Напротив, поведение Петра точно, удивительно: он был весьма боязлив, и однако ж дошел до самого двора, тогда как все другие удалились. Что он пришел туда, это показывает его любовь; а что он не вошел во двор, это зависело от его страха и боязни. Для того именно евангелист и описал это, чтобы наперед приготовить извинение его отречению. О себе же самом он, не как что-нибудь важное, замечает, что он «был знаком первосвященнику»; но так как сказал, что он один вошел с Иисусом, то, чтобы ты не подумал, что это было делом его великой души, он выставляет на вид и причину этого поступка. А что и Петр вошел бы, если бы ему было дозволено, показал это в последующем повествовании. Действительно, когда (Иоанн) вышел и приказал привратнице ввести его, Петр тотчас вошел. Почему же он сам не ввел его? Он не отставал от Христа, но следовал за Ним, и потому приказал женщине ввести Петра. Что ж эта женщина? «Ты не из учеников ли Этого Человека?» А он отвечает: «нет» ( Ин.18:17 ). Что ты говоришь, Петр? Не сказал ли ты недавно, что, если надобно будет мне и душу свою положить за Тебя, я положу? Итак, что же случилось, что ты не в состоянии перенести даже вопроса привратницы? Разве воин спрашивал тебя? Разве один из тех, которые взяли? То была простая и ничтожная привратница, да и вопрос был не резкий. В самом деле, она не сказала: и ты ученик этого обманщика и губителя, но – «Этого Человека»; а это, скорее, были слова сострадающей и соболезнующей. Но Петр и этого не вытерпел. А слова: «ты не из учеников ли» – сказаны потому, что Иоанн был уже во дворе. Так кротко говорила эта женщина! Но ничего этого не заметил и не обратил на это внимания ни в первый раз, ни во второй, ни даже в третий, доколе алектор не возгласил; да и это не образумило его, пока Иисус не взглянул на него с горестью. Он стоял со слугами архиерейскими «и грелся» ( Ин.18:18 ), а Христос, связанный, содержался в доме. Впрочем, это говорим мы не с тем, чтобы осудить Петра, но чтобы показать истину слов Христовых. «Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его» ( Ин.18:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

— вместо горючего будет использоваться солнечная энергия; — люди будут питаться таблетками. Так, утверждает он, будет через сто лет. Не говорит он только, станут ли люди лучше, благороднее и благочестивее. А мы считаем, что через сто лет добрый, честный и благородный человек будет цениться дороже всех выше перечисленных достижений науки. Чего стоят все эти достижения, с полетом на Луну включительно, если все смертны? Как все это мелко и ничтожно по сравнению с учением о воскресении! Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ei. 5, 25). Если нет благословения матери Один из современников отца Иоанна Кронштадтского рассказывал, как однажды в пост этот святой человек заболел. Позвали докторов. Доктора по медицинским показателям рекомендовали ему есть яйца и пить молоко. Отец Иоанн ответил, что послушается их рекомендаций, если получит на это благословение своей матери. Написали ей письмо, и мать ответила, что не может благословить сыну нарушение поста. Отец Иоанн послушался матери. Когда врачи узнали об этом, они снова стали настаивать, чтобы больной принимал скоромную пищу, но все напрасно. " В Священном Писании написано,— сказал отец Иоанн,— На все воля Божия Некий кавалер Звезды Карагеоргия рассказывал журналистам об одном событии, свидетельствующем, что человек гибнет не по случайности, но по воле Божией. Как-то, вступив со своим взводом в жестокую схватку с врагом, позвал он воина Алексу и велел ему отправляться к командиру, чтобы сообщить о том положении, в котором они оказались. Но вдруг ему стало жаль солдата, потому что был он единственным сыном у матери. В этот момент его окликнул воин Радован: — Посылаете беспартийного, а партийца оставляете! — Не ты ли хочешь пойти? — Я пойду,— говорит. — Ну иди. А ты, Алекса, оставайся на своем месте. Но как только Радован шагнул из окопа, разрыв гранаты насмерть поразил его, и он упал на землю. Алекса же, оставшийся в окопе, жив и по сей день. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 29, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Такими именами назван Иоанн, такими почтен, таковые и дела приобрел соответственно именам. Этот Иоанн, « больше которого не восставало среди рожденных женами» , поистине тот, о котором поет великий Давид, как бы от лица Бога и Отца, говоря: « уготовал светильник Христу моему; на нем процветет святыня моя» . Он тот самый великий Илия, не Фесвитянин, а посредник закона и благодати, и предтеча первого пришествия Христова, хотя сам он был вторым, но предшествовал Ему в духе и силе , как предвозвестил Архангел Захарии. Какому Захарии? Тому, кровь которого вопиет более Авелевой . Он – взыгравший во чреве и, прежде чем выйти на свет, познавший своего Владыку . Он, еще будучи во чреве, через родившую его возвестил безотчее рождение: « Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» . И в ответ: « Он возвратит сердца отцов детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» , плод обетования, благовестие Гавриила, дитя, рожденное вопреки возрасту, цветок неплодного чрева, пророк от пророка, житель пустыни, учитель вселенной, звезда Солнца, светильник Света, воин Царя, друг Жениха, раб Владыки, глас Слова, священнодействующего по чину Мелхиседека, священник, удостоившийся даже священнодействовать Ему крещением, свидетель Отца, креститель Сына, зритель Духа, молчание закона, посредник благодати, венец пророчества, завершение пророков, вестник царства, предтеча Истины, дверь покаяния, украшение девства, приготовитель спасения, законоположник целомудрия, узда беззаконных, руководитель благочестивых. Иоанн Великий – имя, нареченное Богом, ты с небес архангельским гласом получил именование, глас безмолвствующего, удаливший безгласием отца бесплодие, указавший Агнца говорящим перстом, великая слава воздержания, в плоти бесплотный, жемчужина в песке, в глиняном сосуде многоценное сокровище, отсекающий сечением топора неплодие душ, пустынная горлица Церкви, немолчные уста, везде гремящие: « Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» , богоглаголивый язык, чей глас обличает Ирода и после кончины, и Грядущего возвещает: « Покайтесь, приблизилось Царство Небесное» . Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

http://bogoslov.ru/article/4763356

Рождение Иоанна совершилось не столько от плотских родителей, сколько от благодати Святаго Духа, ибо Иоанн нужен был не столько родителям, сколько Божию Слову. И родившийся младенец приял благодать Божию от самой матерней утробы: едва он родился – и голос отцу подает. Когда собравшиеся спрашивали знаками у Захарии, как бы он хотел назвать новорожденного, он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И тот, кто не поверил словам Ангела, теперь принужден был писанием открыть бывшее ему видение и, дав младенцу имя, вдруг получил дар слова! И все удивились, ибо в ту же минуту разрешились уста его, освободился язык его, и он стал говорить, благословляя Бога... О, новое и удивительное чудо! Имя младенцу пишется, и доселе немые уста отца его являются вещающими и пророчествующими, нарекается имя – «Иоанн», – и нарекающего язык получает свободу; одно имя праведного разрешает немоту, и доселе неподвижный язык движется и благословляет Бога! Так родился святой Предтеча Господень. Так появился на свет Глас, которому предстояло вопиять в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. О, чудо! Слово приходит, и голос предвещает Его пришествие; Владыка грядет, и раб предпосылается; Царь приближается, и воин впереди идет. Да возрадуемся все и возвеселимся, что Елисавета родила, и Захария заговорил, что Предтеча родился, и мир весь возрадовался. Воскликнем же и мы с Захарией: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Своей и сотворил избавление ему». Богу единому подобает всякая слава, честь и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. (Слово святаго отца нашего Иоанна Златоуста ) 687. «Немощи немощных носити» (Рим. 15:1,2) всиДолжны есмы мы сильнии немощы немощных носящи, и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию» (Рим. 15:1,2) Когда видишь, что твой сосед не любит в церковь ходить в праздники, то пойди к нему и скажи ему: «Пойдем, сосед, вместе Богу помолимся!» Когда видишь, что твой сосед не посылает детей своих в науку, скажи ему: «Грех тебе будет, сосед, за деток твоих, что растут они у тебя без науки, не будут знать грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Его вид напоминал народу великих избранников Божиих. Даже казалось, что Иоанн именно был обещанным Илией, вестником о Мессии 405 . Если один внешний вид Иоанна производил на каждого такое впечатление, то сила проповеди еще более увеличивала его. Каждое его слово было словом, которое выливалось из глубины души, объятой одним горячим, непреодолимым стремлением поведать истину грешному и страдающему человечеству. Он не творил чудес, подобно Илии, но его слово отличалось чудным могуществом. Слово это было подобно молоту, разбивающему самое кремнистое сердце, подобно пламени, проникающему в сокровеннейшие помышления. Он не боится и не щадит никого. В его глазах все равны: и фарисей, и саддукей, и воин, и мытарь, и простолюдин, и князь 406 . Вот что говорит об Иоанне Крестителе Сам Спаситель: „Что смотреть ходили вы? Человека ли одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка... Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя 407 . Он был светильник горящий и светящий 408 . В речи каждого убежденного проповедника есть какие-то скрытые, тайные пружины, неведомые ни одному человеку. Как бурный, разлившийся поток увлекает за собою все, что встречает на пути, и нет никакой возможности противостоять этой силе; так бывает и здесь. Горячее слово проповедника, льющееся из самой глубины его искренней и любящей души, как-то незаметно для самого слушателя проникает в его сердце, и заставляет его изменить свою жизнь. Слушая и Иоанна Крестителя, каждый ясно убеждался в том, что это действительно великий пророк, муж праведный и святой. Даже более, у всех была затаенная, радостная мысль: „не Христос ли он?“ Так сильно и убедительно было его слово. Приходившие сюда все понимают, что действительно наступило время начать новую жизнь и обращаются к нему с вопросом: „что нам делать“? А Иоанн отвечает на этот искренний вопрос всего народа: покайтесь. И все исповедовали свои грехи, и давали горячие обеты исправиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Усекновение главы Иоанна Предтечи Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученическою смертью. Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен галилейским царем Иродом в темницу. Этот царь галилейский, Ирод Антипа, был сыном того Ирода Великого, который убил 14-ть тысяч вифлеемских младенцев. Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, при жизни брата своего Филиппа, женился на его жене Иродиаде. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу. Иродиада же не удовольствовалась этим, тем более, что сам Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его. Прошло после этого около года. Ирод, празднуя день своего рождения, давал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. На пир вошла дочь Иродиады (падчерица Ирода), Саломия и стала плясать; и угодила Ироду и пирующим с ним. Ирод сказал ей: «проси у меня чего хочешь», и клялся, что отдаст ей даже до половины царства. Она вышла и спросила у матери своей: «чего мне просить у него?» Иродиада отвечала: «головы Иоанна Крестителя». Саломия с поспешностью возвратилась к Ироду и сказала: «хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а Саломия отнесла матери своей Иродиаде. Ученики Иоанновы, услышав о смерти Иоанна Крестителя, пришли, взяли тело его и похоронили. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея ( Мф.14:1–12 ); от Марка ( Мк.6:14–29 ); от Луки ( Лк.9:7–9 ). День мученической смерти св. Иоанна Предтечи воспоминается св. Православною Церковью 29 августа (11 сент. н. ст.) и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи . В этот день положен строгий пост. Св. Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери. Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Таким образом, получается, даже исходя из звучания древнегреческого слова, что тщеславиться можно чем угодно, любыми добрыми делами (которые тогда служат скорее к погибели, чем ко спасению): помощью нуждающимся и делами милосердия, постом, мудростью, верою, даже своим смирением – незаметно для себя превращая его в свою противоположность: «Все другие страсти, будучи преодолеваемы, увядают… Но эта, будучи поражена, с большим ожесточением восстает на брань, и когда почитается испустившею дух, чрез смерть свою делается еще более живою, здоровою и мощною. Прочие страсти тиранствуют только над теми, которых победили в борьбе; а эта победителей своих еще ожесточеннее теснит… В том особенно и видится тонкая хитрость врага, что по его козням воин Христов падает от собственных стрел, после того, как сам он не мог его победить своими вражескими оружиями» (Иоанн Кассиан Римлянин. «О борьбе с восемью главными страстями»). Тщеславие – «начало и предтеча гордости (Иоанн Лествичник) потому, что представляет собой любовь к своей славе, к хвалам в свой адрес. Хвалиться можно, например, собственными дарованиями и талантами, своими природными способностями – остроумием, хорошей памятью, хорошим воспитанием и т.д. Другое дело, что это все-таки получено нами без особого труда с нашей стороны. По большому счету это дар свыше, и собственной заслуги в этом нет. Даже своими добрыми делами хвалиться не стоит, потому что они бесполезны без спасения, а оно может быть только от Бога. Поэтому и говорил апостол Павел, что хвалящийся пусть хвалится только Господом: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было , как написано: хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 26-30).

http://foma.ru/tshheslavie-pustaya-slava...

В первые века христианства к вере обращались многие из язычников, в частности римские воины. По обычаям своего времени они носили короткие стрижки, как это было принято у римлян, и имели бритые подбородки. Мы знаем, что святой Иоанн Воин и другие угодники Божии того времени изображены на иконах безбородыми. Почему? Потому что они не отступали от светских обычаев своего времени, но главное – скромность и приличие в одежде – сохраняли неизменным. Апостол Павел в своих посланиях, рассуждая о том, как должны выглядеть христиане, в частности женщины, говорит: Женщина, молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой, постыжает свою голову 69 . Даже женщина, которая обладает даром пророчества, то есть имеет необыкновенную благодать, о которой никто из нас и мечтать не должен, потому что это, по словам самого апостола Павла, высочайший дар, – даже такая женщина если пророчествует с непокрытой головой, то постыжает свою голову. Апостол Петр говорит, что женщина должна украшаться не многоценными ризами, не плетением волос, но пребывать в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа 70 . В наше время весьма многие женщины, даже верующие, стригутся. А во времена апостола Павла это считалось необыкновенным позором. Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов 71 . Итак, видите, покрытая голова женщины – это знак для ангелов. Говорить, что это пустяк, значит спорить со Священным Писанием, спорить с апостолом Павлом. Нужно сделать оговорку о том, что слова апостола: Если муж растит волосы, то это бесчестье для него – нельзя понимать буквально. Речь идет не о длинных волосах вообще, какие носят, например, современные священники и монахи. Ведь и сам апостол Павел, как говорится в Деяниях, остриг волосы в Кенхреях по обету. То есть прежде он их отрастил, дав временно обет назорейства, а потом остриг. Как знаток закона, он не мог не знать, что назорей обязан во время своего назорейства не стричься. И конечно же, он знал, что и Спаситель, и Иоанн Креститель были назореями и носили длинные волосы. Но в чем тогда апостол Павел обличает греков? В том, что они, отращивая волосы,брея подбородки или имитируя юношеский пушок, старались выглядеть женоподобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Мы радуемся поэтому, что пречистое тело Спасителя таким образом сохранилось от этого посягательства и, волею Божиею, Его не коснулось поругание, которое приготовили Ему враги Его даже после смерти. Мы видим здесь исполнились слова и обетования Господни, открытые людям в Священном Писании . Когда Иисус Христос предпринял Свое последнее путешествие в Иерусалим перед Своими страданиями и смертью, тогда Он сказал своим ученикам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом» ( Лк. 18, 31 ). И как Он сказал, так и случилось. Обетования Божии, как звезды небесные, светят во мраке и темноте, которыми окутаны страдания и смерть Спасителя. Предатель, который возлежал с Ним за одной трапезой и вкушал Его хлеб; бегство учеников при взятии Иисуса; покупка земли крови за тридцать сребреников; мучение Спасителя перед духовным и светским судом, распятие между двумя разбойниками; деление Его одежды; напоение Его уксусом с желчью: все это ясно и определенно до этого было написано и предвозвещено пророками. В Слове Божием было также предусмотрено и предсказано и то, что голени Иисуса не будут перебиты и что воин пронзит ему бок. Поэтому и евангелист Иоанн нарочито и прибавляет: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится». Также и в другом месте Писание говорит: «Воззрят на Того, Которого пронзили». Господь Бог заповедал народу иудейскому относительно пасхального агнца: «Костей его не сокрушайте» ( Исх. 12, 46 ; Числ. 9, 12 ), или, как передает Апостол: «Кость Его да не сокрушится». И это, по определению воли Божией, должно было исполниться на нашем Спасителе. Через это было подтверждено и засвидетельствовано, что Он в своей смерти был истинным и пасхальным Агнцем. Поэтому Иоанн Креститель предсказывал о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1, 29 ). Поэтому и ап. Петр писал о Нем: «Нетленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Петр. 1, 18–19 ). Поэтому и ап. Павел говорит: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5, 7 ). Будем созерцать и прославлять в вере и мы Распятого, как Агнца Божиего, который взял на Себя грехи всего мира и наши грехи, доколе мы не сопричислимся к лику святых и ангелов Божиих, которые непрестанно воспевают перед престолом славы Его: «достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» ( Откр. 5, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

И Христос Спаситель, пришедший исполнить закон и восстановить в падших людях силу к его исполнению, когда Иоанн из темницы послал своих учеников спросить Его: «Ты ли тот или ожидать нам другого?», как на признак наступления своего царства на земле и следовательно исполнения закона указал им на то, что они слышат и видят, т. е что бедствия исчезают с лица земли: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют» ( Мф. 11, 2–5 ). И Сам, проповедуя Евангелие царствия, по неоднократному замечанию евангелистов исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях, следовательно в здоровье тела находил необходимое проявление нравственной жизни на земле; воскрешал мёртвых, следовательно земную жизнь считал великим благом человека; благословлял всякую земную радость, разделяя трапезу, на которую приглашали Его даже богатые мытари, наслаждаясь отдыхом в кругу сердечно преданных Ему друзей в Вифании, в беседе с Лазарем и его сёстрами, претворяя воду в вино на браке, следовательно считая достойным своего божественного всемогущества содействовать веселью даже брачного пира. И все разнообразные призвания, в которых силы человека применяются к труду в мире: сеятель и пастырь овец, домохозяин и содержатель гостиницы, купец и меняла, врач и судья, царь и воин составляют в очах Спасителя столь достойные человека блага, что Он видит в них символы проповеданного Им царствия Божия. Правда, Христос Спаситель в учении и делах Своих прежде всего и больше всего имел в виду не внешние блага, а душу человека и его добродетель, но зачем? Чтобы она могла проявляться в земной жизни и, между прочим, именно в земных благах, в долголетней жизни и здоровье тела, в труде, в земном благоденствии по всему миру. Вот почему, конечно, посылая своих апостолов на проповедь , Он дал им власть над всеми бесноватыми и больными ( Лк. 9, 12 ) и признаком уверовавших в Него поставил то, что «именем Его будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей и если что смертное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и они будут здоровы» ( Мк. 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010