О времени основания Белиградской митрополии точных сведений не сохранилось (Белиград — совр. Берат). Название Белиград встречается в начале XIV b. Город был завоеван османами в 1431 г. Упоминаются 20 имен архиереев Белиградской митрополии, из которых наиболее известными являются Игнатий (1691–1693) и Иоасаф (1752–1760 и 1765–1801). При Иоасафе Белиградская митрополия вернулась в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Корчинская область еще до построения самого г. Корча (1490) относилась к Касторийской митрополии (Кастория — современная территория Греции), которая также входила в Охридскую архиепископию. Корчинская митрополия основана в начале XVII b., она объединила Колонийскую, Деволскую и Селасфорскую епископии. Первым известным епископом. Корчинским является Неофит (1624 и 1628). В 1670 г. архиепископ Охридский Парфений, происходивший из Корчи, возвысил свой родной город в ранг митрополии, первый епископ которой носил титул митрополита Корчинского, Селасфорского и Мосхопольского. Епископии Южной Албании по-прежнему входили в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Из известных 18 Дельвинских епископов наиболее древний — Манасия (1270). Имеется множество свидетельств об истории епископии Дриинопольской в Х — XVIII в.в. Из известных 41 ее епископа такие выдающиеся, как Софиан (1672–1700) — борец против исламизации, Митрофан (1752–1760) — музыковед и Досифей (1760–1799), которому в эпоху господства мусульманских властей удалось воздвигнуть около 70 храмов. В период исламского владычества самым серьезным испытанием для Церкви Албании было массовое принятие ислама албанцами. Исламизации населения способствовало и отсутствие христианской литературы на родном языке. В то же время в приморском регионе Химары действовали различные пропагандистские римо-католические миссии. Для укрепления Православия во многих районах с XVII b. возводились новые монастыри, которые превращались в центры духовного делания, противостояния иноверию, воспитания, напр., в монастырях Равенийском, Пепельском, Дринском, Чепском, Поличанском, Чатистском, Каменском, Лесиницком, Кокамьяском, Паяашском, Химарском, Дримадском, Кипарском, Хормовском, Кодрском, Арденицком, Аполлонийском, Предтеченском в Мосхополе (совр. Воскопоя), и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАСАФ КАМЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоасаф Каменский, Вологодский (+ 1453 ), чудотворец , преподобный . Память 10 сентября . В миру князь Андрей, родители его - князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой и княгиня Мария были известны своим высоким благочестием, которое наследовал будущий подвижник. В двадцатилетнем возрасте князь Андрей принял постриг в Кубенском Спасо-Каменном монастыре с именем Иоасаф, в честь святого Иоасафа, царевича Индийского . Инок Иоасаф снискал себе известность полным послушанием, постничеством, усердием к молитве и любовью к книгам. Братия монастыря удивлялась благой кротости и разумной простоте юного подвижника. Под духовным окормлением опытного старца Григория , впоследствии епископа Ростовского, святой Иоасаф преуспевал в добродетелях. Он вел затворническую жизнь в келлии и достиг высоких духовных дарований. Святой Иоасаф подвизался в Спасо-Каменном монастыре в течение пяти лет. В последний год своей жизни он только один раз в неделю вкушал пищу и каждый воскресный день приобщался Святых Таин. Перед кончиной преподобный простился с братией, утешая и увещевая иноков не скорбеть о его исходе. В присутствии братии он совершил правило, сотворил молитву Господу и Богоматери, возлег на смертный одр и тихо скончался с молитвой на устах 10 сентября 1453 года. Тропарь, глас 2 Насажденный при водах воздержания,/струями слез твоих напаяем,/яко леторасль живоносная в вертограде Церкви Божия процвел еси, блаженне Иоасасфе,/плоды добродетелей возращая и души верующих питая./Темже и Христос в Небесныя Страны тя пресели./Но поминай нас, любовию память твою чтущих, благоверне княже,/и моли Пресвятую Троицу, во еже спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже Яко древо насажденно при водах воздержания,/струями слез твоих напаяем, преподобне отче Иоасафе,/сеяв бо слезами, в радости жнеши добродетельныя рукояти./Тем Великий Мздовоздаятель в житницах Небесных тя сокровище положи,/но поминай чтущих любовию пресветлую память твою,/моли Святую Троицу, преподобне Иоасафе,/спастися душам нашим.

http://drevo-info.ru/articles/13737.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иоасаф Каменский, или Спасокубенский, Вологодский чудотворец (+ 1457) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 сент. в день преставления На берегу Кубенского озера находился небольшой и бедный удел князей заозерских, прямых потомков св. князя ярославского Феодора Ростиславича (+ 1299, память его 19 сент.). Состоял он из нескольких деревень, а столицей его была убогая усадьба. Удельные князья заозерские жили в бедности, но князь Димитрий и супруга его Мария отличались высоким благочестием, добротой и милосердием и много делали добра как подданным своим, так и находившимся в их владениях монастырям и отшельникам. У них было три сына и дочь, и они заботились об их христианском воспитании. Но в 1429 г. князь Димитрий был убит при защите Ярославля от татарского набега. В том же году родился младший его сын Андрей. Старший же сын женился, а дочь вышла замуж за двоюродного брата вел. князя Василия II, князя галицкого Димитрия Юрьевича, прозванного Шемякой. Брак этот и был причиной всех несчастий семьи князей заозерских. В 1447 г. князь Димитрий Шемяка восстал против великого князя, низложил и ослепил его, но восстание его было усмирено, великий князь вернул себе престол, а ни в чем не повинные князья заозерские попали в немилость и были лишены своего бедного удела. Князь Андрей увидел в этом руку Божию. В бывшем уделе его семьи находился, на острове уединенного Кубенского озера, Спасо-Каменный монастырь, водой, как бы стенами, огражденный от мира. Князь Андрей всегда его любил. Туда он и решил поступить. Не без труда удалось ему умолить игумена принять его в число братии — так боялся игумен принять к себе опального молодого князя. При постриге дали ему имя Иоасаф, и братия прозвала его «Иоасаф-царевич». Ему было тогда 23 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/437633/

303 См. книжку: «Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса», напечатанную в Костроме в 1879-м году. 307 См. Верюжск. стр. 276 и  Н. Суворова  Описание Спасокаменского, что на Кубенском озере, монастыря, 2-е изд., Вологда, 1893, стр. 35 sqq. Куштский. монастырь в 1764-м году был упразднен, а в 1833-м году восстановлен и приписан к Спасо-Каменскому монастырю (с 1801-го года по 1892-й год называвшемуся Белавиной пустыней), от которого находится в 8-ми верстах. 309 Служба в Лаврск. ркп. 625, л. 90. О составителе службы игумене Иосифе – у Строева в Списках uepapxob col. 871. 310 См. у прот. П. Островского в Исторических записках о Костроме и ее святыне, стр. 104 нач., выписку из Костромских писцовых книг 1628 г. (прославление преп. Иакова чудесами, после чего могло быть установлено ему празднование, относят к 1613-му году, – y Ocmpobckoro ibid, cmp. 80). 312 Филарета Русские святые, Сентября 10-е число. Верюжский сообщает очень маловероятное известие, что когда скончался Иоасаф, то братия Каменского монастыря решилась не предавать тела его обычному погребению в земле, а с благоговением как святыню перенесли в теплую церковь монастыря и поставили его пред иконостасом у правой стороны, чтобы всегда иметь его пред своими глазами и подражать его (т. е. Иоасафа) житию. – стр. 322. Но действительно мощи преп. Иоасафа были открыты спустя весьма непродолжительное время после его кончины, ибо в 1472-м году в большой, случившийся в монастыре, пожар они уже сгорели. С 1774-го года по 1892-й год остатки мощей преподобного находились в Вологодском Духовом монастыре, в который переводим был штат Каменского монастыря, и в монастыре этом, вероятно, во время бытности в нем мощей, устроен в честь преподобного престол, см. Описание Вологодского Спасо-каменского Духова монастыря, составленное  П. Савваитовым . исправленное и дonoлhehhoe II. Суворовым, Вологда, 1885, стр. 9, cfr Onucahue Спасо-каменского, что на Кубенском озере, монастыря, составл. И. Суворовым, 2 изд. Вологда. 1893, стр. 9 и 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Чувства вся наставль и наказав законно, премудре,/божественнаго разума источник, явился еси, славне,/от силы в силу, от славы в славу пришел еси,/Духа Святаго силою чудеса дивная дея,/блаженне отче Иоасафе,/деяния славу прием,//преподобным равен быв. Вышняго помощию и щитом истинным ограждься,/силою Креста укреплься,/вся полки противных победил еси/и человеческия умы просвещаеши,/чудесы многими удивляя вся,/деянии твоих подвиг, Иоасафе блаженне./Вся чтущия верою память твою светло/сподоби твоими молитвами/лютых напастей и страшных бурь всех избавитися присно,/и грехов прощение прияти,/и улучити милости и радости вечныя,//преблаженне Иоасафе. Слава, глас 8: Приидите, вси вернии,/согласно воспоем преблаженнаго Иоасафа,/благочестия светлость, воздержания правило,/терпения столп, простоты сокровище,/смирения реку независтную, нищим утеху,/странным странноприемника, истинныя любве Христовы делателя,/воистину блаженнаго./И се убо, жив пред человеки,/заступник и спаситель показався,/болезнем и страстем неисцельным,/всяческим страстем исцелитель,//Христа моли спастися душам нашим. И ныне, праздника, глас 6. Преподобный Иоасаф Каменский, Вологодский чудотворец (†1453) (в миру князь Андрей), происходил из княжеского рода. Родители его – князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой был потомком святого благоверного князя Феодора Ростиславича Смоленского и Ярославского; мать, Мария, также происходила из княжеского рода. Родители князя Андрея отличались высоким благочестием, которое унаследовал будущий подвижник. В юные годы князь Андрей принял постриг в Преображенском Спасо-Каменном монастыре (на Каменном острове Кубенского озера) с именем Иоасаф в честь святого Иоасафа, царевича Индийского. Инок Иоасаф отличался полным послушанием, усердием к посту и молитве и любовью к книгам. Братия монастыря удивлялась благой кротости и разумной простоте юного подвижника. Под опытным духовным окормлением старцев святой Иоасаф преуспевал в добродетелях, и, когда он достиг высших степеней совершенства, Господь удостоил его Своего явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первые упоминания о надгробной иконе относятся к сер. XVII в.: «В 1650 году, по благословению Маркела, архиепископа Вологодского и Великопермского, при архимандрите Маркеле же устроена была гробница в каменной Преображенской церкви у южных врат, возле стены… крест же с мощами положен вверху ее, на образе» ( Верюжский. Вологодские святые. С. 323). В переписной книге имущества, казны и вотчин Спасо-Каменного мон-ря 1670 г. содержится описание раки И.: «Да противо правого крыласа гроб у стены чудотворцев - князя инока Иосафа чудотворца, а на гробе образ его, чудотворцов, писан на золоте, венец серебряной, резной, золочен, а одет тот гроб камкою земною, покров на гробе отлас земной, обложен камкой цветною» (ГАВО. Ф. 883. Кн. 44. Л. 6 об.). Помимо надгробной иконы в описи значится еще один «образ преподобного князя-инока Иосафа, Каменского чюдотворца, писан на золоте на глади» (Там же. Л 15). Также И. представлен на иконе «Преподобные Иоасаф Каменский и Димитрий Прилуцкий в молении Св. Троице» и на запрестольной иконе «Богородица Одигитрия, Спас Нерукотворный с Петром, митрополитом Московским, и благоверным князем Иоасафом» (Там же. Л. 20 об., 22 об). Образ «Гурий, Варсонофий и Герман Казанские и Иоасаф Каменский в молении Богородице» (ВГИАХМЗ. Ф. 3. 3. Л. 11) упоминается в переписной книге Спасо-Прилуцкого мон-ря января 1688 г. Еще одна икона И. около раки с мощами отмечена в переписной книге Спасо-Каменного мон-ря авг. 1701 - апр. 1702 г.: «Подле тех южных дверей образ Иоасафа чюдотворца, писан на золоте, в киоте, столбцы и сень, у короны резь сквозная золочена. Подле того образа ево ж, чюдотворцова, рака. Над ней на стене написан образ Всемилостиваго Спаса стенным писмом. На раке образ преподобнаго князя Иоасафа, обложен серебром гладким, золоченым, венец и цата серебряные ж, золочены, резное дело» (РГАДА. Ф. 237. Оп 1. Ч. 1. 37. Л. 4 об.). Из описи следует, что в этом же храме находились еще 2 иконы И.: в жертвеннике «образ чюдотворца Иоасафа, писан на красках, ветх» и на паперти «образ святого благовернаго князя Иоасафа чюдотворца с чюдесами, в киоте», также икона преподобных Димитрия Прилуцкого и Иоасафа Каменского в молении Св.

http://pravenc.ru/text/578044.html

Двоюродная сестра настоятельницы общины, поступившая в число сестер, пензенская дворянка, вдова Дарья Михайловна Каменская построила церковь Преображения Господня на кладбище. Так было и предсказано о. Серафимом. По благословению преосвященного Иеремии пустынка о. Серафима была обращена в алтарь церкви и кругом нее устроены витрины для помещения и хранения всех вещей батюшки Серафима. Кроме того, за 8 лет начальствования Ладыженской устроена одноэтажная каменная трапеза с деревянной крышей и из добываемого в селе Дивееве известкового белого камня выведено 364 сажени ограды. Несмотря на сборы, делаемые в Петербурге, дела обители так расстроились при управлении Е. В. Ладыженской, что образовались значительные долги. Во время коронования Их Величеств в 1856 году о. Иоасаф приказал своим петербургским художницам подать прошение, помимо настоятельницы Ладыженской, об утверждении монастыря. Фрейлина Тютчева взялась помочь этому делу. И действительно, вскоре преосвященный Иеремия получил из Синода указ, что по желанию Государыни Императрицы Дивеевская община должна быть возведена в монастырь. Удивленный и несколько рассерженный за хлопоты сестер общины помимо него, Владыка потребовал к себе настоятельницу Ладыженскую. Пока Екатерина Васильевна, измученная неприятностями и непосильными волнениями, собиралась ехать в Нижний, преосвященный Иеремия получил вторичный указ из Синода с выговором, что он мешает распоряжениями относительно Дивеевской общины. Тогда праведный Владыка решился сам ответить, не дожидаясь Ладыженской, и написал в Св. Синод, что Дивеевская община далеко еще не созрела, чтобы быть монастырем. Наконец, явилась к нему Е. В. Ладыженская, ничего не знавшая о происходившем в Петербурге. Е. В. Ладыженская, чтобы окончательно выяснить, был ли о. Иоасаф близок к о. Серафиму и не состоял ли его учеником, решилась обратиться к игумену Саровской пустыни Исайе с тайной просьбой сказать это по совести и чести, дабы снять с нее недоумение или грех, если действительно Иоасаф получил приказание о.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Проф. Ключевский и г. Коноплев невысоко ставят житие преподобного, написанное в 1547 году, как исторический памятник. Но по мнению проф. Кадлубовского, «в смысле культурно-исторического материала – это житие может получить другую оценку». А также: «В этом житии признано преобладающее значение не за внешним, а за внутренним подвижничеством, Богомыслием, самоуглублением, борьбою с греховными помыслами, высокое почитание чувства любви, как высшей добродетели и нестяжательности». «Блаженный юноша, – говорит А. Муравьев, – прилагал труды к трудам, как бы предчувствуя скорый исход свой (умер 27-ми лет), и еще на земле уподоблялся бесплотным. Благодать в нем обитавшая вознесла его однажды в духе, на крыльях молитвы, в селения райские, где созерцал он Церковь первородных, о коей говорит Апостол ( Евр. 12: 23 ) и, причастившись там пищи Боговедения, стал на земле чуждаться пищи вещественной: только однажды в неделю вкушал он пищу в день воскресный, после приобщения Святых Тайн, и опять пребывал в посте до следующей недели, по сказанию описателя его жития». Преп. Иоасаф Каменский жил в эпоху расцвета «умного делания» в Северной Фиваиде. Он пережил всего на 20 лет преп. Дионисия Глушицкого и его житие совершенно соответствует духу того времени. Бл. Игнатий Брянчанинов , в качестве вологжанина, знал подробности, касающиеся местных Вологодских святынь. Он говорит, что согласно рукописному житию, преп. Иоасаф проходил «умную молитву» по «Цветнику» русского священноинока Дорофея. Книгу эту еп. Игнатий ставит наравне с Исааком Сирским как наставление для высшей созерцательной молитвы. Игнатий Брянчанинов связан с краем Северной Фиваиды. И, действительно, этот край его родина и место первоначальных его иноческих подвигов. Отец его был помещиком Вологодской губернии. Начало свое Игнатий Брянчанинов полагает в Новозерской обители у старца Феофана. Потом он был в Площанской пустыни у старца Леонида. За этим старцем он последовал в Оптину пустынь. Наконец, ему пришлось быть в обители Дионисия Глушицкого. В это время он принимает пострижение в ангельский образ и сан иерея. Оттуда его назначают строителем в Пельшемскую обитель. В его жизнеописании сплетаются имена и традиции древнего заволжского старчества его родины, и сам он является одним из видных представителей нового возрожденного старчества. Поэтому отзыв еп. Игнатия о том, что преп. Иоасаф проходил «умную молитву» по «Цветнику», чисто русского писателя, особенно интересен, так как еп. Игнатий был знатоком и в русской агиографии, особенно своего края, а также и в науке «умного делания». Преподобный Нил Сорский († 1508)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Пафнутий Боровский (1477 г.) ученик преп. Никиты Высоцкого, который был учеником и пострижеником преп. Сергия Радонежского. Пафнутий наследовал от своего учителя черту – выдающуюся духовническую опытность, уменье употреблять милосердие и строгость, где нужно то и другое. По словам Иосифа Волоцкого , преп. Никита «презирал хотящая быти и поведал тайные помыслы братии». «Бяше же щедр и милостлив, егда подобает, жесток и напрасен, егда потреба». Пафнутий был духовником братии и мирян и известен был своею опытностью в наложении епитимий. «Прихождаху же ко блаженному не точию иноци, но и сущий от мира исповедающеся на духовне, занеже зело благоразсуден и добре могий разумети сокровенную премудрость во священных правилех, еже комуждо запрещение давати». Всегда он говорил согласно Закону Божию и сказанное исполнял делом. «Не устыдеся никогда же лица княжска или болярска, ни приносом богатых умягчихся когда, но сильным крепко закону соблюдение глаголаше и заповедем Божиим, простым же такоже беседоваше, братию нарицающе». Юрий Васильевич, князь Дмитровский, брат вел. кн. Ивана III, был духовным сыном воровского подвижника «и много время ко отцу приходяще». Князь Юрий сам рассказывал, в каком настроении он шел обычно на исповедь: «Коли пойду на исповедь к отцу Пафнутию, и ноги у мене подгибаются». Так строг и нелицеприятен был святой. Преп. Иоасаф Каменский (1430–1457). Из рода князей Заозерских. Принимает монашество в Спасо-Каменском монастыре. Был в послушании у старца. Несмотря на молодость лет (он поступил в монастырь 20-ти лет) преп. Иоасаф достиг духовных созерцаний. Агиограф передает о явлении ему Христа, заповедавшего соблюдения заповедей «кротостью, правдою и смиренным сердцем». «Непосредственно затем автор переходит к другому эпизоду жития преподобного, где он оттеняет и прославляет его добродетель нестяжания. Удельный князь Ржевский, Борис Васильевич, дядя Иоасафа по отцу, приносит ко святому дары: злато и сребро. Иоасаф сперва отказывается видеть сродника, дабы мирская любовь не мешала ему, но уступает просьбам. Князю же он дает следующий ответ: «злату и сребру несть нам треба, аще в пустыни сей жити хощем, то ни от живущих зде кто от имения твоего хощет прияти что». Приношение же просит раздать нищим. Князь исполняет его волю».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет. 1-я пол. XVIII в. (НКПИКЗ) Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет. 1-я пол. XVIII в. (НКПИКЗ) Значительное внимание И. уделял организации работы Киево-Печерской типографии. Специально для нее было построено новое каменное помещение и закуплено оборудование. При непосредственной поддержке И. здесь было издано ок. 40 книг, среди к-рых «Книга житий святых» митр. Ростовского Димитрия (Савича (Туптало)) (1689-1705), Киево-Печерский патерик (1702), напрестольное Евангелие (1707) и др. Кроме того, здесь печатались и светские издания, напр. «Артикул воинский» (1705). И. написал предисловие к «Киево-Печерскому патерику», в котором восхвалял деятельность царя Петра I и тем самым оказывал поддержку проводимым в стране политическим преобразованиям. 19 окт. 1707 г. в Киеве состоялся собор духовенства митрополии, на к-ром И. был избран Киевским митрополитом. Хиротония состоялась в Успенском соборе Московского Кремля 15 авг. 1708 г. при участии местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митр. Стефана (Яворского) . 14 сент. 1708 г. И. была выдана настольная грамота от Петра I. В 1711 г. И. возглавил хиротонию во епископа Луцкого игум. Кирилла (Шумлянского) . По его распоряжению 9 апр. 1714 г. был основан Онуфриевский Моровский скит. И. продолжил строительство киевского Софийского мон-ря, сильно пострадавшего при пожаре 1697 г. Активно защищал киевские монастыри в их спорах с городским магистратом, о чем свидетельствует письмо гетмана И. Скоропадского от 2 июня 1712 г. 12 нояб. 1708 г. в Троицком соборе г. Глухова по требованию Петра I митрополит возглавил богослужение, на к-ром была провозглашена анафема Мазепе. При этом И. не стал сам произносить проповедь с осуждением Мазепы, поручив это прот. Афанасию Заруцкому , и не подписал акт избрания нового гетмана Скоропадского. Кончину И. ускорило «дело» царевича Алексея Петровича . Последний на допросе оговорил митрополита, заявив, что он участвовал в заговоре. По распоряжению Петра I И. был вызван для дачи показаний в С.-Петербург, но по пути следования, в Твери, умер. Похоронен 24 авг. в Преображенском соборе Твери. Д. Н. Бантыш-Каменский придерживался версии об отравлении И., но никаких доказательств не привел. После смерти И. вплоть до 1722 г. на Киевскую кафедру никто не назначался.

http://pravenc.ru/text/578092.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010