«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Филокалия — т. е. любовь к красоте. Антология святоотеческих текстов, собранных Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа (впервые опубликовано в 1782г.). Истинная красота и Творец всяческой красоты — Бог. Тексты Добротолюбия созданы людьми, которые сполна приобщились этой Красоте и могут от своего опыта указать путь к Ней. Добротолюбие — самое авторитетное аскетическое сочинение Православия. Полное название Добротолюбия: «Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется.» Амфилохий (Радович) писал о значении Добротолюбия: «Нет никакого сомнения, что Добротолюбие, как обожения орган, как справедливо назвал его преподобный Никодим Святогорец, является корнем и подлинным непосредственным или косвенным источником почти всех настоящих духовных всплесков и богословских течений в Православии с конца XVIII века до сего дня». Здесь представлен второй том Добротолюбия: Иоанн Кассиан Римлянин О святом Иоанне Кассиане краткое сведение Святого Иоанна Кассиана обозрение духовной брани 1. Цель и конец подвижничества (Соб. 1-е) 2. Смотря на сию цель надлежит определять и то, каково должно быть наше отречение от мира (Соб. 3-е) 3. Борьба плоти и духа (Соб. 4-е) 4. Общее очертание страстей и борьбы с ними (Соб. 5-е) 5. Борьба с восемью главными страстями 7. Борьба со всякого рода скорбями от бед и напастей (Соб. 6-е) 8. О Божественной благодати и свободном произволении как производителях духовной жизни 9. О молитве (Соб. 9) 10. О руководстве в духовной жизни – рассуждении с советом опытнейших (Соб. 2) 11. О степенях совершенства духовной жизни, по побуждениям к ней (Соб. 11-е) 12. О конце покаянных трудов (Соб. 20-е) Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский Краткое сведение о преподобном Исихии Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве

http://pravbiblioteka.ru/book/dobrotolyu...

Патриаршее служение в Покровском Хотьковом монастыре 19 марта 2013 г. Фото: Патриархия.ru 20 марта 2013 г. 14:26 Патриарх Кирилл: В гордости обнаруживается сама природа греха, суть которой — в отвержении Бога Проповеди первой недели Великого поста, с которыми Предстоятель в эти дни обращается к пастве, посвящены анализу природы греха в целом и каждого из пороков. «Для того чтобы бороться с грехом, нужно понимать природу греха. Грех возник в мире духов. Самый великий и ближайший к Богу ангел Денница отверг Бога. Он не пожелал быть вместе с Богом и создал свой собственный мир, основа которого — в отвержении Бога, в неприятии Бога и Его закона, и мы знаем, что этот мир зла проник и в человеческую среду», - особо подчеркнул Предстоятель вчера после богослужения в Покровском Хотькове монастыре . «Среди пороков такой, что обнаруживает не одну только грань греха, а являет саму природу греха, — этим пороком является гордость», - сказал Святейший Патриарх. «Страшно стать противником Бога, страшно потерять Божественную благодать. И этот страх отлучения от Бога, от Божественной истины, страх оттока Божественной благодати и должен остановить верующего человека. Он должен остановить человека от попыток строить свою жизнь на основе гордыни». «Трагедия современного человечества заключается в том, что оно почувствовало свою силу. Развитие науки и техники, многие достижения, которые были действительно произведены человеческим разумом и человеческой волей, дали в руки людей огромную власть и силу. И для многих Бог перестал быть нужным. К Нему не нужно обращаться, когда заболел, потому что можно принять эффективное лекарство. К Нему не нужно обращаться за помощью, если у тебя есть деньги. К Нему не нужно обращаться за какими-то знаниями, если сам получил знания. Сила человеческая, связанная с гордостью, вытесняет Бога из человеческой жизни. Об этом и сказал святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Одержимый гордыней лишается благодати». Тот, кто ставит себя на место Бога, кто отвергает Бога, кто опирается на свою силу, кто чувствует ненужность Бога для самого себя, тот лишается благодати. И мы знаем, как в одночасье богатые становятся бедными, здоровые становятся больными, как жизнь молодых, полных сил людей пресекается преступными деяниями и пороками. Знаем также, в каком тяжелейшем состоянии находится весь мир, вся небольшая человеческая семья, живущая на одной планете, — сколько войн, сколько несправедливости, сколько страданий, сколько горя! Но на этом взгляд гордого человека не задерживается — он по-прежнему упивается своей властью, лишаясь Божией благодати», - также пояснил Патриарх Кирилл.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин 12. О КОНЦЕ ПОКАЯННЫХ ТРУДОВ (Соб. 20-е) 1. Совершенное покаяние состоит в том, чтоб не делать более тех грехов, в коих каемся, и в коих обличает нас совесть; доказательством же удовлетворения за них с нашей стороны и их нам прощения служит изгнание из сердец наших и самого сочувствия к ним. Да ведает всяк, что он еще не разрешен от прежних грехов, коль скоро в то время, как подъемлет труды и воздыхания в удовлетворение за них, пред очами ума его играют образы грешных дел, или тех, кои сам делал, или подобных им, и чрез это, не говорю услаждением предметами непотребными, но даже воспоминанием об них разоряется внутреннее доброе настроение души. Итак бодрственно трудящийся над таким удовлетворением тогда лишь пусть признает себя разрешенным от своих грехов, и во всем, что прежде наделал, получившим прощение, когда восчувствует, что сердце его нисколько уже не трогается их приманками, а не только воображением. Почему испытатель покаяния и прощения заседает в совести нашей, который прежде дня судного, пока еще медлим мы пребыванием во плоти сей, открывает нам отпущение вины нашей и объявляет об окончании удовлетворения возвещением о прощении. И чтоб определеннее выразить сказанное нами, – говорю: тогда наконец поверить должно, что отпущены нам все скверны прежних грехов, когда из сердца нашего будут изгнаны как сластолюбивые вожделения, так и страсти. 2. Вопрос: но откуда же после сего может порождаться в нас то святое и спасительное сокрушение и смирение, которые так описываются от лица кающегося: «беззаконие мое познах и греха моего не покрых; рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви», чтоб по истине и заслуженно могло быть приложимо к нам и следующее за сим: «и Ты оставил еси нечестие сердца моего» ( Пс. 31, 5 )? Или как, простершись в молитве, возмогли бы мы возбуждать в себе такие покаянные слезы, которые сильны бы были привлещи нам прощение грехов, как это делал св. Давид: «измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» ( Пс. 6, 7 ), если изгоним из сердец наших всякую память о грехах наших, которую напротив повелевается нам крепко хранить словом Самого Господа: «Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и грехи твоя, и не помяну: ты же помяни» ( Ис. 43, 25 )? Почему не только за рукоделием, но и на молитве, я нарочно стараюсь вызывать в душе своей воспоминание прежних грехов, чтоб действеннее расположившись к истинному смирению и сокрушению сердца, возыметь дерзновение сказать с Пророком: «виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» ( Пс. 24, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин 2. СМОТРЯ НА СИЮ ЦЕЛЬ НАДЛЕЖИТ ОПРЕДЕЛЯТЬ И ТО, КАКОВО ДОЛЖНО БЫТЬ НАШЕ ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МИРА (Соб. 3-е) 1. Есть три вида отречения от мира: первое то, в котором телесно оставляем все богатства и стяжания мира; второе то, в коем оставляем прежние нравы, пороки и страсти, как душевные, так и телесные; третье то, в коем, отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, только будущее созерцаем и вожделеем того, что невидимо. Эти три отречения все вместе совершить повелел Господь Аврааму, когда сказал ему: «изыди от земли твоей, и от рода твоего, и от дому отца твоего» ( Быт. 12, 1 ): «от земли твоей», т.е. от богатства мирского и земных стяжаний; «от рода твоего», т.е. от прежнего образа жизни, прежних нравов и пороков, которые, прицепившись к нам с самого рождения, близко родственны нам, как бы единокровные; «от дому отца твоего», т.е. от всякого воспоминания о мире и обо всем, что встречается в нем взорам нашим. Это бывает, когда, умерши со Христом от стихий мира, смотрим, по Апостолу, уже не на то, что видимо, но на то, что невидимо; «видимая бо временна, невидимая же вечна» ( 2Кор. 4, 18 ), – и, исшедши сердцем из сего временного и видимого дома, свои очи и ум обращаем к тому дому, в коем имеем пребывать вечно; – когда «во плоти ходяще, не по плоти воинствовать начнем» в Господе ( 2Кор. 10, 3 ), оное блаженного Апостола изречение делом и жизнью возглашая: «наше житие на небесех есть» ( Фил. 3, 20 ). 2. Не много будет для нас пользы, если, со всею теплотою веры совершив первое отречение, не исполним с таким же рвением и жаром и второго, – чтоб, успев таким образом стяжать и это, могли мы достигнуть и того третьего, в коем, исшедши из дома прежнего отца нашего по ветхому человеку, всецело устремляем взор ума нашего к небесному. Посему, если желаем достигнуть истинного совершенства, то должны стремиться к тому чтоб, как телесно мы оставили родителей, родину, богатства и удовольствия мирские, так оставить все то и сердцем, и никогда уже не возвращаться похотением к тому, что с презрением отвергли: подобно Израильтянам, изведенным из Египта, которые, по вкушении небесной манны, желали нечистых и скверных яств Египетских, говоря: «хорошо нам было в Египте, когда сидели мы над котлами» ( Исх. 16, 3 ; Чис. 11, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин СВЯТОГО ИОАННА КАССИАНА ОБОЗРЕНИЕ ДУХОВНОЙ БРАНИ 1. ЦЕЛЬ И КОНЕЦ ПОДВИЖНИЧЕСТВА (Соб. 1-е) 1. Все науки и искусства имеют свою цель (scopon) и свой конец (telos), – смотря на которые, рачительный любитель искусства охотно переносит все труды и издержки. Так земледелец, терпя то зной, то холод, неутомимо распахивает и разрыхляет землю, имея «целью», – очистив ее от всякого стороннего сора, сделать плодороднейшею; убежден будучи, что иначе не достигнет «конца», т.е. получения обильной жатвы, для содержания себя и умножения своего достояния. Так и подвижничество наше имеет свою цель и свой конец, ради которого неутомимо и с удовольствием подъемлем мы все труды, – ради которого не тяготит нас скудость питания постнического, веселит изнеможение от бдений, всегдашнее чтение Писаний с размышлением не знает сытости, и не страшат ни непрестанный труд, ни обнажение от всего и скудость во всем, ни даже ужасы этой безмерной пустыни. 2. Конец нашей подвижнической жизни есть Царство Божие, а цель – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца. К этой цели приковав взор наш, и должны мы направлять наивернейше течение наше, как по прямой линии, и если хотя несколько помышление наше уклонится от ней, тотчас возвращаясь к созерцанию ее, исправлять его, как по норме какой. 3. Так учит св. Павел, когда к приявшим благое иго Христово говорит: «имате плод ваш во святыне, кончину же – жизнь вечную» ( Рим. 6, 22 ). Этим он сказал как бы: цель ваша – в чистоте сердца, а конец – жизнь вечная. Итак, что может нас направить к сей цели, т.е. к чистоте сердца, тому мы следовать должны всею силою, а что отвлекает от ней, того избегать, как гибельного и вредного. Ибо для ней все подъемлем мы и делаем; для ней оставляются родители, отечество, чины, богатство, утехи мира сего и все удовольствия, – чтобы т.е. сохранно удерживать постоянную чистоту сердца. Если посему будем мы всегда иметь во внимании эту цель, то все действия наши и помышления будут направляться прямо к достижению ее. Если же она не будет неотходно стоять пред очами нашими, то все труды наши и силы, не будучи направляемы на одно это, напрасно будут иждиваемы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Разговение – вкушение скоромной пищи по окончании поста . Праздничный стол – это возможность торжественно отметить событие и поделиться радостью с близкими людьми. « Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду , – говорится в пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста . – Постившиеся и не постившиеся – возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все воспользуйтесь богатством благости! » Однако и разговляться следует разумно и воздержанно. Святитель Феофан Затворник пишет: «Пока пост, мы степенничаем, а как пройдет пост, у нас начинается разрешение на все, – и притом в таких широких размерах, что будто никакого ни в чем нет греха». Помимо телесного вреда, невоздержное разговление пагубно в духовном смысле: постившийся в течение долгого времени моментально растрачивает с таким трудом приобретенные духовные блага. «Строгие посты, если за ними последует излишнее послабление себе в пище, бывают ни во что, и плод их скоро вытесняется страстью чревоугодия», – говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . «Пока был пост, мы только давали обет и собирались с силами. Прошел пост, – теперь и открывается поприще для нашей деятельности, по тому плану, который каждый построил себе во время пощения, и с теми силами, какие собрал тогда, – наставляет святитель Феофан Затворник . – И выходи каждый на дело свое и на делание свое, и покажи силу свою и искусство свое. Время поста есть время обучения к подвигу, а теперь началось время самого подвига… Господь собрал нас в храмы, учил, и разумлял, врачевал раны, разрешал узы, облекал во все оружия, – и вот теперь изводит на подвиг. Станем же мужественно и дружно. Какая похвала воинам, если они, когда их, обучивши как должно, выводят на брань, побросают оружие и предадутся в руки врагов? – Какая похвала и нам, если после такого о нас попечения мы при первом появлении страсти предадимся снова в руки ее, – и это только что сказавши: «Не буду грешить», – и только что слышавши завет: «Не будь неверен, но верен?!» «Поговев, исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Тайн, – продолжает святитель Феофан, – христианин возобновляет в себе благодатные источники, открытые в нас Святым Крещением, которые потом столько раз были засоряемы нерадением и падением и столько раз очищаемы покаянием. Теперь снова очищены они после последних падений. Будем же хранить их от засорения вновь невниманием, рассеяностью и небрежением».

http://azbyka.ru/razgovenie

Разделы портала «Азбука веры» Существуют ли ограничения в сексуальной жизни партнеров в браке? 965 20.02.2024 Интим Добрый день! Подскажите, пожалуйста, существуют ли ограничения в сексуальной жизни партнеров в браке? 6 Ответов В браке не партнёры, а супруги. У этого названия глубокий смысл… Ограничения существуют — это извращения. По сути, единственным ограничением является то, чтобы семя мужчины всегда попадало во влагалище женщины, т.е. естественный завершенный супружеский акт. Что касается прелюдий, а также удовлетворения женщины ее супругом, то никаких запретов и ограничений тут нет. Сексуальные отношения в браке не исчерпываются функцией продолжения человеческого рода. Они «выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). Регулярные сексуальные отношения в браке служат предохранением от искушений блуда ( 1Кор.7:3–5 ). Согласно библейскому учению, близость супругов также является источником утешения и наслаждения, которые благословляет Бог: « Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно » ( Прит.5:18–19 ). Слова апостола Павла: « Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа » ( 1Кор.7:3 ), очевидным образом свидетельствуют о том, что супругам следует взаимно удовлетворять сексуальные потребности друг друга. Существует еще рекомендация апостола Павла о временном воздержании от отношений по взаимному согласию ради усиленной молитвы. Это не является жёстким правилом и также решается индивидуально каждой парой по потребности. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет : Ибо, как говорят отцы, крайности с той и с другой стороны одинаково вредны И далее : Потому что и чрезмерное желание плотского удовольствия и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что при содействии раскаяния можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя.

http://azbyka.ru/vopros/sushhestvujut-li...

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (IV в. – V в.) Нравственно-аскетические труды Собеседования египетских подвижников Труды на иностранных языках преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Аскетический писатель, монах, богослов, основатель монашества в Галлии, перенесший на Запад уставы восточных обителей. Предварительные сведения Биографические сведения о детстве и юношестве преподобного Иоанна Кассиана Римлянина крайне ограничены. Не известно ни места, ни точной даты его рождения. Согласно наиболее распространенному мнению, родиной Иоанна Кассиана была Малая Скифия (римская провинция; ныне — территория Румынии). Приблизительным временем рождения принято считать период с 360-го по 365-й год. Мы не знаем с достоверностью, когда и от кого он получил имя Иоанн. По одной из версий, оно было дано ему при крещении, по другой — при пострижении в монашество. Но есть основания предполагать, что это имя он взял себе сам, в честь своего учителя и архиерея, святителя Иоанна Златоуста . Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства. В надлежащее время он получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка он владел греческим. Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа он предпочел путь смиренного монашеского жития. Монашество Около 380 года Иоанн Кассиан Римлянин предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман. Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Есть мнение, что эта обитель располагалась на Поле Пастырей. Пребывая в монастыре, друзья предавались молитве, внимали проповеди, исполняли послушание, соблюдали посты. Пришло время, и они, дав надлежащие обеты, приняли монашеское облачение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Вступление в монашество и выход из него. Часть 3 < < Часть 1    < < Часть 2 Редакция сайта «Православие.Ру» продолжает начатую несколько лет назад серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии. Работа выпускника СДС 2009 года, насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеродиакона Никона (Горохова) «Вступление в монашество и выход из него» (научный руководитель – протоиерей Владислав Цыпин) посвящена чрезвычайно актуальным и злободневным проблемам современной церковной жизни. При этом автор не только опирается на творения отцов Церкви, канонические постановления и исследования по истории Церкви, но и учитывает богатейший опыт старцев и духовников Псково-Печерской обители, всего строя иноческой жизни в ней. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин «Преподобный Иоанн Кассиан Римлянинбылнекоторое время инок Вифлеемского монастыря, из него предпринимал путешествие в Египет для ознакомления с жизнью тамошних отшельников и монастырей и провел здесь 390–400 годы» . По справедливому замечанию М. Скабаллановича, в то время, когда посещал египетские монастыри преподобный Иоанн, они уже достигли апогея своего развития, и естественно, что устав их претерпел значительные изменения в сторону расширения и подробной регламентации внутренней жизни. Типикон еще находился в стадии развития, и монашеские традиции оказывали на него очень сильное влияние . Относительно приема в обитель правила преподобного Пахомия практически не претерпели никаких изменений. Преподобный Иоанн Кассиан говорит так: «Мы кратко скажем о тех условиях, при каких надобно принимать в общежития желающих обратиться к Богу, заимствовав оные из правил частью египетских, а частью тавенских монахов» . Во-первых, остается в силе правило, которое определяет десятидневный срок пребывания новоначального за воротами монастыря для испытания его в терпении и смирении. «Он должен повергаться на землю пред проходящими братиями, которые подозревают его в неискренности, будто он не по набожности, а по нужде хочет вступить в монастырь; должен терпеть разные обиды и поношения» .

http://pravoslavie.ru/30912.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в четверг первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Донском ставропигиальном монастыре 17 марта 2016 г. 17:43 17 марта 2016 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим со словом проповеди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! На путях постного поприща верующий человек нередко сталкивается с трудностями и искушениями, и не всегда мы обладаем достаточным навыком, чтобы их преодолевать. Одним из таких искушений является попытка возлагать на себя все большие и большие бремена, ужесточать пост, увеличивать продолжительность молитв. А другое искушение — напротив, перестать поститься, вернуться к обычной жизни. Святые отцы, размышляя об искушениях, связанных с постом, говорят о такой добродетели, как рассудительность. Преподобный Антоний Великий называет рассудительность оком души и ее светильником, а преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что всеми силами и всем тщанием должны мы приобретать рассудительность, которая есть великое благо и дар. И, продолжая свою мысль, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит о том, что именно рассудительностью и преодолевается либо желание чрезмерно усилить пост, либо предаться греху чревоугодия. Что же такое рассудительность? Рассудительность — это способность иметь трезвый взгляд на самого себя и на окружающий мир. Результатом рассудительности всегда является умеренность. Рассудительностью отметается всякая избыточность, всякий максимализм, то, что называется резкими движениями, — в словах, в жизни, в том числе в жизни духовной. Из собственного опыта мы знаем, как часто отсутствие рассудительности приводит к конфликту с окружающими. Нам непременно хочется настаивать на своем, всеми силами добиваться того, что мы считаем желанной целью, и, сталкиваясь с людьми, которые нас не понимают или не разделяют наших взглядов, мы готовы идти на конфликт, обострять отношения. Чаще всего своей цели мы не достигаем, но очень больно ударяемся.

http://patriarchia.ru/db/text/4403662.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010