11:12. Мятежники, впоследствии получившие известность как зилоты, стремились утвердить царство силой. Иисус говорит об их ревностности (ср.: Прит. 11:16 ) в переносном смысле, чтобы донести мысль о необходимости такой же беззаветной преданности для вступления в Царство; фактически, Он призывает Своих последователей стать духовными зилотами (ср.: Мф. 10:34 ). 11:13. Евреи часто сводили Библию к «закону и пророкам»; многие из них считали, что после прекращения деятельности библейских пророков голос пророчества умолк, и не раздастся вплоть до наступления мессианской эры. Иоанн, таким образом, возвещает о ее начале. 11:14,15. Малахия (4:5) пророчествовал о возвращении Илии, который, как известно, избежал смерти ( 4Цар. 2:11 ), поэтому возвращение Илии стало неотъемлемым элементом грядущего, каким оно рисовалось в ожиданиях евреев. 11:16,17. «Кому уподоблю?..» – известный еврейский оборот речи, которым часто начинались раввинские притчи или доказательства по аналогии. Недовольные противники Иисуса и Иоанна уподобляются избалованным детям, изображающим свадьбу или похороны (одна игра называлась «похороны кузнечика»), и раздосадованным тем, что другие дети не хотят играть ни в одну из этих игр. Выражение, переведенное как «не рыдали», в действительности означает «не били себя в грудь»; речь идет об одном из типичных проявлений траура в еврейской Палестине. По обычаю, все прохожие должны были присоединяться к свадебной или похоронной процессии. 11:18,19– Образ жизни и поведение Иоанна Крестителя соответствуют роли пророка-аскета, подобного Илии; Иисус скорее следует примеру Давида, но оба они на своем месте. Обвинение «в нем бес» означает, что Иоанна считали либо лжепророком, одержимым злым духом, либо волшебником, который манипулирует духами; каждое из этих обвинений служило основанием для смертного приговора по ветхозаветному закону ( Втор. 13:1–11; 18:9–20 ). Чревоугодие и пьянство также считались тяжкими грехами ( Втор. 21:20 ); следовательно, это были очень серьезные обвинения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

306 См.: Анатолий, иеромонах. Исторический опыт сирийского монашества до середины VI века. Киев, 1911. 307 См. его великие подвиги и чудеса в: Сергий, архиеп. Избранные жития святых. Владимир, 1893. С. 147 и след. 310 Verhandlungen der 43-ten General-Versammlung der Katholiken Deutschlands zu Dortmund. 1896. S. 263–266. 311 Official Report of the Churn Congress at Bradford. London, 1898. P. 203–207. Ср.: 196sqq., 215sqq. 316 France R. Der Werth der Wissenschaft. Dresden, 1906. S. 144. Ср. еще: Milbrn G. A Study of Modern Anglicanism. London, 1901. P. 19–23. Все предыдущие цитаты взяты из; Кожевников В. О значении христианского подвижничества... Ч. 1. С. 12, 13, 15–16,45–47. 317 А если не так, то появляется на смену ему «человек-зверь», «сверхчеловек» и т. п. См.: «Основы» Отдел III. Гл. 5. § 4. 318 Конан-Дойль Л. Сочинения. Т. 1. Приключения Ш. Холмса. СПб., 1901. С. 3; Т. 2. Мемуары Ш. Холмса. СПб., 1901. С. 22–23. 319 Денисов Л. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления иреп. Серафима, Саровского чудотворца. М., 1904. С. 456–457. Наставление 39. О жизни деятельной и умозрительной. 322 Подробно о сем см.: «Основы» Отдел III. Гл. 6. § 3. Принятие на себя подвигов (выдержки из аввы Коприя, «Отечник»). 324 О монахе, принявшем рабство, см.: там же. Отдел III. Гл. 6. § 5. Виды телесного подвижничества. 326 «Под средними делами разумеются такие, в которых нет вреда, но нет и существенной пользы» (преп. авва Дорофей . Душеполезные поучения. С. 282. Вопросы преп. Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсонофием Великим и Иоанном. Примечание к вопросу 37). 329 См. о ней: св. Иоанн Лествичник . Лествица. Слово 25, 16 (духовный алфавит). См. также у аввы Дорофея , которому Великий Варсонофий сказал, что подвиг милости не относится к нему, поскольку он находится в послушании у старца. См. еще у преп. Исаака Сирина о затворниках, покидающих затвор, ради того чтобы подавать помощь ближним. 330 Излагаю эти примеры по: Кожевников В. О значении христианского подвижничества в прошлом и в настоящем. Ч. 2. М., 1910. С. 34 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Булгаков С. Афонское дело. — Русская мысль 34, 1913. С. 44. 945 Лосев А. Ф. О книге «На горах Кавказа». — Начала 1—4,  1995. С. 236—240. Вопрос о связи между имяславским учением об имени Божием и платоновской теорией идей будет затронут нами ниже. Что же касается более общего вопроса о связи между неоплатонической и христианской мистикой, то его исследование выходит за рамки настоящей книги. Отметим лишь, что мнение о неоплатонических корнях восточно–христианской мистики было широко распространено в научной литературе на протяжении всего XX столетия, и лишь в наши дни происходит его постепенный пересмотр. 946 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 2–е. С. 9—10. 947 Там же. С. 53—54. 948 Там же. С. 57. 949 Там же. С. 57—58. 950 Евагрий. О различных лукавых помыслах 39. 951 Учение Евагрия о естественном свете ума было изложено нами в Главе III. 952 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 52. 953 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 35. Ср.: Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим 50 (Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. второе. Т. 5. М., 1900. С. 374). И. Озэрр приводит отрывок из сочинения Патриарха Константинопольского Каллиста «Дар благодатен», в котором описывается молитва в состоянии экстаза: в этом состоянии молящийся способен только непрестанно произносить «Иисусе мой! Иисусе мой!». См.: Hausherrl. The Name of Jesus. P. 301—302. 954 Пс. 15:8. 955 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 55. 956 Ср.: Пс. 50:12—13. 957 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 36. 958 Там же. С. 48–49. 959 Там же. С. 54. 960 Там же. С. 62—63. 961 Евагрий–монах. О молитве 11; 35; 70. 962 Иоанн Синайский. Лествица, гл. 28. 963 Исихий Синайский. О трезвении и молитве 121. 964 Игнатий Брянчанинов. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. С. 243—244. Эту тему продолжит в своих «Очерках античного символизма и мифологии» А. Ф. Лосев. 965 Там же. С. 235. 966 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 48. 967 Там же. С. 32. 968 См.: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. М., 1998. С. 122—123. 969

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Ведь и апостолам не было передано Богом ничего писаного, но вместо Писания им обещана благодать Духа. «Той, – сказал Он им, – воспомянет вам вся» ( Ин.14:26 ). А чтобы ты знал, что это было намного лучше, послушай, что говорит Он через пророка: »Завещаю... вам завет нов..., дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и будут вси научены Богом» ( Иер.31:31–34 ; ср.: Ин.6:45 ). И Павел, показуя это преимущество одного над другим, говорит, что он получил закон, написанный «не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца плотяных» ( 2Кор.3:3 ). Но когда по истечении многого времени одни удалились от правого учения, а другие от чистоты жизни и нравственности, тогда опять явилась нужда в письменном наставлении». Как Священное Писание, так и Священное Предание во всех отношениях равно необходимы, равно важны, равно незаменимы. Эту их тождественность подчеркивает апостол Павел в Послании к Солунянам: «братия, стойте и держите предания (τς παραδσεις), которым вы научены или словом, или посланием нашим» (ετε δι λγου ετε δ πιστολς μν, 2Фес.2:15 ; ср.: 1Тим.6:20 ; Кол.2:8 ; 1Кор.11:2 ; 2Тим.1:13–14, 2:2, 3:14 ; 2Ин.12 ; Ин.21:25 ; Мф.4:23, 9:35 ; Мк.6:2, 10:1 ; Лк.24:27 ; Деян.1:3, 20:35 ). Изъясняя эти слова апостола, святой Иоанн Златоуст говорит: «Из этого ясно, что не всё передавалось через послания, но многое сообщалось и без писаний; но и одно, и другое одинаково заслуживает веры (στιν ξιπιστα). Поэтому мы считаем достойным веры и церковное Предание. Есть Предание – ничего более не ищи (Παρδοσις στι, μηδν πλον ζητε)». Новообращенным для изучения Христовых истин не книги давались, но вначале апостолы и их ученики поучали их устно; и лишь потом возникла необходимость записать часть Священного Предания в святые новозаветные книги, тогда как большая его часть сообщалась в Церкви живым словом, от апостолов и их учеников, по апостольскому преемству. Однако важность и значение как записанного, так и изустного Священного Предания навсегда осталась одной и той же; только одно в другом и одно с другим составляют полноту Божественных истин спасения. Богомудрое свидетельство тому имеем у святого Иринея, который пишет: «Что было бы, если бы нам апостолы не оставили своих писаний (Священного Писания)? Разве не должно было бы следовать порядку Предания, которое они оставили тем, кому и Церкви поручили? Этому порядку следуют многие племена варварские, которые, уверовав во Христа, имеют спасение, написанное в душах их Духом, без бумаги и чернил, бережно храня древнее Предание... Такие люди, уверовав без Писания, считаются варварами за наречие, но что касается учения, нравов и жизни, то по вере они весьма разумны и угождают Богу, проводя жизнь во всякой правде, чистоте и мудрости. Если бы кто им стал проповедовать ложное, еретическое учение, они тотчас бы, зажимая уши, убежали как можно далее, не желая слушать богохульную беседу. Так они, утвердившись на древнем апостольском Предании, не допускают до ума своего никакой суетности».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Книга Иисуса Навина описывает исполнение тех обетований Божиих, которые мы находим в книге Бытия, — обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову. Израиль живет в земле праотцев, где погребены и их кости. Господь верен Своим обещаниям, Своему завету с Авраамом и его потомками. Насколько будет верен завету с Господом Израиль — покажет дальнейшая история домостроительства нашего спасения. 1 Scognamiglio R. Giosu– nell’esegesi dei Padri//Parole di vita. 2–6 (1986), 2, 4–5 (1987). 2 Origene. Omelie su Giosu–, 1, 7. Roma, 1993. Другие издания: Homelies sur Paris, 1960; PG 12, 825–948. 5 PG 80. Русский перевод: Блаженный Феодорит, епископ Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания//Творения. Т. 1. М., 1855. 6 PL 34. In Heptateuchum locutiones//Sant’Agostino. Vol. XI/2. Locuzioni e questioni sull’Ettateuco. Roma, 1998. P. 1126–1173. — Прекрасно отредактированный латинский текст с параллельным переводом на итальянский. 7 В LXX имя Осия применительно к сыну Нунову встречается только однажды в Чис 13:17, тогда как в еврейском тексте также во Втор 32:44. 11 Перевод выполнен автором по изданию: Giustino. Dialogo con Trifone, 113, 1. Milano, 1988. P. 326. Святой Иустин был первым, кто собрал ветхозаветные мессианские пророчества и приложил их ко Христу. 19 Adv. Marc., 3, 16. Цит. по: Scognamiglio R. Giosu– nell’esegesi dei Padri//Parole di vita. 1986. 2. P. 47. 22 Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. СПб., 1902. С. 668. Впрочем, принадлежность этой проповеди Златоусту спорна; еще в Патрологии Миня она была опубликована в разряде Spuria. 27 Священномученик Ириней Лионский. Отрывки из утраченных сочинений//Протопопов В. Библейские ветхозаветные факты по толкованию святых Отцов и учителей Церкви. Казань, 1896. С. 162. 38 Ср. Песн 4:15. Il Cantico dei cantici. Targum e antiche interpretazioni ebraiche. Roma, 1987. P. 129, 133; Протоиерей Геннадий Фаст. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Красноярск, 2000. С. 171. Однако иногда Ливан, напротив, мог ассоциироваться у евреев с силами, противостоящими Богу и Его народу, с могучими языческими державами; ср., например, Иез 31:3: Вот, Ассур был кедрна Ливане… (Протоиерей Геннадий Фаст. Указ. соч. С. 167).

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Не имеет окончательного решения и вопрос о возможном влиянии на апостола понимания Иеремией того, что он был призван к служению от чрева матери (Гал 1. 15); кроме Иер 1. 5 в качестве возможного источника влияния толкователи указывают на Ис 49. 1 ( Holtz. 1966. S. 325-326). Важная в богословии пророка тема нового завета развернута в Послании к Евреям, о чем свидетельствует большая цитата Иер 31. 31-34 в Евр 8. 8-12 с минимальными отклонениями от текста LXX. Возможные влияния И. п. к. исследователи видят в главах 17-18 Откровения, где описывается суд Божий над Вавилоном ( Wolff. 1976. S. 166-169, ср. с предсказанием падения Вавилона в Иер 50-51; ср. также: Откр 18. 22-23 и Иер 25. 10). Очевидные, по мнению исследователей, аллюзии на Книги пророков Исаии, Иезекииля и Даниила, также предрекавших суд над Вавилоном, Тиром и Эдомом, городами (народами), аллегорически понимаемыми иудеями после катастрофы 70 г. как указание на Рим, заставляют ученых делать вывод о том, что тайновидец Иоанн, возможно, имел перед собой не И. п. к., но иудейское собрание тестимоний (тематические подборки текстов из книг пророков), содержащих пророческие слова о Вавилоне и др. врагах Израиля, теперь перенесенные на Рим ( Wolff. 1976. S. 172). I-III вв. Мужи апостольские приводят только те места И. п. к., где Иеремия пророчествует о предстоящем суде над домом Иуды. Его слова встречаются в основном в т. н. смешанных цитатах вместе со словами др. пророков, и это дает исследователям основание утверждать, что в данном случае использовались т. н. тестимонии. Множество примеров таких смешанных цитат, включающих стихи И. п. к., дает 1-е Послание св. Климента Римского к Коринфянам (напр., цитата в Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 13. 1 составлена из Иер 9. 23 LXX, 1 Кор 1. 31 и 1 Цар 2. 10). В др. цитатах из книги пророка, используемых Климентом, напр. в Ep. I ad Cor. 8. 3, исследователи видят близость с Иер 3. 19, 22 и 24. 7, а также с Иез 33. 11; в Ep. I ad Cor. 60. 3 помимо мн. др. мест из книг пророков цитируются Иер 21.

http://pravenc.ru/text/293622.html

Второе толкование слишком буквально объясняет слово «огнем», принимая его за вещественный огонь или даже вообще за наказание и мучение. Истина, по-видимому, находится между этими двумя толкованиями. Иоанн говорит совершенно о том же, о чем говорил старец Симеон во время сретения Спасителя: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» ( Лк.2:34 ). Как показывает евангельская история, около Спасителя всегда собирались люди или преданные Ему, или Его ненавидевшие. Причиной этого были преимущественно Его речи, одних одобрявшие, других обличавшие. Многие, Его ненавидевшие, покрыты вечным позором. Вот эту будущую деятельность Христа и имеет в виду Иоанн, говоря, что Он будет крестить «Духом Святым и огнем». Этому нисколько не противоречит «вас», потому что и фарисеям, и саддукеям, несомненно, предлагалось крещение Духом Святым, но они его не приняли. С другой стороны, огонь обличений производил то, что и некоторые из фарисеев уверовали во Христа ( Деян.15:5 ). Одинаковое крещение и при помощи одинаковых средств предлагалось всем, но одни относились к этому крещению так, а другие – иначе. Мф.3:12 .  лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Речь полна образами. Грядущий берет лопату и готов очистить гумно, но еще не приступил к самому действию, которое относится к будущему времени (очистить – διακαθαριε). Если бы Иоанн говорил только об обыкновенной соломе, то остановился бы на слове «огнем» ( πυρ), но так как он говорил образно о людях, то употребил «неугасимым». Мф.3:13 .  Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. (Ср. Мк.1:9 .) При разборе 1-го стиха мы видели, что евангелист употребляет выражение «в те дни» в неопределенном значении. В том же значении и теперь употреблено слово «тогда». Поэтому нельзя понимать это выражение более определенно – «тогда, когда Иоанн проповедовал о Мессии и крестил народ». Вообще точно неизвестно, когда совершилось крещение Господа. Местом крещения была Вифания (древнее чтение) за Иорданом ( Ин.1:28 ). Евангелист не указывает цели и поводов пришествия Христа ко крещению, за исключением слов, указанных в 15-м стихе: «так надлежит нам»...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8. Там же. С. 61. 9. Там же. С. 111. 10. Там же. С. 61. 11. Речь идет о Святых Дарах. 12. Св. Николай Кавасила. Изъяснение божественной Литургии//Кормчий. 1997. 1. С. 37-38. 13. Другой возможный перевод с греч. подлинника - " во всех " . 14. Выделено нами. - Д.Н. 15. Было бы ошибкой заключать из этого текста, что Христос не полон без Своей Церкви. Подобные утверждения высказывал прот. Сергий Булгаков. Критический разбор его воззрений см. Лосский В.Н. Спор о Софии. Раздел II в. М., 1996. 16. В момент подготовки данной работы русский текст нам был, к сожалению, недоступен. Здесь мы пользовались электронной версией английского перевода, расположенной Internet по адресу: http://ccel.wheaton.edu/fathers/NPNF1-13. 17. См. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 100. 18. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседование 13//Творения. М., 1892. С. 407-t08. 19. Там же. С. 409-410. 20. Там же. С. 418. 21. Там же. С. 408-409. 22. Там же. С. 413. 23. Там же. С. 416. 24. Там же. С. 419. 25. Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1900. С. 177. 26. Там же. С. 177. 27. Там же. 28. Там же. С. 177-178. 29. Ср. определение аскетизма в кн.: Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. XI. 30. Подробнее см.: Иером. Климент (Зедергольм). О жизни и трудах Никодима Святогорца. СПб., 1998. 31. Св. Никодим Святогорец. Невидимая брань. М., 1899. С. 12. 32. Там же. С. 14. 33. Там же. С. 18-19. 34. Заметим, однако, что текст в основном предназначается для монахов, приходящих в монастырь и начинающих свой подвиг - надежда на собственные силы является на них серьезной опасностью. 35. Св. Никодим Святогорец. Указ. соч. С. 23. 36. Там же. С. 24. Опять отметим, что это рассуждение годится для людей, обладающих хорошим психическим здоровьем, и не подходит для, скажем, психастеников, которые на рациональном уровне вполне отдают себе отчет в необоснованности своих страхов и сомнений, но не в состоянии справиться с ними. В духовном плане это, конечно, маловерие, - но такое, от которого нельзя избавиться простым перечитыванием душеполезной литературы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1131...

Мы не совсем уверены в том, совершенно ли удаляются фарисеи с Иордана после сего разговора с Иоанном, или присутствуют при другом свидетельстве Иоанна о Господе и Духе Святом, произнесенном на другой день (ст. 29–34). Святой Евангелист Иоанн ничего об этом не говорит. По изучении текста Мф. 3:7–12 в совокупности с 1-й главой Иоанна видно, что слова, обращенные к фарисеям и саддукеям, приходившим креститься у Иоанна, были слова, произнесенные до крещения Господа, а в Евангелии Иоанна говорится о крещении Господа, как о совершившемся уже событии, и потому нельзя смешивать фарисеев и саддукеев, приходивших креститься, с посланными из Иерусалима иереями и левитами вопросить Иоанна: «ты кто еси?» Поэтому свидетельство Евангелиста Матфея не разъясняет вопроса, оставались ли и на другой день посланные из Иерусалима и слышали ли они второе свидетельство Иоанна Крестителя. Мы склоняемся к мысли, что хотя они уже не вступали в пререкание с Крестителем, но оставались на другой день и слышали свидетельство его о «Крестящем Духом Святым» (ср. ниже ст. 29 и сл.). Ин.1:28 . Сия в Вифаваре Быша обонпол Иордана, идеже бе Иоанн крестя. Здесь упомянутая местность по-видимому та, которая упомянута в книге Судий ( Суд.7:24 ) и к которой Гедеон послал Ефремлян во время войны с Мадианитами. Вифавар означает «дом» (место) «перехода вброд» или «переправы». Его считают тожественным и с Беф-нимра, упомянутым в Чис.32:3 и Нав.13:27 в числе укрепленных городов племени Гада на восточном берегу Иордана. В некоторых древнейших списках, дошедших до нас 113 , вместо Вифавара читается Вифания. Это конечно не Вифания, находившаяся в 15 стадиях от Иерусалима, а одноименная с ней местность на Иордане, второе имя той местности, в которой крестил Иоанн. Вифания значит «дом фиников», название, вероятно приданное «месту брода» потому, что здесь находилась группа финиковых пальм. Св. Евангелист указывает, что место это находилось «обонпол Иордана πραν το ορδνου», и что там крестил Иоанн. Позже, как мы узнаем из Иоанна 3:23 , Иоанн Креститель крестил в Еноне близь Салима 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Так самолюбие и гордость погубили наших прародителей. Они были лишены райской жизни и осуждены Богом за то, что, обманутые диаволом, склонились к мысли, будто могут сделаться независимыми от Бога, сравняться с Ним сначала во всеведении, затем в других Его совершенствах и власти, каких надеялись достичь путем всеведения 293 . Таким образом, началом греха среди людей было самолюбие и гордость и причиною осуждения была гордыня ( Сир.10:15 ). Вот почему свв. отцы Церкви и само слово Божие с особою силой вооружаются против страсти гордости. «Что высоко у людей, – сказал Сам Господь Иисус Христос , – то мерзость пред Богом» ( Лк.16:15 ; ср. Притч.8:13, 16, 53 ). Бог гордым противится, а (только) смиренным дает благодать ( 1Пет.5:5 ; Иак.4:6 ; Притч.3:34 ). Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк.14:11, 18:14 ; Мф.23:12 ). Вот «грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное – и оно будет унижено». «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» ( Ис.2:12, 5:21 ) Можно поручиться, что они не останутся ненаказанными, ибо «мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» ( Притч.16:5 ). Свт. Иоанн Златоуст называет гордость началом, корнем всех зол, источником всякого нечестия и неправды, матерью пороков 294 . «Все великие бедствия, – говорит он, – колеблющие весь свет, произошли от гордости». Гордость погубляет всякую душевную добродетель и всю жизнь нашу делает нечистой, хотя бы мы соблюли чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели 295 . «Гордость, – говорит преп. Иоанн Лествичник , – есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснований, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, хранилище грехов, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы» 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010