Доктрина о Троице вытекает из исторических фактов искупления, изложенных и истолкованных в Новом Завете. Иисус молился Своему Отцу и учил Своих учеников делать то же. Он также убеждал их в Своей божественности, и вера в Его божественность и в справедливость принесения Ему поклонения и молитв является основой учения Нового Завета (Ин 20:28—31 ср. Ин 1:1—17, Деян 7:59, Рим 9:5, Рим 10:9—13, 2 Кор 12:7—9, Флп 2:5—6, Кол 1:15—17, Кол 2:9, Евр 1:1—12, 1 Пет 3:15). Иисус обещал послать «другого Утешителя» (первым был Он Сам), и греческое слово «параклетос» обозначает в данном случае многогранное личное служение советчика, защитника, помощника, утешителя, союзника, приверженца (Ин 14:16—17,26, Ин 15:26—27, Ин 16:7—15). Этим другим Утешителем, пришедшим в день Пятидесятницы, чтобы исполнить обещанное Иисусом служение, был Святой Дух, признаваемый с самого начала третьим божественным Лицом: солгать Ему, как сказал Петр вскоре после Пятидесятницы, значит солгать Богу (Деян 5:3—4).    Поэтому Христос предписывает креститься «во имя (единственное число: один Бог одно имя) Отца и Сына и Святого Духа» трех Личностей, являющихся единым Богом, Которому и вверяют себя христиане (Мф 28:19). О трех Лицах упоминается и в повествовании о крещении Самого Иисуса: Отец признал Иисуса Своим Сыном, а Дух явил Свое присутствие в жизни и служении Сына (Мк 1:9—11), а в 2 Кор 13:13 мы находим тринитарное (троичное) благословение. Это лишь некоторые из наиболее убедительных примеров, доказывающих, что Новый Завет изображает Бога единым в трех Лицах. Хотя здесь нельзя найти специальных терминов, свойственных «историческому тринитаризму» (учению о троичности Бога), тринитарная вера и тринитарное мышление пропитывают его страницы, и в этом смысле учение о Троице является библейской доктриной.    Ключевое утверждение данной доктрины состоит в том, что единство единого Бога сложное понятие. Три личных субстанции, или ипостаси, являются равными по значению и одинаково вечными центрами самосознания. Каждая из них имеет собственное «Я», вступающее в отношения с двумя «Ты», и каждая обладает полнотой божественной сущности наряду с двумя другими ипостасями. Это не три роли, исполняемые одной личностью (в этом сущность модализма), и не три бога, действующих воедино (тритеизм). Говоря о Троице, мы утверждаем, что Бог един и что Отец, Сын и Дух Святой отдельные Личности. В этом утверждении суть учения о Троице, истина о Боге, открытая через слова и дела Иисуса и утверждающая реальность спасения, о котором говорится в Новом Завете.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 5-м стихе отрывка говорится, что И. Христос предан был иудеям на распятие «пред первым днём опресноков, праздника их». Что определяя таким образом день смерти И. Христа, псевдо-евангелист следует в этом случае не первым трём евангелистам ( Мф.26:17 ; Мк.14:12 ; Лк.22:1, 17 ), а хронологически более точному повествованию евангелиста Иоанна ( Ин.18:28, 19:14 ), – это, полагаем, ясно и без особых объяснений. Выражение: «пред первым днём опресноков» значит у псевдо-евангелиста то же, что у св. Иоанна «пред праздником пасхи» ( Ин.13:1 ) или в «пятницу пред пасхою» ( Ин.19:14 ), т. е. указывается именно день 14 Нисана, с вечера которого начался праздник пасхи и опресноков. По хронологии же первых трёх евангелистов выражение автора псевдо-евангелия означало бы, что Христос был распят 13 Нисана, так как для них уже 14 Нисана было первым днём праздника опресноков 98 . В пятом же стихе слова Ирода: «мы Его (Христа) погребли бы, поскольку и суббота рассветает», напоминая последней фразой замечание евангелиста Луки ( Лк.23:54 ), по смыслу напоминают ещё более замечание у евангелиста Иоанна, что иудеи сами спешили скорее покончить с осуждёнными, дабы не оставить тел на кресте в субботу (ибо та суббота была день великий) ( Ин.19:31 ). Только из Евангелия Иоанна знаем мы, что ученики И. Христа оставались в Иерусалиме в течение всей пасхальной недели ( Ин.20:26 ); такого же рода известие встречаем и в отрывке псевдо-евангелиста (стихи 58–59): ученики уходят из Иерусалима лишь по окончании праздника опресноков. Далее, следовал ли псевдо-евангелист в своём кратком описании распятия И. Христа, (стихи 10–20) сравнительно более также краткому, чем у первых трёх евангелистов, повествованию евангелиста Иоанна, – трудно сказать с определённостью 99 ; во всяком случае неоспоримо, что Иоанново именно повествование лежит, между прочим, в основе двух, передаваемых в этом отделе псевдо-евангелистом, явно тенденциозных историй: разумеем, во-первых, рассказ его о том, что будто бы Иудеи повелели не перебивать голеней одному из распятых злодеев за то, что он поносил их (стихи 13–14), и затем – что многие из иудеев, приняв ошибочно внезапно наступившую среди полудня тьму за ночь, садились за стол для вкушения пасхального агнца, – садились как раз в тот момент, когда умер распятый Господь (стихи 18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Сердце Да будет сердце твое перед всеми чисто и ко всем благосклонно, чтобы обрести в себе мир Божий (прп. авва Исаия , 59, 49). Простота и смиренное о себе мнение очищает сердце от зла (прп. авва Исаия , 59, 49). Мы должны сохранять сердце наше непорочным во всякой святыне, если желаем, чтобы Бог обитал в нем с веселием (прп. авва Исаия , 59, 68). ...Умоляю тебя, не давай послабления сердцу своему, доколе ты находишься в теле (прп. авва Исаия , 59, 178). Горе нам, что сердце наше от попечений о суетном грубеет и расслабевает (прп. авва Исаия , 59, 194). Как черта делается кривою, когда прямое направление преломляется то в выпуклое, то в вогнутое; так и сердце делается строптивым, когда его то возвышает высокомерие, то унижают скорби и тесноты (свт. Василий Великий , 5, 180). Источник. Кто есть чистый сердцем? – Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного, или небрежного исполнения оной (свт. Василий Великий , 9, 300). ...Может быть, скажешь мне, что стыдно иметь нечистое лицо? Знай же, что нечистота ног и лица твоего при чистом сердце светлее солнца сияет перед Богом и перед святыми Силами (прп. Ефрем Сирин , 30, 112). Источник. Написано: делайте не брашно гиблющее, но пребывающее в живот вечный (ср.: Ин. 6, 27 ). Пусть руки твои делают благое, чтобы мог ты и имеющему нужду подать (см.: Еф. 4, 28 ). И пусть сердце твое всегда будет обращено ко Господу, и тогда будешь делать брашно пребывающее, а не гиблющее (прп. Ефрем Сирин , 30, 180). Источник. Если окаменело сердце твое, плачь перед Господом, чтобы источил Он на тебя озарение ведения, и не насмехайся над теми, которые с горячностию сердца вопиют на небо (прп. Ефрем Сирин , 31, 102–103). Источник. Пока сердце пребывает в добре, дотоле и Бог в нем пребывает, дотоле оно служит источником жизни; потому что от него исходит доброе. Но как скоро уклоняется от Бога и делает беззакония – становится оно источником смерти, потому что из него исходит злое. Сердце – Божия обитель; потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него злое, и Бог не удалялся из него (прп. Ефрем Сирин , 33, 349–350). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Л. 10. Йона. златостаго. сказъ. евангли. маръка. за. г. еванглие иона (На Мк. 15:43 и след.) Слово 3. Нач. Троице прста помагай. наинающ ми третиго. вангели. словеса испъітати.... Вступление и заключение принадлежат самому Константину, а основание слова взято частью из 88 беседы св. Златоуста на Ев. Матфея, частью же, как значится в надписи на л. 12., из св. Григория Нисского . Л. 14. Тогожде златостаго. съказани. д. евангели иона д (На Ин. 5:1 . и дал.). Нач. Добро сть й нъіншн словеса вангели. съ исъпъітаниймь слъішати. Выбрано из бесед 36. 57. и 38., с своим кратким вступлением и заключением. Л. 20. Тоже зла т стааго. съказани. евнгли. иоана є . (На Ин. 4:5 и сл.). Нач. Брати. хъ и бъ нашь глеть. ищте книгъ. ко въ нихъ имате жнзнь вьню. Выбрано из бесед 31. 32. 33. 34 и частью 35, с своим кратким вступлением и заключением. Л. 31 об. Тожде зла т стаго. съказани. еванглн. иоана г . (На Ин. 9:1 и дал.). Нач. Възлюблении. таин црю съкръівати добро сть. Выбор из бесед 56–59, с своим вступлением и заключением. Л. 42. Тожде златостаго. съказани. з. евнгели. иоана з. (На Ин. 17:1 и дал.). Нач. Възлюблении. оищьше ма нашего. въньммъ ьто глють ьстьна словеса хва. Выбор из бесед 80 и 81., с своим вступлением и заключением. Л. 47. Тогожде златостаго. съказани. и. евнглие. отъ иоана (На 7:37 и дал.). Нач. Възлюблена брать. дошьдъше прстаго сего дьне, наити прсвтааго. и животворщаго дха. Выбор из бесед 51 и 52. Л. 53. Того зла т стаго. съказани. а. евнгли. ма (На Мф. 10:32 и дал. и 19:27 и дал.). Слово 9. Нач. Брать. глть некоторъіи прмдръіихъ благо мьн законъ стъ твоихъ. Выбрано из бесед на Евангелие Матфея 35 и 65. Л. 57. Тогоже златостаго съказани. в. евнгле. ма (На 4:18 и дал). Слово 10. Нач. Възлюблении приклонимъ шеса наша. да слъішимъ ьто възлаголеть въ насъ господь бъ нашь. Из 14 беседы. Л. 60. Тогоже златостаго. съказани. г. евнгели ма (На 6:22 и дал.). Слово 11. Нач. Брать. испъітьно ищемь въ дьньшьнии дьнь. како и къімь образъмь ищитаеть евнглистъ ени христова. Из бесед 20. 21 и 22 с прибавлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Уничижение Остерегайтесь же уничижать кого не только устами, но и в сердце своем (прп. авва Исаия , 89, 332). Смиренномудрие даст силу переносить уничижение (прп. авва Исаия , 89, 364). ...Не судите никого, и не уничижайте ни устами, ни в сердце, и ни на кого отнюдь не ропщите, да не изыдет ложь из уст ваших и не желайте сказать или услышать что, не полезное вам (прп. авва Исаия , 89, 282). Любовь к славе человеческой рождает ложь, а уничижение себя, в смирении еще большем, соделывает страх Божий в сердце твоем (прп. авва Исаия , 89, 316). Если кто наговорит перед тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу (на нею), не склоняйся против него, чтобы не постигло тебя то, чего не желаешь (прп. авва Исаия , 89, 317). Если борет сердце твое желание уничижить ближнего, то вспомни, что за это Бог предаст тебя в руки врагов твоих, – и успокоишься (прп. авва Исаия , 89, 352–353). Если кто удручил великими подвигами тело свое, по, увидев кого-либо, впадшего во все грехи, уничижил его, то нет ему никакой пользы от такого покаяния: ибо он уничижает член Христов, сам оный осуждает, не предоставляя суда Богу (прп. авва Исаия , 59, 61). Брат! рассматривай себя, и ежедневно испытывай сердце свое в присутствии Божием, дабы тебе знать, не живет ли в нем негодование, или ненависть на брата твоего, или оскорбление, или зависть, или уничижение ближнего. Если сердце будет заражено таковым ядом, то оно не может благоугождать Богу, (одержи в памяти сии слова Господа: Так и Отец ваш Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их (ср.: Мф. 18, 35 ) (прп. авва Исаия , 59, 161). Не знаешь разве, что если уничижишь ближнего своего, то впадешь в грех самолюбия и пустого обольщения? (прп. Ефрем Сирин , 31, 156). Кто уничижает ближнего как грешника, тот жалок; а кто предпочитает себе ближнего своего, тот возвысится (прп. Ефрем Сирин , 31, 571). Источник. ...Не пренебрегай Божиим величием, когда видишь Его по внешности уничиженным и как бы подобным единому из нас: ради нас, а не ради Себя явился Он таким. Рассуди, не более ли всех уничижен был Он в тот час, когда вопияли: Распни, распни Его! ( Ин. 19, 6 ), – и стекался народ! Как в мире, если над каким злодеем произнесен приговор князем, то весь народ гнушается им и уничижает его, так и Господь во время распятия, как человек осужденный умереть, ни во что вменяем был фарисеями. И когда также плевали на лице Его, возлагали на Него терновый венец, били Его по ланитам, – не превзошло ли сие меру всякого уничижения? Ибо написано: плещи Мои вдах на раны, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний и ланит Моих от заушений (ср.: Ис. 50, 6 ). Если же Бог принял столько поруганий, страданий и уничижения, то сколько бы ни смирял себя ты – по природе тина и смертный естеством, не сделаешь ничего подобного Владыке твоему (прп. Макарий Египетский , 89, 251–252). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Правительство Бутана выразило готовность начать регистрировать христианские общины в стране 31.01.2011 Правительство королевства Бутан , которое находится в Гималайских горах в южной Азии, выразило готовность регистрировать христианские общины в стране. Такое решение представители правительства объясняют необходимостью иметь официального представителя христиан для контактов с администрацией страны, передает агентство Agnuz со ссылкой на Радио " Ватикан " . Большинство населения Бутана, около 70%, являются последователями буддизма. Из других религий на территории страны разрешен только индуизм. Христиане до сих пор терпели гонения и были вынуждены покидать страну. С 60-х годов прошлого века исповедовать Христианство в Бутане было запрещено, поэтому Церковь действовала там подпольно. В целях безопасности Ватикан не озвучивает количества католиков в этой стране. Единственным священником бутанского происхождения является иезуит Кинли Тзэринг, который управляет католической школой в Индии, где обучается молодежь из Индии, Непала и Бутана. К обращению из буддизма в Христианство Кинли вдохновила встреча с матерью Терезой Калькуттской. Новость об изменении государственной политики в Бутане вызвала большую радость в миссионерской среде. Миссионерские организации, работающие на границе с Бутаном в Индии, выразили готовность возобновить работу в этой стране. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 31.01.2011 16:59:59

http://drevo-info.ru/news/10099.html

Бдение по-прежнему представляло собой начинавшееся в четверг вечером и оканчивавшееся на рассвете шествие с 7 " остановками " , на каждой совершалось небольшое последование, состоявшее из псалма с припевом, 2-хгимнографических циклов (ипакои), Евангелия и коленопреклонной молитвы. Бдение (Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 642-664) совершалось на Елеонской горе, где до середины ночи все пребывали в молитве, а в полночь пели 1-е последование (Пс 2 (стих: Пс 2. 2), ипакои: " Со иными учениками " и " Сим образом Ты " , Ин 13. 31-18. 2, молитва); 2-е последование происходило на месте Вознесения (Пс 40 (стих: Пс 40. 9), ипакои: " Давид пророчествова " и " О иудино коварство! " , Лк 22. 39-46, молитва); место совершения 3-го последования (Пс 40 (с небибл. стихом), ипакои: " Учитель вопияше " и " Иже на вечери " , Мк 14. 33-42, ектения и молитва) не вполне ясно; 4-е последование (Пс 108 (с небибл. стихом), ипакои: " Что помышляеши " и " Егда покланяхуся " , Мф 26. 36-56, ектения и молитва) пелось в Гефсимании; 5-е (Пс 58. 2 (с небиблейским стихом), ипакои: " Разуме Петр " и " Каиафа име " , Мф 26. 57-27. 2, молитва) - в храме св. Петра, построенном на месте дома первосвященника Каиафы; 6-е (Пс 34. 1 (с небибл. стихом), ипакои: " Тя, Слова Отча " и " Егда приведен бысть " , Ин 18. 28-19. 16a, молитва) - в храме св. Софии, построенном на месте дворца Пилата; 7-е (Пс 21 (с небибл. стихом), ипакои: " Пред царем предстал еси " и " Яко агнец непорочен " , Ин 18. 3-27, молитва) - на Голгофе; сразу после 7-го последования на Голгофе бдение заключалось еще одним последованием (небиблейский прокимен, ипакои: " Ты, Иже завистию предан еси " , Лк 22. 54-23. 31, окончание утрени). Т. о., как выбор чтений, так и общий порядок бдения в общем те же, что и в рукописи Paris. Arm. 44. В гимнографическом приложении к Лекционарию приведены полностью тексты прокимнов и тропарей бдения (Tarchnišvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. N 59-98), а также " новых стихов " (дополнительной гимнографии - Ibid. N 99-113). О поклонении Кресту в грузинском Лекционарии не говорится, но в гимнографическом приложении приведены 12 песнопений Кресту (Ibid. N 114).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Воскрешение прав. Лазаря. Икона. 2-я пол. XV в. (НГОМЗ) Воскрешение прав. Лазаря. Икона. 2-я пол. XV в. (НГОМЗ) Далее евангелист Иоанн повествует об исцелениях, совершенных Христом,- сына царедворца и больного у купальни Вифезда (Ин 4. 46 - 5. 9), к-рые служат соответственно 2-м и 3-м знамениями. Поскольку последнее исцеление имело место в субботу, иудеи вступают в спор с Христом относительно дозволенности исцелений в субботу (Ин 5. 10-47). 4-м знамением, по Евангелию от Иоанна, было насыщение 5 тыс. чел. (Ин 6. 1-14), а 5-м - хождение по водам (Ин 6. 15-21). Иисус Христос произносит проповедь о «хлебе жизни» (Ин 6. 22-7. 1), где прикровенно говорит о таинстве Евхаристии. После Его слов о вкушении Плоти от Него отходят нек-рые ученики, но 12 апостолов через ап. Петра исповедуют свою веру: «Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин 6. 68-69). В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Спаситель тайно пришел в Иерусалим на праздник Кущей и открыто учил в храме, но никто не решился арестовать Его (Ин 7. 2-8. 59). В визант. традиции текста после этого рассказа помещается перикопа о взятой в прелюбодеянии (Ин 7. 53-8. 11), этой перикопы нет в древнейших рукописях и о ней умалчивают большинство св. отцов. Евангелист говорит, что фарисеи спорили с Христом о Его словах: о том, что Он есть свет миру, о том, кто Его Отец, кто Он, и о Его связи с Авраамом (Ин 8. 12-59). Когда же Спаситель сказал: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин 8. 58), иудеи хотели побить Его камнями, но Он скрылся от них. 6-м знамением является чудо исцеления слепорожденного, которое подтверждает, что Христос есть свет миру (Ин 9. 1-7). Теперь фарисеи осуждают Христа за Его дела. В ответ Господь начинает учить притчами, называя Себя добрым пастырем и дверью овцам, чем вызывает еще большую распрю среди иудеев (Ин 10. 1-21). На праздник Обновления Спаситель снова учил в храме, в притворе Соломоновом, говоря о Своем единстве с Отцом (Ин 10. 30). Иудеи же опять восприняли эти слова как богохульство. Усиление вражды заставило Его уйти за Иордан (Ин 10. 39-40).

http://pravenc.ru/text/347622.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010