Потом он обратился к Иисусу Христу и исповедал свою веру в Него, как в Мессию: «Помяни мя, Господи», сказал он, «когда придешь в Царство Твое». Господь принял его раскаяние и сказал ему: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю». При кресте Иисуса стояли и преданные Ему люди: Его Пречистая Матерь, благочестивые женщины – Мария Клеопова и Мария Магдалина, любимый ученик Иисуса, Иоанн, и многие другие, веровавшие в Иисуса. Видя Мать Свою, Спаситель знал, как много и глубоко страдает Она. Чтобы утешить Ее, Спаситель, указывая на Иоанна, сказал: «Жено, вот сын твой»; потом обратился к Иоанну со словами: «Вот Мать твоя». Ученик И. Христа понял желание своего Учителя: взял Мать Его в дом свой и до самой смерти Богоматери заботился о Ней, как добрый сын. 86. Смерть и погребение Христа ( Мф.27:45–66 ; Мк.15:33–47 ; Лк.23:44–56 ; Ин.19:28–42 ) В шестом часу дня (по нашему в двенадцатом) сделалась тьма, как ночью, и продолжалась до девятого (третьего) часа. Страдания И. Христа сделались чрезвычайно тяжкими, и Он громко воскликнул: «Или, Или, лима савахфани», т. е. «Боже мой, Боже мой, почто Ты оставил Меня?» Но враги не прекратили своих насмешек: «Илию зовет Он», говорили они. Предсмертная жажда стала мучить И. Христа и Он произнес: «Жажду!» Один из воинов, взяв губку и напитав ее уксусом, воткнул на трость и поднес ко рту Иисуса. Но чтобы не показать своего сострадания к Нему, воин повторил насмешку иудеев. «Постойте, посмотрим, придет ли Илия спять Его». И. Христос вкусил уксус и, зная, что теперь исполнилось все нужное для искупления людей, сказал: «Совершилось» (спасение людей) и вслед за этим громким голосом воскликнул: «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой!» Произнеся эти слова, Иисус Христос преклонил голову и умер. В минуту смерти Иисуса Христа завеса во храме, отделявшая святое святых от святилища, разодралась сверху донизу в знак того, что преграда между Богом и людьми разрушена чрез смерть Спасителя, земля потряслась, камни рассеялись, открылись гробы и многие тела усопших святых воскресли, вышли из гробов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

«Кого ищете?» – «Иисуса Назорея». -, «Это Я " … «Тогда воины и тысяченальники и служители иудейские взяли Иисуса и связали Его» ( Ин. 18,4–15 ). Господь приведен на суд к первосвященнику ночью вопреки закону, а доносчик, мучимый совестью, скрылся и вскоре после того удавился. Опять затруднения: производить суд без свидетелей, предавших обвиняемого суду. Закон Божий гласит: «По словам двух или трех свидетелей должен умереть осужденный на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля. Рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтобы убить его, а потом рука всего народа» ( Втор. 17, 6, 7 ). При сем оговаривалось: «Разыщи, исследуй и хорошо расспроси» ( Втор. 13, 14 ). Враги Христовы знали, что и теперь народ на Его стороне, и понимали, что им приходится брать на себя по этому ужасному делу большую ответственность, и потому нарушать требование закона они вдвойне боялись. Книга Деяний подтверждает нам, что первосвященники и фарисеи боялись, «чтобы их не побили камнями» ( Деян. 5, 26 ), и они пеняли ученикам Христовым: «Хотите навести на нас кровь Того Человека» (ст. 28). Однако личная месть, злоба и зависть, а еще более забота об излюбленном революционном плане, над которым они работали, брали верх. За неимением свидетелей они по закону должны были бы отпустить Иисуса Христа ( Лк. 22, 68 ), но были далеки от такого намерения и уже вопреки закону сами стали искать свидетелей, т. е. лжесвидетелей, о чем особенно ясно говорят евангелисты Матфей (26, 56–61) и Марк (14, 55–59). Иоанн упоминает и о том, что на первом допросе первосвященник Анна сам начал спрашивать Иисуса Христа об Учении Его и об учениках Его, и когда Господь напомнил ему, что обвинять Его должны другие, то воин ударил Его по лицу, хотя Спаситель указывал именно на требование библейского закона. Ср. незаконный допрос Христа у Пилата ( Ин. 18, 34 ) и апостола Павла в Синедрионе ( Деян. 23, 1–5 ). Остальные три евангелиста повествуют, что утомленные безуспешным опросом лжесвидетелей судьи Христовы, вопреки закону, сами стали требовать от Него, чтобы Он сказал, считает ли Он Себя Христом Сыном Божиим. Господь не отвечал, пока Каиафа не повторил вопроса с заклятием. Тогда Спаситель ответил, но прежде объяснил Свое молчание: «Если скажу вам, не поверите; если же спрошу вас, не будете Мне отвечать и не отпустите Меня» ( Лк. 22, 67–68 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

ап. Павел говорить: «какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не есть плодов его? Кто, пася стадо, не есть молока от стада? Не подумайте, впрочем, прибавляет апостол, что я по человеческому лишь рассуждению говорю это. Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего ( Втор. 25, 4 ). О волах ли печется Бог (чтобы мы не препятствовали им во время молотьбы лакомиться тем, что молотится)? Или, конечно, для нас это говорится? Так, для нас сие написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотить, с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим евангелие жить от благовествования» ( 1Кор. 9, 7 – 14 ). Воля Божия требует от пасомых христиан, чтобы они ценили труды своих духовных наставников и заботились о них: знайте труждающихся у вас и настоятелей ваших о Гоподе и наказующих вы и имейте их попреизлиха в любви за дело их ( 1Сол. 5, 11 ). Мало того: слово Божие обязывает христиан не только с любовию внимать наставлениям своих пастырей, но и сообразовать с ними поведение: повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще, да с радостно сие творят, а не воздыхающе: несть бо полезно вам сие ( Евр. 13, 17 ). Кого же теперь слушаться: слова ли Божия, которое обязывает пастыря непременно учить духовное стадо их, а его руководствоваться учением своих наставников, или людей, которые ни во что ста-вят учительские труды священно-служителей и потому не считають нужным вознаграждать за них? 2) Св. отцы делают сильные увещания благотворить служителям алтаря. Напр. св. Иоанн Златоуст учит: «если кто простым и на торжище поверженным покажет какое-либо милосердие и соболезнование, оное присвояя себе, Господь обещается в царство ввесть и сказать: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Матф. 25, 34 ): кольми паче кто честию священства почтенных почтит, не только равное восприимет воз-даяние, но и несравненно большее».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Многие докучали ему из-за одного клирика, весьма дурного поведения, по имени Харисия. Призвав клирика, патриарх пытался вразумлять его, но вразумления нисколько на него не действовали. Тогда приказал наказать по правилам отеческим и церковным. Но наказание не принесло ни малейшей пользы: дело доходило до волхования и убийства... Вот патриарх призывает к себе одного из апокрисиариев, посылает его к св. Елевферию (Харисий был чтецом при его храме) и поручает ему сказать: «Св. Елевферий, один из твоих воинов много грешит. Или исправь его или отлучи!» Апокрисиарий отправился в храм св. мученика Елевферия и стал пред жертвенником. Обратясь к гробнице мученика, простер руки свои и воскликнул: «Святый мучениче Христов, патриарх Геннадий объявляет тебе чрез меня, грешного: «Твой воин много грешит. Или исправь его, или отлучи!» И на другой день нечестивец был найден мертвым... Все были поражены ужасом и прославили Бога. 146. Видение Евлогия, патриарха Константинопольского. Мы были в Еннате, в киновии «Тугара». Настоятель киновии авва Мина рассказывал нам о св. папе Евлогии: однажды ночью, совершая у себя в домовом храме епископии правило, он увидал стоявшего близ него архидиакона Юлиана. Увидав его, он изумился, что он дерзнул войти без доклада. Однако промолчал. Окончив псалмопение, папа сделал земной поклон. Сделал то же самое и явившийся ему в образе архидиакона. Поклонившись, папа встал, но тот оставался простертым на полу. – Доколе же ты будешь лежать? – сказал папа, обратившись к посетителю. – Если ты не прострешь руку и сам не поднимешь меня, – отвечал он, – я не могу встать. Тогда авва, протянув руку и взяв его, поднял. Потом продолжал славословие. Немного спустя оглянувшись, он уже никого не увидал. По окончании утренних молитв, он позвал своего келейника и спросил его: – Почему ты не сказал мне о приходе архидиакона, и он без доклада пришел ко мне и притом ночью? Келейник уверял, что он никого не видал, и никто не входил. Не поверив ему, папа сказал: – Поди – позови сюда привратника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

Пилат не нашел вины в Иисусе Христе и хотел отпустить Его, но, заметив в членах Синедриона сильное озлобление, не отважился немедленно исполнить своего намерения. Чтобы преклонить их на жалость, он велел бичевать Иисуса Христа и, по бичевании, вывел Его, окровавленного и в одежде поругания, к народу со словами: «се человек!» Члены Синедриона закричали: «распни, распни Его!» Пилат с гневом сказал им: «возьмите Его вы и распните, а я не нахожу в Нем вины». Тогда Архиереи стали кричать: «если отпустишь Его, то ты не друг Кесарю. Всякий, называющий себя царем, противник кесарю». Пилат, испугавшись, чтобы его не оклеветали пред кесарем, предал Иисуса Христа на распятие. Иисуса Христа распяли посреди двух разбойников. Когда Его распинали, Он молился за своих врагов: «Отче, отпусти им, ибо не знают, что делают». Толпившийся около крестов народ, а также первосвященники, воины и даже один из распятых разбойников ругались над Иисусом, говоря: «если Ты – Сын Божий, сойди со креста!» Но, не смотря на всеобщие насмешки над Ним, другой распятый разбойник признал в Нем Господа и с благоговением и верою сказал Ему: «помяни меня, Господи, когда прийдешь в царствие Твое». Господь ответил ему: «истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю». Увидев вдали Свою матерь и любимого Своего ученика Иоанна, Господь, указывая глазами на Иоанна, сказал матери: «жено, се сын твой!» а Иоанну, указывая на Свою матерь, сказал: «се мать твоя!» Иоанн понял волю Своего учителя и взял Богоматерь в свой дом и заботился о ней до самого Ее успения. Иисус Христос мучился на кресте от двенадцати до трех часов пополудни. Около трех часов Он почувствовал пред смертию сильную жажду и воскликнул: «жажду!» Воин поднес к Его устам губку, напоенную уксусом. Иисус, немного вкусив уксусу, воскликнул: «совершилось! Отче, в руки Твои предаю дух Мой!» и после этих слов Он преклонил главу и испустил Свой дух. Еще со времени распятия Иисуса Христа солнце померкло и густая тьма распространилась по всей земле: в минуту же Его смерти потряслась земля, раздралась с верхнего края до нижнего церковная завеса, расселись скалы, открылись гробы, и многие тела усопших святых воскресли. Вышедши из гробов, они вошли во святый град и явились многим. При сих страшных знамениях народ, сошедшийся на Голгофу, ударяя себя в грудь, разошелся по домам. Сотник и прочие стражи, стоявшие у креста, видя все происшедшее, говорили: «воистину Божий Сын был Он!»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Саломия, по внушению матери, сказала ему: «дай мне на этом блюде главу Иоанна Крестителя». Тогда Ирод послал воина в темницу отсечь голову Иоанну Крестителю. Воин исполнил приказание царя, принес на блюде голову Иоанна и подал ее девице, а та – своей матери. Иисус Христос сказал об Иоанне Крестителе, что больше его не было из рожденных женами. Посему церковь и чтит его выше всех святых. 29-го августа празднуется Усекновение главы Иоанна Крестителя. Этот день проводится в строгом посте. § 9. Избрание Апостолов После сорокадневного поста Иисус Христос начал проповедывать людям: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное». Для скорейшего распространения Своего учения, Иисус Христос избрал из среды своих последователей двенадцать апостолов или посланников. Апостолы должны были постоянно при Нем находиться, слушать Его учение, видеть все дела Его, затем помогать Ему в деле проповеди . Апостолами были избраны: Симон, прозванный Петром, Андрей, брат его, Иаков и Иоанн, Филипп и Варфоломей, Матфей и Фома, Иаков Алфеев и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот. Кроме 12 апостолов, у Иисуса Христа было еще 70 других апостолов, которых Он также посылал на проповедь . Но эти 70 апостолов не всегда находились при Иисусе Христе и оставались при своих прежних занятиях. § 10. Понятие о притчах Иисуса Христа. Притча о милосердном самарянине Чтобы простой народ лучше мог понимать проповедуемые истины, Иисус Христос весьма часто предлагал их в притчах или сравнениях с предметами или действиями из природы видимой и быта житейского. Для примера приведем одну притчу. Один законник, искушая Иисуса Христа, сказал Ему: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – «В законе что написано? как читаешь?» спросил его Господь. Ученый на это отвечал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближняго своего, как самого себя». – «Правильно ты отвечал», сказал ему Иисус Христос, «так поступай и будешь жить». – «А кто мой ближний?» спросил ученый. Господь, провидя, что законник понимал под ближним только своего соотечественника и единоверца, притчею о милосердном самарянине показал ему, что ближним должно считать всякого человека, кто бы он ни был. Вот самая притча: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам, которые сняли с него платье, изранили его и ушли, оставя его едва живым. По случаю, один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино: и, посадив его на своего осла, привез в гостинницу и позаботился о Нем. А на другой день, отъезжая, самарянин вынул два динария, дал содержателю гостинницы и сказал ему: «позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Можно ли, пребывая в военной службе, быть истинным праведником? Можно. Сотник Корнилий был воин и в тоже время, по сказанию книги Деяний, был «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» ( Деян. 10, 2 ). Часть третья. Об источниках христианского вероучений. XXI. О св. Предании. Чем можно объяснить причину столь многих заблуждений сектантов? Причина заблуждений сектантов прежде всего объясняется тем, что они не знают всего учения Спасителя и св. апостолов. Чем можно доказать, что сектанты не знают всего учения Христа и апостолов? Они признают одно только св. Писание, а в последнем записано, но все, чему учил людей Христос и апостолы. Откуда это видно? Это видно из самого же Писания. Так св. Иоанн Богослов в конце своего евангелия пишет: «Много сотворил Иисус пред учениками и других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин. 20, 30 ). И еще: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21, 25 ). Тот же апостол пишет во втором своем послании: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам, и говорить устами к устам» ( 2Ин. 1, 12 ср. 3Ин. 1, 13–14 ). Даже то, о чем записано в Слове Божием, изложено не полностью, а кратко «Сие кратко написал я вам,» говорит ап. Петр в своем первом послании ( 1Пет. 5, 12 ). «Мне через откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко» пишет ап. Павел в послании к Ефесянам ( Ефес. 3, 3 ). Где же содержится полностью учение Спасителя и св. апостолов? В свящ. Предании. Что такое св. Предание? Св. Преданием называются истины Божия, не записанные во св. Библии , а либо хранившиеся в памяти христиан от Христа и Апостолов, либо открытые Духом Божиим Святым Отцам. Кто положил начало св. Преданию? Начало св. Преданию положил Сам Спаситель, Который не записывал Своего учения, а проповедовал его устно. Также и многие из апостолов и учеников Христа не оставили никаких Писаний, а передали свое учение людям устно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Нельзя отнимать у церкви права, имеющегося у всякого общества, устранять из своей среды недостойных людей. Такого рода изгнание называемся извержением, причины которого указываются в Священном Писании , как, напр. в 18 гл. Мф. стих.15–17–18. Иисус Христос учит, чтобы те, кто, будучи упорными и неисправимыми в своих грехах, частных ли то, или общественно-церковных, были удаляемы от общества; это и значит: «буди тебе, якоже язычник и мытарь». Власть же тех, кому даны ключи от Христа для извержения развращенных, основывается на следующих словах евангелия: «истинно, истинно говорю вам: кого вы свяжете на земле, тот будет связан и на небеси». Св. апостолы, пользуясь сими ключами власти, отлучали от церкви тех, кто или жил развратно или учил и распространял худое учение. Коринфского кровосмесителя ап. Павел велел отлучить от церкви. Тому-же должны подвергнуться и те, кто извращает учение Христа или церковную дисциплину: св. апостол говорит: «завещаем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (Фесал.2:6); завещеваю, чтобы ты Тимофей, как добрый воин, имел добрую совесть, которую некоторые, отвергнувши, потерпели крушение в вере, – таковы –Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они поучились н е богохульствовать. ( Мф. 1:20 ); предать же сатане значить, не что иное, как отлучить от общества верующих, согласно смыслу пятой главы послания ап. Павла к Коринфянам. То-же самое внушает ап. Павел в последней главе послания к Титу, советуя отрицаться (т.е. не иметь дела) от еретика после первого и второго (неудачного) вразумления ( Тит. 3:10 ). Яснее и тверже излагает это св. Иоанн в послании своем: «верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; неверующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем» (5:10). Из сказанного видно, что во времена апостолов отлучение было в употреблении; от апостолов было установлено, чтобы подвергать отлучению тех, кто извращает учение Христа и жил крайне нечестиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет». Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих… ( Прем. 2:12-22 ). Иисус смотрит с Креста…   И о одежди Моей меташа жребий… Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять ( Мк. 15:24 ). У римских солдат деньги на одежду вычитали из жалования. Если воин получал одежду из дома или добывал самостоятельно, то денег, соответственно, вычиталось меньше. Вот почему одежда осужденного считалась хорошей добычей. О ней солдаты бросают жребий. Для жребия использовали либо камушек, на одной из сторон которого было что-то написано, либо кости-кубики с нанесенными цифрами. Комбинация б о льших цифр была выигрышной… Как мы говорили выше, многие ученые из-за того, что в рассказе о Страстях Иисуса, и особенно о Распятии, практически каждая фраза имеет параллель с Ветхим Заветом, предположили, что все подробности Распятия придуманы, вернее, искусственно сконструированы первыми христианами. Причем сконструированы таким образом, чтобы показать, что Иисус пришел во исполнение пророчеств, что весь путь Страстей Иисуса, вплоть до мелочей,, предсказан Ветхим Заветом. Но сегодня большинство экзегетов отказались от такой интерпретации Евангельской истории о Страстях. В основе рассказа Евангелистов лежат подлинные исторические свидетельства. Хотя совершенно нормально, что эти подлинные сведения были интерпретированы или поданы таким образом, чтобы они указывали на Ветхий Завет. Вот и этот эпизод с делением одежд. Нужен ли был он для рассказа о Распятии? Едва ли. Он ничего не прибавил к истории Страстей, мало ли чем занимались палачи. Но если вспомнить, что об этом дележе одежд Божьего Помазанника есть предсказание ( Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. Пс. 21:18-19 ), то этот рассказ засияет новыми красками. Как я сказал чуть выше, палачи действительно имели право на одежду казненного. Но если Синоптики об этом сообщают незатейливо (естественно, намекая на Пс. 21 ), то Иоанн вводит в рассказ еще и другие глубокие символы: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху ( Ин. 19:23 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010