Выдающегося афонского старца и писателя-полемиста прп. Иоанна Вишенского Святогорца Синод УПЦ причислил к лику святых Киев, 20 июля 2016 г.      Решение о причислении к лику святых известного афонского старца, ревностного поборника православия и писателя-полемиста преподобного Иоанна Вишенского Святогорца принял 20 июля 2016 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви (Журнал на своем заседании в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон». Заседание Священного Синода УПЦ проходило под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Синодом УПЦ были также утверждены иконописное изображение и представленные проекты тропаря и кондака святому. Почитание памяти преподобного Иоанна Вишенского Святогорца Священным Синодом УПЦ установлено 16/29 июля (старый/новый стиль). Ожидается, что торжественный чин прославления прп. Иоанна состоится в Киево-Печерской Лавре 28 июля во время праздничного богослужения в честь Дня Крещения Руси и 1000-летия древнерусского монашества на Афоне. В чине прославления ожидается участие делегации со Святой Горы Афон. Решению о прославлении прп. Иоанна Вишенского Святогорца предшествовала длительная и кропотливая работа в архивах Украины и Афона, по результатам которой директором Международного института афонского наследия в Украине Сергеем Шумило была издана книга «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию " блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца " » . Эта книга и послужила основанием для составления жизнеописания выдающегося афонского подвижника и писателя. Размышляя о смысле и значении подвига афонского старца Иоаана Вишенского, автор книги Сергей Шумило пишет: «Убежденный последователь исихастского учения святителя Григория Паламы, сподвижник преподобного Иова (Княгиницкого) Тисменицкого и преподобного Иова (Желизо) Почаевского, старец Иоанн Вишенский принадлежит к числу выдающихся отечественных подвижников благочестия. Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви в Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года. Наследие старца Иоанна – бесценная духовная и литературная сокровищница. Незаслуженно забытое сегодня, оно является важной составляющей как отечественной культуры, так и мировой православной цивилизации. В наше время это наследие обретает новую актуальность и требует более глубокого изучения и возрождения».

http://pravoslavie.ru/95525.html

С.В. Шумило Уход Иоанна Вишенского на Афон Монашеский постриг И. Вишенский, скорее всего, принял в Украине, еще до отправки в паломничество на Афон. По утверждению В. П. Колосовой, пострижение его состоялось на Волыни, в Дубенском Свято-Преображенском монастыре, 40 основанном князьями Острожскими (впервые упоминается в грамоте князя К. Острожского от 30 марта 1571 года) . 41 Свое убеждение исследовательница обосновывает ссылкой на экземпляр изданной в Остроге в 1594 году книги «О постничестве» святителя Василия Великого , где имеется пространная дарственная запись, относящаяся, по ее мнению, к Иоанну Вишенскому. В ней, в частности, сообщается, что «священноинок Иоанн, постриженец свято-спасский», пожертвовал книгу Дубенскому монастырю. Подчеркнув схожие особенности языка и стилистики в сочинениях Иоанна Вишенского и в записи из книги, В. Колосова пришла к выводу, что эта запись является его автографом. 42 Известно, что такая же книга была подарена Уневскому монастырю преподобным Иовом (Княгиницким, до пострига в схиму носил имя Иезекииль), другом и сподвижником отца Иоанна Вишенского. Подобно дарственной надписи последнего, на уневской книге была сделана аналогичная надпись: «Инок Иезекииль Тисменицкий дарит книгу за отпущение грехов отца своего по плоти Феодула инока, також и своих сродников». 43 Намеком на причины ухода Иоанна Вишенского в монахи могут служить его слова в одном из посланий: «оставил дом, села, имения, маетност, сородство и мирское житие Господа ради». 44 Дарственная надпись мон. Иоанна Вишенского на острожском издании «Книги о постничествγь» сет. Василия Великого , подаренном Дубенскому Свято-Спасскому монастырю Фрагмент дарственной надписи Иова Княгиницкого (Иезекииля Тисменицкого) на «Книге о постничествγь» свт. Василия Великого (Острог, 1594) Титульная страница «Книги о постничествγь» сет. Василия Великого (Острог, 1594) Гравюра «Свт. Василий Великий » из «Книги о постничествγь» (Острог, 1594) О таком выборе будущего подвижника Иван Франко пишет: «Он покинул сей мир не из-за какой-то беды и не ради беспроблемной жизни, но потому, что пришел к убеждению, что сей мир испорчен. Ради этого своего убеждения он покинул панский двор, и службу, и достаток, покинул общество умных и образованных людей, одним словом, бросил все, что в жизни дорого человеку, и пошел выполнять такую службу, которая ему в ту пору для общего дела казалась более полезной, пошел служить тому делу молитвой и словом». 45

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1599 г. И. как игумен дубенского Преображенского мон-ря (существовал в г. Дубно, совр. Ровненской обл.) и представитель князя Острожского принял участие в съезде православных и протестантов в Вильно, на к-ром рассматривался вопрос о совместной борьбе против католич. прозелитизма ( Kempa T. Wobec Kontrreformacji: Protestanci i prawosawni w obronie swobód wyznaniowych w Rzeczypospolitej w kocu XVI i w 1-j po. XVII w. Toru, 2007. S. 158). Когда кн. Константин Константинович по совету Мелетия Пигаса и Кирилла Лукариса решил превратить Дерманский Троицкий муж. монастырь (см. Св. Троицы жен. монастырь в с. Дермань (совр. Ровненская обл.)) в центр духовного образования (монахи должны были, в частности, учиться там греч. и лат. языкам под руководством клириков Вост. Церкви), он поставил 5 июля 1602 г. во главе этой обители И. Для установления в мон-ре общежительного устава И. прибег к помощи ранее подвизавшегося на Афоне прп. Иова (Княгиницкого) (об этом сообщается в Житии прп. Иова, где И. назван святогорцем). В годы настоятельства И. в Дерманском мон-ре был выполнен ряд переводов с греческого, в т. ч. перевод на просту мову сочинения Филадельфийского митр. Гавриила Севера «Синтагматион о семи святых таинствах», осуществленный острожским иеродиак. Киприаном. Трудами И. в Дерманском монастыре была устроена типография, в которой напечатаны «Лямент дому княжат Острожских» (после 2 дек. 1603), Октоих (апр. 1603 - сент. 1604) и послание Мелетия Пигаса к униат. митр. Ипатию Потею (6 февр. 1605). В Октоихе И. назван протосинкеллом Александрийского патриарха. Экземпляр Октоиха И. пожертвовал 15 февр. 1605 г. Львовскому братству , сделав вкладную запись на церковнослав. и греч. языках (ЛИМ. 28; Свенцицкий И. С. Опись музея Ставропигийского института во Львове. Львов, 1908. С. 50-54). И. подписался в книге как игумен Дерманского мон-ря, это последнее упоминание его в такой должности. Вероятно, ок. 1605 г. И. вместе с прп. Иовом (Княгиницким) покинул Дерманский мон-рь, тогда же из Дермани в Острог была переведена типография. 13 февр. 1608 г. князь Острожский назначил настоятелем обители архим. Исаию (Балабана) .

http://pravenc.ru/text/Исаакия ...

В Житии прп. Иова сказано, что вскоре после основания М. с. умер Львовский еп. Гедеон (10 февр. 1607),- значит, обитель была основана к февр. 1607 г. По преданию, прп. Иову было предсказано, что его обитель станет известна строгим общежительным «евангельским житием», к тому времени оскудевшим на западнорус. землях. Вскоре мон. Иоанн уехал на Афон, заповедав прп. Иову не покидать это место. Среди первых насельников скита упоминаются иером. Петроний (Гулевич-Воютинский), в 1616-1617 гг. настоятель овручского Успенского мон-ря (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 119), архим. Исаия (Балабан), Захария (Копыстенский). В 1608 г. в М. с. пришел иеродиак. прп. Феодосий (Княгиницкий ; 24 сент. 1629), возможно племянник основателя обители ( Скрипник. 1997. С. 61). Прп. Иов благословил его поселиться в расположенном неподалеку Питричском Успенском монастыре (совр. Тысменицкий р-н Ивано-Франковской обл.), в котором настоятельствовал иером. Панкратий, ученик преподобного. Летом 1612 г. М. с. пострадал во время набега татар, разоривших Подолье и Юж. Галичину. Вскоре в скиту был построен и 14 сент. 1612 г. освящен храм. Антиминс подписал еп. Стагонский и Метеорский Авраамий, проживавший на покое в Дерманском мон-ре. Прп. Иов ввел в скиту общежительный устав. Помимо участия в богослужениях братия в установленные часы занималась чтением Свящ. Писания и рукоделием. Иноки вкушали пищу лишь раз в день, в воскресенья и праздники дозволялись 2 постных блюда. Для бесед к основателю М. с. приходили и окрестные жители, в т. ч. православная шляхта. В 1613 г. в обитель прибыл представитель Александрийского патриарха Кирилла I Лукариса архидиак. Нектарий, который пригласил старца посетить патриарха и совершить паломничество ко Гробу Господню. После путешествия, вероятно в том же году, прп. Иов передал управление обителью о. Феодосию (Княгиницкому), рукоположенному в сан иерея, вручил ему игуменский жезл и дал монашеский устав свт. Василия Великого. Назначение иером. Феодосия настоятелем М. с. утвердили ктиторы обители - Ляхович и П. Дери-Кишка. Вскоре преподобный удалился из М. с. в пустынь, которая располагалась недалеко от скита. При игум. Феодосии в монастыре были построены кельи, в 1620-1621 гг.- каменная ограда с 3 оборонительными башнями, за которыми укрывались жители окрестных сел во время нападений турок и татар. В 1619-1620 гг. в скиту была построена и 14 сент. 1620 г. освящена каменная ц. в честь Воздвижения Креста Господня. Образцом для нее послужил Преображенский собор Межигорского в честь Преображения Господня монастыря , к-рый незадолго до этого посетил старец Иов. Крестовоздвиженский храм возведен на средства архим. Елисея (Плетенецкого) и Марии Могилянки, дочери молдав. господаря Иеремии Могилы.

http://pravenc.ru/text/2561934.html

Главные усилия Е. как настоятеля Киево-Печерской обители были направлены на восстановление внутренней монастырской жизни на основе скитского устава. Ок. 1615-1616 гг. в мон-ре, несмотря на сопротивление части братии, при участии Иова (Княгиницкого) было восстановлено общежитие. В записках свт. Петра (Могилы ; в 1626-1632 являлся архимандритом Киево-Печерского мон-ря), посвященных доказательству святости Киево-Печерского мон-ря и особого Божия покровительства обители, содержатся сведения о случаях наказания монахов, отступавших от строгих правил иноческой жизни, к-рые имели место при Е. Некий печерский монах, побежденный грехом корыстолюбия, в предсмертной исповеди скрыл от духовника, что копил деньги. По решению Е. найденные после кончины инока монеты были положены с ним в гроб и тело похоронили без отпевания. Печерский подвижник Феодосий-«москвитин», искушаемый бесом, решил съесть мясной пищи, но Бог вразумил его тем, что приготовленная еда смердела и кишела червями. Феодосий покаялся перед братией и впредь вел строгую жизнь. В 1615-1616 гг. в лавре был учрежден просветительный кружок, целью к-рого было духовное и культурное обновление обители. Е. купил оборудование типографии Балабанов в Стрятине, в Радомысле, имении монастыря, было устроено бумажное производство («паперня»). Для лит., проповеднической и издательской деятельности Е. пригласил книжников и типографов из Львова и Вильно, составивших т. н. печерский кружок. Среди них были известный филологическими трудами Памво (Берында) и его брат Стефан, переводчик с греч. и лат. языков, проповедник, типограф Тарасий (Земка) , знаток греч. языка, проповедник прот. Лаврентий Зизаний (см. Зизании Лаврентий и Стефан), полемист и проповедник Захария (Копыстенский) , поэт А. Митура, переводчик с греческого мон. Иосиф (Кириллович) и др. Усилиями членов печерского кружка в 1616-1624 гг. были подготовлены и напечатаны в лаврской типографии следующие издания: богослужебные книги, в к-рых испытывала большую потребность Западнорусская митрополия (Часослов.

http://pravenc.ru/text/Елисей ...

мон-рь, к-рый на рубеже XVI и XVII вв. упоминался как ветхий. Историки относят его основание к сер. XVI в. В 1635-1639 гг. он был отстроен в камне ( Яворський Г. Tephoniльcьkuй енциклопедичний словник. Tephoniль, 2004. Т. 4. С. 481-482). По всей видимости, начальный период служения И. (ок. 1561-1571) связан именно с этим мон-рем близ мест. Теребовля, центра отдельного староства. Известны еще 2 обители XVI-XVII вв. с похожими названиями: Угриновский Преображенский муж. мон-рь (упом. под 1611 г. в Житии прп. Иова (Княгиницкого), находился в совр. с. Ст. Угринов Калушского р-на Ивано-Франковской обл.) и Угорский Троицкий муж. мон-рь (находился в совр. с. Угорск Шумского р-на Тернопольской обл.). В XIX в. сохранялось предание о том, что И. какое-то время подвизался в Угорском Троицком мон-ре и собственноручно выкопал там пещеры (Дерманские горы, Антоновецкий лес и стожкообразные возвышенности Кременецких гор//Волынские ГВ. 1868. 74/75). Кн. Константин Константинович Острожский , много внимания уделявший мон-рям в своих владениях, обратился к игумену Угорницкой обители, чтобы тот направил «блаженного трудолюбца» И. в Дубенский Крестовоздвиженский мон-рь (одна из фамильных обителей князей Острожских, известна с 1547) «показати образ трудолюбного и богоугодного жития». Возможно, И. должен был ввести в Крестовоздвиженской обители общежительный устав. Вскоре по прибытии И. в Дубенский мон-рь, приблизительно в 90-х гг. XVI в., братия против воли преподобного избрала его игуменом. По свидетельству Жития, И. управлял Дубенской обителью более 20 лет, но его имя не значится в многочисленных сохранившихся монастырских документах рубежа XVI и XVII вв. Объяснение этому факту предложил прот. А. Хойнацкий. В 1582-1602 гг. титулярным игуменом Дубенской обители был престарелый инок Василий; в монастырских актах сообщается, что вместо него дела вели в тот период др. монахи (к-рых также могли называть игуменами): в 1598-1600 гг.- Глеб, в 1601-1602 гг.- «казнодей» (проповедник) Виталий, который в 1604-1608 гг.

http://pravenc.ru/text/578150.html

С 1616 г. в Замостье находился экзарх Иерусалимского патриарха Монемвасийский митр. Иоасаф, к-рый привез правосл. горожанам грамоту Иерусалимского патриарха Феофана IV о ставропигии Замостского братства. Поскольку в том же году митр. Иоасаф передал К. благословение от вост. патриархов на подготовку к печати кн. «Зерцало богословия», можно считать, что их встреча произошла в Замостье. Известны письма из Замостья 1617-1621 гг., к-рые предположительно можно атрибутировать К.: послание к ординату Замостья шляхтичу Томашу Замойскому от 11 дек. 1617 г.; «Salutatio» (Приветствие) к нему же 1621 г. (письмо анонимно, но по стилю может принадлежать К.); «Лист, на внимательное чтение заслуживающий» от «иеромонаха Кирилла из Замосця» от 10 июня 1621 г., адресатами которого были «швагер» (муж сестры) замостский грек Иосиф Анастасиевич и родственник последнего Давид, переводчик с греческого на польский и латинский (ЛНБ. Оссол. Д. 827. Л. 309). Против атрибуции этих посланий К. выступили Исаевич и Мицко, считающие, что их автором был иером. Кирилл (Иванович), к-рый, по мнению указанных исследователей, в 1621-1625 гг. являлся проповедником замостского Николаевского братства (в пользу данной т. зр. говорит то обстоятельство, что почерк писем идентичен почерку недоброжелательной к К. записи о нем: «Потум апостатствовал и в Чернигови игуменство от короля мел. Здох року 1646 на игуменстве там же»). Не исключена полностью возможность отождествления Кирилла (Ивановича) с К. О Кирилле (Ивановиче) известно, что он был греком из Замостья, его «греческий род» внесен в помянник Замостского братства. К. переписывался с основателем Манявского в честь Воздвижения Креста Господня скита прп. Иовом (Княгиницким) , к-рый 23 авг. 1614 г. отправил К. письмо с рецензией на кн. «Зерцало богословия». В Житии прп. Иова (Княгиницкого) рассказывается, что в дек. 1621 г. к нему в Манявский скит прибыл «греческий» иером. Кирилл из Замостья, «ради прощения и молитвы». Настоятель Манявского скита прп. Феодосий (Княгиницкий) написал в июле 1625 г.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

Унев Львовской обл., Украина). Согласно Житию прп. Иова (Княгиницкого), преподобный по приглашению И. и еп. Гедеона прибыл из Дерманского Троицкого монастыря (см. Св. Троицы жен. мон-рь в с. Дермань) в Уневскую обитель, чтобы ввести «чин и строение общежительное по обычаю Святой горы». Попытка реформы монашеской жизни в Уневском мон-ре имела место, по мнению И. Мыцко, в 1601 г. ( Мицько. 1998. С. 29); возможно, прп. Иов (Княгиницкий) был призван в Уневский монастырь вскоре после примирения еп. Гедеона и И. с Львовским братством (янв. 1602), в любом случае это событие произошло ранее 1603 г. Общежительный устав был принят большинством уневских монахов, но «не вси послушаху». На рубеже XVI и XVII вв. в обители имелись нестроения, насельники писали доносы на И. королю и отпавшим в унию епископам. В жалобе от 26 мая 1599 г. униат. митр. Михаил (Рагоза) обвинил Гедеона (Балабана) и И. в том, что они «растлили» Уневский мон-рь, грабили имения обители, братию «обтяжили данью» (АЗР. Т. 4. С. 192). В 1602 г. И. упоминался как архимандрит дубенский - настоятель дубенского Крестовоздвиженского монастыря во владениях кн. Константина Константиновича Острожского. В янв. 1602 г. еп. Гедеон (Балабан) устроил в мест. Стрятин (ныне с. Стратин Ивано-Франковской обл., Украина) типографию (1-м печатником в ней стал Симеон Будзына), для к-рой И. не позднее 1606 г. купил у львовского мещанина А. Мондровича оборудование. По мнению Я. Д. Исаевича, И. был одним из руководителей типографии князей Острожских, к-рую в 1603 г. перевели из Острога в Дермань, а ок. 1605 г. вернули в Острог. 10 февр. 1607 г. скончался еп. Гедеон (Балабан). И., несмотря на отказ от претензий на Львовскую кафедру в 1602 г., исходатайствовал у короля привилей на Львовскую епископию. На основании этой грамоты не позднее 20 февр. И. обратился к духовенству и мирянам Львовской епархии с посланием, в к-ром заявил о желании стать Львовским архиереем, обещал хранить верность К-польскому патриарху и не посягать на права братств.

http://pravenc.ru/text/Исаию ...

Начинается книга со вступительного слова антипросопа Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы Афон иеромонаха Кириона. По его словам, «издаваемая книга о старце Иоанне Вишенском не только послужит прославлению памяти этого выдающегося подвижника благочестия и восстановлению исторической справедливости относительно Афонского периода его жития, но и будет способствовать новому возрождению и укреплению Святого Православия в его родных краях» Как отмечает доктор филологических наук, профессор А. В. Александров, «автору книги удалось создать наиболее полное и убедительное жизнеописание Иоанна Вишенского. Хочу подчеркнуть: биография этого великого церковного деятеля полна так называемых «белых пятен». Реконструкция соответствующих периодов и ситуаций жизни в значительной мере затруднена. Однако автору удалось в высшей степени корректно воссоздать недостающие составляющие жизнеописания... Но главное, конечно, это привлечение новых источников, недоступных предшественникам С. В. Шумило, в частности, находящихся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон». Размышляя о смысле и значении подвига афонского старца Иоаана Вишенского, автор книги Сергей Шумило пишет: «Убежденный последователь исихастского учения святителя Григория Паламы, сподвижник преподобного Иова (Княгиницкого) Тисменицкого и преподобного Иова (Желизо) Почаевского, старец Иоанн Вишенский принадлежит к числу выдающихся отечественных подвижников благочестия. Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви в Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года. Наследие старца Иоанна – бесценная духовная и литературная сокровищница. Незаслуженно забытое сегодня, оно является важной составляющей как отечественной культуры, так и мировой православной цивилизации. В наше время это наследие обретает новую актуальность и требует более глубокого изучения и возрождения». Научный редактор книги: Пелешенко Юрий Владимирович, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института литературы имени Т. Г. Шевченко Национальной академии наук Украины. Рецензенты: Александров Александр Васильевич, доктор филологических наук, профессор Одесского национального университета имени И. И. Мечникова; Исаченко Татьяна Александровна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки.

http://drevo-info.ru/news/20948.html

Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года. Именование в кругу учеников преподобного Иова (Княгиницкого) новопреставленного отца Иоанна «великим старцем» и «блаженным» свидетельствует о том глубоком почитании подвижника, которое существовало как при его жизни, так и после смерти. Согласно сообщению того же инока Леонтия, к 1633 году списки произведений старца Иоанна распространялись и хранились в киевских монастырях, в Вильно, в Могилеве, в Кутеинском монастыре, Манявском скиту и других обителях. 203 Портрет настоятеля Киево-Печерской Лавры архим. Елисея (Плетенецкого) (1550–1624) Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживается в трудах и деятельности преподобного Иова (Княгиницкого), преподобного Иова (Желизо) Почаевского, писателя-полемиста Стефана Зизания, епископа Исаакия Борисковича, блаженного Киприана Острожанина, архимандрита Елисея Плетенецкого, митрополита Исаии Копинского, преподобномученика Афанасия (Филипповича) Брестского, преподобного Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским. И хотя послания старца Иоанна не получили массового распространения на официальном церковном уровне, именно его идеи немногим через каких-то 30–40 лет легли в основу идеологии казачьего национально-религиозного освободительного движения в Украине, начавшегося в 1637–38 годах, и особенно активно вспыхнувшего в 1648 году под лозунгами борьбы за отеческую православную веру. 204 Икона прпмч. Афанасия (Филиповича), игум. Брестского (1596–1648) Как отмечает И. Еремин, «сочинения Ивана Вишенского в свое время были широко распространены на Украине. В эпоху, непосредственно предшествующую народно-освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого, они сыграли большую роль: они будили сознание, воодушевляли к борьбе, вооружали... горячей любовью к родине». 205

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010