. Очень интересное выражение: «все крестились в Моисея» . Оно, конечно, не прямое, а прообразовательное.     «И все ели одну и ту же духовную пищу (так ап. Павел называет манну) , и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» . Тем самым апостол указывает на прообразовательное значение всех этих событий.   Там же, 10:11 — «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» . И еще одна цитата — Ин 6:31–35, 48–58. Посмотрите ее сами. Опорные стихи: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (49–50). Это опорные стихи. А в целом в этих отрывках объясняется весь смысл этих событий.     Вывод таков: манна была прообразом того духовного таинственного небесного хлеба, который Господь преподает всем истинно верующим для вечной жизни в Таинстве Евхаристии. ЛЕКЦИЯ 13 Дарование Синайского Закона. Дарование Синайского закона — одна из самых важных тем Ветхого Завета. Исторический опыт показал, что одного внутреннего закона недостаточно для совершенствования нравственности человека. Голос совести, как сознание внутреннего нравственного закона под влиянием греха, перестает достигать сердца человека, которое ожесточается и делается жестоким и несправедливым, и человек становится неспособным обуздывать свои страстей. Воля его постоянно ведет и толкает ко греху, и человек все более и более погружается в бездну греха.   «Для чего же закон?  — спрашивает апостол Павел, и отвечает, — он дан после по причине преступлений» (Гал. 3:19). Таким образом, мы можем сказать, что закон был дан вследствие увеличения греха. И в Израиле голос внутреннего закона человеческого заглушался воплем человеческих страстей, поэтому Господь исправляет народ и к закону внутреннему добавляет закон внешний, который мы называем положительным, или откровенным.   Синайский закон должен был дисциплинировать жизнь еврейского народа и побуждать его жить согласно предписаниям Божией воли, делаться праведным и святым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Словно бы не замечая противоречия своих слов с Мф.26:26–28 , Ин.6:35, 48–58 и всей христианской сотериологией (которая представляет собой центральное звено догматики, в том числе, разумеется, и учения о Церкви 173 ), понтифик далее развивает свое учение о всевластии Римской Церкви. Еще одно бросающееся в глаза противоречие – между частичностью и всеобщностью Римской Церкви – будет развиваться понтификом и далее, но это не мешает ему напрямую сравнить Римскую Церковь , исходя из полноты ее власти над остальными Церквами, с Богом: «В соответствии с этим значением наименования («всеобщий». – Д. М.) Римская Церковь и именуется до такой степени всеобщей, потому что благодаря присущему ей превосходству в достоинстве (privilegio dignitatis) 174 лишь она одна – единственная в своем роде (singularis) – явлена остальным Церквам в качестве образца (caeteris est praelata). Так и Бог называется всеобщим (universalis) Владыкой – не потому, что Он уже якобы подразделен на виды, предельно раздробленные (species specialissimas) или даже подчиненные друг другу, но поскольку под Его господством содержатся всяческая (universa... continentur)» 175 . Итак, Римская Церковь – это особая, высшая часть Церкви, которая содержит в себе целое – т. е. все Церкви вообще, а по полноте своей власти непосредственно приближается к Богу и являет собой Его ближайший образ. Она же – общая (родовая) Церковь , включающая в себя частные (т. е. все остальные Церкви), которые тем самым опасно приближаются в богословии Иннокентия III к запрещенному в триадологии (но оживающему в византийской антилатинской полемике XII–XIII вв.) понятию частных сущностей 176 . Рассмотрим до конца вышеприведенное рассуждение понтифика: «Итак, есть одна родовая (всеобъемлющая, generalis) Церковь , о которой Истина возвестила Петру [цитируется Мф.16:18 . – Д. М.]... И много суть частных Церквей (particulares Ecclesiae)... Одна состоит из всех, как общая – из частных. И одна превосходит всех – с тем, чтобы едино было Тело Церкви, о чем говорит апостол: »...мы... составляем одно тело во Христе...» ( Рим.12:5 ; ср.: 1Кор.12:12 ). Она же как глава возвышается над остальными членами» 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Указание на семь столпов дома сделано, чтобы священным числом указать на величие и непоколебимость Дома, Который создала Себе Премудрость. Протоиерей Булгаков, не отвергая принятого Церковью толкования, что под домом разумеется Богородица, все же делает отсюда вывод, что под Премудростью здесь нельзя разуметь Христа, так как Слово Божие не создавало Себе Матерь. Однако ясно всякому, что воплощение Сына Божия совершилось не без участия Его Самого. Нельзя говорить, что Избранница Божия была уготована только наитием Святого Духа и благоволением Отца, ибо архангел Гавриил благовестил так: «Дýх Святый нáйдет на Тя, и сила Вышняго осенитъ Тя» ( Лк. 1:35 ). Мария стала Матерью Божией, когда на Нее не только низошел Дух Святой, но и осенила Сила Вышнего, каковое имя в Священном Писании ( 1Кор. 1:24 ) и святительских творениях дается Второй Ипостаси, Сыну и Слову Божию. Таким образом, вполне уместно говорить, что Сын Божий создал Себе Дом, и это прямо выражено в канонах Великого Четвертка и ему соответствующих в предпразднества Рождества и Богоявления 56 . Этим нисколько не отрицается участие остальных Лиц в деле боговоплощения, как и вообще всегда говоря о действии Одного из Лиц Святой Троицы, мы признаем и участие остальных 57 . Сын Божий также утвердил столпы Своего Дома, то есть добродетели и непоколебимость Своей Матери, не только подавая Ей Свою божественную помощь, но и поучая Ее Своим словом и личными примером во время Своей земной жизни. Дальнейшие слова книги Притчей тоже прямо указывают на Христа: «Закла своя жертвенная» (ср.: Евр. 9:26 ) и раствори в чаше своей вино и уготова свою трапезу. Посла своя рабы созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголюши: «Иже есть безумен, да уклонится ко мне; и требующим ума рече: «Приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворил вам. Оставите безумие и живи будете, да во веки воцаритеся, и взыщите разума, да поживете и исправите разум в ведении» (гл. 9, 1–6). Это Христос ведь принес жертву – Себя Самого – послал Своих апостолов проповедовать Евангелие всем не ведающим истины и призывает всех вкусить Его Тела и пить Его Кровь, обещая достойно ядущим сей хлеб и пиющим сию чашу небесное царство и вечную жизнь ( Евр. 8–9 ; Мф. 28:19 ; Мк. 16:15 ; Мф. 26:26–28 ; Мк. 14:24–25 ; Лк. 22:19–20 ; Ин. 6:27–58 ; 1Кор. 11:24–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Очень часто термин «иудеи» в четвертом Евангелии синонимичен термину «фарисеи»: пришедший к Иисусу ночью Никодим обозначен как человек из фарисеев (νθρωπος κ τν Φαρισαων), начальник Иудейский (ρχων τν ουδαων – буквально: «начальник иудеев») ( Ин.3:1 ). Священники и левиты, посланные иудеями к Иоанну Крестителю, были из фарисеев ( Ин.1:24 ). Ученики Иоанновы спорили с иудеями об очищении ( Ин.3:25 ). Иудеи говорили бывшему расслабленному: Сегодня суббота; не должно тебе брать постели ( Ин.5:10 ). Иудеи роптали на Иисуса и говорили: Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? ( Ин.6:41–42 ). Иудеи искали Его на празднике и говорили: где Он? ( Ин.7:11 ). Иудеи, услышав слова Иисуса, дивились: Как Он знает Писания, не учившись? ( Ин.7:15 ). Иудеи говорили: Куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? ( Ин.7:35 ). Иудеи спрашивали: Неужели Он убьет Сам Себя? ( Ин.8:22 ). Иудеи обвиняли Иисуса в том, что Он самарянин и в Нем бес ( Ин.8:48, 52 ). Иудеи допрашивали исцеленного от слепоты ( Ин.9:18–34 ), как ранее они же допрашивали исцеленного от расслабления. Иудеи хватали в руки камни, чтобы побить Иисуса ( Ин.10:31 ). Иудеи искали убить Его ( Ин.5:16 ; Ин.7:1 ). Во всех этих и многих других эпизодах отчетливо просматривается конкретная, по-видимому, небольшая, группа лиц, объединенная условным наименованием «иудеи», но представляющая собой не весь иудейский народ, а только его религиозно-политическую верхушку. Эта группа лиц озабочена буквальным соблюдением закона Моисеева, в частности заповеди субботнего покоя ( Ин.5:16 ); видит в Иисусе Человека, который возомнил о Себе слишком много, ставя Себя выше Авраама ( Ин.8:58 ), делая Себя равным Богу ( Ин.5:18; 10:33 ). Иногда «иудеи» прямо противопоставляются «народу»: И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем, никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев ( Ин.7:12–13 ). В данном случае «народ» – это жители Иерусалима и окрестностей, иудеи по вероисповеданию и этническому происхождению. Однако термин «иудеи» зарезервирован для группы лиц, которой народ «боялся». Почему боялся? Потому что в ее руках была сосредоточена власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иисус провозглашал Себя Яхве. Он молился: «и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17:5 ). Но в Ветхом Завете Яхве сказал: «не дам славы Моей иному» ( Ис. 42:8 ). Иисус также провозглашает: «Я есмь первый и последний» ( Отк. 1:17 ) – именно это говорит Господь Бог в Ис. 42:8 . Иисус сказал: «Я есмь пастырь добрый», а в Ветхом Завете сказано: «Господь – пастырь мой» ( Пс. 22:1 ). Кроме того, Иисус провозглашает, что будет судить всех людей ( Мф. 25:31 и далее; Ин. 5:27 и далее), однако Иоиль приводит слова Господа: «ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отвсюду» ( Иоиль 3:12 ). Точно так же, Иисус сравнивает Себя с «женихом» ( Мф. 25:1 ), а в Ветхом Завете такое сравнение относится к Яхве ( Ис. 62:5 ; Ос. 2:16 ). Тогда как псалмопевец восклицает: «Господь – свет мой» ( Пс. 26:1 ), Иисус говорит: «Я свет миру» ( Ин. 8:12 ). Самое, возможно, сильное утверждение Иисуса о том, что Он – Яхве, мы находим в Ин. 8:58 , где Он говорит: «прежде нежели был Авраам, Я есмь». Это утверждение подразумевает не только существование до Авраама, но и равенство с «Я ЕСМЬ» из Исх. 3:14 . Присутствовавшие при этом иудеи ясно поняли, о чём идёт речь, и взяли каменья, чтобы побить Иисуса за богохульство (ср. Ин. 8:59 с Ин. 10:31–33 ). Такие же утверждения высказываются в Мк. 14:62 и Ин. 18:5–6 и «это Иисус провозглашал Себя равным Богу. Иисус и другими способами провозглашал Себя равным Богу. Один из них – осуществление того, что является прерогативой Бога. Иисус сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мк. 2:5–11 ). Книжники тут же задали справедливый вопрос: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Тогда, чтобы показать, что Его слова не были пустой похвальбой, Иисус исцелил этого человека, дав прямое доказательство того, что сказанное о прощении грехов тоже есть истина. Ещё одна прерогатива, осуществляемая Иисусом, связана с властью воскрешать и судить мёртвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут [...] и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5:25, 29 ). Он не оставил возможности сомневаться, о чём идёт речь, когда сказал: «Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин. 5:21 ). Но ведь Ветхий Завет ясно учит, что только Бог даёт жизнь (Вт. 32:39; 1Цар. 2:6 ), только Он воскрешает мёртвых ( Пс. 2:7 ), и только Он может судить (Вт. 32:35–36; Иоиль 3:12 ). Иисус открыто принимает властные прерогативы, которые по праву принадлежат только Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

195 Деян 5,34 сл.; 15,5; ср. Деян. 21:20 , где, по-видимому, тоже говорится о христианах из фарисеев. Эпизоды в Деян. 5:34-39; 23,6-9 показывают, что в апостольскую эпоху фарисеи относились к христианам вполне терпимо. Легенду о Гамалииле как христианине см. в “Житиях святых” (Кн.5. М., 1904, с.172). 196 Берахот, 6b. 197 Ин 3,1-10 . 198 Впоследствии Никодим принял участие в погребении Иисуса ( Ин. 19:39 ). В Талмуде (Санхедрин, 43а) среди последователей Иисуса назван некто Ники, или Накай. Вероятно, это имя есть сокращение от Никдимон (Никодим). 199 Мф 27,57 ; Мк. 15:43,45 ; Лк. 23:50 ; Ин. 12:42; 19,38 . 200 Мф 15,13-14 ; Лк. 6:39 . 201 2Ин. 10:41. 202 3Ин. 3:22-30. 203 Славянская версия “Иудейской войны” Флавия, II, 7,14–15. 204 Флавий И. Арх. XVIII, 5,2. 205 Ин 4,1 . 206 Мф 21,21-22 ; Мк. 11:22-23 . 207 Мф 9,23 ; ср.: Ин. 14:12 ; Быт. 1:26 ; Пс 8 . 208 Лк 11,20 . 209 Мк 16,17-18 210 Лк 5,3-11 . Эти скопления рыб объясняются тем, что со дна озера поднимается газ и оттесняет их к поверхности. 211 Мф 8,23-27 ; Мк. 4:35-41 ; Лк. 8:22-25 . 212 Лк 13,16 . 213 Мф 17,14-17 ; Мк. 9:14-29 ; Лк. 9:37-42 ; Ин. 14:12 . 214 Ин 5,14 . 215 В рассказах Мф. 13:54-58 и Мк. 6:1-6 говорится только о том, что назаряне не поверили Иисусу; Лк же (4,16–30) сообщает об их покушении на Его жизнь. Кроме того, Мф и Мк относят посещение Назарета к середине общественной деятельности Христа, а Лк – к началу. Экзегеты по-разному оценивают это расхождение. Автор данной книги исходит из возможности двух посещений Назарета. Причем вероятнее, что наиболее враждебной была вторая встреча, когда Иисус стал уже повсеместно гонимым. 216 Мк 7,33 ; Ин. 9:6-7 . 217 Мк 2,1-12 . 218 Мк 7,34 . 219 Мф 9,20-22 ; Мк. 5:25-34 ; Лк. 8:43-48 . 220 Четко определить границу, отделяющую обычное душевное заболевание от демонической одержимости, трудно. Однако, когда думают, что все исцеленные Христом “бесноватые” были просто душевнобольными, упускают из вида, что суть большинства психических патологий во многом остается загадкой. В них чаще всего обнаруживается гипертрофия греха (самолюбия, гордыни, замкнутости на себе) и излечение тесно связано с духовной и нравственной жизнью больного, как отмечал изобретатель инсулинового лечения Дж.Фергюсон. Важно помнить также, что в Евангелии всякий недуг рассматривался как проявление разрушительных сил мироздания (см.: Лк. 13:11-16 ).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/4

Божество Иисуса Христа, доказываемое Его личностью, подкрепляется собственным Его свидетельством о себе, как Боге. Так, называя Бога своим Отцом, только Ему одному принадлежащим ( Ин. 5:18 ; Мф. 16:16–17; 28:18 и проч.), Спаситель, вместе с тем, усвоял себе имя Сына Божия ( Ин. 3:16–18, 35 ; Мф. 21:37 и друг.), усвоял его в особенном, метафизическом смысле, (не в смысле нравственного усыновления, а в смысле сыновства по рождению, по существу), как исключительную принадлежность, как собственное имя; Он усвоял себе, также, равенство с Богом Отцом по праву и власти ( Ин. 5:16–26 ); на суде Пилата Спаситель торжественно и публично назвал себя Божеским именем ( Мф. 26:63–64 ), и в доказательство своего Божества указал на имеющее быть вознесение на небо ( Мк. 14:62 ; Мф. 26:63 ), относил, к себе пророчество Исаии, где говорится, что Сам Бог придет спасти Свой народ ( Мф. 18:11 ); наконец, Он усвоял себе Божественные свойства, например, присвоял Себе власть отпускать грехи ( Мк. 2:7 ), называл Себя всемогущим владыкой всего сотворенного ( Мф. 25:31; 28:18 ), существовавшим прежде сотворения мира ( Ин. 8:58 ), дающим вечную жизнь ( Ин. 10:29 ), пребывающим, в одно и то же время, на небе и на земле ( Ин. 5:21, 25 ), всемирным законодателем и царем ( Мф. 11:27–30 ; Ин. 8:36 ), всеведущим Судьей мира ( Ин. 5:22 ) 175 и говорил о Своем будущем торжественном и славном явлении на землю для суда над всеми людьми ( Мф. 24:30 ). Это свидетельство Спасителя о Своем Божестве имеет весьма важное значение в аргументации Божества Его 176 . Не доверять свидетельству Иисуса Христа, как ложному, положительно нет никаких оснований. Ложь могут говорить или намеренные обманщики, или же самообольщенные энтузиасты – фантазеры 177 . Но против возможности намеренного обмана в Иисусе Христе говорит Его высочайший нравственный характер 178 ; против же предположения о самообольщении говорят необыкновенная обдуманность и необыкновенно ясное, светлое и спокойно-невозмутимое сознание, ни на одну минуту не покидавшие Христа, необыкновенная проницательность ума, спокойствие в действиях, деятельность без всякой торопливости и опрометчивости, согласие слова с делом и удивительная предусмотрительность, – все это черты совершенно противоположные мечтательности. Тем более, Христа Спасителя невозможно считать фанатиком, каков был, например, Магомет; фанатики никогда не могут так спокойно терпеть пред своими врагами, молчать и прощать обиды, как все это делал Господь, отличавшийся полнейшим бесстрастием и смирением. – Проповедуя о своем Божестве, Спаситель ясно определил свое отношение к прежним божественным посланникам – пророкам, назвав их слугами Божиими, Себя же Самого – единым возлюбленным Сыном Бога Отца ( Мф. 21:35–37 ; Мк. 12:1–6 ), несравненно большим и высшим всех пророков и мудрецов ( Мф. 12:41–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» ( Ин.9:35–38 ). Тут Спаситель явственно ставит веру в Себя рядом с верой в Бога. Мы позволим себе прибавить, что Христос никогда не уклонялся от принятия молитвенного почитания. Величайшие святые с ужасом отклоняли его от себя, как, например, Павел и Варнава в Листре, а также ангел у Даниила и в Апокалипсисе. Христос же, по свидетельству Евангелия, принимает не раз это поклонение и одобряет его. Он даже торжественно высказывает, что имеет право на такое же почитание, как Бог Отец: «Чтобы все чтили Сына, как чтут Отца», – прибавляет Он. В ответ на это Толстой и его единомышленники говорят: «Всякий, читавший Евангелие, знает, что Христос или ничего, или очень сомнительно говорит о том, что Он есть Сын Бога Отца» 6 . Это неправда, ошибка, заблуждение. В Евангелии есть положительные, вполне ясные и определённые свидетельства Божественности Христа. Из Евангелия видно, что Христос приписывал Себе существеннейшие свойства Божества. Так, Он приписывает Себе вечность, говоря иудеям: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ). И ещё говорит о Себе «от начала Сущий» ( Ин.8:25 ). Пред смертью Он говорит Отцу: «Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ). Далее, Христос приписывает Себе всемогущество, когда говорит: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ). И в другом месте: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин.5:19 ). Даже власть воскрешать мёртвых, это высшее проявление всемогущества, Он имеет вместе с Отцом: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ). Затем, Христос приписывает Себе всё то, что принадлежит одному только Богу, как-то: власть прощать грехи, давать вечную жизнь, жить в душе праведника. Всё это признаёт за Собой Христос. От собственной полноты власти, безо всякой просьбы, Он отпускает грехи расслабленному и Марии Магдалине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Будучи образцом совершенного «смирения», Господь Иисус Христос в Своем Евангелии спасения возвестил учение о смирении как спасительной Богочеловеческой силе. Человеческий дух не в состоянии даже себе представить, какой и сколь великий подвиг личного смирения, личного уничижения подъял Единородный Сын Божий и Бог, воплотившись, сделавшись человеком и подвергнув себя крестной смерти (см. Флп.2:5–8 ). Вся жизнь Спасителя на земле знаменует собой и на самом деле есть невиданное смирение. Разве не есть это невиданное дотоле смирение, если Он, всемогущий Бог, ради нас подъемлет людские немощи (см. Мф.4:2, 21:18 ; Мк.11:12 ; Лк.4:2 ; Ин.4:6, 7, 11:35 ; Евр.5:7 ), терпит искушения (см. Мф.4:1 ; Мк.1:13 , Лк.4:2 ; Евр.2:18, 4:15 ), бедствует (см. Мф.8:20 ; Лк.8:3, 9:58 ; 2Кор.8:9 ), становится для людей рабом (см. Мф.20:28 ; Мк.10:45 ; Лк.22:27 ; Флп.2:7 ), омывает ноги ученикам (см. Ин.13:4–14 ), позволяет Себя оскорблять (см. Мф.9:34 ; Мк.15:18–20 ; Лк.23:35 ; Ин.7:12, 8:48, 50, 10:20 ), оплевывать (см. Мф.26:67 ; Мк.15:19 ), бить (см. Мф.26:67 ; Мк.15:19 ; Лк.22:63 ) и предать смерти (см. Мф.27:35, 50 ; Мк.15:25, 37 ; Лк.23:33, 46 )? Как воплотившееся смирение и олицетворившееся все-смирение Спаситель справедливо говорит о Себе, что Он «смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). И вся жизнь Спасителя на земле протекла во всесовершенном смирении, о котором пророчествовали пророки и на которое взирали Его современники (см. Ис.42:3–4 ; Мф.12:19–20 ). Так как Своей Пресвятой Личностью и Своей безгрешной жизнью Спаситель явил образец и пример Богочеловеческого смирения, то и от Своих последователей требует Он такого же смирения, потому что оно есть источник силы, спасающей людей от мятежа греха и вводящей их в отдохновение святости: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). «Вы называете Меня Учителем и Господом», – говорит Спаситель ученикам Своим, – «и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Такое усвоение Сыну человеческому того, что свойственно Сыну Божию, является несомненным и непререкаемым после ипостасного соединения человеческого естества с Божеским, совершившегося в самом вочеловечении Единородного Сына Божия. Примечательно наставление, какое Иисус Христос сказал слепорождённому по исцелении его и после допроса, сделанного ему в сонмище фарисейском: Услыша Иисус, яко изгнаша его вон; и обрет его, рече ему: ты веруеши ли в Сына Божия? Отвеща он, и рече: и кто есть, Господи, да верую в Него? Рече же ему Иисус: и видел еси Его, и глаголяй с тобою, той есть. Он же рече: верую, Господи: и поклонися Ему ( Ин.9:35–38 ). Легко видеть, как здесь Христос, видимый и глаголющий, не отделяет Себя от Сына Божия невидимого, но в самом видимом Сыне человеческом указует вере невидимого Сына Божия. 3 . Приближаясь к страданиям, Он говорил в молитве к Отцу: И ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе самого славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть ( Ин.17:5 , Слич. Ин.17:6–8 ). Говорил сие Вечный, а Вечный, без сомнения, есть Лицо Божеское и имеет вечную славу. Если же Он молится о прославлении, то не иначе, как по воспринятому Им человеческому естеству. Но и сие прославление испрашивается тем же Лицом вечного Сына Божия и относится к одному и тому же Лицу. Следствие сколько очевидное, столько же и необходимое: с Божеским естеством нераздельно пребывает человеческое естество в одном Лице Христа Богочеловека. 4 . То же заключение следует и из тех слов Иисуса Христа, которыми Он свидетельствовал пред народом иудейским о Своём предвечном бытии до воплощения: аминь, аминь глаголю вам, прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь ( Ин.8:58 , слич. ст. Ин.8:12–59 ; Подоб. Ин.10:11–18 ). Св. Кирилл Александрийский , приводя слова Иисуса Христа: вся Мне предана суть Отцем Моим: и никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Мф.11:27 ), говорит: Если никтоже знает Сына, токмо Отец; то как же отвергают некоторые свидетельство о Нём Отца? А Отец указал собственного Сына Своего на Иордан, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ( Мф.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010