Климент XIV разрешил (буллою 23 апреля 1773 г.) коронацию чудотворной иконы Почаевской Богоматери; затем 8 сентября 1773 года была совершена сама эта коронация; 637 а о канизации преподобного Иова не было и помину. – По преданию, сохранившемуся в Почаевской Лавре, папа узнал о деятельности Блаженного против унии и латинства и отложил дело в сторону. А тем временем подоспело для Почаевской Лавры новое, предопределенное Промыслом время возвращения ее на лоно православия, а с тем вместе настал новый период и для мощей преподобного Иова, период нового православия его в недрах православной церкви, единственно способной оценить его блаженные подвиги и незабвенные услуги на пользу православия. 638 Глава пятая. 1. Переход Почаевской Лавры в православие. 2. Донесение волынского епископа Амвросия Св. Синоду о мощах пр. Иова, знамения, последовавшие в это время от мощей преподобного. 3. Восстановление праздника 28 августа в честь преподобного Иова. 4. Новое торжественное открытие мощей его. 5. Серебряная рака для мощей преподобного Иова. 6. Высочайшее посящениее Лавры Государем Императором Николаем Павловичем. Устроение пещерного храма во имя преподобного Иова. 8. Распоряжение о праздновании памяти преподобного Иова в Волынской семинарии. 9. Новое Высочайшее посещение Лавры Государем Императором Александром Николаевичем. 10. Другие знамения, последовавшие от мощей преподобного Иова. 11. Предложение Высокопреосвященнейшего Арсения об открытии Дубенской обители и крестного хода с чудотворною иконою Почаевской Божией Матери на Дубенский остров. 12. Устроение нового храма во имя преподобного Иова. 13. Новое знамение. 14. Служба в честь пр. Иова с акафистом ему. 16. Заключение. 1 .Более ста лет владели униаты обителью Почаевскою (1720 – 1831 г.). В это время стараниями Потоцкого (1771 – 1782 г.) была построена на горе Почаевской нынешняя великолепная лаврская соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы, сооружен братский корпус со всеми принадлежностями, монастырские здания обнесены каменною стеною и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Тем самым оказывается, что в соответствии с мнением блаженного Иеронима Иов не принадлежит к потомству Авраама, но является потомком его брата – Нахора; при этом Нахор, от которого произошел Иов, в отличие от Авраама, остался язычником, вследствие чего и сам Иов воспитывался в языческой среде. Но в одном из своих писем блаженный Иероним, сам себе противореча, высказывает и иную точку зрения, все же связывая личность Иова с потомством Исава. Адресуясь к пресвитеру Евангелу, блаженный Иероним подчеркивает, что Иов, как непрестанно приносивший жертвы Богу, был священником Божиим, хотя и не принадлежал к потомкам Левия; при этом Иероним упоминает и о происхождении Иова из рода Исава. Он пишет: «В книге Иова читаем, что он сам был священником и приносил дары и ежедневно закалал жертвы за детей своих (см.: Иов. 1 ), тогда как сам Иов, говорят, был не из рода Левина, а из племени Исава…» 34 Если касаться вопроса о том, где жил ветхозаветный Иов и о какой «земле Уц», или (в версии Септуагинты) «стране Авситидийской», идет речь в самом начале посвященной ему библейской книги (см.: Иов. 1:1 ), то, в соответствии со все тем же отрывком из Сирской книги, он жил на границе Идумеи и Аравии. Святитель Иоанн Златоуст , ясным образом связывавший место жизни Иова с Аравией и потому вопрошавший: «был ли кто столь безукоризненный в Аравии, где все развращены?» 35 – даже утверждает, что на аравийской земле до сих пор – еще и во время земной жизни Святителя – и «в настоящее время показываются его [Иова] останки» 36 . О том, что верующим в IV столетии было известно место жизни и погребения Иова в Карнеях – местечке на границе Идумеи и Аравии, в восьми днях пути от Иерусалима, – свидетельствует и известная паломница того времени Эгерия. Она побывала на месте погребения ветхозаветного праведника, где в ту эпоху уже существовала строящаяся христианская церковь , под престолом которой находилась могила Иова 37 . Эгерия приводит и очень интересное описание того места, где, как предполагалось, Иов сидел на гноище: там находится «яма, обнесенная железной цепью, и большой светильник светит там каждый вечер. [Водный] источник, где он скоблил себя [свои струпья] куском горшка (см.: Иов. 2:8 ), четыре раза в год меняет цвет: сначала это цвет гноя, затем крови, потом желчи, и, наконец, он снова становится чистым» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

К. на Книгу Иова являются самыми трудными для изучения с т. зр. идентификации фрагментов, т. к. авторство мн. используемых комментариев остается спорным. Все сохранившиеся К. заимствуют экзегетический материал из 3 основных источников: комментария Олимпиодора Александрийского на Книгу Иова (CPG, N 7453); сочинений свт. Иоанна Златоуста: его комментария на Книгу Иова (CPG, N 4443), гомилий «О статуях», «К народу Антиохийскому» (CPG, N 4330), трактата «О промысле Божием» (CPG, N 4401), писем к Олимпиаде (CPG, N 4405), гомилий на псалмы (CPG, N 4413), Евангелие от Матфея (CPG, N 4424) и 1-е Послание Коринфянам (CPG, N 4428); комментария на Книгу Иова Юлиана Арианина (CPG, N 2075, ранее приписывался Оригену и Юлиану Галикарнасскому). Вторичными источниками К. являются фрагменты из комментария на Иов 1-16. 8 Дидима Слепца, его утраченного соч. «О душе», гомилий на Книгу Иова Севериана Габальского, неск. фрагментов Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского, Нила Анкирского, сщмч. Дионисия Ареопагита, святителей Кирилла Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского (фрагменты последних трех взяты из флорилегиев). Прямая греч. традиция остальных источников (Оригена, сщмч. Мефодия Олимпийского, Евагрия Понтийского, Севира Антиохийского, Полихрония Апамейского, прп. Исихия Иерусалимского, Феофила Антиохийского, Феодора Мопсуестийского и др.) считается утерянной. Многие анонимные отрывки принадлежат Полихронию Апамейскому (CPG, N 3880), они могут быть выявлены сопоставлением греч. фрагментов с лат. переводом его комментария на Книгу Иова, выполненного, как считается, Юлианом Экланским. Полихроний предположительно использовал букв. греч. перевод евр. оригинала, отмеченный в К. леммой Εβραος. Методом сопоставления с лат. переводом издатели 1-го типа К. на Книгу Иова смогли идентифицировать ряд фрагментов из комментариев Полихрония, приписанных в рукописях Дидиму Слепцу, но не имеющих соответствий в прямой традиции комментария Дидима на Книгу Иова, а также 23 фрагмента из комментариев Полихрония (Иов 2. 1 - 3. 16), приписанные Аполлинарию Лаодикийскому из-за ошибочного прочтения сокращения лемм (Πολ-Αοπλ). Катенарные фрагменты несохранившихся гомилий Оригена на Книгу Иова не соответствуют лат. тексту «Трактата на Книгу» свт. Илария Пиктавийского, к-рый обычно считают переводом гомилий Оригена. При идентификации отрывков из сочинений Оригена может оказаться полезным сопоставление катенарных фрагментов с текстом лат. комментария на Книгу Иова пресв. Филиппа († 455-456; CPL, N 643 и 757), широко использовавшего гомилии Оригена (о фрагментах свт. Иоанна Златоуста в катене Никиты Ираклийского см.: Hagedorn U., Hagedorn D. 1993). Псалтирь

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Замечу также, что само требование Бога сохранить душу Иова, обращенное Господом к диаволу, в данном случае означает – не касаться, не губить, не одолевать до конца. Как говорит святитель Григорий Великий , «противник был назван сохраняющим душу, когда ему было запрещено полностью одолеть ее» 275 . Что же это за душа, о которой говорит здесь Господь и которую следует сберечь? Олимпиодор считает, что тут повествуется о Божественном запрете на расторжение союза души и тела Иова, то есть на убийство праведника, лишение его земного бытия 276 . Так же думает и святитель Иоанн Златоуст 277 . Однако преподобный Ефрем Сирин настаивает на том, что речь здесь идет совсем об ином: о недопустимости лишения Иова душевного здоровья, то есть рассудка. Как пишет преподобный Ефрем, «Бог говорит это не так, чтобы предостеречь дьявола, дабы тот не похитил жизнь Иова. Он говорит: «сбереги». То есть: «будь осторожен, дабы не повредить природные свойства разума Иова». Так Бог устроил все, чтобы дьявол , убедившись в очевидности происходящего, признал, что Иов, даже будучи стеснен столькими ударами, никогда не станет хулить Бога» 278 . Тем самым, по преподобному Ефрему, Бог, зная, что люди с поврежденным рассудком не способны должным образом контролировать ни свои слова, ни, тем более, помыслы, не желает допустить, чтобы Иов, лишившись способности ясно мыслить, в порыве спровоцированного сатаной безумия возроптал бы на Господа, произнес бы против Него злое слово и тем самым принес бы победу в этом небесном споре диаволу. Новые несчастья Иова: болезни и искушения (Иов. 2:7–13) И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его ( Иов. 2:7 ). Как пишет Златоуст, диавол «подверг Иова жесточайшей пытке: посрамлению и проказе по всему телу – все тело его обратил в одну рану, в одну опухоль, чтобы во всех членах явился победителем; щадить не умеет злоба, которая есть разрушение по своей ядовитой природе» 279 . Как известно, проказа – страшная болезнь, считавшаяся в ветхозаветную эпоху признаком не только физической, но и духовной нечистоты человека, недугом, ниспосланным от Самого Бога за людские грехи и исцеляемым не усилиями медицины, которая перед этой болезнью абсолютно бессильна, а одним лишь Господом (ср.: Лев. 13:1–59 ). Так, по убеждению святителя Кирилла Александрийского , человек издревле освобождался от этого «бедствия» только «при помощи Божией» 280 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

По содержанию книга Иова разделяется на пролог, описывающий благочестие, благоденствие и несчастие Иова (1–2гл.), главную часть, распадающуюся на три отдела: беседы Иова с друзьями (3–31гл.), речи Елиуса (32–37гл.) и речи Господа (38–41гл.), и эпилог, описывающий восстановление благоденствия Иова (42гл.). Первый вопрос, на котором останавливаются ученые исследователи книги Иоса, это вопрос об историческом характере книги, о степени исторической достоверности содержания ее. Ответы на этот вопрос давались различные. Иосиф Флавий причислял эту книгу к пророческим ветхозаветным писаниям и придавал исторически достоверный характер всему служению ее (Прот. Аппиона. 1:8). Раввины талмуда большею частью смотрели на книгу Иова, как на исторически достоверное произведение Моисея. Но в талмуде же упоминаются и другие мнения. Так, раввины Реш-Лакиш и Самуил бар-Нахман говорили, что Иова никогда не существовало и книга его имени есть притча (Baba Batra. 15а. с. 1). Другой раввин, неизвестный по имени, утверждал, что Иов – миф и никогда не существовал (Sota 5 гл.). христианские богословы также не единогласно решали этот вопрос. Бл. Августин относил всю книгу к историческим ветхозаветным писаниям; Иероним относил ее к учительным книгам и значение ее видел не в исторической достоверности, а в учении, раскрываемом в ней. На 5 вселенском соборе было осуждено мнение Феодора Мопсутского о баснословности содержания кн. Иова. Также и в новое время: Лютер утверждал, что книга Иова есть история поэтически обработанная; описываемые в ней беседы велись, но не в тех словах, в коих изложены (Застольные речи). Гвеций замечал: «возможно ли, чтобы в тяжкой болезни Иов говорил стихами?». Новейшие протест. исследователи приходят к тому выводу, что в основе книги Иова лежало народное предание, поэтически обработанное писателем 157 . Католические богословы, вслед за Беллярмином, придают книге исторический характер 158 . И русские богословы различно решали этот вопрос: московский митрополит Филарет придавал книге вполне исторический характер, как остатку записи самого Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

По утверждению Дидима, «святой Иов, имея чистые чувства, принимает раны от Бога, зная, что Он прекрасный Наставник, и воспринимает эти раны не как мучение, но как испытание» 120 . Конечно же подобная трактовка образа Иова коренным образом отличается от понимания характера нравственных переживаний и терзаний этого ветхозаветного праведника, присущего абсолютному большинству древних толкователей, как раз постулировавших противоположную Дидиму мысль о том, что Иов даже и не догадывался о причинах обрушившихся на него несчастий. Во второй половине IV – на рубеже IV–V столетий и на Востоке, и на Западе возникает сразу несколько важных систематических святоотеческих толкований на книгу Иова. Прежде всего это известный Комментарий на Иова святителя Иоанна Златоуста (ок. 344/354–407) 121 . Он охватывает большую часть содержания книги Иова – за исключением некоторых разделов и стихов. Долгое время он был известен лишь в катенах 122 (фрагментах); именно в таком виде он публиковался и в Патрологии Миня, и в русских дореволюционных переводах. В полном виде этот текст (по двум сохранившимся рукописям IX–X веков) опубликован на Западе лишь в XX столетии (парижское и берлинское издания 1988 и 1990 годов соответственно). Авторство этого текста некоторое время ставилось исследователями под сомнение, но затем Анри Сорлен доказал его принадлежность Златоусту 123 . Отмечу, что этот комментарий находится в созвучии и в согласии с многочисленными фрагментами из различных гомилий святителя Иоанна Златоуста , в которых он касается содержания книги Иова. Наиболее важной из них является «Беседа увещательная, сказанная в храме Святой Анастасии в отношении отсутствующих, и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова» 124 . Кроме того, в наследии Златоуста обнаруживается и краткий обзор содержания книги Иова – в ряду схематических обзоров-справок по книгам Ветхого Завета (замечу, что авторство Златоуста некоторые исследователи здесь ставят под сомнение) 125 . Помимо этого, в корпусе произведений святителя Иоанна присутствует и цикл бесед «О праведном и блаженном Иове» (4 гомилии), авторство которых ныне также под вопросом 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Касиана. Христофора. Евфимия. Леонтия. Евстратия. Матфея. Ферапонта. Антония. Селивестра. Давида. Герасима. Феогноста. Вавилы. Ефрема. Иова. Варлама. Германа. Филофея. Евфимия. Епифания. Селивестра. Селивестра. Пахомия. Иосафа. Пафнотия. Варсонофия. Анфима. Варфоломея. Никиты. Гурия Тушина 1172 . Герасима 1173 . Нектария. Фотия. Иринарха. Амфилохия 1174 . Захария. Иоакима. Зосиму. Тимофея. Герасима. Герасима 1175 . Васяна. Варсонофия Шишка 1176 . Иону. Фотея. Козму. (600) Макария. Нила. Гурия. Афанасия. Трифона. Калистрата. Иоанна. Тарха. Саву. Софрония. Логгина. Иова. Фоку. Левкия. Филимона. Герасима. Иоанна владыка 1177 . Герасима архимандрит . Тихона. Иова. Феодота. Венедикта. Киприана. Афанасия. Варлама. Иова. Никодима. Харитона. Трифона. Паисея. Никифора. Герасима. Малахия. Кирила. Дамиана. Исаию. Луку. Павла. Серапиона. Иону. Герасима. Нифонта. Евфимия. Андреана. Симеона. Гурия. Феодосия. Серапиона Вокшерин 1178 . Мартиана. Генадия. Иова. Селивестра. Симеона. Филофея. Феофила. Иоакима. Левкия. Филарета. Иова. Иону. Никиту. Феодосия. Германа 1179 . Иону 1180 . Феоктиста. Ию Мартиниана 1181 . Варсонофия. Вениамина. Симона. Прохора. Агафона. Киприяна. Андроника. Иоанна. Мисаила. Еремея. Макария. Сергия. Елисея. Иосафа. Ануфрия. Игнатия. Иону. Варсонофия. Мисаила. Кирила. Филофея 1182 . Лаврентия. Сергия. Корнилия. Илию. Генадия. Серапиона. Кирила. Евфимия. Мисаила. Порфирия. Иону. Паисия. (700) Антония. Иону. Пахомия. Силуана. Стахия. Селивестра. Филофея Крылошанина . Исаию. Игнатия. Лаврентия. Никифора. Памву. Германа. Мисаила святогорец . Дионисия. Макария. Стахия. Давида. Киприана. Арсения. Игнатия. Нифонта. Евстратия. Варсонофия. Афонасия. Ерофея. Варлама. Тимона. Досифея. Корнилия. Феодора. Феодосия. Кирила. Дамиана. Иова. Васяна. [Иова. Касиана.] Логгина. Иова. Ианикия. Венедикта. Ануфрия. Елисея. Паисея. Афанасия. Симона. Селивана. Алезея. Иова. Димитрия. Инокентия. Вениамина. Иосафа. Иону. Иону. Геронтия. Касиана. Никиту. Генадия. Антония. Корнилия. Илариона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Тем не менее в дальнейшем, при изложении содержания святоотеческих толкований на книгу Иова, я буду пользоваться и этими оспариваемыми текстами, так как и они являются неразрывной частью единой святоотеческой традиции толкований на Священное Писание, будучи ею приняты и усвоены. Считается, что интересующий нас в первую очередь обширный систематический комментарий святителя Иоанна Златоуста на книгу Иова является неким промежуточным черновиком, подготовленным самим Святителем для дальнейшего развертывания этих набросков в полноценную серию гомилий. Подробность толкования здесь различна: некоторые фрагменты книги сопровождаются обстоятельнейшим изъяснением, другие же вообще остаются без пояснений. Комментарий святителя Иоанна носит буквальный и нравственный характер, что свойственно антиохийской экзегетической традиции, к которой принадлежал Златоуст. Иов здесь – образ мудреца, стойко переносящего ниспосланные ему испытания; и это несмотря на то, что он не понимает их подлинной причины. В то же время здесь хорошо заметен и типологический смысловой оттенок, в соответствии с которым Иов есть прообраз Христа, хотя следует отметить, что в гораздо большей степени такой типологический характер имеют упомянутые ранее четыре гомилии «О праведном и блаженном Иове». Вообще говоря, личность Иова занимает в творчестве Златоуста очень важное место. Подсчитано, что в наследии святителя Иоанна книга Иова цитируется более трех тысяч раз – на четвертом месте среди ветхозаветных книг после Псалтири, Бытия и Исхода 127 . Святитель Иоанн неоднократно соотносит подвиг и страдания Иова со своей собственной судьбой, ибо и ему пришлось перенести в жизни много незаслуженных страданий. Словами Иова: Да будет имя Господне благословенно ( Иов. 1:21 ) святитель Иоанн прощался с константинопольской паствой перед своей первой – краткой – ссылкой; эти же слова он произнес с церковного амвона одними из первых и при своем триумфальном возвращении в столицу после изгнания. Вот как Златоуст приветствует свою церковь , вспоминая при этом как о страданиях Иова, так и об их прекращении и сравнивая несчастья и последовавшее за ними торжество ветхозаветного праведника со своими собственными бедствиями и своей собственной победой над врагами и завистниками: «Что я скажу или о чем буду говорить? «Благословен Бог!» Эти слова говорил я, уходя от вас; это же опять повторяю, или – вернее – и там я не переставал говорить то же самое.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010