Князь Димитрий и княгиня Мария почитались на Руси издавна особенно как родители своего сына Андрея (преподобного Иоасафа Каменского, Спасокубенского), житие которого упоминает об их благочестии и милосердии, влиянии на образование и воспитание сына. Имя Димитрия Васильевича было внесено в синодики ряда ростово-ярославских и вологодских церквей и монастырей, память местно чтилась в день его тезоименитства – 26 октября. Канонизированы супруги (включены в Собор Вологодских святых) были Вологодским епископом Иннокентием (Борисовым) в 1841 г. Расскажем немного и об их сыне Андрее – преподобном Иоасафе Каменском, Спасокубенском. Преподобный Иоасаф знаменит не только по своему высокому княжескому происхождению, но главное – по высоте своих добродетелей и равноапостольной жизни. Только пять лет продолжались его иноческие подвиги, да и вся его жизнь была так непродолжительна, что он не достиг даже зрелого возраста. Мы уже писали о том, что во время нападения на Заозерье Василия Косого, когда князь Димитрий с дружиной защищал свои земли, княгиня Мария осталась с детьми одна. Благочестивая женщина встретила разразившееся над ней бедствие с совершенной преданностью воле Божьей и с истинно христианским терпением, и всё внимание уделяла воспитанию малолетних детей своих. Менее всех детей удалось воспользоваться заботами матери младшему сыну Андрею. Он остался после отца грудным младенцем, а во время кончины матери находился ещё в детском возрасте. Юный Андрей остался круглым сиротой, но бодрствовал над ним Промысл Божий. Он вёл своего избранника к предназначенной ему цели, невидимо руководя всеми обстоятельствами и переменами в его жизни. Находя отраду и утешение в чтении священных книг, он стал удаляться от общества и чувствовать отвращение к мирской жизни. В то время, когда князь Андрей решил удалиться от мира и посвятить себя иноческой жизни, неподалеку от места его жительства были уже монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле, им принадлежащей. Но лучшим убежищем для молодого князя, желавшего порвать все связи с миром, представлялся древний Спасо-Каменный монастырь, отделённый от мира волнами бурного озера и славившийся строгостью устава и добродетельной жизнью своего игумена Кассиана, старца опытного и прозорливого. Поэтому юноша отправился туда и стал просить игумена о принятии его в монастырь и о пострижении в иноческий чин.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Но супружество святых Лазаря и Милицы продлилось, к сожалению, недолго: во время знаменитой Косовской битвы раненый король был взят в плен и по повелению султана Баязета 15 июня 1389 г. казнен – усечен мечом. Тело святого короля Лазаря было погребено в ближайшей церкви. В 1391 г. его нетленные мощи были перенесены в Рованицкий монастырь. Монастырь был разрушен турками в 1683 г., и мощи короля Лазаря были перенесены в монастырь Новая Рованица на Прусской горе. После смерти мужа княгиня управляла народом, пока не подрос ее сын, Стефан (Высокий). В 1393 г. она поступила в Жупаневачский монастырь около Крушевака с именем Евгения. Когда ее сын, в 1402 г., на время покинул страну, она, несмотря на монашеский чин, снова управляла государством. Милица была умной и деятельной правительницей, отличалась благочестием и материнской заботой о своем народе, который в то время притесняли турки. Она заботилась о вдовах и сиротах, восстанавливала разрушенные турками храмы, строила монастыри. Именно она получила от султана Баязета обещание не преследовать христиан в ее государстве. Святая Милица, сама рано потеряв мужа, особенно заботилась о вдовах, принимая в монастырь многих жен, чьи мужья-воины пали на поле брани; помогала строить и поддерживала многие монастыри и церкви. В конце жизни она приняла великую схиму с именем Евфросиния. Скончалась святая 11 ноября 1405 г. От нетленных мироточащих мощей ее совершилось множество чудес. И сегодня вместе со своим мужем она подает силу свыше и утешение страждущей Сербии. Скажем несколько слов и о сыне Милицы и Лазаря, он также был канонизирован. Святой Стефан Высокий, король Сербский, был очень любим своим народом за милосердие и доброту. Он в тяжелое время турецкого ига строил города, созидал храмы и тратил свою казну на помощь нуждающимся. Умер он мирно в 1427 г. Благоверные Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский Димитрий Васильевич, прозвищем Меньшой, был удельным князьем Заозерским. Жил он в промежутке между 1380 и 1440 гг. в г. Устюг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Здесь же находится примечание, указывающее, что за знаком обозначены имена лиц, живших уже после восстановления монастыря, совершившегося в 1853 году. На последней странице тою же рукою написано: «Итого прошнурованных двадцать шесть (26) листов. Игумен Питирим». А на бумаге, коею оклеен переплет, четко написано другою рукою: «Синодик (заведен) в 1887 г. в ноябре месяце. М.В. Начинается сей Синодик так: «Помяни Господи (о памяти и оставлении грехов) раб Своих: Святейших Вселенских Патриархов, Православных Благочестивых Великих Государей Императоров и Императриц, Царей и Цариц, Великих Князей, Княгинь и Княжн, Преосвященных Митрополитов, Архиепископов и Епископов, Священноархимандритов и Игуменов и всего Священнического и монашеского чина, праотцев, отцев, братий наших, ктиторов, создателей и благотворителей святыя обители сея, зде лежаших и повсюду православных христиан, православных воинов и всех за веру и отечество на брани живот свой положивших и блаженных трудников святыя обители сея». Далее поминаются Святейш. Патриархи Московские и всея России, Императоры, начиная с Петра I-ro и оканчивая Александром ІІ-м, Императрицы, Цари, начиная с Иоанна Васильевича и оканчивая Иоанном Алексеевич ем и пр. Преосвященные Архангельске и Холмогорские поминаются с Афанасия и до Ювеналия. Священноигумены обители: Авраамий, Иона, Иоасаф, Дионисий, Иона, Исаакий, Сергий, Антоний, Феодосий, Евфимий, Анания, Феофил, Павел, Пахомий, Филипп, Матвей, Георгий, Иринарх, Иаков, Арсений, Аполлон, Гавриил, Митрофан. Строители: Нифонт, Корнилий, Иона, Исаия, Пармен, Виталий, Иоанникий, Сергий, Паисий. Иеросхимонахи: Дионисий, Сергий, Гавриил. Далее идут иеромонахи, иеродиаконы и монахи – всего 413 чел. Таким образом можно думать, что сюда вошли все лица, значившиеся в древнем Синодике, которых по указанию Таушева было всего 346. З. За сим Синодиком, достоин упоминания Синодик, присланный из Москвы от Мануфактур-Советника Павла Матвеевича Александрова в феврале 1855 года. Он составлен протоиереем А. Браницыным и отпечатан в Москве в литографии Шамина. На заглавном листе напечатано: Синодик или помянник. Вверху изображена Св. Троица, по сторонам Ангел с мечем, и смерть с косою, а внизу кладбище с одним отверстым гробом и символом времени, летящего на крыльях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

981. Рукопись библиотеки Валаамского монастыря, ссылающаяся на древнюю рукопись, именуемую «Оповедь». 982.  По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их (Пс. 18. 5). 983. Кол. 3. 11. 984. Карелы (совр.) — Ред. 985. Преподобный Нил Сорский. Предисловие к Словам. 986. Клиросного ( совр.) — Ред. 987. Устав церковный Понедельник Святой Четыредесятницы. 988. Цветник, гл. 54, об иноческом общежитии. В этой статье, очень обширной, священноинок говорит между прочим, что в общежитиях непременно должно последовать преданию святых Отцов, учредителей иноческого общежития, те, которые преступают предание святых Отцов, не узрят света Христова. Священноинок завещает намеревающемуся вновь устроить монастырь, чтоб он исходатайствовал благословенную грамоту у Святейшего Патриарха и оградил монастырь благословением Патриарха. Цветник был особенно уважаем отечественными иноками, упражнявшимися в возвышеннейшем монашеском подвиге. По этой книге обучился Иисусовой молитве знаменитый соловецкий подвижник Иисус Голгофской; по ней обучился Иисусовой молитве преподобный Иоасаф Каменский, Вологодский чудотворец, как видно из рукописного жития его Последнее обстоятельство показывает, что священноинок жил во времена первых Патриархов и достиг смут отечественных, как об этом можно заключать по кратким указаниям на современность, встречающимся в его книге. Выписки сделаны здесь из книги, напечатанной в Гродне в 1687 году православными, двадцать лет спустя по низвержении Патриарха Никона, с соблюдением старинной орфографии. Что книга напечатана православными, доказывается читаемым в ней завещанием: относиться за благословением к Святейшему Патриарху, чего раскольники никак бы не допустили. Признаем нужным это замечание: орфография книги, как указал опыт, может навести сомнение относительно православия книги, при поверхностном взгляде на нее, тем более, что при таком взгляде очень легко укроется ее существенное значение, по которому писатель назвал ее Цветником. Цветник по преимуществу собрание и объяснение изречений древних Отцов, без наименования этих Отцов. Надо знать Отцов, чтоб узнать выписки из них в сборнике.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Среди раифских монахов, для которых была написана «Лествица», умное делание процветало под руководством опытных духовных наставников. Епископ Игнатий видел указание на это в прикровенных и «приточных» словах Лествичника в «Слове к пастырю». «Прежде всего, о честный отец, – пишет преподобный Иоанн, – потребна нам духовная сила, чтоб тех, которых мы возжелали ввести во Святая Святых, которым вознамерились показать Христа, Почивающего на их таинственной и сокровенной трапезе, в особенности доколе они находятся в преддверии у этого входа, и когда увидим, что их теснит и угнетает народ, с целью возбранить им желанный вход, мы могли, взяв за руку, как младенцев, освободить от народа помыслов. Если же младенцы крайне голы и немощны: то необходимо нам поднять их на рамена, и возносить на раменах, доколе они не пройдут дверь сего поистине тесного входа; ибо тут обыкновенно бывает давление и теснота. Почему и сказал некто об этой тесноте: »Сие труд есть предо мною, дóндеже вниду во святило Божие« ( Пс.72:16–17 ), – и труд простирается только до вшествия». 430 2) Учение об Иисусовой молитве священноинока Дорофея После учения преподобного Иоанна Лествичника 431 епископ Игнатий приводит выдержку из книги «Цветник» нашего отечественного писателя, жившего во времена первых русских патриархов, священноинока Дорофея. «Цветник» пользовался у русских подвижников, занимавшихся умным деланием, особым уважением. По этой книге обучались Иисусовой молитве преп. Иоасаф Каменский, Вологодский чудотворец и известный подвижник Соловецкой обители Иисус Голгофский. Об умном делании священноинок учит так: «Кто молится устами, а о душе небрежет и сердце не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится: потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию. Молиться должно от всего усердия своего: от души, и ума, и сердца своего, со страхом Божиим, от всей крепости своея. Умная молитва не попускает входить во внутреннюю клеть ни парению, ни скверным помыслам. Хочешь ли научиться умной и сердечной молитве? Я научу тебя. Внимай прилежно и разумно, послушай меня, любимый мой. Сначала должно тебе творить молитву Иисусову голосом, т.е. устами, языком, речью, вслух, себе одному. Когда насытятся уста, язык и чувства молитвою, произносимою гласно, тогда гласная молитва прекращается и начинает она произноситься шепотом. После этого должно поучаться умом, приницать и прилежать всегда к гортанному почувению . 432 Тогда умная и сердечная молитва начнет манием (под действием Божественной благодати) самовластно, непрестанно воздвизаться, обноситься и действовать на всякое время, при всяком деле, на всяком месте». 433

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

«В понедельник 22 марта, согласно заблаговременно выработанному советом плану, в Богословской школе начались занятия. Итак, с помощью Божиею и добрых людей Высшая Богословская школа в Киеве открыта и благополучно функционирует». Украинский Синод занимался также и храмостроительством. Известно, что ими построен (капитально достроен) храм во имя Преображения Господня в Киеве (на Красноармейской улице), строившийся до обновленцев в течение 18 лет. Это очень лестно отмстить, потому что в это же время храмы, находящиеся в юрисдикции Московского обновленческого Синода, уже закрывались, как пустовавшие, а иные уничтожались. В Киеве же, напротив, 13 ноября 1927 года состоялось освящение нового храма митрополитом Пименом с сонмом архиереев в исключительно торжественной обстановке. В журнале «Украинский православный благовестник» 6 от 15 марта 1926 года был помещен список украинских архиереев на начало 1926 года: 1 . ПИМЕН, митрополит Харьковский и всея Украины (Пегов) 2. Иннокентий, митрополит Киевский (Пустынский) 3. Иувеналий, митрополит Одесский (Машковский) 4. Лоллий, архиепископ Могилевский (Юрьевский) 5. Александр, архиепископ Артемовский 6. Иосиф, архиепископ Изюмский (Кречетович) 7. Сергий, архиепископ Запорожский (Иванцов) 8. Андрей, архиепископ Павлоградский (Одинцов) 9. Павел, епископ Белоцерковский (Циприанович) 10. Иосиф, епископ Черкасский (Ясковский) 11. Афанасий, епископ Каменский (Вечерко) 12. Гавриил, епископ Чугуевский – викарий Харьковский (Киперман) 13. Александр, архиепископ Бердичевский (Чекановский) 14. Иосиф, архиепископ Первомайский (Михальчук) 15. Вениамин, епископ Луганский 16. Филарет, епископ Сумской (Яценко) 17. Иаков, епископ Шепетовский (Немоловский) 18. Иоасаф, епископ Полтавский 19. Сергий, епископ Проскуровский – бывший (Добромыслов) 20. Михаил, епископ Конотопский (Митрофанов) 21. Павел, архиепископ Екатеринославский (Масленников) 22. Иов, епископ Мелитопольский (Сахновский) 23. Иоаким, епископ Гайсинский [Пухальский] 24. Иоанн, епископ Кременчугский (Славгородский) 25. Адриан, епископ, бывший Каменецкий (Компанийцев) 26. Рафаил, епископ Николаевский – викарий Одесский (Прозоровский) 27. Мелетий, епископ Старобельский (Фомин) 28. Серафим, епископ Змиевский, викарий Киевский (Ляде)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

И как к тебе сия Наша грамота придёт, и ты бы, богомолец Наш, Глушицкого монастыря Игумену на соборе велел стоять по-прежнему выше Корнильева монастыря Игумена против степени; а прочтя сию Нашу грамоту велел с неё списать список слово в слово, а списав, оставил у себя; а сию Нашу подлинную грамоту отдал бы еси Глушицкого монастыря Игумену Ионе. Писан на Москве лета 7155/1647 Марта в 7 день. Подписал Дьяк Давид Дерябин, справил Власко Андреянов. Прибавление из VI тома Глядовский Предтечев Могилёвский монастырь Мужской. Существовал в XVII столетии. В 1649 году, Апреля 10, Игумен оного Павел приезжал в Москву за милостыней. Гнилушская Николаевская пустынь Московской Епархии мужская, упразднённая, находилась близ города Коломны на берегу реки Гнилуши. До учреждения Духовных Штатов в 1764 году было за ней только две души крестьян, по Штатам же осталась на своём содержании и вскоре упразднена. Голдовский Троицкий монастырь Мужской. Находится в Минской Губернии близ города Вильны; до 1731 года принадлежал он к Виленскому Святодухову монастырю, а потом насилием Официала Униатского превращён на Унию. Обстоятельство сие в представлении своём Св. Синоду Виленский Иеромонах Иоасаф изъяснил таким образом: монастырь Троицкий Голдовский, «в повете Лицком лежащий, Официал Униатский с единомышленниками своими насильно отобрал; и Игумена Иоасафа Опоцкого, остригши ему волосы и связавши его, в Бутенскую обитель сослал» (см. Историческое известие о возникшей в Польше Унии, изданную Николаем Николаевичем Бантыш-Каменским в 1805 году в 8-ю долю, стр. 429). Головчинский Преображенский монастырь Подольской Епархии заштатный, мужской. Находился при реке Бух между городом Летичевом и местечком Метжибожем, по которому прежде и монастырь именовался Метжибожинским, а потом, когда устроилось селенье близ монастыря Головчинцы; то монастырь по оному переименован Головчинским. Основание своё получил этот монастырь по преданию соседственных жителей, от некоторых пустынников, поселившихся на сем месте, которые около половины XVI века, построив себе тут земляные кельи и маленькую деревянную церковь , впоследствии составили обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Характерно то, как долго тянулся период местоблюстительства – с 1700 по 1721 г.: Петр не мог сразу решиться на упразднение патриаршества. И пока не был решен принципиальный вопрос о форме высшей церковной власти, Петр продолжал свою политику – пополнял церковную иерархию малороссами, настоятелями монастырей тоже обычно назначались иеромонахи и архимандриты из Киевской митрополии. Такая политика продолжалась всю 1-ю половину XVIII в., особенно последовательно – при Елизавете (1741–1761) 1197 . Монашество великорусских монастырей, верное допетровской традиции, с большим недоверием смотрело на малороссов как на «латинян»: так в свое время смотрели на них патриархи Иоаким и Адриан, монах Евфимий и другие. Епископ Иоасаф Горленко († 1754) пишет в своих письмах о том, что великорусы везде с недоверием относятся к малороссам 1198 . К тому же существовали и социальные различия между малороссийским и великорусским духовенством. Первое, пока оно жило под польской короной (Западная Россия, многие жители которой переселялись в Россию, по-прежнему принадлежала Польше), польско-литовскими законами было в некоторых правах уравнено с дворянством (шляхетством). До 1728 г. духовенство в Киевской митрополии, как и дворянство, имело право покупать землю и принимать в дар имения. Во времена императрицы Анны оно все еще сохраняло некоторые из привилегий, которых не было у великорусского духовенства 1199 . Это тоже было одной из причин взаимной неприязни между малороссийским и великорусским духовенством, ибо первое смотрело на последнее с презрением. Епископы из Малороссии отличались особым высокомерием, крутым администрированием и жестоким обращением с подчиненным им приходским духовенством и монашеством. Можно вспомнить ряд архиереев такого типа, например, Гедеон (Вишневский), епископ Смоленский (1728–1761); Тимофей (Щербацкий), митрополит Московский (1757–1767); Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ Московский (1767–1771), в 1771 г. убитый народом во время «чумного бунта»; Пахомий (Симанский), епископ Тамбовский (1751–1766); Арсений (Мацеевич) , митрополит Сибирский (17411742) и Ростовский (1742–1763); Павел (Конюскевич), митрополит Сибирский (1758–1767); Кирилл (Флоринский), епископ Севский (1766–1778) 1200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Патриаршее служение в Рождественский сочельник в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Леонида (Солдатова) во епископа Алапаевского 6 января 2019 года Утром 6 января 2019 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя  в Москве. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Леонида (Солдатова)  во епископа Алапаевского и Ирбитского ( Екатеринбургская митрополия ). Его Святейшеству сослужили:  митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ;  архиепископ Сингапурский и Юго-восточно-азиатский Сергий , глава  Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии ;  архиепископ Егорьевский Матфей ;  епископ Воскресенский Дионисий ;  епископ Каменский и Камышловский Мефодий ;  епископ Домодедовский Иоанн , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений ;  епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; иеромонах Кирилл (Корытко), секретарь епархиального управления  Екатеринбургской епархии , настоятель храма Вознесения Господня г. Екатеринбурга; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; иеромонах Иоасаф (Петровых), ответственный секретарь  Управления делами Московской Патриархии ; протоиерей Николай Решетников и протоиерей Николай Трушников, клирики  Екатеринбургской митрополии ; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали первый заместитель губернатора Свердловской области А.В. Орлов, председатель Наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на  телеканале «Союз» .

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

О поддержке митрополита Онуфрия заявило духовенство Днепропетровской, Одесской, Херсонской, Полтавской и Запорожской епархий 26 октября. ПРАВМИР. Епархии УПЦ друг за другом заявляют о верности канонической Церкви. Архиереи и священники Днепропетровской, Криворожской и Каменской епархий «единодушно засвидетельствовали верность» канонической УПЦ и митрополиту Онуфрию, сообщает Днепропетровская епархия на своей странице в «Фейсбуке» . «Ни один священнослужитель из нашей епархии не выразил желание изменить свой статус и перейти к раскольникам… Для нас раскольники как были, так и остаются раскольниками. А значит, молитвенное и евхаристическое общение с ними невозможно «, – заявил митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней . С открытым письмом поддержки к митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию обратилось и духовенство Запорожской епархии. «Мы, верные чада нашей духовной Матери – Украинской Православной Церкви, во главе с Вами, свидетельствуем о том, что не признаем решения, принятые 11.10.18 Синодом Константинопольской церкви, и выражаем Вам, Ваше Блаженство, свою поддержку и сыновнее послушание и вместе с Вами «остаемся с Церковью гонимой, но стоящей на верной позиции, на позиции истинной Церкви», – отмечается в обращении. За сохранение существующего статуса Украинской Православной Церкви выступило и духовенство Одесской епархии. На общем собрании ее духовенства митрополит Одесский Агафангел провел тайное голосование, в ходе которого всем присутствующим предложили ответить на вопрос, поддерживают ли они сохранение нынешнего статуса УПЦ и позицию митрополита Онуфрия. Из 413 священнослужителей епархии, которые присутствовали на собрании, 406 ответили «да», три клирика — «нет», четверо воздержались. Свою верность митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию выразило духовенство Херсонской, Ровенской и Полтавской епархии, а также митрополит Кировоградский Иоасаф. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/eparhii-upts-zayavlyay...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010