Из жизни преподобного Иоанна Хозевита, кроме упомянутого выше случая, записано в отеческих книгах еще несколько случаев, которые показывают, что он достиг высокой степени духовного совершенства и был сосудом Божественной благодати. У некоторого человека малолетний сын был одержим нечистым духом. Отец, посадив сына в корзину и закрыв ее травой, пошел с ним к преподобному Иоанну и, прибыв к пещере отшельника, оставил около нее корзину. Когда дитя заплакало, святой подвижник вышел из пещеры и, увидев дитя, узнал, что в нем гнездится нечистый дух, и тотчас изгнал его из дитяти. Сильно озлобился за это на св. Иоанна нечистый дух и стал ему мстить; началась между ними ожесточенная борьба, в которой подвижник одолел злобного врага. Приняв человеческий вид, нечистый дух встретил однажды Иоанна на берегу глубокого потока, в диком ущелье, припал к святому подвижнику, как бы прося у него благословения, и, ухватившись за его ноги, свергнул его с берега, и тот стремглав полетел на дно потока; но благодать Божия поддержала подвижника и сохранила его невредимым. Видя, что сам он не может причинить подвижнику никакого зла, диавол наслал на него разбойника, который то срывал с него одежду, то жестоко бил его, то жег ему тело. Святой страдалец мужественно переносил все это и только говорил: «Благодарю Тебя, Всевышний Господи, если Тебе это угодно». Разбойник наконец был пойман и получил достойную казнь, а святой подвижник нашел покой 209 . Историк Евагрий в своей «Церковной истории» приводит из жизни св. Иоанна в Кесарии необычайный случай, ясно показывающий, как велика была в нем чудодейственная сила. Иоанн Хозевит, говорит Евагрий в своей «Истории», услышав, что жена Арцезилая (житель Кесарии, евпатрид 210 , муж ученый, отличенный почестями и другими украшениями жизни) ткацким челноком выколола себе один глаз, поспешил к ней осмотреть рану. Видя, что зрачок выпал и глаз совсем разорван, он приказал одному из пришедших сюда врачей принести губку и поврежденный глаз вправить на свое место; потом, обложив его губкою, прикрепил губку посредством повязок. Арцезилая тогда не было дома. Он проживал у Зосимы 211 в его монастыре, находившемся в селе Синде, которое лежало почти в пятистах стадиях от Кесарии. Посему немедленно отправлены были к нему гонцы с известием. В ту минуту Арцезилай сидел с Зосимою и разговаривал. Но, узнав о случившемся несчастии, он с воплем и рыданиями стал рвать на себе волосы и, исторгая их, бросал к небу. На вопрос Зосимы о причине он рассказал о событии, постоянно прерывая свою речь всхлипыванием и слезами. После сего Зосима, оставив Арцезилая, поспешно уединился в особую комнату, где по обычаю подобного рода людей беседовал с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Модест из архимандритов Феодосиева монастыря был сперва местоблюстителем Патриаршего престола, а потом Патриархом Святого Града. Святой Софроний из иноков того же монастыря был Патриархом Иерусалимским во время завоевания Святого Града калифом Омаром (622 г.). Василий из архимандритов монастыря Саввы Освященного был Патриархом Иерусалимским (800 г.). Из той же обители вышли Косма, епископ Маиумский, Феодор, епископ Едесский (в царствование Михаила и матери его Феодоры, около 829 г.), Феодор начертанный, митрополит Никейский. Из учеников пр. Евфимия двое: Мартирий и Илия с честью занимали престол Патриаршества Иерусалимского, о чем прозорливый авва предсказал еще при своей жизни задолго до самого события. Мартирий, родом из Каппадокии, правил Иерусалимскою Церковью восемь лет (482–490). Блаженный Илия, родом араб, был Патриархом Иерусалимским после Саллюстия, с 494 по 513 г. Император Анастасий за твердость в православии низвел его с престола. Современник преподобного Саввы – преподобный Иоанн Хозевит сперва отшельник Фиваидский, а потом основатель лавры Хозевы, был поставлен Патриархом Илиею в епископы Кесарии Палестинской, но потом, оставив престол во время бывших смятений, снова удалился в свою любимую пустыню, где и скончался. Авва Авраам, настоятель обители Св. Марии, Новой, на Иордане, был митрополитом Ефесским. Ученик преподобного Евфимия Косма управлял 30 лет паствою Скифопольскою (см. Житие преподобного Евфимия), Инок лавры Пр. Евфимия Леонтий был епископом Трипольским. Кто желает ближе ознакомиться с честными добродетелями и подвигами старцев пустыни Святого Града, тому рекомендуем внимательное чтение «Луга духовного» в русском переводе (второе издание 1870 г.). Поездка к развалинам Фаранской лавры преподобного Харитония Первый обративший внимание на отыскание следов Фаранской лавры, согласно указаниям древних писателей, был известный автор «Писем с востока» 1849–1850 годов. Но труды его не увенчались успехом, хотя, судя по его описанию, он был неподалеку от ее местонахождения и на том самом потоке Фара, которому мы обязаны сохранением до нашего времени памяти о знаменитой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Оживились пустыни, огласились места дикие чудными ангельскими песнопениями... Тогда-то и пустыня св. Града процвела есть, яко крин. Преп. Иларион, ученик св. Антония Великого , был первоначальником иночества в Св. Земле; преп. Харитон был основателем иночества в пустыне св. Града. После них следует целый ряд великих подвижников: преп. Евфимий, друг и спостник его пр. Феоктист, ученик его авва Мартирий (впоследствии патриарх), преп. Савва, друг и спостник его преп. феодосий Киновиарх, преп. Иоанн Хозевит и преп. Герасим Иорданский. Все они были основателями множества монастырей, которые ютились в скалах и неприступных местностях иудеи вокруг св. Града, особенно к югу и востоку от него. Число иноков простиралось от десяти до четырнадцати тысяч – вдвое более нынешнего населения Афонской горы, которая наследовала славу пустыни св. Града. Одни из них были отшельниками, другие жили и трудились совместно, и сообразно с этим одне из обителей были лаврами, другие – киновиями 25 . Все эти монастыри в IV,      V и VI вв., при своей многолюдности, были очень благоустроены и сияли святостью жизни своих обитателей. Императрица Евдокия (в половине V в.), в духовном восторге при виде лавры св. Града, воскликнула: «коль добры доми твои, Иакове, и кущи твоя, Израилю!» ( Числ.24:5 ). Слава о святой жизни сих подвижников была так велика и стремление подражать ей было так сильно, что некоторые из епископов при первой возможности оставляли свои кафедры, чтобы скрыться от мира в уединенной келлии той или иной лавры пустыни св. Града и соделаться собеседниками земных ангелов и небесных человеков. Но чаще случалось, что пустынники, как мужи духа и силы, были вынуждены, повинуясь воле Божией, оставлять свое уединение для занятия не только епископских, но и патриарших кафедр. Особенно великую услугу св. Церкви оказали эти архипастыри и иноки св. Града в борьбе с еретиками в V и VI вв. Иноки пустыни св. Града мужественно подвизались за св. веру и на соборах (вселенских и поместных) имели своих представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Распятие апостола Петра 99 . Преподобный Георгий (Хозевит. – Прим. ред.) – патрон Григория Никитникова Северная стена 100 . Обращение Савла 101 . Казнь апостола Павла 102 . Христос «Благое молчание» 103 . Мученики князья Борис и Глеб (медальоны по сторонам южного портала) Алтарь южного придела (свмч. Никиты. – Прим. ред.) 104 . Великий вход (с изображением молящейся семьи Никитниковых. – Прим. ред.) (конха апсиды) 105 . Господь Саваоф (свод) Придел св. Иоанна Богослова (под колокольней) 106 «Сидящий на престоле» с двадцатью четырьмя коленопреклоненными старцами (фрагмент росписи 18–19 вв., свод) Западная стена 107 . Четыре апокалиптических всадника 108 . Ладьи со спасающимися людьми (откос окна) 109 . Саранча Южная стена 110 . Ангелы-мстители Северная стена 111 . Чудовище, убивающее людей 112 . Жена, облеченная в солнце 113 . Семиголовый дракон, испускающий семь рек Алтарь придела под колокольней (св. Иоанна Богослова. – Прим. ред.) 114 . «Некто, подобный сыну человеческому»,с серпами (конха апсиды) 115 . Ангел, поднимающий камень (конха апсиды) Южная стена 116 . Четыре ангела, сдерживающие ветры 117 . Ангел, кладущий печати на челе праведников 118 . Ангел, облаченный облаком, и св. Иоанн Богослов с книгой Северная стена 119 . Летящие ангелы 120 . Разрушающийся город Вавилон Площадка лестницы под колокольней 121 . Всадник на белом коне с мечом в устахи небесное воинство 122 . Архангел Михаил и ангелы, сражающиеся с драконом 123 . Вавилонская блудница 124 . Дракон, извергающий нечистых духов, подобных жабам 125 . Бог судит мертвых по Книге Жизни (сохранилась частично в слое записи 19 в.) 126 . Страшный суд (шатер входного крыльца). ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА ОВЧИННИКОВА (1904 – после 1983) – исследователь древнерусского искусства, в течение многих лет – зав. отделом древнерусской живописи государственного исторического музея. Кандидат искусствоведения. В.Н. Прокофьев. Гойя. Росписи церкви Сан Антонио де ля Флорида 73 В конхе абсиды (церкви Сан Антонио де ля Флорида. – Прим. ред.) Гойя запечатлел двенадцать ангелов, которые окружают ликующим венцом мистический треугольник – символ св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Русский православный образовательный центр не намерен останавливаться на достигнутом. У руководителей и коллектива далеко идущие планы на будущее: выпуск православной газеты, создание нового русского православного радио на общенациональном кипрском канале. Наши соотечественники организуют паломнические поездки, ведут радиопрограмму на русском языке, открывают воскресные школы для русскоговорящих детей. В 2006 году на Кипре впервые состоялся Праздник славянской письменности и культуры. С каждым годом растёт число паломников из России к святым местам Кипра. Заканчивая обзор русско-кипрских церковных связей, следует отметить, что между обеими Церквами издревле существовало молитвенное общение; почитаемые кипрские святые были включены в Макарьевские Великие Четьи-Минеи: апостол Варнава (I в.), преподобный Георгий Хозевит (VII в.), святой Епифаний Кипрский (IV в.), святитель Иоанн Милостивый (VII в.), мученик Мамант (III в.), преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV в.), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (IV в.), святитель Тихон, епископ Амафунтский (IV–V вв.), священномученик Феодот, епископ Киринейский (ок. 320 г.), священномученик Ферапонт, епископ Кипрский (IV век) и многие другие 157 . История русско-кипрских связей насчитывает несколько столетий; можно надеяться на то, что в будущем эти связи будут крепнуть и становиться всё более плодотворными. Русская и Кипрская Православные Церкви призваны осуществлять свою историческую миссию — служить на благо своим народам, способствовать укреп­лению всеправославного единства и межхристианского сотрудничества. Список сокращений БЭ Богословская энциклопедия. Византийский Временник. Государственный исторический музей. Журнал Московской Патриархии. Православный Палестинский сборник. Полное собрание русских летописей. Труды Отдела древнерусской литературы. Христианское чтение. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1 История Кипрской Православной Церкви освещалась на страницах “Жур­на­ла Московской Патриархии” (ЖМП): 1955. 1. С. 64–67; 1964. 6. С. 38–44; 7. С. 47–51; 1973. 7. С. 52–56; 1977. 5. С. 59–61.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Таким же состраданием отличался старец, когда удалился в пустыню и стал жить в кельях Хузива. Он выходил на дорогу, ведущую от священного Иордаиа ко святому граду, взяв с собою хлеба и воды. Замечал ли кого–либо утомившимся—он брал его ношу и провожал до св. горы Елеонской. Возвращаясь обратно по той же дороге—нес тяжести друтих до Иерихона. Можно были видеть иногда то—как старец обливается потом под большой тяжестью, то—как несет на плечах одного, а иногда и двоих отроков. Иногда он сидел за чинкой износившейся мужской или женской обуви, для чего брал с собою необходимые орудия. Одних поил водою, которую носил при себе, других кормил хлебом. Встречал ли нагого—снимал с себя одежду и отдавал ему. Можно было видеть, как он трудился в течение целого дня. Случалось ли ему находить мертвого на дороге—он совершал над ним чин погребения и хоронил. 25. Об одном из братии монастыря Хузива и о силеслов св. возношения. Авва Григорий, из схолариев (один из императорских телохранителей), разсказал нам следующее: в монастыре Хузив был один брат, хорошо знавший чин св. возношения. Однажды он был послан за хлебами для литургии. На обратном пути в монастырь он совершал над ними молитвы возношения по чиноположению. А затем диаконы эти самые хлебы иа дискосе возложили на св. престол. Св. возношение должен был совершать авва Иоанн, по прозванию Хозевит, бывший тогда пресвитером а потом — епископом Кесарии палестинской. И вот он не замечает, чтобы Дух Святый освятил их, как замечал это прежде. Сильно опечалился старец при мысли. не оскорбил ли он каким–либо грехом Св. Духа, Который и отступил от него. Придя в диаконикон, он залился слезами и пал на лице свое. И явился ему ангел Господень, возвещая, что с той поры, как брат, принесший эти хлебы, на пути произнес над ними слова св. возношения, они уже освящены и вполне уготованы. И с того времени старец установил правило, чтобы никто из нерукоположенных не заучивал слов св. возношения, — тем более не произносил их, как случится, не разбирая времени и вне освященного места.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Только если евхаристическая анафора возглашалась, мог создаться прецедент для двух рассказов в Луге духовном §§ 25, 196 Иоанна Мосха (ок. 540/550 – †620/34), 581 важнейшем источнике палестинскою монашества, составленном ок. 600 г. Согласно § 25: Авва Григорий, из схолариев (один из императорских телохранителей), рассказал нам следующее: в монастыре Хузив был один брат, хорошо знавший чин св. возношения. Однажды он был послан за хлебами для литургии. 582 На обратном пути в монастырь он совершал над ними молитвы возношения по чиноположению. А затем диаконы эти самые хлебы на дискосе возложили на св. престол. Св. возношение должен был совершать авва Иоанн, по прозванию Хозевит, бывший тогда пресвитером а потом – епископом Кесарии палестинской. И вот он не замечает, чтобы Дух Святый освятил их, как замечал это прежде. 583 Сильно опечалился старец при мысли, не оскорбил ли он каким-либо грехом Св. Духа, Который и отступил от него. Придя в диаконикон, он залился слезами и пал на лице свое. И явился ему ангел Господень, возвещая, что с той поры, как брат, принесший эти хлебы, на пути произнес над ними слова св. возношения, они уже освящены и вполне уготованы. И с того времени старец установил правило, чтобы никто из нерукоположенных не заучивал слов св. возношения, – тем более не произносил их, как случится, не разбирая времени и вне освященного места. 584 Очевидно, что простой инок, не священник, должен был изучить анафору от слышания, потому что она гласно возносилась изо дня в день. Это подтверждается похожей историей в § 196, где передается случай из жизни некоего Георгия из города Форкс в округе Апамея в Сирии Второй: Однажды дети, как это обыкновенно бывает в их возрасте, вздумали поиграть. Разыгравшись, они вдруг решили: «давайте устроим собрание и отслужим обедню». Все тотчас согласились, поставили одного в чине священника, двух других произвели во диаконы. Нашли один гладкий камень и начали игру: на камне, как на жертвеннике, положили хлеб и в глиняном кувшине вино. Священник стал пред жертвенником, а диаконы – по сторонам. Священник произносил молитвы св. возношения (τς προσκομιδς), 585 а диаконы махали поясами, 586 будто рипидами. Во священники избран был такой, который хорошо знал слова молитвы (ναφορ), так как в церкви вошел в употребление обычай, чтобы дети во время литургии стояли пред святилищем и первые, после духовенства, причащались св. Таин. В иных местах священники имеют обычай громко произносить молитвы св. возношения, почему, часто слыша, дети могли знать их наизусть. Когда все было устроено по церковному чину, прежде чем приступить к раздроблению хлеба – вдруг огонь ниспал с неба, пожрал все предложенное и совершенно испепелил самый камень, так что не осталось никакого следа ни от камня, ни от того, что приносилось на нем. 587

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Феопемпт; вместо еп. Николидии нужно читать Никомидии) и Феопы (т. е. Феоны, так как с св. м. Феопемптом пострадал волхв Феона, а не Феопа); 8-го января Григория Хозевита, по между Хозевитами – т.е. подвижниками Хозевитской обители в числе святых известны только Иоанн – 3 дек. и Георгий – 8 января; последний-то г. Сувориным, не известно почему, переименован в Григория; далее о пр. Георгии (у Суворина Григории) сказано, что Хозевитом назван потому, что он был из Лавры Хузивской (очевидно грубая ошибка, Георгий назван Хозевит, а обитель, по имени которой он так известен, названа Хузивская Лавра. Нужно заметить, что Хозевитская обитель, находящаяся между Иерусалимом и Иерихоном, едва ли у кого из древних писателей и историков была почтена наименованием Лавры. 9-го числа муч. Валиевкта (нужно читать Полиевкта). Под тем же числом: Петра еп. Севастия армянского брата Василия Великого . Св. Петр, брат св. Василия, был епископом Севастии, а не Севастия и притом имя города Севастия напечатано у г. Суворина таким шрифтом, каким только обозначены у него имена святых и потому правильнее по смыслу календаря г. Суворина следует читать. Петра еп., Севастия армянского, брата Василия Великого и из такого чтения вышло таким образом два святых из одного, а именно Петра епископа и Севастия армянского и – этот то Севастий армянский, как видно из контекста, был брат св. Василия Великого . Вот до каких абсурдов могут доводить корректурные ошибки, в которых, конечно, виноват составитель, считающегося лучшим календаря. Под 10-м числом: Павла Комельского имя Обнорского.. Здесь имя поставлено очевидно вместо или; т.е. составитель календаря хотел определение указать, где Комельская обитель, в которой подвизался пр. Павел и для этой цели в скобках сказал -или обнорского; но это – то или напечатано имя и так. обр. вместо уяснения только более затемнено. Под 13-м числом помещено имя такого святого, что едва ли кто из русских агиологов мог узнать, кого составитель календаря хотел поместить. Этот святой у г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Эта чудесность может сопровождаться ещё поразительностью, то есть какими-нибудь эмпирическими необычайностями, оттеняющими, подчеркивающими для внимания данное явление. В аскетической литературе имеется много рассказов о таких чудесах; но прежде чем указать, почему таким рассказам мы придаём важное значение, напомним общий характер таких чудес. Они происходили, по словам аскетов, при совершении или получении таинств, по преимуществу крещения и евхаристии, особенно последней. Причина этому вполне понятна – это именно сравнительная обыденность сказанных двух таинств, особенно в жизни монахов. В описаниях случаев чудес вполне ясно отмечены мистические восприятия. Так, например, в одной легенде 192 рассказывается, что Иоанн Хозевит, совершая возношение Святых Даров, «не замечает, чтобы Дух Святый освятил их, как замечал это прежде». Причиною этого оказывается то, что евхаристийные хлебы были уже по оплошности освящены. В другой легенде 193 мы видим священника, судимого за запаздывание в совершении литургии и в нарушении этим устава. «В воскресные дни, – оправдывается старец, – от самой полунощницы я нахожусь у святого престола и не начинаю литургии, пока не увижу Святого Духа, нисходящего на святой престол. Когда же увижу наитие Святого Духа, немедленно совершаю литургию». В третьей легенде 194 такого же характера рассказывается, как паства оклеветала перед папой Ромиллского епископа. По откровению от Ангела папа святой Агапит 195 , вызвавший епископа на суд, велит ему служить литургию. «Епископ стоял пред святым престолом, папа стоял близ него, и диаконы окружали престол. И стал епископ совершать святое возношение... Он уже оканчивал молитву святого приношения, но, прежде чем заключить её, начал опять снова, а потом в третий и в четвёртый раз начинал святое возношение, не оканчивая его... Все были изумлены такою медлительностью... Тогда папа сказал епископу: «Что это значит, что ты вот четыре раза произнес святую молитву и всё не можешь её окончить?» Епископ отвечал: «Прости меня, святой папа, я не видел, по обыкновению, схождения Святого Духа, потому и не оканчивал молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Воскресение Седми Отроков Ефесских В земной Церкви Христовой чудеса воскресения мертвых совершали от раннего Средневековья до недавнего ХХ столетия включительно Святители Евсхимон Исповедник Лампсакийский, Леонтий Ростовский, Преподобные Венедикт Нурсийский, Варсонофий Великий, Севир Валерийский, Агиодул Иорданский, Георгий Хозевит Палестинский, Варлаам Хутынский, Марк Гробокопатель Киево-Печерский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Александр Куштский, Аристоклий Афонский, Амфилохий Почаевский, Блаженная Ксения Петербургская, Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Воскрешения из мертвых в разные века происходили от Святых Источников, Чудотворных Икон Божией Матери - Толгской, Жировицкой, Почаевской, Тихвинской-Цивильской, Песчанской и других Живоносных Святынь. Преподобный Серафим, Саровский и всея Руси Чудотворец, в беседе с Н.А.Мотовиловым пророчествовал о предстоящем собственном кратковременном воскресении из мертвых ближе к концу времен, когда древняя саддукейская ересь в «христианском» обличии поразит и Русских Архиереев: «Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени Архиереи Русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут Архиереев Греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременныя жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение Седми Отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать Bceмiphoe Покаяние. Православная Вера будет попрана, Архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь... хула на Духа Святого, которая не простится вовек. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил " Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня " ».

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/20/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010