Храм скита, построенный по проекту архитектора А. М. Горностаева, был, как и многие другие храмы на Валааме, двухэтажным. Верхняя деревянная летняя церковь, увенчанная крупной луковичной главкой и шатровой колокольней, была освящена в честь Иоанна Предтечи. Зимой богослужения совершалась в нижнем тёплом храме, имевшем печное отопление. Он был освящён во имя Трёх Великих Учителей и Святителей Церкви - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. По указанию игумена Дамаскина рядом с храмом в скале был пробит колодец. Устав Предтеченского скита был самым суровым на Валааме. По сути - это был скит отшельников. Для братии здесь построили отдельные домики, удалённые друг от друга, " на расстоянии вержения камня " , как говорилось в монастырских книгах. Вместе они собирались лишь в храм на молитву. Хозяйство вели самое простое - только для обеспечения себя пищей. В подражание великому Иоанну Предтече, питались скитяне исключительно овощами, причём в понедельник, среду и пятницу без масла. Долгое время запрет распространялся и на чай. Рыбу и молочные продукты здесь не употребляли никогда. Паломники в этот скит не допускались, " дабы не рассеивать " молитвенной сосредоточенности братии. Впрочем, исключения иногда делались для мужчин, с личного благословения игумена, а вот женщины в скит совсем не допускались. Замечательный русский писатель Николай Семёнович Лесков, посетивший Валаам в 1872 году, так определил сущность Предтеченского скита: " Здесь теплят свои лампады люди, умершие миру, но непрестанно молящиеся за мир. Здесь вечный пост, молчанье и молитва " ... Ныне Предтеченский скит восстанавливается. В храме св. Иоанна Предтечи летом вновь совершаются богослужения, а в зимнее время службы проводятся в домовой церкви прп. Сергия Радонежского келейного корпуса. Братья Предтеченского скита стараются по мере сил продолжать традицию валаамского пустынножительства. В скиту чудом сохранился высокий гранитный Поклонный крест (XIX в.), стоящий на краю обрыва. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=24394

В Коренной обители два каменных храма: соборный, в честь Рождества Богородицы, и в честь образа Божией Матери «Живоносный Источник». Управляет Коренной пустынью игумен. Молченский Печерский монастырь в Путивле. Печерская обитель находится в самом городе Путивле. В настоящее время монастырь представляет очень красивую группу церковных и других строений, почти все новейшие постройка, за исключением одного старинного здания с левой стороны колокольни. Это древняя крепостная башня монастыря, считающаяся самым древним зданием во всем городе. Предание говорит, что здесь задолго ещё до XV века была обитель, в которую в начале XVI столетия перешли иноки из разоренной Молченской Софрониевой пустыни. Сюда же они принесли и явленный образ Божией Матери. Во время татарских набегов Молченский монастырь хорошо защищен был своими крепкими твердынями. Лжедмитрий, овладев Путивлем, имел в этой обители главную свою квартиру. Въ 1635 году монастырь прославлен был явлением в нем чудотворной иконы Богоматери «Одигитрия». В Молченской обители два храма: летний двухэтажный, в честь Рождества Богородицы, и зимняя трехпрестольная церковь , во имя Рождества Иоанна Предтечи. Все ограды, в одну линию с гостиницей, есть часовня. В монастыре есть еще икона Жировицкой Божией Матери. Управляет обителью архимандрит. Иоанновский скит при Молченской пустыни. Этот скит находится в версте от Молченской пустыни. Расположен он в лесу, в урочище, называемом Городищем. Основан игуменом Палладием в 1891 году в память избавления Государя Императора Николая Александровича от покушения на него в Японии. Особенностью скита является то, что для удобнейшего усовершенствования духовного его иноков литургия совершается здесь только в праздники, в дни Св. Иоанна Предтечи, в воскресные дни и в субботу. В прочие дни служится только утреня, вечерня и повечерие с канонами. Другая особенность скитского устава заключается в том, что женщины совершенно не имеют в него доступа. Только однажды в году, 29 апреля, им разрешается вход в скит. Открыт этот скит 25 сентября 1892 года. В этом же году состоялось и освящение скитского храма, посвященного Крестителю Господню. Главную святыню скита составляют две местночтимые иконе Божией Матери: «Одигитрия Донская» и «Утоли моя печали».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Великая Калиновка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь - православный мужской монастырь Хмельницкой епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] У истоков этой новой обители стоял ныне покойный монах Иов (Григоренко), который имел дар врачевать душевные и телесные недуги: вознося молитвы, уча молиться и трудиться во славу Божью своих пациентов, а также, готовя целебные отвары и мази из лечебных трав. Монах Иов длительное время жил в с. Великая Калиновка, принимая болящих, которые в немалом количестве стекались к нему со всех уголков Хмельниччины. В конце 1980-х, начале 1990-х годов, с распадом Советского Союза, когда Украина и все бывшие союзные республики находились в глубоком кризисе, а государственная политика в отношении Церкви изменилась, монах Иов на свои средства начал строительство нового храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. Некоторое время с момента освящения храма Иоанно-Предтеченский скит был подворьем Свято-Троицкого Корецкого Ставропигиального монастыря. В 2001 году, согласно распоряжению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия скит был передан в юрисдикцию Хмельницкой епархии. 28 января 2004 года, на 80-м году жизни, монах Иов отошел ко Господу и был погребен недалеко от скитского храма, а его дело продолжили иные черноризцы, пожелавшие подвизаться в посте и молитве на этом месте. Учитывая желание монашествующих и многих жителей города Хмельницкого, а также прилегающих деревень, иметь поблизости монашескую обитель, в 2008 году Митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский АНТОНИЙ обратился к Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины ВЛАДИМИРУ и в Священный Синод Украинской Православной Церкви с прошением преобразовать Свято-Иоанно-Предтеченский приход села Великая Калиновка Хмельницкого округа в мужской монастырь. В результате состоялось важное историческое событие в Церковно-приходской жизни Хмельницкой епархии: решением Священного Синода (журнал 16 от 18.04.2008 г.), приход села Великая Калиновка Хмельницкого округа был преобразован в Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Наместником обители был назначен игумен Иов (Невидомский).

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Предтеченский скит при Валаамском монастыре находится в четырех верстах от него, на громадном гранитном утесе, который образует собою Предтеченский остров, скромно возвышается маленький Предтеченский скит. История его возникновения, как и прочих Валаамских скитов, относится к недавнему времени.  Первоначально остров назывался Монашеским, и здесь жили даже мирские люди, приезжавшие сюда с разрешения игумена ловить рыбу. Собственно, для их религиозных потребностей была устроена здесь в 1855 г. небольшая часовня в честь Иоанна Предтечи. Но через три года стараниями Валаамского настоятеля Дамаскина часовня была заменена церковью во имя того же святого, и при ней учрежден скит. Чтобы дать инокам возможность совершать богослужения и в зимние холода, под каменным фундаментом Предтеченской церкви устроен высеченный в скале пещерный храм во имя трех святителей. В храме в качестве достопримечательностей хранятся два древних креста: один – начала XVII века, другой – 1682 г. Кроме того, на колокольне обращает на себя внимание своею древностью колокол, надпись на котором показывает, что он был слит для Валаамского монастыря в 1603 году при царе Борисе Годунове. При ските похоронен почитаемый здесь схимонах Иона. Во внутренней жизни скита соблюдается строгий устав постничества. Рыба, масло, даже чай здесь совершенно запрещены к употреблению. Вход женщинам не дозволяется. Александро-Свирский скит при Валаамском монастыре расположен на Святом острове, в 7 вер. от монастыря. Остров, покрытый весь сосновым лесом с примесью березняка и опоясанный кругом ровной, широкой, на подобие бульвара, дорожкой, усыпанной песком, весьма живописен и даже величествен. Святым он назван потому, что на нем некогда в пустынном уединении спасался прп. Александр Свирский . И доселе здесь сохранились следы пребывания святого подвижника: могила его с гранитным крестом и пещера в расселине скалы; сюда снизу ведет деревянная лестница, по которой поднимаются богомольцы, чтобы поклониться могиле преподобного и помолиться в его пещере. Здесь в память прп. Александра с давних пор существовала часовня, при которой жило несколько иноков. Но в 1855 году на пожертвование одного благотворителя (купца Никитина) вместо часовни была воздвигнута небольшая церковь во имя прп. Александра Свирского . К особенностям этого храма нужно отнести то, что в нем, за исключением священных сосудов, все деревянное; иконостас, паникадило, лампады, подсвечники вырезаны из кипариса. Работа отличается простотой и в тоже время художественностью. Устав иноческой жизни весьма строг: рыба и молочная пища совершенно запрещены для употребления. В храме совершается неусыпное чтение Псалтири с поминовением братии и благотворителей, как живых, так и усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Уже в том же, 1710 году, на берегу Чаженьги, Иван Филиппов (впоследствии киновиарх и автор " Истории Выговской пустыни " . - Н.М.), построил часовню и основал скит. Выговские старообрядцы-переселенцы начали строить кельи " и начаша пашню пахати и скот держати " . " И платеж оброчный стали платить в Каргопольскую канцелярию... - в год только 5 р. 60 к. " . Так началась 144-летняя история Чаженьгского старообрядческого скита. Пахотные и пастбищные земли на Чаженьге так понравились выговским старообрядцам, особенно высокими урожаями хлебов, что они решили оставить Выго-Лексинский скит, но этому воспротивился новгородский митрополит Иов. 1723 году староверами был устроен постоянно действующий " зимник " из Данилова монастыря на Чаженьгу длинной в 220 верст, через Водлозеро, Кенозеро, по реке Кене. До ввода в эксплуатацию железной дороги Вологда - Архангельск, этот " зимник " превратился в основной тракт в Поморье. Урожайная пашня и хорошие пастбища делали свое дело: скит рос. Об этом свидетельствует и то, что в 1739 году несколько малых колоколов пожертвованных заводчиком Демидовым, - писал летописец Выговской пустыни и начальной истории скита на Чаженьге И. Филиппов, - выговцы " раздаша овые на Чаженьгу " . Скит стал иметь две часовни с колокольнями в виде церквей: отдельно для мужчин и женщин. К 1744 году чаженьгские староверы имели в оброчном содержании 13 десятин земли, держали большое количество скота. Полностью обеспечивали себя хлебом (получали урожаи зерновых один к семи. - Н.М.) и мясом. Излишками мяса и хлеба, сообщали " Олонецкие епархиальные ведомости " в 1900 году, кормили Даниловский монастырь на реках Выг и Лексне. А из Выгорецкого общежительства в обмен получали рыбу, а также иконы и книги старообрядческого письма. В 1820 году скит пострадал от пожара. В 1838 году власти насильно выселили мужчин- староверов, а женская старообрядческая часовня была обращена в православную церковь. В 1854 году мужская часовня, в которую собирались для богомоления будто бы " одне женщины, из которых службу отправляла девица Анна Ивановна Синицына или Залиских " , была упразднена.

http://sobory.ru/article/?object=27340

      Но вернемся на Афон восемнадцатого века.   ОТ  ОСОБНОЖИТЕЛЬСТВА  К  ОБЩЕЖИТЕЛЬНОСТИ        В  восемнадцатом веке наметилось общеафонское движение к особножительству, называемому на Афоне идиоритмией.  Стали появляться скиты. Скит состоял из нескольких построек, хижин, домиков, обычно скромных, а в середине строился общий храм – кириакон. Появление скитов со строгим режимом жизни, очевидно было неким противодействием идиоритмии, которую строгие аскеты считали  признаком обмирщения.       Первым был создан скит святой Анны, при Великой Лавре (1572 г.). Особо суровой аскезой прославился скит Кавсокаливит. Далее шли также крупные скиты: святого Димитрия (Ватопед),  Иоанна Предтечи (Иверский), святого Пантелеимона (Кутлумуш),  Новый скит Богородицы и румынский скит святого Димитрия (монастырь святого Павла), Благовещения Богородицы (Ксенофонт), пророка Илии(Пантократор).           Долги и налоги обременяли Афон  весь восемнадцатый век.  Нищета не всегда способствовала улучшению духовной жизни, поиск пропитания отвлекал монахов от главного их назначения – молитвы.  Патриарх Гавриил  издал (1783 г.) Типикон, главной целью которого было возвращение древних порядков иноческого жития.  Из трапезы монахов изгонялось мясо, число мирян резко ограничивалось, да и то им разрешалось обитать только в Карее.  Проту Святой Горы  давалась пожизненная власть, он рукополагался лично Патриархом, который вручал проту  ключи от зала собраний.  В помощники проту избирались от монастырей четыре эпистата (попечителя). У каждого из них была четвертая часть афонской печати, и никакой афонский документ не мог быть действителен, если на печати недоставало хотя бы одной части.      К преобразованиям Гавриила следует отнести и  постепенное  возвращение монахов к общежительности. На Киновийный (общежительный) устав перешли монастыри Ксенофонт (1796 г.), далее, до 1839 года и другие: Эсфигмен, Симонопетр, Свято-Пантелеимонов, Дионисат, Каракал, Кастамонит, святого Павла, Григориат, Зограф и Кутлумуш.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/19/...

Афанасия, расположен в восточной части Афонского полуострова, рядом с мысом Акратос, на холме на высоте 250 м над уровнем моря. Скит возник в 1810 г. на месте келлии, существовавшей на этом месте с XV в. Из-за греческого восстания 1821 г. скит был полностью опустошен турецкими войсками. В 1851 г. он был выкуплен молдавскими монахами Нифонтом и Нектарием и восстановлен при поддержке молдавского господаря Григорие Гики. После объединения дунайских княжеств в одно государство монахи-валахи (румыны) с 1871 г. стали добиваться румынского статуса скита, который был признан Константинопольским патриархом Иоакимом II в 1876 г. В 1881 г. патриарх Иоаким III подтвердил кириархальные права Великой Лавры и поддержал молдавскую братию. В 1882 г. был подписан договор между скитом и Лаврой, которым молдаване и валахи уравнивались в правах. В 1888 г. скит признан румынским под покровительством румынского короля, права молдавских монахов были ущемлены. В начале XX в. численность братии достигала 100 монахов, из них 30 происходили из Трансильвании, 50 – из Валахии и 15 – из Молдовы. Главный храм скита в честь Богоявлении Господня (1886 г.), две другие церкви – в честь Успения Божией Матери и св. Иоанна Предтечи (последняя была соборным храмом, когда скит являлся келлией). Богослужение совершалась на молдавском языке. В 1904 г. скит сильно пострадал от землетрясения. После 1923 г. стал приходить в упадок. К началу XXI в. в нем подвизалось 25 насельников. Пантелеимоновский монастырь Свято-Пантелеимонов монастырь (греч. γιου Παντελεμονος), Руссик – русский монастырь, возникший на месте солунского монастыря во имя св. вмч. Пантелеимона, который был отдан в 1169 г. умножившемуся братству первого на Афоне русского монастыря Богородицы Ксилургу (середины XI в.). С конца XV в., благодаря помощи Московского государства, русское иночество на Афоне численно возросло и укрепилось, но к середине XVIII в. пришло в упадок из-за частых войн России с Турцией. В 1735 г. в монастыре не было ни одного русского насельника; занятый греками, он оказался в полном оскудении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

На 2-й день Рождества Христова, Пасхи, в престольные праздники скитских храмов на богослужения в И. П. с. приходили некоторые насельники монастыря во главе с настоятелем. С вечера воскресенья до вечера пятницы (или до др. ближайшего церковного богослужения) в ц. св. Иоанна Предтечи по правилу прп. Пахомия Великого совершалось неусыпное чтение Псалтири с поминовением братии И. П. с., их ближайших сродников, благотворителей. Раз в неделю служилась панихида по благотворителям и их сродникам, а также молебен о них. По инициативе прп. Макария в И. П. с. была введена должность канонарха; стало практиковаться пение стихир на подобен - обычай, который затем укоренился и в монастыре; во время великопостных богослужений на 6-м часе заведено чтение отрывков «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника, с тем чтобы за Великий пост была прочитана вся книга. Молитвенное правило монашествующие вычитывали в соборной келье и отдельно у себя в кельях. В качестве послушания скитяне изготавливали ложки, футляры, занимались переплетным делом, «краснописанием» и проч. На покосы братия И. П. с. иногда ходила вместе с насельниками монастыря. Свободное время следовало посвящать чтению Свящ. Писания и творений св. отцов. Скит св. Иоанна Предтечи. Гравюра. 1881 г. (РГБ) Скит св. Иоанна Предтечи. Гравюра. 1881 г. (РГБ) Содержание И. П. с. изначально зависело от Оптиной пуст. Прп. Макарий, бывший скитоначальником в 1839-1853 гг., активно привлекал благотворителей к пожертвованиям специально на И. П. с. и смог добиться того, что скитяне содержали себя сами. В 1856 г. капитал, положенный вкладчиками на вечное хранение в пользу И. П. с., достигал ок. 10 тыс. р. серебром и продолжал расти, к 1870 г. составил ок. 16,5 тыс. р. серебром. В 1859 г. благотворитель помещик И. И. Полугарский по духовному завещанию оставил 15 тыс. р., на к-рые в 1861 г. обитель приобрела земельный участок (288 дес. леса в Перемышльском у. Калужской губ.). Доход с него шел на И. П. с. Скитоначальник прп. Иларион (Пономарёв) передал весь скитский капитал в ведение мон-ря, о чем потом сожалел.

http://pravenc.ru/text/577926.html

Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 3 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Скит Великомученика Пантелеймона     Скит Великомученика Пантелеймона               Скит Великомученика Пантелеймона - греческий идиометрический скит, принадлежит монастырю Кутлумуш и находится в 30 минутах ходьбы от него. Основан скит в 1785 году иеромонахом Харалампием на месте старой келлии. Кириакон скита был построен в 1791 году и посвящен Святому Пантелеймону. Фрески храма относятся к 1868 году. В иконостасе храма скита есть ценные иконы, написанные между 1791 и 1813 гг. Старейшая калива скита - Калива Всех Святых. Сегодня из 23 калив, что находятся в скиту, в 14 поддерживается монашеская жизнь. В скиту подвизается 20 монахов. Особо почитаемые иконы   Икона Великомученика Пантелеимона Чудотворная икона XVIII века в серебряном окладе. Частица мощей преподобномученика Герасима Нового.   9/8 (27/7) Святой Пантелеимон - престольный праздник.   Известны следующие храмы с каливами: 1) Рождества Богородицы, 2) Мученика Мины, 3) Рождества Иоанна Предтечи (храм при братском кладбище), 4) Введения во храм Богородицы, 5) Сретенья Господня, 6) Святителя Иоанна Златоуста,

http://isihazm.ru/?id=558

соч. М., 1984. Т. 3. С. 474). С 1974 г. Оптина пуст. охраняется гос-вом, началась реставрация, которая проводилась крайне медленно. Интерьер ц. св. Иоанна Предтечи. Фотография. 2009 г. Интерьер ц. св. Иоанна Предтечи. Фотография. 2009 г. 17 нояб. 1987 г. Оптина пуст. постановлением Правительства СССР была возвращена Церкви, в обитель пришла первая братия. С 9 дек. 1988 г. часть монахов стала переходить в И. П. с. Находившаяся там чтимая икона Божией Матери «Знамение» 10 дек. того же года, в день празднования этой иконе, замироточила. В И. П. с. хранятся и др. святыни: келейные иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» прп. Амвросия, Божией Матери «Троеручица» прп. Нектария и др. 1 февр. 1990 г. Оптиной пуст. была передана большая часть И. П. с. (др. часть оставалась у лит. отдела Козельского музея до 2005). 18 марта 1990 г. освящен храм св. Иоанна Предтечи. В ц. св. Льва, еп. Катанского, и прп. Иоанна Рильского разместилась гостиница для паломников; храм был отремонтирован, восстановлены его главы, однако богослужения в нем пока не возобновились. Постепенно возрождаются традиции скитской жизни. Скитоначальниками были иером. Михаил, с 1996 г.- игум. Тихон (Борисов). Старческое служение в И. П. с. выполнял схиигум. Илий (Ноздрин). Литургия совершается по вторникам и субботам, в остальные дни - полунощница, практикуется ежедневная исповедь братии скитоначальнику. С 2005 г. территорию И. П. с. не разрешено посещать женщинам и мирянам-мужчинам (кроме огороженного участка около гостиницы для паломников). Исключение делается в праздники Собора св. Иоанна Предтечи, Рождества и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в понедельник Светлой седмицы. Келья прп. Амвросия в «хибарке» стала мемориальной и открыта для посетителей. В 2010 г. в И. П. с. проживает 10 насельников. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария. М., 1861; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/577926.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010