В сообществах, где нет Духа Святого, мы не можем принимать таинства. Ведь таинство — это не магия, не результат тех или иных человеческих слов и действий, а реальная жизнь Церкви, которая осуществляется Духом Святым. Именно действием Святого Духа совершаются все церковные таинства. По этой причине для нас невозможно участие в таинствах Католической Церкви. Ведь некогда католики своими действиями поставили себя вне Церкви Христовой. Мы прерываем евхаристическое общение только в том случае, когда видим, что это общество потеряло благодать, ибо у них не действует Святой Дух — совершитель евхаристии. То, что ныне произошло, показывает печальное состояние православного мира, когда один епископ позволяет себе бесцеремонно, в нарушение всех канонов, вторгаться в дела епархии, которая никаким образом не находится в его власти. Такие действия направлены на разрушение основ Церкви. — Знает ли история Православных Церквей подобные примеры? — Для константинопольских Патриархов это не первый прецедент. Так, в 1918 году, вскоре после революции 1917 года, во время посещения Соединенных Штатов митрополит Мелетий (Метаксакис) учредил там греческую синодальную комиссию, целью которой было создание централизованной церковной структуры, а также назначил своего епископа. Но в то время в Северной Америке уже 80 лет находился русский епископ, и Русская Церковь имела там целую архиепископию, объединявшую всех православных жителей Америки независимо от их исторических корней. Тогда юрисдикция Русской Церкви в Северной Америке признавалась всеми Поместными Церквями. В США, кроме двух русских архиереев, были епископии для арабских приходов с центром в Бруклине и для карпато-россов с центром в Питсбурге, но возглавлявшие их епископы назначались Святейшим Синодом в Петербурге. Юрисдикцию Русской Церкви над приходами в Северной Америке на тот момент подтверждает официальный ответ Константинопольского Патриарха Иоакима III на обращение греческого священника Михаила Андреадеса, который был благочинным Западно-Американского благочиния русской епархии. Он просил константинопольского Патриарха прислать к ним в Америку греческого епископа. Патриарх Иоаким ответил, что «русские уже учредили епархию в Северной Америке» и назначение епископа может быть только «через российский Святейший Синод» и порекомендовал ему обратиться в Петербург, чтобы там решили вопрос о направлении «в Америку греческого епископа с русским богословским образованием».

http://pravoslavie.ru/116883.html

Включение Египта в состав Османской империи значительно усилило связи между Александрийским престолом и другими Восточными Патриархатами. Многие патриархи едва ли не большую часть своего правления проводили за пределами Египта, принимая участие в делах Константинопольской Церкви или собирая милостыню на поддержание своего престола в Дунайских княжествах. К эпохе патриарха Иоакима относятся первые контакты Александрийского Патриархата с Россией. В 1523 г. он направил делегацию в Москву к Василию III с просьбой оказать материальную помощь Александрийской Церкви, а в 1556 г. посольство патриарха и Синайского архиепископа с аналогичными целями отправилось к Иоанну IV Грозному; помимо прочего Иоаким ходатайствовал перед царем об освобождении из-под ареста прп. Максима Грека. В обоих случаях помощь была оказана. Грозный передал щедрые денежные пожалования всем Восточным патриархам через своего посланца, Василия Позднякова, который в 1559 г. встречался в Египте с патриархом Иоакимом и оставил описание состояния Православия на Востоке. В течение полутора столетий после этого Александрийский Патриархат поддерживал достаточно тесные связи с Москвой, получая из России значительные пожертвования. Летом 1798 г. в Египет вторглась французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом, который 2 июля занял Александрию, а через 5 дней вступил в Каир. В стране установился оккупационный режим. Несмотря на происламские декларации генералов Бонапарта, мусульманское население относилось к захватчикам настороженно и враждебно. В то же время местные христиане стали надежной опорой новой власти. Во время антифранцузских восстаний в Каире и Дамиетте толпы мусульман громили христианские кварталы, убивая их жителей. Бывший в то время патриархом, Парфений II вынужден был бежать на Родос, где и скончался (1805). Победителем в этой междоусобной борьбе оказался албанский военачальник Мухаммад Али (1805–1849). Ему удалось уничтожить главную оппозиционную силу — мамлюков (1811). Он провел масштабные реформы в экономике и военном деле, в результате которых Египет на некоторое время превратился в региональную сверхдержаву.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, отразились на церковном статусе города. Поставленный по выбору Всеволода III на Ростовскую кафедру 11 марта 1185 г. Лука имел титул епископа «Ростову, и Володимерю, и Суждалю» (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 391); такой же титул до 1214 г. носил и преемник Луки свт. Иоанн . Кн. Всеволод продолжил храмоздательную деятельность брата и «многы же церкви созда по власти своеи». После опустошительного пожара во Владимире в 1185 г., когда сгорели 32 церкви и получил значительные повреждения Успенский собор, последний был не только восстановлен (к 1189), но и расширен за счет пристроек с севера, юга и запада. В 1192 г. был заложен, в 1197 г. освящен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы и при нем основан владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь . В 1194-1197 гг. шло сооружение дворцового во имя вмч. Димитрия Солунского собора , князь украсил его «дивно иконами и писаньем» и вложил в храм «доску гробную из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414) и сорочку мученика. В 1196-1197 гг. по повелению свт. Иоанна на вратах, ведущих в Успенский собор, была возведена ц. во имя Богоотец Иоакима и Анны. В 1200 г. заложен и через 2 года освящен храм Успения Пресв. Богородицы во владимирском Княгинином жен. мон-ре . Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Наиболее раннее известие о церковном строительстве в Суздале зафиксировано в летописной статье под 1096 г., рассказывающей о вторжении муромского кн. Олега Святославича в Ростово-Суздальскую землю. Описывая разорение города, летописец сообщает о наличии в нем ц. вмч. Димитрия и двора Киево-Печерского мон-ря (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 237, 238). С кон. XI в. известен суздальский во имя вмч. Димитрия мон-рь, находившийся за р.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Другой достопримечательностью, находящейся во владении «Белых Братьев», является церковь Святой Анны – выдающийся образец архитектуры эпохи крестоносцев. Это один из наиболее сохранившихся памятников XII в. Базилика была построена женой короля Иерусалимского Балдуина над криптой, расположенной, по мнению католических археологов, на месте дома Иоакима и Анны. Строго говоря, крипту эту отделяет от греческого храма, в котором мы только что были, считаные метры. Так бывает в Святой Земле – православные и католики «полюбовно» делят между собой одно и то же святое место. После разгрома крестоносцев султан Саладин обратил базилику в мусульманскую религиозную школу-медресе. В 1858 г. турецкий султан Абдул Меджид подарил этот участок французскому императору Наполеону III – в благодарность за участие Франции в Крымской войне против России. Французы восстановили величественный храм, обстроили его множеством монастырских зданий с семинарией и музеем древностей. Археологические раскопки, к которым приступили разместившиеся здесь униаты, привели, как мы видели, к открытию Вифезды. Сама церковь Святой Анны была при крестоносцах соборным храмом женского монастыря. Интерьер церкви строг и величественен. Одним из немногих украшений является мраморная статуя в крипте, которая изображает сидящую Анну со свитком в руке, обучающую молитве маленькую Богородицу. Здание отличается удивительной акустикой. Произнесите что-нибудь в углу у входа – и эхо гулко пройдет под стилизованными под древние сводами по всему объему храма. Вернувшись через калитку на улицу, продолжим путь, никуда не сворачивая, пока не окажемся незаметно для себя на улице, известной всем, даже не бывавшим никогда в Иерусалиме, – Виа Долороза. Крестный Путь Виа Долороза – Скорбный путь – так называют в Иерусалиме на латинский лад совокупность улиц, поворотов и переулков, которыми прошел с тяжелым крестом на плечах Господь Иисус Христос от римской крепости Антонии, резиденции Понтия Пилата, до места казни преступников за пределами тогдашней городской черты. Строго говоря, Виа Долороза лишь с известной натяжкой может считаться моделью подлинного Крестного Пути – условной и приблизительной, как всякая историческая и археологическая модель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Легенда рассказывает, что однажды князь Олег Иванович Рязанский с княгиней Ефросиньей отправились на охоту на Солотчу, то встретили в глухом и уединённом месте двух отшельников, Василия и Евфимия. Эта встреча натолкнула князя на мысль основать здесь монастырь. Сказывали местные жители, что от Рязани до Солотчинского монастыря даже был прорыт подземный ход. Сама обитель была основана в 1390 году. Щедро наделённая землями и богатыми вкладами князя Олега и его преемников, Солотчинская обитель вскоре стала первой среди рязанских монастырей по богатству и знаменитости. Здесь князь Олег принял постриг под именем Ионы, а затем, незадолго до смерти - схиму под именем Иоакима. Князь Олег Иванович скончался 5 июня 1402 года. Тело его было в каменной гробнице погребено в Покровской церкви монастыря. Спустя три года рядом с гробницей князя появилась гробница его супруги, княгини Евфросинии, во иночестве Евпраксии. В начале XIV века в монастыре был похоронен Салахмир, родоначальник знатных рязанских фамилий Вердевских, Апраксиных, Дувановых. Сначала все строения монастыря были деревянными. Древняя Покровская церковь, построенная в первой половине XV века, была первой каменной постройкой монастыря. Она относилась к типу " иже под колоколы " и напоминала собой храм Св. Духа в Троице-Сергиевой лавре. Церковь располагалась у самого края песчаного обрыва и обрушилась в 1768 году из-за оползня обрывистого берега Оки. Вместе с ней обрушился весь северо-западный угол монастырской ограды. После этого береговой откос был укреплён целой системой сложных сооружений. Княжеские гробницы были перенесены в соборную церковь Рождества Богородицы. На гробнице князя Олега хранилась его кольчуга. Сегодня Рождественский собор является самым древним храмом монастыря. Он построен в начале XVI века. Это сравнительно небольшое сооружение. Сто лет спустя верх собора обрушился и его восстанавливал известный русский зодчий В.Х. Зубов. В соборе находились древние иконы - высеченный из камня образ Свв. благоверных князей Бориса и Глеба, образ Св. Алексия митрополита Московского. В ризнице монастыря хранились многие исторические реликвии - серьги великой княгини Евфросинии, блюда, пожертвованные великим князем Московским Василием III, драгоценная чаша-потир - дар царей Петра и Ивана Алексеевичей. В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В середине XVI века в память о взятии Казани в монастыре была построена шатровая Алексеевская церковь. Она располагалась на месте первого деревянного храма монастыря, построенного ещё князем Олегом. Алексеевскую церковь разобрали в 1847 году. В 1618 году обитель подверглась опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного.

http://sobory.ru/article/?object=00864

Митрополит Антоний в вселенском патриархе Иоакиме III чтил строгого ревнителя веры православной, мужественного борца за права Церкви Христовой и в личной жизни сурового аскета-подвижника, своими неусыпными целонощными бденями и молитвами изумлявшего даже святогорских анахоретов. Патриарх александрийский Фотий приковывал к себе внимание его своим удивительно настойчивым и последовательно упорным характером, непреклонною силою воли и несокрушимою энергией в проведении своих взглядов и убеждений в жизнь православной Церкви на Востоке вообще и в своей небольшой александрийской патриархии в частности. Благодаря своему просвещенному и выдающемуся уму и изумительной энергии, этому иерарху в короткое время удалось возродить церковную жизнь и духовное просвещение не только в устье Нила, в городах Александрии, Каире и др., но и по всему среднему течению этой реки, почти до Хартума. В деятельности патриархов константинопольского Иоакима и александрийского Фотия м. Антоний почерпал для себя утешительные и ободряющие живые примеры устройства церковно-приходской жизни, их, забот о духовном просвещении паств путем создания школ с церковным направлением, развития церковной проповеди и издания церковных журналов и газет, старании усилить борьбу с пропагандами католической и протестантской и стремлений завязать сношения с старокатоликами и англиканцами. Два другие патриарха Мелетий антиохийский и Дамиан Иерусалимский , занятые устройством тех внутренних неурядиц, которые происходили в их патриархатах, возбуждали в добром сердце Владыки Митрополита Антония глубокое сочувствие и неподдельную скорбь. То же следует сказать и о церквах славянских – сербской и болгарской. Отсюда неудивительно, что Митрополит Антоний за все время своей жизни старался поддерживать живую связь и постоянное общение с восточными церквами, путем посылки мирных и поздравительных грамот, несмотря даже на то, что некоторые из них оставались иногда и без ответов... Так, патриарх Фотий, оскорбленный правящими русскими сферами при своем первом избрании на трон апостола Иакова и даже сосланный в ссылку в Синайский монастырь, под бдительный надзор, на целых семь лет, сознательно уклонялся от переписки с Владыкою Антонием, к которому лично всегда питал глубокие чувства симпатии, что и выразил в сочувственной телеграмме при его кончине и в торжественном богослужении заупокойной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но и в наше время Ватикан неприкрыто поддерживает и всячески усиливает Унию. С самого начала богословского диалога православных с католиками униаты входят в состав Смешанной Богословской Комиссии, невзирая на громкие и постоянные протесты III Всеправославного Совещания . Папа Иоанн Павел II сделал решительный вклад в процесс выживания Унии в Восточной Европе. Баламандское соглашение (1993), не говоря о прочих его серьезнейших богословских несуразицах, признает и оправдывает существование униатских церквей, причем под ним стоят подписи некоторых представителей православных Церквей. Папа Иоанн Павел II в своем доверительном письме к католическому сопредседателю диалога, кардиналу Эдварду Кассиди, отвергает позицию, выраженную Смешанной Богословской Комиссией в Балтиморе (2000) по отношению к униатам, и таким образом заводит диалог в полный тупик. В этом письме он пишет следующее: «Следует (на совещании в Балтиморе – ред.) дать понять православным, что Восточные Кафолические (подразумевается – униатские – ред.) Церкви пользуются у Римской Церкви таким же признанием, как и всякая другая Церковь, состоящая с ней в общении» . Этим Папа вызвал справедливое возмущение и самоустранение высокопреосвященнейшего архиепископа Австралийского Стилиана. Папа Бенедикт ΧVI, следующий той же политике, благословляет Униатскую Украинскую Церковь , во время посещения Фанари в ноябре 2006 г. в его ближайшем окружении униатский епископ, более того, в Ефесе Понтифик заявляет, что «лучшим, по его мнению, способом достижения единства в Церкви является Уния» , а теперь посылает нового апостольского экзарха в Афины! 3. Экуменическая терпимость к Унии с точки зрения экклесиологии крайне проблематична Якобы для того чтобы богословский диалог не пресекся, со стороны некоторых православных Предстоятелей и богословов делались и делаются неприемлемые уступки. Смелые и глубоко православные речи Константинопольских патриархов, в которых они обличали проклятую Унию (классическим текстом стало строгое Окружное Послание против Унии приснопамятного Патриарха Иоакима ΙΙΙ), перестали быть слышны на фоне небогословского «диалога любви» Патриарха Афинагора. Соборные суждения и послания патриархов Востока против Унии канули в Лету церковной истории как полемическая письменность, которая якобы не приличествует сегодняшним временам «примирения»!

http://pravoslavie.ru/37012.html

Он, архиепископ, взяв меня на Москву, ночью велел бить меня по щекам подъячему без людей и еще впредь обещал бить; и я убоявся ушел от него с подворья. Да он же на меня государю челом бил, что будто я его обокрал и другие неправды чинил; я оправдался, но от дела отставлен и теперь другой год скитаюся, и прошу патриарха пожаловать меня – возвратить на прежнее место». Так как доносом бывшего дьяка Андреева затрагивались весьма важные стороны русской жизни второй половины XVII столетия, оскорблялась и личная честь патриарха Иоакима, ревностно заботившегося о поддержании патриаршей власти, указывался и непочтительный отзыв о царской власти, будто бы незаконно вмешивающейся в дела церковные, указывались и такие незаконные действия архиепископа, которые шли и против общих церковных законоположений и против частных распоряжений об епархиальном управлении в России, то, естественно, частному, хотя и по личным неудовольствиям сделанному доносу отставного приказного придано было значение; на него обращено серьезное внимание, и сряду же началось обширное следственное дело, разбиравшееся около четырех месяцев, и весьма интересное по описанию многих бытовых сторон тогдашней жизни. При обзоре этого дела не будем вдаваться в излишние выписки показаний всех лиц, привлеченных по делу архиепископа Иосифа: достаточно будет указать наиболее выдающиеся из этих показаний, наглядно характеризующие деятельность Иосифа и порядки в его епархии. Вместе с тем опишем и самый порядок тогдашнего судопроизводства, насколько он высказался в веденном по этому делу следствии и суде. Глава III 27 ноября, на второй день после доноса, патриарх Иоаким издал грамоту на имя архимандрита Высоцкого монастыря в Серпухове. Дионисия, с наказом ему произвесть расследование о действиях архиепископа Иосифа на месте в г. Туле: в помощь Дионисию он назначил и своего подъячего Григория Яковлева. Виною архиепископа выставляется на первый раз то, что он ездил в Тулу без патриаршего позволения и указа и чинил разорение городским и уездным попам, многих из них бил безвинно, отчего и умерь поп Никита. Следователи должны подробно допросить – за что били Никиту и чем, плетьми или шелепами, особенно допросить о том духовного отца умершего Никиты. Вместе с этою наказною грамотою отправлена другая в Тулу на имя царского стольника князя Шаховского, чтобы он во всем содействовал следователям при розыске по делу архиепископа. Кроме того, патриарх отправил наказ и в г. Коломну на имя казначея архиерейского дома старца Тихона взять под стражу духовника архиепископа, спасского архимандрита Вассиана, и Голутвинского игумена Нила, оговоренных в извете, и немедленно отправить их с нарочными под стражею в Москву для допроса. Относительно самого архиепископа, его приказных и домовых людей и доставки их в Москву тоже посланы особые наказы, но при деле они не находятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Основана в 1922 г. Упразднена в 1936 г. Викарные кафедры: Крестецкая, Боровичская, Демянская, Старорусская, Валдайская. 08(21)08.1922 08(21)03.1924 08(21)03.1924 10(23)10.1925 (?) 28.01(10.02)1925 10.1925 12(25)06.1926 21.07(03.08)1926 10.1925 06(19)04.1926 06(19)04.1926 13(26)06.1926 13(26)06.1926 02(15)03.1927 02(15)03.1927 Александр III Соколов 08.1927 1931 (?) 10.1931 17(30)03.1932 17(30)03.1932 09(22)04.1932 09(22)04.1932 02(15)06.1932 12(25)11.1932 15(28)12.1932 12.1933 21.06(04.07)1936 Новоархангельская (см. Американская) 2968 Первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин был поставлен в 991/992 г. после учреждения на Руси епископских кафедр (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. С. 64–65). Преставился в 1030 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 79). Местночтимый святой в Новгородской епархии (Словарь исторический... С. 112–113). Память – в Третью неделю по Пятидесятнице (в Соборе Новгородских святых). Список новгородских архиереев можно найти в нескольких летописях. Так, в предварительных статьях Никоновской лет. помещен следующий список: Иоаким, Лука, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн, Никифор, Аркадий, Иоанн, Григорий, Мартирий, Митрофан, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон, Евфимий, Евфимий, Иона, Феофил, Сергий, Геннадий, Серапион, Макарий, Феодосий, Серапион, Пимен. (ПСРЛ. Т. 9. С. XXII). Обращает внимание отсутствие в списке Илии, первого архиепископа, что свидетельствует о явной неполноте списка. Иной список содержит Воскресенская лет. Здесь епископы разделены на две группы – епископы и архиепископы. Епископы: Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Аникита (Никита), Иоанн Попианин, Анифонт (Нифонт), Аркадий. Архиепископы: Илия, Гавриил, Мантурий (Мартирий), Антоний, Митрофан, Арсений, Спиридон, Долмат, Климент, Феоктист, Давид (ПСРЛ. Т. 7. С. 239). Этот список отличается большей полнотой. Содержится список новгородских архиереев и в приложениях к Новгородской Первой лет. Выглядит он следующим образом: епископы – Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн Попин, Нифонт, Аркадий; архиепископы – Илия, Гавриил, Мартирий, Митрофан, Антоний, Митрофан, Арсений, Антоний, Арсений, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Моисей, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон (ПСРЛ. Т. 3. С. 473–475). 2969 О Ефреме, ученике Иоакима Корсунянина, Никоновская лет. говорит следующее: «Въ лто 1030. Того же лта преставися Новогородской епископъ Акимъ, и бяше ученикъ его Ефрмъ, иже ны учаше». (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 79; Т. 6. Стб. 176). «Ефрем управлял паствою и поучал народ пять лет, но по какому-то недоброжелательству к нему Киевского митрополита не был посвящен в сан епископа ...» ( Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. С. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отпевание и погребение И. в Межигорском мон-ре совершил архиеп. Рафаил в сослужении Коринфского митр. Митрофана и киевского духовенства. Согласно монастырской описи 1777 г., портрет И. висел в монастырском Преображенском соборе рядом с портретами блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского , патриарха Иоакима, имп. Елизаветы Петровны и наследника вел. кн. Петра Феодоровича (впосл. имп. Петр III). Ист.: ОДДС. Т. 1-15; Apxib Коша Новоï Запорозькоï Ciчi: Корпус дok-mib: 1734-1775. К., 1998. Т. 1. С. 105-120; Yhibepcaлu Ibaha Мазепи: 1687-1709/Упоряд.: I. Бутич. К.; Льbib, 2002. Кн. 1. С. 162-163; Гетман Иван Мазепа: Док-ты из арх. собраний С.-Петербурга/Сост.: Т. Г. Таирова-Яковлева. СПб., 2007. Вып. 1. С. 165-166. Лит.: Ист. сведение о бывш. ставропигиальном Киево-Межигорском мон-ре. К., 1830. С. 13; Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем Академиею. К., 1856. Ч. 1. С. 295; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии: Общий обзор. Чернигов, 1861. С. 67-79; он же. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1. С. 75-89; он же. Обзор. 1884. С. 299-300; Строев. Списки иерархов. Стб. 25, 510; Петров Н. И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве. М., 1904. Вып. 3. С. 288-289; П[архомен]ко Вл. К истории взаимных отношений малорос. светских и духовных властей в XVIII в.//Киев. старина. 1906. Т. 92. Кн. 1. Отд. 2. С. 11-12; Харлампович К. В. Малорос. влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1; Стратий Я. М., Литвинов В. Д., Андрушко В. А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской академии. К., 1982. С. 146-147; Tpabkiha О. I. Чephiribcьkuй koлeriyм (1700-1786). Чephirib, 2000; Андрущенко М. В. Жypakibcьkuй akaдeмiя в iмehax, XVII-XVIII ст.: Енцикл. вид. К., 2001. С. 210; Кузьмук О. С. «Козацьке благочестя»: Biйcьko Запорозьке Низове i kuïbcьki чoлobiчi мohacmupi в XVII-XVIII ст.: Eboлюцiя К., 2006. С. 52-54, 59; он же. Cmabponiriйhuй статус Meжuripcьkoro монастыря у XVII-XVIII ст.//Бoлxobimihobcьkuй щopiчhuk, 2009/Biдnobiд. ред.: К. К. Kpaйhiй; наук. ред.: В. В. Ластовський. К., 2010. С. 9-37.

http://pravenc.ru/text/674103.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010