58. Vnde illud quod lectum est, «dominum maiestatis crucifixum esse», non quasi in maiestate sua crucifixum putemus, sed quia idem deus, idem homo, per diuinitatem deus, per susceptionem carnis homo, Iesus Christus, «dominus maiestatis dicitur crucifixus», quia consors utriusque naturae, id est humanae adque diuinae, in natura hominis subiit passionem, ut indiscrete et «dominus maiestatis» dicatur esse, qui passus est, et filius hominis, sicut scriptum est, qui descendit de caelo. Хотя мы читаем: Распяли Господа славы ( 1Кор.2:8 ), не будем думать, что Он был распят в Своей славе, но поскольку Он и Бог, и Человек – по божественной природе Бог, по воспринятой плоти Человек, Иисус Христос , – сказано, что распят Господь славы, ведь Он причастен обеим природам, то есть божественной и человеческой. По природе человеческой Он претерпел страдание, чтобы в равной степени быть названным и Господом славы, Который пострадал, и Сыном Человеческим, сшедшим с небес ( Ин.3:13 ) 267 . 8. 59. Per naturam igitur hominis et dubitauit et taediauit et resurrexit; quod enim ceciderit, hoc resurget. Per naturam hominis dicit etiam illud, de quo calumniari solent, quia dictum est: Vado adpatrem, quia pater maior me est. Итак, по человеческой природе Господь и сомневался, и тосковал, и воскрес: ведь что умерло, то и восстаёт. По человеческой природе Господь говорит также то, что ариане обычно неверно толкуют: Иду к Отцу; ибо Отец более Меня ( Ин.14:28 ). 60. Quomodo «uadit» nisi per mortem, et «uenit» nisi per resurrectionem? Denique addidit, ut de adsumptione se dixisse signaret: Propterea dixi uobis, priusquam flat, ut, cum factum fuerit, credatis. Loquebatur enim passionem sui corporis et resurrectionem, per quam credere coeperunt, qui ante dubitarant. Neque enim deus de loco ad locum transit, qui ubique semper est. Vt homo est, qui uadit, ipse, qui uenit. Denique et alibi dicit: Surgite, eamus hinc. In eo ergo uadit et uenit, quod est commune nobiscum. Каким же образом Он идёт к Отцу, если не через смерть, и каким образом приходит, если не через воскресение? Он добавил, указывая, что сказал о воспринятой плоти: Я сказал вам о том прежде, нежели сбылось, чтобы вы поверили, когда сбудется ( Ин.14:29 ). Ведь Он говорил о страдании Своего тела и о воскресении, благодаря которому уверовали те, кто прежде не верил. Ведь Бог, пребывающий всегда и везде, не переходит с места на место. Христос как человек идёт и приходит. И в другом месте Он говорит: Встаньте, пойдём отсюда ( Ин.14:31 ). Следовательно, Он идёт и приходит так же, как и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Итак, Искупитель мира – Иисус Христос – есть истинный человек с человеческою плотью и душою. Но, вместе с тем, как Евангелие изображает Иисуса Христа истинным человеком, – показывает в Нем и преимущества, отличающие человечество Его от прочих сынов Адамовых. Оно говорит, что Иисус Христос родился от Девы Марии, без отца, по действию Св. Духа. Архангел, благовествуя, обрученной Иосифу, Деве Марии о рождении от Нее Иисуса Христа, сказал, что Она зачнет Сына Вышнего ( Лк.1:28–34 ). Удивленная Дева Мария спросила: како будет сие, идеже мужа не знаю, и тем выразила, что она, по обету девства, никогда не может быть рождающею. На это Архангел открыл ей: Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя, ( Лк.1:35 ) и тем выразил, что Сын Вышнего есть такой Сын, Который рождается от жены, без мужа, участие которого – при этом заменяется наитием Духа Святого. Разрешив таким образом недоумение Девы, Архангел прибавил: темже и рождаемое свято, наречется Сын Божий, и этим показал особое последствие того же небесного наития. Рождаемое свято означает рождение святое, – рождение такого Сына, Который и в существе своем – не имеет ничего нечистого, и со стороны не занял ничего нечистого: весь свят и по душе и по телу; потому, что рождается от Девы, по наитию Св. Духа. Это чистый Сын Божий и непорочный Сын человеческий; чистый и непорочный Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). Искуситель искушал Его, но был побежден Им ( Мф.4:1–11 ); враги не могли обличить Его ни в каком проступке ( Ин.8:46 ; Мф.26:59–60 ); Он свободно свидетельствовал о Себе, что совершенно покорен воле Отца небесного ( Ин.8:20, 10:17–18, 14:31 ; Лк.22:42 ). И родословные Его оканчиваются необыкновенно: Ев. Матфей говорит: – Иаков же роди Иосифа, мужа Мариина, от нея же родися Иисус ( Мф.1:16 ), a не от Иосифа. Ев. Лука начал тем, что Иисус мнимый сын Иосифа, a окончил тем, что Он Сын Божий. Следовательно, Спаситель мира есть человек истинный, имеющий истинное тело и истинную душу человеческие, но вместе с этим есть человек особенный, родившийся без мужа, от непорочной Девы, по наитию Св. Духа, a потому совершенно свободный и от наследственной порчи естества человеческого, и от всякого личного греха. Б. Иисус Христос есть истинный Бог – Сын Божий

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Однако не следует преувеличивать разницу между обоими значениями. Гораздо более важно выражение ™f’ Шm©j ‘до вас’, которое означает, что царственная и спасающая сила Божия приблизилась к слушателям Иисуса и должна быть признана ими. В изложении притчи о сильном человеке очевидна преемственность Мф и Мк, а Лука, очевидно, опирается на тот вариант текста, который был сохранен в их общем источнике с Матфеем. Смысл притчи, очевидно, заключается в том, что сильнейший, то есть Иисус, освобождая людей, плененных сатаной, не только лишает его оружия, но и разделяет похищенное и таким образом бесспорно свидетельствует о Своей победе над злой силой и о невозможности изгонять бесов силою князя бесовского. В основе притчи лежит ветхозаветный образ Бога как вооруженного воителя, выступающего на битву с врагами (Исх 15:3; Ис 59:16–18) 83 . Изречение кто не со Мною, тот против Меня точно соответствует Мф 12:30 и восходит к общему с Матфеем источнику; его парадоксальное отражение в другом контексте — кто не против вас, тот за вас (9:50). Кто не собирает со Мною, тот расточает — глагол означает здесь ‘сводить, собирать (стадо овец)’, а skorp…zw — соответственно ‘рассеивать, разгонять’, ср. тот же глагол в Ин 10:12 (образ волка, который разгоняет овец) и в Ин 16:32 (вы рассеетесь каждый в свою сторону). В этом контексте рассказ о восьми бесах, вселившихся туда, откуда ранее был изгнан один из них, может быть понят как предостережение иудейским экзорцистам, которые, освобождая людей от власти злых сил, не открывают им вести о Царствии Божием и поэтому в конце концов ухудшают, а не улучшают их положение. Ходит по безводным местам — важно не отсутствие воды как таковое, а отсутствие людей в безводной местности, почему бес, рассматривающий тело человека в качестве дома, и не может найти покоя. Предложение находит его выметенным и убранным надо понимать в условном смысле (‘если находит…’). Ср. 2 Пет 2:20: если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Истинное благословение (11:27–28) Краткий разговор с женщиной из народа, завершающий предыдущий эпизод, отсутствует у Матфея; на этом месте у Матфея и Марка помещен рассказ о Матери и братьях Иисуса (Мк 3:31–35; Мф 12:46–50), который уже изложен у Луки ранее (8:19–21); оба рассказа объединены только основной мыслью — превосходство послушания Богу над кровными узами, и нет основания видеть между ними непосредственную текстуальную зависимость. В восклицании женщины, невзирая на его художественную форму, не следует отыскивать какой-то зашифрованный смысл — оно означает просто ‘счастлива Мать, имеющая такого Сына, как Ты’ или ‘Твоя Мать должна была получить особое благословение от Бога’. К ответу Иисуса женщине см. еще 8:21; 6:46–49 (параллели в Мк 3:34–35 и Мф 7:24–27 соответственно); Рим 2:13; Ин 13:17; 15:14; Иак 1:22. Знамение Ионы (11:29–32)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

    «Дверь» (Ин.10:9), как вводитель.     «Пастырь» (Ин.10:11), как вселяющий «на пажити злачные», воспитывающий «на воде тихой» (Пс.22:2), путеводствующий отсюда, защищающий от зверей, обращающий заблудшего, отыскивающий погибшего, обвязывающий сокрушившегося, оберегающий крепкого (Иез.34:4) и вещаниями пастырского искусства собирающий в тамошнюю ограду.     «Овца» (Ис.53:7), как заклание.     «Агнец» (1Пет.1:19), как совершенный.     «Архиерей» (Евр.4:14), как дарующий нам доступ.     «Мелхиседек» (Евр.7:3), как рожденный без матери по естеству высшему нашего, и без отца — по естеству нашему, как не имеющий родословия по горнему рождению, ибо сказано: род «Его кто изъяснит?» (Ис.53:8); как царь Салима, то есть мира, как царь правды, и как приемлющий десятину от патриархов, которые мужественно подвизались против лукавых сил. Имеешь перед собой наименования Сына. Шествуй по ним; и если они высоки, то шествуй — божественно, а если телесны, то — подобострастно, лучше же сказать, — совершенно божественно, чтоб и тебе стать богом, восшедшим от земли через Снизошедшего ради нас свыше. А более всего и прежде всего наблюдай сказанное, и не погрешишь в высоких и низких наименованиях. «Иисус Христос вчера и сегодня» телесно, «тот же» духовно «и во веки» (Евр.13:8) веков. Аминь.    Плоти.    Человек.    То есть тело человеческое.    По некоторым греческим изданиями: φησι Κριος, Κριος στρατιων, т.е. «говорит Господь, Господь воинств». Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе... О богословии пятое, о Святом Духе    Таково слово о Сыне, и так избежало побивающих камнями, «пройдя посреди них» (Ин.8:59), потому что слово не побивается камнями, но само, когда хочет, и камнями, и пращею поражает зверей, то есть учения, со злым умыслом приступающие к горе! Теперь спрашивают: «Что ж скажешь о Святом Духе? Откуда вводишь к нам чуждого и незнаемого по Писанию Бога? И это говорят даже те, которые умеренно рассуждают о Сыне! Ибо что видим в дорогах и реках, которые и отделяются одна от другой, и вместе сходятся, это из-за переизбытка нечестия бывает и здесь: расходящиеся в одном соглашаются в другом, отчего невозможно доподлинно узнать, что приемлется ими и что оспаривается.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Кирилл Ал., – назвал их семенем лукавым ( Ис.1:4 ), а также князьями содомскими и людьми гоморрскими ( Ис.1:10 ) 1028 , а в другом месте от лица Бога сказал о них: «ради вражды сея отринух и» ( Ис.27:4 ) 1029 . Так как Иудеи «кроме непокорности имели неистовый и самый беззаконный язык, постоянно произносивший нечестивые слова против Христа», то пророк и говорит, что «язык их со беззаконием» ( Ис.3:8 ), «ибо есть ли что-либо постыдное, – замечает св. Отец, – чего они не говорили бы на Спасителя» 1030 . «Оста­ваясь неверующими и неразумными, они нечестиво подвергли Его бесславию и бесчестию, называя Его Самарянином ( Ин.8:48 ), ядцей и винопийцей ( Лк.7:34 ), и рожденным от прелю­бодеяния и сверх того грешником»; это-то именно все разу­мея, как думает св. Отец, пророк и говорит о Христе: «обезславится от человек вид Твой, и слава Твоя от сынов че­ловеческих» ( Ис.52:14 ) 1031 . «Порицая дерзкие слова, которые Иудеи произносили на Христа, пророк сильно обличает Иудеев за их дерзости и много огорчается их нечестивыми речами, го­воря: «сынове беззаконнии, семя прелюбодеев и блудницы: в чем услаждастеся и на кого отверзосте уста ваша? и на кого изсунусте язык ваш?..» ( Ис.57:3, 4 ) 1032 . А так как они, постоянно враждуя против Христа, понося и злословя Его, (при этом) «унижали Божественные знамения и выдумывали ложь против Божественного величия», то пророк и обращается со словами: «устне ваши возглаголаша беззаконие, и язык ваш неправде поучается» ( Ис.59:3 ) 1033 . Впрочем, по изображению пророка, они и сами «совершают исповедь в том, что многообразно нече­ствовали против Христа», так говоря: «нечествовахом и солгахом и отступихом от последования Бога нашего» ( Ис.59:13 ) 1034 . Из других пророков, подобно Исаии, Иеремия предвещал упорство иудеев, вследствие которого они не приняли пропо­веди Евангельской и отвергли Слово Божие, говоря: «се, необрезана ушеса их, и слышати не возмогут, се, Слово Господне бысть к ним в поношение, и не восприимут того» ( Иер.6:10 ), но «отвергоша» ( Иер.8:9 ) 1035 , почему (Иеремия) называет народ иудейский «тельнем ненаученными» ( Иер.31:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Сказанным вполне объясняется смысл 22-го стиха: «так что (στε – следствие или вывод из ветхозаветного цитата, – соединяет этот стих с предыдущим в один период, поэтому нельзя ослаблять этой связи разрывом предложений, как русс.: «и так») языки в знамение суть (служат) не верующим (не тем, кто веруют), но неверам, а пророчество – не неверам, но верующим: στε α γλσσαι ες σημεν εσιν ο τος πιστεουσιν λλ τος πστοις δ προφητεα ο τος πστοις λλ τος πιστεουσιν«. Из приведенного ветхозаветного цитата апостол делает общий вывод относительно значения языкоговорения и пророчества для веры или верующих и неверия или неверующих. Для возбуждения веры и для верующих языкоговорение не имеет существенного значения и не служит знамением, ибо имеются ясные пророческие откровения. Но для неверов и для укрощения неверия оно является таинственно-устрашающим средством, заставляющим невольно остерегаться глумления и насилия над истиною и святостью. " Пророчество же, говорит апостол, – не неверам, но верующим». Каким образом пророчество служит знамением для верующих, это понятно. Оно открывает им тайны божества, научает, дает назидание, увещание и утешение (ст. 3. 30. 31), вызывает веру в тех, чьи сердца являются чистыми носителями веры, как например в Нафанаиле ( Ин. 1:4750 ), Самарянке ( Ин. 4:17 дал.), в народе ( Мф. 7, 2829 ), учениках (прощальная беседа и др.). Но почему же «не неверам»?. Ясная речь о том, чему люди не склонны верить, что противно их внутреннему настроению, как бы органически отталкивается их нравственною природою, – она может только злить и раздражать их, вызывая в них зверские влечения. Когда воспылал гнев Господа на Амасию и послан был к царю пророк с ясным обличением: «зачем ты прибегаешь к богам народа сего?», – царь отвечал: «разве тебя поставили советником царским? Перестань, чтобы не убили тебя!» И перестал пророк, сказав: «знаю, что решил Бог погубить тебя, потому что ты сделал сие и не слушаешь совета моего» ( 2Пар. 25:1516 ). Напротив, верующий Давид на обличение пророка Нафана отвечает: «согрешил я пред Господом» ( 2Цар. 12:13 ) и составляет покаянную песнь ( Пс. 50 -й). Тоже и в Новом Завете. Ясные откровения и обличения Господа всегда сопровождаются смертоубийственною злобою неверов, как это было в Назаретской синагоге ( Лк. 4:2829 ), на празднике Кущей ( Ин. 7:7. 19. 44 , – 8:59), Обновления (10:33. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Не отдельные только лица, но и весь израильский народ в некоторых обстоятельствах своей жизни прообразовал И. Христа. Так ев. Матвей, повествуя о возвращении младенца Иисуса из Египта, говорит, что это случилось по пророчеству: из Египта воззвал Я Сына Моего ( Мф.2:15 ). Пророчество находится у Осии (11:1), который этими словами указывает на исшествие израильтян из Египта. Сказанное Духом Божиим о народе израильском (который в переносном смысле и в других местах Писания называется Сыном Божиим, напр. Втор.14:1; 32:5–6 ; Иер.31:9 ; Пс.72:15 и др.), тем же Духом прилагается ко Христу, по той, конечно, причине, что Израиль в этом случае служит прообразом И. Христа – Сына Божия. Между событиями, прообразовавшими новозаветные времена, особенно примечательны: жертвоприношение Исаака, прообразовавшее жертвоприношение Сына Божия на Кресте ( Иак.2:21 ; Евр.11:17–19 ); исполнивши в душе повеление Божие, Авраам как бы прозрел в будущее, предзнаменованное жертвоприношением его, и созерцал день Христов ( Ин.8:59 ); – переход евреев через Чермное море, как образ всеобщего крещения ( 1Кор.10:1 и сл.), ниспосланию манны с неба, как образ хлеба животного ( Ин.6:49–51 ), вознесение медного змия, как предначертание спасительной смерти Христовой ( Ин.3:14 ), вступление народа в землю обетованную и устроение в ней Иерусалима – града Божия, как образ вступления в царство благодати и царство славы, к Иерусалиму небесному, к церкви первородных, на небесах написанных ( Гал.4:26 ; Евр.12:21–23 ). II. Но в особенности воплощали в себе идею спасение прообразованния обрядовые. Закон обрядовой, по слову апостола, был закон, сень имый грядущих благ (σκι τν μελλντων γαθν), т. е. в обрядах и священнодействиях церкви подзаконной, как в своей тени, отображалось тело Христово (σμα το Χριστο, – Кол.2:17 ), или самый образ вещей (εκν τν πραγμτων – Евр.10:1; 8:5 ), – Искупитель и совершенное Им дело искупление. Посему-то этот закон с пришествием И. Христа потерял силу и был отменен. Образы будущего – Мессии, Его служения и царства предъизображены во всем устройстве ветхозаветной церкви, в ее утвари, обрядах, богослужения, в установлениях касательно священных мест, лиц и времен. Израильтянин, внимательный к своей вере, при свете пророчеств о Мессии, в обрядах и священнодействиях своего богослужения так же мог уразуметь очертание или образы будущих действий Мессии, как мы теперь в обрядах и священнодействиях литургии видим изображения уже совершенных Христом действий или событий в Его земной жизни. Из бесчисленного множества обрядовых прообразований укажем лишь на два важнейшие обрядовые действия, именуемые у отцов церкви главнейшими таинствами ветхозаветной церкви: а) обрезание и б) жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Иисус Христос сказал:  если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными  ( Ин.8:31–32 ).  Я есмь путь и истина и жизнь  ( Ин.14:6 ). Познать истину в христианстве значит пребывать в слове Христовом, быть учеником Христа, жить Христом и со Христом. Ибо Истина в христианстве личностна. Она — «Кто», а не «что» (ср. вопрос Пилата Христу:  Пилат сказал Ему: что есть истина?  [ Ин.18:38 ]). Путь такого христианского познания кардинально отличается от путей познания, предложенных как античной, языческой, так и философией нового времени, где высшим инструментом и инстанцией познания истины признавался человеческий разум. В конце концов всё, что утверждали античные философы, а вслед за ними и европейская умозрительная философия, сводилось к тому, что знание и добродетель неразрывно связаны между собой: без познания нет ни истины, ни добра, и, как говорил Сократ, «величайшее благо для человека — это ежедневно беседовать о добродетели» 59 . И поскольку знание у Сократа приравнивается к добродетели, а добродетель — к знанию, то и правильное знание определяет правильное поведение. Этот центральный мотив Сократа превращается у Платона, а затем и у античных и новоевропейских мыслителей в исходный пункт философии. Разум объявляется самодостаточным, саморазвивающимся, продуцирующим свои собственные автономные законы, по которым организуется его дискурс. Его мысль, которая оказывается суверенной, исходит из своих собственных оснований и движется по своим собственным законам 60 . Предпосылкой для этого был античный дуализм, утверждавший двойственность человеческой природы: всё низменное, телесное, инстинктивное подлежало осуждению и отсечению, и напротив, высшее — духовное — и обособленное начало, которое означало ум, открытый для знания, наделялось особым статусом. Отсюда — сугубое почитание ума, вплоть до придания ему божественных качеств 61 . Можно обнаружить следы этого античного влияния, антропологического дуализма даже у блаженного Августина: во всяком случае, он считает интеллектуальное созерцание сверхприродным даром, признавая разум в качестве начала, приобщённого Божественному. Именно эта традиция в отношении к человеческому уму (nous) возобладала в западном христианстве и легла в основу самоустроения человека Запада.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Святый Божий, грядущий освятить человеков, вместе с ищущими очищения грешниками преклоняется под руку человека и приемлет крещение. Воистину крещение, слушатели, то есть погружение не столько в водах, сколько в обилии Креста! Испытующий сердца и утробы Сам поставляется в искушении. Хлеб небесный предается земной алчбе. Тот, пред Которым должно преклоняться всякое колено небесных, земных и преисподних [Флп.2:10], допускает князя преисподних требовать от Себя поклонения (Мф.4:9). Ходатай Бога и человеков открывает Себя человекам, но Его или не узнают, или не хотят узнавать. Его учение почитают богохульным (см.: Мф.9:3), Его дела - беззаконными (см.: Ин.9:16), Его чудеса - Вельзевуловыми (см.: Мф.12:24). Если Он чудотворит и благотворит в субботу, Его называют нарушителем субботы. Если обращает заблудших и приемлет кающихся, Его порицают другом грешников (см.: Мф.11:19). Там ищут уловить Его словом (см.: Мф.22:15); здесь ведут Его на верх горы, дабы низринуть (см.: Лк.4:29); инде вземлют на Него камение (см.: Ин.8:59) - нигде не дают Ему главы подклонити (см.: Мф.8:20). Он воскрешает умершего - завистники совещаваются умертвить Его Самого (см.: Ин.11:43,44,46,53). Народ во вратах Иерусалима приветствует Его Царем - все земные власти восстают, дабы осудить Его, как преступника. В избранном сонме Своих другов Он видит неблагодарного предателя и первое орудие смерти Своей. Лучшие из них служат Ему соблазном, помышляя человеческое в то время, когда Он идет на дело Божие (см.: Мф.16:23). Почиешь ли Ты, Божественный Крестоносец, хотя на едино мгновение от ига, непрестанно возрастающего на раменах Твоих? Почиешь ли, если не для обновления Твоих сил к новым подвигам, по крайней мере из снисхождения к немощи Твоих последователей? Так, приближаясь к Голгофе, Ты почиешь на Фаворе. Гряди на сию гору славы, да просветится лице Твое светом небесным, да убелятся ризы Твои, да приидут закон и Пророки признать в Тебе свое исполнение, да услышится глас благословения Отчего! Но не примечаете ли вы, слушатели, как крест последует за Иисусом на самый Фавор и слово крестное не разлучается от слова прославления? О чем там, среди толикой славы, беседуют с Иисусом Моисей и Илия? Они беседуют о Его Кресте и смерти: Глаголаста же исход Его (Лк.9:31).

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Пастырь ( Ин.10:11 ) – как вселяющий на месте злачне, воспитывающий на воде покойне ( Пс.22:2 ), защищающий от зверей, обращающий заблудшего, отыскивающий погибшего, обвязывающий сокрушившегося, сберегающий крепкого ( Иез.34:4 ) и вещаниями пастырского искусства собирающий в тамошнюю ограду. Овча ( Ис.53:7 ) – как заклание. Агнец ( 1Пет.1:19 ) – как совершенный. Архиерей ( Евр.4:14 ) – как дарующий нам доступ. Мелхиседек ( Евр.7:3 ) – как рожденный без матери по естеству высшему нашего и без отца – по естеству нашему, как не имеющий родословия по горнему рождению, ибо сказано: род Его кто исповесть ( Ис.53:8 ), как царь Салима, то есть как царь правды и как приемлющий десятину от патриархов. Имеешь перед собой наименования Сына. Шествуй по ним: если они высоки, то шествуй божественно, а если те-лесны, то – снисходительно, лучше же сказать, совершенно божественно, чтобы и тебе стать богом, восшедшим от земли через сшедшего ради нас свыше. А более всего и прежде всего наблюдай сказанное и не погрешишь в высоких и низких наименованиях. Иисус Христос вчера и днесь телесно, тот же духовно и во веки ( Евр.13:8 ). Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе Таково слово о Сыне, и так избежало побивающих камнями, прошед посреди их ( Ин.8:59 ), потому что слово не побивается камнями, но само, когда хочет, и камнями, и пращой поражает зверей, то-есть учения, с злым умыслом приступающие к горе! Теперь спрашивают: «Что же скажешь о Святом Духе? Откуда вводишь к нам чуждого и незнаемого по Писанию Бога?» И это говорят даже те, которые умеренно рассуждают о Сыне! Ибо что видим в дорогах и реках, которые и отделяются одна от другой, и вместе сходятся, то, по переизбытку нечестия, бывает и здесь; разнствующие в одном соглашаются в другом, отчего невозможно до подлинности узнать, что приемлется ими согласно и что оспаривается. Правда, что слово о Духе не без затруднений не только потому, что противники, обессиленные словами о Сыне, тем с большим жаром борются против Духа (а им непременно надо в чем-нибудь нечествовать, иначе и жизнь для них без жизни), но и потому, что мы сами, подавленные множеством вопросов, находимся в таком же положении, в каком бывают люди, которые теряют охоту к пище, как скоро одна снедь возбудила в них к себе отвращение. Как для них равно неприятна всякая пища, так и для нас – всякое слово. Впрочем, подаст Дух, и слово потечет, и Бог прославится. Но тщательно разыскивать и разбирать, в скольких значениях берутся и употребляются в Божественном Писании слова Дух и Святый, собирать свидетельства в пользу умозрения и доказывать, что, кроме этого, в особенном смысле берется речение, составляемое из обоих этих слов, именно: Дух Святый – предоставляю другим, которые любомудрствовали об этом и для себя и для нас, так как и мы любомудрствуем об этом для них. А сам обращусь к продолжению слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010