Если же свобода наша состоит лишь в независимом, по нашему выбору, подчинении тем или иным действующим на нее побуждениям, то, очевидно, что добровольное подчинение ее промыслительной воле Божией не есть отрицание свободы; напротив, только таким подчинением воля человека восходит на ту степень, где она становится истинно свободной (свободой духа), возвышается над влечениями плоти до того состояния, о котором Спаситель говорил: аще вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете. И уразумеете истину, и истина свободит вы ( Ин.8:31–32 ). Промысл Божий, следовательно, не может сопровождаться отрицанием свободы воли тех, которые стремятся к свободе истинной. Что касается тех, которые не стремятся достигнуть свободы согласованием своей воли с волей божественной, то они и не имеют истинной полной свободы, но свободны в низшем, чисто психологическом смысле, – сохраняют свободу выбора между добром и злом. Если промысл ограничивает свободу их действий, то свобода желания всегда остается при них. Поэтому когда Бог отказывает им в средствах для выполнения решений воли, то Он не ограничивает свободы желания, а только удерживает последствия желания 31 . II. Частное учение I. О Боге Промыслителе существующего мира духовного Мир духовный первоначально весь был создан совершенным. Но Св. Писание открывает нам, что в этом мире совершился некогда великий переворот. Часть духов отпала от Бога и составляет мир темный, мир зла и духовной смерти, но другая часть, оставаясь верной Творцу своему, представляет собой мир чистоты, святости и блаженства. Последние именуются добрыми ангелами, а отпадшие от Бога – злыми. Отношение Бога-Промыслителя к тем и другим различно. § 59. Отношение Бога Промыслителя к духам добрым Промышление Божие об ангелах, как и о всех сотворенных существах, состоит в сохранении их бытия и в управлении ими. Что ангелы сохраняются в бытии Богом, это понятно само собой. Хотя они духовны по своей природе, но как не имеющие живота в себе, а получившие бытие от Источника жизни, необходимо нуждаются в помощи всесохраняющей силы Божией для продолжения своей жизни и, подобно всем тварям, чают к Нему дати им пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

§ 59. Царское служение И. Христа. Власть, над природою. Сошествие во ад. Воскресение из мертвых. Вознесение на небо. Значение Его воскресения и вознесения в деле нашего искупления Как пророк, Господь И. Христос возвестивший нам тайну спасения; как первосвященник, совершил наше спасение, заслужив для нас царство небесное и вечное блаженство. Но при том и другом служении необходимо еще было Ему иметь могущество царя, чтобы совершить ряд знамений и чудес, – без чего люди не могли бы уверовать в Него, чтобы действительно разрушить область диавола – ад, действительно победил смерть и отверз нам вход в царство небесное. Потому-то нашему Искупителю предопределено было, вместе с служениями пророческим и первосвященническим, еще третье служение – царское. Истина царского служения нашего Спасителя весьма ясно засвидетельствована в слове Божием. Царю Давиду было обещано, что потомок Его – Мессия – посажен будет на престоле его, и царство Его будет продолжаться во веки ( 2Цар.7:12:19 ). То же самое утверждается в новом завете. Ангел говорит пресвятой Деве, что Сын Её «воцарится в дому Иаковли во веки и царствию Его не будет конца» ( Лк.1:33 ). Христос был царем и имел царскую власть во дни Своего уничижения. Он Сам усвоял Себе имя царя, как видно из обвинения, возведенного на Него иудеями ( Мф. 27:11–37 ; Мк.15:1:31 ), и как, действительно, Он подтвердил то пред Пилатом ( Ин.18:37 ). Свою царскую власть Господь Иисус проявлял над природою. Так, Он претворил воду в вино ( Ин.2:1:11 ), ходил по водам ( Мф. 14:26 ), одним словом укротил бурю морскую ( Лк.8:24 ), одним словом или одним прикосновением Своим исцелял всякие болезни ( Мф.9: 20 –23;14:35:36 ), давал зрение слепым ( Мк.10:46–52 ), слух глухим, язык немым ( Мф.9:32–35; 12:22 . Лк.11:14 ) и проч. Проявлял власть над силами ада, это во всех тех многочисленных случаях, когда одним повелением Своим изгонял духов нечистых из людей ( Мк.1:25; 5:8; 9:25 ), и когда сами бесы, узнавая в Нем Сына Божия, трепетали Его могущества и власти над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Сами апостолы освящали эти времена молитвою. Молились они в третьем часу, когда получили Духа Святого ( Деян.2:1–4:15 ). Петр и Иоанн шли в храм в час молитвы девятый ( Деян.3:1 ); в шестом часу молился апостол Петр, когда имел откровение о церкви языческой ( Деян.10:9 и д.). Церковь с самых первых времен выделяет в круге годичном и особые дни, которые предпочтительно пред другими посвящает на служение Богу. Это дни, ознаменованные особенными событиями и благодеяниями Божиими роду человеческому и именуемые праздниками. Сам Бог в начале мира благословил седьмой день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих ( Быт.2:3 ), а впоследствии дал заповедь святить его ( Исх.20:8–11 ). Сам Бог установил и другие ветхозаветные праздники ( Исх.13:3–9 ; Лев.23 гл. и др.). В ветхозаветной Церкви устанавливались праздники также и в память явления особых благодеяний Божиих народу еврейскому. Таковы, напр., праздник Пурим (жребий) – в память избавления иудеев в Персии от Амана ( Есф.9:20–28 ), праздник обновления при Иуде Маккавее храма, оскверненного Антиохом Епифаном (1Макк.4:36–59 и др.). В новом завете соблюдение праздников освящено примером Самого Иисуса Христа и апостолов. Христос Спаситель в дни Своей земной жизни преимущественно святил праздники участием Своим в богослужении ( Лк.4:16 ; Ин.5:1–14 ) и делами милосердия ( Мф.12:10–13 ; Лк.13:10–17 ). По примеру Иисуса Христа, апостолы и первые христиане также посвящали праздничные дни на особенное служение Богу. В круге седмичном таким праздничным днем с самых первых времен христианства стал первый день недели, именуемый днем воскресным и посвящаемый торжественному воспоминанию воскресения Христова. В этот день воскресший из мертвых Христос явился женам мироносицам и возвестил им радостную весть о Своем воскресении ( Мф.28:1–10 ). В тот же первый день явился Он и двум ученикам, шедшим в Еммаус ( Лк.24:14–31 ); явился и всем ученикам в доме, где собирались они ( Ин.20:19 ). Поэтому уже при апостолах первый день недели получает особенное знаменательное значение и выделяется из ряда прочих дней, как день праздничный.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Вместе с тем по мере образования канона то значение, которым пользовалось св. предание, стало переходить на сторону Св. Писания. Письменный закон сделался основанием и правилом религиозно-нравственной жизни народа и потому чрез каждые семь лет читался в скинии в присутствии всего народа (Второз. 31:9–13); письменный закон был руководственною книгою для еврейских царей (Второз.17:18–20), в знак чего Иоас держал его в руках при своем короновании на царство ( 2Пар.23:11 ); при помощи письменного закона совершено было обращение Израильского народа к древней истинной религии при Иософате ( 2Пар.17:9 ); письменный закон был объявлен народу благочестивыми царями – Езекиею ( 2Пар.30:19, 31:3 ) и Иосиею ( 4Цар.22:8–23 ). Таким образом мы видим, как ветхозаветное предание постепенно изменяло устную форму своего существования на письменную. Новозаветное св. предание и Св. Писание также находятся между собою в самой тесной органической связи, и невозможно их разделять друг от друга. Первоначальный предмета св. предания есть таже проповедь о Господе Иисусе Христе, Его делах и учении, которую возвещают и Евангелия ( 1Кор.15:1–4 ; Деян.1:1–3 ; ( Ин.1:1–3 ). Евангелисты вместе со всеми другими апостолами были непосредственными свидетелями – очевидцами земной жизни Богочеловека и первыми виновниками и распространителями устного предания о лице Иисуса Христа. И первенствующая церковь Христова, имевшая в своих недрах кроме апостолов и других очевидцев земной жизни Иисуса Христа, не нуждалась в Св. Писании, но руководствовалась живым и всем слышным голосом св. предания. Последнее, не смотря на разнообразие в частностях и внешней форме выражения, во всей церкви было одно и тоже, так что церковь , по словам св. Иринея Лионского , хранила св. предание, „как бы обитая в одном доме, и проповедывала его, как бы имея одни уста“ 59 . Но в последующее время в исторической жизни церкви явились обстоятельства, которые послужили поводом к тому, чтобы устное предание церкви в своих главнейших и существенных чертах было предано письменно. Св. Евангелист Лука ясно свидетельствует о своем Евангелии, что оно составлено на основании устных рассказов „очевидцев и свидетелей Слова» о совершенно известных событиях из земной жизни Господа Иисуса Христа ( Лк.1:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ri...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕВАСТИАН (ВЕСТИ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Севастиан (Вести). Фото краеведа Н.А. Зонтикова с сайта Кострома.Костромка. 31 августа был освобожден под подписку о невыезде без прекращения дела. В конце сентября того же года вновь уклонился в обновленческий раскол. В декабре 1923 г. было вынесено решение о прекращении дела, по которому он был арестован 15 августа 1923 г., поскольку " в его действиях нет призыва к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти " . В начале 1924 года снова покаялся перед патриархом Тихоном и оставлен архиепископом Костромским . В 1925 году на приглашение обновленческого епархиального управления прибыть для переговоров, ответил официальной бумагой, что не имеет на это никаких указаний от митрополита Петра (Полянского) , а без них " может руководствоваться только выработанными и утвержденными Святейшим Патриархом Тихоном правилами о чиноприеме клириков, приходящих из обновленческого раскола " . " Кроме того - добавил епископ Севастиан, - ...я полагаю, что переговоры о церковном мире могут начаться только в том случае, если и в центре, и на местах установится нормальное духовное управление патриаршей церкви и религиозных общин " . 18 мая 1927 года назначен членом Временного Патриаршего Священного Синода . В 1929 году был арестован. Скончался 8 декабря 1929 года в Кинешме . Погребен у алтаря Кинешемского Успенского собора . По сведениям митр. Мануила (Лемешевского) , еп. Севастиан скончался в 1934 году. По биографии архиерея на официальном сайте Костромской епархии, почти дословно совпадающей с биографией, записанной митр. Мануилом, расстрелян в 1934 году в г. Кинешме . 6 мая 1993 года был реабилитирован прокурором Костромской области по 1923 году репрессий. Епископ Севастиан был хорошим оратором и монахом примерной жизни. Сочинения Литература Использованные материалы   Николай Зонтиков. " Великий перелом. Закрытие храма Василия Блаженного "   Костромские архиереи XX века//Официальный сайт Костромской епархии - Редакция текста от: 07.08.2017 16:59:15 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/27188.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Стефан Стефан [греч. стефанос, «венок», «венец» ]: 1) христианин из Коринфа, домочадцев которого крестил Павел ( 1Кор. 1:16 ). Они были первыми верующими в ⇒ Ахаии и посвятили себя служению церкви ( 1Кор. 16:15 ). Сам С. входил в число верующих, направленных из Коринфа в Эфес, где в то время находился Павел ( 1Кор. 16:17 ); 2) один из семи мужей, избранных в Иерусалиме, чтобы заниматься попечительством об иудеохрист. вдовах, т.е. о вдовах эллинистов; над этими женщинами, говорившими на греч. языке, нависла опасность оказаться обделенными евреями, т.е. иудеохристианами, которые говорили на арам. языке ( Деян. 6:1–6 ). Греч. имя Стефана позволяет предположить, что он сам принадлежал к эллинистам. В пользу его избрания ⇒ служителем (IV) решающую роль сыграло то, что он был исполнен веры и Духа Святого. С. успешно благовествовал в Иерусалиме. Это возбудило ненависть ортодоксальных (не признававших Иисуса Мессией) иудеев-эллинистов, сначала тщетно пытавшихся противостоять ему, а затем выдвинувших лжесвидетелей с надуманным обвинением против С. в том, что он якобы хулил Бога, Моисея и храм. С. был схвачен и приведен в ⇒ Синедрион ( Деян. 6:8–15 ). Здесь он произнес речь в свою защиту ( Деян. 7:1–53 ), в которой проследил израил. историю вплоть до сооружения храма Соломоном и показал при этом, что в народе Израиля всегда находились люди, противостоявшие Богу. Судьи приговорили С. к смертной казни, и он был побит камнями за пределами города ( Деян. 7:54–59 ). Возможно, здесь имело место стихийная расправа, поскольку без согласия римлян иудеи не имели права подвергать к.-л. смертной казни ( Ин. 18:31 ). Умирающему С. в откровении явилась Божья слава. Его убийство стало началом жестокого гонения на христиан в Иерусалиме ( Деян. 8:1 ) под руководством Савла (⇒ Павел), в результате чего верующие – прежде всего, вероятно, эллинисты – вынуждены были бежать из города. Это гонение имело большое значение для последующих времен: беженцы начали проповедовать Евангелие за пределами Иерусалима, вплоть до Кипра и Антиохии ( Деян. 8:1 ; Деян. 11:19 ), и их проповедь послужила фундаментом для дальнейшей христианизации Средиземноморья. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

35:10). – Симону Господь нарек имя Кифа. Имя это – арамейское; оно означает то же, что и греческое – Петр, т. е. камень. Камень или скала есть символ твердости, и название Симона именем Петра указывает в будущем на силу и твердость его веры в Иисуса Христа. В другое время, когда Симон-Петр исповедал Христа Сыном Божиим, Господь прямо сказал: ты ecu Петр и на сем камени, то есть на исповедании твоем, 196 твердом как камень, созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ). II. Призвание Филиппа и Нафанаила ( Ин.1:43–51 ) Ст. 43. Воутрий же восхоте изыти в Галилею: и обрете Филиппа: и глагола ему: гряди no мне. О призвании Филиппа 197 евангелист сообщает нам очень немного, хотя и того, что сообщает он, достаточно, чтобы видеть, как с каждым днем все увеличивалось число учеников Иисуса Христа. На другой день после призвания Петра 198 Господь, намереваясь идти в Гилилею, 199 находит Филиппа и говорит ему: гряди no мне. Этих двух слов довольно было, чтобы Филипп тотчас же последовал за И. Христом, т. е. стал его учеником. Некоторые, впрочем, экзегеты (Годе, Кейль) понимают слова: гряди no мне в смысле простого приглашения идти вместе в Галилею. Но это слишком узкое понимание. Всюду, где встречаются эти слова в Евангелии, везде они означают призвание Господом учеников ( Мф.9:9 ; Мк.2:14; Лк.5:27 . Ср. Мф.8:22 ; Лк.9:59 . и др.). И здесь, понятно, И. Христос призывал Филиппа следовать за Собою не в качестве спутника, а в качестве ученика: только, надобно заметить, что ученики И. Христа до призвания к апостольскому служению не всегда находились при своем Учителе, но занимались и домашними делами ( Мф.4:18 ). Филипп был родом из города Вифсаиды. С именем Вифсаиды известны два города: Вифсаида Галилейская и так называемая Вифсаида – Юлия. 200 Первая находилась на западном берегу Галилейского моря, вблизи Капернаума. несколько только южнее; вторая также вблизи Капернаума, но на север 201 и немного вдали от моря, хотя самое название означает дом рыбы (Бет-саида). Чудо умножения хлебов и рыбы совершено было Господом близ этой второй Вифсаиды (Мк.6:31–53 и особенно ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Симон лежал в расслаблении не один год и по временам бывал и голоден, и холоден; христианское сострадание польстило его в хижине за оградой Павловой обители. Раз ночью молился он. Внезапно хижина его освоилась светом дня. Входит Пречистая, – от лица ее исходили лучи солнечные, ризы ее блистали молнией. За нею в глубоком благоговении шел старец, держа рукой клобук, старец святолепный, с белой густой бородой. Расслабленный трепетал. Пречистая, став у одра, сказала больному: «что ты лежишь? иди в церковь и молись: здесь не следует лежать, а надобно молиться и работать». Старец говорит: подними его, Владычица, и пусть идет в церковь . Она взяла за два пальца правой руки и дернула. Больной вскочил и побежал, не понимая, живой ли он. Прибежав в монастырь и придя в себя, понял, что он выздоровел. Со слезами принесши благодарение Богоматери и пр. Павлу, рассказал он братии, что с ним было. В 1546 году, при копании рвов для нового храма, найден был гроб с мощами св. Павла: но явившийся пустынник сказал настоятелю: «зачем ты хочешь осмотреть мои мощи? огонь сожжет вас, вели скорее обделать гроб». Настоятель немедленно исполнил волю преподобного. Тогда же обретены были еще 6 мощей не известных угодников, без сомнения, учеников преподобного. 58 В следующем году Павел обнорский причтен был вместе с некоторыми другими к лику святых. 59 Мощи его и ныне почивают под спудом, – но в каменном храме, построенном в 1548 году во имя его. В обители его хранятся: крест, которым благословил Павла преп. Сергий, остаток того липового дупла, где жил преподобный как птица, и колодезь, который он сам выкопал. 60 «Возлюбив жизнь безмолвную, преподобный отче, ты удалился от людей, поселился в пустыни и жил со зверьми. Ныне пребываешь ты во свете святых. Поминай нас, почитающих память твою». 61 11 ч. Преподобный МИХАИЛ клопский «Если пребудете в слове моем: то вы истинно мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:31, 32 ). Эти слова Спасителя исполнились в праведном Михаиле. Он тверд был в слове Христовом, жил по Его воле и узнал истину и истина поставила его выше всякой суеты, выше всякой призрачной действительности, вывела его на свободу, здесь и за гробом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

День нашего избавления, воскресенье, называется в Священном Писании также первым днем недели ( Мф.28:1 ; Мк.16:2 ; Лк.24:1 ; Ин.20:1 ) и днем третьим ( Мф.16:21; 17:23 ; Мк.8:31; 9:31; 10:34 ; Лк.9:22; 24:7 ). Третий день означает конец трехдневного пребывания Господа во гробе (см.: Мф.12:40 ), когда он исполнил Свое обещание ученикам воскреснуть из мертвых (см.: Мф.17:23 ; Мк.9:31 ). В первый день недели Спаситель, преломив хлеб, совершил в Еммаусе первую после Своего воскресения литургию (см.: Лк.24:30 ). Вечером первого дня недели Он явился ученикам, пройдя сквозь запертые двери и преподал им мир, а вместе с ним власть связывать и разрешать грехи. В первый день недели апостолы преломляли хлеб, то есть совершали Божественную литургию (см.: Деян.20:7–12 ), и тогда же собирали вспомоществование для нуждающихся братьев (см.: 1Кор.16:1–2 ), так что воскресенье, освященное восстанием Господа из мертвых, оказывалось не только днем Его прославления, но и праздником братолюбия. Православный : Кроме Священного Писания, имеются ли и другие древние свидетельства о том, что христиане с самого начала праздновали день воскресный? Священник : Церковь располагает множеством таких свидетельств, и принадлежат они святым, которые названы мужами апостольскими, то есть прямыми учениками или собеседниками святых апостолов. Один из них священномученик Игнатий, епископ Антиохийский, прозванный Богоносцем († 107). В послании к христианам Магнесии он говорит: «Жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения» 137 . А живший чуть позже св. мученик Иустин Философ († 155) говорит о воскресном дне так: «В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых» 138 . Сходные свидетельства находим и в «Постановлениях святых апостолов» (книга 2, глава 59), в канонах 139 , равно как и у святых отцов и церковных писателей II-IV веков например, у Тертуллиана , святых Иринея Лионского , Амвросия Медиоланского , Иоанна Златоуста и многих иных. Глава 29. О дате Второго пришествия Господня

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Под виноградарями разумеются все приставники или представители религиозной и политической жизни народа, обязанные в особенности возделывать виноградник церкви Божией. – «Отлучился»: образное выражение предоставления власти самим приставникам. «Отлучился», т.е. «долго терпел (Бог), не всегда и не тотчас по преступлении наказывал. Ибо под отшествием разумеется великое Божие долготерпение» (Злат.), «так как Бог представляется и спящим и далеко отстоящим и неслушающим, когда долготерпит, не обнаруживая гнева всякий день, и не тотчас подвергая нас истязанию за неправды наши» (Феофил.). – «Послал своих слуг»: т.е. «пророков, «взять свои плоды», т.е. повиновение, доказываемое делами. Но они в этом показали свою злобу, – не только после таких попечений не дали плода, что обнаруживало их недеятельность, но даже вознегодовали на пришедших. Если нечего было отдать, хотя к тому были обязаны, то им надлежало не досадовать и негодовать, а умолять. Они же не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью, сами заслуживая казнь, предали казни посланных» (Злат.). – «Иного прибили»: оскорбили посланника Божия побоями и ранами; «иного убили» до смерти, «а иного побили камнями»: каковая казнь была в частом употреблении у иудеев ( Втор.13:10,17:7 ; Ин.8:59,10:31 ; Деян.7:58,14:19 ). Что все сие претерпевали от иудеев посланники Божии, пророки, об этом ясно свидетельствует святой Апостол Павел ( Евр.11:37 ), и это видно из самых ветхозаветных книг ( Иер.44:4–6 ; 2Пар.24:20–21,36:16 ; Неем.9:26 и др.) – «Наконец послал сына своего»: Господа Иисуса Христа. «Почему не тотчас послал сына? Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступили с посланными рабами и, отложивши гнев, устыдились Его пришествия. – Что значат слова: «устыдятся сына моего» (точнее, не устыдятся ли, или, может быть, устыдятся)? Ими показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и совершенную невнимательность иудеев. Ибо Бог знал, что убьют и Сына, однако же послал. Словами же: «усрамятся сына моего» указывает, что должны они были сделать, потому что им должно было устыдиться» (3лат., ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010