Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили»изъять»Матрону Григорьевну Белякову как»вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел… Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда–то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных. По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных — хронически больных. Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Мученик Михаил (Арефьев) (память 10 ноября по старому стилю) М ученик Михаил (Михаил Павлович Арефьев) родился 27 июня 1865 года в городе Калуге. До 1917 года Михаил Павлович был приказчиком и доверенным лицом одного из калужских фабрикантов. Будучи глубоко верующим человеком, он в 1928 году вошел в состав церковного совета Одигитриевской церкви в Калуге. В октябре 1937 года власти арестовали его. На допросах Михаил Павлович не признал себя виновным в возводимых на него обвинениях. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Несколько раз власти помещали блаженного в психиатрическую больницу, но врачи признавали его здоровым. В 1937 году, заранее зная о своём аресте, блаженный пришёл к родным в свой дом в Каурчихе, принёс все свои вещи, роздал их, попросил родных похоронить его. Наутро отправился в деревню Парфёново Костромской области, где его арестовали и заключили в тюрьму города Кинешмы. Поместили его в камеру к уголовникам. Блаженный постоянно молился, почти не спал, раздавал свой скудный паёк. Хотя обвинить блаженного было не в чем, следователи прибегали к пыткам — ставили босыми ногами на раскалённую плиту. Измученный блаженный попал в тюремную больницу и там скончался. Его тело на тринадцатый день было выдано родственникам. Впоследствии при переносе кладбища, упразднённого властями города Кинешмы, 12 (25 н. ст.) сентября 1985 года были обретены честные останки блаженного Алексия и перенесены в храм села Жарки. Ныне мощи его почивают в Свято–Введенском женском монастыре города Иванова. Канонизован в 1993 году как местночтимый святой Ивановской епархии. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Мученик Алексий (Горбачев) (память 10 ноября по старому стилю) М ученик Алексий родился 5 февраля 1892 года в деревне Куровской Калужской губернии в семье крестьянина Григория Горбачева. Окончил сельскую школу. С 1911 года Алексей Григорьевич служил в храме села Мурманцево псаломщиком. Осенью 1937 года власти арестовали его. Допрошенный по обвинению в контрреволюционной деятельности, Алексей Григорьевич виновным себя не признал. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 10 (23) Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский преподобномученики Иоанникий (Дмитриев), Нифонт (Выблов) священномученики Иоанн (Сперанский) и Борис (Семенов) мученики Александр (Медем), Алексий (Горбачев), Николай (Смирнов), Аполлон (Бабичев), Михаил (Арефьев) мученицы Феоктиста (Ченцова), Анна (Остроглазова), Ольга (Масленникова) Священномученик Августин (в миру Александр Александрович Беляев) родился 28 февраля 1886 года в селе Каменка Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье протоиерея Александра и его супруги Евдокии. У них было пятеро детей, и Александр был самым младшим. С детства в нем обнаружился глубокий, благочестивый настрой и проявилась иск­рен­няя любовь к храму. Владыка впоследствии рассказывал, что когда ему было шесть лет, родители не взяли его на Пасхальную службу, и он убежал из дома и спрятался на хорах в храме, и там за поздним часом уснул. После службы родители пришли домой и тут обнаружили, что сына нет дома. Когда Александр был еще подростком, в дом к родителям ходил странник, которого многие почитали за благочестивую и праведную жизнь и который не раз, обращаясь к мальчику, называл его архиереем. По окончании Кинешемского духовного училища Александр поступил учиться в Костромскую Духовную семинарию, а затем – в Казанскую Духовную академию, по окончании которой в 1911 году он был направлен преподавать русский язык и литературу в Пензенское епархиальное женское училище. Впоследствии он стал также преподавать и в мужском учеб­ном заведении Пензы. В дневнике он в то время писал о себе: «Я не ин­тересуюсь карьерой и положением в обществе и часто бываю, вопреки пословице, один в поле воин... Патриархальный уклад семейной жизни отца внедрил глубоко в моем сознании нравственную ответственность за каждый шаг. Вот почему я, учитывая себя, делаю учет и другим. И от степени требовательности к себе, зависит требовательность моя и к другим...»

http://fond.ru/kalendar/1211/olga/

Органы ОГПУ уже в начале 20-х годов установили за ней слежку. В 1923 году, когда Татьяна повезла передачи нуждающимся заключенным в тюрьму г. Иркутска, ее арестовали, предъявив обвинение в контрреволюционной деятельности. Видимо, не найдя «состава преступления», через 4 месяца ее отпустили. В 1925 году последовал новый арест – на этот раз отпустили через 7 дней. Несмотря на очевидную опасность своего положения, Татьяна и не думала прекратить помощь нуждающимся. К этому времени она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири. Со многими из них она вела переписку, некоторых стала считать своими близкими людьми. Постепенно Татьяна привлекала к своему делу все больше и больше людей. Одни давали ей деньги на передачи, другие доставляли посылки с оказией. Круг ее знакомств в церковной среде стал чрезвычайно широким, что не давало покоя секретному отделу ОГПУ. Вскоре Татьяна вместе с несколькими томскими священниками была арестована как одна из «вдохновителей тихоновского движения в губернии». Материалы допросов от 6 мая 1925 года содержат часть имен, на которые Татьяна передавала деньги и вещи – епископ Варсонофий (Вихвелин), епископ Евфимий (Лапин), епископ Антоний (Быстров), епископ Иоанникий (Сперанский), епископ Агафангел (Преображенский), священники Попов и Копылов, Нарымская ссылка; епископ Виктор (Богоявленский), Иркутская тюрьма… Татьяна признала, что передавала посылки «заключенному духовенству, находящемуся в Томских домах заключения, и мирянам; вообще заключенным, не зная причин их заключения». Татьяну спрашивали о соучастниках. Над протоколом допроса современнику приходится ломать голову. – Обращались ли вы к духовенству с просьбой оказать содействие по сбору средств на заключенных и ссыльных? – спросил следователь. – Да, обращалась, но получала с их стороны отказ, – ответила Татьяна. – Кого вы знаете из лиц, производивших помимо вас сборы на заключенных и ссыльных? – Лиц, производивших помимо меня сборы, не знаю.

http://pravmir.ru/novomuchenica-tatyana-...

Николаю (Ярушевичу ; впосл. митрополит), управлявшему тогда не признавшими обновленческого ВЦУ («автокефальными») приходами Петроградской епархии. Еп. Николай полностью оправдал К., а клеветников запретил в священнослужении. В кон. 1922 г. Крестецкий еп. Серафим (Велицкий) вышел из подчинения ВЦУ и встал во главе «автокефальной» Новгородской епархии. В связи с обострением борьбы с обновленцами, поддержанными органами власти в организации репрессий против правосл. духовенства, весной 1923 г. были учреждены новые викарные кафедры. Кандидатами на поставление викарными епископами в Новгородской епархии стали наиболее видные борцы с обновленчеством - К. и настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря архим. Иоанникий (Сперанский) . Еп. Серафим, находившийся под домашним арестом в Вяжищском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , поручил просить о помощи еп. Андрея (Ухтомского) , ранее совершавшего тайные хиротонии для «автокефальной» Уфимской епархии (в мае 1923 еп. Андрей недолго находился на свободе в Москве после тюремного заключения и перед отправкой в ссылку). Получив обращение из Новгорода, еп. Андрей благословил прибывших в Москву для встречи с ним викарных архиереев Уфимской епархии Бирского еп. Трофима (Якобчука), бывш. насельника Макариевой пуст., и Аскинского еп. Серафима (Трофимова) совершить просимые епископские хиротонии для Новгородской епархии. 3 июня 1923 г. прибывшие в Воскресенский мон-рь епископы Трофим (Якобчук) и Серафим (Трофимов) с ведома и согласия управляющего Новгородской епархией Крестецкого еп. Серафима (Велицкого) совершили хиротонию К. во епископа Макариевского или, по др. сведениям, во епископа Любанского (в ПЭ в ст. «Воскресения Господня мужской монастырь (Макариева пустынь)» было ошибочно указано, что хиротония К. состоялась 4 апр. (ПЭ. Т. 9. С. 440)). 9 июня К. вместе с еп. Трофимом совершил хиротонию архим. Иоанникия (Сперанского) во епископа Старорусского. В июле 1923 г., узнав об освобождении патриарха Тихона из-под ареста, Крестецкий еп. Серафим направил ему рапорт о хиротонии К., к-рого характеризовал как «достойного и ревностного мужа, пользующегося уважением всего окрестного населения и всего мона[ше]ства, молитвенника и поборника за веру Христову» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 316 об.). Пребывая по-прежнему в Воскресенском мон-ре, К. продолжал вести энергичную борьбу с обновленчеством. В одном из своих обращений в Новгородский губисполком обновленцы просили гражданские власти «парализовать вредное действие, вносящее смуту в массы, епископов «тихоновских» Серафима [Велицкого], Кирилла [Васильева] и Иосифа [Николаевского]… Если их почему-либо нельзя удалить из Новгородской губернии, то желательно было бы их изолировать, чтобы они не могли влиять на темные массы» (ГАНО. Ф. 269. Оп. 1. Д. 5. Л. 66-67).

http://pravenc.ru/text/1840317.html

Здесь совершается молитва о усопших, которая называется Панихида… После кончины душа человеческая проходит «мытарства», то есть некий частный суд, где перед душой предстаёт вся жизнь: добрые дела и злые… Молитва Церкви, в том числе и Панихида, милостыня о усопших помогают душе пройти мытарства и получить упокоение… На сем месте погребены: архимандрит Мефодий (Холмский), Митрополит Вениамин (Федченков) , Архиепископ Владимир (Кобец) , убиенный схиепископ Макарий (Васильев) , Валаамские старцы, Архимандрит Серафим (Розенберг) , старец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . В храме Воскресение Словущее [ править править код ] Храм в честь Воскресения Христова построен в Богом зданных пещерах в знамение всеобщего воскресения рода человеческого. Здесь погребены: архиепископ Андрей (Сухенко) , епископ Иоанникий (Сперанский) , епископ Феодор (Текучев) , архимандрит Алипий (Воронов) , архимандрит Нафанаил (Поспелов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко) и многие другие. Храм Воскресение Словущее устроен в первой половине ХХ века на месте самого первого храма, где молились пустынники с первоначальником преподобным Марком Псково-Печерским. Устроители храма – семейство Соломенцевых. Завершить все работы по устройству храма помешала развязанная фашистами Вторая мировая война. В настоящее время благоустройство храма продолжается: устроен новый Престол из благородного камня, готовятся мозаичные иконы на стены… Покровский храм [ править править код ] Божия Матерь хранит Псково-Печерский монастырь. Знáком Ея милости является Покровский храм обители, построенный в благодарность Пресвятой Богородице за помощь и заступление. Строительство Покровского храма украсило фасад Успенского собора. Объединенная кровля храмов напоминает собой купола Успенского собора Киево-Печерской Лавры… Благословение Пресвятой Богородицы явно простирается и на Псково-Печерский монастырь. Божия Матерь молится к Сыну Своему и Богу о нас непрестанно, день и ночь. А мы должны жизнь свою проводить в духе Христовых Евангельских заповедей, получая духовную силу для этого в Таинствах Исповеди и Святого Причащения. Тогда молитвы о нас Пресвятой Богородицы будут для нас спасительны и действенны. Сретенский храм [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Ф. Р-1244. Оп. 1. Д. 95. Л. 62). В закрытом Софийском соборе был организован антирелиг. музей. Экскурсантам демонстрировали мощи, выставленные в старых обитых парчой открытых раках, в к-рые мощи были переложены сразу после изъятия серебряных рак в 1922 г. 11 авг. 1933 г. Новгородский митр. Арсений (Стадницкий), находившийся в ссылке в Ташкенте, был назначен на Ташкентскую кафедру, а на его место определен митр. Алексий (Симанский). 5 окт. того же года он был переведен на Ленинградскую кафедру. 18 окт. 1933 г. архиепископом Новгородским был назначен Венедикт (Плотников) . 5 сент. 1936 г. он был уволен на покой. До ареста в дек. 1937 г. Н. и С. е. управлял Демянский еп. Сергий (Васильев), затем до 1940 г. епархией управлял Петергофский архиеп. Николай (Ярушевич ; впосл. митрополит). В 1-й пол. 30-х гг. духовенство продолжало подвергаться преследованиям. 4 февр. 1931 г. по обвинению в антисоветской агитации арестован Череповецкий еп. Нифонт (Фомин) ; 2 окт. того же года он приговорен к 3 годам ИТЛ. 1 янв. 1934 г. по обвинению в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности арестован Кирилловский еп. Валериан (Рудич) , 3 марта 1934 г. приговорен к 8 годам заключения в лагерь, где повторно арестован в кон. 1937 г. и расстрелян 27 февр. 1938 г. 18 февр. 1934 г. арестован Старорусский еп. Иоанникий (Сперанский), приговорен к 5 годам ИТЛ. В ходе массовой коллективизации сельского хозяйства репрессиям подверглось немало сельских священников по обвинениям в «идейном руководстве крестьянскими повстанческими бандами». 30 дек. 1934 г. арестован настоятель Преображенской ц. с. Бронница (ныне Новгородского р-на) свящ. сщмч. Василий Богоявленский , в следующем году он был приговорен к 5 годам ИТЛ (в 1937 арестован в лагере и расстрелян). В 1936 г. к заключению в лагерях были приговорены 7 священнослужителей. К весне 1937 г. в 2 епархиях РПЦ, расположенных в границах совр. Новгородской обл. (Новгородской и Боровичской), действовали 312 храмов, в которых служили 362 священника и 69 диаконов.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

К кон. 1933 г. репрессии ослабли. В 1934 г. на Калужскую кафедру вступил недавно вернувшийся из заключения еп. сщмч. Августин (Беляев ; 1934-1937), к-рый сделал все возможное для оживления церковной жизни в разгромленной епархии. 2 апр. 1936 г. преосв. Августин был возведен в сан архиепископа. 20 сент. 1937 г. архиерей был арестован вместе более чем с 30 священниками и мирянами (архим. прмч. Иоанникием (Дмитриевым) , настоятелем Одигитриевской ц. прот. сщмч. Иоанном Сперанским (другом К. Э. Циолковского), прот. Павлом Семёновским, священниками Иоанном Остроглазовым, Василием Макаровым, Афанасием Любимовым, псаломщиком мч. Аполлоном Бабичевым, старостой Казанской ц. И. Г. Беляевым и др.). Арестованные обвинялись в создании «крупной нелегальной церковно-монархической организации, ставившей своими целями свержение Советской власти, распространение контрреволюционной клеветы, срыв мероприятий партии и правительства… сколачивание боевых групп для помощи интервентам». 19 нояб. они были приговорены к расстрелу, 23 нояб. приговор был приведен в исполнение. В 1934-1937 гг. были расстреляны или сосланы 198 священнослужителей и 70 церковнослужителей. В дек. 1937 г. 54 монахини Шамординского мон-ря отправлены в лагеря, казначею Елисавету (Соколову) с 5 сестрами расстреляли. Расстреляны мн. бывш. насельники Оптиной пуст., жившие в Козельске: Феодор (Лавров), Никита (Чувенков), Сергий (Борисов) и др. В 1938-1941 гг. были казнены или сосланы 46 священнослужителей, 6 церковнослужителей, 5 монашествующих. После ареста архиеп. Августина в К. и Б. е. не было правящего архиерея до кон. 1941 г. Обновленческий раскол В нач. 20-х гг. XX в. др. испытанием для Церкви стал быстро распространившийся обновленческий раскол (см. Обновленчество ). В июне 1922 г. был образован обновленческий епархиальный совет, к-рый 15 июня того же года провел собрание духовенства Калуги. После рассмотрения документов, присланных обновленческим Высшим церковным управлением (ВЦУ), совет принял решение признать ВЦУ единственной церковной властью и выразить ему поддержку в подготовке 2-го «поместного собора». Калужский еп. Феофан (Туляков), по-видимому не владевший достаточной информацией об обновленцах, в целом одобрил решения собрания с условием, что не будут меняться догматы и каноны Церкви. 29 авг. 1922 г., после съезда «Живой церкви» , еп. Феофан объявил о неканоничности ВЦУ. Новое епархиальное управление во главе с протоиереем-обновленцем Некрасовым не подчинилось решению архиерея. Уже 2 сент. власти провели массовые обыски в домах священников, поддержавших правящего архиерея. Не избежал обыска и еп. Феофан.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Семь лет прожили монахи в этих горах. И за всё время не встретили ни одного человека. Вся братия была пострижена в монахи. Михаил был пострижен в рясофор 11 июня 1944 года с именем Мисаил, 17 декабря 1946 года – в мантию. Там же стал иеродиаконом, а позже, в 1947 году, рукоположен во иеромонаха. Нашли скит в 1951 году – увидели с самолёта. Всех вывезли в джалалабадскую тюрьму. По всей стране газеты тогда писали, что далеко в горах обнаружена целая банда! Монахов! Владыку Петра отправили в город Глазов Кировской (Вятской) области. Там он под домашним арестом и скончался 1 октября 1956 года в возрасте 96 лет. Духовные дети его больше не видели. Отца Мисаила по ходатайству владыки Гермогена (Голубева) в 1955 году направили в город Пржевальск Иссык-Кульской области, где он был псаломщиком Троицкой церкви. В марте 1956 года отец Мисаил по благословению Святейшего Патриарха Алексия I прибыл в Одесский Свято-Успенский монастырь. Тогда многие репрессированные архипастыри возвращались из мест заключения. В Свято-Успенский монастырь прибыли: владыка Даниил (Юзьвюк), владыка Серафим (Лукьянов), владыка Феодор Аргентинский, владыка Иоанникий (Сперанский) – Красноярский. Поворотным событием в судьбе отца Мисаила оказалась встреча с митрополитом Нестором (Анисимовым). В заключении владыка Нестор провел восемь лет, тяжело заболел водянкой. Встречали его с носилками. Всех, кто его встречал, он спрашивал со слезами: – Деточки, родненькие, вы откуда? – Я, владыка, только из Средней Азии вернулся, – ответил отец Мисаил. – А чей будешь? – Схиепископа Петра духовный сын. – Петра Ладыгина?! – воскликнул митрополит. – Да. Тут же владыка Нестор достал из тюремной кирзовой сумки крест, благословляя отца Мисаила, сказал: – Отныне и до моей кончины будешь моим духовником. Так молодой иеромонах 33 лет отроду стал духовником легендарного российского митрополита-миссионера. Более того, отца Мисаила назначили келейником сразу у всех пяти архиереев. А в мае, во время посещения Одессы Святейшим Патриархом Алексием I, именно отца Мисаила благословили каждое утро вычитывать молитвенное правило Предстоятелю Русской Православной Церкви. В это время сюда приезжали многие старцы, в том числе и архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

http://pravoslavie.ru/36793.html

— Я враждебно настроенным к советской власти себя не считаю, и никакой антисоветской работой я не занимался. — Назовите лиц, враждебно настроенных к советской власти. — Таких лиц я не знаю. — На первом допросе вы дали следствию ложные показания, не признав себя виновным в антисоветской деятельности, которую вы проводили совместно с другими церковниками. Предлагаем говорить правду. — Антисоветской деятельностью я не занимался и виновным в этом себя не признаю. С церковниками я был связан только по церковной службе. — Следствию также известно, что вы в числе группы лиц, приближенных к архиепископу Августину, проводили обработку верующих граждан в антисоветском духе, ведя среди них всевозможные антисоветские разговоры. Отбросьте запирательство и дайте следствию правдивые показания. — Антисоветских разговоров я не вел. — Назовите лиц, враждебно настроенных к советскому строю. — Таких лиц я не знаю. — Еще раз следствие предлагает вам дать правдивые показания о своей контрреволюционной деятельности, которую вы проводили совместно с другими лицами… — Вновь отвечаю, что виновным себя в проведении контрреволюционной деятельности не признаю. — Вам зачитываются выдержки из показаний обвиняемых, которые, признав себя участниками контрреволюционной монархическо–церковной организации, показали следствию, что и вы являетесь участником данной организации и вместе с ними проводили контрреволюционную деятельность… Теперь вы себя признаете виновным? — Нет, не признаю. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Арефа Валаамский (память 7 августа по старому стилю)

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010