Св. Василий Великий в одном из писем к неокесарийским клирикам писал о ночных богослужениях как о повсеместно распространенных в Церкви: «Утвердившиеся ныне обычаи во всех церквах Божиих единообразны и согласны. Ибо народ с ночи у нас бодрствует в молитвенном доме в труде, в скорби и в слезном сокрушении исповедуясь Богу. И востав после молитв, начинают псалмопение. Иногда, разделившись на две части, поют попеременно одни за другими, чрез это вместе и упрочивая поучение в словах, и производя в сердцах своих сокрушение и собранность. Потом опять, предоставив одному начать пение, прочие подпевают, и, таким образом проведя ночь в разнообразном псалмопении, прерываемом молитвами, уже на рассвете дня все сообща, как бы едиными устами и единым сердцем, возносят ко Господу псалом исповедания, каждый собственными своими словами говорит покаяние. Если за это уже бегаете от нас, то бегайте от египтян, бегайте от обитателей той и другой Ливии, фивян, палестинян, аравитян, финикиян, сириян и живущих при Евфрате, одним словом, от всех, кто уважает бдения ( γρυπναι), молитвы и общие песнопения» 17 . Ночные богослужения, которые Василий Великий называет агрипниями, т. е. бессонными, и которые, по его словам, имели повсеместное распространение на Востоке, надо полагать, совершались под воскресные дни всего года, в пасхальную ночь, на праздник Богоявления 18  и на дни памяти мучеников. Среди творений св. Василия имеются беседы на памяти: мученицы Иулитты, мученика Варлаама, мученика Гордия, сорока мучеников и мученика Маманта 19 . О константинопольских ночных богослужениях времени св. Иоанна Златоуста Сократ Схоластик пишет: «Ариане, как я сказал, делали свои собрания вне города. Для сего в праздничные дни каждой недели, т. е. в субботу и воскресенье, когда обыкновенно бывали церковные собрания, они сходились в городских воротах, около портиков, и на двух противоположных сторонах пели гимны, составленные применительно к учению арианскому. Это происходило большей частью ночью… Иоанн, опасаясь, как бы кого-нибудь из простых такими песнями ариане не отторгли от Церкви, противопоставил им песнопения собственного народа – приказал, чтобы исповедники единосущия упражнялись также в пении ночных гимнов… Исповедники единосущия ночные свои песнопения совершали гораздо торжественнее, ибо Иоанн придумал сопровождать их ношением серебряных крестов при свете восковых свечей» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Сына Отцу единосущна проповедал яснейше, славне, и Дух Святой исходящий, яко Богослов и друг Христов . Говоря о богословии, важно указать, что для преподобного Романа оно не является результатом обычного человеческого обучения – сверхъестественным воспитателем становится Сам Господь Иисус Христос. Мирская наука, и в частности философия, оказывается даже враждебной подлинному богословию: От груди Учителя, к ней же припал ты, блаженне, почерпнул ты премудро богословия учения. И философов языковредье потопил ты, как прежде египтян, И верный Израиль воистинну православия К земле наставил . Если мы обратимся к событийной стороне кондаков преподобного Романа Сладкопевца, то увидим некоторые новые черты и по отношению к Священному Писанию и Священному Преданию. Так, в кондаке на Пятидесятницу содержатся весьма интересные сведения о его проповеди: Как увидели их языками глаголющих всеми отвсюду сошедшиеся Воскликнули, дивяся: «Что это значит?» Галилеянами апостолы являются, И как же видим что для всех народов Теперь они соотечественники? Когда Египет созерцал Петр Кифа? Когда Андрей же обитал посредине рек? Сыновья Зеведея когда видели Памфилию? Эта строфа имеет известную историко-географическую привязку. Во-первых, существуют свидетельства о том, что апостол Петр проповедовал в Египте . Известны «Деяния Андрея и Варфоломея», согласно которым апостолы Андрей и Варфоломей проповедовали в некоем городе парфян, где обратили некоего Христомея – возможного прототипа святого Христофора . Возможно, под «городом парфян» имеется в виду столица парфянского государства Ктесифон, который как раз находился в Месопотамии. Наконец, что касается сыновей Зеведеевых, то апостол Иаков Зеведеев не выходил за пределы Палестины, так как был достаточно рано казнен Иродом в Иерусалиме. Однако его брат апостол Иоанн действительно проповедовал в Малой Азии и завершил свои дни в Эфесе, по сути дела – экзархом всей Малоазийской Церкви. Судя по Апокалипсису, Деяниям Иоанна и другим источникам, деятельность апостола Иоанна преимущественно простиралась на Карию, Вифинию и Лидию. До нас не дошло известий о его проповеди непосредственно в Памфилии. Возможно, здесь произошло определенное смешение Иоанна, сына Зеведеева, с Иоанном, называемым Марком, который служил Павлу и Варнаве и оставил их в Памфилии, возвратившись в Иерусалим . Тем не менее, само это смешение не случайно, поскольку апостол Иоанн мог проходить через Памфилию по пути в Эфес: из его сирийских Деяний мы знаем, что этот путь он прошел по суше «и благовествовал в городах и деревнях о Господе нашем сорок восемь дней» .

http://pravoslavie.ru/64758.html

Такой подход последовательно применялся к Евангелию древними толкователями, в частности Иоанном Златоустом , считавшим, что изгнание торгующих из храма «произошло два раза, и притом в разное время» 85 . По словам Златоуста, евангелисты «не противоречат друг другу, а дают видеть, что Он сделал это два раза и что оба случая были не в одно и то же время: в первый раз Он совершил это вначале, а во второй – когда уже шел на страдания» 86 . Блаженный Августин в трактате «О согласии евангелистов» пишет: Об этом изгнании торгующих из храма говорят все, но Иоанн – в совершенно другом порядке, так как после свидетельства Крестителя об Иисусе сказал, что Он пошел в Галилею, где претворил воду в вино, и оттуда, проведя несколько дней в Капернауме, Он, по словам Иоанна, пошел в Иерусалим, так как была пасха иудейская, и, сделав бич из веревок, изгнал торговавших из храма. Из этого видно, что Господь совершил это не один, а два раза. В первый раз тогда, когда об этом упомянул Иоанн, а во второй – когда об этом поведали прочие три евангелиста 87 . 1. Иерусалимский Храм Прежде чем говорить об изгнании Иисусом торгующих из храма, необходимо сказать о том, какое значение имел Иерусалимский храм для иудеев во времена Иисуса, и какую роль играл храм в Его жизни. В эпоху патриархов (Авраама, Исаака, Иакова) у евреев не было особых зданий для богослужения. Этим евреи отличались от языческих народов, в частности от египтян, у которых существовала широко развитая храмовая архитектура. У евреев были, однако, священные места, связанные с явлениями Бога человеку ( Быт. 32:30 ). Такие места могли обозначаться памятниками в виде камня, на который возливали елей ( Быт. 28:18–22 ). В местах явлений Божиих устраивались жертвенники ( Быт. 12:8; 26:25 ), представлявшие собой груду неотесанных камней для разжигания костра под открытым небом. Жертвенники устраивались также на новоприобретенных участках земли ( Быт. 8:20; 33:20 ). После исхода из египетского плена евреи под руководством Моисея по повелению Божию строят скинию – переносное святилище (Исх., гл. 26–27). Скиния, представлявшая собой походный храм-шатер внушительных размеров, воспринималась как место присутствия Божия ( Исх.25:8 ); именно там совершалось богослужение, приносились жертвы Богу. Скиния располагалась внутри прямоугольного двора площадью 100 на 50 локтей 88 ( Исх.27:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Усердным помощником Иоанна в проведении мер дисциплинарной строгости был его диакон Серапион, египтянин. Его неуступчивость еще более усиливала дух оппозиции и протеста, сложившийся во всех власть имущих слоях общества. После падения и казни временщика Евтропия императрица Евдоксия забрала силу власти. И ее настроением постарались завладеть все противники Иоанна. Императрице доносили, что, обличая дамскую суетность и страсть к нарядам, проповедник метит именно в нее. Евдоксии даже «подбросили» епископа Севириана Кавалльского, выдавая его за красноречивого проповедника «не хуже» Златоуста. Несколько проповедей Севириана до нас дошли в полных старых изданиях сочинений Иоанна Златоуста. По-видимому, враги Златоуста пускали еще тогда в оборот эти псевдоэпиграфы, чтобы сбить с толку общественное мнение и на опыте доказать, что Златоуст не исключение, есть и другие ораторы не хуже его. B это время Иоанн как раз отсутствовал в Константинополе. Рассорившиеся между собой епископы Ефесской митрополии в Малой Азии вызвали туда и Златоуста, чтобы, в роли третейского судьи и как епископа столицы — «Нового Рима,» разобрать дело. Эта роль миротворца увлекла Златоуста. Местные Малоазийские епископы обвиняли своего Ефесского митрополита Антония в неправильных хиротониях многих епископов. Златоуст, внимательно разобравшись в делах, признал обвинения против Антония основательными, низложил его и еще 13 поставленных Антонием епископов. Это смелое третейское разбирательство, как всякое беспощадное правосудие, вызвало широкое эхо на всем Востоке. Житейская мудрость большинства предпочитала метод «шито-крыто,» нераздувание скандалов. Для Александрийской кафедры, которую занимал честолюбивый Феофил, это расширение компетенции Константинопольского архиепископа на Ефесские области было поводом для борьбы против унижения достоинства древних «апостольских» кафедр. Противники Златоуста привлекли в свой лагерь и его восточных земляков: Антиоха Птолемаидского и Акакия Веррийского. Старый (уже свыше 100 лет) Акакий Веррийский, после смерти Валента (379 г.) на опыте посрамленный в своей борьбе против «единосущия,» склонен был ненавидеть всех преуспевающих молодых.

http://sedmitza.ru/lib/text/435125/

10. Из этого ясно, что христианская вера не похожа ни на одну из религий и вероисповеданий мира. Ибо все другие религи от людей сущих от земли и говорящих от земли, от людей, которые говорили о духовном мире или по своему телесному разуму или по бесовскому прельщению. Никто из основателей других религий не говорил, что сошел с Неба или послан Отцом, не свидетельствовал о том, что видел и слышал на Небе, и что вноввь возвращается на Небо. Следовательно не может быть и речи о сравнении свидетельства Христа с другими религиями и вероисповеданиями мира и об их равентсве. 11. Не спрашивай христианина, верит ли он в Бога, лучше спросите, верит ли он в Евангелие, в Благую весть Христову. Ибо если скажет, что верит в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, то он – реакционер и язычник, потому что пришел к вере, как люди, жившие 2000 лет назад, скажем, как греческие или азиатские философы. Зачем же тогда Христос сходил с Небес? И зачем Он Своей кровью подтвердил миру Свое Откровение, Свою Благую весть? Поистине такой христианин принял на свою голову пречистую кровь Сына Божьего, как и те, что кричали: «Распни, распни Его!» 12. Православная Церковь, некогда единственная Христова Церковь в мире, от начала держалась веры в Евангелие, не отклоняясь ни влево, ни вправо, не опираясь ни на другие религии, ни на языческие философии, ни на естественные науки. Ибо, когда следуют за зрячим и прозорливым проводником, смешно, да и нет нужды, спрашивать дорогу у слепого и кривого. 13. Имея совершенную веру в Христа и в Его Благую весть, отцы и учители Церкви решительно отбросили эллинские философии, азиатские и африканские мистерии. Так поступили даже те, кто изучал философию в Афинах, такие, как Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов, а также и те, кто был по происхождению египтянином или арабом, как святые Антоний, Макарий, Исаак Сирин, Ефрем Сирин и другие. 14. Именно эти святые отцы - лучшие знатоки языческих философий и религиозных таинств, зная их из первых рук и на родном языке, были самыми решительными защитниками спасительной веры в Евангелие, в Благую весть Человека с Неба. Они не допускали ни малейшего компромисса, ни с кем и ни с чем, что от земли и с земли, что от человека и по плоти, что возникло или произошло вне Христа и вне Его Евангелия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

А это значит: разрушить весь православный строй нашей церковной жизни. Вот какою ценою они предлагают вам жалованье. Да ведь это – воистину нож, медом помазанный! Это – покушение на самую Церковь ! Ея порабощение! Нет, такие предложения можно называть предательскими. Тяжкий грех был бы, если бы мы дали согласие на них. Нет, уж лучше “страдать с народом Божиим, нежели царствовать с египтянами!” Но все это я говорю к тому, что все обстоятельства как бы указуют нам, что нет у нас надежды, кроме Господа Бога, что пора, наконец, нам уверовать в слово Его непреложное: “ищите прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложатся вам”. Ведь Он видит все тяжелое положение наше как в отношении наших нужд земных, так и в отношении великой тяготы служения нашего пастырского: сколько у нас врагов! как они хитры, лукавы! как они вводят в заблуждение наших друзей даже! Приведу последний пример: в нескольких патриотических газетах появилось ошеломляющее известие, будто в Енисейской епархии покончили самоубийством 6 священников! На поверку оказывается, что известие это пустила в ход иудейская “Сибирская Жизнь”, что из 6-ти два случая не самоубийства, а убийства, что в течение последнего года было только два случая, а два остальные – начиная с 1891 года по сие время, на протяжении 22-х лет. А благожелательная к Церкви газета, попавшись на удочку, уже делает выводы: какое у нас духовенство, какие у Восторгова курсисты! И таким образом помогает клеветникам взводить на нас клеветы. Чем ограждать себя от таких похулений? Да всего лучше – всепрощением! Вспомните, что преподобный Иоанн Лествичник заповедует монаху: “Пей поругание как воду живую!” В наше, особенно в наше тяжелое для Церкви время прикладно и иереям Божиим “пить” это поругание безмолвно: есть Судия на небе, Он и рассудит! Господь сказал: “аще Мене изгнаша, и вас ижденут, аще Мое слово соблюдоша, и ваше соблюдут”. Если только и слышишь поругание Его святого имени, издевательства над Его невестою – Церковью святой, то что дивного, если поносят и наше звание, если на нас клевещут, взводят небылицы? Вот была бы беда, вот когда не было бы ни в чем для нас ни утешения, ни оправдания, если бы на деле были поводы к такому поношению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Борьба скоро возгорелась. Уже в начале 330 года он был удален от своей паствы по недоброжелательству «еретиков». Он жалуется на это в своем пасхальном послании, не указывая точно, от каких интриг он пострадал. Небольшая мелитианская церковь присоединилась к еп. Александру на условиях, установленных Никейским собором. После смерти Александра 285 она не поладила с Афанасием; возникли трения. Главой мелитиан после смерти Мелития стал некий Иоанн Архаф, епископ мемфисский. Сторонники Ария в Александрии со своей стороны волновались. В начале 331 года, когда приспело время писать обычное пасхальное послание 286 , которым александрийские епископы возвещали о времени наступления пасхи, Афанасий оказался опять оторванным от паствы и на этот раз снова по вине «еретиков» 287 . Афанасий ставил для их возвращения в церковь условия, которые им казались чрезмерно тяжелыми; Евсевий никомидийский издали поддерживал их и посылал молодому епископу письменные увещания и словесные угрозы. Он добился того, что Константин приказал Афанасию принять в общение всех, кто просился, угрожая в противном случае удалить его самого из Александрии 288 . Были ли эти угрозы приведены в исполнение, или какое-нибудь волнение побудило его временно скрыться, несомненно одно – он вынужден был удалиться из своего епископского местопребывания. Афанасий написал императору, чтобы оправдать свое поведение, но мелитиане вступили с ним в тяжбу. Три их епископа, – Исион, Евдемон и Каллинник 289 , – отправились к императору жаловаться на него; они обвиняли его в том, что он обложил египтян оброком в виде льняных стихарей. Двое из его пресвитеров, – Апий и Макарий, – случившиеся при дворе в это время, опровергли обвинение, но император вытребовал епископа к себе. Тогда были выдвинуты два новых обвинения: пресвитер Макарий по приказанию своего епископа разбил во время пастырского объезда в Мареоте чашу, сам Афанасий послал большую сумму денег некоему Филомену, заподозренному в злоумышлениях против особы императора. Это последнее обвинение было в особенности тяжко.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Быт.12:11 . Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: Такой уговор у Аврама с Сарой сделан был гораздо раньше, еще перед самым выходом из Ура Халдейского ( Быт. 20:13 ), так как Аврам, очевидно, знал нравственную распущенность всех племен, среди которых ему придется странствовать и жить. вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; Хотя Саре в это время было уже 65 лет, но так как данный возраст составлял лишь половину всей ее жизни ( Быт. 23:1 ) и так как, с другой стороны, она была бездетна ( Быт. 11:30 ), то и неудивительно, что могла до сего времени сохранить привлекательную красоту. Быт.12:12 . и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; В этих словах видно прекрасное знание современных той эпохе обычаев и нравов Египетской страны, где муж красивой женщины убивался, а самая жена бралась в гарем; в особенности широко все это практиковалось с переселенцами из Аравии, женщины которых сильно выигрывали в красоте по сравнению с довольно безобразными египтянками и ефиоплянками. Быт.12:13 . скажи же, что ты мне сестра, В этих словах Аврама не было полного обмана: во-первых, потому, что на Востоке слово «сестра» не имеет того узкого смысла, который соединяется с ним у нас, а означает близкое родство вообще, в понятие которого входят все двоюродные братья и сестры, а также и племянники с племянницами; во-вторых, и потому, что Сара и в самом деле доводилась Авраму или сводной сестрой, или племянницей ( Быт. 20:12 ). дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя. «Это – весьма трудное место: оно одно из тех мест Библии, которые доказывают необычайную правдивость священной летописи, именно явным указанием слабостей, иногда даже преступлений, величайших и святейших мужей Ветхого Завета, Аврама, Иакова, Давида, Соломона и др» (Властов). Как бы мы ни оправдывали поступка Аврама, но однако не в состоянии уничтожить в нем некоторого элемента малодушия и хитрости. Единственным оправданием его служит лишь грубость нравов той эпохи, позволявшая смотреть на брачный вопрос слишком широко и снисходительно, и безвыходное положение Аврама, заставлявшее его прибегнуть к меньшему злу, чтобы избегнуть большего – собственной погибели и полного порабощения Сары. Впрочем, святой Иоанн Златоуст в этом добровольном соглашении супругов и взаимном пожертвовании их своими интересами ради общего блага (один – правами мужа, другая – достоинством верной жены) видит венец их супружеской любви и образец, достойный подражания. Счастливое избавление от опасности

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В октябре 430 г. св. Кирилл, заручившийся письменной поддержкой Римского епископа, созвал в Александрии Собор, составил 12 анафематизмов против новой ереси и послал их Несторию вместе с письмом папы, пригрозив ему низложением и отлучением от Церкви в случае, если Несторий в течение десяти дней не признает свои ошибки. Одновременно св. Кирилл написал Иоанну Антиохийскому и Акакию Верийскому. Когда 30 ноября того же года Несторий получил анафематизмы Кирилла, он не только не захотел подписывать их, но, усмотрев в них аполлинарианские и арианские мнения, составил ответные 12 анафематизмов. В своей проповеди б декабря Несторий жаловался на гонение, воздвигнутое на него «неким египтянином», и отождествил свое дело с историей Иоанна Златоуста , который тоже претерпел несправедливое нападение от «египетского фараона» – дяди теперешнего оппонента Нестория. Иоанн Антиохийский, получив послание Кирилла, поручил рассмотреть его Андрею Самосатскому и бл. Феодориту Кирскому – оба они дали отрицательный отзыв на анафематизмы Кирилла (бл. Феодорит по примеру Нестория составил свои контранафематизмы против Кирилла). Св. Кирилла обвиняли в аполлинарианстве не без некоторых оснований: впоследствии Халкидонский Собор 451 г. откажется от его формулы «одна природа Бога Слова воплотившаяся», которую он считал формулой св. Афанасия, тогда как в действительности она принадлежала Аполлинарию Лаодикийскому. После всего этого попытки императора Феодосия, а также Акакия Верийского, Иоанна Антиохийского и преп. Исидора Пелусиота примирить Кирилла с Несторием были обречены на провал. На стороне св. Кирилла были епископы Рима, Египта, Палестины и Малой Азии, тогда как сторонниками Нестория были архиереи Константинополя и Сирии. Несторий убедил императора созвать Вселенский Собор. Император назначил открытие Собора на Пятидесятницу 431 г.; местом его проведения был избран Ефес. Весной 431 г. св. Кирилл тщательно готовился к Собору и прибыл в Ефес за пять дней до предполагаемой даты его открытия в сопровождении почти 50 епископов и большого количества монахов. Несторий прибыл незадолго до св. Кирилла всего с десятью епископами. Ефесский епископ Мемнон сразу же занял сторону св. Кирилла, запретив Несторию и его сторонникам служить в городских храмах. Императорский комит Кандидиан, представитель государственной власти, напротив, был на стороне Нестория.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Тафнасе Иеремия и погребен на месте, где стоял погребальный дворец древних фараонов. Такую почесть воздавали Египтяне Иеремии, потому что получили от него большую себе пользу или великое благодеяние, как говорит святой Ефрем Сириянин (в предисловии к своему толкованию на сию книгу); а эта польза или благодеяние, по свидетельству святого Епифания, Дорофея Тирского и Исидора Испалийского (см. Cursus complet. sacrae scripturae, tom XXI pag. 27) состояло в том, что пророк Иеремия своими молитвами прогнал аспидов, крокодилов и других диких зверей от их города и из окрестностей оного. Египтяне и доныне глубоко уважают могилу Иеремии, находящуюся неподалеку от Каира, и берут с нее землю для предохранения от крокодилов и для исцеления от укушения змей. Иоанн Мосх (in Prat spirit. cap. 77) свидетельствует, что Александр Македонский перенес тело (вероятно преданное погребению так же, как обыкновенно погребали Египтяне) Иеремии в Александрию; Александрийская летопись присовокупляет к сему, что тогда устроен был там приличный монумент в честь Иеремии. Никифор Каллист (Histor. lib. 8 сар. 30) записал предание, что этот монумент возобновлен и украшен царицей Еленой. Следовательно уважение Египтян к пророку Иеремии было велико и святые мощи его неоднократно переносимы были с одного места на другое, смотря по обстоятельствам и по взгляду владетелей Египта. Древнее предание, сохранившееся у святого Дорофея и Епифания, говорит, что пророк Иеремия предсказал жрецам Египетским, что их идолы падут, когда в Египет придет Матерь-дева со Своим Младенцем; – и что сие пророчество исполнилось во время пребывания Божией Матери с младенцем Иисусом в Египте, укрывшихся там от злобы Ирода Великого. У евреев было верование, что Иеремия, сокрывший ковчег и скрижали завета перед разрушением Иерусалима, восстанет вместе с Илиею ( Мф 16:14 411 ) и возвратит эту заветную святыню царю Мессии ( 2Мак 2:1–13 412 ). Во второй Маккавейской книге упоминается, что сединами и славою украшенный дивный братолюбец, много молящийся о людях и святом граде Иерусалиме пророк Божий Иеремия явился Иуде Маккавею (167–161 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010