Троице (Там же. Л. 7 об., 12 об., 15). Иконы с образом И. по описи 1701-1702 гг. значатся в ц. Успения Божией Матери. На одной из 2 икон, находившихся в трапезной Спасо-Каменного мон-ря, И. изображен со св. царевичем Димитрием Угличским (иконография, обусловленная юностью и благородным происхождением обоих святых). В ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи находились «Образ Александра Кушского да Иоасафа Каменского» и в казенной кладовой при храме «Образ Спасов с преподобным чюдотворцем Иоасафом». В этом документе иконы И. зафиксированы также в храмах монастырских сел Воздвиженского и Никольского, на монастырском дворе в г. Тотьма («образ преподобного Иоасафа Каменского чюдотворца з житием, цка в аршин, писан краски») и в соляном амбаре «образ Спасителев, в моление преподобный Иоасаф» (Там же. Л. 16, 16 об., 17 об., 34, 96, 153, 172-172 об., 175.). Известна житийная икона И., происходящая из ц. Воскресения Христова дер. Варницы Тотемского р-на Вологодской обл. (нач. XVIII в., Тотемский краеведческий музей, см.: Рыбаков. 1995. Кат. 270, 271). Крупная фигура святого расположена в левой части композиции, в молении изображенному вверху по центру благословляющему Спасителю на престоле в облачном сегменте. Облачение монашеское: розовая ряса и темно-вишневая мантия, куколь на плечах, параман темно-синий с красными крестами; правая рука И. согнута, ладонь на уровне груди в знак принятия благодати. В левой руке святого - развернутый свиток с текстом в 8 строк, соответствующим обращению И. к Иисусу Христу при чудесном Его явлении иноку: «Христе, человеколюбче, Спасе мой, се раб Твой, что о мне мнится, Владыко, Твоей благости, коя вина Твоему схождению». Справа от И. показан окруженный со всех сторон водами монастырь, на стенах белокаменных храмов помещены изображения икон в соответствии с их посвящением: Успение Божией Матери, Преображение Господне, Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. В Спасо-Преображенском соборе обозначена гробница у юж. стены, в которой после 1650 г. находились мощи И., изображение сопровождается надписью: «Бысть в лето 1453».

http://pravenc.ru/text/578044.html

В старейший островной монастырь Русского Севера возвратили мощи святого Иоасафа Каменского 25 сентября, 2018. Новостная служба Преподобный спустя 124 года во второй раз возвратился в свою обитель для постоянного там пребывания 25 сентября. ПРАВМИР. В вологодский островной Спасо-Каменный мужской монастырь на Кубенском озере перенесли мощи преподобного Иоасафа Каменского. Мощи доставили в древнейшую обитель Вологодской епархии по воде в день памяти преподобного, сообщает сайт епархии. Ковчег с мощами в сопровождении клириков, монашествующих и верующих со всей Вологодской области из поселка Устье на катере привезли глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и правящие архиереи епархий Вологодской митрополии – епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан и епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий. На острове ковчег со святыней священнослужители принесли на руках в Успенский храм в восстановленной колокольне, где прошла служба. Глава вологодской митрополии назвал второе за 124 года возвращение мощей «историческим событием». Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь был основан b XIII веке. Он является  древнейшей островной обителью Русского Севера. Монастырь на островке, полностью окруженном водой и непроходимыми лесами, появился на 137 лет раньше Кирилло-Белозерского монастыря. В советское время монастырь закрыли и разорили. Его возрождение  началось в 1991 году. Святой князь Иоасаф – не единственный святой, подвизавшийся в островном монастыре посередине Кубенского озера. Со Спасо-Каменной обителью связаны жития 11 русских святых, в том числе таких известных, как основатель монастыря благоверный князь Глеб Василькович, святитель Дионисий Ростовский Святогорец, преподобные Александр Куштский, Дионисий Глушицкий, Евфимий Сямженский, родители преподобного Иоасафа благоверные князья Димитрий и Мария и другие. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-stareyshiy-ostrovnoy...

Тем же убо толик имуще облежащ нас облак свидетелей веры и благочестия в приснопамятных предках наших, святых угодниках Вологодских, терпением да течем и мы на предлежащий нам подвиг спасения, взирающе на скончание жительства и подражающе вере их. Алфавитный указатель святых Авксентий преподобный Перцевский Аврамий пр. Печенский Агапит пр. Маркушевский Александр пр. Куштский Амфилохий пр. Глушицкий Андрей праведный Тотемский Антоний епископ Вологодский Антоний пр. Заоникиевский Арсений пр. Комельский Василий Христа ради юродивый Каменьский Василий Христа ради юродивый Сольвычегодский Вассиан пр. Тиксненский Галактион преподобно-мученик Вологодский Герасим пр. Вологодский Герасим епископ Великопермский Григорий пр. Пельшемский Григорий пр. Авнежский Димитрий князь Углйчский Димитрий пр. Прилуцкий Димитрий пр. Цылибинский Дионисий пр. Глушицкий Евфимий пр Сямженский Игнатий пр. Прилуцкий (князь Иоанн) Иннокентий пр. Комельский Иродион Христа ради юродивый Сольвычегодский, Иоанникий пр. Заоникиевский Иоанн Христа ради юродивой Устюжский Иоанн Христа ради юродивый Сольвычегодский Иоанн праведный Устюжский Иона епископ Великопермский Иоасаф пр. Каменский Иосиф пр. Заоникиевский Кассиан игумен Комельский Кассиан пр. Авнежский Кассиан пр. Каменский (в житии Иоасафа) Киприан пр. Устюжский Кирилл праведный Вельский (Важеский) Кирилл пр. пустынник Коприй пр. Печенгский Корнилий пр. Комельский Лаврентий пр. игумен Комельский Леонид пр. Устьнедумский Логгин пр. Коряжемский Макарий пр. Глушицкий Максим праведный Тотемский Марко пр. Белавинский Мария праведная Устюжская Михаил Христа ради юродивый Сольвычегодский Нифонт пр. Телеговсккий Онуфрий пр. Катромский Онуфрий пр. Перцевский Павел пр. Обнорский Пахомий пр. иже на езерЬ Петр чудотворец Каменский (в житии Иоасафа) Петр иерей Черевковский Питирим епископ Великопермский Прокопий Христа ради юродивый Устюжский Прокопий праведный Устьянский Сергий пр. Нуромский Сергий пр. Малопинежский Симон пр. Воломский Симон пр. Сойгинский Стефан епископ Великопермский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда стихотворная форма была настолько распространенною, что ею писали даже арифметики. Как же было не приложить этой излюбленной формы к делу более высокому, к составлению синодиков? И стихотворная форма везде проглядывает в Синодике Сийском-Адриановском. Весьма заметную склонность к стихотворству имел и составитель замечательного Синодика Михаило-Архангельского монастыря. Составителем Синодика был Иоасаф Черноруцкий, о чем ясно свидетельствует надписание, находящееся перед началом второй части синодика. Здесь в прекрасной виньетке, занимающей целый лист и разрисованной разными красками, в средине изящного круга написано: «Лета 1719-го написася и постройся сий Синодик тщанием и снисканием Двинского Архангелского монастыря господина архимандрита Иоасафа Черноруцкого своим келейным иждивением, а не из монастырской казны». Архимандрит Иоасаф Черноруцкий, как показывает и фамилия его, был из великороссов. Полагают, что он приехал из Москвы вместе с архимандритом Товиею, ездившим туда в 1707 году. В 1709 году он был иеромонахом и казначеем монастыря, а 2 января 1710 года произведен в архимандриты, каковым состоял по 1729 год. Более чем двадцатилетнее служение его в Михайловском монастыре не могло не возбудить в нем стремления чем-либо увековечить свою деятельность на пользу монастыря. И вот он составил синодик. Труд, конечно, компилятивный, но все же весьма почтенный, в котором особенно важно то, что здесь соединились в одном составе части синодиков, известных дотоле в многоразличных редакциях оных. Первая часть синодика содержит в себе разные рассуждения и наставления о поминовении усопших. Вторая заключает в себе изображение в картинах грешной человеческой жизни, с указанием средства к спасению в будущей жизни через поминовение, а в третьей находятся разные помянники. Каждая из этих частей заслуживает внимания историка. Но богослов особенно может заинтересоваться первою частью, как историк второю, а обыватель Архангельска – третьею. А поэтому мы отметим по возможности особенности всех частей, но более всего первой, как важнейшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По согласованию с митрополитом Кириллом, владыка Иоасаф и епископ Афанасий совершили хиротонию почтенного 86-летнего архимандрита Седмиезерной пустыни Андроника (Богословского), земляка и друга покойного архиепископа Никанора (Каменского) – иерарха, известного своими историографическими трудами. Епископ Андроник был переведен в Казань в Иоанно-Предтеченский монастырь, ставший в Казани оплотом Православия и убежищем для гонимых в 20-е годы обновленцами пастырей и мирян. Всего полгода спустя после разгрома академии, в ноябре 1921 года, совместными усилиями академической корпорации и владыки Иоасафа удалось получить разрешение за подписью секретаря коллегии Татнаркомпроса С. Уланова на возобновление деятельности высшей духовной школы в Казани: «На организацию богословских курсов препятствий не встречается, как на организацию всех богословских общин, при условии выполнения всех пунктов декрета». Уже 20 ноября 1921 года состоялось организационное собрание под председательством епископа Иоасафа, как временного управляющего Казанской епархией. На собрании практически в полном составе присутствовала бывшая академическая корпорация. Преосвященный Иоасаф во вступительном слове говорил: «После закрытия весной настоящего года Казанской Духовной академии, в церковных деятелях неотступно жила мысль о создании учено-учебного заведения, которое заменило бы Казанскую академию... Нечего говорить, что для Казани и вообще всей восточной части России имеет сугубо важное значение учреждение, в котором культивировалась бы ученая разработка религиозных вопросов, откуда деятелям Церкви помогали бы учеными силами в строительстве церковного дела... Не будем разбираться, кто виноват, что академия закрыта. Грех общий, что мы вовремя не находили надлежащих способов устройства церковных дел. Может быть, нужно было, чтобы устранив долголетнее и многополезное высшее духовное учебное заведение, церковное общество поняло, насколько это заведение важно и необходимо. Как только раздался клич прийти на помощь материальными средствами вновь организованному Богословскому институту, нужно было видеть, с каким полным сочувствием отнеслось к этому собрание церковных общин, как горячо обсуждали вопрос о том, как поставить это дело помощи и с кого взять средства... Если новое учебное заведение зарекомендует себя как необходимое и полезное в Казанской и соседних епархиях, то средства потекут на его содержание. Трудно быть оптимистом в наши дни, но когда в провинции разнеслась весть об открытии нового рассадника богословской науки, то к этому начинанию отнеслись очень отзывчиво и стали собирать средства на содержание института... Со стороны Епархиального управления будет оказано институту полное содействие в его существовании. Мы уже предприняли шаги, чтобы заинтересовать в его существовании соседние епархии и Сибирь, и если слава института будет хороша, то и средства будут...» 808

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

учились искусству описывать жизнь святого. Русские книжники XV в. смотрели на Пахомия, как на человека, от юности усовершившегося в писании и во всех философиях, превзошедшего всех книжников разумом и мудростию. Он прочно установил постоянные, однообразные приемы для жизнеописания святого, господствовавшие довольно долгое время после него; он дал русской агиобиографии много образцов того ровного, несколько холодного и монотонного стиля, которому было легко подражать при самой ограниченной степени начитанности. Вот чем объясняется и то обстоятельство, что в постепенно увеличивавшейся с начала XV ст. группе житий святых, имевших общее значение, везде и всеми читавшихся, самую раннюю и выдающуюся известность получили творения Пахомия и между ними особенно житие Препод. Сергия, преимущественную привлекательность которому придавал сообщенный ему автором нравственно-назидательный характер. Почти одновременно с литературною деятельностию Пахомия Логофета, в исходе того же XV ст., в стенах Троицкой обители, создавал свой историко-агиобиографический труд другой, доселе малоизвестный в церковно-исторической литературе, писатель. Это был упомянутый нами выше известный горячий ревнитель строго иноческого жития в среде монастырской братии, знаменитый Паисий Ярославов. Мы разумеем его еще почти совсем неисследованное в современной литературе «Сказание о Каменском монастыре и первоначальниках его» 148 . Затем, почти в одно и то же время, живут у Троицы известные своими литературными трудами митрополит Иоасаф, игумен Артемий и препод. Максим Грек . Митрополит Иоасаф жил в Лавре на покое и скончался в 1555 г. Во время пребывания его здесь, им распространено житие препод. Никона из Пахомиева и составлено житие святителя Серапиона Новгородского 149 . Большого внимания заслуживает литературная деятельность игумена Артемия и препод. Максима Грека -Святогорца. В недавнее время проявилось не лишенное научного интереса целое исследование о Троицком игумене Артемии , принадлежащее перу священника о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

По окончании богослужения митрополит Игнатий в своем слове подчеркнул, что присутвующие являются свидетелями исторического события — преподобный Иоасаф своими честными мощами второй раз возвращается в свою обитель. Митрополит Игнатий также отметил подвижнические труды А.Н. Плигина по восстановлению Спасо-Каменного монастыря, приехавшего на Спас, когда здесь не было ничего, кроме развалин. После его смерти возрождение Спасо-Каменной обители продолжили вдова и дети А.Н. Плигина, а также их помощники. Архиерей удостоил благотворителя Спасо-Каменного монастыря А.Н. Скворцова епархиальной медалью преподобного Димитрия Прилуцкого III степени. С приветственным словом к собравшимся также обратились епископ Флавиан и епископ Тарасий. Митрополита Игнатия приветствовал настоятель монастыря игумен Дионисий. Затем владыка Игнатий посетил могилу А.Н. Плигина и помолился о упокоении души человека, вернувшего к жизни древнюю обитель. Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь — обитель на островке, окруженном водой и непроходимыми лесами, она была основана на 137 лет раньше Кирилло-Белозерского монастыря. Находясь в центре Северной Фиваиды, монастырь воспитал немало подвижников христианской веры, с ним связаны имена многих святых Русской Православной Церкви. Немало праведников жило на острове, его посещали великие князья и царицы. Со Спасо-Каменной обителью связаны жития 11 русских святых, в том числе таких известных, как основатель монастыря благоверный князь Глеб Василькович, святитель Дионисий Ростовский Святогорец, преподобные Александр Куштский, Дионисий Глушицкий, Евфимий Сямженский, родители преподобного Иоасафа благоверные князья Димитрий и Мария и др. Преподобный Иоасаф Каменский (в крещении Андрей) родился в XV веке в селе Чирково на Сухоне близ Кубенского озера, где были терема и палаты его отца — князя Димитрия Васильевича Заозерского. Родители будущего святого скончались, когда он был мальчиком. Юный князь решил удалиться от мира, пять лет провел в Спасо-Каменном монастыре в строгом посте, подвигах и молитве. Он отошел ко Господу 23 сентября 1453 года. Множество людей собрались в монастыре на его погребение, больные получали исцеление от прикосновения к его гробу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5273130...

Веры, Надежды, Любови, святых мучениц - 30 сентября Собор Рождества Христова - 7 января ; Святыни [ править править код ] Наиболее почитаемыми святынями храма являются: • список иконы Божией Матери " Скоропослушница " • список иконы Спасителя " Обыденная " из Всеградского собора • икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей • храмовая икона «Рождества Богородицы» в алтаре Икона «Всех скорбящих Радость» В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды находится одна из наиболее почитаемых в Вологде чудотворных икон Божией Матери «Всех скорбящих Радость», по преданию принадлежавшая святым угличским князьям Димитрию Андреевичу и Иоанну Андреевичу. По преданию, этот образ был им единственной опорой и утешением, а впоследствии и всем узникам, содержащимся в тюрьмах. Позднее Иоанн стал монахом Игнатием, похоронили его в Спасском соборе Спасо-Прилукского монастыря. Икона осталась в тюрьме, а после революции ее перенесли в храм. В соборе хранится также список с чудотворной иконы Всемилостивого Спаса и чудотворная Казанская икона Божией Матери из Никольской Глинковской церкви. Святыня была перенесена из бывшей часовни епархиальной богадельни в 1812 г. В холерные годы (1830-1831) ее часто носили по домам горожан во избавление от эпидемии. Мощи преподобного Иоасафа Каменского В этом же кафедральном соборе в верхнем храме находится рака с мощами преподного Иоасафа Каменского, Спасокубенского. Преподобный Иоасаф был сын Димитрия Васильевича, владетельного князя Заозерского. Он был знаменит как по своему высокому происхождению, так и еще более славен по высоте своих добродетелей и равноапостольской жизни. После смерти своих родителей богобоязненный юноша-князь в 20-летнем возрасте принял монашество в Каменном монастыре, расположенном на маленьком острове посреди Кубенского озера. Только пять лет продолжались его иноческие подвиги, да и вся его жизнь была так непродолжительна, что он не достиг даже зрелого возраста. Чистая и святая душа его отлетела к Богу 10 сентября 1453 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Так, великие владимирские князья, начиная с Андрея Боголюбского, похоронены в Успенском соборе Владимира. В Архангельском соборе Московского кремля располагается усыпальница правителей Руси и России, начиная с Ивана Калиты (1340-1730). Усыпальница московских княгинь находилась в храме Спаса на Бору, а позднеев соборном храме Вознесенского монастыря Московского кремля. Императоры, начиная с Петра I, погребались в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В Успенском соборе Московского кремля – хоронили иерархов РПЦ (1326-1700). Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля более 400 лет служил местом упокоения многих казанских архиереев (источники упоминают около 17 захоронений казанских митрополитов и архиепископов): первым в соборе был погребен в 1575 четвертый казанский владыка Вассиан. Последним – в 1910 архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский). В 1840 при реконструкции собора захоронения из старого Борисоглебского придела были перенесены под алтарь, имена казанских владык были обозначены надписями на каменных плитах. В подклете Благовещенского собора, под алтарем главного храма находился храм во имя Всех святых, устроенный в 1896 архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) и архиепископом Павлом Лебедевым на средства госпожи Еропкиной из купеческого сословия. В храм вела дверь в главной апсиде собора. В этом храме нашли упокоение митрополит Лаврентий II (†1672), принявший перед смертью схиму с именем Левкия, митрополит Маркелл (†1698), позже под алтарем были похоронены архиепископы Афанасий (Соколов) (†1868), Владимир II (Иван Степанович Петров) (†2 сентября 1897), Дмитрий (Самбикин) (†1908), Никанор (Каменский) (†1910). Вдоль северной стены главного храма похоронены архиепископ Вассиан (†1575), митрополит Матфей (†1646), митрополит Симон (†1649), митрополит Корнилий I (†1656), мирополит Иоасаф (†1686). Их захоронения располагались в названном порядке от трапезной к алтарю. Вдоль южной стены – митрополит Тихона III (Воинов) (†1724), архиепископы Павел I (Зернов) (†1815) и Иона (Павинский) (†1828).

http://sobory.ru/article/?object=02525

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование - Спасо-Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо-Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо-Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский - благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского. Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались. В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар - неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название.

http://sobory.ru/article/?object=01045

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010