Августина). Созерцая себя в своих актах и в единстве с телом, душа познаёт, что она не абсолютно вечна и не целиком временна, но есть «невременное триединое время» (см.: Nicol. Cus. Opera. Vol. 10. P. 17). Этот образ затем переносится на бесконечное и вечное бытие Бога, которое рассматривается как триединое равенство: абсолютное равенство (тождество) Отца отображает себя в Сыне, или Слове, Который есть «равенство равенства» (aequalitatis aequalitas), а связью этих двух равенств является Св. Дух (см.: Ibid. P. 31-33). Н. К. отмечает, что, поскольку речь идет о равенстве, оно может быть только одно, т. к. любое различие предполагает неравенство, поэтому в Св. Троице существует триединое равенство. Т. о., рассматривавшееся в соч. «Об ученом незнании» как личное наименование Сына понятие «равенство» в этом трактате интерпретируется как сущностное имя Бога, Который описывается как существующий в трех «Субсистенциях, или Ипостасях, равенства» (Ibid. P. 33). 17. «О начале» (De principio; крит. изд.: Nicol. Cus. Opera. 1988. Vol. 10. Fasc. 2b; рус. пер. отсутствует), трактат, предположительно адресован Бальби; завершен 9 июня 1459 г. в Риме (обзор содержания и лит-ру см.: Bormann. 2001; Handbuch Nikolaus von Kues. 2014. S. 222-226; Senger. 2017. S. 58-59). Отправной точкой рассуждений Н. К. являются обращенные к иудеям слова Иисуса Христа, засвидетельствованные в Евангелии от Иоанна: «...от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин 8. 25; в Вульгате - principium quia et loquor vobis, т. е. «начало, как и говорю вам»). Следуя мнению блж. Августина и нек-рых др. церковных писателей, Н. К. понимает этот отрывок в том смысле, что Иисус в ответ на вопрос иудеев называет Себя «началом» (principium), тем самым подчеркивая Свое единство с Отцом (в совр. библеистике такая интерпретация считается несоответствующей грамматике и смыслу оригинального греч. текста; см., напр.: Zumstein J. Das Johannesevangelium. Gött., 2016. S. 328. Not. 28). Вслед. этого основной темой трактата является философское осмысление понятия «начало» как наименования триединого Бога.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Ложь – обман, намеренное искажение правды, истины . По объяснению святых отцов, ложными могут быть мысли, слова, знания, впечатления, представления, учения, жизненный опыт, жизненные пути. Изобретателем (отцом) лжи является диавол : « Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи » ( Ин.8:44 ). Девятая заповедь однозначно запрещает ложное свидетельство на ближнего. На страницах Священного Писания также часто встречаются слова, однокоренные со словом «ложь»: лжесвидетельство, лжесвидетели ( Мф.26:59-60 ) , лжепророки ( Мф.7:15 ) , лжеучители ( 2Пет.2:1 ) , лжебратья ( 2Кор.11:26 ) , лжеапостолы ( 2Кор.1:13 ) , лжехристы ( Мф.24:24 ) . Какие виды грехов являются разновидностью лжи? Помимо обмана сюда можно отнести клевету , умышленное извращение правосудия в суде, лицемерие , лесть , распространение сплетен. Бывают ли негреховные виды лжи (ложь во благо)? Ложь – намеренный обман ближнего в словах или иных внешних действиях, является грехом по роду. Согласно «Пространному христианскому катехизису», непозволительна даже такая ложь, «при которой нет намерения вредить ближнему». В Священном Писании находится предостережение: «Не желай говорить какую бы то ни было ложь» ( Сир.7:13 ). Причиной ее аморальности является то, что «всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви» (Пространный христианский катихизис). Прп. Никодим Святогорец предостерегает: «Всякая ложь, какой бы она ни была, как бы она ни говорилась, является грехом и пагубой, и христианам совсем не к лицу лгать, ибо это становится дурной привычкой». Правда, иногда мы встречаем в Священном Писании примеры того, как ложь служила к пользе (по крайней мере, к сиюминутной пользе) ближних. Например, Раав, обманув посланников царя Иерихонского, спасла тем самым жизнь посланных Иисусом Навином соглядатаев ( Нав.2:1-5 ). Впоследствии на неё, как на пример, указывал апостол Иаков: « Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? » ( Иак.2:24-25 ). На неё же указывал апостол Павел: « Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными » ( Евр.11:31 ). Однако подобного рода примеры всё же являются случаями исключительными и не опровергают того положения, что «уста лживые – мерзость пред Господом».

http://azbyka.ru/lozh

«и познаете истину, и истина сделает вас свободными » (Ин. 8: 32). Симонопетра. Дорога в обитель Комментарии Всего комментариев: 10 2018/12/11, 13:27:31 Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга Джонатан Свифт Любовь — это огонь, зажигающий душу. Джордано Бруно Любовь как ртуть: можно удержать ее в открытой ладони, но не в сжатой руке. Дороти Паркер Любить — значит жить сердцем. Жан Батист Анри Лакордер Человек начинается с любви; чтобы понять человека, нужно полюбить его. Жан Гавер Всегда кажется, что любят нас за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любят. Лев Николаевич Толстой Истинная Любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности Любви ко всем. Лев Николаевич Толстой Бог обращается к человеку шепотом Любви, а если он не услышан — то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий. Клайв Стейплз Льюис Слава Богу за всё 2018/08/24, 15:35:59 Только Любовь спасает. И вся Церковь Христова верит в то, что Господь спасёт всех людей. Почему? Потому что вся Церковь Христова, миллионы людей во всех концах земли, день ночь молятся о спасении всех. И значит верят в то, что Спаситель спасёт всех людей. И иначе и быть не может. Потому что молиться о спасении всех и не верить в то, что Господь спасёт всех, такой молитвы просто не существует. Ведь Сам Христос Бог наш, наш Спаситель говорит: Всё, что ни попросите в молитве верующе, то сделаю. Аминь. Слава Богу Всемогущему, Любви нашей Иисусу Христу, Спасителю нашему, за всё. Вечная Любовь 2016/11/17, 12:05:30 Человек без Любви не сможет понять ничего, ни другого человека, ни науки, ни дела, ни вещи, ни книги, ни фильма, ничего. Человеку без Любви ничего не будет интересно, ничего не будет нравиться, ничего не будет красиво. Человек без Любви не смог бы понять другого человека, не смог бы понять природы, не смог бы понять законов Любви, правил Любви, искусства Любви. Человек без Любви, это грешная земля, это человекообразная машина, но даже машина не появилась бы без Любви. И как рыба не может жить без воды, так и ни один человек, не может жить без Любви. Аминь. Слава Любви Всемогущей, Христу Богу нашему, за всё.

http://isihazm.ru/?id=210

Двенадцати лет преподобный Макарий Унженский покинул дом и ушел в Печерский монастырь. Родители искали его повсюду и плакали неутешно. Через три года случайно от инока узнали они о месте пребывания сына. Отец его пришел в монастырь и со слезами просил настоятеля показать ему сына. Но Макарий ответил: «Отец мой – Господь Бог . Невозможно нам видеться здесь, на земле, ибо Господь сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 )». Отец плакал и говорил: «Сын мой, я плачу от радости о Твоей вере, но покажись мне и утешь меня». Но юный инок остался тверд, тогда отец сказал: «Сын мой, спасай душу твою и молись о нас Господу, да и мы твоими молитвами будем спасены» (85,347). ВТОРНИК. Ин. Зач. ЗЗ. (8,51–59) ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах (33,179). Заповеди Божий есть Жизнь Вечная (31,186). Как по телу несовершенен тот, у кого недостает какого-либо необходимого члена, но в том самом и несовершенен, чего недостает ему; так нерадящий и о единой заповеди чрез неисполнение бывает уже несовершенен по причине сего недостатка (1,256). Каждый из нас может исполнять трудное в заповедях, когда жизнь свою, как пред зрителями, открывает пред Богом всяческих (1,339). Вступивший в послушание Евангелию должен прежде всего очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы чрез это соделаться благоприятным Богу в делах Святыни (3,308). Заповеди Божий надобно так исполнять, как повелел Господь. Ибо кто погрешает в образе действования, тот хотя, по-видимому, исполняет заповедь, однако же не имеет похвалы от Бога… Заповедь Божию исполнять должно не из угождения людям и не по другой какой страсти, но иметь во всем целью угодить Богу и прославить Бога (3,325). Показывающий тщательность в менее важном не должен презирать важнейшее, но, исполняя преимущественно важнейшие заповеди, обязан он успевать и в менее важном (3,351)… Заповеди Божий не иное что имеют в виду, как спасение послушного им (5,65)… Во всем должно нам остерегаться, чтобы под предлогом исполнения заповеди не оказаться нарушителями другой (5,104)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Удивителен эпизод в Евангелии от Луки с идущими в Эммаус, где Христа узнают только в преломлении хлеба (Лк.24:30-31). Мы как-то догадываемся, что Он изменился внешне. Его не узнает Мария Магдалина, пока Он не называет ее по имени, Его не узнают ученики по дороге, не узнают ученики в тот же день вечером, когда при затворенных дверях Он стал перед ними, не узнают и потом в Галилее, — Он другой. Он может ходить не сквозь двери, а раньше Он этого не делал, Он возникает и исчезает, у него стала другая внешность, но когда Он преломил хлеб и стал их угощать, они его узнали. Для чего это постоянно рассказывается? Я думаю, здесь говорится о том, что человек изменяется неузнаваемо, и каждый, кого мы встречаем, может оказаться переодетым царевичем. Он Воскрес, Он создает Церковь, Он дарует Святого Духа, но плоть Его покрыта ранами и язвами. Значит, Воскресение — это не исцеление, это что-то другое. И увидев это, Фома произносит слово, которым фактически все Четвероевангелие заканчивается: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 мая, 2024 2 мая, 2024 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 25 апреля, 2022 24 апреля, 2022 8 мая, 2021 6 мая, 2021 6 мая, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/tajny-strastnoj-sedmic...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Больше половины болгар выступают за изучение религии в школах 14.04.2008 В Болгарии 61,4% жителей одобряют введение в школа предмета " Религия " . Таковы итоги социологического опроса, проведенного в начале этого года институтом " Открытое общество " . Резко против выступают 25,6% опрошенных. Наибольшую поддержку новый предмет получил на Юге и Юго-востоке страны, наименьшую - в Софии, где только 59,6% - " за " , а 31,7 - " против " . Похожие цифры дал и опрос жетелей сел: 59,8% " за " , 21,2% - " против " , 19% затруднились с ответом. Женщины в большей мере одобряют изучение религии (64,1% за, 23,5% против), чем мужчины (58,2% за, 27,8% против). Новый предмет считают необходимым скорее представители старших возрастов. В возрастной группе " 60+ " его поддерживают 66,3%, а против выступают только 19,9%. Молодые люди (18-30 лет) дают на 10% меньшую поддержку и, соответственно, на 10% больше протестующих. Число не одобряющих изучения религии в школах прямо пропорционально уровню образования. Среди выпускников вузов возражает 31% опрошенных, среди лиц с начальным и неполным начальным образованием - только 16,1%. Кроме того, люди с низким уровнем образования чаще затрудняются с ответом на вопрос (18,6%). Regions.Ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 14.04.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4785.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы БОГОПОЗНАНИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Богопознание , постижение Бога в соответствии с заповедью, выраженной в словах Спасителя : " ...да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа " ( Ин 17, 3 ). В Ветхом Завете В Ветхом Завете богопознание определяется посредством глагола yada (знать). В древнееврейском языке этот глагол употребляется не только тогда, когда речь идет о получении знаний или приобретении тех или иных сведений, но и в тех случаях, когда необходимо выразить " некое экзистенциальное соотношение (т. е. укорененное в самом существовании). Познать нечто - значит изведать нечто конкретным опытом " . Так, напр., библейские слова: " Адам познал Еву, жену свою " ( Быт 4, 1 ), - говорят о супружеском соединении Адама и Евы, так же познаются страдание ( Ис 53, 3 ), грех ( Прем 3, 13 ), война ( Суд 3, 1 ), мир ( Ис 59, 8 ), добро и зло ( Быт 2, 17 ). Познание на библейском языке - это " реальное и ответственное включение себя в жизнь, вызывающее глубокие последствия. Познать кого-нибудь - значит вступить с ним в личные отношения, которые могут принимать многоразличные формы и достигать разных степеней; поэтому под " познанием " можно понимать целую гамму различных смыслов… Бога познают, когда испытывают Его суд ( Иез 12, 15 ), и совсем по-другому познают Его, когда вступают в Его Союз-Завет ( Иер 31, 34 ) и постепенно входят в единство с Ним " . Познание Бога в Ветхом Завете обычно раскрывается не на уровне отдельной личности, а на уровне целого народа (чаще всего израильского). Бог, сотворивший человека по Своему образу ( Быт 1, 27 ), хочет, чтобы творение знало своего Творца. Он Сам дает познать Самого Себя, открывая народу Свое имя ( Исх 3, 14 -15). 40 лет Он водит избранный народ по пустыне, дабы тот утвердился в вере, что Он - их " Господь Бог " ( Втор 29, 6 ).

http://drevo-info.ru/articles/13677377.h...

Место рождения св. Иоанна Предтечи в мон-ре Рождества св. Иоанна Предтечи в Айн-Кареме Место рождения св. Иоанна Предтечи в мон-ре Рождества св. Иоанна Предтечи в Айн-Кареме Евангелист Лука также сообщает, что Матерь Иисуса Христа приходилась родственницей (συγγενς) прав. Елисавете (Лк 1. 36). Однако, в какой именно степени родства они состояли, из этих сведений непонятно (уточнение дает только поздняя традиция: Никифор Каллист со ссылкой на сщмч. Ипполита Римского писал, что Соби, мать Елисаветы, была родной сестрой прав. Анны, матери Пресв. Богородицы - Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3//PG. 145. Col. 760). Хотя в Лк 1. 41 говорится о том, что младенец И. П. «взыграл» во чреве матери при приближении Пресв. Девы, носившей в Себе Спасителя, из дальнейшего повествования неясно, общался ли И. П. с Иисусом Христом до крещения Его на Иордане. Др. евангелисты расходятся во мнениях: Мф 3. 14-15 намекает на то, что И. П. знал Иисуса Христа прежде Сошествия на Него Св. Духа как безгрешного Мессию, тогда как в Ин 1. 31, 33 И. П. прямо свидетельствует, что не знал Его. Сведения о детстве И. П. заканчиваются указанием евангелиста Луки на то, что на 8-й день он был обрезан (Лк 1. 59). Дальше говорится, что «младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк 1. 80). Каким образом И. П. оказался в пустыне и что случилось с его родителями (осиротел ли он), евангелисты не сообщают. Апокрифическая традиция связывает пребывание И. П. в пустыне с приказом царя Ирода об избиении Вифлеемских младенцев , а научные реконструкции жизни пророка - с сектой ессеев ( Geyser. 1956), о к-рых было известно, что они принимали сирот на воспитание в свою общину ( Ios. Flav. De bell. II 8. 2 (12)). Тем не менее стих Лк 1. 80 может быть интерпретирован как лит. переход от повествования о детстве И. П. к рассказу о начале его служения, а следов., не может привлекаться в качестве исторического источника о попадании И. П. в пустыню уже в детстве. Все евангелисты, кроме Луки, начинают рассказ об И. П. с его проповеди и жизни в пустыне (Мк 1. 4; Мф 3. 1), не сообщая ничего о его происхождении и детстве. Согласно Луке, И. П. начал проповедовать в 15-й год правления имп. Тиберия (28/29 г.) (Лк 3. 1). У евангелиста Матфея рассказ об И. П. следует сразу же за упоминанием о смерти Ирода Великого и о правлении Архелая в Иудее (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.). Место служения.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . О Евхаристии. Религиовед, главный редактор сайта " Православная традиция " В.И. Немыченков, беседа 9. 31.03.2022 20:33 В.И. Немыченков В течение всего Своего земного служения Господь Иисус Христос подвергался смертельным опасностям, но избегал их, потому что " время Мое еще не пришло " , как сказал Он ученикам, по свидетельству евангелиста Иоанна (Ин, гл 7, 8-9) А когда приблизился час, ради которого Он пришел, Господь свободно принял все: и уничижения, и страдания, и смерть. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 02.04.2022 - 17:52 А где же объявленная : А где же объявленная программа? Мы ждали! И уж сразу напишу, не зная куда еще адресовать - какие прекрасные программы о российском кино! Прекрасная ведущая, замечательные мастера, очень понравилось о Шукшине, Тарковском... Жалко, они идут редко ив разное время,надо ловить. Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2022/03/31/20-3...

Скачать epub pdf Глава 8. Семя Авраамово В главе 8-й Евангелия от Иоанна полемика Иисуса с иудеями достигает апогея. Вся эта глава после вставленного в нее рассказа о женщине, взятой в прелюбодеянии, состоит из диалогов Иисуса с иудеями. При этом слова Иисуса обращены как к «народу» в целом ( Ин.8:12 ), так и к отдельным группам – «фарисеям» ( Ин.8:13–20 ), «иудеям» ( Ин.8:21–30, 33–59 ), «уверовавшим в Него иудеям» ( Ин.8:31–32 ). Диалоги носят остро полемический, конфликтный характер. В общей сложности глава включает три диалога. Первый начинается со слов Опять говорил Иисус к народу; его сквозной темой является «свидетельство» Иисуса о Самом Себе ( Ин.8:12–20 ). Второй диалог начинается со слов – Опять сказал им Иисус – и посвящен преимущественно предсказанию Иисуса о Своей смерти ( Ин.8:21–30 ). В третьем диалоге – наиболее продолжительном – доминирует образ Авраама, вокруг которого вращается весь спор ( Ин.8:31–59 ). Первый диалог происходит у сокровищницы храма ( Ин.8:20 ), второй и третий – в необозначенном месте храма ( Ин.8:59 ). Вся полемика, таким образом, разворачивается внутри храмового пространства. 1. «Я знаю, откуда пришел» Сокровищница храма находилась во Дворе женщин – открытого пространства внутри храмового комплекса. Двор был окружен колоннадой, и между колоннами размещались тринадцать ящиков цилиндрической формы, куда опускались денежные пожертвования. В Евангелии от Луки рассказывается о том, как сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант ( Мк.12:41–42 ). Очевидно, Иисус нередко приходил в это место храма, куда наряду с мужчинами допускались женщины. Двор женщин был удобной площадкой и для наблюдений за людьми, и для бесед с ними. Там и происходит беседа с иудеями, описанная в Евангелии от Иоанна: Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Вы судите по плоти; Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня. Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его ( Ин.8:12–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010