Спасо-Каменный мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Каменный монастырь основан около 1260 года, один из древнейших монастырей Русского Севера. Содержание История [ править править код ] Датой основания обители считается 19 августа 1260 года, когда здесь был вынесен на берег попавший в лютую бурю белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать на том месте обитель, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Волнами суда князя были прибиты к Каменному острову в день Преображения Господня. Остров не оказался пустынным: князь нашёл на нём несколько пустынножителей (около 23), которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Князь исполнил свой обет. Он повелел воздвигнуть здесь храм в честь Преображения Господня, снабдил его иконами и утварью и при нём основал обитель. Настоятельство над братиею он поручил одному из пустынножителей старцу Феодору. Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, с самого начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским. В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский (сын местного князя Дмитрия Заозерского). В 1481 году ростовскими мастерами был возведён каменный собор о двух главах — первая каменная постройка Русского Севера. Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей. После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Каменный...

В Рождественский сочельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Солдатова) во епископа Алапаевского 6 января 2019 г. 14:52 Утром 6 января 2019 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Леонида (Солдатова) во епископа Алапаевского и Ирбитского ( Екатеринбургская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ; архиепископ Сингапурский и Юго-восточно-азиатский Сергий , глава Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии ; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Воскресенский Дионисий ; епископ Каменский и Камышловский Мефодий ; епископ Домодедовский Иоанн , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений ; епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; иеромонах Кирилл (Корытко), секретарь епархиального управления Екатеринбургской епархии , настоятель храма Вознесения Господня г. Екатеринбурга; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; иеромонах Иоасаф (Петровых), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии ; протоиерей Николай Решетников и протоиерей Николай Трушников, клирики Екатеринбургской митрополии ; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали первый заместитель губернатора Свердловской области А.В. Орлов, председатель Наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» .

http://patriarchia.ru/db/text/5337718.ht...

Андроник (Богословский), еп.Мамадышский, вик.Казанской епархии Родился в семье диакона Георгия Астраханской епархии. Окончил Астраханскую духовную семинарию вместе с архп. Никанором (Каменским) и вместе с ним поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1874 году. Священствовал в Астрахани, но вскоре переехал в Казань. Есть сведения, что он был личным секретарем у епископа Никодима (Бокова). Овдовев, он под влиянием последнего постригся в монашество, был возведен в сан игумена и после смерти схиархимандрита Гавриила был назначен наместником Седмиозерной Богородичной пустыни, где прожил 25 лет. После закрытия монастыря проживал в Казани. Святейшим Патриархом Тихоном был призван к епископству. В конце 1926 года был хиротонисан в Казани во епископа Мамадышского, вик. Казанской епархии. Чин хиротонии совершали: Афанасий (Малинин), еп. Чебоксарский; Иоасаф (Удалов), еп.Чистопольский и Варсонофий (Лузин), епископ Спасский. Скончался 96 лет от роду 26 января 1928 года в г.Казани. День его Ангела 17 мая или 30 ноября. Погребен был в Седмиозерной пустыни около собора. Жители г.Казани, хорошо знавшие епископа Андроника, вспоминают, что он благословлял особенно: всегда руки клал на голову и каждому говорил различные изречения из псалмов и молитв. Получавшие благословение чувствовали, что по всему их телу разливалась какая-то духовная теплота и радость. Это ощущение теплоты чувствовали не отдельные лица, а весь народ. После смерти епископ Андроник лежал восемь дней в Никольской церкви г.Казани. (Причина такого длительного срока стояния до погребения неизвестна). В течение этого восьмидневного периода никакого запаха тления не ощущалось. Когда, перед опусканием в могилу, с лица его сняли воздух для показа верующим, то все видели, что лицо было розовое и сияло духовной красотой. Народ его очень любил. Литература: ФАМ I, 28, стр.2. ФАМ II, 12, стр.5· «Изв.Казан.епархии» 1908, 46, стр.1351· Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В древнем монастыре отслужили первую с 1925 года литургию Вологда, 30 сентября 2003 г. / Спасо-Каменный монастырь на острове в Кубенском озере – древнейшая обитель на Русском Севере. Летописи говорят, что в августе 1260 года князь Глеб Василькович был застигнут в озере страшной бурей и спасся только тем, что его вы несло на Каменный остров. Уже тогда здесь жили монахи, но не было храма, только небольшая часовня. Благодаря Бога за чудесное избавление от гибели, князь построил Преображенский храм, а позднее здесь была поставлена каменная церковь. В островной обители несли монашеское служение многие угодники Божии, признанные Церковью святыми, и среди них – преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский. В миру он был Заозерским князем Андреем, но еще с юности предпочел княжеским одеждам клобук и рясу. Девятнадцатилетним юношей пришел он в обитель, а спустя пять лет скончался. Мощи его не подверглись тлению, и по молитвам к святому князю-иноку совершались многочисленные чудесные исцеления. Как сообщили в Пресс-службе Вологодской епархии, 23 сентября этого года исполнилось 550 лет преставления преподобного Иоасафа Спасокубенского. К этому времени братия вологодского Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря оборудовали небольшой храм в нижнем этаже Успенской колокольни (другие храмы обители взорваны в 1930-е годы и пока не восстановлены). 22 сентября игумен Дионисий в сослужении братии совершил здесь Всенощное бдение, а на следующий день епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан возглавил Божественную литургию – первую на острове с 1925 года. На богослужение приехали паломники из Вологды и Москвы. Незадолго до этого дня епископ Максимилиан и игумен Дионисий освятили крест, воздвигнутый на колокольне. Молебен совершался на высоте около 30 метров. Над самым древним на Русском Севере монастырем снова воссиял православный крест. Возрождение островного монастыря началось в конце 80-х – начале 90-х, когда восстановлением обители занялся Александр Николаевич Плигин. Он отдавал Спасу-Каменному все силы и средства, привлекал благотворителей, помощников. Сейчас формируется попечительский совет Спасо-Каменного монастыря. Возможно, здесь будет учреждено подворье Спасо-Прилуцкой обители. 30 сентября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7727.html

Arhiva Preafericitul mitropolit al Kievului Onufrii a condus solemnitile cu prilejul aniversrii a 20 de ani de la crearea Eparhiei de Krivoy Rog 13 septembrie 2016 18:03 13 сентября 2016 года, в рамках визита в Криворожскую епархию по случаю 20-летия ее образования, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Кривого Рога. Его Блаженству сослужили управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольський и Броварской Антоний , митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней , митрополит Николаевский и Очаковский Питирим , митрополит Винницкий и Барский Симеон , митрополит Криворожский и Никопольский Ефрем , митрополит Харьковский и Богодуховский Онуфрий , архиепископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф , архиепископ Каменский и Царичанский Владимир , архиепископ Новомосковский Евлогий , епископ Кременчугский и Лубенский Николай , епископ Александрийский и Светловодский Боголеп , а также духовенство епархии и гости в священном сане. На малом входе было зачитано постановление Священного Синода Украинской Православной Церкви от 19 апреля 2016 года (журнал об установлении дня празднования Собора новомучеников и исповедников Екатеринославских 31 августа/13 сентября (ст. ст./нов.ст), в день Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Под пение тропаря и кондака Собора Екатеринославской святых Блаженнейший владыка поклонился иконе угодников Божиих и благословил ею верующих. После чтения Святого Евангелия Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к многочисленной пастве Криворожской епархии со словом проповеди. За богослужением была вознесена сугубая молитва о мире на Украине. По окончании Литургии Блаженнейший митрополит Онуфрий поздравил архипастырей, духовенство и всех верующих с 20-летием создания Криворожской епархии, а митрополита Ефрема — с 20-летием архиерейской хиротонии. Юбилейные торжества продолжились в центральной части города, где в реконструированном сквере по улице Свято-Николаевской был открыт памятник святителю Николаю Чудотворцу. Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил скульптурное сооружение после чего обратился к жителям города с поздравлениями по случаю праздника. Блаженнейший митрополит Онуфрий также осмотрел остатки фундамента Свято-Николаевского собора, которые были обнаружены во время раскопок на месте сквера. Величественный каменный храм, построенный во второй половине XIX века, был разрушен безбожной властью в 1934 году. Официальный сайт УПЦ / Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4614582...

Монастырь основан в 15 веке княгиней Марией Заозерской после гибели её мужа князя Димитрия Заозерского в битве с татарами в 1429 году. У Заозерских были сыновья Федор, Семен, Андрей и дочь Софья. В 1436 году княгиня Мария выдала дочь свою за Дмитрия Шемяку, надеясь, что этот брак защитит её сыновей. А вышло наоборот. Великий князь Василий Васильевич Темный отомстил родственникам Шемяки, в 1447 году он отобрал у Федора и Семена Заозерских все земли. Княгиня Мария заболела и умерла. Осиротевший Андрей решил уйти в Спасо-Каменный монастырь, в 1448 году в 19-летнем возрасте он пострижен в монашество с именем Иасаф, скончался в 1453 году. Димитрий и Мария аозерские канонизированы к местному почитанию, память благоверных празднуется в день Вологодских святых. Преподобный Иоасаф Каменский или Спасокубенский канонизирован к всецерковному почитанию, память празднуется 23 сентября (по старому стилю 10 сентября). На Лысой горе стояли монастырские деревянные церкви: холодная церковь Рождества Богородицы и теплая с трапезой Кирилло-Афанасиевская.Вотчину составляли пустоши Богородское и Братское в Березницкой волости, Верзино в Закушской волости, Игумново Большое в Пустораменской волости, Игумново Меньшое и Чернышево в Грибцовской волости.Ничего не известно о насельницах Лысогорской обители, также не известно, постриглась в своем монастыре перед кончиной сама княгиня Мария или нет. На Руси был такой обычай: провести остаток жизни в монастыре. Погребена она в Ярославле в родовой усыпальнице, как и князь Димитрий Заозерский. В 17 веке Пречистенский монастырь прекратил свое существование. Он был разграблен во время польско-литовского нашествия. Последнее упоминание о нем - в писцовых книгах 1613 года. Был спор о землях бывшего Лысогорского монастыря между Успенской Александрово-Куштской пустыней и приходской Лысогорской церковью. В итоге по государеву указу 1631 года монастырские земли перешли приходской Лысогорской церкви. По переписи 1628-1630 годов указаны на Рождественском Погосте на Лысой Горе две приходские церкви, 3 двора и 2 кельи церковного причта и 5 келий, в которых жили нищие.Каменная Богородицкая Лысогорская церковь построена в 1791 году на средства прихожан. Церковь одноэтажная холодная с одним престолом Рождества Пресвятой Богородицы. В 1863 году была освящена вторая церковь – Афанасиевская Лысогорская. Церковь теплая, в одной связи с колокольней, престол один – святителя Афанасия патриарха Александрийского.

http://sobory.ru/article/?object=45753

Во времена Дмитрия Донского игуменом монастыря был Дионисий (позднее — епископ Ростовский), который пришел из Царьграда (то есть Константинополя), а пострижен был на Афоне. Дионисий ввел строгий устав афонских обителей, заложил традиции, которые прославили монастырь и обеспечили ему авторитет на несколько веков. Именно во время игуменства Дионисия в обители приняли пострижение и подвизались будущие основатели северных монастырей — Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Пахомий Святолуцкий и Евфимий Сянжемский. Евфимий Сянжемский В 1447 году обитель посетили великий князь Василий Темный с супругой и детьми. Князь богато пожертвовал монастырю земли, а великая княгиня Мария приписала к Спасо-Каменному монастырь святого Николая Чудотворца на Святой Луке. Этими земельными пожалованиями было положено начало благосостоянию монастыря. 3 Рукописи горят Немало прославленных монахов было в монастыре, но самый известный своими подвигами — преподобный Иоасаф Каменский. Ему на Каменном острове являлся Сам Спаситель и предрек вечную славу подвигам местных подвижников. В древнерусской житийной литературе описание такого видения встречается редко. После кончины святого в сентябре 1457 года мощи его прославились нетлением и чудесами и стали святыней монастыря. В сентябре 1476 года во время страшнейшего шторма на острове начался необыкновенной силы пожар. Спасаясь в ладьях от огня, монахи во множестве гибли в водах озера. Пожар уничтожил деревянный Спасо-Преображенский собор и все деревянные строения. Уцелевшая братия и настоятель собрали остатки мощей преподобного Иоасафа в ковчежец. На пепелище сын Василия Темного, князь Андрей Меньшой выстроил новый двухэтажный каменный собор — первое каменное сооружение всего Северного края. Кирпич для собора везли из Твери и Старицы. Четыреста пятьдесят лет простоял собор. Много раз переделывался, перестраивался, горел и отстраивался заново. Даже после того опустошительного пожара в монастырской «книгохранительной палате» по переписи 1670 года хранилось 364 книги. Из них только 66 были печатными, остальные — рукописными. Среди древних письменных памятников 6 книг были на пергаменте. Увы, практически все эти сокровища сгорели и пропали в последующих пожарах и разорениях.

http://sever.foma.ru/monastyr-na-kamenno...

В «Дозорной книге монастырских вотчин в Первой и Заозерской половинах письма и дозора Петра Васильевича Ушатова и подъячего Савина Нефедьева» в списке от 1615—1619 гг. упоминаются «вотчины монастыря Богородицы на Лысой Горе на реке Кубенке». Долгое время единственным действующим храмом в Кубеноозерье являлась Лысогорская Афанасьевская церковь в деревне Чирково, стоящая на поистине святом месте. Сейчас в устьянском селе Чирково находится действующий Свято-Афанасьевский храм с высокой, как свеча, трехъярусной колокольней,который был воздвигнут в 1861 г. во имя Афанасия Великого. http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4876 Храм Афанасия Александрийского построен на берегу реки Кубены в деревне Чирково. В начале XV века на северо-восточном берегу Кубенского озера образовалось Заозерское удельное княжество. Первым князем Заозерского княжества стал представитель ярославского княжеского рода Дмитрий Васильевич Заозерский. Отец князя – великий князь Василий Васильевич Ярославский участвовал в битве на Куликовом поле. Василий Васильевич назвал своего сына в честь вмч. Дмитрия Солунского. Память этого святого отмечается церковью 9 ноября. Именно в этот день впервые прошла панихида по воинам, погибшим в Куликовском сражении. Князь Дмитрий Васильевич построил первую христианскую церковь в этих местах. Деревянная церковь в деревне Чирково была построена в честь небесного покровителя князя вмч. Дмитрия Солунского. Князь Дмитрий Васильевич и его жена Мария активно поддерживали деятельность Дионисия Глушицкого и Александра Куштского по основанию новых монастырей в крае. Князь выделял земли монастырям, оказывал помощь в приобретении икон и церковной утвари. Сын князя Дмитрий, преподобный Иоасаф Каменский (в миру – Андрей), в раннем возрасте принял монашеский постриг в Спасо-Каменном монастыре. При князе Дмитрии Васильевиче Заозерском на песчаном возвышении на берегу реки Кубены у деревни Чирково был основан монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Место получило название Лысая гора. В честь святых Афанасия и Кирилла Александрийских был основан второй храм монастыря. Князь Дмитрий Васильевич Заозерский погиб в первой половине XV века.

http://sobory.ru/article/?object=00252

Наконец, переходя к мысли о Русском царстве во всей его целости, мы замечаем еще силу, с которою вам нужно сдружиться для благоустроения отечества. Царствами человеческими управляет Господь, милует и награждает их за благочестие и молитвы народов, а делом молитвы и нравственно-христианской жизни руководит у нас священство Божие, называемое духовенством. Не забывайте его, не расходитесь с ним. Оно ныне захудало, но в тысячелетней жизни нашего отечества оно проложило не менее глубокую и светлую черту, чем и дворянство, – в воспитании народа и благоустроении русского царства. Вспомним время, когда из дворянских родов были великие святители: московские митрополиты Алексий и Филипп и патриарх Филарет Никитич, отец первого государя из Дома Романовых, и из Малороссии и Белоруссии, были из дворян архиепископы и епископы: Иоасаф Горленко, Амвросий Зертис-Каменский, Антоний Илляшевич, Георгий Еонисский, Сильверст Кулябка, Христофор Сулима, Павел Саббатовский; было время, когда в киевских духовных школах получили образование князь Безбородко, граф Завадовский, гетманы Иван Самойлович и Богдан Хмельницкий; было время, когда ряды белого духовенства пополнялись из всех сословий и отовсюду притекали к нам силы и дарования. Теперь мы замкнуты в тесное отдельное сословие. Не спрашивайте от нас многого. Но у вас избыток сил естественных, а у нас хранилище сил благодатных; у вас знания человеческие, у нас единая святая вера, просвещающая умы и сердца светом божественным; поделитесь с нами вашим и берите от нас то, что вверено нам Господом для вашего блага и спасения. Народу же понесем науку, вместе осмотренную, соображенную с его силами и нуждами, озаренную светом божественной истины, согретую благодатию святой Церкви и направленную ко благу временному и вечному. Господь же милосердный, долготерпящий нашим немощам, заблуждениям и грехам, да поможет всем нам уразуметь истинные наши обязанности и наилучшие способы их исполнения. Запомним одну великую истину: если мы, русские люди, не повредим сами себе; если не допустим в свою внутреннюю жизнь гибельных начал разложения – умственного и нравственного; то, при помощи Божией, никакая земная сила не сокрушит нашего великого, нашего славного царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

5 ф. 91 зол., и " Владимирская " икона Божией Матери, на которой риза медная; по левую сторону: Божией Матери " Римская " и Иоанна Предтечи; на первой риза шитая жемчугом по фольге с серебряными полями, вес. 5 ф. 3 зол., заведена в 1804 году; на второй риза медная, отбеленая. Кроме этих, в трапезе еще пять икон; три небольших, в рамах, помещены над пролетами, а две, в киотах, находятся на северной и южной стенах; на северной стене: Апостолов Петра и Павла, на южной преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев. Пред иконами стоят десять массивных металлических подсвечников, высеребренных, местами золоченых. Некоторые из них переносятся из одного храма в другой, где совершается служба. Пред остальными иконами висят лампады, высеребренные, больших размеров на металлических цепях. У клиросов поставлены металлические золоченые хоругви, пожертвованные в 1871 г. неизвестным лицом. Стены и своды храма украшены в 1832 г. живописью из ветхозаветной священной истории; с теченьем времени она потемнела, а потому в 1894 году вся была переписана по рисункам Шнорра, с прибавлением шести клейм на новых местах, с ликами Вологодских Угодников Божиих, преимущественно ближайших к селу Кубенскому: Димитрий Прилуцкий, Дионисий Глушицкий, Григорий Пельшемский, Иоасаф Каменский, Александр Куштский, Герасим и Галактион, Иосиф Заоникиевский, Игнатий Прилуцкий, Сильвестр Обнорский, Амфилохий Глушицкий, Василий Блаженный, Кирилл Белоезерский, Феодосий Тотемский, Сергий Радонежский и Корнилий Комельский. Все изображения окружены красивою живописною уборкой. Работы производил живописец М. А. Алексеев. Над окнами по стенам храма тянется красивый лепной карниз. У левого клироса за железною решеткою помещается плащаница, шитая по малиновому бархату золотом и серебром; пожертвована в 1871 году прихожанами - купцом Г. Рысиным и А. Борисовым; под нею золоченая гробница, поддерживаемая двумя резными, золочеными ангелами. Среди храма висит большое пятиярусное паникадило для сорока свеч, медное, высеребренное, на железной цепи.

http://sobory.ru/article/?object=22963

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010