В Калужской епархии в годы гонений пострадало много священнослужителей, церковнослужителей и мирян. Часть из них уже прославлено в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Калужанами особенно почитаются священномученики Августин (Беляев), Павлина (Крошечкин), священномученик Иоанн пресвитер (Сперанский), преподобномученики Исаакий (Бобраков), Иоанникий Дмитриев, Серафим (Гущин), мученики Алексий Горбачев, Аполлон Бабичев и Михаил Арефьев, исповедники Рафаил (Шейченко) и Георгий (Лавров). Священномученики Августин (Беляев) и Павлина (Крошечкин) были Калужскими архипастырями и ревностно служили Богу. Ни аресты, ни тюремные заключения не смогли их заставить оставить служение Церкви. Оба они были расстреляны в 1937 г. Преподобномученик Исаакий (Бобриков) — являлся последним настоятелем Оптиной пустыни перед ее закрытием. Ему пришлось возглавлять монастырь в тяжелейшее в истории Оптиной время: Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 г., открытые гонения на Церковь и закрытие прославленной обители. Он мужественно переносил все скорби с твердой верой в Бога. Власти многократно предлагали ему уехать из окрестностей Козельска, на что оптинский старец говорил: «От креста своего не побегу». После нескольких арестов он был расстрелян в Тульской области в декабре 1937 г. Преподобноисповедник Георгий (Лавров) принял монашество в Оптиной пустыни. С 1915 по 1918 годы был наместником Георгиевского монастыря в городе Мещовске. В декабре 1918 г. его арестовали, и он был приговорен к расстрелу, но затем был амнистирован. После освобождения, получив от митрополита Кирилла (Смирнова) благословение на старчество, проживал в Даниловском монастыре в Москве. В 1928 г. был снова арестован и сослан на три года в Казахстан. Последние годы своей жизни провел в Нижнем Новгороде. Священномученики Иоанникий (Дмитриев) и Иоанн Сперанский были священниками Калужских храмов. Мученики Алексий Горбачев и Аполлон Бабичев служили псаломщиками в храмах Калужской епархии. Мученик Михаил Арефьев являлся членом церковного совета храма иконы Божией Матери Одигитрия в г. Калуге. Все они были арестованы вместе с архиепископом Калужским Августином (Беляевым) по сфабрикованному делу и расстреляны в 1937 г.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2411470...

И. был награжден орденом св. Анны 3-й (1904) и 2-й (1913) степени. В 1917 г. за пожертвования и заботу о церковноприходской школе удостоен благословения Святейшего Синода. 15 июля 1918 г. в мон-рь прибыл отряд для изъятия хлебных запасов, что вызвало возмущение в окрестных приходах. Население вооружилось и собралось у мон-ря, однако И. сумел успокоить толпу, хотя сам получил ранение. Умело использовал советские законы для сохранения Иверского мон-ря. В 1918 г. в мон-ре было 39 чел. братии, 12 указных послушников и 9 проживавших на испытании; в братии в это время состоял член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. И. Н. Сперанский, постриженный И. 9 марта 1919 г. в монашество ( Иоанникий (Сперанский) ; впосл. епископ). В 1919 г. монашеская община была официально зарегистрирована как Иверская трудовая артель, ее членам, монашествующим и мирянам, передавалось 5 га монастырской усадьбы и ок. 200 га угодий. Одновременно для сохранения художественных сокровищ обители был организован «Никоновский музей». В 1920 г. был выпущен каталог его коллекции. 22 февр. 1921 г. постановлением коллегии Петроградского обл. отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины здания мон-ря «со всем находящимся в нем церковным имуществом признаны имеющими исключительно исторически-бытовое и художественное значение». В 1921 г. состоялась хиротония И. во епископа Валдайского, он стал викарием Новгородской епархии, оставаясь при этом настоятелем Валдайского Иверского мон-ря. В марте 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей , И. обратился с воззванием к пастве и призвал жертвовать на помощь голодающим «с радостью и любовью», но лишь «предметы неосвященные и не имеющие богослужебного употребления», предостерегая, что «Патриарх не допускает пожертвования священных сосудов». Воззвание И. было напечатано в губ. газете. Монастырский музей получил охранную грамоту на изделия «Никоновской эпохи», комиссией по изъятию церковных ценностей были конфискованы лишь предметы позднейшего происхождения общим весом 1 пуд 4 фунта (17,6 кг) серебра. По распоряжению И. в храмах произносились проповеди на тему помощи голодающим в Поволжье.

http://pravenc.ru/text/578529.html

Следователи, собрав против игумена Иоанникия показания»свидетелей», их ему зачитали. Выслушав, отец Иоанникий ответил:«Указанны мне якобы конкретные случаи моей контрреволюционной деятельности категорически отрицаю и заявляю, что я нигде и никогда не говорил против тех или других мероприятий советской власти. Со стороны арестованных со мною я также ни разу не слышал что–либо против мероприятий советской власти». 15 марта 1933 года Тройка ОГПУ приговорила игумена Иоанникия в ссылке в Северный край на пять лет. По возвращении из ссылки он был возведен в сан архимандрита и направлен служить в Николо–Казинский храм в городе Калуге. Осенью 1937 года власти арестовали архимандрита Иоанникия вместе с архиепископом Августином и группой духовенства Калуги. 28 октября состоялся допрос священника. — Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам по этому вопросу дать откровенные показания, — потребовал следователь. — Я среди духовенства и верующих неоднократно высказывал недовольство советской властью, обвиняя ее в том, что в результате ее политики по всему Советскому Союзу по требованию советской общественности закрылись церкви, кроме этого я говорил о том, что советская власть несправедливо проводит репрессии в отношении бывших людей… и духовенства, — высказал отец Иоанникий свое мнение, но отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Иона (Лазарев), епископ Невельский, викарий Витебской епархии (память 8 октября по старому стилю)

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Все надеюсь посетить Вашего Преосвященства «северную Коливию», но не знаю, когда угодно будет Богу исполнить это мое желание. Примите, Ваше Преосвященство, от нас всех самые лучшие пожелания доброго здоровья, спокойной душевной жизни и всех благ. Надеемся на молитвы Вашей доброй души, которую здесь часто я вспоминаю с нашими сожителями прежних мест. Целуем Вашу добрую святительскую руку и просим Ваших молитв. Ваш недостойный послушник Прот[оиерей] Николай Куприянов с семьей. P. S. Преосвященный Иоанникий с Епископом Феодором, бывшим Аргентинским, проживают вместе в нашем Кицканском монастыре, возле города Бендер, но я вот уже два года, как не был там. Прот[оиерей] Николай Куприянов. 10 января 1962 г. Д. 53. Л. 27–28. Подлинник. Автограф. 16. (от протоиерея Н. Куприянова) 20 апреля 1962 г. Христос Воскресе! Ваше Преосвященство, Дорогой Владыко Афанасий! Примите пасхальное поздравление от меня и от всей моей семьи, которая, Благодарение Богу, вся жива и здорова, чего желаем и Вашему Преосвященству от всего чистого нашего сердца. Живем мы по-старому в Кишиневе и, конечно, стареем, а со старостью приходят и немощи, но больше приходится болеть за церковные дела, которые все больше отягощаются нашими собратьями да и разными давлениями со стороны. Будем надеяться, что Господь не допустит Ея полного разрушения. О новостях нашей церковной жизни могу сообщить, что у нас правящий все архиепископ Нектарий, а в Кицканском монастыре проживают: епископ Иоанникий Сперанский и епископ Феодор, бывший Аргентинский, а в городе проживает архиепископ Венедикт Поляков, бывший Ивановский и Кашинский. Он уроженец Бессарабии, проживает у себя в доме, но очень болеет. Церквей у нас в Кишиневе еще четыре да в окружающих селах еще есть, но все-таки в Великом посту – неимоверная давка, а священники не успевают исполнять своих обязанностей. Я посещаю нашу кладбищенскую церковь , где и пою на клиросе и в хоре, а с управления хором меня сняли, так как запретили пенсионерам занимать эту должность. Вообще делается много несуразного, но никак не понять, откуда и от кого исходят все эти указы и приказы, так как все это словесные указания. О наших сострадальцах не имею никаких сведений. Жизнь, как и после школьной семьи, разметала всех по разным уголкам родины, и теперь каждый из нас завернулся в собственную кожуру и живет своею жизнью по своей силе и возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

К сожалению, из переписки Макария ничего не сохранилось, или, по крайней мере, ничего не было отыскано до настоящего времени. 38 Одни при жизни его, другие по смерти. Вот имена некоторых из них: строители Пахомий и Максим (на Пешно ше), Антоний, Арсений, Иоанникий (Давидовский), Арсений, Самуил (Голутвинский), Дорофей (Екатерининский), Иоанникий, Николай (Берлюковский), Паисий, Парфений (Мах ринский), Иннокентий (в Костроме), Антоний (в Арзамасе); игумены Иосиф (Луховского монастыря), Авраамий (Оптин ский), Феодосий (Кривоезерский), Макарий (Черноостров ский), Макарий (в Луге); архимандриты Сергий и Мефодий (на Пешноше). Сделавшись настоятелями, они помнгди и твердо хранили общежитие пешношское. 39 Резолюция митрополита Платона по поводу назначения Пахомия настоятелем Берлюковской пустыни. (“Чтен. общ. ист. р. древн.”, 1875, кн. 2). Берлюковской пустыней управляли четыре настоятеля из иеромонахов пешношских в 1806–1828 гг. 42 Пять человек из них впоследствии были настоятелями разных монастырей. См. описание Козельской Оптиной пустыни. Изд. 3-е, Москва, 1875, с. 72, прим. В числе их был Афанасий. О нем см. в книге «Жизнеописание настоятеля Оптиной пустыни архим. Моисея». Москва, 1882, с. 17–29. 43 Один из современников архимандрита Макария так описал обновление Давидовой пустыни: «Пустыня сия представляла великую бедность й в такую пришла ветхость, что почти и нужной к служению утвари было недостаточно. Митрополит Платон, украшающий престол Московской митрополии, обратил на нее внимание и приказал Пешношскому строителю Макарию, избрав из своей братии его монастыря, представить к себе, из которых благословил монаха Иосифа быть в Давидовой пустыне строителем и при нем иеромонаха Герасима, да шестнадцать человек послушников. Сии, прибыв в пустыню в 1798 году в ноябре, начали возобновлять оную; в общежитии, церковной службе, и во всем подражают пешношскому... будучи воспитанниками, учениками старинного Пешношского монастыря: то чего от них должно ожидать, коль не подражания своему учителю, а сей пустыне, яко преемнице пешношских обрядов, такого же благолепия и славы».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Следователи, собрав против игумена Иоанникия показания «свидетелей», их ему зачитали. Выслушав, отец Иоанникий ответил: «Указанные мне якобы конкретные случаи моей контрреволюционной деятельности категорически отрицаю и заявляю, что я нигде и никогда не говорил против тех или других мероприятий советской власти. Со стороны арестованных со мною я также ни разу не слышал что-либо против мероприятий советской власти». 15 марта 1933 года Тройка ОГПУ приговорила игумена Иоанникия к ссылке в Северный край на пять лет. По возвращении из ссылки он был возведен в сан архимандрита и направлен служить в Николо-Казинский храм в городе Калуге. Осенью 1937 года власти арестовали архимандрита Иоанникия вместе с архиепископом Августином и группой духовенства Калуги. 28 октября состоялся допрос священника. – Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам по этому вопросу дать откровенные показания, – потребовал следователь. – Я среди духовенства и верующих неоднократно высказывал недовольство советской властью, обвиняя ее в том, что в результате ее политики по всему Советскому Союзу по требованию советской общественности закрылись церкви, кроме этого я говорил о том, что советская власть несправедливо проводит репрессии в отношении бывших людей... и духовенства, – высказал отец Иоанникий свое мнение, но отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других. Священномученик Иоанн родился 1 января 1864 года в селе Желовиж Калужского уезда Калужской губернии в семье священника Иоанна Сперанского. По окончании Калужской Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Калужской епархии. За безупречное и ревностное служение отец Иоанн был возведен в сан протоиерея и награжден митрой. Был членом Союза Русского Народа. За самоотверженное служение Церкви и отечеству был награжден орденами. Протоиерей Иоанн поль­зовался огромным авторитетом среди верующих Калуги, и когда к власти пришли безбожники и началась гражданская война, он был тут же арестован и заключен в тюрьму в качестве заложника. Во время изъятия властями церковных ценностей в 1922 году протоиерей Иоанн был вновь арестован и приговорен к одному году заключения. В 1937 году власти снова арестовали священника.

http://fond.ru/kalendar/1211/olga/

Обитель после оккупации была подчинена и митр. Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митр. Сергию (Воскресенскому). После архимандрита Парфения (Шатинина) (ушедшего на покой в 1941 г.) наместником монастыря стал игумен Павел (Горшков) (пока не был арестован советскими спецслужбами, возглавляя монастырь до конца 1944 г.). В 1942 г. тут селится схиепископ Макарий (Васильев), бывший до того на «нелегальном положении» (погиб от осколка бомбы в 1944 г.). Целью Псковской православной миссии (1941-1944 гг.), в которой участвовали братия и игумен Павел (Горшков), было возрождение духовной жизни на землях, которые захватили фашисты. Священнослужители, чтобы совершать богослужения, казались внешне лояльными оккупантам, а сами даже прятали под куполами тех, кого искали немцы. (Игумена Павла, включённого в состав комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине, обвинив в сотрудничестве с оккупантами, осудили на 15 лет, реабилитировали в 1997 г.) В обители в годы оккупации были проведены съезды и совещания, на которых высшее духовенство Балтийского экзархата принимали разные решения. Здесь в мае 1943 г. бывал и выступал перед братией А. А. Власов. После войны В 1945 г. Печорский р-н перешел в Псковскую обл. В РФ 40 лет действовали только Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева лавра. Совет по делам РПЦ устроил в 1946 г. посещение обители Патриархом Алексием (Симанским). Наместник (1949-1954 гг.) – архимандрит Пимен (Извеков) , затем – Патриарх Московский и всея Руси. В обители жили с 1957 г. Валаамские старцы, перевезенные в 1939 г. с Валаама в Финляндию. В 1959 г. игумен Алипий (Воронов) назначен наместником обители (в 1961 г. – архимандрит, не дал закрыть обитель в эпоху антирелигиозной хрущевской кампании, вернул все, что вывезли фашисты из монастырской ризницы, отремонтировал крепостные стены, храмы и монастырские постройки). Большая реставрация была начата в 80-е г. по благословению митрополита Иоанна (Разумова). Тут доживали последние годы жизни и были захоронены в пещерах митр. Вениамин (Федченков), архиеп. Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко).

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

190–192). Святую Четыредесятницу он в посте и молитве проводит на Синайской Горе (Др. Душан Глумац, Сербские задушбины в Палестине», Вестник СПЦ 1946, 10,11,12, с. 240. «Житие Святого Саввы от Доментиана»). Синайские рукописи XIII века свидетельствуют о присутствии на Синае сербских монахов. Так, например, в Псалтири Сербской рецензии XIII века, находящейся в монастыре св. Екатерины на Синае, содержится Херувимская песня, записанная кириллицей, вероятно она написана немного позднее написания самой Псалтири. Этот кириллический текст должен был служить сербским монахам, которые там жили, или паломникам, посещавшим Синай (М. Пуркович, «Князь и деспот Стефан Лазаревич», Белград 1979, стр.84). Связи Сербии с Синаем и духовное влияние Палестины и Синая на нее продолжались в течении всего периода правления династии Неманичей. Об этом свидетельствует и забота о Синайском монастыре царицы Елены и ее сыновей Драгутина и Милутина: она богато одарила монастырь, в котором в конце XV века был игумен серб, по имени Иоанникий (Тихомир Джорджевич,”Сербские святыни в Палестине», Скопле 1925, стр.9. И у царя Драгутина был духовник отец Галактион из Иорданской пустыни, от которого он получал послания, ср. В. Розов, «Святой Савва и сербы в Святой земле и на Синае», «Мысль», 1928, стр. 340). О Елене, супруге Уроша I, говорится что у нее были “ духовные отцы в святом граде Божием Иерусалиме, на Синае, Раифе и на Святой Горе Афонской»; она у них исповедывалась и посылала богатые пожертвования (Архиепископ Данило, «Жития царей и архиеписковоп сербских», изд. Дж. Даничича, стр. 18. Ср. Душан Глумац, то же, стр. 244–245). Прочные связи Сербии с Синаем продолжились и укрепились во время правления царя Душана, и после него. В период царствования Душана, дубровчане платили дань за отданный им монастырь в Стоне на Пелешце, не только монастырю Св. Архангела в Палестине, но и монастырю Пресвятой Богородицы на Синае. Грамоту Душана Богородице Синайской подтверждает и царь Урош, 24 апреля 1357 года «под Призреном в Рибнице» (Сперанский, «Славянская письменность XI-XIVbb.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Вспомним некоторые из них. В дубровницких хозяйственных книгах, под датой – 6 июня 1354 года, упоминается синайский монах Никодим, который получал свой депозит во времена князя Николы Барбадина, согласно договору между Дубровчанами и царем Душаном, о монастыре в Стоне. (Сперанский, цит. соч. стр. 64). Ни один ли это из монахов, переселившихся в Палестину, после передачи Дубровчанам Стонского монастыря, по повелению Душана? Известно, что монахи синаитского характера, вели уединенный образ жизни, очень интенсивно занимаясь не только чтением, но написанием и переписыванием книг. Сохранилось несколько имен переписчиков синаитов славянского (сербского) происхождения. Так, например, на Синае, Иаков и Иоанникий синаиты, переписывают Постную и Цветную Триодь (около 1374), для монастыря Св. Архангелов в Иерусалиме. Игумен Иоаким «будучи игуменом Синайской горы», ставший позже игуменом монастыря Св. Архангелов, передал книгу в этот следующий монастырь. (Л. Стоянович, «Записи и надписи», кн. II, 4566, стр. 459). На одной синайской рукописи стоит надпись о том, что эту книгу пожертвовал «Богородице Синайской» некий старец Исайя ; не указано, однако, принадлежал ли этот Исайя синайскому братству или книга, что наиболее вероятно, прислана с Балкан (То же, 4433, стр.443) . Более известен, как личность и переписчик Иоанн Синаит . Во время своего путешествия на Синай, Порфирий Успенский нашел три рукописи руки Иоанна Синаита: Евангелие, Псалтирь и сборник «Словеса душеполезные». На сборнике, рукой некого «старца», по смирению называющего себя «лукавым» и «злым», написана благодарность Иоанну. Старец, благословляя его, называет его «сербским утешением, оградой нищих и надеждой (?), заблудших обращением, безумных учителем, а добрым – светильником благодати». Успенский считает, что Иоанн в 1481 году еще был жив, а В.Розов, восхищенный сборником «Словеса дущеполезные», считает, что он принадлежит Иоанну и причисляет его к сербским писателям XIV века. Доказано, однако, что здесь речь идет об обычных переводных сборниках духовных текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Однако все эти странности улетучиваются, а события складываются в завершенную картину, если вспомнить, что убитый митрополит ревностно защищал Православие от модернизма и выступал за укрепление связей с Русской Церковью... Превратить Москву в «Православный Ватикан» советскому руководству так и не удалось. Московское совещание 1948 г. не стало авторитетным из-за отсутствия на нем представителей многих Поместных Церквей (в том числе и Вселенского Престола). В политических возможностях Церкви государство разочаровалось. Уходила в прошлое и кровопролитная война. Необходимости демонстрировать миру «свободное Православие» больше не было. Начиная с 1948 г. Церковь стала все больше испытывать притеснения. Вновь начались аресты священнослужителей, постепенно закрывались храмы и монастыри. В лагерях в эти годы находились такие известные иерархи, как митрополит Нестор (Анисимов) , архиепископы Антоний (Марценко), Мануил (Лемешевский) , епископы Афанасий (Сахаров) , Вениамин (Новицкий), Иоанникий (Сперанский). В эти годы попал в заключение и отец Иоанн (Крестьянкин) – будущий старец-архимандрит. В 1948–1953 гг. в СССР было закрыто около тридцати монастырей и более тысячи приходов, в то время как новые больше не открывались. Сложной была и церковная жизнь в Болгарии. Давление на Церковь в стране с каждым годом усиливалось. Хотя массового закрытия монастырей и храмов здесь не было, все же атеистическая сущность новой власти была заметна. Серьезно пострадал, например, Рыльский монастырь, фактически превращенный в туристический центр. Резко сократилось количество монахов, были отменены все ночные и ранние утренние богослужения. Наиболее ревностные иноки покидали обитель и уходили в скиты. Но хуже было то, что государство навязывало радикальные церковные реформы. К сожалению, они нередко поддерживались и самим духовенством. Ситуация в Болгарской Церкви в конце 1940-х гг. напоминала обновленческий раскол в советской России в 1920-е гг. Одним из первых сигналов болгарской обновленческой смуты стало повсеместное сокращение служб, в результате чего утреня и литургия стали проходить всего за 40 минут, а то и за меньшее время. Радикально настроенное духовенство предлагало превратить монастыри в культурно-просветительские учреждения. Выдвигались и такие предложения, как второй и третий брак для священников как овдовевших, так и разведенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010