Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАВОПРЕКЛОНЕНИЕ во время богослужения один из основных жестов литургических , означающий смирение перед Богом, послушание Ему. Поднятие головы в ветхозаветную эпоху выражало уверенность в себе, радость (Иов 10. 15; Пс 109. 7; Лк 21. 28), совершалось при победе над врагами (Быт 40. 13; Суд 8. 28; Пс 26. 6). Г. также служило знаком принятия благословения теми, кто его получали (ср. ст. Аароново благословение ; в Сир 50. 23 упомянуто προσκνησις, т. е. поклонение до земли, во время принятия благословения). Преклонение главы Распятым Христом (Ин 19. 30) указывает на добровольность Его Крестной смерти ( Cothenet E. Gestes et actes symboliques du Christ dans le IVe Évangile//Gestes et paroles dans les diverses familles liturgiques. R., 1978. P. 95-116. (BEL.S; 14)). Главопреклоненное моление. Фрагмент композиции «Служба Святых отец». Роспись ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Руденица, Сербия. 2-я пол. XVII в. Главопреклоненное моление. Фрагмент композиции «Служба Святых отец». Роспись ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Руденица, Сербия. 2-я пол. XVII в. В различных литургических традициях древней Церкви Г. использовалось в первую очередь как знак принятия благословения, будучи тесно связанным с обрядом отпуста . Из памятников 2-й пол. IV в.- 19-го прав. Лаодик., «Паломничества» Эгерии , кн. VIII Апостольских постановлений и др.- известно, что обычным окончанием церковных служб в то время было епископское благословение, сопровождавшееся возложением руки епископа на склоненные головы людей, собирающихся покинуть храм (см., напр.: Taft. Precommunion. P. 155-197). Главопреклонные молитвы прочно вошли в визант. богослужебную традицию и сохраняются в богослужении правосл. Церкви до наст. времени. Совр. правосл. богослужебные книги предписывают читать главопреклонные молитвы и совершать Г. в заключительных частях вечерни и утрени ; характерной для правосл. богослужения является последовательность из молитвы и дополнительной главопреклонной молитвы, лежащая в основе мн. чинов Требника; во время Божественной литургии Г. совершается трижды - после молитвы об оглашенных (это Г. совершают только оглашаемые, к-рые затем должны покинуть собрание верных), перед возгласом     (здесь Г. установлено, вероятнее всего, как отпуст непричащающихся верных - см.: Taft. Precommunion), во время заамвонной молитвы (и по содержанию, и по месту в службе имеющей значение главопреклонной молитвы отпуста верных).

http://pravenc.ru/text/165055.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (1316?, Н. Новгород - 1404/05, суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь), прп. (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Суздальский, основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . Источники Основным источником сведений о преподобном является его Житие, сохранившееся в неск. редакциях (краткой, пространной и 2 проложных). Наиболее ранней, по-видимому, является проложная редакция, читающаяся в Стишном прологе из б-ки Восточного папского ин-та в Риме (Слав. 5. Л. 37, кон. 10-х - сер. 20-х гг. XVI в., обнаружена А. А. Туриловым ). Исследователь относит создание текста к периоду между 1479 г. и нач. XVI в., считает его псковским по происхождению. По наблюдению Турилова, автор данной редакции располагал о Е. сведениями в объеме месяцесловной памяти и потому построил Житие на почти дословном заимствовании из проложного Жития прп. Венедикта Нурсийского ( Турилов. 2003. С. 21-25). Прп. Евфимий Суздальский. Икона. 20-30-е гг. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в с. Образцове Щелковского р-на Московской обл.) Прп. Евфимий Суздальский. Икона. 20-30-е гг. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в с. Образцове Щелковского р-на Московской обл.) Наиболее ранней редакцией, последовательно излагающей жизнеописание Е., является краткая редакция Жития преподобного, ее старший список - Центр. архив Нижегородской обл. Ф. 2636. Оп. 2. 52. Л. 597 об., 10-е - нач. 20-х гг. XVI в. Введение этого списка в научный оборот Т. В. Черторицкой опровергло мнение В. О. Ключевского о том, что краткая редакция является сокращением пространной, а также предположение В. А. Колобанова о том, что автором обеих непроложных редакций был в 40-х гг. XVI в. инок Спасо-Евфимиева монастыря агиограф Григорий . Скорее всего краткая редакция была составлена в кон. 10-х гг. XVI в. в связи с завершением строительства в Спасо-Евфимиевом монастыре каменного Преображенского храма, в ходе которого были обретены мощи преподобного (собор строился с 1514 до ок. 1517-1518; см. ниже), в ее тексте уже упоминается рака с мощами Е. Краткая редакция сопровождается тропарем и 2 кондаками святому.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСЕЛОВСКИЙ Степан Борисович (4.09.1876, Москва - 23.01.1952, там же), историк, академик АН СССР. Из дворянского рода, мн. представители к-рого внесли большой вклад в науку: дядя историка - экономист К. С. Веселовский (1819-1901) - в течение мн. лет был секретарем имп. АН, двоюродный брат - археолог-востоковед Н. И. Веселовский (1848-1918) - являлся членом-корреспондентом имп. АН, троюродный брат отца - А. Н. Веселовский - видный литературовед. В. учился в 5-й классической гимназии в Москве, затем в Тамбовской губ. гимназии. Продолжил образование на юридическом фак-те Московского ун-та (1896-1902), где под рук. проф. И. Х. Озерова занимался историей философии права. На формирование В. как историка оказали влияние труды В. О. Ключевского , Н. П. Павлова-Сильванского и М. А. Дьяконова. С.Б. Веселовский. Фотография. 1946 г. С.Б. Веселовский. Фотография. 1946 г. С 1903 г. исследователь изучал документы по социально-экономической истории России XIV-XVII вв., с привлечением помощников сделал копии большого количества источников. В 1908-1912 гг. преподавал в московской гимназии Л. И. Поливанова, с 1912 г. являлся сотрудником Московского археологического ин-та. Состоял во мн. научных об-вах: Обществе истории и древностей российских (с 1907), Русском военно-историческом (с 1909), Историко-родословном (с 1914), Московской археографической комиссии (с 1914), в губернских архивных комиссиях: Нижегородской (с 1910), Ярославской (с 1911), Тульской (с 1913), Московской (с 1914), Псковской (с 1916). В 1915-1916 гг. В. опубликовал кн. «Сошное письмо: Исслед. по истории кадастра и посошного обложения Моск. гос-ва» (М., 1915-1916. 2 т.), приложением к к-рой стали «Акты писцового дела» (М., 1913-1917. 2 т.). За исследование и публикацию Московский ун-т присвоил В. степень д-ра истории рус. права, имп. АН присудила полную премию гр. А. С. Уварова (авг. 1917). В 1917 г. за разбор сочинения В. К. Клейна «Угличское следственное дело о смерти царевича Димитрия 15-го мая 1591 г.» В. получил от АН золотую рецензентскую медаль.

http://pravenc.ru/text/158222.html

В.В. Виноградов Числитель ЧИСЛИТЕЛЬ Слово числитель, как показывает ударение его, могло появиться в русском литературном языке не ранее XVII в., когда украино-польское влияние принесло с собой новые нормы словопроизводства и ударения. Проф. В. А. Богородицкий отметил, что у Епифания Славинецкого в переводе Атласа Блеу 50-х годов XVII в. глагол числитися, т. е. считаться, встречается с ударением на ли. В. А. Богородицкий поставил в связь это перемещение ударения с польским влиянием 389 . На этом фоне становится понятным и образование слова числитель с его ударением на втором слоге от конца (ср. спаситель, представитель и т. п.) 390 . Математический термин числитель возникает как калькированная передача латинского numerator (numerare – «числить», «считать»), ср. немецкое Zähler (zählen). Таким образом, история слова числитель начинается с XVII в. Глагол числить, от которого образовано слово числитель, сам восходит к имени существительному число (в свою очередь произведенному от глагольного корневого элемента чит; ср. древнерусское чисти – Срезневский, 3, с. 1526; ср. считать, вычесть, вычитать и т. п., посредством суффикса -тло со значением орудия действия). Слово число, хотя и в разных значениях, было известно как старославянскому языку, так и живой восточнославянской речи. Глагол числити образован от этого слова в деловом языке и, по-видимому, еще в первые века развития древнерусского письменного языка. Но отмечен он И. И. Срезневским лишь в приписке на рукописи XVI в.: «Хотя и увдти да не числитъ листы. ( Ncaлm. XVI в.)» (там же, с. 1522). Правда, Л. Л. Васильев был готов в стремлении ударения «занять срединный слог» в многосложных (т. е. не менее, чем трехсложных) словах видеть своеобразный закон, хоть и довольно поздний, русского языка (например, правитель, но позднее правитель; ср. бытьё, но событие; слуга, но заслуга и т. п.). По словам Л. Л. Васильева, «в сложном слове (2–5 слогов, редко более) ударение может занимать безразлично любой слог, в многосложных же словах ударение, как бы боясь нарушить равновесие слова, чуждается конечных слогов и стремится занять срединный слог» (Васильев Л. Л., Указ. соч.). Заметка ранее не публиковалась. Сохранилась рукопись (на одном листке, двух его сторонах) и выписка из работы Л. Л. Васильева. Печатается по рукописи. Идентичный текст, касающийся ударения в слове числитель, см. в «Очерках» В. В. Виноградова (1982, с. 23). – В. Л. 390 Васильев Л. Л. О значении каморы в некоторых древнерусских памятниках XVI – XVII веков. М.; Л., 1929. С. 143–144. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 4 июня, 19.00 - открытие выставки, посвященной 100-летию восстановления почитания преподобной святой благоверной великой княгини Анны Кашинской. Иконография святого великого князя Михаила Тверского и святой великой княгини Анны Кашинской с XVII по настоящее время. Концерт хора подворья Введено-Оятского  женского монастыря. 7 июня, 19.00 - концерт Рогового оркестра. Художественный руководитель и дирижер - С.Поляничко Трио " Вольниц " - художественный руководитель - П. Бойков. В программе - шедевры зарубежной и русской классической музыки. 9, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 19, 23, 24, 25, 26 июня, 19.00 - Народный казачий ансамбль " Атаман " ордена святого Кирилла представляет " Двенадцать вечеров казачьей песни " . В программе звучат произведения Н.Туроверова, С.Бехтеева, современных авторов И.Матвеенко, А.Якимова, старинные духовные казачьи и патриотической песни. Руководитель - А. Красноперец. 12,13,14 июня, 14.00, 19.00 - Международный Александро-Невский фестиваль православной патриотической авторской песни. 21 июня, 19.00 " Песни военных лет " . Концерт з.а.России Олега Погудина. 28 июня, 15.00 - в рамках Дней Эстонской культуры концерт камерного мужского хора " Revalia " .    С 10 июля - выставка изобразительных работ молодых художников ассоциации " Авторский Петербург " . Адрес: Александро-Невская лавра, набережная реки Монастырки, 1. Тел. 710 20 39. " Вода живая " , 17.05.09

http://old.aquaviva.ru/news/2009-05-17/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [румын. Arhiepiscopia Vadului, Feleacului i Clujului], Румынской Православной Церкви (жудецы Клуж и Бистрица-Нэсэуд). Входит в митрополию Трансильвании, Кришаны и Марамуреша. Учреждена 18 июля 1921 г. с кафедрой в г. Клуж-Напока. На территории архиепископии в XVI-XVII вв. находилась правосл. епархия с кафедрой в с. Вад, основанная еще св. господарем Стефаном III Великим для управления приходами, находившимися в его владениях в Трансильвании (Чичеу, Четатя-де-Балтэ, Бистрица, Родна и Унгураш). В кон. XV - 1-й пол. XVI в. в Феляке (близ Клужа) находилась кафедра Трансильванской митрополии. Еще до воссоединения Трансильвании с Румынией 20 июля 1919 г. была образована православная консистория Клужа, председателем к-рой стал архим. Николай (Иван). 18 июля 1921 г. была учреждена Вадская, Фелякская и Клужская епископия с кафедрой в г. Клуж-Напока, 11 июня 1973 г. епархия возведена в ранг архиепископии. В епархии 8 протопопиатов (благочиний), объединяющих 621 приход (563 приходские церкви и 107 приписных), 525 священников (2201 г.). Открыты 20 мон-рей (11 муж. и 9 жен.). В муж. мон-ре Никула (соборный храм Успения Божией Матери), в окрестностях Герлы, основанном в 1552 г., находится чудотворный образ Божией Матери Одигитрии (1681), написанный свящ. Лукой из Иклода. В престольный праздник в мон-рь для поклонения святому образу совершают паломничество десятки тысяч православных. В мон-ре есть музей икон, в т. ч. написанных на стекле. В университете г. Клуж-Напока существует факультет православного богословия. Первый еп. Николай (Иван; 1855-1936) многое сделал для становления епархии. Благодаря его подвижническим трудам были возведены кафедральный собор Успения Божией Матери в Клуж-Напоке (1923-1933, архит. Дж. Кристинел), ц. свт. Николая (1931-1932), открыт Богословский ин-т (1 окт. 1924; 1925-1948 - Богословская академия), обустроена епископальная резиденция, основана типография, в 1923 г. начат выпуск офиц. издания «Renaterea» (Возрождение). Он содействовал постройке храмов в Тыргу-Муреше, Аюде, Турде, Бистрице, Совате, Борсеке и др. Оказывал содействие работе культурных ассоциаций Трансильвании («АСТРА», «Культурная лига»). За свою плодотворную деятельность еп. Николай был избран почетным членом румын. АН. Похоронен в кафедральном соборе. Наследовавший ему еп. Николай (Колан; 1893-1967) продолжил просветительско-издательскую деятельность своего предшественника. С 1993 г. епархию возглавляет архиеп. Варфоломей (Анания). Епископы: Николай (Иван; 19 дек. 1921 - 3 февр. 1936), Николай (Колан; 29 июня 1936 - 23 мая 1957; до дек. 1957 временно управляющий), Феофил (Хериняну; 22 дек. 1957 - 3 нояб. 1992; с 9 сент. 1973 архиеп.), архиеп. Варфоломей (Анания; с 7 февр. 1993). Лит.: P curariu. IBOR. Vol. 3. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153835.html

Св. Ипполит, будучи учеником и духовным сыном св. Иринея не сомневается в полном согласии учения Церкви (Предания) со Священным Писанием. Это видно на протяжении всей беседы “Против Ноэта”. Для того, чтобы опровергнуть ересь Ноэта, св. Ипполит приводит, в своей беседе два места из Священного Писания . Это, например, место из Евангелия от Иоанна, где говорится: “Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему” ( Ин.20:17 ). Этот евангельский отрывок, по слову св. Ипполита опровергает мнение Ноэта, будто бы Сын – есть Отец. В IX главе, однако, говорится: “Един есть Бог, Которого мы познаем не иначе, братья, как из Священного Писания. Подобно тому, как желающий изучить мудрость этого века не иначе может удовлетворить своему желанию, как только путем чтения философских учений, так и все мы в том случае, если желаем утвердиться в страхе Божием, не иначе будем утверждаться, как на основании словес Божиих”. 20 Этот отрывок можно расценить как указание на Священное Писание как единственное руководство в жизни христианской. Но из сопоставлений данного места с другими местами из сочинения св. Ипполита открывается, что св. Отец не отвергал и Предания Церкви. Это следует и из первой главы, где устами пресвитеров св. Ипполит свидетельствует о своей вере в Предание. В XVII же главе того же сочинения св. Ипполит приглашает “веровать согласно Преданию апостолов” 21 . К тому же, в XVII главе говорится, что Писание имеет значение только для тех, кто “веруют и прониклись истиной” (т. е. учением Церкви). 22 Что касается объема Предания, то из первой главы, из свидетельства блаженных пресвитеров о их вере: “Мы истинно знаем одного Бога, знаем Христа, знаем пострадавшего Сына… и воскресшего в третий день, и седящего одесную Отца, и грядущего судить живых и мертвых.” 23 , – можно с большой вероятностью полагать, что это извлечение из древнего символа веры , а следующие слова: “… мы говорим то, чему научились”, – несомненно говорят, по мнению богослова ПономареваП.П, “о передаче истины от одних пресвитеров другим, т. е. об истине древней”. 24 Т. е. истине, которая отдельно от Священного Писания передавалась из уст в уста от апостолов – епископам, пресвитерам и т. д. Опровергая ересь Ноэта, епископ Римский Ипполит указывает только на те члены символа веры , где говорится о достоинстве второй Ипостаси – Слове Божием и далее увещевает братию (христианскую Церковь ) веровать “согласно Преданию апостолов”. 25 Других данных, касательно Священного Предания, св. Ипполит не перечисляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Х., содержащимися в Евангелиях (Мф 13. 16-17; ср.: Лк 10. 23-24), нек-рые исследователи предлагают их также считать словами И. Х. ( K ö ster. 1990. P. 55-62). К аграфа также иногда относят и те фрагменты канонических Евангелий, к-рые сохранились лишь в части рукописной традиции или появляются в рукописях в разных местах евангельского повествования. К таким фрагментам относят не только тексты, известные в наст. время исключительно по рукописям (как, напр., добавленные в кодексе Безы к тексту Евангелия от Луки (после Лк 6. 5) слова: «Человек! Если ты знаешь, что делаешь, ты блажен. Если же нет, ты проклят и преступил Закон»), но и вошедшие в традиц. печатные издания, а затем и в распространенные библейские переводы (как, напр., Ин 7. 53-8. 11; Мк 16. 9-20). Свидетельства об И. Х. в писаниях мужей апостольских Иисус Христос Великий Архиерей. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГИМ) Иисус Христос Великий Архиерей. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГИМ) В период формирования новозаветного канона, когда круг принятых Церковью текстов об И. Х. еще не был строго ограничен, в обращении находилось множество сочинений и устных преданий, которые не дошли до нас полностью, но сохранились в виде отдельных цитат в сочинениях древнехрист. писателей - мужей апостольских и апологетов. Примерами таких текстов являются: фрагмент поучений катехетического характера из 1-го Послания к Коринфянам сщмч. Климента Римского ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 13. 1-2): «Особенно будем помнить слова Господа Иисуса, которые изрек Он, научая кротости и великодушию. Он так сказал: «милуйте, чтобы быть помилованными, отпущайте, дабы вам было отпущено; как вы делаете, так вам будут делать; как даете, так вам дано будет; как судите, так сами судимы будете; как будете снисходить, так к вам будут снисходить; какою мерою мерите, такою отмерится вам» (ср.: Мф 7. 1-2; Лк 6. 36-38; см.: K ö ster. 1990. P. 66-71); переданный сщмч. Игнатием Антиохийским в Послании к Смирнянам рассказ о встрече воскресшего Спасителя с учениками: «И когда Он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный.

http://pravenc.ru/text/293939.html

Вопрос 10. Желал бы я уразуметь таинство Святой Троицы несколько яснее? Ответ. Никаким подобием нельзя вполне объяснить сие таинство, и раздельно представить в уме нашем, каким образом Бог есть един в Существе, и Троичен в Лицах. И что никакое подобие недостаточно к изъяснению оного, о том Сам Бог , именуемый Иегова, свидетельствует устами Пророка: кому Мя уподобисте, и сравняете и приложисте Мя, и уподобисте Мя, да буду подобен ему ( Ис. 46:5 )? Так что никакой ум не только человеческий, но и Ангельский не может постигнуть, и язык изречь Его. Итак, должно сказать с Апостолом: низлагаем помышления и всяко возношение, взимающееся на разум Божий, и пленяем всякий разум в послушание Христово ( 2Кор. 10:4–5 ). Мы твердо веруем, что Бог Отец, сущий от века и в век, и притом ни от кого не происходящий, рождает Сына и производит Духа Святаго. Афанасий Великий излагает сие в символе своем пространнее. Веруя таким образом, мы ничего далее не исследуем, потому что исследовать и испытывать Божеское величие запрещает Писание: вышших себе не ищи, и крепльших себе не испытуй: яже ти повеленна, сия разумевай, несть бо ти потреба тайных: во избытцех дел твоих не любопытствуй ( Сир. 3:21–23 ). Довольно для нас, что Священное Писание Ветхого Завета, говоря о едином Боге, показывает нам троичность Лиц: рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт. 1:26 ). Еще: се, Адам бысть яко един от Нас ( Быт. 3:22 ). И еще: приидите, и сошедше смесим тамо язык их, да не услышат кийждо гласа ближняго ( Быт. 11:7 ). То самое ясно показывает и Пророк: и взываху ин (Ангел) ко иному, и глаголаху: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6:3 ). И Священный Псалмопевец сказал: словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их ( Пс. 32:6 ). О сем многократно говорят и Священное Писание и Учители Церкви. Вопрос 11. Какие суть свойства Божии? Ответ. Как Бог непостижим, так и свойства Его непостижимы. Впрочем, поколику мы можем приобретать познание из Священного Писания и Учителей Церкви, потолику можем и мыслить о них и говорить. И так должно знать, что свойства Божии иныя суть личные, а иные существенные.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Стремоухов. Имп. Николай II и русское общество в освещении иностранцев. «Рус. Лет.», VII. Ступченко. В брестские дни. М. 1926 г. Суханов. Записки о революции. Кн. I – III. Берлин – Москва. 1922 г. Сухомлинов. Воспоминания. Берлин. 1924 г. Терещенко. Екатеринбургская трагедия. «Посл. Нов.», 21 июня 1932 г. Тихменев. Из воспоминаний о последних днях пребывания имп. Николая II в Ставке. Ницца. 1925 г. Толстая. Из писем царской семьи. «Рус. Лет.», кн. I. Троцкий. История русской революции. Берлин. 1931 г. Троцкий. О Ленине. М. 1924 г. Трубецкой А. История одной попытки. «Часовой», 118 – 120. Брюссель 1934 г. Тулуюнский. Убийство еп. Гермогена. «Слово», 23 дек. 1926 г. Н. Устрялов. Воспоминания. Альманах «Русской Жизни». Харбин. 1923 г. Февральская революция 1917 г. Документы Ставки. «Кр. Арх.», XXI – ХХП. Фокке. На сцене и за кулисами Брестской трагедии. «Арх. Рус. Рев.», XX. Флуг. Отчет о командировке из Добр. Армии в Сибирь в 1918 г. «Арх. Рус. Рев.», IX. Цявловский. Большевики по данным Охранного Отделения. М. 1918 г. Чаадаева. Помещики и их организация. М. 1928 г. Чебышев. Близкая даль. Париж. 1938 г. Чернов. Рождение революционной России. Париж. 1934 г. Шингарев. Как это было. Пет. 1918 г. Шляпников. Семнадцатый год. М. 1923 г. Шнейдер. Тобольский дневник. «Арх. Рус. Рев.», XVII. Шульгин. Дни. Белград. 1925 г. Л. Юрковский. Конец истребителя династии. «Нов. Рус. Сл.», февр. 1950 г. Яблоновский. «Встречи с вел. кн. Мих. Алекс.». «Голос Минув.» (На Ч. Ст.), 1, 1926 г. Ягов. Документы из прусского архива Мин. Ин. Д. «Berl. Monatshefte». май 1935 г. Якоби . Le Tzar Nicolas II et la Revolution. 1931 г. Яковлев (ред.). Обзор положения России за три месяца революции. Отдел сношений с провинцией. Вр. Ком. Гос. Думы. «Кр. Арх.», XV. Яковлев. Рассказ комиссара о переезде Государя в Екатеринбург. «Рус. Лет.», кн. 1. Париж. 1921 г. 445 В списке приводятся заглавия только тех книг и статей, которые фактически цитируются в книге. Одну оговорку приходится сделать. Внешние условия, при которых писалась работа во время войны, были крайне неблагоприятны. И неизбежно приходилось в процессе уже окончательной обработки текста иногда для цитат обращаться не к первоисточнику при пополнении выписок, сделанных ранее. В библиографии имеются некоторые дефекты. Исправить их автор не имел возможности за отсутствием под руками источников, ибо половину своей библиотеки ему пришлось распродать в дни немецкой оккупации Парижа и последующего за ней времени. (Оформление библиографии оставлено в том же виде, что и в книге С.П. Мельгунова . – Прим. ред. ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010