444-445 ОСОГОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Сарандапорский), во имя прп. Иоакима Осоговского обитель Кумановско-Осоговской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви (МПЦ) 445-446 446-448 ОСОРЬИН Дружина (Каллистрат) Георгиевич (ок. 1578 - сер. XVIII в.), сын прп. Георгия Васильевича Осорьина и прп. Иулиании Осорьиной (прав. Лазаревской), рус. агиограф XVII в. 448-449 ОСРОЕНА историческая область в Сев. Месопотамии (юго-восток совр. Турции и север совр. Сирии), эллинистическое царство (2-я пол. II в. до Р. Х.- сер. III в. по Р. Х.), первое известное гос-во, в к-ром на рубеже II и III вв. христианство получило офиц. покровительство властей 449-450 450-451 451-454 454-455 ОСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ (III в. ?) (пам. 30 янв.; пам. греч. 30 янв.; пам. зап. 5 сент., 22, 23, 24 авг., 20 мая), пострадали в эпоху гонений на христиан в г. Остия близ Рима 455-458 ОСТОИЧ Тихомир (1865-1921), серб. историк лит-ры, педагог, музыкант, церковный певец и регент, собиратель церковных песнопений и народных напевов 458-461 461-463 ОСТРОГ муж. мон-рь во имя свт. Василия Острожского Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви 463-465 465-466 466-470 ОСТРОГОРСКИЙ Георгий Александрович (1902-1976), немецкий и югославский ученый-византинист российского происхождения; один из основателей школы византиноведения 470-471 ОСТРОЖНИЦКИЕ ЛИСТКИ (кон. XI - нач. XIIb.), фрагменты 2 пергаменных листов из Минеи праздничной восточнослав. (древнерусского) извода, памятник книгописания и книжной культуры юга Руси, возможно, галицко-волынского происхождения 471-477 ОСТРОЖСКАЯ БИБЛИЯ 1-й полный печатный свод библейских книг на церковнослав. языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской обл., Украина) в 1581 г. 477-479 ОСТРОЖСКАЯ И САРНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви - см. в статьях Острожское викариатство, Ровенская и Острожская епархия 480-482 ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (Рнб. F.n.I.5) 1056-1057 гг., краткий апракос, древнейшая точно датированная рукописная книга на церковнослав. языке рус. извода

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

Н. е. являлась духовным и культурным центром региона, владела большими территориями, имела крепостных крестьян. В Никорцминде хранилось множество ценных икон и предметов церковной утвари, имелись образцы груз. чеканного искусства, ценные рукописи ( Берадзе. 2004. С. 14). Никорцминдские архиереи заботились об увеличении земельных владений и укреплении Н. е. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены ц. во имя св. Архангелов в с. Земо-Крихи. Сер. XI в. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены ц. во имя св. Архангелов в с. Земо-Крихи. Сер. XI в. Известны имена 16 архиереев, управлявших епархией до ее упразднения в 1822 г. После того как Баграт III присоединил к Грузии отколовшуюся до этого южногруз. историческую провинцию Самцхе, он поставил преданного ему еп. Мануила на главную Самцхийскую кафедру - Ацкурскую (между 1538 и 1545), а его преемником на Никорцминдской кафедре сделал еп. Иоакима, о к-ром известно, что он принимал участие в созванном по инициативе Баграта III в 50-х гг. XVI в. церковном Соборе ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 824). В грамоте пожертвований за 1559 г. упоминается никорцминдели Давид (Сакварелидзе). Какабадзе датировал грамоту 1659 г. и отождествил упомянутого в ней еп. Давида с митр. Никорцминдским Давидом, к-рый встречался с рус. послами дьяком А. Иевлевым и стольником Н. Толочановым и имя к-рого приводится в письме 1669 г. царя Имерети Баграта IV рус. царю Алексею Михайловичу ( Какабадзе. 1912. С. 63). Ок. 1565 г. никорцминдели стал еп. Мелхиседек (Сакварелидзе), известный как строитель мон-ря Челиши, сведения о чем сохранились в лапидарной надписи на сев. части зап. стены кафоликона мон-ря Никорцминда. Очевидно, до этого он был 1-м Гелатским епископом при царе Георгии II (1565-1583), переведен на Никорцминдскую кафедру. Еп. Амвросий (Бакрадзе) дважды был никорцминдели: в нач. 60-х гг. XVI в. (очевидно, в конце царствования Баграта III) и после кончины Георгия II, при его сыне царе Леване (1583-1590). Никорцминдели Николай упомянут в грамоте пожертвований Никорцминде кн.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Марие-Магдалинская Черноморская пустынь в Екатеринодарском отделе. Третьеклассная общежительная Марие-Магдалинская пустынь находится в 12 в. от станицы Тимашевской и в 92 в. от областного г. Екатеринодара. Она основана в 1818 году по желанию Черноморского казачества, внесшего на устройство обители 20 тыс. рублей. Храм ее освящен в 1848 г. во имя Св. равноап. Марии Магдалины. Управляет игуменья. Покровский монастырь в Екатеринодарском отделе. Эта общежительная нештатная обитель находится близ станицы Динской, в 35. в. от Екатеринодара. Основанная в 1899 г. в имении крестьянки Татианы Кончаковой, она до 1904 г. существовала под именем женской общины, a в этом 1904 г. преобразована в монастырь. В Покровской обители имеется один молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Управляет игуменья. Спасо-Преображенский Сентинский монастырь в Баталпашинском отделе. Сентинская общежительная обитель находится близ аула Сенты, на самом берегу р. Теберды, в 70 в. от Баталпашинска. Она учреждена в 1892 г. и существовала первое время как община, а в 1897 г. была переименована в монастырь. Ныне в обители два храма. Управляет игуменья. Кутаисская губерния Мужских обителей 21, жснских 5. Мужские обители Гелатский или Гаэнатский Богородичный монастырь в Кутаисском уезде. Гелатский первоклассный необщительный монастырь расположен в восхитительной местности, в 3 в. от станции Закавказской ж. д. «Гелати» и в 6 в. к северо-востоку от Кутаиса, у подножия громадного горного хребта, на одной из широких террас, которыми местность опускается в долину р. Цхалцилтели, т. е. Красной речки. Монастырь основан в 1110 г. грузинским царем Давидом III Возобновителем. Просуществовав несколько веков, он в 1509 году подвергается разорению от татар, но вскоре же возобновляется имеретинским царем Багратом III (1510–1548). Вью XVII веке он делается кафедрой митрополита, а в XIX веке переходит в ведение имеретинских епископов. Соборный храм монастыря, построенный в честь Успения Пресвятой Богородицы, имеет шесть приделов: во имя Свв. прпп. Иоакима и Анны, Св. вмчц. Марины, Св. ап. Андрея Первозванного, Всемилостивого Спаса, Св. Николая Чудотворца и Св. мчц. Ирины.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

1903 года, октября 25-го». Самому же владыке Нектарию Патриарх Иоаким написал так: «Получив письмо Его 122 Высокопреосвященства от 10 числа истекшего месяца с приложенными документами и вседушно желая оказать посильное содействие в деле, которое он изложил, Мы, по совещании с Синодом, переслали копии упомянутого письма и приложений Блаженнейшему Патриарху Александрийскому, кириархальному суду, компетенции коего дело то, по обычаю, исключительно подлежит. Ныне, сообщая о сем в ответном письме Его Высокопреосвященству и разъясняя, что сверх сего действия Церковь наша, как понимает то и сам Высокопреосвященнейший Владыка, предпринять ничего не могла и не может, испрашиваем ему всяческих благ у Бога, от Которого благодать и милость. 25 октября 1903 года». Итак, Иоаким III переслал (по решению Синода, дабы придать этому действию больше веса) полученные бумаги Фотию, но ввиду автокефального статуса Александрийской Церкви вмешиваться в ее внутренние дела не мог. Вдобавок напряженная обстановка, сохранявшаяся тогда в Александрии, и настороженная позиция самого Фотия, который относился к Его Святейшеству не лучшим образом, вряд ли сулили успех предложениям и просьбам Константинополя. Но даже и такой малый посреднический труд, как пересылка бумаг, при благожелательной позиции Александрийского первоиерарха мог иметь благоприятные последствия. Указывая, что Вселенская Церковь сверх сделанного «предпринять ничего не могла и не может», предстоятель ее говорил сущую правду, и благонамеренность Иоакима здесь невызывает сомнений 123 . О том, как высоко ценил Патриарх Пентапольца, говорит его письмо к нему от 5 мая 1901 года из Милопотама на Святой Горе: «Подъемля такие труды, неутомимое Высокопреосвященство Ваше, подобно истинному воину Церкви Христовой, небрежет о собственной славе. Но Нам надлежит похвалить трудолюбие и ревность, явленные Вами в своем служении. Пребудьте на долгие годы в здравии, работая Христу». О том же говорит и приобретение (в феврале 1903) казначейством Константинопольского Синода крупной партии «Евангельской истории» 124 Нектария Пентапольского для Патриарха и синодальных архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

1911 год 10 декабря. Письмо насельников скита Фиваида, принадлежащего Русскому Пантелеимонову монастырю, игумену обители Мисаилу, в котором содержались рассуждения об имени Божием и доказательства его Божественности. 1912 год Январь. Движение сторонников учения, содержащегося в книге «На горах Кавказа» (имябожников (это название им было дано российским Святейшим Синодом в Определении от 27 августа 1913 года [см.: 7, c. 118])), возглавил иеросхимонах Андреевского скита Антоний (Булатович). Весна. Пасха Христова. Послание игумена Мисаила фиваидцам с призывом «оставить душепагубные пререкания и спор о сладчайшем и спасительном имени Господа нашего Иисуса Христа» с. 252]. Публикация в России корреспонденций, связанных со спорами на Афоне, в том числе рецензии схимонаха Хрисанфа, статей архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) и иеросхимонаха Антония (Булатовича). Май-июль. Иеросхимонах Антоний (Булатович) пишет книгу «Апология веры в Божественность имен Божиих и имени Иисус (против имяборствующих)». В ответ на приказ игумена Андреевского скита архимандрита Иеронима сжечь эту книгу Булатович уходит на Благовещенскую келлию и начинает действовать еще активнее, число его сторонников растет. 27 августа. Халкинская богословская школа Константинопольского Патриархата признает учение имябожников еретическим. 12 сентября. Грамота Константинопольского патриарха Иоакима III на Афон с осуждением нового учения. 20 октября. Письменное увещание игумена Иеронима Булатовичу: «Умоляю Вас, отец Антоний, вспомните, зачем пришли Вы на Святую Гору…» с. 316] 2 декабря. Насельники скита Фиваида принимают «Соборное рассуждение о имени Господа нашего Иисуса Христа» с определением, что имя Божие Иисус есть Сам Господь Иисус Христос , и с осуждением не принявших новое учение.1913 год 9 января. Низложение в Андреевском скиту игумена Иеронима и избрание игуменом архимандрита Давида. 12 января. Монастырь Ватопед в грамоте к братству Андреевского скита «отвергает означенное избрание» и увещает «изгнать новую эту ересь и иеромонаха Антония (Булатовича)» 11, с. 28 . Булатович скрывает содержание грамоты от братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

28 февр. 1881 г. (последним указом имп. Александра II перед гибелью) община была переименована в общежительный жен. мон-рь. Торжественное открытие состоялось 23 июня 1881 г. в присутствии новгородского губ. Э. В. Лерхе и Елагина. Божественную литургию совершил викарий Новгородской епархии еп. Старорусский Варсонофий (Охотин) . Начальница общины с 1879 г., рясофорная послушница В. Макарова, была пострижена с именем Вера и 23 июня 1881 г. возведена в игуменский сан. В 1883 г. игумению с 2 рясофорными послушницами приняли имп. Александр III и имп. Мария Феодоровна, к-рым сестры преподнесли 2 ковра, изготовленные в обители. 30 мая 1885 г. посетившему К. м. вел. кн. Владимиру Александровичу вручили образ свт. Тихона и вышитое полотенце. В 1885 и 1887 гг. в обитель приезжал еп. Старорусский Анастасий (Добрадин) , в 1888 и 1889 гг.- еп. Старорусский сщмч. Владимир (Богоявленский) . Игум. Вера оформила для обители владение земельными участками, пожертвованными благотворителями, устроила небольшое помещение для больницы, открыла приют для девочек-сирот. После кончины в 1892 г. она была погребена напротив алтаря Тихоновского храма. На монастырском кладбище похоронен и ее двоюродный брат ген. И. М. Макаров. Со 2 авг. 1892 г. К. м. возглавляла рясофорная послушница Н. П. Тихонова († 19 марта 1898), 13 авг. того же года валдайский архим. Леонид постриг ее в монахини с именем Домника, 10 февр. 1893 г. указом Синода она была утверждена в должности настоятельницы. 22 мая 1894 г. еп. Кирилловский Арсений (Иващенко) возвел мон. Домнику в сан игумении. Храмы и святыни Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери Проект общины на месте рождения свт. Тихона с 3-престольной церковью на 650 чел., трапезной на 150 чел., «с помещением жилья… а также приемных и рукодельных зал» был составлен архитектором Мин-ва гос. имуществ и юстиции акад. А. А. Редковским († 1887) не позднее 1863 г., утвержден в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и Высочайше одобрен (Отчет Имп. АХ c 1 сент. 1863 г. по 4 нояб. 1864 г. СПб., 1865. С. 66). Главное каменное здание мон-ря строилось в 1865-1871 гг., в середине корпуса соорудили каменный 2-престольный 5-главый соборный храм с вызолоченными крестами и главкой над алтарем. Главный престол собора был освящен 1 окт. 1871 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение совершил митр. Исидор в сослужении еп. Старорусского Феоктиста (Попова), валдайского архим. Лаврентия, архимандритов боровичского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Виталия и Юрьева новгородского мон-ря архим. Иоакима. Юж. престол был освящен во имя свт. Тихона 2 окт. того же года еп. Феоктистом.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

III. Говорить, будто пресвятая Дева Мария не могла родить Сына Божия, совершенно безгрешного, если бы Ее собственное зачатие не было изъято от греха первородного, а в основание сего полагать то, что древо познается по своим плодам, значит отвергать бытие греха первородного. Ибо с признанием сего разглагольствия за истину необходимо нужно признать истинным и то, что зачатие праведных Иоакима и Анны, родителей пресвятой Девы, и дальнейших предков ее до первого человека долженствовало быть изъято от греха Адамова; потому что древо познается по своим плодам. Напротив, безгрешный Сын Божий мог родиться от Девы, зачатие которой не чуждо было греха первородного: ибо, чтобы родиться от нее безгрешно, Он предочистил Ее от греха сего чрез Духа Святого, и таким образом хотя принял плоть от древнего семени, но без древнего семени; а если бы Он искупил скверну греха в лучшей плоти особого качества, то есть во плоти негрешащей: то не сделал бы в таком случае ничего ни для своей цели, ни для своей славы 241 . Наконец, IV. Ревность о прославлении Той, которой величие сотвори Сильный и которую должны ублажать вси рода ( Лк. 1:49, 50 ), достойна всякой похвалы; но кто имеет ее, тот должен помнить слова св. Епифания: «будем остерегаться, чтобы, слишком возвышая славу преблагословенной Девы, не подать повода в какому-нибудь заблуждению или соблазну: ибо Она не есть Бог и дарована нам не для того, чтобы мы покланялись Ей, как Богу; она сама поклонялась так Рождшемуся от нее плотски, сошедшему же с неба из недр Отчих» 242 . Если же православная Церковь возглашает в праздник рождества Богородицы: «поем святое твое рождество, чтим и непорочное зачатие твое, невесто богозванная и дево» 243 ; то слово непорочное значит здесь бессеменное 244 , и потому относится не к самой пресвятой Деве, зачатой от семени мужа 245 , но к зачатию от нее Иисуса Христа, бывшему без семени, от Духа Свята 246 . § 123. Основания – из творений св. отцов и писателей Церкви Напрасно говорят латины, будто учение о зачатии пресвятой Девы Марии, не причастном греху первородному, постоянно содержала Церковь вселенская, и будто в творениях св. отцов и писателей Церкви нельзя указать ничего такого, что хотя сколько-нибудь опровергало его. § 124. Опровержение их

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

  Введение Вплоть до недавнего времени мало кому из историков православия была известна книга схимонаха о. Илариона «На горах Кавказа», 1 которая вызвала бурные богословские споры на Святой Горе Афон по теме «О единении с Богом через Его Имя в Иисусовой молитве», непрерывно продолжавшиеся в 1910–1913 годах среди шеститысячного русского афонского монашества. Следствием этих споров и дискуссий афонских иноков явилось движение «имяславцев», последователи которого не найдя поддержки у Российской высшей церковной иерархии, объявили еретиками всех не разделяющих их убеждения, называя их «имяборцами». Вселенские Константинопольские Патриархи, в чьей юрисдикции находилось афонское монашество, осудили учение; неодобрительную оценку имяславию дал Российский Святейший Синод. Сугубо полемические дебаты и дискуссии неожиданно переросли в конфликт значительной части русских афонских насельников Свято-Андреевского скита и Русского Свято-Пантелеймоновского монастыря со своими единоверными братьями, а затем с рядом российских иерархов, Министерством иностранных дел, Правительствующим Сенатом и Святейшим Синодом, Государственной Думой и другими учреждениями Российской Империи. Более того, конфликт вышел на международный уровень, включив в число противоборствующих сторон Вселенских Патриархов Иоакима III и Германа V, правительства Королевской Греции и Оттоманской Порты, а косвенным образом и правительства ряда европейских стран. Богословский спор вышел за рамки мирной дискуссии 9 января 1913 года, когда братия Св.-Андреевского скита сменила игумена Иеронима, не принимавшего нового учения, на о. Давида, приверженца имяславия. Обиженное меньшинство (70 монахов) обратилось к проэстосам греческого Ватопедского монастыря, которое оповестило о случившемся Российское посольство в г. Константинополе и попросило помощи греческих властей для разрешения возникшего конфликта. Пока МИД Российской Империи готовил ответные меры, греческие власти выслали роту солдат, занявших посты у Св.-Андреевского скита.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

В 1899 г. началась переписка К. с архиеп. Кентерберийским Фредериком (Темплом). В письме от 15 сент. 1899 г. патриарх выразил ему свое удовлетворение по поводу результатов визита Солсберийского епископа. Патриаршая типография в К-поле начала новое издание Свящ. Писания благодаря присланному из Великобритании оборудованию (Theodore Memorial Press). На греч. язык была переведена и издана в 1900 г. в Лондоне на 2 языках брошюра Солсберийского еп. Дж. (Вордсворта) «Некоторые положения учения Англиканской Церкви для сведения православных христиан Востока» ( Wordsworth J., Bishop of Salisbury. Some Points in the Teaching of the Church of England, set forth for the Information of Orthodox Christians of the East. L., 1900). Планировалось издание греч. перевода брошюры Кентерберийского архиеп. Ф. Темпла «Учение Англиканской Церкви». В Оксфордский ун-т был послан на обучение диак. Иерофей Текнопулос, выходец с Кипра, основатель ж. «Объединение Церквей»; предполагалось отправить в Великобританию для получения образования и др. представителей греч. духовенства. Во время переговоров и в ходе дальнейшей переписки глав Церквей постоянно подчеркивалось то обстоятельство, что англикане в отличие от католиков, а также от др. протестантов не занимаются прозелитизмом на Востоке, а ограничиваются лишь просветительской деятельностью. После восшествия К. на престол деятельность сторонников бывш. патриарха Иоакима III , желавших восстановить его на кафедре, не прекратилась. Отношения К. с митр. Германом (Кавакопулосом) Ираклийским, а затем Халкидонским (впосл. К-польский патриарх Герман V ) были официальными и даже холодными. Ближайшим советником патриарха был Деркский митр. Каллиник (Фотиадис), на должность вел. протосинкелла К. назначил свое доверенное лицо - иером. Хризостома (Калафатиса; впосл. сщмч. Хризостом , еп. Смирнский). После смерти в авг. 1899 г. Александрийского патриарха Софрония IV и смены состава Синода в 1900 г. К. оказался без достаточной поддержки. Поэтому 27 марта 1901 г. он был вынужден оставить Патриарший престол. Последние годы жизни К. провел в своем доме на о-ве Халки, где скончался 27 февр. 1914 г. Похоронен в расположенном на Халки мон-ре Св. Троицы.

http://pravenc.ru/text/2057024.html

В 1904 г. были произведены только две записи кандидатов архиерейства. В сентябре св. синод постановил внести в этот каталог Кирилла Иоанну, семь лет с успехом исполнявшего обязанности протосинкелла при Митилинской митрополии и в данное время состоявшего архиерейским епитропом при местном митрополите; о. Кирилл получил образование в богословской школе на острове Халки 8 . В ноябре того же года, но просьбе Ксанфского митрополита, в каталоге кандидатов архиерейства был внесен архиерейский епитроп в Кавалле и иерокирикс, пресвитер Спиридон Влахос 9 . В начале августа 1905 г., по предложению ( πро τσει) его святейшества, святейшего патриарха Иоакима III, был записан в том же кодексе дьякон Софроний Евстрадиади, закончивший свое пятилетнее образование в Вене 10 . В сентябре 1906 года в кодекс для избрания па архиерейство был записан, по синодальному решению, игумен монастыря Христа на о. Иринкино, архимандрит Герасим Феолопиди, состоявший раньше иерокириксом митрополии Снсания и Сиатисты 11 , а в декабре того же года в этот кодекс был внесен архимандрит Паисий Папаисиу, окончивший курс в Халкинской богословской школе 14 лет тому назад, состоявший потом преподавателем священнической школы в Кесарии, законоучителем школы в Невсехире и настоятелем в одном из приходов Константинопольской архиепископии, известный всем своей доброю жизнью и деятельностью, приличествующею клирикам 12 . К 1907 году относятся два акта занесения в архиерейский кодекс. В феврале был записан епитроп Филлипопольского митрополита и архимандрит местной митрополии Фотий Маниати, окончивший курс на богословском факультете Афонского университета и восполнивший свое образование в Германии, энергично защищавший интересы Церкви во время недавней борьбы с ее противниками в пределах Филипопольской епархии 13 . В мае был включен в каталог избираемых на архиерейство архимандрит Иоаким Мартиниан, питомец богословской школы на о. Халки, в течении восьми лет состоявший иерокириксом и преподавателем закона Божия в разных епархиях вселенского патриархата и около года исполнявший обязанности настоятеля храма Богоматери Каффатианской в Константинополе 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010