Во время оно «книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха» (ναμρτητος, то есть – не чувствует за собой грехов вообще 1430 ), «первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин.8:3–11 ). Закон весьма строг в отношении жены прелюбодейной – чтобы истребить это зло из среды Израиля, полагалось побивание камнями 1431 ( Втор.22:13–27 : см. также: Лев.20:10 ; Чис.5:11–31 ). «Во время римского правления еврейским судам было запрещено приводить в исполнение смертный приговор, но в то время это не всегда могло предотвратить побитие камнями ( Деян.7:58–59 ) или подобные попытки (см.: Деян.7:59, 10:31 )» (Стерн Д. Комментарий к еврейскому Новому Завету. М., 2004. на Ин.8:5 ). . Блаженный Феофилакт Болгарский это евангельское зачало не толкует. Молчат великий светильник Церкви Иоанн Златоуст , Феодорит и Ориген . Толкователь же новейшего времени обращает внимание на то, что «Христос прямо не сказал ничего ни за, ни против закона. Не отвечая Своим врагам, Он хотел дать им понять, что ответить на их вопрос – значило бы вмешаться в дела гражданского судопроизводства, а это не входило в Его задачу, как Учителя народа» 1432 . Но для нас важнее сейчас другая мысль новейшего толкователя: «Господь отпустил грешницу, но не простил ее, не объявил, что она не виновата, но сделал ей предостережение, чтобы впредь она не согрешала», обнаруживая Свое милосердие, «как пришедший не судить, а спасать» 1433 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

5. Все ли книги Священного Писания богодухновенны и необходимы для нашего спасения? «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ). 6. Где мы находим доказательство в Новом Завете об употреблении при Христе Спасителе книг неканонических? «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления» ( Ин.10:22 ) (о празднике обновления говорится только в 1Макк.4:59, кн. неканонической). 7. Как Христос Спаситель передал Церкви Свое учение: устно или письменно? «Быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него " ( Евр.2:3 ). 8. Все ли записано в Писании, что творил и чему учил Христос? «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин.20:30 ). «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). 9. Учил ли Христос Спаситель учеников Своих после воскресения? «В продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян.1:3 ) (этой проповеди Христовой в Евангелии нет). 10. Все ли записано в слове Божием, что проповедовали Апостолы? «Много имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидать тебя и поговорить устами к устам» ( 3Ин.1:13–14 ). 11. Кроме послания к Ефесянам учил ли ап. Павел ефесских пастырей устно? " Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждаго из вас, Я не упускал возвещать вам всю волю Божию« ( Деян.20:31, 27 ). 12. А всю волю Господню, возвещенную чрез Апостолов, мы должны знать? «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). 13. Какой же еще поэтому должен быть источник научения истине, кроме Священного Писания ? " Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). 14. Как ап. Павел повелевает держаться слышанного от него? «Держись образца здраваго учения, которое ты слышал от меня» ( 2Тим.1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Капернаум Евангелие от Матфея 4, 12–23 (Мк 1, 14–20) Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. В Капернауме была воскрешена дочь Иаира, исцелены теща Симонова, сухорукий в синагоге, немой бесноватый, слуга сотника, кровоточивая жена, двое слепцов; восставлен расслабленный, пронесенный через кровлю. И множество других чудес совершил здесь Христос. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Также: Мф 8, 5–13; Мк 1, 21–27; Лк 4, 31–42; Ин 6, 24–59. Во времена Спасителя Капернаум был торговым узлом на перекрестке дорог в Дамаск и Финикию; здесь содержался римский гарнизон, сотник которого веровал в Бога истинного и построил евреям синагогу; также находилась мытница – место сбора податей, откуда был призван на апостольство мытарь Матфей (Мф 9, 9). В синагоге Капернаума начал Спаситель Свою проповедь словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк 1, 15), здесь же прозвучало Его слово о таинственном Хлебе Небесном. Храм 12 Апостолов Тропарь Апостолам, глас 4

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

– Истинно, истинно говорю и пр.: с усиленным указанием на истинность Своего ответа Господь говорит совопросникам, что Он древнее Авраама, что Он вечен. Прежде, нежели был, т. е. родился и жил Авраам, Я есмь. Последнее выражение – Я есмь указывает не на то только, что Господь был прежде Авраама, но на вечность Его. Оно напоминает изречение (а может быть, и заимствовано из него) Псалмопевца, в котором он изображает вечность Бога Иеговы прежде даже горам не быти и создатися земли, вселенней, от века и до века Ты еси ( Пс. 89:2 ). Так ясно Христос учит о Своей вечности и, следовательно, о Своём божестве (ср. Злат, и Феофил.). Так поняли и иудеи эти слова Его, как видно из дальнейшего. 59. Ин. 8:59 . Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошёл далее. Ин. 10:31 ; Лев. 24:16 ; Ин. 12:36 ; Иер. 36:36 ; Лк. 4:30 . Взяли каменья и пр.: этот светлый луч божества Христова в словах Его – Я вечен, Я сущий, как Иегова Бог, вместо того, чтобы просветить духовный взор иудеев, ещё более, по неверию их, ослепил их. Они увидели в словах Господа богохульство и как богохульника намеревались предать немедленно смерти чрез побиение камнями (ср. 10 и далее). Впрочем, дело, может быть, имело вид более угрозы, так как для них самих небезопасно было подобное самоуправство, со стороны римлян. – Взяли камни: которые, вероятно, тут же во дворах храма лежали, будучи приготовлены для храмовых построек, так как отстройка всего храма не была ещё окончена. – Скрылся и вышел: выражения не указывают прямо на чудесное в сем случае сохранение Христа от побиения камнями. Он скрылся, может быть, в массе народа, наполнявшей двор храма, где Он учил, массе, которая не была так враждебна к Нему, как её мнимые духовные руководители. Окружённый учениками и народом, Он прошёл посреди них и пошёл далее. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Тогда явится знамение Сына Человеческого (крест) на небе»; и «все племена земные увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» и с сонмом «Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут (Ангелы) избранных Его от четырех ветр, от края небес до края их» ( Мф.24:29–31 ); срвн.( Лк.17:24 ). Но сущность Его снисхождения на землю будет подобна восхождению Его на небо, т.е. так же будет совершаться скоро, в сопутствии облаков воздушных, как сверкает молния ( Мф.24:27 ). «Что Христос придет, Ангелы сказали о сем; но – для чего, этого не присовокупили. Это служить подтверждением воскресения; ибо, если Он вознесся с телом, то тем более воскрес» (Златоуст). Следовательно, с телом придет и опять. И в этом было утешение, ибо Апостолы слышали от Христа Его обетование: где будет Он, там будут и они ( Ин.14:3 ); и когда вознесен будет, то всех привлечет к Себе ( Ин.12:32 ). Ангелы назвали Апостолов «мужами Галилейскими» потому, что они были из Галилеи, а также отчасти потому, что Иисуса Христа звали Галилеянином ( Мф.26:69 ); ( Лк.22:59 ), и потому они могли так называться и как последователи Иисуса Галилеянина ( Мк.14:70 ); ( Лк.22:59 ). 45 Возвращение в Иерусалим Апостолов с горы Елеонской определяется расстоянием, которое обозначается замечательною мерою, а именно: тем пространством, которое можно было совершить в субботу, не нарушая отеческих преданий о сем. По преданиям же сим (обоснованным на 5 стихе 35-ой главы книга Чисел, где определяется расстояние предместий от городов Левитских), это расстояние равняется 2000 шагов, коими отделялась скиния от прочих палаток в Еврейском стане, при исходе из Египта. Может быть, в этим таинственно преобразовательном обозначении места вознесения Господня указывается обособленность священного для христиан места вознесения, с приблизительным указанием, а может быть – и вообще краткость пути от этого места до Иерусалима, выставляемая для того, чтобы показать, что это величайшее событие происходило, так сказать, почти на глазах всего Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Мф.27:57 . Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; «Настал вечер»: после девяти часов по иудейскому счислению, или после трех часов пополудни по нашему. Господь уже испустил дух в это время. – «Пришел»: к месту распятия на Голгофу, чтобы взять тело (ст. Мф.27:59 ). – «Из Аримафеи»: по сказанию ев. Луки ( Лк.23:51 ), это был город иудейский, следовательно, лежал недалеко от Иерусалима. Вероятно, что эта Аримафея – место рождения великого пророка Самуила – то же, что Рама, о которой упоминается Мф.2:18 (см. прим. к этому стиху). Иосиф был член Синедриона ( Мк.15:43 ), человек благочестивый, потаенный ученик Иисусов ( Ин.19:38 ). «Отсюда особенно можно видеть его мужество. Он отваживался теперь на явную смерть, ибо возбуждал всеобщую против себя ненависть, когда обнаруживал свою любовь к Иисусу и дерзнул просить тело Его, и не прежде отступил, пока приял оное, – дерзнул даже не только приять тело и погребсти честно, но и положить в своем новом гробе, чем показал и свою любовь и мужество» (Злат.). Мф.27:58 . он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; «Пришедши к Пилату» и пр.: по обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и делались добычею хищных птиц; но можно было, испросив позволение начальства, снимать их и предавать погребению. Так как день распятия Христа была пятница, а суббота была великим праздником у иудеев, тем более, что в тот год на эту субботу падал первый день Пасхи, который праздновался с вечера пятницы, то иудеи просили Пилата снять тела распятых, ускорив их смерть ( Ин.19:31–37 ). Пользуясь сим, так как Господь уже умер, просил Иосиф у Пилата позволения снять и погребсти тело Его. – «Пилат приказал отдать»: уверившись предварительно, что Иисус действительно умер ( Мк.15:44–45 ). Мф.27:59–60 . и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Прошло после того около часа времени ( Лк.22:59 ), о Петре забыли; и он опять вошел во двор и уселся у костра, прислушиваясь внимательно ко всему, что говорили об Иисусе. Вероятно, напряженное внимание его ко всякому слову, сказанному об Иисусе, его нервность и галилейское наречие выдали его: все, сидевшие вокруг костра, посмотрели на него подозрительно, а один из них сказал: «Точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин» ( Лк.22:59 ). Петр, по-видимому, хотел что-то возразить, потому что стоявшие тут же сказали ему: «Точно, и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». Ввиду этой новой улики, Петр начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух ( Мф.26:73–74 ); а Господь, выведенный к этому времени из судилища, взглянул на Петра. Петр увидел Господа и тут только вспомнил сказанное ему несколько часов назад: «Прежде, нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня» ( Лк.22:61 ; Мк.14:72 ). И вышел Петр со двора и горько заплакал ( Лк.22:62 ). Да, наиболее ревностный из всех Апостолов, пылкий Петр, любивший своего Учителя всеми силами своей души, отрекся от Него, клялся и божился, что даже не знает Его. И горько заплакал Петр 7 сознавая свой грех; но, однако, и после этого он не объявил себя ближайшим последователем и учеником Иисуса, не захотел разделить с Ним Его участь, отрекся и от слов своих, так недавно сказанных Ему: «Господи! я душу мою положу за Тебя»( Ин.13:37 ); «с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» ( Лк.22:33 ); «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф.26:33 ); «хотя бы мне надлежало и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя!» ( Мк.14:31 ). Прошло всего часа четыре с тех пор, как Петр этими словами хотел уверить Господа в своей верности и преданности Ему. Неужели же Петр так скоро забыл их? Нет, не мог он забыть их; а отрекся он от своих слов, надо полагать, потому что утратил веру в Иисуса, как в Мессию, т.е. еврейского царя-завоевателя. Иисус – чудный Человек, Пророк, особенно любимый Богом, но не Мессия, не Тот, Кому даны были эти уверения. Так мог думать Петр, и такие мрачные думы могли довести его до отречения от Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

28) Здесь приведенный Сын Божий неправедный суд претерпел от беззаконных судей, где на Него различные и ложные клеветы от лжесвидетелей приносимы были, против которых Он молчал: Иисус молчал (Мф. 26:59-63). Потом осудили на смерть Судию живых и мертвых: они же сказали в ответ: повинен смерти (Мф. 26:66). Осужденный на смерть Бессмертный, смерти и жизни Господь, был оплеван, по ланитам ударяем и различно мучим и поругаем во всю ту ночь (Мф. 26:67). 29) Как настал день, связав Сына Божия, привели к игемону Пилату и просили его умертвить Христа крестной смертью, а он, хотя и отказывался то учинить, видя Его неповинность, однако, поскольку сильно настаивали и устрашали его: Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин. 19:12), – учинил по их воле и прошению, предал в руки беззаконных неповинного, дабы распять (Ин. 19:16). 30) Тогда, взяв Сына Божия, поруганного, осмеянного, уязвленного, замученного и возложив на Него крест Его, отягченный нашими грехами, повели на большее бесчестие и страдание, то есть на распятие: и, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное (Ин. 19:17). И так Иисус Христос, Сын Божий, по принятии многих бесчестий, посмеяний, хулений, уязвлений, мучений, распят на кресте между двумя разбойниками и смертью крестною заключил подвиг Свой, нас ради и нашего ради спасения воспринятый (Ин. 19:18). День сей, в который Христос пострадал, Церковью Святой называется Великим Пятком, – потому что великое дело нашего спасения в этот день Сын Божий совершил, как Он Сам, умирая на Кресте, возгласил: Совершилось! (Ин. 19:30). 31) Смерти Христовой последовали знамения и чудеса: з авеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:51-52 и след.). 32) Умерший за наше спасение Сын Божий погребен был, и почивала святейшая Его плоть во гробе три дня и три ночи, как Он Сам о том предвозвестил: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

– Вот то-то и дивно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Мы знаем, что грешников Бог не слушает, а слушает лишь того, кто чтит Его и творит Его волю. От века не слыхано, чтобы, кто отверз очи слепорожденному. Если б Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего подобного. Что при такой неотразимой, победоносной логике оставалось фарисейству как не безмолвствовать, в яростном сознании своего бессилия – продолжать спор? Такое постыдное поражение – и от кого? от бывшего слепца, от человека из народа, из того самого народа, о котором фарисейство не иначе отзывалось, как «невежда в законе, проклят он»! И из-за кого? все из-за Него же, из-за ненавистного для них Иисуса!.. И завершили свое поражение фарисеи тем, чем обыкновенно завершает фарисейство свои поражения – ругательством и насилием: «во грехах ты весь родился; и ты ли нас учишь? – и выгнали его вон». Этих двух случаев, не говоря уже о дальнейшей беседе Господа Иисуса касательно пастырей-наемников, пастырей-воров и разбойников, было достаточно, чтобы озлобление фарисеев не пожалело усилий ускорить исход борьбы. Что до Иудеев, т. е. до народа, то в нем сильно сказалась теперь борьба между влечением к необыкновенному учителю, и убеждениями, которые внедрили в него «законоучители». По убеждению Иерусалимлян, Он не мог быть мессией, потому что откуда Иисус они знают, а когда придет мессия, никто не будет знать – откуда он ( Ин.7:27 ). А по мнению других, Он был именно мессия, потому что, рассуждали они, когда придет мессия, ужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил ( Ин.7:31 ). Отсюда, эти распри народа о Нем. Отсюда и вера в Него многих из народа как в пророка, и даже как в ожидаемого мессию; и стремления других – схватить Его, чтобы предать фарисейской ярости, или тут же, без дальнейших хлопот, побить камнями ( Ин.7:40–41, 44, 7:59 ). Во что неминуемо должна была разрешиться эта борьба между вековыми убеждениями и новым влечением в народе, увидим дальше. У евангелистов нет указаний, чтобы Господь Иисус между праздниками «кущей и обновления» удалялся куда-либо из Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Но так как тот, на которого вышел «жребий для Господа», связывает свои надежды не с нынешним, но с будущим веком, и чей жребий есть Господь, «умирает каждый день» (ср. 1Кор.15:31 ), то тот, на кого выпал «жребий для Господа», умерщвляется и умирает, чтобы кровью своей очистить народ Божий; а тот, кому выпал иной жребий, не достоин умереть, ибо в отличие от того, чей жребий – Господь и кто «не от мира», он – «от мира», а «мир любит свое» (ср. Ин.15:19 ). Поэтому его не умерщвляют, не удостаивается он ни того, чтобы закололи его у жертвенника Бога, ни того, чтобы выцедить его кровь «к стене жертвенника» (ср. Лев.1:15 ). 4 . Но давайте посмотрим, кто есть тот, на кого выпадает жребий стать козлом отпущения, чтобы унести на себе беззакония «в землю непроходимую». Сказано: «Козла, на которого вышел жребий для отпущения», отошлют «с подготовленным 59 человеком в пустыню» (ср. Лев.16:10,21 ). Конец этого жребия – пустыня, то есть пустынное место, где нет добродетелей, нет Бога, нет справедливости, нет Христа, нет ничего доброго. Итак, для каждого из нас остается лишь один жребий из этих двух. Либо мы делаем добро и становимся жребием для Господа, либо творим зло, и тогда жребий наш ведет нас в пустыню. Хочешь, покажу тебе, что эти два жребия всегда совершаются и каждый из нас становится жребием либо Господа, либо козла отпущения и пустыни? Вспомни евангельский рассказ о том, как некий богатый человек жил в роскоши и «пиршествовал блистательно» и «был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача» (ср. Лк.16:19–21 ). Описан конец обоих: «Умер Лазарь и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и отнесен был в место мучений» ( Лк.16:22–23 ). Ты видишь, что эти жребии ведут в разные места. Обрати также внимание на то, кто относит их; сказано, что это ангелы, которые всегда готовы унести кого-либо, ибо они – служители Бога, назначенные именно для этой цели. Они исполняют тот жребий, который ты уготовил для себя. Ибо если ты «отдашь голодному душу свою», оденешь «нагого» (ср. Ис.58:10,7 ), будешь судить «судом праведным» (ср. Ин.7:24 ), восстанешь против неправедности своей (ср. Пс.93:16 ), не будешь держать совет с теми, кто расставляет сети невинному (ср. Пс.56:7 ), жребием твоим станет Господь. Если же станешь служить страстям, будешь «более сластолюбив нежели боголюбив», не будешь ненавидеть зло, жребием твоим станет козел отпущения, и отведут тебя «в пустыню» рукой служителей Божьих, назначенных для этого Самим Богом; и потому называется служителем тот, кто никого не стыдится: ни богатого, ни сильного, ни царя, ни священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010