При этом остается недоказанным существование прямой связи между Филоном и ранним христианством. На вопросы о том, мог ли Филон быть знаком с христианскими идеями и мог ли Иоанн Богослов заимствовать свою терминологию у Филона, напрашиваются отрицательные ответы 38 . Вместе с тем можно говорить об общем корне, из которого проистекают многие идеи Филона и Иоанна Богослова: этим корнем является Ветхий Завет , в особенности повествование книги Бытия о сотворении мира 39 , которое Филон подробно комментирует. Все образы, используемые Филоном, заимствованы им из Ветхого Завета; для автора четвертого Евангелия, как и для Самого Иисуса, Ветхий Завет также является первоисточником, к которому он постоянно обращается. Истоки учения Иоанна о Логосе можно найти в ветхозаветной традиции, а именно – в упоминаниях о Слове Божием у пророков, в псалмах, в исторических и учительных книгах Библии . Согласно Ветхому Завету, Слово Господа пребывает вечно ( Ис.40:8 ), оно навеки утверждено на небесах ( Пс.118:89 ). Оно является той силой, посредством которой Бог управляет природой и всем мирозданием: посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его; дает снег, как вóлну; сыпет иней, как пепел; бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды ( Пс.147:4–7 ). Слово Господа не подобно слову человеческому: оно подобно огню или молоту, разбивающему скалу ( Иер.23:29 ). Слово Божие никогда не возвращается к Богу тщетным ( Ис.55:11 ); ни одно слово Божие не остается неисполненным ( Нав.21:45; 23:14–15 ). Слово Божие действует без промедления: Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс.32:9 ). Слово Божие обладает целительной силой ( Пс.106:20 ). В то же время всемогущее слово Божие, как грозный воин с мечом в руках, является инструментом Божиего суда и наказания ( Прем. 18:15–16 ). Слово Божие связано с Духом Божиим: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня ( 2Цар.23:2 ). При сотворении мира Слово и Дух действуют совместно: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Этот стих псалма привлек особое внимание христианских толкователей, которые увидели в нем указание на участие Слова Божия и Святого Духа в сотворении мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

учитель должен получать возмездие за труды, «и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое». Посмотри на мудрость его: от сеяния он переходит к молотьбе, и тем опять внушает, как велики труды учителей, которые сами и пашут и молотят, и так как пашущий еще не может ничего собирать, а должен только трудиться, то предоставляет ему надежду; а молотящему предоставляет уже пользование плодами: «и... молотящий, – говорит, – с надеждою получает ожидаемое». 4. Далее, чтобы кто не сказал: это ли возмездие за такие труды? – он прибавляет: с надеждою, т.е. на будущее. Таким образом закон о незаграждении уст вола означает не что иное, как то, что трудящиеся учители должны получать вознаграждение. «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» ( 1Кор.9:11 ). Вот и четвертое доказательство того, что надобно доставлять (пропитание учителям). Сказав: «какой воин служит когда-либо на своем содержании?» – кто насаждает виноград? – кто пасет стадо? – указав на вола молотящего, – он приводит новую основательнейшую причину, почему они имеют право брать, именно ту, что они не только трудятся, но и сами доставляют ученикам гораздо важнейшее. Что же значит: «аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем?» ( 1Кор.9:11 ). Видишь ли причину справедливейшую и основательнейшую прежних? Там, говорит, вещественные семена и вещественный плод: здесь же не так, но семя духовное, а воздаяние вещественное. Чтобы доставляющие что-нибудь учителям не думали о себе много, он показывает, что они больше получают, нежели дают. Земледельцы, что посеют, то и пожинают; а мы сеем в душах ваших духовное, а пожинаем вещественное, потому что такова доставляемая нам пища. Потом еще более пристыжает их: если, говорит, «другие имеют у вас власть, не паче ли мы?» ( 1Кор.9:12 ). Вот еще иное доказательство, заимствованное также от примеров, только не таких, как прежние: здесь он говорит не о Петре, не об апостолах, а о некоторых лжеучителях, против которых после восстает и о которых говорит: «когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» ( 2Кор.11:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Стоит кому-нибудь сказать ему грубое слово, он ответит еще грубее. Так, гневливость, подогреваемая гордыней, начнет расти в нем. С яростью загорятся в нем похотливые вожделения, потому что его постоянно окружают женщины, мальчики и мирские разговоры. Он даже не замечает, как из-за этого впадает в прелюбодеяние. Как говорится, всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем ( Мф. 5:28 ). К тому же теперь он озабочен тем, чтобы запастись всем необходимым на весь год, для себя и для своих гостей. Потом он эти запасы удваивает, дабы как можно лучше удовлетворить тех, кто приходит к нему, и для этого копит золото и серебро. Тем самым он продолжает умножать свою беду, пока демоны окончательно не посмеются над ним, что удалили его от Бога, низвергнув в пропасть сребролюбия. По слову апостола, корень всех зол есть сребролюбие ( 1Тим. 6:10 ). Как далеко земле до неба, так и сребролюбивому монаху – до славы Божией. Нет большего зла, чем сребролюбивый монах. Монаху, который участвует в мирских разговорах, потребуются молитвы многих святых отцов, если только им удастся оказать ему хоть какую-то помощь. Ибо кто в силах спасти человека, который сам себя вверг в погибель? Разве мы не слышали, как апостол Иоанн говорил: Не любите мир, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей ( 1Ин. 2:15 ). И брат Господень Иаков сказал: Кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу ( Иак. 4: 4 ). Потому что дружба с миром есть вражда с Богом. Так что, братья, будем бегать от мира, как от змеи. Ибо если кого ужалит змея, то он или умирает, или остается в живых. И нам лучше вести одну войну, а не бесчисленное множество. Скажите, братья, где наши отцы стяжали добродетели, в миру или пустыне? Конечно же, в пустыне, вдали от мирян. А как мы в миру сможем обрести добродетель? Если мы не будем страдать от голода, жажды и холода, удаляться от всего мирского и не умрем для всех плотских вожделений, как оживем душой? Как мы достигнем Царства Небесного? Ведь если воин не сражается, не побеждает и не приносит богатства, то и не получает почестей. И как же мы удостоимся Небесного Царства, если едим, пьем и живем среди мирян так же, как и до монашества!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Если хочешь, можешь видеть это и на нас – проповедующих: полезное для меня заключается в тебе, а полезное для тебя – во мне; например для тебя полезно знать угодное Богу; но это вверено мне, чтобы ты от меня получал это, а потому ты принужден прибегать ко мне; а для меня полезно, чтобы ты сделался лучшим, – я получу за то великую награду, – но это зависит от тебя: потому я имею нужду следить за тобой, чтобы ты сделался лучшим и таким образом я получил бы от тебя полезное для меня. Потому и Павел говорил: «ибо кто наша надежда...? Не и вы ли?» ( 1Фес.2:19 ). И еще: вы «наша надежда, и радость, и венец похвалы» моей. Итак, радостью Павла были ученики, а они радовались его радостью; потому он и плакал, когда видел погибающих. С другой стороны их польза заключалась в Павле; потому он и говорил: «за надежду Израилеву обложен я этими узами» ( Деян.28:20 ). И еще: «посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение» ( 2Тим.2:10 ). То же можно видеть и в делах житейских: ни " жена, – говорит (апостол), – не властна над своим телом», ни муж, но жена мужа, и муж жены ( 1Кор.7:4 ). Так и мы, когда хотим связать несколько людей между собой, делаем то же: не позволяем никому распоряжаться собой, но, составив из них цепь, заставляем одного зависеть от другого, а другого от третьего. Не то же ли можешь видеть и в правительстве? Судья садится судить не для себя самого, а для пользы ближнего; подчиненные угождением, послушанием и всеми другими способами доставляют пользу начальству; воины для нас берут оружие, потому что за нас подвергаются опасностям; а мы трудимся для них, потому что от нас они получают содержание. 4. Если ты скажешь, что каждый поступает так, ища собственной пользы, то и я говорю то же, – только собственная польза достигается посредством чужой. Если бы воин не сражался за тех, которые доставляют ему содержание, то никто не оказывал бы ему этой услуги; и наоборот, если бы они не доставляли содержания воину, то никто не стал бы защищать их. Видишь ли, как любовь простирается на все и устрояет все? Но не поленись рассмотреть всю эту золотую цепь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И сказал Саул Давиду: «иди, и да будет Господь с тобою» ( 1Цар.17:37 ). Царь дал ему свое оружие, но Давид не мог носить его. Почему? Бог не допустил этого, дабы он одержал победу невооруженный, чтобы оружие не имело участия в победе духа, и чтобы царь не говорил потом, будто бы его оружие одержало победу. Бросает (Давид) оружие и облекается одною верою; выходит безоружный, но облеченный шлемом бого­боязненности; выступает пастух, а не воин. Бросает камень, пола­гаясь не на телесную силу, но действенностью веры приобрел победу; подбежал, схватил его меч, отрубил его голову. Так исполнилось написанное: " в дела х рук своих увяз грешник» ( Пс.9:17 ). Опять зависть, опять клевета! Постоянно раскапываю я этот источник, чтобы отыскать самый его зародыш. Вот этот столь великий муж, о ко­тором Бог говорит: «нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева» ( Деян.13:22 ; Пс.88:21 ). О, высокая похвала! О, дока­зательство добродетели! Владыка Его говорит: «нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева». 5. Пусть слушают любопытные, наблюдающие и рассматривающие чужую красоту. Пусть услышат беснующиеся на зрелищах, говоря­щие: «мы только смотрим, это нисколько не вредно». Давид потерпел вред, а тебе не вредно? Он был побежден, а в тебе я должен быть уверен? Имея такую благодать Духа, он получил рану, а ты останешься неповрежденным в этом бесстыдном зрелище? Притом он увидел не блудницу, а женщину целомудренную и честную; и не в театре, а в доме. А ты в театре, где и самое место развращает душу, где ты не смотришь только, но и слушаешь бесстыд­ные слова, где пред тобою блудная обстановка и диавольские песни. Твоя душа поражается со всех сторон: зрением от того, что ты видишь, слухом от того, что ты слышишь, обонянием от того, что ты обоняешь. Такая гибель, такая пропасть, и я могу поверить тебе, что ты не сделаешься добычей зверя? Ведь ты не камень, и не же­лезо? Ты человек, причастный общей слабости нашей природы. Дер­жишь огонь, и не горишь? С чем это сообразно? Положи светиль­ник на сено, и скажешь ли ты мне, что оно не загорится? Каково сено, такова и наша природа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

7. Таков был обычай апостолов, таков пророков и всех вообще праведников. Так, Давид постоянно вспоминал о грехе своем, а о правых делах никогда, разве только когда был вынужден. Когда варварская война охватила Иудею, и все было исполнено опасностей, тогда он, будучи еще юношей и неопытным в войне, оставив овец, пришел в стан и, найдя всех в ужасе, страхе и трепете, не испытал этого человеческого чувства и не предался страху, видя своих домашних, сделавшимися малодушными; но, возвышаясь верой над всем видимым и обратив взоры к Царю небес, и исполнившись великой ревности, подошел к воинам и братьям, обещая освободить их от обдержащей опасности. Когда братья стали смеяться над словами его, – потому что они не видели внутри его помазывающего Бога и души его благородной, достигавшей до небес и исполненной великого любомудрия, – тогда, оставив их, он отошел к другим. Когда же он был приведен к царю и нашел его помертвевшим от страха, то сначала восстановляет его дух и говорит: «Пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином» ( 1Цар.17:32 ). Так как тот не верил и говорил: «Не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей» ( 1Цар.17:33 ), то по необходимости, Давид, наконец, вынуждается высказать себя похвалы. А что он не желал этого, он доказал прежним поведением своим, не сказав ничего о своих правых делах ни братьям, ни воинам, ни даже самому царю, пока не увидел его недоверяющим, спорящим и препятствующим идти против врага. Да и что оставалось ему делать? Замолчать ли похвалы? Но тогда царь не позволил бы выйти и освободить от обдержащей опасности. Поэтому он, молчавший, когда следовало, увидев обстоятельства, заставлявшие его сказать, уже не молчит, но говорит ему: «Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Смысл его слов такой: и раз и два хотел я идти к вам, но не мог, потому что встречалось много препятствий. И это, вероятно, смущало их, так как ученики смущаются не столько от собственных искушений, сколько от искушений учителей, подобно тому, как воин не столько приходит в смущение от своих собственных искушений, сколько тогда, когда увидит раненым своего вождя. «Укрепить вас», – говорит. Следовательно, посылал Тимофея для того, чтобы они не смущались, а не потому, что будто заметил какой-либо недостаток в вере их, или нужду научить их чему-либо. «Утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено» ( 1Фес.3:3–4 ). Не должно, говорит, смущаться, потому что ничего необыкновенного и неожиданного не случается с нами. И этого довольно было для ободрения их. Видишь ли, что и Христос для того же предсказывал ученикам Своим? Послушай, в самом деле, что говорит Он: «И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» ( Ин.14:29 ). Много, поистине много (служит) к утешению учеников, когда они слышат от наставников о том, что с ними случится. Как больной, если наперед услышит от врача, что с ним будет то и то, не слишком смущается; а если случится с ним что-нибудь неожиданно, так что и сам врач приходит в недоумение, и болезнь превышает его искусство, то больной тоскует и смущается, – так и здесь. Павел, предвидя это, предсказал им: «будем страдать, – говорит, – как и случилось, и вы знаете». Не о том только говорит (апостол), что случилось, но и о том, что он предсказывал многое другое, что также сбылось. «Так нам суждено». Следовательно, не только прошедшими искушениями не должно тревожиться и беспокоиться, – а это и значит: смущаться, – но и будущими, если бы таковые случались. «Так нам суждено». 4. У кого из нас есть уши слышать, пусть слышит: на это предназначен христианин. «Так нам суждено», – (апостол) говорит о всех верующих. «Так нам суждено», – а мы, точно предназначенные к неге, избегаем страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

На земле мы имеем время на покаяние, а в той жизни будет уже поздно. Царство Божие начинается на земле, оно внутри нас (ср.: Лк. 17:21 ). Потому-то и утрачиваем мы, в конце концов, интерес к благам и вещам мира сего. Всё настоящее есть то, что прейдёт, но не прейдёт моя душа и Царство Божие, к которому я приобщаюсь здесь, на земле. Мы должны готовить себя к иной жизни и к тому, что смерть за Христа есть путь к истинной, настоящей, подлинной жизни. Мы должны пользоваться всем как непользующиеся (ср.: 1Кор. 7:31 ) и не должны делать для себя из «благ земных» настоящие блага. Тогда вера станет иметь для нас совсем не то значение, какое мы придавали ей раньше. Итак, вера есть дар Божий, о котором должно просить; вера зависит от того, как мы смиряемся, и пути, ведущие к вере, лежат через память смертную, через неприлепление к мирским благам и даже к самой жизни в мире сем, через готовность к смерти за веру во Христа. Следуя по пути стяжания веры, на что же нам всё-таки ориентироваться, что ставить во главу в этой борьбе за веру и смирение? Об этом говорит апостол Павел: Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере ( 1Тим. 1:18–19 ). В другом месте он говорит о диаконах (и это относится, конечно, ко всякому христианину), что они должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести ( 1Тим. 3:8–9 ). Таким образом, наша вера зависит от того, насколько чиста наша совесть. Очищение и хранение совести – вот на чём должна быть основана борьба за веру. Аминь. О гордости (беседа первая) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В последний раз мы говорили о том, что нашу веру возрождает и укрепляет смирение, и теперь следовало бы поговорить о смирении. Но здесь есть величайшая трудность: мы вовсе не имеем смирения в своём опыте, а, как говорит Иоанн Лествичник , «кто думает одним сказанием своим просветить и научить не вкусивших сего самым делом, тот делает нечто подобное человеку, вознамерившемуся словами и примерами дать понятие о сладости мёда тем, которые никогда его не вкушали» 532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Когда они ушли, Господь сказал народу об Иоанне: – Он пророк и больше пророка. Он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший (по возрасту – то есть Сам Христос – прим. авт.) в Царстве Небесном больше его. От дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное усилием берется, и употребляющие усилие восхищают его. Все пророки и Закон прорекли до Иоанна. Он есть Илия, которому должно прийти. (Ибо Иоанн исполнил служение пророка Илии, обличавшего нечестие народа – прим. авт.) Между тем настал день рождения Ирода. Он устроил большой пир своим вельможам. И когда все напились вина, дочь Иродиады Саломея плясала и угодила царю. Он поклялся, что исполнит любую ее просьбу, даже даст полцарства. Она посоветовалась с матерью и сказала: – Дай мне сейчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но не захотел нарушить клятву (хотя только так он мог сохранить Закон Бога). Он повелел дать ей просимое. Воин отсек голову пророка в темнице, ее принесли Саломее, а она отдала ее своей матери. Иродиада в ярости исколола язык Предтечи и желала утопить голову в нечистом месте. Но тайные ученики Господа похоронили ее на Елеонской горе, где она была обретена в IV веке. Ученики Иоанна похоронили его тело в гробнице. Так умер за правду Божию величайший пророк, крестивший Господа. Душа Иоанна Крестителя сошла в ад, и там он также стал Предтечей Христа. В аду он возвестил умершим приближающееся спасение. Память усекновения главы Иоанна Предтечи совершается 11 сентября. Умножение хлебов (Мф. 14, 13–21; Мк. 6, 30–44; Лк. 9, 10–17; Ин. 6, 1–14) Незадолго до Пасхи Господь учил народ недалеко от Тивериады. День склонялся к вечеру, а до города было далеко. Тогда Христос, испытывая Филиппа, спросил: – Где нам купить хлеба, чтобы их накормить? – Им и на двести динариев не хватит, чтобы каждому досталось хоть понемногу, – отвечал апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Мы – христиане, и, как таковые – дети Божии. Сам Бог есть наш истинный Отец. Но если всемогущий Бог есть наш Отец, то может ли тогда быть на земле или на небе такая сила, которая могла бы повредить нам? О, никогда. Поэтому следует только твердо верить, что Бог есть наш Отец и мы дети Его, и тогда никакие силы ада не в состоянии будут испугать нас. Что христиане суть дети Божии, это подтверждается изречением апостола Павла: «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса». Таким образом, мы делаемся детьми Божиими по вере во Христа Иисуса, Спасителя мира, Который для того и пришел в мир, чтобы избавить нас от греха, смерти и дьявола. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола», – говорит тот же апостол и тем научает нас, что Спаситель лишил дьявола его силы. Поэтому если мы верою соединены со Спасителем своим и предохраняем себя от греха, то без особого попущения Божия до нас не дотронется никакое зло. Так думает и святой апостол Иоанн, когда говорит: «всякий рожденный от Бога побеждает мир; и сия победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» Еще одно. Вероятно все мы вдумывались в следующее важное предостережение, которое Господь особенно направлял к апостолу Петру, предостерегая его от опасности, угрожавшей его вере: «Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя». Господь предсказывал ученикам Своим, что все они соблазнятся о нем. Но апостол Петр отвечал на это: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Тогда Господь определенно сказал ему, что Он отречется от Него трижды. апостол Петр не хотел верить этому и заявлял, что он готов идти в темницу и на смерть с Господом. Это было с его стороны самонадеянностью и некоторым высокомерием, а высокомерие всегда приводит к падению. Так и случилось с апостолом Петром. Высокомерие именно было в нем тою слабою стороною, на которую напал враг и через которую он увлек его к падению. – Предостерегая всех последователей Своих от подобных поводов к падению, Спаситель тогда же говорил ученикам: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Древние христиане охотно называли себя воинами Христа. Но воин всегда должен быть на страже, чтобы враг не причинил ему вреда. Точно так же и нам необходимо духовное бодрствование, чтобы предохранить себя от искушения ко греху, ввергающему нас в царство тьмы. Кроме того, по словам Господа, мы должны молиться, – молиться именно к нашему небесному Отцу, чтобы Он дал нам силу противостоять всем обольщениям греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010