Мысли при чтении Книги Исход Гл.1 и 2. Тайна бедствий, насылаемых на нас от Бога: ими Бог очищает нашу душу и привлекает нас к Себе. Во время бедствий мы опытно узнаем, что иго Господне – благо и бремя Его легко есть ( Мф. 11:30 ). Гл.3, [ст.] 12. И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. В этих словах виден Бог всемогущий и всеведущий. Он видит, что мышца Его высокая заставит упорного фараона отпустить народ израильский из Египта и что евреи, вышедши из Египта, помолятся Ему в горе Хорив, где Моисей видел чудо. Молитва – дело свободного произволения человека: как Бог сердца человеческого, Бог предвидел и ее. Слава Тебе, Творче наш, ведущий седание мое и востание мое и провидящий вся пути моя [ Пс. 138:1, 3 ]. ст. Сущий [Иегова] послал меня к вам... Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. – Сущий... Как прекрасно выражает это слово вечность и неизменность Божества. Для Него нет ни прошедшего, ни будущего, а есть одно настоящее: Сый, или Сущий, – тогда Он был Сый, и теперь Сый, и во веки веков Сый! А мы? Нас недавно вовсе не было. Потом чрез посредство родителей Бог воззвал нас к существованию – и мы существуем; но дни наши, как сень 43 , преходят, настоящего у нас одна минута, и та движется и проходит, так что эта минута, которой я называю настоящее, сейчас же становится прошедшей. Будущее не в моей воле, и мне не известно, что я буду в следующую минуту. Таково бытие мое. Возблагоговеем все пред Сущим. 22 ст. Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян. Египтяне удерживали должную плату евреев, поэтому справедливо Бог повелевает обобрать египтян. Почему Бог повелевает украсить сынов и дщерей еврейских? – Ради торжества избавления от рабства египетского, в котором они были горькими невольниками, в грубых рубищах и не имели ни вида, ни доброты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые неразделенной Церкви ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ св. прав. (пам. в Неделю жен-мироносиц; пам. греч. 31 июля), влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа ИОСИФ ОБРУЧНИК прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей, происходил из рода царя Давида ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНА мц. Фессалоникийская (пам. 16 апр.; пам. визант. 3 апр.) - см. Агапия, Хиония и Ирина, мученицы Солунские (Иллирийские) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) ИРОДИОН ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла ИСААК СИРИН [Исаак Сполетийский, Монтелукский] († ок. 550), прп. (пам. 12 апр.; пам. зап. 11 апр.), отшельник, основатель монастыря на горе Монтелуко в Умбрии (Италия) ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и другие мученики Египетские († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.) ИУСТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 окт. и 4 янв. (в Соборе 70 апостолов); пам. визант. 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 окт.; пам. зап. 20 июля) ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.) КАДОК (VI в.?), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 25 сент.), основатель мон-ря Лланкарван (Уэльс) КАРТЕРИЙ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КВАРТ (I в.), ап. от 70 (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, пам. визант. 10 нояб., 3 авг. и 30 июня; пам. зап. 3 нояб.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/122320_8.html

Г. Из Патерика Авва Исидор сказал, что ученики должны любить настоящих учителей, как отцов, и бояться, как правителей. Но любовь не должна отменять страх, а страх – омрачать любовь. 2. Об Иоанне, ученике аввы Павла, рассказывали, что у него было необычайное послушание. Поблизости находилось кладбище, и там жила гиена. Старец видел в том месте много дикого лука и велел Иоанну пойти и нарвать зелени. Тот спросил: – Авва, а что делать с гиеной? – Если набросится на тебя, вяжи и тащи сюда, – пошутил старец. Вечером брат пошел на кладбище. Гиена напала на него. А он, как и велел старец, бросился на нее и хотел поймать. Но дикое животное пустилось наутек. Иоанн погнался за ним, приговаривая: – Авва велел мне связать тебя. В конце концов, он поймал и связал гиену. Тем временем старец сидел и ждал ученика, очень волнуясь за него. Тут он увидел ученика – он тащил за собой связанную гиену. Увидев эту картину, авва пришел в изумление. Но желая преподать ему урок смирения, ударил его. – Сам дурень, да притащил мне сюда еще и эту дрянь, – он развязал гиену и отпустил ее. 3. У блаженного Сериды, начальника киновии в Танафе, был любимый друг египтянин, живший вместе с учеником в Аскалони. Как-то зимой египтянин отправил ученика к авве Сериду с просьбой прислать ему скиталу 78 папируса для письма. Когда ученик пришел в киновию, разразился такой сильный ливень, что река Тиат 79 вышла из берегов. Юноша отдал письмо авве Сериду и хотел было взять скиталу и сразу уйти, но авва остановил его: – Посмотри, какой ливень. Ну, куда ты сейчас пойдешь? – У меня заповедь – я не могу остаться, – сказал он. Так как ученик настаивал, то старец отдал ему скиталу, и юноша, получив благословение, ушел. – Идите за ним, – сказал нам авва, – и посмотрите, как он будет перебираться через реку. И мы вместе с аввой Дорофеем пошли за бесстрашным юношей и увидели, как он, дойдя до реки, далеко отошел по берегу вверх по течению, разделся, замотал папирус в одежду, положил сверток на голову, привязал его хорошенько и, крикнув братьям:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Клевету свою на Иосифа она ведет с великим искусством. Она с величайшим презрением называет «еврея» (ср. Быт. 43:32, 46:34 ) и таким образом, лицемерно выражая свое отвращение к Иосифу и даже стараясь передать это отвращение и домашним («над нами», ст. 14), она пытается в корне уничтожить противоположное (о ее отвергнутой любви) предположение людей, едва ли, впрочем, особенно расположенных к любимцу хозяина дома – Иосифу. В свидетельство истины своих слов она указывает 2 момента, фактически верные, но извращенно мотивированные и умышленно переставленные один на место другого: 1) крик ее и 2) якобы добровольное оставление Иосифом одежды (ст. 15), между тем последнее произошло раньше и было следствием насилия Иосифу со стороны египтянки, крик же ее о помощи или защите явился вынужденной симуляцией обиды уже после сего. Быт.39:17–18 . И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною [и говорил мне: лягу я с тобою], но, когда [услышал, что] я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон. То же искусство – занять вместо положения обвиняемой роль обвинительницы – выражает жена Потифара и в обращении к мужу (о нем пренебрежительно упомянула она еще, ст. 14, в разговоре с домашними): ему она высказывает свой притворный гнев и упреки за то, что он, неосмотрительно введя в дом «раба-еврея», сам был последней, хотя и косвенной, причиной ее и семьи позора. Быт.39:19 . Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом; Потифар «воспылал гневом»; на кого – на Иосифа или на жену, не сказано. По иудейским толковникам, Потифар не поверил обвинению жены своей, потому что в противном случае он казнил бы человека, покусившегося осквернить его ложе; но он не хотел далее расследовать дело, избегая позора для себя и семьи своей. Что однако гнев его по крайней мере в первое время обращен был на Иосифа, а не на жену, видно из последствия описанного происшествия и изложенной клеветы: он заключает Иосифа в темницу (ст. 20), вероятно, и не выслушав обвиняемого, о самозащите которого текст ничего не говорит. «Если, – говорит святой Иоанн Златоуст (Бес. 62, с. 669) о Потифаре, – он не верил, то не следовало заключать его в темницу; а если поверил тому, что слова египтянки правдивы, то Иосиф заслуживал уже не заключения в темницу, а смертной казни и самого высшего наказания... Но рука Вышнего удержала чужеземца, и не допустила его тотчас устремиться на убийство юноши». Милость Божия к Иосифу в темнице

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не только античная словесность, но и вся мировая цивилизация является достоянием христианской Церкви, считает Григорий Богослов . Вместе с Оригеном и Григорием Нисским он убежден, что египетские сокровища, под которыми аллегорически понимается языческая ученость, не должны быть оставлены «новым Израилем " -христианами в руках «египтян-язычников»; христианам следует «заимствовать» их, т.е. ассимилировать, усвоить, сделать своими, при этом, разумеется, отвергнув идолопоклонство: Заимствуй у египтян сосуды золотые и серебряные, с ними иди; запаси на путь чужие сокровища, лучше же сказать – свои собственные... А что? Неужели оставишь египтянам и сопротивным силам то, что они неправедно нажили и еще неправеднее расточают? Оно не им принадлежит; они силой похитили его у Сказавшего: « «Мое серебро и Мое золото» ( Агг. 2:8 ); Я отдам его тому, кому захочу». Вчера оно принадлежало им, ибо так было попущено. А сегодня Владыка приносит и отдает его тебе, чтобы ты употребил его ко благу и во спасение. " Приобретем себе друзей богатством неправедным, чтобы,.. когда обнищаем», мы могли возвратить это себе в день Суда (Ср. Лк. 16:9 ). Если ты Рахиль или Лия, душа патриаршая и великая, укради у своего отца и идолов, которых найдешь – не чтобы сохранить их, но чтобы уничтожить (Ср. Исх. 31:19, 31–35 ) 253 . Итак, языческая ученость не принадлежит язычникам: их мудрость – не их собственная, но Христа, Божественного Логоса, у Которого они похитили ее, а теперь должны вернуть христианам. Эта идея на христианской почве не нова: у писателей II-III вв., в частности у Климента Александрийского , была целая теория о том, что античная философия и мифология – ни что иное, как искаженное Писание Ветхого Завета, из которого эллины украли свои учения. 254 Надо отметить, что в раннехристианской письменности достаточно часто говорилось о том, что человеческая цивилизация, искусство и культура имеют демоническое происхождение и появились в результате отпадения человека от райского блаженства: именно среди потомков Каина, который «пошел.. от лица Господня» ( Быт. 4:16 ), появилось градостроительство, скотоводство, музыка и производство орудий труда ( Быт. 4:17–22 ). В соответствии с этим взглядом Иоанн Златоуст говорил, что «города, искусства, одежды и множество остальных нужд... принесла смерть вместе с собою». 255 А в Беседах Макария Египетского проводится мысль о том, что мудрецы, философы, писатели, поэты, художники, скульпторы, архитекторы и археологи были «пленниками и рабами лукавой силы» и творили под воздействием «поселившегося внутри них змия», то есть диавола. 256

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Второй древний источник, который приписывает Иоанну епископство, это текст VII в. деяний Латеранского собора 649 г. Этот собор был созван против ереси монофелитов. На нём читалось сочинение Севира «против Иоанна, святой памяти епископа Кесарийского» . Здесь мы сталкиваемся с определенной путаницей, которая возникла от того, что были перепутаны два современных друг другу лица, которыми являются наш Иоанн Кесарийский Грамматик и другой Иоанн так называемый Хозивит . Решение этого вопроса было предложено французским учёным S. Vailhé, который в своей статье касается этой темы . Рассуждение S. Vailhé базируется на сравнении как православных так и монофизитов исторических свидетельств. Проблема заключается в том, что Иоанн Хозивит был поставлен епископом в тот же самый период времени, в который Иоанн Грамматик проявлял наибольшую активность, то есть во втором десятилетии VI в. Именно по этой причине, как представляется, говорит S. Vailhé, отцы Латеранского собора, зная о полемике Иоанна Кесарийского с Севиром Антиохийским, против которого он написал своё сочинение Philalèthe (Φιλαλθης) , будучи ещё монахом в Палестине и, возможно, желая дать больший авторитет текстам Иоанна, ошибочно назвали его епископом Кесарии. Само написания Philalèthe , что важно, S. Vailhé датирует не позже 512 года, поскольку Севир написал его, будучи ещё игуменом монастыря близ небольшого палестинского городка Майюма, и точно никак не позже 515 г. Об Иоанне же Хозивит известно, что он был родом египтянином, монахом в местечке Хозивит недалеко от Иерихона. Некоторое время спустя он был избран  на  епископскую кафедру в Кесарию приморскую . S. Vailhé приводит свидетельства историка Евагрия, который увязывает епископское назначение Иоанна Хозивита с началом царствования императора Иустина I (518-527) . Этот факт совпадает с данными актов собора в Иерусалиме, который проходил в 518 году, где Иоанн Хозивит значится как епископ Кесарийский . Таким образом, заключает автор, Иоанн Хозивит не мог быть поставлен епископом ранее 518 года . Следовательно, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать следующий вывод: если Philalèthe написано перед 512 годом, то есть до епископской хиротонии Севира, то сочинение Иоанна Кесарийского Грамматика, которое стало причиной написания вышеуказанного сочинения Севира, должно было появиться так же перед 512 годом. Таким образом как мы могли видеть из источников, говорит автор, Иоанн Хозивит, с большой степенью вероятности, не был епископом Кесарии приморской перед 512 годом и не мог, следовательно, до 512 года, именоваться «Кесарийским». Именно по этой причине, говорит S. Vailhé его невозможно спутать с Иоанном Кесарийским Грамматиком . Именно такое предположение и попытку решение этого вопроса предложил S. Vailhé, которое было принято всеми последующими учёными так или иначе касающихся этой проблематики.

http://bogoslov.ru/article/1943773

Крестя в водах Иордана и останавливаясь для этого там, где было много воды ( Ин. 3, 23 ), Иоанн Предтеча вместе с крещаемым входил в воду, прямое указание на что дается в сказании Дееписателя об евнухе царицы эфиопской и апостоле Филиппе – именно, что они «сошли оба в воду, … и [Филипп] крестил его» ( Деян. 8, 36–39 ), и косвенное указание в повествовании евангелистов о том, что «крестившись Иисус … вышел из воды» ( Мф. 3, 16 ; ср. Мк 1, 10 ). Введя крещаемого в русло вод Иордана, Иоанн омывал его своими руками, потом, доколе крещаемый находился в воде, Креститель, возложив на его голову руку свою, требовал, чтобы тот принес искреннее исповедание своих грехов – с обязательством вести жизнь новую, благочестивую. Затем Иоанн погружал покаявшегося с головой в воду при произнесении слов: «Крещаю тебя во имя Грядущего» (ср. Деян. 19, 4 ), и наконец выходили оба они на берег, где получивший крещение, по облечении в белую одежду – символ чистоты (обычай, усвоенный в христианстве, Еф. 4, 22–24 ), в благоговейной молитве просил Всевышнего (ср. Лк. 3, 21 ) подкрепить его немощные силы и направить на путь добродетелей. К проповеди своей о покаянии Иоанн Предтеча присоединил знаменательный обряд крещения, сделавши его символом, внешним выражением искреннего покаяния крещаемых. Рассматриваемый со внешней стороны, обряд Иоаннова крещения отчасти напоминает бывшие вообще у древних народов общественные и частные очищения или омовения, которые, независимо от гигиенического значения, составляли священный обряд. Так, законом Моисеевым предписано было евреям предварительно принесения всякой жертвы ( Числ. 8, 6–7; 19, 7–12 ) совершать омовения или погружения в воду, которым присвоялось значение уничтожения нравственной скверны, таинственного очищения души от грехов и вообще значение обновления всей жизни. В период после-маккавейского восстановления культа был установлен еврейскими раввинами особый, подобный крещению обряд для тех, кто из язычников принимал еврейскую веру. Тогда как для одних из язычников, желавших сделаться членами иудейской церкви, так называемых прозелитов правды или завета, считалось обязательным исполнение всех трех обрядов: обрезания, крещения и жертвы всесожжения, для облегчения перехода других в иудейство, именно тех из язычников, которые очень страшились тяжелой операции обрезания, по снисхождению признавалось достаточным только совершение омовения через погружение вместе с жертвой всесожжения, каковое требование применялось одинаково и к прозелитам уже ранее обрезанным, например египтянам, ефиоплянам, и к женщинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Тем временем некто Евсевий, диакон Константинопольской Церкви 206 , пребывая в Риме по церковным делам, пришед, передал ему ходатайства, заклиная его подождать малое время, чтобы увидеть раскрытие заговора. Между тем через три дня перед нами предстали еще четыре епископа, сторонники Иоанна: Пансофий Писидийский, Паппий Сирийский, Димитрий, епископ Второй Галатии, и Евгений Фригийский 207 , передав три послания: одно и, кроме него, еще два. Одно – послание епископа Иоанна 208 , другое – остальных сорока епископов, находящихся в общении с Иоанном 209 , и последнее – послание клира Иоанна. Все три были согласны между собой, указывая на смуту, учиненную невежами. III 210 . После этого блаженный папа Иннокентий в качестве ответа послал обеим сторонам копии общительных грамот 211 , отвергнув приговор, который Феофил считал уже вынесенным, сказав, что следует собрать другой, безукоризненный собор, из западных и восточных епископов, поскольку на заседания приходят сначала друзья, а затем и враги: ибо, как по большей части бывает, ни одни, ни другие по отдельности не могут вывести правильного суждения. Спустя еще немного дней опять явился некий пресвитер Феофила Петр вместе с диаконом Константинопольской Церкви Мартирием 212 , которые передали его послания 213 и, очевидно, какие-то донесения, где, как кажется, содержались сведения, что Иоанн осужден тридцатью шестью епископами, из которых двадцать девять были египтянами, а остальные из других мест. Папа Иннокентий, получив эти донесения и не найдя ни тяжелых обвинений, ни того, что Иоанн был осужден, лично присутствуя на суде 214 , продолжал публично порицать безумие Феофила, поскольку он столь суровый приговор вынес в отсутствие обвиняемого. Отпустив их с письмами, содержащими обличения, он молился с постом, умоляя Бога, чтобы церковная вражда была извращена, а братолюбие восстановлено. Содержание же его письма 215 было таковым: «Брат Феофил, мы считаем, что ты и брат Иоанн находитесь в общении с нами, как и в первых письмах, 216 мы явно представили наше мнение. И теперь, не отступив от этого образа мыслей, вновь пишем тебе то же самое, и, сколько бы раз ты ни обращался к нам, если не последует необходимого судебного разбирательства твоих легкомысленно принятых решений, невозможно, чтобы мы неразумно отступили от общения с Иоанном. Так что если ты уверен в своем решении, то предстань перед собором, собравшимся в согласии с Христом, изучив тогда обвинения при свидетелях – Никейских канонах 217 , ибо другого канона Римская Церковь не принимает, – и твое положение будет неуязвимым».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Какого цвета были эти одежды? Сегодня коптские монахи одеты в черное. Но, как кажется, в самом начале преобладал белый цвет. Ведь именно в белом мы видим Ора и Аполлона в «Истории монахов» 315 . Авва Даниил говорил, что его наставник, авва Арсений, оставил ему перед смертью «кожаный хитон, белую власяницу и сандалии из пальмовых ветвей» 316 . Вероятнее всего, отшельники специально не окрашивали одежду, которую носили. Количество и качество одежд Даже тогда, когда одеяния отшельников приобрели свой законченный вид, различие в их качестве еще могло сильно сказываться. Некоторые Отцы выделялись своими намеренно убогими одеяниями, например, бывший разбойник авва Моисей 317 или бывший царедворец авва Арсений, о котором говорили: «Никто во дворце не носил более пышных одежд, чем он, также и в церкви никто не носил одежд более жалких, чем он» 318 . Ведь трудно себе представить, чтобы монах задумывался о том, как бы ему предстать перед местным обществом нарядно одетым. В церкви Келлий один брат, носивший красивый куколь, был изгнан отцом Исааком 319 . В другой раз тот же Исаак сожалел о роскоши в одежде монахов. «Наши отцы, – говорил он им, – носили ветхие и латаные одежды из пальмы, а вы носите одежды дорогие. Идите отсюда!» 320 В целом же рекомендовалось не выделяться ни грязным рубищем, ни элегантным внешним видом. «Ибо, – как пишет Иоанн Кассиан , – когда демон не может породить в ком тщеславия видом чистых и опрятных одежд, он тогда старается искусить одеждой грязной и худо сделанной» 321 . Авву Агафона хвалили именно за то, что его одежды были не слишком красивы и не слишком убоги 322 . Христос заповедал своим апостолам иметь только один хитон. Первые Отцы пустыни страстно желали исполнить эту заповедь. Иоанн Кассиан подчеркивает, что в областях, где суровая зима, нельзя довольствоваться одной туникой, как это делают египтяне 323 . Однако, как кажется, довольно рано вошло в обычай иметь еще один хитон, лучшего качества, чтобы надевать его на церковную службу по субботам и воскресеньям. Так, например, делали Исайя, Феодор Фермийский и Диоскор. Исайя, когда возвращался в келью в воскресенье, снимал этот хитон 324 . Однажды, когда разбойники стали грабить авву Феодора, ему удалось отобрать у них «левитон, в котором он ходил в церковь » 325 . Авва Диоскор также имел второй хитон, даже лучше, чем тот, который он обычно надевал, идя в церковь . Он отдал его нищему. На вопрос священника: «А почему ты не отдал худший, чтобы оставить у себя тот, в котором ходишь в собрание?» – авва ответил просто: «А дал бы ты худший Христу?» 326 Любовь к ближнему – выше пышности богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отчасти в силу тяжеловесности и архаичности старых переводов, в нашем случае — Синодального, язык которого иногда называют «допушкинским». И в самом деле, он начинал создаваться еще в первой половине XIX века. Чего стоят такие устаревшие слова, как «седалище» (сиденье, престол) и «влагалище» (ножны), или такие витиеватые обороты: «видения же головы моей на ложе моем были такие» (Дан. 4, 7). Почему бы не сказать проще: «вот что мне приснилось»? Порой старый перевод и вовсе непонятен. «От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь» — так звучит в Синодальном переводе 7-й стих 75-го Псалма. Не сразу сообразишь, что речь идет о переходе Израиля через море, когда по воле Божьей на его дне уснули вечным сном египтяне вместе со своими боевыми конями. Не стоит на месте и наука, постоянно появляются какие-то новые, уточненные данные, которые позволяют исправить возможные неточности старых переводов. Кроме того, ни один перевод не может выразить всех возможных тонкостей оригинала. Но главная причина все же не в этом. Меняется мир, меняется читатель. Многие выражения древних и просто старых переводов, даже если они в целом понятны, не трогают сердца новых поколений так, как трогали когда-то первых читателей. Слова ведь, бывает, ветшают настолько, что мы перестаем воспринимать их суть. И новые переводы нередко ставят своей целью «освежить восприятие» библейского текста. Вот, например, как описывается служение Иоанна Крестителя в Синодальном переводе (Мф. 3, 1-6): «...приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». А вот как говорит об этом новый перевод «Радостная Весть»: «...появляется Иоанн Креститель. Он возвещает: „Обратитесь к Богу! Ведь Царство Небес уже близко!“... Они признавались в грехах, а он омывал приходивших в реке Иордане». Позвольте, а где же здесь проповедь, покаяние, крещение? Да в том-то и дело, что, по мнению переводчика, эти слова слишком хорошо нам знакомы и зачастую ассоциируются лишь с формальными обрядами, а людям нужно напомнить изначальный смысл этих событий.

http://foma.ru/kakoj-perevod-pravilnyij....

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010