Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ИОАННА ПАПЕССА вымышленный персонаж, женщина, якобы занимавшая Папский престол в сер. IX в. (по другим версиям, в X или в XI в.) ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МОНАСТЫРЬ [Продрома мон-рь], действующий, жен., общежительный, принадлежит Серрской и Нигритской митрополии Элладской Православной Церкви ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ мон-рь, муж., действующий, принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви ИОАНН АРГИРОПУЛ (ок. 1393/94 или ок. 1415 - 1487), визант. ученый, гуманист, филолог, сторонник унии К-польской и Римско-католической Церквей ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ [Иоанн Хильталинген] († 1392), средневек. богослов и проповедник, генерал ордена августинцев-еремитов (1379-1389), епископ г. Ломбес (c 1389) ИОАНН БАР ЗОБИ (кон. XII - нач. XIII в.), иером. несторианского мон-ря Савришо в Бет-Кока (Адиабена), восточносир. грамматист и писатель ИОАНН БАР КУРСУС (ок. 483 - 538), еп. г. Телла (Константина), видный деятель монофизитства, церковный писатель, канонист, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 6 февр.) ИОАНН БИКЛАРИЙСКИЙ (ок. 550 - между 614 и 621), настоятель мон-ря Биклар, еп. Герунды (ныне Жерона, Каталония, Испания), лат. испан. хронист вестгот. периода ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) ИОАНН ДУНС СКОТ († 1308), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.) ИОАНН ЕГИПТЯНИН († после 541), еп. г. Гефестополь (Ифест, Н. Египет), видный деятель монофизитства эпохи имп. Юстиниана I (527-565) ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель мон-ря Зедазени

http://pravenc.ru/rubrics/121236_128.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [Иоанн Пустынник; арм. Иоанн Гбеци (), т. е. колодезный; греч. Ιωννης ν τ φρατι - Иоанн «в студенце»] († IV в.), прп. (пам. 29 марта; пам. греч. 30 марта; пам. арм. 20 мая и в 1-й четверг дек. вместе с памятью др. св. пустынников). Полулегендарные сведения об этом подвижнике сохранились в 3 агиографических традициях: греческой, сирийской (BHO, N 521) и армянской (BHO, N 520, 522). П. Петерс высказал предположение, что оригинал Жития И. был написан по-гречески ( Peeters. 1910. P. 207). Время жизни И. обычно относят к нач. IV в., поскольку в его Житиях упоминаются гонения на христиан со стороны рим. властей. В греч. пространном Житии сообщается, что И. род. в г. Кивиста (ныне Тонт Калези, в 30 км. от г. Эрегли, Турция). Согласно арм. Житию (ВНО, N 522), И. род. в Кесарии (видимо, Палестинской) во время наместничества Филиппа, отца прмц. Евгении . Однако в Мученичестве св. Евгении говорится, что ее отец был наместником в Александрии в правление имп. Коммода (180-192). Мать И., благочестивая богатая вдова по имени Иулия или Иулиания, скрывалась от преследований вместе с И. и его сестрой. Она обучала их светским наукам и наставляла в христ. добродетелях. Хотя из-за гонений мн. христиане боялись посещать богослужения, И. втайне от матери ходил молиться в близлежащий храм, где однажды встретил некоего праведника, посоветовавшему ему уйти в пустыню. Взяв благословение у матери, И. отправился в путь. Ему было 13 лет (по арм. версии, 15). Сведения о месте подвига И. в источниках противоречивы. Если греч. версия (пространное и краткое синаксарное Жития) указывает только, что «он ушел в пустыню», а затем «во внутреннюю пустыню», то сир. и арм. версии уточняют, что И. перешел Иордан, после чего, согласно BHO, N 522, отправился в Египет. В пустыне И. встретил отшельника прп. Фармуфия (пам. 11 апр.), родом египтянина, к-рый дал ему начальные наставления о подвижничестве; затем И. отправился дальше в пустыню, где нашел колодец глубиной 20 локтей, полный змей и скорпионов (согласно греч. традиции, путь к нему указал ангел). И., помолившись, прыгнул вниз и остался невредимым. 40 дней он стоял на молитве без еды, воды и сна. После этого гады покинули колодец. Ангел, раз в неделю приносивший прп. Фармуфию пищу, повелел ему относить часть ее И. Преодолевая различные искушения, И. прожил в колодце 10 лет. Перед смертью Бог послал к нему мон. Хрисия, которому И. рассказал о своей жизни. Согласно арм. Житию, подвижник скончался 23 апр. Хрисий похоронил И. в колодце, засыпав место погребения камнями и песком, и посадил там финиковую пальму, к-рая тотчас же выросла, зацвела и принесла плоды. Вернувшись на родину, Хрисий написал Житие И. Одна из арм. версий сообщает, что некий Хрисион по откровению написал Житие И. и оно совпало с Житием, созданным Хрисием ( Peeters. 1910. P. 207).

http://pravenc.ru/text/468975.html

Зиновьево (Зиновьев погост). Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1831. Адрес: Ярославская область, Первомайский район, урочище Зиновьево (Зиновьев погост) Координаты: 58.640562, 40.060979 Проезд:дорога Кукобой-Вараково. Перед речкой поворот на Яшканово. 4 км, подготовленный внедорожник. Везде " ураловская " колея. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сооружена в 1831 году. Престолов в ней три: 1) Успения Пресвятыя Богородицы, 2) Преподобнаго Павла Обнорскаго Чудотворца и 3) Святых и Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Земли 57 десятин. Всего в приходе 18 селений, 162 дома, число душ 647 мужского пола и 930 женского. Книга «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.) Комментарии и обсуждение В углу Пошехонье-Кукобой, глуше которого поискать, состоялась служба, на которую на тракторах приехали и египтяне, и американцы. Здесь служил «эсперантский Достоевский» — отец Иоанн Ширяев. Один из первых, кто стал писать на эсперанто. 3 августа 2017 года ребятами из Молодежного отдела Воскресенского собора г. Тутаева была проведена нелегкая и очень ответственная работа — подготовить к архиерейскому богослужению полуразрушенный храм в селе Зиновьево Пошехонского благочиния. Это село, которое сегодня не найти на карте, и храм, к которому можно добраться только на тракторе, известны во всем мире благодаря священнику Иоанну Ширяеву, который служил здесь в начале прошлого века. Отец Иоанн стал известен всему миру как писатель Иван-Горемыка. Свои произведения он писал на языке международного общения эсперанто. К сожалению, многие его труды утеряны (например, перевод на эсперанто литургии Иоанна Златоуста), не смогли быть опубликованы (как переводы на эсперанто «Войны и мира» и «Анны Карениной» Льва Толстого, а также «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского). Отец Иоанн стал одним из первых в мире писателей, создавших собственные произведения на эсперанто. За психологизм новелл его прозвали «эсперантским Достоевским».

http://sobory.ru/article/?object=42202

Люсьен Реньё Беседы друг с другом «Как приятно сесть поболтать!» – гласит надпись, прославляющая победу фараона Мернептаха 1084 . Египтяне всегда любили обмениваться между собой соображениями по тому или иному предмету, причем делали это достаточно многословно. Отшельники, которые жили почти всю неделю в тиши своих келий, тоже любили в субботу и воскресенье побыть вместе и поговорить о вещах духовных, касающихся жизни в пустыне, о борьбе с бесами и лукавыми помыслами... По сути дела, все темы, о которых мы читаем в апофтегмах, были предметом подобного обсуждения. Монахи, выходя из церкви после службы или агапы, тотчас окружали какого-нибудь старца и спрашивали его о своих помыслах 1085 , или сам старец задавал вопрос, по которому он хотел услышать мнение каждого 1086 . Иногда тот или иной монах по смирению не говорил ничего или довольствовался ответом: «Я не знаю» 1087 . Темой для беседы могла быть строка из Священного Писания. Или, по примеру ветхозаветных пророков, старец совершал какой-то странный поступок, который приводил других в недоумение, а затем объяснял его назидательный смысл 1088 . Часто спор возникал о превосходстве добродетелей и следовании им. Иоанн Кассиан , например, приводит нам одну беседу, где старцы спорят с Антонием Великим о той добродетели, что более других необходима монаху 1089 . В конце концов старец завершил дискуссию, доказав, что эта добродетель – рассудительность, и такое решение было признано всеми. Но иногда находились недовольные или гордецы, которые осмеливались открыто упрекать почтенного старца в чем-либо. Так, например, некий Евкарпий дерзнул прилюдно обличать авву Иоанна Колова, дойдя до того, что сравнил его с «проституткой, которая прихорашивается, чтобы казаться милее своим поклонникам» 1090 . Монахи могли дремать или даже спать во время таких духовных бесед. Однако стоило старцу начать рассказывать слегка фривольную историю, братия тут же просыпалась и начинала внимательно слушать 1091 . Иоанн Кассиан , который отметил этот факт, приводит и обратный пример – старец по имени Махет, получив от Бога благодать никогда не спать во время духовных бесед, засыпал тотчас, когда начинались злословие или праздная болтовня 1092 . Когда дискуссия переходила в злобный спор, старец мог быстро оттуда ретироваться, чтобы сохранить душевное спокойствие и сосредоточенность 1093 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЕГИПТЯНИН [греч. Ιωννης Αγπτιος] († 310), св., и 40 мучеников (пам. греч. 20 сент.). Сведения об И. Е. содержатся в соч. Евсевия , еп. Кесарийского († 339/40) «О Палестинских мучениках» ( Euseb. De mart. Palaest.), в 13-й гл. которого рассказывается об исповедниках, по причине старости и болезней более неспособных работать на медных рудниках Палестины и живших в отдельном месте. Среди них был сщмч. Сильван , еп. Газский (пам. 4 мая), вместе с к-рым находились мн. египтяне. Один из них, И. Е., отличался «философским складом характера и образом жизни» и обладал удивительной памятью: после того как по приказу имп. Максимина Дайи (305-313) ему выжгли глаза и раскаленным железом изувечили ногу, И. Е. продолжал смело проповедовать Христа и наизусть цитировал отрывки Свящ. Писания. Исповедники проводили жизнь в посте, молитве и аскетических подвигах; по приказу императора 39 из них были обезглавлены. Из рассказа Евсевия неясно, был ли в их числе И. Е. В визант. Синаксарях (напр., Paris. gr. 1589, XII в.) память И. Е.- исповедника содержится под 20 сент. Краткое сказание о нем было составлено на основе сведений из сочинения Евсевия с допущением некоторых неточностей: вместо имп. Максимина в Синаксарях упомянут имп. Максимиан (возможно, имеется в виду Максимиан Галерий (293-311)) и говорится, что И. Е. пострадал с 40 мучениками. В греч. стишном Синаксаре 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Син. греч. 369(353) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 518) И. Е. назван преподобномучеником. Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, датирует мученичество И. Е. 295 г., понимая, по-видимому, под именем императора, упомянутого в Синаксарях, Максимиана Геркулия (286-305). Кроме того, по мнению митрополита, И. Е. был родом из Александрии и пострадал вместе с еп. Савином. В лат. календарях имя И. Е. отдельно не упоминается. Под 4 мая в Мартирологе блж. Иеронима содержится память «Сильвана, пострадавшего в Кесарии, и в Александрии других 40 мучеников» (MartHieron. P. 229). По мнению И. Делеэ, упоминание г. Александрии по ошибке было заимствовано переписчиком из др. записи (MartHieron. Comment. P. 230).

http://pravenc.ru/text/471173.html

митрополит Иоанн (Снычёв) ВОПРОШЕНИЕ СТАРЦЕВ О ПОМЫСЛАХ 1. Почему великие подвижники, изучившие премудрость века сего, предпочитали, однако, вопрошать о своих помыслах простых, неученых старцев? Вопросил однажды авва Арсений одного из египетских старцев о своих помыслах. Это увидел некоторый брат и спросил его: авва Арсений! почему ты, будучи столько сведущ в учености Греции и Рима, вопрошаешь о твоих помыслах этого, чуждого всякой учености? Арсений отвечал: науки Греции и Рима я знаю, но еще не узнал алфавита, который преподается этим, ничего не знающим в учености мира. Стр. 48 (6) Дознания, которые сообщал Египтянин, были доставлены ему исполнением евангельских заповедей. Эти познания приобретаются в самой душе, в ней имеют опытное, неоспоримое доказательство себе, они представляются поразительною новостью для ученого по стихиям мира, получившего все познания свои извне, лишенного правильного самовоззрения, которое открывается исключительно при свете учения Христова. Блаженный авва Арсений, почтивший должным образом Премудрость, нисшедшую к человекам свыше, и уничиживший пред нею премудрость, возникшую из падения человеческого. Многие, весьма многие предпочли вторую первой, погубили себя и своих последователей, устранив от себя свет Христов, оставшись при своем собственном свете. 2. Пример о том, как старцы вопрошали старцев о своих помыслах. Вопросил авва Лонгин, в новоначалии своем, авву Лукия о трех помыслах, сказав, во-первых: «хочу быть странником»; старец отвечал: «если не удержишь языка твоего, то не возможешь быть странником, куда бы ты ни пошел». Потом сказал Лонгин: «хочу есть через день». На это отвечал старец Лукий: «Сказал пророк Исаия: аще слячеши яко серп выю твою, ниже тако наречеши пост приятен. Все внимание обрати на то, чтоб воздерживаться от порочных мыслей». В-третьих, сказал Лонгин: «хочу удалиться от человеков». Старец отвечал: «если прежде не приведешь себя в правильное настроение, пребывая между человеками, то не возможешь стяжать его, живя наедине».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ПОМОЩЬ БОЖИЯ Кто помогает человеку во всяком труде его? Брат вопросил авву Моисея: что помогает человеку во всяком труде его? Старец сказал: Бог, потому что говорит Писание: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело. Стр. 314 (4). Кому Господь помогает в жизни? Брат сказал авве Пимену: вижу, что где бы я ни был, обретаю помощь. Старец сказал: «тем, которые имеют меч в руках своих, Бог помогает во время всей жизни. Если будем храбры, то Он сотворит с нами милость». Стр. 332 (31) Является ли Господь на помощь тем, кто искренне взыскует Его? Авва Ираклий поведал: Некоторый старец жил в идольском капище. Пришли к нему демоны, говоря: уйди из нашего места. Старец отвечал: у вас нет места. Демоны начали разбрасывать его вещи; старец терпеливо собирал их. После этого демон, взяв его за руку, повлек из капища. Когда он дотащил старца до дверей, старец другою рукою уперся в дверь и воскликнул: Иисусе! помоги мне! Демон тотчас убежал, а старец начал плакать. Господь сказал ему: о чем ты плачешь? Старец отвечал: плачу о том, что демоны дерзают владеть человеком и так поступать с ним. Господь сказал ему: ты был нерадив. Когда же ты взыскал Меня – видишь, как Я скоро предстал тебе. Стр. 246 (1). Посылает ли Господь Свою помощь тем, чей ум хранит душевные чувства от плотских пожеланий и упражняется непрестанно в сокровенном поучении? Если ум сохранит душевные чувства от плотских пожеланий, и столп видения его проведет чрез них душу, как провел Израильтян чрез пустыню столп, который они видели облачным в течение дня и огненным ночью; если столп этот отделит душу от скотоподобных похотений, как отделил полк Израильский от полка Египтян, то Бог воззрит гневно на буйное бесстыдство страстей, устремляющихся на душу и усиливающихся содержать чувство в грехе. Он посылает помощь Свою уму, упражняющемуся непрестанно в сокровенном поучении, погубляет и уничтожает мгновенно всех врагов его. ( Авва Исаия ). Стр. 239 (600). Чем привлекается помощь Божия при совершении того или иного подвига?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Есть, еда Есть, еда ( Uc. LXVI, 17 ). Евреи чуждались есть и пить с египтянами, равно как и египтяне в столе не сообщались с евреями. Египтяне не могут есть и пить с евреями, замечает свящ. бытописатель, потому что это мерзость для Египтян ( Быm. XLIII, 32 ). Учение Иисуса Христа привлекало массу народа, и вот в числе других слушателей мытари и грешники приближались слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников, и ест с ними ( Лk. XV, 1–2 ). Главное обвинение против апостола Петра состояло в упреке ему со стороны обрезанных, что он ходил к людям необрезанным и ел с ними ( Дeяh. XI, 3 ). Обычай у евреев вкушать пищу за обедом и ужином доселе еще остается в патриархальном виде у всех восточных народов. Гости обыкновенно возлежали на скамьях, или ложах, склонившись на левый локоть и пользуясь при еде главным образом правой рукой. Это особенное положение тела при трапезе дает живой интерес событию, описанному в Евангелии от Луки ( Лk.VII, 36, 50 ), и интерес вполне естественный, т. е. женщина-грешница, узнавши, что Господь Иисус Христос возлежит в доме фарисея, взошла в дом, обливала ноги Господа слезами и отирала волосами головы своей. Также очевидно, что при возлежании за трапезой всякий присутствующий легко мог склонить свою голову на грудь другого, как, напр., и св. Иоанн Богослов на Тайной вечере возлежал на груди у Иисуса ( Uh. XIII, 23 ). Женщины никогда не присутствовали в качестве гостей за иудейскими обедами и ужинами. Настоящий обычай еды у восточных народов поясняет некоторые интересные места Свящ. Писания и особенно Нового Завета. В Сирии присутствующие за трапезой пользуются своими пальцами; нож, ложка и тарелка употребляются только чужестранцами, и то только в виде особенной для них привилегии. Хлеб, который очень тонок, омакается в какой-либо суп из растений и овощей; и если на столе находится очень лакомый кусок, то хозяин дома берет его своими пальцами и подносит к устам гостя. Из Евангелия Матфея ( Mф.XXVI, 23 ) явствует, что Иуда предатель возлежал на вечере довольно близко от Иисуса, чтобы опустить свою руку в одно и то же с Ним блюдо; то же видно и из других дополнительных к сему событию обстоятельств, приводимых в Евангелии от Иоанна ( Uh.XIII, 26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Изъяснение псалма 116-го. «Аллилуия». И сия песнь прилична всякому человеку; потому что благодать Духа улучившим спасение повелевает песнословить Благодетеля. Пс.116:1 .   Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена. «Хвалите Господа вси языцы». Пророк всех в совокупности призывает к ликованию; потому что всем язычникам, не Еллинам только и Римлянам, но и варварским народам, Господь дал средства ко спасению, служителями сего благодеяния употребив священных Апостолов. Ибо сказал: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся елика заповедах вам» ( Матф. 28, 19–20 ). Покорствуя сему закону, обошли они всю землю и море, и привели ко Христу, кто Индов, кто Египтян, а кто Ефиоплян. Блаженный же Павел кратко сказует, к скольким народам принес он Божественную проповедь, чтобы «от Иерусалима и окрест до Иллирика исполнити благовествование Христово» ( Рим. 15, 19 ). Ибо, не прямым шествуя путем, но обходя обитающие посреди народы, принес и им спасительные догматы . «Сице же потщахся благовестити, не идеже именовася Христос, да не на чужем основании созижду: но якоже есть писано: имже не возвестися о Нем, узрят: и иже не слышаша, уразумеют» ( Рим. 15, 20–21 ). В последствии пришел он в Италию, ходил в Испанию, поставил пользу и островам, разсеянным в море. Ибо в послании к Римлянам сказал: «уповаю мимогрядый» в Испанию, проходить у вас, «и вами проводитися тамо, аще вас прежде от части насыщуся» ( Рим. 15, 24 ). А пиша к чудному Титу, говорит: «сего ради оставих тя в Крите, да устроиши по градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех» ( Тит. 1, 5 ). Так великий Иоанн освободил от прежняго нечестия Азию. Так божественный Андрей озарил Элладу лучами Боговедения. Так божественнейший Филипп обличил заблуждение жителей той и другой Фригии, Так великий Петр прошел от Иерусалима до Римскаго града, всем принося лучи истины. Так все, обошедши целую вселенную, разсеяли мрак неведения, и показали Солнце правды. Посему пророческое слово справедливо всем народам повелевает приносить песнь Богу; потому что все улучили спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ANCILLA THEOLOGIAE [лат.- служанка богословия], часто употреблявшееся в ср. века название философии, выражающее ее подчиненное положение по отношению к богословию с т. зр. достижения главной цели христианства - спасения человека. В соответствии с этим представлением истинная философия не противоречит богословию и всегда должна находиться в согласии с ним. Основания для такого понимания имелись уже в античной философии. Так, Аристотель утверждал, что богословие, или первая философия (πρτη φιλοσοφα), есть высшая наука, к-рой подчиняются все остальные науки как средства своей цели (Met. I 1-2). Первым из христ. мыслителей Климент Александрийский применил эту схему к отношению между христ. мудростью, основанной на Божественном Откровении, и естественной философией. По его мнению, философия не противоречит вере, но является ее союзницей (Strom. I 2). Для эллинов она была руководителем ко Христу, так же как закон для евреев (Ibid. I 5). Мудрость же, открытая в Свящ. Писании, есть госпожа (κυρα) философии, так же как сама философия - госпожа подготовительных наук (Ibidem). Мудрость Климент сравнивал с Саррой , любимой женой Авраама , занимавшей место госпожи, а философию - с египтянкой Агарью , находившейся в доме Авраама на положении служанки (Ibidem). Сам Климент указывал на источник такого толкования - Филона Александрийского (De cong. erud. quaer. gratia. 139-157). Святые отцы Церкви ( Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский и др.) называли философию «внешней мудростью» (θραθεν σοφα), к-рую они отличали от Божественной мудрости, содержащейся в Свящ. Писании, и отводили ей пропедевтическую роль для понимания истин христианства. Как Моисей , славившийся своей мудростью, сперва упражнял ум егип. науками и лишь затем приступил к созерцанию Сущего, так и христиане должны сначала подробно изучить произведения «внешних писателей» и лишь после этого слушать священные и таинственные уроки христ. учения ( Basil. Magn. Hom. 22). Блж. Августин также придавал философии, в частности логике (диалектике), большое методологическое значение и использовал ее в своих богословских изысканиях. По его мнению, наиболее близкой к христ. богословию философией является платонизм (De civ. Dei VIII 5; X 2). В VIII в. прп. Иоанн Дамаскин счел необходимым предпослать своему «Точному изложению Православной веры» логико-философское введение - «Диалектику, или Философские главы».

http://pravenc.ru/text/75556.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010