По совещании с ним Иов, поручив старейшинство в монастыре одному из своих учеников, удалился в пустыню и здесь при р. Баторсови устроил себе келью и основал обитель скитскую Воздвиженскую. Биограф Иова говорит далее, что, по смерти епископа Гедеона, Иов подъял много трудов для охранения Львовской епархии в православии, и когда в преемники Гедеону избран был мирянин Тиссаровский, то Иов отправился в Молдавию к тамошнему митрополиту и убедил его не прежде приступить к посвящению новоизбранного епископа, как когда он клятвой удостоверит свою верность православию и непреклонность к обольщениям унии; с такой же ревностью он «в лице ста» и самому епископу, удерживая его от посвящения, если не сохранит верности православию. 1005 Печерский архимандрит пригласил Иова в Киев, в тамошнюю обитель «на исправление общего жития», и он исполнил его желание, был в святой обители Печерской и много потрудился, «советуя и уча, наказуя и моля соблюдать общежительное благочиние». Иов был не только подвижник и ревнитель православия, но человек книжно-образованный. Сохранилось письмо его к иеромонаху Кириллу Транквиллиону, с обличением неправильных мыслей в составленной последним книге «Исповедание веры». Иов советовал ему не спешить печатанием книги и исправить ее, углубившись в чтение отеческих книг: «прошу, молю и облобызаю честное ти лице, удержаться, лучше замедлити и прославитися, нежели ускорити и обезчеститися. Ориген скор и в юности творец бысть книг, и сего рода падеся, и труды его вотще. Успеша-же и пользоваша вселенную и прославишася отцы и учителие, иже в первых пожиша в пустынех и в скитех, в безмолвии искушающеся и просвещающееся: сии же бяху Василие, Григорие, Иоанне Златоустый и прочие». 1006 Другой, более знаменитый подвижник, был, упомянутый в биографии Иова, Иоанн Вишенский . Родом червонорусс, как и Иов, он подвизался на Афоне, но посещал и родные монастыри, поддерживая и укрепляя в них и в народе дух благочестия и твердость в православии. После возникшей униатской смуты, он писал с Афона послание за посланием к князю Острожскому и ко всем православным христианам в Малой России, к львовскому братству, к Иову (Княгиницкому), скитнику Марковой пустыни, и наконец к самим отступникам от православия – митрополиту Рагозе и епископам Терлецкому, Поцею и прочим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

XVII в. в кругу митр. Иова (Борецкого) идеи объединения всех древнерус. земель под властью рус. царя и Московского патриарха. Место И. в православной книжности кон. XVI-XVII в. Сочинения И. наиболее близки к произведениям, созданным в острожском кружке: к книге Василия Суражского «О единой истинной православной вере» и к анонимному противокатолич. соч. «Послание до латын от их же книг». Мн. темы произведений И. совпадают с вопросами, которые были затронуты в письмах Львовского братства, отправленных в 80-90-х гг. XVI в. вост. предстоятелям: К-польским патриархам Феолипту и Иеремии II Александрийским патриархам Иоакиму и Мелетию. Братчики жаловались на нестроения в жизни Западнорусской митрополии: на то, что Киевский митр. Онисифор и епископы - «двоеженцы и блудодеи», на поставление во священники недостойных людей и на покровительство им епископов, на симонию, на отсутствие со стороны епископов попечения об устройстве школ и типографий (см.: Флоря Б. Н. Восточные патриархи и Западнорусская Церковь// Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. М., 1996. Ч. 1: Брестская уния 1596 г.: Ист. причины. С. 117-130). По-видимому, были близки позиции И. и Иова (Княгиницкого). Оба считали необходимым активно противодействовать лат. прозелитизму и проповеди др. конфессий. В письме от 23 авг. 1619 г. Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому) Иов упрекал последнего за то, что он в кн. «Зерцало богословия» (Почаев, 1619) не критиковал «латину и иные еретики к пересторозе (для предупреждения.- Авт.) православных». Иов (Княгиницкий), так же как и И., считал необходимым для церковного деятеля, в первую очередь книжника, отшельнический подвиг, о чем он писал Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому), призывая его брать пример с тех отцов и учителей Церкви, «иже в первех пожиша в пустынях и во скитех, в безмолвии искушающеся и просвещающеся; сии же бяху Василий, Григорий, Иоанн Златоустый и прочии» ( Голубев.

http://pravenc.ru/text/469466.html

Из этих наставлений мы узнаем, что старец Иоанн Вишенский был опытным делателем непрестанной умной молитвы, пытаясь эту святогорскую традицию привить и своим последователям на родине. Таким образом, как видно, задолго до прп. Паисия Величковского он пытался возродить мистическую исихастскую традицию внутреннего «умного делания» среди украинского православного монашества. Хоть до наших дней сохранилось мало сведений о земной биографии старца Иоанна, однако красноречивее любого подробного жизнеописания о подвижнике может свидетельствовать его духовное наследие. Как писал еще во времена советского атеизма В. Шевчук, «жизнь не забыла Вишенского, воскресив в памяти человеческой эту неординарную личность, перенимая из его произведений все доброе и светлое, что человека облагораживает и возносит. Она сплетает далекому... страннику, будившему общественное сознание на грани XVI – XVII вв., надлежащий венец». Сподвижник прп. Иова (Княгиницкого) Тисменицкого и прп. Иова (Желизо) Почаевского, старец Иоанн Вишенский принадлежит к числу выдающихся отечественных подвижников благочестия. Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, все же, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви в Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года. Наследие преподобного старца Иоанна – бесценная духовная и литературная сокровищница. Незаслужено забытое сегодня, оно является важной составляющей как отечественной культуры, так и вселенського православия. В наше время это наследие обретает новую актуальность. Все это требует его более глубокого изучения, возрождения и почитания. Прославление преподобного старца Иоанна Вишенского состоялось 28 июля 2016 года во время праздничной литургии в Киево-Печерской Лавре, приуроченной ко Дню Крещения Руси и 1000-летию древнерусского монашества на Афоне. В торжествах прославления приняли участие собор архиереев УПЦ во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, представителями Константинопольского Патриархата и Святой Горы Афон, а также при многочисленном стечении православного люда со всех концов Украины.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2628

Антония и Феодосия на воротах; Успенские с Львовскою ставропигией; Спасо-Преображенские, Воскресенские, Богоявленские и Онуфриевские. Менее многочисленны были монастыри: Благовещенские, Крестовоздвиженские, Петропавловские, Иоанно-Богословские, Георгиевские и во имя Симеона Столпника. Замечательно, что монастыри и церкви с названиями: Вознесенские и Николаевские по большей части были или отняты у православных католиками и униатами, или же разорены. Как одинокие по своим названиям монастыри историей края упоминаются: Покровский– Соломерецкий, Ильинский – Слуцкий, Введенский – Купятинский, Варваринский – Пинский женский, Марков – Витебский. Рождество-Богородицкий – Оршанский, Входа Господня ее Иерусалим – Могилевский. Но одинокие по названиям монастыри, а равно монастыри женские и приходские церкви разных названий не вызывали юго-западных мастеров пения к распеваю песнопений в честь их местных храмовых праздников. Великие святители: Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст были на юго-западе России образцами подражания в литературно-богословских трудах. См. там же, стр. 302, из письма Иова Княгиницкого Иеромонаху Кириллу Транквиллиону. 6 Именно чрез Солунский Пантелеимонов монастырь, издавна обиловавший иноками из славян и находившийся под покровительством России. См. «Церковно-русское пение». Ст. Д. В. Разумовского, стр. 13. Из «Трудов археологического съезда». Москва. 1871 г. 7 Исключая разве казанское знамя, изобретенное в память покорения города Казани при царе Иоанне Грозном. 9 К этой мысли склонен и И. М. Потулов. См. его «Руков. к практич. изучению древ. богослуж. пения. Москва. 1875 г. стр. 73. 10 Напр., коронования и погребения государей, торжества побед, встречи восточных патриархов и проч. 12 Заимствование болгарского распева в Россию было и непосредственно от болгар (и сербов) и чрез посредство афонских монастырей, по образцу которых устроялись многие монастыри Юго-Западной Руси в начале XVII века. См. «Очерк истории западно-русской Церкви», И. Чистовича , ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

В 1633 г. учреждено младшее братство при Онуфриевском монастыре, с подчинением его ставропигии. Среди лишений и постоянных притеснений от латинян и униатов, братство продолжало свою деятельность на пользу церкви до начала XVIII в., помогало младшим братствам в Руси, но, наконец, когда не стало более сил сопротивляться унии, приняло унию. Львовское училище дало первых наставников Киевской и Виленской школам, и галицкий историк имел право сказать, что «Львов и бедное львовское братство были источником наук для Руси». 1002 Из львовских школ вышли: первый киевский митрополит, по восстановлении митрополии, Иов Борецкий, и потом митрополит Сильвестр Коссов, учители Стефан и Лаврентий Зизании. Последний, бывший после протоиереем на Волыни, составил Славянскую грамматику и Катихизис. В Львовских же школах обучался 3ахарий Копыстенский, подвизавшийся в Киеве и издавший против Скарги оборону св. церкви под названием Палинодии. 1003 О-бок с православным училищем, в Львове была католическая иезуитская академия, воспитывавшая польское и русское юношество в фанатической ненависти против русского народа и православной веры. Кроме братского Онуфриевского монастыря, в Львовской епархии было немало монастырей, подчиненных власти епископа. 1004 В начале XVII в. они начали заводить у себя порядки, по образцу святогорских монастырей, в которых жили по многу лет многие русские иноки: возвращаясь на родину, они благоустроили свои обители по образцу афонских. Многие из иноков приобрели себе почетную известность в истории Галицкой Руси и даже всей Западно-русской церкви своим благотворным участием в делах оной. Таковы были Иов Княгиницкий и Иоанн из Вишни. Мирское имя Иова Княгиницкого было Иоанн. Он родился в г. Тисмянце на Покутье; первоначальное книжное образование получил в Уневском монастыре, потом для высшего образования послан был в Острожское училище, где сделался известным князю Константину и детям его. В это время князю Острожскому нужно было послать надежного человека на Афонскую гору, для передачи милостыни, просимой тамошними иноками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Иова (Княгиницкого) . В 1603 г. он основал общежительный мон-рь в Угорниках, затем вводил общежительные порядки в Дерманском Свято-Троицком монастыре по просьбе его настоятеля Исаакия (Борисковича) . Затем прп. Иов покинул обустроенную обитель, «жесточайшего безмолвнаго жития желающе». На рубеже 1606 и 1607 гг. на холме у впадения в р. Манявку р. Батерс преподобным был основан Манявский в честь Воздвижения Креста Господня скит (в 1611-1612 обитель перенесена на новое место, на уединенную гору над Батерсом и получила название «Великий скит»). Ориентируясь на афонский устав, прп. Иов установил братии часы для молитвы, для чтения Свящ. Писания, для рукоделия и для еды. Утреннее время посвящалось общей молитве и келейному правилу. Первоначально в скиту не было храма и богослужений, присущих общежительным мон-рям. После прихода туда новых иноков скит стал общежительным, для уединенной молитвы вокруг главного скита основывались малые скиты. К кон. 20-х гг. XVII в. Манявский скит состоял из Великого скита со Скитком близ горы Ясенник и Голого скитика в урочище Черевко. К скиту были приписаны Угорницкий, Тлумачский и Коломыйский мон-ри. Устав Манявского скита приняли также Залукванский, Крылосский и Питричский мон-ри. Патриарший период Общее количество мон-рей в XVII в. значительно выросло. Совр. исследования выявили более 600 мон-рей и пустынь, имевших крепостные дворы в кон. XVII - нач. XVIII в. Примерно столько же было монастырей и пустынь, не имевших крепостных. Данное количественное соотношение (если предположить, что аналогичная тенденция существовала и ранее) является косвенным свидетельством того, что в характерном для кон. XV-XVI в. противостоянии 2 т. зр. по поводу монастырского землевладения объектом полемики были отнюдь не все мон-ри и не все монашество, но лишь их часть. Другая же часть соблюдала заповедь нестяжания не только как индивидуальный обет каждого монаха, но и как принцип социального бытия обители. Управление мон-рями с 1649 г. осуществлял Монастырский приказ, созданный по Соборному уложению.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Многие современные исследователи оспаривают существование исона в древнерусском пении. Но есть и другие мнения. И.А. Гарднер отмечает, что «было бы неосторожным безоговорочно отрицать саму возможность существования исона у русских не только в XIV– XV вв., но, может быть, и раньше». С первых лет основания в монастырях певческого послушания нас заинтересовала южнорусская традиция, представленная в украинских нотолинейных певческих сборниках – Ирмологионах конца XVI – начала XVIII в. Она привлекла наше внимание по той причине, что ее истоки также восходят к греко-византийской культурной традиции; в том числе в ней можно обнаружить некоторые признаки афонского влияния. Как известно, калофоническая (дословно с греч. «прекраснозвучная») традиция афонского певца Иоанна Кукузеля, его современников и последователей, к XV в. стала общепринятой в византийской музыке и затем получила распространение в Молдавии, Сербии и Болгарии. В свою очередь, молдавские монастыри, будучи важнейшими очагами поствизантийской культуры, передавали певческую традицию на север: сначала в украинские монастыри и затем – в Белорусские земли. Кроме того, в XV–XVII вв. стало очень интенсивным паломничество украинцев на Святую Гору, являвшуюся важнейшим центром духовной жизни православия. Монахи, постригавшиеся на Афоне, после возвращения на родину устраивали монастыри по образцу афонских, такие как львовский Онуфриевский, Креховский и другие, причем привозились и укоренялись также и напевы славянских афонских монастырей. Чрезвычайное значение в тот исторический период имела деятельность прп. Иова Княгиницкого, который, возвратившись после 12-летнего пребывания на Афоне в Галицию, ввел афонские обычаи в Уневском, Угорницком, Дерманском монастырях, а в 1612 г. организовал скит недалеко от галицкого городка Манява, приобретший впоследствии широкую известность и названный Новым Ватопедом. Здесь с благословения Константинопольского Патриарха Тимофея II было принято «болгарское пение», то есть славянизированное византийское традиционное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памятная доска. 1998 г. (Манявский Крестовоздвиженский мон-рь) Прп. Иов (Княгиницкий). Памятная доска. 1998 г. (Манявский Крестовоздвиженский мон-рь) О почитании И. и Феодосия (Княгиницкого) в Манявском скиту на рубеже XVII и XVIII вв. свидетельствует миниатюра с образами преподобных в Ирмологии 1684 г. из Манявского скита. В подписи подвижники названы «преподобные Иов и Феодосий Скитские» ( Яра. 2005. С. 133). На одном из образов иконостаса Крестовоздвиженской ц. Манявского скита имеется надпись 1705 г.: «За молитвами преподобных отцов блаженных старцев Иова и Феодосия, первых монахов скитских, великим старанием отца Савватия сей святой иконостасный алтарь закончили и поставили року Божего 1705, 5 мая» (НМ(Л)). Предания об основателе Манявского скита и о его сподвижнике и преемнике прп. Феодосии, бытовавшие в близлежащих селениях, записал Вагилевич в сер. XIX в. В 1785 г. Манявский скит, последняя правосл. обитель в Галичине, по распоряжению австр. властей был закрыт, Крестовоздвиженская ц., где почивали мощи И. и игум. Феодосия, разрушена, ее иконостас перенесли в церковь в с. Богородчаны, с 1923 г. он хранится в Национальном музее во Львове. Надгробная плита И. и игум. Феодосия из серого мрамора была перенесена в приходскую, к тому времени униат. церковь ближайшего с. Маркова. Там она находилась в алтаре, заменяя жертвенник. Плиту из черного мрамора местные жители закопали рядом с приходской церковью с. Маркова. Сильно поврежденная плита была обнаружена в 90-х гг. XX в. ( Kpaйhiй I. Полковник Степан - apxiдuяkohy Степану: Ректор юридичного ВНЗ Степан Сворак biдpoджybamu Манявський скит//Украïна молода: Газ. 2008. 28 янв.). После открытия в 1980 г. историко-архитектурного музея «Манявский скит» портреты и надгробная плита первых настоятелей скита стали частью музейной экспозиции. В 1981 г. Тысменицкая киностудия создала фильм «Гoмih bikib» (Разговор веков), посвященный И. как общественному деятелю и просветителю, церковные сюжеты в фильме почти не затронуты. Как установил в 1977 г.

http://pravenc.ru/text/578152.html

По всей видимости, в рамках имевшихся договоренностей между русским и болгарским монастырями старец Иоанн Вишенский и мог перейти в последний. Как мы знаем из Жития прп. Иова Княгиницкого, старец Иоанн, «жесточайшаго безмолвнаго жития желающе», постоянно искал себе уединенного места для исихастско-аскетических подвигов. Наиболее подходящими для такого затвора являются пещеры. А поскольку при Русике и Ксилургу не было пещер, то переход о. Иоанна в Зограф становится вполне объяснимым и естественным. Вероятнее всего, что в соответствии с упомянутыми договорами, игумен или духовник Русика сам благословил ему поселиться в пещерах при Зографском монастыре. Как уже отмечалось, странствия старца Иоанна по Афону были связаны со стремлением уединиться как отшельнику в небольшой келлии, скиту или пещере, поскольку жизнь в больших монастырях его не удовлетворяла. В конце-концов он и нашел желаемое уединение при пещере прп. Косьмы Зографского. Местность, где на скалах расположена пещера прп. Косьмы Зографского, отчасти напоминает украинские Карпаты и идеально подходит для уединенного отшельнического жительства. Поэтому не удивительно, что старец Иоанн Вишенский для ухода в затвор избрал именно это место. Проведенные автором этих строк в 2015 г. обследования в этой местности подтвердили, что в прошлом здесь, помимо пещеры, располагался монашеский скит. В наше время у подножия скалы с пещерой сохранились каменные руины от прежних скитских строений. Не исключено, что начало этому скиту было положено старцем Иоанном, возобновившим духовную жизнь в заброшенной пещере прп. Косьмы Зографского. Как уже отмечалось, из Зографа после 1610 г. старец Иоанн написал свое известное послание к Львовскому братству. Отсюда же он пишет и послание к своему сподвижнику и другу прп. Иову Княгиницкому. В послании к последнему старец Иоанн сообщал о своем желании вновь посетить Украину и его Манявский скит, однако из-за ухудшения состояния здоровья и прочих причин вынужден был отложить поездку. Одним из последних известных произведений старца Иоанна, написанных в Зографе около 1615-1616 гг., было «Позорище мысленное». В нем старец отстаивал отшельнический способ монашеского подвижничества. В произведении он уточняет, что оно «составленное от инока, в пещер гор сдящего и себ внимающаго». Из этого уточнения мы узнаем, что в это время подвижник уже подвизался в пещерном затворе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2628

с. Залуква Галичского р-на Ивано-Франковской обл.), Крылосский и Питричский мон-ри ( Грабовецький. 2003. С. 310), также зависевшие от Манявского скита. Игум. Феодосий (Княгиницкий) на Киевском Соборе в авг. 1628 г. титуловался как «игумен скитский и Угорник, прот монастырей воеводств Русского, Белзского и Подольского». В 1643 г. униат. полемист Тимофей Симонович писал о том, что устав Манявского скита широко принят в Галичине: «В Вильно распространены регулы Леонтия (Карповича), на Подгорье - Иова (Княгиницкого), фундатора здешнего монастыря» (цит. по: С тецик Ю. Духовна фopмaцiя чернецтва Перемишльськоï (XVII-XVIII ст.)//Дрогобицький збiphuk. Вип. 11/12. Дрогобич, 2008. С. 139). В 1659 г. Перемышльский и Самборский еп. Антоний (Винницкий) распорядился ввести «устав Скитского Манявского монастыря» в крупнейшей в Галичине Свято-Онуфриевской мужской обители в с. Лавров Старосамборского повета. После принятия мон-рями Галичины унии устав в них стал менее строгим. Игум. Феодосий скончался 24 сент. 1629 г., при жизни назначив себе преемника. Игумен был погребен в притворе Крестовоздвиженской ц., рядом с И. На надгробной мраморной плите скитоначальников Манявской обители были высечены их изображения (плиту описал И. Н. Вагилевич: Wagilewicz. 1848. S. 12). В надгробной надписи И. назван «блаженным отцом», «первоначальником святыя обители Скитския». В 1631 г. по заказу скита в Вене была изготовлена еще одна надгробная плита - из черного мрамора с золотым крестом. Труды И. в области книжности В послании к Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому) И. подверг критике его сочинение, увидев в нем влияние католицизма и значительные недоработки. По мнению преподобного, мн. догматы изложены иером. Кириллом упрощенно, бегло, местами неясно. И. критикует утверждение Кирилла о том, что было 2 исхождения Св. Духа: «...едино - предвечно исхождение на ангельские чины, да тех просветит умы», второе - «под леты по одолению Синовнем на апостолы всесовершеннаго Божества сила ипостасная». Ссылаясь на Слово свт.

http://pravenc.ru/text/578152.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010