Суббота находится в средине неизменного Закона ( Исх. 20:1–17 , Мф. 5:17–19 ); 5) Суббота есть знамение между Господом и народом Его, дабы знал народ сей, что Он есть Бог, Бог Творец ( Исх. 31:17 ); 6) Господь обещает тем, которые свято хранят Его субботу, великую благодать ( Исх. 58:13–14 ); 7) Гнев Божий постиг Израиля за то, что он осквернил субботу ( Неем. 13:15–18 ); 8) Соблюдали бы субботу, и Иерусалим не был бы разрушен ( Иер. 17:24–25 ); 9) Иисус Христос блюл субботу ( Мк. 1:21 ; Ин. 15:10 ); 10) Он именовал себя „Господином субботы” ( Мк. 2, 28 ); 11) Обычаем Его было – ходить по субботам в синагогу и там учить ( Лук. 4:16–31 ); 12) „Ученики Его” в субботу оставались в покое после распятия Господа Иисуса Христа ( Лк. 23:56 ); 13) Св. Апостолы Матфей, Марк и Лука, писавши после распятия Господа и Его воскресения, упоминают о субботе, как хорошо им ведомом Законе, бывшем тогда ещё в силе ( Мф. 24:29 ; Мф. 28:1 ; Мк. 16:1 ; Лк. 23:56 ); 14) Суббота будет святиться даже на новой земле ( Исх. 66:22–23 ) 230 . Итак, несмотря на столь ясные свидетельства Св. Писания в пользу празднования субботы, сектанты, однако, не празднуют её. Они празднуют воскресный день, „на что не имеют никаких прямых указаний в Библии ” 231 . Правда, православные христиане, тоже не празднуют субботы, но своё празднование воскресного дня они основывают на Св. Предании” 232 , которое для нас есть такой же источник вероучения, как и Св. Писание. На чём же тогда основывают празднование воскресного дня сектанты, если Библия говорит только: „помни день субботний”? Конечно, на том, на чём основываем и мы, т. е. на Св. Предании. Это так понятно, что и не нуждается в дальнейшем рассуждении. Отсюда вывод такой: сектанты отрицают Св. Предание, как источник веры, однако пользуются им. Возьмём ещё один пример. Сектанты, как известно, признают тот канон новозаветных книг, какой признаём и мы, православные. Но ведь он возник не сразу, не в одно определённое время, а в течение первых трёх веков христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Когда он услышал о том, что родился Царь Иудейский, то решил, что новорожденного могут использовать для того, чтобы отнять у него власть. Ирод и книжники Фрагмент иконы «Рождество Христово». Середина XVII в. Ярославский художественный музей Ирод решил узнать, кто этот новый «претендент на престол». Он позвал к себе священников и книжников – тех, кто хорошо знал Ветхий Завет – и спросил их о том, где должно родиться Мессии – Христу. Ему ответили, что в Вифлееме. Ирод позвал волхвов, выведал у них время появления звезды и отправил их в Вифлеем узнать все подробности о рождении Младенца, дабы царь Иудеи тоже мог пойти и поклониться Ему. Естественно, это был обман: на самом деле Ирод хотел с помощью волхвов найти Новорожденного и предать Его смерти. Ничего не подозревающие волхвы отправились в Вифлеем. Они снова увидели звезду, которая начала двигаться по небу, указывая им путь. " И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» ( Мф.2:9 ). Волхвы вошли в дом и узрели Младенца с Матерью Его. Они поклонились Иисусу и преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну (благовонное масло). Поклонение трех восточных царей 1156 г. Мозаика собора Сан-Марко. Венеция, Италия В подарках этих видят символическое значение: золото Христу принесли, как Царю – в качестве подати, ладан – как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении, а смирну – как Человеку, который смертен (в те времена умерших помазывали маслами со смирной). То есть эти дары указывают на царское, божественное и человеческое служение Иисуса. Кроме того, смирна понимается как символ предстоящей жертвенной смерти Спасителя ( Мк.15:23 ; Ин.19:39 ). Поклонившись Младенцу, волхвы уже хотели вернуться к Ироду в Иерусалим, но во сне им явился Ангел, который открыл коварные планы царя Иудеи и повелел вернуться на родину, минуя Иерусалим. Такое же повеление получил во сне и Иосиф: «Когда волхвы отошли, – вот, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Большинство живописцев усиливали эмоциональное напряжения, стремясь всеми доступными средствами изолировать Иуду. Он оказывался либо на другой стороне стола в «гордом одиночестве», либо примостившимся поближе к выходу или уходящим с Вечери. На картине Эль Греко (1696, Национальная Пинакотека, Болонья) Иуда расположился в непосредственной близости от зрителя (что явно можно рассматривать, как намек известного содержания) и своими черными одеждами резко выделяется из общей красно-охристой цветовой гаммы (аналогичным образом фигура Иуды может быть расположена и на русских иконах XVII века). В африканской живописи середины прошлого века (т.е. в разгар крушения колониальной системы) Иуда нередко оказывался единственным белым среди темнокожих участников действа (к коим относился и Спаситель). Кульминационное произведение в этом направлении – конечно же, роспись Леонардо да Винчи в трапезной миланского монастыря Санта Мария дела Грациа (1494-1497). Его апостолы, поделенные на четыре группы, активно жестикулируют, обсуждая друг с другом слова Иисуса. И даже Иоанн, который согласно его собственному Евангелию, должен был положить голову на грудь Иисуса, вовлечен в общую «дискуссию» – он слегка отодвинулся от Учителя и слушает наклонившегося к нему Петра. Возможно, имелся в виду момент, когда Петр «сделал знак, чтобы спросить, кто это, о котором говорит» (Ин. 13:24). Динамика поведения апостолов резко контрастирует с абсолютным спокойствием Иисуса. Его фигура в центре композиции строго симметрична, поскольку в области Его переносицы расположена точка схода в линейной перспективе пространства горницы. Леонардо словно «выстраивает» Его фигуру подобно тому, как архитектор выстраивает линии на чертеже своего будущего здания. Через это он подчеркивает в личности Иисуса другую, Божественную природу, выводящую Его в иное измерение, недоступное сидящим рядом апостолам. А в Его лице одновременно читаются и скорбь, и глубочайший покой, смиренное принятие Своей участи. Контраст между статичностью и композиционным равновесием фигуры Иисуса и динамикой поведения апостолов усиливает психологическую остроту ситуации. Вероятно, Леонардо опирался на описание Евангелия от Луки, где говорится, что апостолы «начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает» (Лк. 22, 23. В то время как другие синоптики утверждают, что они начали спрашивать об этом Иисуса). В результате они так погрузились в общение друг с другом, что уже сейчас, находясь еще рядом с любимым Учителем, психологически оставили Его одного. Другой, не менее интересный момент – это расположение фигуры Иуды вопреки всем традициям, по которым он должен был быть изолирован от всех.

http://pravmir.ru/kartiny-i-freski-tajna...

Мозаика церкви Сан Аполинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его». (Ин. 19:1) Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV — начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам». (Ин. 19: 2-3) Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник «Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». (Ин. 19: 4-7) Рембрандт Харменс ван Рейн. Христос перед народом. Середина XVII в. ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». (Мф. 27: 31-32) Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса». (Ин.:19:17-18) Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV — начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там. И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую». (Мф. 27: 35-38) Икона. IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». (Ин. 19: 23-25)

http://pravmir.ru/strasti-hristovyi-na-i...

Упразднитеся умом своим от всего суетного, и уразумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс.45:11 ). Аз есмь Господь, возвещаяй истину; не рекох: суетного взыщите, но – обратитеся ко Мне умом и сердцем, и спасетеся ( Ис.45:19, 22 ). Приидите ко Мне, и Аз упокою Вас; возьмите иго Мое на себя ( Мф.11:28 ), и ходите во всех путех Моих, в нихже повелех вам, да благо будет вам ( Иер.7:23 ). Избранные Мои не имут трудитися вотще; будут в покоищи вси, иже взыскаша Мене ( Ис.65:23, 10 ). Неправеднии же возволнуются и почити не возмогут ( Ис.57:20 ), – все, которые ходят в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божией ( Еф.4:18 ). Вы же спасайтеся от рода сего развращенного ( Деян.2:40 ); не сообразуйтеся веку сему, по преобразуйтеся обновлением ума вашего ( Рим.13:2 ), и ходите, дондеже свет имате, да тьма вас не имет ( Ин.12:36 ). А то наступит область темная ( Лк.22:53 ), исполненная неверия слову истины, и тогда всем сердцем, умом и помышлением обратитесь к попечению века сего, поработаете не Богу, но во зле лежащему миру (см. 1Ин.5:19 ). Берегитесь же, ибо дни века сего лукавы суть ( Еф.5:16 ); идите путем Господних повелений, идите, дондеже свет имате. Пришедший призвать из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет.2:9 ) не напрасно говорит: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете, ибо всех сих языцы ищут ( Мф.6:25, 32 ). Видите, – говорит пророк, – яко вси ослепоша, не разумеша смыслити; вси путемы своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство ( Ис.56:10, 11 ). Ибо возлюбиша человецы паче тьму, неже свет ( Ин.3:19 ); и за то им мрак темный во веки блюдется ( 2Пет.2:17 ). Не без причины же Давид умолял Господа: отврати очи мои, еже не видети суеты; преклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти ( Пс.118:37, 36 ). Ибо суета мира сего, подобно дыму, повреждает зрение душ наших. И блажен, кто может сказать, как Павел: все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и с Ним достигнуть воскресения из мертвых ( Фил.3:8, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

23. Авва Пимен сказывал, что если брат приходил к авве Иоанну Колову, то он преподавал ему любовь, о которой говорит Апостол: любы долготерпит, милосердствует ( 1Кор. 13:4 ). 24. Опять говорил: больше сей любви никому нельзя обрести, да кто душу свою положит за ближнего своего ( Ин. 15:13 ), ибо если кто услышит слово оскорбительное и, имея сам сказать подобное, подвизается не сказать, или если, будучи олюбоимствован, перенесет то и не воздаст тем же, то таковой полагает душу свою за ближнего. 25. Брат спросил авву Пимена: я нашел место, в коем есть всякое утешение для братий. Хочешь, чтоб я поселился там? Старец ответил: пребудь там, где будешь не вреден ты для брата своего. 26. Брат спросил авву Пимена: если у брата будет несколько моих денег, хочешь, чтоб я спросил его? Старец ответил: спроси его однажды. Брат сказал: что же мне делать, ибо я не преодолею помысла своего? Старец говорит ему: оставь помысл свой волноваться, только не оскорби брата своего. 27. Говорили об авве Пимене: когда жил он в Ските с двумя братиями своими и меньший огорчал их, сказал он другому брату: расстраивает нас меньший брат; уйдем отсюда. И, выйдя, оставили его. Тот, заметив, что их долго нет, вышел и, увидев их уже на далеком расстоянии, начал бежать вслед за ними с криком. Авва Пимен сказал: подождем брата, ибо он утомится. Догнав их, брат положил метание, говоря: куда вы идете и оставляете меня одного? Старец сказал ему: ты смущаешь нас, потому мы и удаляемся. Он ответил: правда, правда, но куда хотите, пойдем вместе! Старец, видя незлобие его, говорит другому брату: возвратимся, брат, ибо он ненамеренно сие творит, но диавол делает ему то. И, возвратившись, пришли в свое место. 28. Случилось некогда авве Памво идти с братиями в пределах Египта. Увидев сидевших мирян, он сказал им: встаньте, приветствуйте монахов, чтоб благословиться, ибо они часто беседуют к Богу и уста их святы. 29. Говорили об авве Пафнутии, что он не пил вина. Некогда, идя путем, нашел он на шайку разбойников. Они пили вино. Атаман их знал его и знал, что он не пьет вина, но видя, что он сильно утомлен, наполнил чашу вином и с мечем в руке сказал ему: если не выпьешь, убью тебя. Старец, видя, что он хочет исполнить заповедь Божию, и желая его приобресть, взял и выпил. Тогда атаман поклонился ему и сказал: прости мне, авва, что я оскорбил тебя. Старец ответил: верую Богу, что за чашу сию Он сотворит с тобою милость и в нынешнем веке и в будущем. Атаман сказал: и я верую Богу, что отныне не сотворю никому зла. Таким образом, старец приобрел всю шайку, оставив волю свою ради Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

4–6 XII. 20–22 XII. 23–36 XII. 37–43 Главы XIII-XVII XIII. 1–3 XIII. 4–11 XIII. 12–20 XIII. 21–30 Проблема Иуды XIII. 30b XIII. 31 – XVI. 33 Построение беседы XIII. 31–38 Гл. XIV. 1 XIV. 2–3 XIV. 15–17 XIV. 26 Возвращение Христа в Духе XIV. 27–31 XV. 1-XVI. 4 XV. 1–8 XV. 9–17 XV. 17-XVI. 4 XV. 26–27 XVI. 5–33 XVI. 7–15 XVI. 16–22 XVI. 23–28 XVI. 29–33 Гл. XVII. Первосвященническая молитва XVII. 1–3 XVII. 4–10 XVII. 11–19 XVII. 17–19 XVII. 20–23 XVII. 24–26 Главы XVIII. I -XX. 18 XVIII. 1 XVIII. 1-ХХ. 18 в контексте Евангелия XVIII. 1–11 XVIII. 12–28 XVIII. 29-XIX. 16a XIX. 1–5 XIX. 6– 16а XIX. 19–22 XIX. 23–27 XIX. 28–30 XIX. 31–37 XIX. 38–42 XX. 1–10 XX. 11–18 XX. 19–23 Возвращение Христа во Святом Духе Эон Церкви Ин, ХХ и Деян. II XX. 24–29 XX. 30–31 Глава XXI Гл. XXI. Критическая проблема Гл. XXI как эпилог Ее деление XXI. 1–14. История и символ Толкование явления Толкование экклезиологическое Толкование евхаристическое Толкование эсхатологическое Проблема апостола Петра Апостол Петр в Ин Диалог XXI. 15–20 XXI. 15 XXI. 16 XXI. 17 Оценка вопросов Петр – пастырь Примат Петра XXI. 20–25 Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом Только ли символ? ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ТЕКСТ)     Свящ. Франсуа Руло. Епископ Кассиан Безобразов как экзегет Иоанновских писаний Сегодня издание нового толкования на Евангелие от Иоанна не нуждается в каком-то особом оправдании: каждое поколение христиан должно для себя и по-своему прочитать духовное Евангелие. Однако может возникнуть вопрос: почему мы избрали толкование, которое в. основном было составлено между 1958 и 1960 гг., т. е., принимая во внимание ритм, в котором развивается современная экзегетика, очень давно? Действительно, с той поры изменилась проблематика, стала иной природа споров, а прежде всего была проделана огромная работа. Иоанновские штудии – многочисленны и глубоки. И почему бы не обратиться к исследованиям более поздним, учитывающим все современные работы по Евангелию от Иоанна? Например, к исследованиям о. Ксавье Леон-Дюфура.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Летом 1882 г. Ж. приехал в С.-Петербург для работы в древлехранилищах. 2 окт. 1883 г. советом С.-Петербургского ун-та утвержден в степени магистра рус. словесности и 26 окт. 1883 г. назначен экстраординарным профессором Историко-филологического ин-та, 1 сент. 1891 г. избран ученым секретарем ин-та. С 1893 г. ученый читал лекции на с.-петербургских Высших женских курсах и в Александровском лицее. 29 дек. 1893 г. Ж. был избран членом-корреспондентом имп. АН по Отд-нию рус. языка и словесности. 23 апр. 1895 г. защитил докт. дис. «Русский былевой эпос». В исследовании былевого эпоса Ж. стремился отличать «историческо-былевую основу» былин, сказок и «побывальщин» от их поздних литературных модификаций. Ж. дистанцировался от «мифологической школы» в литературоведении и отдавал предпочтение методу Т. Бенфея и А. Н. Веселовского, которые в противовес учению о самобытности народных мифологических представлений выдвинули «теорию позднейшего заимствования путем международных сношений» (Соч. Т. 1. С. 398-408; Чебышев. 1902. С. 16). В диссертации Ж. изучены сюжеты о принесении царских регалий Ивану Грозному из Вавилонского царства, былины о царе Иване и его сыне, о Василии Буслаевиче и Волхе Всеславьевиче, песни о князьях Романе и Михаиле. С 27 апр. 1895 г. Ж. читал лекции в С.-Петербургском ун-те на кафедре рус. словесности в звании приват-доцента, 15 сент. назначен ординарным профессором рус. словесности в Историко-филологическом ин-те, 29 июня 1896 г. стал ординарным профессором кафедры рус. языка и рус. лит-ры в С.-Петербургском ун-те. 4 дек. 1899 г. избран ординарным академиком АН Отд-ния русского языка и словесности. Ж. преподавал рус. язык и лит-ру детям имп. Александра III Николаевича: цесаревичу св. Николаю (см. Николай II Александрович ), вел. кн. Михаилу Александровичу, вел. кнж. Ольге Александровне. Ж. погребен на Новодевичьем кладбище в С.-Петербурге. Арх.: ИРЛИ (ПД). Ф. 379 (И. Н. Жданов). 114 ед. хр., 1863-1904. Соч.: Очерк умственной жизни России в XVI и XVII вв.: Лекции. СПб., 1891 [Литогр. ркп.]; Повести о Вавилоне и «Сказание о князех владимирских». СПб., 1891; Рец. сочинений А. С. Архангельского: «Творения отцов Церкви в древнерус. письм-сти...» и «К изучению древнерус. лит-ры». СПб., 1892 [Отт. из «Отчета о 34-м присуждении наград гр. Уварова»]; Рус. былевой эпос: Исслед. и мат-лы. I-V. СПб., 1895; Екатерининский период рус. лит-ры. СПб., 1898 [Литогр. ркп.]; Ист. рус. лит-ры: Н. В. Гоголь: Лекции. СПб., 1904 [Литогр. маш.]; Соч. СПб., 1904. Т. 1; 1907. Т. 2.

http://pravenc.ru/text/182205.html

В К. м. действуют дом престарелых «Панагия Корифини» в Неа-Муданья, правосл. миссионерское братство «Прп. Ксения» в Перее, педагогический и социальный ин-т «Евангелист Марк». В митрополии особо почитается нмч. Христодул († 1777), уроженец Валты. Чтимые иконы - Божией Матери Корифини в Неа-Муданье, Божией Матери Кастелы в с. Пиргадикия, Божией Матери Фринодусы в Неа-Олинтосе, вмч. Георгия Победоносца («Георгий Арап») в Неа-Ираклии (рельефное изображение визант. периода, датировка к-рого затруднена из-за того, что образ покрыт слоем черной смолы; привезена в 20-х гг. ХХ в. греч. беженцами из Ираклии Фракийской), арх. Михаила в Таксиархисе. Христианские памятники. На территории совр. К. м. находятся раннехрист. базилики Софрония близ с. Никити (V в.), свт. Афанасия в Торони (V в.), а также безымянная базилика в местности Солинас недалеко от Калитеи (VI в.) и др. Руины визант. 4-столпного храма типа вписанного креста близ Олинфоса Д. Робинсон датировал XII в., а П. Вокотопулос - XI в. Мраморное покрытие пола выполнено тем же способом, что и в кафоликоне Великой Лавры . Сохранились оборонительные сооружения подворий афонских мон-рей, в т. ч. башни около Неа-Олинтоса (1375), в Неа-Фокее (1407), в Сани (1543) и др. Епископы Кассандрийские: Ермоген (упом. в 449, 451), Игнатий (упом. в 879), Иоанникий (?), аноним (упом. в 1074), Леонтий (2-я пол. XI в.), Адам (упом. в 1191, 1198), Михаил (кон. XII или нач. XIII в.), Василий (упом. в 1259), Георгий (упом. в 1284), Иоанникий (упом. в 1420), Иаков (упом. в 1554-1560), Каллист (упом. в 1560), Косма (упом. в 1565, 1568), Каллиник (упом. в 1569), Косма (упом. в 1591), Евфимий (1603-1607). Архиепископы Кассандрийские: Дамаскин (с 1607), Иона (упом. в 1611), Сисой (упом. в 1622/23), Софроний (упом. в 1630), Лаврентий (до 1639), Дамаскин (1640-1651, бывш. митрополит Фессалоникийский), Феофан (1651-1653), Дорофей (местоблюститель в 1653-1659), Филофей (с 1659), Мелетий (ранее 1680), Мелхиседек (1680), Иоанникий (кон. XVII в.), Игнатий (упом.

http://pravenc.ru/text/1681237.html

В рус. приходской практике А. освящают (обычно на солее или в царских вратах) после заамвонной молитвы литургии 1-го дня Пасхи; освящение, как правило, кроме молитвы включает в себя каждение и окропление св. водой. После освящения А. полагают на аналой, к-рый во время богослужений стоит у иконостаса возле иконы Христа, в промежутках между службами аналой с А. устанавливают в царских вратах. Согласно приходской практике во время каждодневного крестного хода А. обносят вокруг храма и помещают на прежнее место. В Светлую субботу, после чтения молитвы и раздробления, А. раздают всем молящимся в храме. В России распространен обычай не потреблять А. полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак. Символика чина об А. вытекает из символики чина о панагии . В последнем Богородичная просфора — панагия, стоящая в панагиаре на монашеском столе, символизирует присутствие Божией Матери за трапезой; так же и А. изображает присутствие за трапезой самых радостных дней года Самого Воскресшего Христа. В литургических комментариях происхождение А. часто связывается с апостольской практикой: привыкнув вкушать трапезу вместе с Учителем, апостолы отлагали для Него часть хлеба и после Вознесения , переживая Его невидимое соприсутствие с ними. В древнерус. лит-ре это сказание об апостолах содержится в послании еп. Тверского Нила Грека († 1521) вельможе Георгию Дмитриевичу «О воздвижении пресвятыя и о артусе» ( Никольский Н. Материалы о древнерусской письменности. III//ХЧ. 1909. Авг.—сент. С. 1115–1119) и повторено в соч. «Вопрошение известно от некоих», традиционно приписываемом прп. Максиму Греку (Сочинения. Каз., 1862. Ч. 3. С. 109–113; рус. пер.: Творения. 1996р. Ч. 3. С. 71–72); тот же сюжет использовался в XVII в. для настенных росписей ярославских церквей ( Брюсова В. Г. Послание епископа Нила князю Георгию Ивановичу//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 184–185). Т. о., А. напоминает верующим о пребывании с ними Воскресшего Сына Божия, ставшего для них истинным «хлебом жизни» (Ин 6, 35). Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич. Обычай использования А. за пасхальными службами может иметь и полемический оттенок, поскольку употребление евангелистами слова « ρτο», а не «τ ξνμα» (опресноки) в повествованиях о Тайной вечере (Мф 26. 26, Мк 14. 22, Лк 22. 19, ср.: 1 Кор 11. 23) визант. полемистами рассматривается как свидетельство о совершении Христом Евхаристии не на пресном (как у католиков и армян), а на квасном хлебе.

http://pravenc.ru/text/392501.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010