Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ II ибн ас-Сабуни (араб.- сын мыловара), патриарх Антиохийский (сент. 1497, менее вероятно - до 1484 - после 1500, по уточненным данным, 1522/23). На происхождение Д. ясно указывает его прозвище. Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим и диак. Павел Алеппский сообщают об избрании Д. в сент. 1497 г. и 26 годах его правления. Этому противоречит утверждение еп. Порфирия (Успенского) со ссылкой на неизданное сочинение Паисия Лигарида, митр. Газского, об участии Д. в К-польском Соборе 1484 г., окончательно отвергнувшем Флорентийскую унию (см. в ст. Ферраро-Флорентийский Собор ). Иерусалимский патриарх Нектарий (1661-1669) также указывал в одном из трактатов на осуждение Д. унии. Акты собора 1484 г. и сочинение патриарха Нектария были изданы Иерусалимским патриархом Досифеем II в Яссах в кон. XVII в. К. Каралевский был склонен принять эти сведения и датировал правление Д. до 1484 - после 1500 г. Напротив, Ж. Насралла, придерживаясь датировок Павла Алеппского, категорически отрицал участие Д. в Соборе 1484 г., в деяниях к-рого действительно не упоминаются ни он, ни его представители. Др. хронологическая проблема связана с утверждением ряда авторов XIX - нач. XX в. о поставлении Александрийского патриарха Иоакима I , совершенном Д. в Дамаске в 1487 г. (в Египте на тот момент не было архиереев, к-рые могли бы провести интронизацию патриарха). Поскольку никаких прямых свидетельств этого поставления в источниках нет, Насралла счел возможным приписать хиротонию Иоакима предыдущему Антиохийскому патриарху Михаилу IV . Впосл. в научный оборот были введены данные о вступлении Иоакима на патриаршую кафедру в 1503 г., что снимает противоречие и позволяет допустить, что его рукоположил Д. Датировка окончания Патриаршества Д. также сопряжена с трудностями. Существует колофон арабо-христ. рукописи из сел. Кара, упоминающий Д. под 1500 г., а также его автографы от сент. 1522 и марта 1523 г. В то же время известен колофон от марта 1522 г., принадлежащий следующему Антиохийскому патриарху Михаилу V ибн аль-Маварди. Т. о. вопрос о точной дате смерти Д. остается открытым. В Патриаршество Д. Сирия была завоевана османами (1516), после чего в течение 4 веков земли Антиохийского Патриархата находились под властью Османской империи. Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 679; Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский: Сирия//ТКДА. 1875. 12. Паг. 1. С. 94. Лит.: Karalevskiy K. Antiohe//DHGE. Vol. 3. Col. 634-635; Nasrallah. Chronologie, 1250-1500. P. 1, 34, 37; idem. Chronologie, 1500-1634. P. 1, 20-23; idem. Histoire. 1981. Vol. 3. T. 2. P. 45 (not 37), 46; Рустум А. Церковь града Божия, Антиохии Великой. Бейрут, 1988. Т. 2. С. 375 (на араб. яз.). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВИЛМЕРОДАХ [Евильмеродах; Амель-Мардук; евр.    ,     аккад.  - человек Мардука; греч. Ευιλμαρωδχ, Ολαιμαραδχ], 3-й царь нововавилонской халдейской династии (окт. 562 - июль 560 гг. до Р. Х.). Е. был старшим сыном и преемником Навуходоносора II . О его жизни до восхождения на престол ничего не известно. Также нет сведений о к.-л. предпринятых Е. военных кампаниях или др. значительных политических деяниях, его воцарение происходило на фоне борьбы между вавилонской знатью и правящей династией. Имя Е. упоминается только в административно-хозяйственных табличках. В Библии сказано, что он освободил иудейского царя Иехонию (4 Цар 25. 27; в пар. Иер 52. 31 - Иоакима), к тому времени уже 37 лет содержавшегося в заключении, оказал ему почет и обеспечил пожизненным содержанием (4 Цар 25. 27-30; Иер 52. 31-34). Различные предания о Е. сохранились и в более поздних источниках. По сообщению Иосифа Флавия, Е. хотел освободить Иоакима еще при жизни Навуходоносора, потому что понимал, что отец держит иудейского царя в заточении, не имея на то достаточных оснований. Как только Е. взошел на престол, он немедленно выпустил Иоакима ( Ios. Flav. Antiq. X 11. 2). Согласно талмудическим текстам, Е. стал царем в результате дворцового переворота, организованного вавилонской знатью. Вернувшись к власти, Навуходоносор отправил сына в тюрьму, считая его ответственным за случившееся. Однако Е. при повторной попытке вовлечь его в интриги против отца отказался от участия в них (Левит Рабба. 18. 2). Но блж. Иероним считает, что это вавилонская аристократия не позволила Е. занять место отца ( Hieron. In Is. 14. 19). Вавилонский историк Берос, живший в сер. IV - нач. III в. до Р. Х., сообщает, что Е. «правил беззаконно и разнузданно» (Οτος προστς τν πραϒμτων νμως κα σελϒς), но недолго. Став жертвой заговора, он был убит Нериглиссаром (Нергал-Шарицером), к-рого Берос называет мужем сестры Е. ( Beros. Fr. 14). Лит.: Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971. C. 252-255; Sack R. H. An Economic, Historical Study of the Reign of Amel-Marduk, King of Babylon, 562-560 B. C.: Diss. Minneapolis (Minn.), 1970; idem. Amel-Marduk: 562-560 B. C.: A Study Based on Cuneiform, OT, Greek, Latin and Rabbinical Sources. Neukirchen-Vluyn, 1972; idem. Evilmerodach//ABD. Vol. 2. P. 679. А. В. Пономарёв Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/187128.html

Глава 26 1–6. Изложение содержания храмовой речи Иеремии. 7–19. Преследования, каким подвергся Иеремия за эту речь. 20–24. Смерть пророка Урии. Иер.26:1–6 . Здесь кратко излагается речь, сказанная Иеремиею в начале правления Иоакима на дворе храма Иерусалимского, содержащаяся в Иер 7.3–15 ст. Речь эта возвещала Иерусалиму ту же судьбу, какую испытал Силом; избежать этой судьбы Иерусалим мог бы только в случае искреннего обращения своего к Иегове. Иер.26:7–19 . Священники и пророки с толпою народа возмутились этою речью и хотели казнить Иеремию, но князья, пришедшие на шум, дали высказать Иеремии свои оправдания. Пророк заявил с твердостью, что он послан от Бога, и князья принимая во внимание, что за подобную же речь царь Езекия не стал преследовать пророка Михея, отпустили Иеремию на свободу. Иер.26:10 .  Когда услы­шали об этом князья Иудейские, то при­шли из дома царя к дому Го­с­по­дню и сели у входа в новые ворота дома Го­с­по­дня. «Новые ворота» Господни – как видно из Иер 36.10 вели к внутреннему притвору или к верхнему двору храма. Иер.26:18 .  «Михей Морасфитянин про­роче­с­т­вовал во дни Езекии, царя Иудейского, и сказал всему народу Иудейскому: так говорит Го­с­по­дь Саваоф: Сион будет вспахан, как по­ле, и Иерусалим сделает­ся грудою раз­валин, и гора дома сего – лесистым холмом. Речь о разрушении Иерусалима идет в III-й гл. кн. пророка Михея ( Мих 3.12 ). Иер.26:20–24 . Чтобы показать, как велика была опасность, угрожавшая пророку, здесь сообщается о том, что сказавший подобную же речь другой пророк, Урия, был казнен царем Иоакимом. Иер.26:22 .  Но царь Иоаким и в Египет по­слал людей: Елнафана, сына Ахборова, и других с ним. Иоаким стоял в хороших отношениях с Египтом и потому фараон выдал ему бежавшего в Египет Урию. – «Елнафан, сын Ахбора» был, вероятно, тесть Иоакима ( 4Цар 24.8 ). Иер.26:24 .  Но рука Ахикама, сына Сафанова, была за Иеремию, чтобы не отда­вать его в руки народа на убие­ние». Ахикам был отец наместника Иудеи, Годолии ( Иер 39.14, 40.5 ). Особое замечание. Большинство толкователей полагает, что рассказ, содержащийся в XXVI-й гл., составлен учеником Иеремии, Варухом, почему о пророке Иеремии идет речь в 3-м лице. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иеремии. 426-612 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ III патриарх Антиохийский (по уточненным данным, ок. сент. 1540 - кон. 1543). Впервые упоминается как патриарх в колофоне арабо-христ. рукописи, составленной в Хомсе 18 сент. 1540 г. Его предшественник патриарх Михаил V ибн аль-Маварди скончался 6 июля того же года. Следов., Д. занял кафедру в конце лета или начале осени 1540 г. Важнейшим событием Патриаршества Д. было его соглашение об унии с главой Маронитской католической Церкви патриархом Мусой аль-Аккари. Иерархи встретились в дер. Дарайя, недалеко от Триполи, во время посещения Д. своих епархий и договорились о взаимном признании таинств, допустимости совместных богослужений и смешанных браков. При этом каждая из общин (к-рые давно уже оформились в субэтносы) сохраняла свое традиц. вероучение. Предпосылкой к унии явился упадок богословского образования в среде ближневост. духовенства, в результате к-рого оно слабо разбиралось в догматических различиях между Церквами, а также дружественные отношения, к-рые поддерживали в повседневной жизни православные (мелькиты) и марониты, вплоть до совместного использования храмов. Однако уния вызвала резко негативное отношение правосл. Церквей, возможно видевших в ней инициативу католич. Запада (с XII в. марониты формально состояли в унии с Римом). В источниках упоминается адресованная Д. грамота Александрийского патриарха Иоакима I , в к-рой он объявляет о лишении Д. священства. По сообщению Антиохийского патриарха Макария III аз-Заима, 3 правосл. патриарха - Иеремия I К-польский, Герман Иерусалимский и Иоаким I Александрийский,- собравшись в Иерусалиме, низложили Д. за антиканонические поступки. Дату этого Собора патриарх Макарий называет неверно, как и имя маронитского патриарха, с к-рым встречался Д., однако, опираясь на данные др. источников, Собор можно отнести к кон. 1543 г. Еп. Порфирий (Успенский) склонен был считать сообщения о встрече 3 патриархов ошибочными, полагая, что ее путают с аналогичным Собором в Иерусалиме, состоявшимся ок. 1524 г. и низложившим Иоанникия, еп. Созопольского, к-рый незаконно овладел К-польским престолом. Т. о., хотя сведения о мелькитско-маронитской унии в целом выглядят достоверно, детали низложения Д. остаются неясными. Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 679-680; Михаил Барик ад-Димашки. Список Антиохийских патриархов//ТКДА. 1874. 6. С. 424; Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский: Сирия//Там же. 1875. 12. Паг. 1. С. 95. Лит.: Nasrallah. Chronologie, 1250-1500. P. 2; idem. Chronologie, 1500-1634. P. 27-30, 66. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН РЕДЕСТСКИЙ [греч. Ιωννης Ραιδεστινς], протопсалт, греч. мелург (XVIII в.). В каталоге мелургов сер. XVIII в., к-рый известен по спискам выполненным в нач. XIX в. архидиак. Никифором Кантуниарисом Хиосским (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140 sqq.; Ath. Vatop. 1427. Fol. 659 sqq., 1810 г.), И. Р. упоминается как племянник митр. Ираклийского Герасима (1726-1760) и ученик протопсалта Иоанна Трапезундского . Первоначально эти сведения были помещены в аналогичном каталоге учителей церковного пения архиеп. Кирилла Мармаринского, а также в каталоге, «составленном при Иоанне Протопсалте», т. е. между 1734 (1736) и 1770 гг. (см.: БАН. РАИК. 63. Л. 19-20 об., кон. XVIII - нач. XIX в.; Athen. Soc. Hist. et Ethn. 305, 1749 г., автограф Кирилла Мармаринского). На тот же каталог сослался Хрисанф из Мадита в автографе (1816) и в последующем издании (1832) «Теоретикона», назвав И. Р. племянником и учеником Герасима Ираклийского и указав также другого ученика митрополита - иером. Иоакима Родосского. Митр. Ираклийский Герасим, дядя И. Р., известен как исторический и церковный деятель. Редест был частью Ираклийской епархии, где находилась кафедра митрополита (город был присоединен к митрополии Ираклии указом патриарха К-польского Гавриила III , изданном в окт. 1702). Этот иерарх, окормлявший Редест, обладал муз. знаниями, поскольку упоминается в качестве мелурга. Свидетельство того, что И. Р. был не только протопсалтом Редестской митрополии, но и мелургом, приводится только у митр. Софрония (Евстратиадиса) , к-рый на основании рукописи Ath. Vatop. 1399 пишет о «пасапноариях (т. е. о стихах «Всякое дыхание».- Ред.) Иоанна протопсалта Редестского, ученика Иоанна протопсалта». Т. о., И. Р. при содействии церковных и муз. деятелей сумел добиться успеха в певч. искусстве, что позволило ему не только обеспечить себя средствами к существованию и занять высокое социальное положение, но и войти в историю певч. искусства. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Θρκες μουσικο//ΕΕΒΣ. 1936. Τ. 12. Σ. 68; Χαλδαικης Α. Γ. Ψαλτικς «οκογνειες». Α Ο Ραιδεστηνο//Byzantine Musical Culture: 1st Intern. Conf. of the American Society of Byzantine Music and Hymnology. Attica, Greece, 10-15 Sept. 2007. Paeanea, 2009. P. 170-172. А. Халдеакис Рубрики: Ключевые слова: ЕПИСКОПОПУЛЫ Антоний (отец) и Венедикт (сын) (XVI - нач. XVII в.), греч. кодикографы, протопсалты, мелурги, исследователи церковной музыки

http://pravenc.ru/text/471471.html

Преставился ко Господу заштатный клирик Курской епархии протоиерей Анатолий Токмаков 30 мая 2022 г. 13:02 27 мая 2022 года, на 83-м году жизни, отошел ко Господу заштатный клирик Курской епархии митрофорный протоиерей Анатолий Степанович Токмаков. Отпевание новопреставленного состоялось в воскресенье 29 мая в Введенском храме г. Курска (ул. Дубровинского, 40) по завершении Литургии. Будущий священник родился 11 января 1940 года в селе Николаевка Курского района Курской области. В 1957 году окончил семилетнюю школу. В 1960-1963 гг. проходил срочную воинскую службу. В 1965 году успешно окончил Одесскую духовную семинарию. В 1965 году был венчан в Введенском храме г. Курска с Любовью Петровной Паневиной, в браке с которой родились два сына. 4 декабря 1965 года митрополитом Курским и Белгородским Серафимом (Никитиным) был рукоположен в сан диакона, 19 декабря того же года — в сан пресвитера. В 1966-1998 гг. отец Анатолий проходил служение на приходах Покровского молитвенного дома с. Черницыно Октябрьского района, Вознесенской церкви г. Курска, Воскресенской церкви с. Дуров Бобрик Льговского района, Троицкого храма г. Обояни, Введенского храма г. Курска, храма праведных Иоакима и Анны с. Долгое Золотухинского района, храма Иоанна Богослова с. Ноздрачево Курского района, Введенского храма с. Пименово Курского района, храма вмч. Пантелеимона пос. Искра Курского района, Никольского храма г. Курска. В 1998-2003 гг. протоиерей Анатолий нес послушание настоятеля храма Всех святых, в земле Российской просиявших, г. Железногорска. В 2003-2004 гг. — настоятель Сергиево-Казанского собора г. Курска. В 2005 году протоиерей Анатолий Токмаков согласно прошению по состоянию здоровья был почислен за штат Курской епархии с выражением благодарности за многолетние труды. За годы пастырского служения был награжден многими церковными богослужебными наградами, включая право ношения креста с украшениями (1988 г.) и митры (1999 г.). В 2005 году во внимание к 40-летию служения в священном сане и в связи с 65-летием со дня рождения был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Батюшка был также награждён в Курской епархии: юбилейной медалью прп. Серафима Саровского (2004 г.) и медалью преподобного Феодосия Печерского I степени (2015 г.) . Курская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Мы не намерены подробно излагать имябожническое учение наших русских афонских иноков для всесторонней его критики. Критическое обследование этого учения уже было. Оно началось с Греческой Константинопольской Церкви, о чем свидетельствует послание Константинопольского Патриарха Иоакима III-ro от 1912 г., 12 сентября, которым это учение осуждается 837 . Заместителем Иоакима, Константинопольским Патриархом Германом V-ым было поручено рассмотреть учение русских имябожников в особой комиссии из преподавателей Халкинской богословской школы. Когда комиссия признала означенное учение неправильным, то и Синод Греческой Константинопольской Церкви осудил его, как хульное и еретическое, а Патриарх Герман отправил от 5 апреля 1913 г. на Афон грамоту с осуждением учения имябожников 838 . Подробным и всесторонним обследованием настоящего вопроса в связи с афонской смутой пришлось заняться нашему Российскому Святейшему Синоду в том же 1913 г. При этом обследовании Синод имел в своем распоряжении три доклада по поводу возникшего на Афоне имябожнического учения, составленные: Архиепископом Антонием Волынским, ныне Митрополитом и Председателем Русского Архиерейского Синода Зарубежной Русской Церкви, Архиепископом Никоном Вологодским, ныне умершим, и С.В. Троицким , ныне профессором Белградского Университета. На основании сих докладов Синод наш тогда же обратился ко «всечестным братиям, во иночестве подвизающимся» с особым посланием 839 . Кроме того, в Прибавлениях к Церковным Ведомостям за 1913 г. был напечатан труд того же С. Троицкого , в котором автор дал всесторонний и очень подробный критический разбор сего учения под заглавием: «Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники» 840 . Из всех указанных нами выше материалов можно составить об учении русских имябожников всестороннее представление. Но мы этого делать не будем, ибо всестороннее освещение данного учения не входит в нашу задачу. Имея в виду учение о. Булгакова о Софии, в котором она определяется, как имя Божие и потому называется энергией Божией и Самим Богом, мы только уясняем себе, насколько состоятельно учение, что имя Божие есть энергия Божие и Сам Бог, а также, может ли на основании сего учение прот. Булгаков считать Софию Богом? Конечно, мы должны рассматривать этот вопрос при свете святоотеческого учения, которое есть учение Церкви. 2. Глубокая давность имябожнического учения. Теория Евномия и ссылка его на Св. Писание

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Поэтому именно совсем непозволительно и невозможно отделять Ее от рода Адамова, рода человеческого. Ибо, по словам Дамаскина, Адам есть и Ее прародитель и Она - " дочь Адама " (А,6; С,2) и дочь Давида, " праотца и богоотца " (С,2), из корени которого Она родилась " по обещанию " (В,7; ПВ IV,14), соединяя в Себе священнический и царский корень (А,6). Рождение Святой Девы Марии из " корене Иессеева " (А,3), несмотря на чудесное, благодатию Божией разрешение неплодства Анны (А,2; В,6-7) не есть для Дамаскина никакое сверхприродное изъятие Пресвятой Девы из Ее рода, от Ее праотцев и богоотцев ( " дочь Давида " - А,9) и от самого родоначальника Адама ( " дочь Адама " - А,6; С,2). Наоборот, по словам Дамаскина, Богородица как " дочь древнего Адама " находится под " ответственностью отца " ( ευ - С,2) как в отношении к Ее зачатию и рождению от родителей, так и в отношении к Ее смерти. Дева зачата из семени Иоакима (А,2) во утробе Анны, то есть из природного общения брака Иоакима и Анны (А,2; ПВ IV,14) и " от земли имеет происхождение " (А,2), " тленное тело наследовавшая от Адама " (С,8). Так же в отношении смерти, Она умирает смертью человеческою (С,15) Как " дочь Адама " , Она " из-за Адама предает тело земле " (D,4), и пречистая и блаженная душа Ее " природно разделяется " от нескверного и пречистого Ее тела, тело же " законному погребению предается " (В,10). Все это, конечно, недвусмысленно свидетельствует, что и Пресвятая Дева, как и все люди, унаследовала наследие первородного греха от праотца Адама с ответственностью ( ευ) и последствиями его. Поэтому именно святой Иоанн Дамаскин совсем определенно говорит об очищении и освящении Святой Девы нашествием Духа Святого во время Благовещения перед зачатием Ею Сына Божия. " Отец же предопределил Ее, пророки через Духа проповедали, освящающая же сила Духа нашествием своим очистила и освятила и как бы напоила Ее, и тогда Ты, Слово Отчее, вселился неописанно... " (В,4; ПВ III,2) Все это, конечно, не значит, что святой Иоанн Дамаскин не признает и не говорит о святости Пресвятой Богородицы, Наоборот, вместе со всей Православной Церковью он возносит и прославляет личную святость Богородицы, как мы это увидим ниже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Церковное дело, на этот раз, получило и небывалую, крайне беззаконную постановку: оппозиция, опираясь на по­кровительство Порты, подала мысль назначить для разрешения патриаршего кризиса специальную комиссию из трёх турецких министров. Во главе с министром исповеда­ний Абдуррахманом-пашой, злейшим врагом патриарха Иоакима III, так как его святейшество всегда давало отпор произволу и властолюбию этого министра. Заранее можно было сказать, что этот шемякин суд решит дело в пользу восьми митрополитов, членов оппозиции, и против патриарха. Так, конечно, и случилось. Мусульманские сановники, к великому удовольствию оппозиции, признали действия патриарха Иоакима противными церковным канонам и общим канонизмам. И потребовали, чтобы его свя­тейшество принял в церковное общение и оставил в со­ставе синода восемь прежних его членов, образовавших оппозицию против патриарха, примирился с оскорбителем – диррахийским митрополитом Прокопием и не вызывал в состав синода новых митрополитов. Разумеется, патриарх Иоаким до глубины души был возмущен приговором самозваных и пристрастных судей. Он не только не согласился ни выслушать его, ни подчиниться, но и прямо заявил, что турецкий суд по церковному делу идет в разрез с коренными правами и преимуществами христианской церкви в Турции, является беззаконным вторжением гражданской власти в сферу компетенции власти духовной и должен быть вменен ни во что. Патриарх в этом смысле стал и действовать. Он не входил в общение с митрополитами оппозиции, требовал, чтобы все они, как нарушители церковных канонов и общих канонизмов, удалились из Константинополя в свои епархии, избрали, совместно с синодом, и дополнительных его членов и предписал им явиться в столицу. На одной из аудиенции у султана (пред праздником Рождества Христова) патриарх настоял на восстановлении его церковно-административных прав, нарушенных судом и приговором министров падишаха, и получил от султана Абдул Гамида заверение, что дело будет решено так, как угодно его святейшеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Что касается упразднения Петром I патриаршества, в этом можно усмотреть вполне четкую логику. Укрепление власти Российского монарха (надо отметить, что Россия по итогам Петровских реформ по-прежнему оставалась православной самодержавной монархией, хотя и обретала многие черты европейского абсолютизма) было важнейшей составляющей программы преобразований, направленных на ускоренную модернизацию страны, без чего они в принципе были невозможны. Между тем XVII век явил весьма яркие и, пожалуй, довольно неожиданные образцы того, как традиционная симфония государства и Церкви в Московском царстве дала крен не в сторону власти монарха (как это было уже привычным со времен великого князя Ивана III), а, напротив, в сторону предстоятеля Русской Церкви. Самым примечательным примером такого рода, безусловно, была деятельность патриарха Никона, которая в итоге завершилась бурным конфликтом между предстоятелем Русской Церкви и царем Алексеем Михайловичем, а затем и низложением самого Никона с патриаршества. Причиной конфликта стал провозглашенный принцип «священство выше царства», опасно приближавшийся в своей логике к римской модели государственно-церковных отношений, подразумевающей главенство папы не только над Церковью, но и над католическими монархами Европы. И хотя Алексей Михайлович, разглядевший в идеологии Никона опасность для своей власти, пресек ее на корню самым жестким и решительным способом, память об этом прецеденте была еще слишком свежа на рубеже XVII – XVIII веков, и царь Петр, осуществляя синодальную реформу, несомненно, находился под впечатлением от печального опыта своего отца по части государственно-церковных отношений. Но, пожалуй, еще более близким и ярким примером того, как патриаршая власть может возвыситься над царской, к тому же окрашенным личными впечатлениями, полученными в детстве, было для Петра I участие в политической жизни России другого патриарха — Иоакима. Это может показаться до некоторой степени парадоксальным, поскольку именно благодаря решительному вмешательству патриарха Иоакима в государственные дела после смерти царя Федора Алексеевича в 1682 году царский престол был передан именно Петру Алексеевичу.

http://e-vestnik.ru/analytics/petr_i_pro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010