Сторонники патриаршества видели в фигуре патриарха спасение от той мертвящей бюрократической системы, которая сложилась в Русской Церкви в синодальный период. О бюрократизме как главном враге церковной жизни говорили почти все выступавшие – и противники, и сторонники патриаршества. И.Н. Сперанский (будущий епископ Иоанникий), сторонник патриаршества, говорил об этом так: «Верный народ… постепенно был отодвинут назад и даже вытеснен " за порог канцелярий " , как чуждая масса, нужная разве для приложения различных мероприятий или заявляющая, в качестве просительницы, о своих нуждах… Управление церковное приняло светский бюрократический характер, ни для кого, кроме подведомственных лиц, не авторитетный… Голос Церкви удален был из государства, а в самой Церкви заглушен бюрократией…» . Противники патриаршества опасались, что при патриархе епископат вновь оттеснит клириков и мирян от участия в церковном управлении, начнет борьбу за свои привилегии (князь А.Г. Чагадаев) . А это, в свою очередь, приведет к вредной централизации и бюрократизации церковной жизни, убивающей всякое живое дело . «Патриаршество прежде всего не есть патриарх: это – целая система патриаршего управления, имеющая яркое бюрократическое начало, – говорил член Собора В.В. Радзимовский. – …Самая идея патриаршества не встречает возражений, но во внесенные Отделом положения необходимо внести исправления и дополнения, которые, быть может, приведут нас к соглашению» . «Сквернословие, гнилые слова, народ испьянствовался, появилось хулиганство: разве не мы так воспитали народ? – вопрошал на Соборе протоиерей Э.И. Бекаревич. – Мы виноваты, мы, духом ленивые, но не мы одни, а и те, которые нами руководили, кто заставлял нас быть рабами. Епископ знает духовенство через черный ход, через кухонный ход… Разве это знание приходской жизни? Возврат к прежнему погубил бы нас окончательно. Теперь народ принимает активное участие в церковной жизни… Патриарх нужен, но лишь под условием, если все живые члены Церкви будут принимать участие в строительстве церковном» .

http://bogoslov.ru/article/2271021

Иосиф (Гаргалык), к-рого власти использовали в делах по закрытию мон-рей (напр., Георгия Победоносца великомученика монастыря в с. Суручень, Гербовецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (Хырбовэц) в Каларашском р-не) и который часто действовал без ведома правящего архиерея. В Н. м. привозили монахов закрывавшихся обителей: Добрушского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря (1959), Гербовецкого мон-ря (Докладная записка от 15 мая 1961 г. председателя КГБ при СМ Молдавской ССР И. Т. Савченко// Пасат. 1994. С. 664-665; Он же. 2011. Т. 3. С. 59-60). К 1962 г. в Молдавской ССР были закрыты все монастыри, кроме Жабского в честь Вознесения Господня монастыря и Н. м. На 1 янв. 1960 г. в Н. м. подвизались 109 насельников: еп. Красноярский Иоанникий (Сперанский), 2 архимандрита, 12 игуменов (бывш. настоятелей мон-рей), 34 иеромонаха, 9 иеродиаконов, 2 схимонаха, 29 монахов и 20 послушников ( Po tarencu. 1994. P. 50; Пасат. 2011. Т. 3. С. 172). Была разработана операция по закрытию Н. м.: это должно было выглядеть как добровольный отказ монахов от монашеской жизни. Уполномоченный Комитета по делам религий при СМ СССР для Молдавской ССР А. И. Олейник и игум. Иосиф должны были представить в ЦК компартии Молдавской ССР списки насельников Н. м. с указанием места жительства их родственников (и воздействовать на монахов через них, добиваясь письменного заявления об уходе), а также выявить монахов, не имевших родственников (от них нужно было получить согласие на переселение в приют), и тех, к-рые на момент закрытия мон-ря «могли бы доставить неприятности» (их выселяли насильно). В общину были внедрены лица, к-рые должны были влиять на мнение братии ( Po tarencu. 1994. P. 51-52). Т. о., еще до начала действий по закрытию Н. м. обитель покинули 54 монаха. 14 мая 1962 г. ночью насельников вывезли из мон-ря на неск. грузовиках; 15-16 мая были вывезены последние 25 насельников. В отчете митр. Кишинёвскому и Молдавскому Нектарию (Григорьеву) игум. Иосиф написал: «Учитывая, что все насельники покинули 16 мая обитель, Новонямецкий монастырь прекратил свое существование» ( Пасат.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

— Контрреволюционной деятельности и агитации я не проводил. — В каких взаимоотношениях вы находились с архиепископом Августином Беляевым? — К архиепископу Августину я относился как к носителю высшего священного сана. Следователи стали спрашивать об архиепископе Августине и требовать подтверждения лжесвидетельств против него, но священник категорически отказался. На одном из последних допросов следователь сказал: — На предыдущих допросах вы уклонились от дачи правдивых показаний. Следствием достоверно установлено, что вы являетесь участником контрреволюционной монархической организации, состоя в которой, вы проводили работу по обработке верующих граждан в антисоветском духе. Признаете вы это? — Нет, не признаю. В контрреволюционной организации я не состоял и не знаю о ее существовании… — Вам зачитываются выдержки из показаний обвиняемых, которые признали себя участниками существующей в городе Калуге контрреволюционной монархической организации и показали, что и вы являетесь ее участником; состоя в ней, вы занимались контрреволюционной деятельностью. Теперь вы признаете себя виновным? — Вновь заявляю, что я в контрреволюционной церковно–монархической организации не состоял и контрреволюционной деятельностью не занимался. Если мне будут устроены очные ставки, я и на них буду отрицать свою виновность. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Иоанн (Троянский), епископ Великолукский и Торопецкий (память 22 августа по старому стилю) С вященномученик Иоанн (в миру Иван Ефимович Троянский) родился 10 ноября 1862 года в селе Ново–Клинском Воронежской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию, 10 сентября 1884 года был рукоположен в сан священника.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Скачать epub pdf Николай Иванович Флоринский по рождению своему, по образованию и по первым годам духовно-учебной службы принадлежал к Владимирской епархии. Николай Иванович Флоринский – сын священника Богородицкой семинарской церкви в г. Владимире; родился в 1826 году. Отец его свящ. Иван Алексеевич Флоринский был очень образованный человек и состоял учителем французского языка, библиотекарем и экономом семинарии. Мать его Елизавета Ивановна была двоюродной внучкой и крестницей графа М.М. Сперанского; она отличалась глубокой религиозностью. Первоначальное образование Николай Иванович получил во Владимирском духовном училище; с 1840 по 1845 г. обучался во Владимирской семинарии, а затем в Киевской духовной академии, где и окончил курс в 1849 г. восьмым магистром. Товарищами по академии Николая Ивановича были – высокопреосвященнейший митрополит Киевский Иоанникий, преосвященный Феодосий, профессоры Киевской дух. академии К.И. Щеголев, Гуляев и др. Николай Ив – ч до конца жизни своей с особою любовию вспоминал о воспитавшей его академии, о своих начальниках, профессорах и товарищах. По окончании курса в академии, первый год службы Николай Ив – ч провел в Вятке в должности профессора-помощника ректора семинарии по классу богословских наук. Следующие 16 лет он провел в родном городе Владимире в должности профессора семинарии и преподавал догматическое и нравственное богословие, учение о вероисповеданиях, историю русского раскола и науку церковного красноречия. В то же время состоял священником (с 1858 г.) во Влад. Успенском Княгинином монастыре и законоучителем в женском Епархиальном училище. Следующие годы службы о. Николая принадлежат Киевской епархии, где первоначально он был настоятелем церкви и законоучителем в 1-й Киев. гимназии. По выслуге лет, уволившись от службы в гимназии, он был 2 года настоятелем Киево-Успенского собора, затем 10 лет в должности священника Киево-Софийского собора и, наконец, последние 12 лет вторым священником Киево-Сретенской церкви. Кроме этого, о. Николай преподавал безвозмездно Закон Божий в рукодельной женской школе Гогоцкой и в школе при доме Сулимовском, а также был законоучителем (2 года) в Киев. министер. женской гимназии, в женском Епархиальном училище и в доме трудолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Несмотря на давление властей и распространение раскола, «тихоновское» крыло духовенства смогло самоорганизоваться. Этому способствовали и нестроения в Новгородской обновленческой епархии: после того как «епископ» Александр Лебедев поддержал второбрачное священство, женатый епископат и т. п., духовенство выразило ему недоверие. (Вопреки требованию духовенства Александр Лебедев отказался поехать с повинной в Москву и снял запрет с двоеженца свящ. Митецкого, наложенный еп. Серафимом.) Попытка ВЦУ в нач. июля 1923 г. прислать ему на замену «архиепископа» Николая Покровского завершилась неудачей: духовенство на епархиальном собрании 13 июля отказалось признать Покровского, постановив считать и далее временно управляющим Новгородской епархией Крестецкого еп. Серафима. Это подтвердил и съезд духовенства в расширенном составе, прошедший 26 июля 1923 г. во Входо-Иерусалимском соборе Новгорода. 30 июля 1923 г. патриарху Тихону от имени съезда было направлено обращение с просьбой утвердить еп. Серафима на Новгородской кафедре. 4 авг. еп. Серафим во главе группы новгородского духовенства подписал письмо патриарху с покаянием в сотрудничестве с обновленцами. Епископ принес покаяние в участии в «хиротонии» Александра Лебедева, а также в самочинных тайных хиротониях Макарьевского еп. Кирилла (Васильева) и Старорусского еп. Иоанникия (Сперанского) . Две последние хиротонии были совершены в новгородском Юрьевом мон-ре соответственно 3 июня и 27 июля (9 июня?) 1923 г. еп. Серафимом и 2 викарными архиереями Уфимской епархии: Бирским еп. Трофимом (Якобчуком) и Аскинским еп. Серафимом (Трофимовым) , состоявшими в юрисдикции Уфимского и Мензелинского архиеп. Андрея (Ухтомского) . Эти действия, не согласованные с патриархом, еп. Серафим объяснял чрезвычайными обстоятельствами. Свт. Тихон признал хиротонии. 10 окт. 1923 г. патриарх одобрил прошение еп. Серафима о хиротонии во епископа Тихвинского архим. Антония (Демянского) . 19 дек. 1923 г. по просьбе еп. Серафима был хиротонисан Боровичский еп. Никита (Стягов). 8 мая 1924 г. секретарь еп. Серафима диак. Михаил Михайловский писал патриарху Тихону о падении влияния обновленчества во всех викариатствах Новгородской епархии. В то же время, 9 мая 1924 г. председатель совета новгородского Софийского собора А. Афанасьев обратился к патриарху Тихону от имени прихожан и духовенства собора с просьбой ввиду болезненного состояния еп. Серафима и угрозы его скоропостижной кончины назначить в Новгород нового «стойкого администратора»; в итоге, указом патриарха от 14 мая 1924 г. в Новгород для временного окормления епархии назначен Вениамин (Глебов), еп. Рославльский, викарий Смоленской епархии (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 273. Л. 87-88).

http://pravenc.ru/text/2459017.html

Известно также, что церкви св. ап. Матфия принадлежали две приписных: св. Алексия Человека Божьего, при отделении Дома милосердия для взрослых, на Бармалеевой улице, и церковь Нерукотворного образа при приюте отрока Василия на Гатчинской. Кроме того, была и часовня на Сытном рынке. (К слову, у того же А. Простева есть и картина «Ксеничка на Сытном рынке»). К часовне в праздник иконы Божией Матери Тихвинской совершался крестный ход. Нельзя не привести и свидетельства обширной благотворительной, просветительской работы матфиевского прихода, не сказать о его делах милосердия, учитывая также, что они осенены именами блж. Ксении и ап. Матфия, стоящих тут рука об руку. В 1763 г. при церкви была открыта женская богадельня, в которую помещали вдов отставных солдат, живших в приходе, а через год — гарнизонная школа. В 1768 г. в Матфиевском приходе было устроено оспопрививательное заведение — «оспенный дом». С 1783 г. он перешел в ведение Приказа общественного призрения. Позже в этом доме размещалось Матфиевское приходское училище, затем на его месте — Александровский сиротский дом для воспитания бедных сирот разного звания. В начале ХХ века в этом же доме разместился переведённый из Царского Села Александровский лицей. С 1910 г. при храме действовало Братство ревнителей православия во имя Распятого Христа, а с 1914 г. — миссионерское братство Воскресения Христова. Матфиевская церковь в 1914 г.      Настоятель храма протоиерей Николай Сперанский (старший брат епископа Иоанникия) осенью 1918 г. пал жертвой «красного террора». Его преемник, протоиерей Иоанн Альбинский, присоединился к обновленческому расколу и в июне 1922 г. стал вторым архиереем обновленческого поставления и первым, поставленным без пострига в монашество. С 1923 г. храм получил статус собора. Но, несмотря на историко-художественную ценность, 25 июля 1932 г. по решению Ленинградского облисполкома был закрыт, и в том же году весь церковный комплекс — взорван. Обломки были сгруппированы и засыпаны, в результате чего образовался существующий и ныне холм.

http://pravoslavie.ru/112063.html

Так, певчий Михаил Сперанский стал в повести Николаем, сын Сперанского Константин – Борисом, сын Вигилева Сергей – Вадькой. Бесспорно подлинные персонажи – регент Д. Вигилев, митрополит Московский Иоанникий, писатель А. Пазухин, владелец трактира К. Саврасенков; не соответствуют подлинным фамилии певчих Миролюбова и Беляева. О других персонажах сказать что-либо затруднительно, как и о главном событии – похищении монахини. Осталось определить год, в котором происходит действие. Автор об этом нигде не говорит, но один факт – уход Вигилева с поста регента Синодального хора – позволяет датировать данные главы. Доподлинно известно, что Вигилев оставил хор по неизвестной нам причине в марте 1886 года. Значит, Алексей попал в Синодальный хор в конце 1885-го или в начале 1886 года. Это, однако, вносит некоторый разброд в фактологию, а именно в определение возраста автора. Если в повести ему семнадцать лет, то в реальной жизни должно быть двадцать, и естественно, что он уже не может петь в альтовой партии. Чтобы свести концы с концами, можно предположить, что автор родился не в 1865-м, а тремя-четырьмя годами позже. Впрочем, это не так уж важно. В целом атмосфера жизни дореформенного Синодального хора передана Свирским, на наш взгляд, довольно точно. Публикация сделана по первому изданию повести (М., 1935). Александр Васильевич Никольский А. В. Никольский родился 10 (22) июня 1874 года в селе Владыкино Чембарского уезда Пензенской губернии в семье местного священника Василия Александровича Никольского. С ранних лет мальчик читал, пел и прислуживал в церкви. В 1888 году по окончании Пензенского духовного училища он по стопам отца поступил в Пензенскую духовную семинарию, где помимо богословских и научных предметов в то время изучались церковное пение и скрипка. Вероятно, молодой Никольский выделялся своими успехами в музыке, так как с четвертого класса стал управлять семинарским хором, а затем хором Тихоновского духовного училища. Однако занятия музыкой вряд ли стали бы делом его жизни, если бы не встреча в 1891 году со своей будущей женой К.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Серафим встал во главе «автокефальной» Н. и С. е. Представители духовенства, отказывавшиеся признавать ВЦУ, подвергались преследованиям со стороны властей. Еп. Серафим (Велицкий; не ранее сер. 1924 переименован в епископа Маловишерского) был помещен под домашний арест в Вяжищский мон-рь (закрыт в 1920), но продолжал оттуда управлять Н. и С. е. В целях борьбы с обновленчеством и для восполнения правосл. иерархии еп. Серафим обратился с просьбой о помощи в совершении хиротоний викарных епископов для Н. и С. е. к временно освобожденному из-под стражи перед выездом в ссылку в Ташкент Уфимскому еп. Андрею (Ухтомскому) , к-рый в сер. мая 1923 г. находился в Москве . Последний благословил оказавшихся в Москве викариев Уфимской епархии совершить эти хиротонии. 3 июня 1923 г. временно управлявший Уфимской «автокефальной» епархией Бирский еп. Трофим (Якобчук) и др. викарий той же епархии, Аскинский еп. Серафим (Афанасьев; позднее известен под фамилией Трофимов), втайне от властей и обновленцев рукоположили настоятеля Воскресения Господня мужского монастыря (Макариевой пуст.) архим. Кирилла (Васильева) во епископа Макарьевского (после 5 сент. 1923 переименован в епископа Любанского). 9 июня того же года еп. Трофим (Якобчук) и еп. Кирилл (Васильев) хиротонисали бывш. настоятеля Антониева мон-ря архим. Иоанникия (Сперанского) во епископа Старорусского. После освобождения патриарха свт. Тихона из-под ареста по постановлению Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 25 июня 1923 г. духовенство и миряне Н. и С. е. направляли первосвятителю покаянные письма в связи с уклонением их в обновленческий раскол. 4 авг. 1923 г. еп. Серафим (Велицкий) принес покаяние патриарху и был оставлен на Крестецкой викарной кафедре с поручением временно управлять Н. и С. е. Вскоре по принесении покаяния был оставлен на Валдайской кафедре еп. Иосиф (Николаевский-Невский). Назначенный ВЦУ на место Новгородского «архиепископа» Александра Лебедева архиеп. Николай (Покровский) покаялся и 25 авг.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Вручение ордена епископу Феодору состоялось в Псково-Печерском монастыре 11 июня 1980 года. В ответ на выраженные ему тогда поздравления и добрые пожелания владыка сказал в ответном слове: «Блаженной памяти митрополит Евлогий имел обычай давать постригавшимся студентам имена учеников преподобного Сергия Радонежского. Мне было дано имя племянника преподобного – святителя Феодора, архиепископа Ростовского. Сегодня я награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского. Хочется верить, что преподобный Сергий будет помогать мне в дальнейшем служении Богу и Церкви и доведет меня до Небесного Царствия Божия». И в пожилые уже годы, несмотря на болезни и немощи, владыка Феодор все же порой совершал богослужения в храме, всегда старательно исполнял келейное правило, духом был бодр и спокоен. Те, кто общались с ним, неизменно отмечали его искреннее радушие, добродушие и евангельскую простоту. В 1985 году здоровье владыки резко ухудшилось. Он стал готовиться к переходу в жизнь вечную. В канун празднования Похвалы Пресвятой Богородицы, 29 марта, над ним было совершено Таинство елеосвящения, и в самый день праздника он причастился Святых Христовых Таин. Утром 3 апреля, в среду 6-й седмицы Великого поста, владыка Феодор мирно почил о Господе. По обычаю, накануне погребения был совершен парастас по почившему, а 5 апреля, в Страстную пятницу, митрополит Псковский и Порховский Иоанн, в сослужении монастырской братии и клириков как Псковской, так и других епархий, при множестве пришедших мирян, совершил отпевание владыки Феодора. Под традиционный погребальный звон всех монастырских колоколов, под пение ирмосов Великого канона гроб с телом почившего епископа был обнесен вокруг монастырской площади, примыкающей к пещерному Успенскому собору, и поставлен в «Богом зданных» пещерах Псково-Печерской обители, рядом с могилами архиепископа Андрея (Сухенко; 1972] и епископа Иоанникия (Сперанского; 1969). После совершения заупокойной литии тело владыки было предано земле. «Неужели мы, все русские, не можем собраться под единый спасительный кров нашей Матери-Церкви?» – так взывал к своей зарубежной пастве в одной из проповедей владыка Феодор. И эти слова для него особенно естественны, поскольку постоянной его скорбью был именно тот недуг разделения, что поразил в XX столетии его любимую Родину, соблазненную мифом безбожного коммунизма; тот отход от Христа и Его Церкви как единого Дома Божия, а отсюда – и духовный раскол нации. Причем особенно тягостным для владыки (тем более – как «эмигрантского» архиерея!) было то, что раскол этот проявлялся не только в самой России, но и повсеместно за границей, в собственно эмигрантской среде, – как в общественной жизни, так и в непосредственно религиозной сфере, когда русские люди в итоге всех своих разделений и противостояний оказались рассеянными к тому же и по разным церковным юрисдикциям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Восстановление церковной жизни в регионе связано с именем свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Ведущий российский специалист по гнойной хирургии был вызван из ссылки в пос. Б. Мурта для работы в эвакогоспитале 1515 в должности «начальника отделения» (ГА Красноярского края. Ф. Р-1384. Оп. 2. Д. 78. Л. 18; Д. 79. Л. 132) и фактически исполнял должность главного хирурга-консультанта. 27 дек. 1942 г. владыка был назначен на вдовствовавшую с нояб. 1937 г. Красноярскую кафедру (осенью 1942 возведен в сан архиепископа). После изменения отношения гос-ва к Церкви на территории края прежде всего была воздвигнута Никольская кладбищенская часовня в Красноярске. 27 февр. 1943 г., во Вселенскую родительскую субботу, в ней было совершено 1-е богослужение. 8 сент. 1943 г. свт. Лука участвовал в Архиерейском Соборе, избравшем патриархом митр. Сергия (Страгородского). После перевода в нач. янв. 1944 г. архиеп. Луки на Тамбовскую кафедру во временное управление Красноярской епархии вступил архиеп. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов ; впосл. митрополит). Патриаршим указом от 4 авг. 1947 г. бывш. обновленческий митрополит еп. Ульяновский и Мелекесский Софроний назначен викарным епископом Красноярским; архиеп. Варфоломей при этом извещал Н. Попова: «…Красноярская Епархия оставлена непосредственно в моем руководстве» (Там же. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 73. Л. 161). После скоропостижной кончины еп. Софрония (24 дек. 1947) викарным епископом Красноярским назначен с 23 янв. 1948 г. еп. Иоанникий (Сперанский) , в годы войны живший в Красноярске, а с 22 мая 1947 г. служивший настоятелем Никольской кладбищенской ц. (его кандидатуру предлагал на кафедру перед отъездом из Красноярска еще архиеп. Лука). С апр. 1949 до 20 июля 1990 г. приходы Красноярской епархии (в качестве благочиния) управлялись непосредственно архиереями Новосибирско-Барнаульской епархии. Второй из открытых в Красноярске стала Покровская ц. (3 окт. 1944, договор о ее передаче общине подписан 8 мая 1945). В 1943-1947 гг. в регионе были открыты 21 церковь и 1 часовня. На практике открывались только те церкви, в к-рые назначался настоятель, что не всегда могло быть осуществлено из-за отсутствия кадров и бедности отдаленных сельских приходов. На 1949 г. на территории совр. К. и А. е. существовало 20 общин и 19 храмов.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010