СВЯТЫЕ ПРЕПОДОБНЫЕ ОТЦЫ ВАРСАНУФИЙ И ИОАНН Краткое сведение о них Извлечено из жизни их, составленной Никодимом Агиоритом Св. Варсануфий родом был Египтянин. С юных лет горел он желанием вести подвижническую жизнь. Проходя однажды мимо конского ристалища, он вошел в него и, видя, как там каждый старается обогнать другого, сказал себе мысленно: «видишь, как усердно подвизаются искатели тленных венцов? – Не тем ли паче должны подвизаться мы, – наследники Царствия Небесного?» – И ушел с сего зрелища, еще более прежнего горя духом к подвижничеству. Был ли он в какой обители в Египте, – неизвестно. Сказание указывает его иноком прямо в Палестине. Пришедши в Иерусалим на поклонение св. местам, он остался здесь и сначала жил под руководством старца Маркелла, а потом перешел в обитель Аввы Серида близ Газы. Здесь, стремясь к высшему подвижничеству, он устроил себе малую келью вне обители и, затворившись в ней, наслаждался сладчайшим безмолвием. В начале сего безмолвия ему приносили из обители только три хлебца в неделю. Но как он предавался плачу и великую почерпал сладость от слез, то от ощущения сей неизреченной сладости нередко довольствовался только одним хлебцем, а многократно забывал вкушать и его. Так вкушал он пищу иногда два раза в неделю, иногда один раз; ибо почасту восхищаем был к пище духовной, от сладости коей забывал о пище чувственной. С течением времени, омывая себя всегдашними слезами, блаженный так очистил сердце свое от страстей душевных и телесных, что стал превыше стрел вражеских, приобрел мир помыслов, который есть вместилище дарований Святого Духа, – приобрел и то, что в нем уснуло, или, лучше сказать, умерло всякое страстное движение и мудрование, почему и назвал затвор свой гробницею. С того самого времени, как он очистил сердце свое от страстей и сподобился быть храмом и жилищем Святого Духа, вследствие такой чистоты, обогатился он высокотворным, истинным и совершенным смирением, по которому считал себя землею и пеплом – на деле, а не на словах только, и всегда говорил себе: кто я такой? и кто считает меня за что-либо? Чрез такое смирение сподобился он и большей из всех добродетелей, – рассуждения, которое дается от Бога иноку, как управитель.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Скачать epub pdf Cod. 65. Феофилакт Симокатта. История Переводчик: Исихаст Прочитана история Феофилакта, эпарха и антиграфа, в восьми книгах. Феофилакт этот египтянин родом. Его стиль не лишен изящества, но вследствие чрезмерного использования образных выражений и аллегорических изысков холоден и по-детски безвкусен; далее, его часто несвоевременные отступления в область нравоучительных изречений свидетельствуют о пристрастии к избыточному многословию. В остальном он не заслуживает порицания. Он начинает с царствования Маврикия и доходит до воцарения Фоки. В первой книге он рассказывает, как император Тиберий объявляет Маврикия своим преемником на тот момент, когда Иоанн возглавлял константинопольскую церковь , и как Тиберий дал наставление Маврикию устами квестора Иоанна, которому было поручено обратиться к самому Маврикию и народу вместо басилевса, и как Тиберий обручил с Маврикием свою дочь И как он умер (14.08.582) на следующий день после Маврикиевой интронизации и как перед смертью он узрел видение, сказавшее ему: «Вот что, Тиберий, говорит тебе Троица: времена нечестивой тирании не придут в твое правление» Эти слова предвозвещали трагедию безбожного и тиранического царствования святотатца Фоки [замечание самого Фотия]. И как Маврикий заключил договор с аварами, которые незадолго до того осадили Сирмий, и согласился выплачивать варварам через купцов по 80 тысяч золотых монет в год одеждой и серебром Но договор продлился два года и был нарушен из-за алчности варваров ибо варвар [аварский каган] потребовал еще 20 тысяч золотых Это привело к разрыву перемирия (582): поэтому варвары захватывают город Сингидон Августы и Виминакий и осаждают город Анхиал Эльпидий и Коментиол отправлены в качестве послов римлян к аварскому кагану и подвергаются худому обращению за свободные речи Коментиола перед варваром В следующем (583) году Эльпидий вновь отправлен послом к кагану с предложением уплатить дополнительные 20 тысяч золотых монет и он возвратился в Византию вместе с неким Таргитием, представителем авар Когда же варвары разграбили немало римских территорий, Таргитий был сослан на остров Халкиду на шесть месяцев Коментиол же, избранный стратигом против славян, со славой отличился И как каган опять разорвал договор, и о маге Буколобре; и разорение варварами множества римских городов

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Скачать epub pdf Гомилия 1. Евангелие от Луки 1:1–4. На начало Евангелия от Луки до слов «описать тебе, достопочтенный Феофил» 1 . Как в давние времена многие среди иудеев пророчествовали, и одни были лжепророки, например, Анания, сын Азура (см. Иер.28:1–17 ), а другие являлись пророками истинными, и у народа была благодать различения духов, благодаря которому одни пророки принимались, другие же, подобные «умелым менялам», отвергались, так и ныне, в новозаветные времена, также «многие пытались» писать евангелия, но не все они получили признание. Да будет известно вам, что кроме четырех Евангелий было написано и много других, а те, которые у нас есть, были выбраны из этих евангелий и переданы Церкви, о чем мы узна е м также и из Евангелия от Луки, начинающегося словами «Как уже многие начали составлять повествования» ( Лк.1:1 ). В словах «начали составлять» содержится скрытое обвинение в отношении тех, кто бросился сочинять евангелия, не стяжав благодати Святого Духа. Ибо Матфей, Марк, Иоанн и Лука не «начинали» писать; они написали свои Евангелия, когда исполнились Духа Святого. Итак, «многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях» ( Лк.1:1 ). 2 . У Церкви четыре Евангелия, у еретиков – множество. Одно из них называется «Евангелие египтян», другое – «Евангелие двенадцати апостолов». Василид также дерзнул написать евангелие и дал ему свое имя. «Многие начали составлять», но были признаны только четыре Евангелия, и только на них должны быть основаны наши догматы о Личности Господа нашего и Спасителя. Известно мне одно евангелие, которое называется «От Фомы», а другое – «От Матиаса» и многие другие; мы прочитали эти и многие другие евангелия, чтобы не показаться невежами тем, кто думают, что они что-то знают, если изучили их. Но из всех этих евангелий мы не принимаем никакого иного, кроме тех, какие утверждены Церковью , а именно только эти четыре признанных Евангелия. Потому-то в начале Евангелия от Луки мы читаем: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях». Иные пытались и «начали» писать о тех событиях, о которых у нас уже составилось совершенно ясное представление.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Приметь здесь, возлюбленный, неизреченное долготерпение Божие и чрезвычайную веру и благодушие праведника, которые он показал при данных ему обетованиях. В самом деле, после того, как Бог столько раз обещал дать семени его землю и так умножить его, что многочисленностью своей оно будет равняться множеству звезд, Авраам, видя, что ни одно из обетований не исполняется, и что обетования все еще остаются на одних словах, не смутился мыслью, не поколебался духом, но пребыл непреклонным, веруя в могущество Обещавшего. Это самое и теперь выражает Божественное Писание, говоря: «Сара же жена Аврамля не раждаше ему», и тем показывая нам, что после всего случившегося, после заключенного с ним завета, после обетования о рождении от него бесчисленного множества (потомков), он не опечалился и не усомнился, когда видел, что не только ничто из сказанного не исполняется, но еще все выходит напротив. Поэтому-то, после всего, прежде сказанного (о обетованиях Божиих Аврааму), говорит Писание: «Сара же жена его не раждаше ему», дабы ты узнал, что после столь великих обетований ничего особенного с ним не случилось, а между тем бесплодие Сары и мертвенность ее утробы были таковы, что могли возбуждать в праведнике великое сомнение. Но праотец уже не взирал на препятствия со стороны природы и, зная премудрость Господа, Который, как Творец природы, может открыть пути и в непроходимых местах, Авраам, как благородный домочадец, не исследовал, как это будет, но предоставил неисследимому Его промыслу и веровал Его слову. Потому-то сказано, что «Сара, – и после таких обетований, – не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь». И здесь не без причины Божественное Писание упоминает нам о рабыне, но, чтобы мы знали, откуда она (взята), прибавляет: «египтяныня». Этим Писание возвращает нас к прежней истории и дает видеть, что рабыня была из числа тех, которых отдал Саре фараон, когда подвергся за нее отмщению от Бога всяческих, и что Сара взяла с собой эту рабыню, возвращаясь (в землю Ханаанскую). С такой целью Божественное Писание сделало нам известным и имя, и род ее (рабыни). Примечай же теперь рассудительный ум Сары, необыкновенную ее скромность, невыразимую кротость и послушание (праотцу). «Рече же Сара ко Авраму в земле Ханаанской 325 : се заключи мя Господь, еже не раждати: вниди убо к рабе моей, да чада сотвориши 326 от нея» ( Быт.16:2 ). Смотри, какое благодушие в этой жене: она ничего не сказала подобного тому, что после Рахиль говорила Иакову: «Даждь ми чада: аще же ни, умру аз» ( Быт.30:1 ). Но что говорит (Сарра)? «Се заключи мя Господь, еже не раждати». Так как, говорит, Создатель естества сотворил меня бесплодной и лишил способности рождать детей, то чтобы ты, дожив уже до глубокой старости, по причине моего неплодства, не остался совсем бесчадным, «вниди к рабе моей, да чада сотвориши от нея». Великая и необыкновенная мудрость жены! Какая жена решилась бы когда-либо это сделать или посоветовать это мужу, или уступить свое ложе рабе?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 19 О четырех «последних вещах» и, прежде всего, – о памяти смерти Ты земля, и в землю отойдешь, – сказал Бог Адаму, потому что Адам преступил Его Божественное и спасительное веление. По причине греха в мир вошла смерть. Ей подлежим мы все, родившиеся от Евы. Мы должны всегда быть готовы, потому что не знаем ни дня, ни часа нашей кончины. Кто думает о смерти всегда, не решится поступить плохо по отношению к Богу, боясь наказания, которое следует за грехом. Соломон нам дает дивный и полезный душе совет в Екклесиасте: Поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь. Помни о том, что у тебя будет в конце, и ты не сможешь согрешить. «Последняя» – последние вещи. Их четыре. Первая – смерть. Вторая – Второе Христово пришествие. Третья слава рая, и последняя – возмездие нескончаемого мучения. Кто продолжительно помнит о них и стремится размышлять умно, тот будет вести добрый и доблестный образ жизни. Мы тогда возненавидим грех и будем настойчивы в добродетели, сколь хватает сил. Потому я пишу это в конце второй части книги, чтобы ты, о слушатель, запомнил, как должен бояться нескончаемого наказания души. Скажем сперва о смерти, а потом отдельно напишем и об остальном. В древние времена египтяне имели обычай на дружеском пире ставить посреди стола деревянную раскрашенную скульптуру, изображавшую смерть. Все приглашенные смотрели на нее и ели чинно и умеренно. Тот, кто ее принес, говорил; «Видьте ее, гости, ешьте и вкушайте от стола, думая и о своем конце». О, мудрейшие египтяне, какое искусство и способ вы изобрели, чтобы сохранять воздержание и избегать безчиния, часто случающихся на пиршестве! Поистине, они не могли найти более полезного средства – в постыжение и осуждение нас, христиан, что мы не заботимся и не думаем о смерти, но ведем себя за столом неподобающим образом. В Византии, когда там было христианство , в тот день, когда собирались венчать царя на царство, ему приносили четыре различных по цвету камня и велели выбирать, из какого камня будет его надгробие. Подобным образом и в Риме есть обычай, выбирая нового Папу, проносить перед ним кусочек пакли и поджигать со словами: «Так проходит мирская слава» [Sic transit gloria mundi]. Иоанн Милостивый повелел, когда он стал Патриархом Александрийским, построить для него усыпальницу и не закрывать ее, но чтобы на каждый праздник тот раб, который поддерживал архиерейское облачение, говорил ему: «Владыко, повели закончить усыпальницу, ибо не знаешь день, когда умрешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ЭПИЛОГ. ИОАНН МАЛАЛА СЛОВО ВТОРОЕ По кончине Гефестовой правил египтянами сын его Гелиос дней четыре тысячи четыреста семь, сиречь годов двенадцать и еще дней девяносто семь; но во времена те ни египтяне, ни прочие народы не умели еще счет вести, но одни числили за годы обращения луны, иные же обращения дневные. Счисление же по двенадцати месяцам измышлено было после того, как нареклись человеки у царей подданными. Оный Гелиос, сын Гефестов, славолюбив был и могуществен. Узнал он от кого-то, что жена некая египетская, в достатке и чести живущая, возымев вожделение к мужу некоему, впала с ним в блуд; прослышав же сие, искал Гелиос уличить ее по законоположению Гефестову, дабы не ушла она от кары. Дознавшись о часе блудных ее свиданий и взяв воинов из дружины своей, ворвался он к ней в отсутствие супруга ее и обрел ее возлегшей с любодеем своим. Захватив ее, повелел он немедля со срамом водить е по всей земле Египетской; и сделалось со времени того целомудрие великое в пределах египетских. Любодея же того казнил он и тем благодарность себе стяжал. О деле сем повествует поэтически Гомер стихотворец, баснословя, будто уличил Гелиос Афродиту, смесившуюся в ночи с Аресом; Афродитой же назвал он вожделение блудное, от царя Гелиоса изобличенное. Истину же, нами выше изложенную, Палефа записал, летописец премудрый. По кончине ж Гелиоса царя, сына Гефествоа, правил египтянами Сосис, а после царствования его воцарился Осирис, а после Осириса воцарился Гор, а после Гора воцарился Фулис, каковой покорил себе с силою великою всю землю даже до Океана. По возвращении же из похода, африканскими проходя землями, вошел он в прорицалище, гордынею обуянный, и вопросил, жертвы принеся, так: – Прореки мне, Огнемощный, правдивый, Блаженный, в высях эфирных стезю свою стремящий! Кто прежде владычества моего возмог все покорить себе или кто после меня возможет? И было ему прорицание такое: – Первым – Бог; и Слово – по Нем; и Дух с Ними купно. Сродны Трое сии, Едины, и власть Их вовеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

«Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего» ( Ис.45:1–4 ). Видишь ли, сколько даров Он дарует народу? Когда видишь казни, которыми Он поразил фараона, то не думай, что Бог несправедлив хотя бы отчасти: Он желал освободить народ легким образом, но египтянин не пожелал этого. То, что Бог не пожелал подвергать его казням, ясно из того, что Он совершил прежде, – именно, Он послал к царю египетскому человека, который говорил: «отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне» ( Исх.7:16 ). Так как это повеление не было трудным, то не следовало ли ему повиноваться охотно? Он не сказал: пусть они принесут Мне жертвы в твоей стране, так как ты тогда ответил бы: это невозможно; наши жрецы служат нам, и непозволительно никому в нашу страну вводить нового закона. Он не сказал: пусть пойдут на отдаленное место, но просил только три дня отдыха. Если бы тот отпустил их даже совсем на свободу, то и это было бы справедливо, так как они служили тебе, египтянин, продолжительное время без платы. Однако, – не так: требуются только три дня, но он и в том отказал. Но разве тебе не должно было бояться Моей силы и не злоупотреблять Моим долготерпением? Персиянин же не упорствовал таким образом в своем мнении: как только он услышал, так тотчас отпустил их, и быстро возвратил пленников. От кого он услышал, или воспринял это? Может быть, в стране персов были уже свидетельства Божественной силы. Но я говорю: по внушению Божию. Пусть не говорит фараон, что он не был вразумлен: он слышал повеление Божие, и тем не менее сердце его осталось ожесточенным. Почему Бог посылал к нему наперед Моисея? Разве не затем, чтобы убедить царя отпустить народ? Но тот не пожелал. Персиянин напротив, как только услышал, так тотчас с готовностью последовал повелению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1. Сегодня надобно отдать любви вашей останки вчерашней беседы и, припомнив последовательность (библейской) речи, обратить внимание на то, каким пользуется праведный Исаак попечением свыше. Тот, кто воспретил ему путешествие в Египет и сказал: «Вселися в земли сей, и буду с тобою», так прославил его во всех отношениях, что, немного времени спустя, царь Герарский стал ему завидовать. Видя, как его имущество со дня на день умножалось, стали бояться поселения там этого мужа и принуждали его переселиться оттуда. Но лучше выслушаем самые слова Божественного Писания, чтобы вполне видеть благоволение, какое Бог оказывает рабам Своим. «Сея же, – сказано, – Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя». Прошу заметить премудрость Божию: дабы показать праведнику, что Он, Творец природы, может и невозможное делать возможным, что и в начале Он повелением Своим возбудил землю к произращению плодов, (Бог) сделал то, что праведник получил сторичный плод от посеянного им на той земле, чем и его привел в большее благосостояние, так что он ни в чем уже не нуждался, да и тем (жителям Герар) показал самым делом, какой помощью свыше пользуется праведник. Благоискусный и премудрый (Господь) часто одними и теми же делами Своими и избранным Своим благодетельствует, и заблуждающимся еще дает средство познать силу Его промысла. Это Он сделал впоследствии и в Египте, когда на жителей его наводил казни, а народ израильский сохранял невредимым. (Египтяне) не только в гневе Божием на них, но и в промышлении Божием о тех (израильтянах), научались познавать силу Бога и Творца всяческих. Но и эти, в свою очередь, не только из промышления и попечения Божия о них, но и из самого зрелища казней, каждый день постигавших Египет, уразумевали дивную к ним любовь Божию. Так одними и теми же делами Он и Своим, и противникам являл величие Своей силы. И самые стихии оказывают со своей стороны служение и повиновение рабам (Божиим), когда Владыка благоволит к ним. Это можно видеть на опыте в жизни этого праведника 485 : чего в другое время природа земли не проявляла, то теперь производит по воле Бога всяческих, и такой приносит плод, что Исаак вдруг становится весьма богатым: «Благослови бо 486 его Бог 487 , и возвысися человек, и преуспевая больший бываше, Дóндеже велик бысть зело» ( Быт.26:12–13 ). Так как богатство у праведников состояло тогда в плодоносности земли и в многочисленности стад, то и сказано: «Благослови его Бог и возвысися человек», т.е. сделался богат, и не просто богат, но и «больший бываше, Дóндеже велик бысть зело».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа LI «Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле» ( Быт.26:1 ). 1. Опять я хочу предложить вам поучение, из того, что следует после сказанного нами в прошедший раз. А для большей ясности, надобно припомнить любви вашей, где мы в прошедший раз окончили слово, и откуда должны сегодня начать его. Сами вы, развлекаясь многими заботами, может быть, и забыли это. Но мой долг – привести вам на память, чтобы через такое напоминание яснее стало для вас слово, которое сегодня будет сказано. Вы знаете, что в прошедший раз, повествуя о благочестии Ревекки и потом дошедши до Исава и Иакова, мы остановились на том, как Исав отдал права первородства Иакову, желая воспользоваться варением его, и, по страсти к известному яству, сам себя лишил первенства. А так сделалось не просто, но для того, чтобы на самом деле оправдалось Божественное предсказание: «Иакова возлюбих, Исава же возненавидех» ( Мал.1:2 ). Так как Бог предвидел уже будущие события, то и предсказал и добродетель Иакова, и низость духа в Исаве. Что же значит право первородства? Прежде время не позволяло мне сказать об этом вашей любви; но сегодня необходимо объяснить вам это. Первородство почиталось в древности за величайшую честь; а причиной такого уважения к нему было следующее обстоятельство. Когда Бог захотел освободить народ израильский из Египта и избавить его от мучительства фараонова, по обетованию, данному праотцу (Аврааму), а царь египетский сопротивлялся этому и хотел удержать народ, тогда Господь после различных казней, наведши (на Египет) последнюю казнь, заставил египтян, так сказать, своими руками вывести народ израильский. Именно, Бог определил истребить вдруг всех первенцев египетских, так что в каждом доме видны были слезы и рыдания. Египтяне думали, что этим казнь не ограничится; а ожидали, что смерть, продолжая идти, постигнет и всех. Таким образом когда всех первородных египетских вдруг постигла смерть, а израильтяне, пользуясь покровом свыше, остались невредимы, то Бог, и в этом событии показывая Свое к ним благоволение, повелел, чтобы за истребление первенцев египетских, впредь были посвящаемы Ему первенцы еврейские.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

ВИЗАНТИЯ КАК ЦЕНТР БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛИ НА ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ Основанный в IV в. на берегах Босфора как «новый Рим», призванный стать новой столицей христианской Римской империи, Константинополь (Византий) постепенно, но неотвратимо стал также главным интеллектуальным центром восточного христианства. Отсеченная в V в. от всей своей западной половины, империя просуществовала несколько сот лет, объединенная тремя элементами, которые принято считать основами «византийской» цивилизации: христианской верой, римской политической традицией и греческим языком. Использование греческого в качестве официального языка государства и главного средства выражения интеллектуальной деятельности не означало, однако, что христианская Византия была греческим национальным государством. Она сохранила свой многонациональный и мультикультурный характер вплоть до позднего Средневековья. Армяне, сирийцы, славяне, грузины и представители других этнических групп либо входили в византийскую общественную иерархию, либо, если тому благоприятствовали политические факторы, создавали независимые государства, которые тем не менее продолжали считать себя частью христианского мира с центром в Константинополе и частью канонической структуры Православной церкви. Константинополь определял традиции, образцы религиозной мысли и критерии богопочитания и духовности для всего «Византийского содружества» 552 . В V в. христианский Восток все еще был полицентричным: экзегетические и богословские традиции в Александрии, Антиохии и сироязычной Месопотамии отличались друг от друга. И все же острое противостояние, вызванное христологическими спорами и последующей монофизитской схизмой, к которой присоединилось большинство сирийцев и египтян, значительно ослабили древние интеллектуальные центры Ближнего Востока. Исламское завоевание VII в. наглухо изолировало их от Константинополя. Два Рима – «ветхий» на берегах Тибра и «новый» на Босфоре – оказались лицом к лицу в пределах имперского православия. В эпоху императора Юстиниана (527–565), определившую весь дальнейший строй средневековой византийской цивилизации, богословие Константинопольской церкви сознательно пыталось достигнуть синтеза между противоборствующими традициями, уходящими в прошлое, и преодолеть их разноречивость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010