Закрыть Теперь Его час пришел Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна 21.04.2024 119 Время на чтение 8 минут Фото: Из интернет-источников В Евангелии от Иоанна нет описаний страданий Господа в Гефсимании. Хотя незадолго до них, Господь, взволнованный приходом язычников, желающих видеть Его, охвачен переживаниями предстоящей Ему Крестной смерти: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому… Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин. 12, 23, 27). Таким образом, Евангелие от Иоанна с особенной силой обозначает победоносный путь Спасителя, с державным достоинством хранящего власть над всеми событиями. Господь Сам предает Себя пришедшим взять Его и требует, чтобы никто не смел возложить рук на Его учеников. Мы видим это нелепое шествие среди ночи во главе с предателем Иудой, этот отряд стражи Храма с фонарями, с дрекольями и оружием. Что значат все их предосторожности? Господь Сам выходит навстречу им. Он не ждет, когда поцелуй лицемера укажет на Него и предаст Его на расправу первосвященникам. До этого времени никто не мог взять Его — ни восторженные толпы, желавшие провозгласить Его царем (Ин. 6, 15), ни посланные от первосвященников и фарисеев, пришедшие взять Его в праздник Кущ (Ин. 8, 20), ни иудеи, намеревающиеся побить Его камнями (Ин. 8, 59 и 10, 31) «ибо не пришел еще час Его». Теперь Его час пришел. Господь принимает его. «Грядый Господь на вольную Страсть», — исповедуем мы на Страстной седмице. «Кого ищете?» — спрашивает их Господь. Ему отвечают: «Иисуса Назорея». Господь говорит им: «Это Я». Мы знаем, какой смысл придает Евангелие этим словам Спасителя. «Это Я», «Аз есмь» — чаще обозначает Божественную Личность и Божественное служение Господа. «Аз есмь, от начала Сущий» (Ин. 8, 25), «Аз есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6), «Аз есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11), «Аз есмь лоза истинная» (Ин. 15, 1). Иногда Господь употребляет эти слова в абсолютном значении: «Прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь» (Ин. 8, 58). Теми же словами Бог открывает Себя Моисею: «Аз есмь Сущий» (Исх. 3, 14).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/21/te...

5:8), заповедал (Ин. 14:31), послал (Ин. 10:36; 17:3), не может от себя ничего творить (Ин. 5:30), или говорить (Ин. 12:49), или судить (Ин. 12:47), или даровать (Мф. 20:23), или хотеть (Мф. 26:39). А еще и те, в которых приписывается Сыну неведение (Мк. 13:32), покорность (1 Кор. 15:28), молитва (Лк. 6:2), вопрошение (Ин. 11:34), преуспевание (Лк. 2:52), совершение (Евр. 5:9). Присовокупи, если хочешь, и больше этих унизительные выражения, например: спит (Мф. 8:24), алчет (Мф. 4:7), утруждается (Ин. 4:6), плачет (Ин. 11:35), находится в борении (Лк. 22:44), укрывается (Ин. 8:59). А может быть, обратишь ты в укоризну даже смерть и крест. Ибо не коснешься, как думаю, воскресения и вознесения; потому что в них найдется нечто и в нашу пользу. Но и кроме этого можешь собрать многое, если захочешь ты себе составить соименного и сопричтенного Бога, когда у нас есть Бог, истинный и равночестный Отцу. Если и каждое из этих выражений разбирать в отдельности, то не трудно будет объяснить тебе их в смысле благочестном, устранив все, что в Писаниях служит для тебя преткновением; ежели только действительно ты претыкаешься, а не с намерением толкуешь криво. Вообще же выражения более возвышенные относи к Божеству и к природе, которая выше страданий и тела, а выражения более унизительные — к Тому, Кто Сложен, за тебя истощил Себя и воплотился, а не хуже сказать, и очеловечился, потом же превознесен, чтоб ты, истребив в догматах своих все плотское и пресмыкающееся по земле, научился быть возвышеннее и восходить умом к Божеству, а не останавливаться на видимом, возносился к мысленному и знал, где речь об естестве Божием и где об Его домостроительстве. Ибо было, когда этот, тобой ныне презираемый, был выше тебя. Ныне он человек, а был и несложен. Хотя пребыл и тем, чем был Он, однако же восприял и то, чем не был. Вначале был Он без причины; ибо что может быть причиной Бога? Но впоследствии начал бытие по причине, и причиной было — спасти тебя — ругателя, который презирает Божество за то, что Оно приняло на Себя твою грубость и посредством ума вступило в общение с плотью; и дольний человек стал Богом, после того как соединился с Богом и стал с Ним единым; потому что победило лучшее, дабы и мне быть Богом, поскольку Он стал человеком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Прообразовательный смысл М. раскрывается в учении НЗ о Евхаристии, согласно к-рому Сам Христос является сошедшим с небес Хлебом жизни (Ин 6. 35). В ВЗ прор. Моисей явил поколению странствующих по пустыне свое божественное призвание посредством чуда с М., Иисус Христос возвещает евр. народу духовное учение о Своем теле посредством обращения к библейской истории. Подобно тому как в ВЗ дарование М. избранному народу было средством испытания его верности Богу (Втор 8. 16), так и в НЗ Иисус Христос во время искушения в пустыне отвергает предложение превратить камни в хлеба (Мф 4. 3-4). В словах Спасителя, раскрывающих смысл новозаветного учения о Евхаристии, М. выступает в качестве антитезы Плоти Христовой, символизируемой небесным хлебом, исходящим от Господа. В то время как «отцы... в пустыне» были питаемы М. и тем не менее умерли (Ин 6. 49), небесный хлеб (ср.: Пс 77. 24), или хлеб жизни (Ин 6. 48), который Господь дарует как Свою Плоть, становится для вкушающих его залогом вечной жизни (Ин 6. 51-59). По контрасту с М., явленной в прошлом, пища эпохи спасения, начавшейся с приходом Иисуса Христа, дарует бессмертие. Сам Господь Иисус Христос становится «хлебом жизни» (Ин 6. 35), который приносится «за жизнь мира» (Ин 6. 51-58). М. в Евангелиях выступает не как символ, отсылающий к идеальному прошлому или мессианскому будущему, но служит прообразом новой жизни, начавшейся с пришествием Христа. Учение об истинном хлебе вызывает такое же непонимание среди учеников Христа и фарисеев (Ин 6. 14, 30-31), как и дарование М.- ропот среди мн. представителей странствующего по пустыне народа (Числ 11. 1-6). Ап. Павел также подчеркивает прообразовательное значение М. в рассказе, предваряющем изложение христианского учения о Евхаристии (1 Кор 10. 6, 16). Повествуя о странствии израильтян по пустыне, он именует М. духовной пищей (1 Кор 10. 3). Вслед за Евангелием от Иоанна (Ин 6. 49) ап. Павел делает акцент на том, что не о многих из вкушающих М. «благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне» (1 Кор 10. 5).

http://pravenc.ru/text/2561844.html

48 В издании Й. Ройса нижеследующая схолия помечена как относящаяся только к ст. 31, но по содержанию видно, что толкование относится и к следующему стиху, поэтому добавляем и его. 50 В опубликованной Ф. Пьюзи схолии на Ин. 10:19–21 имеется близкий по содержанию отрывок. К указанным здесь трём значениям глагола «освящать» (назначение для совершения Божьего намерения, отделение для жертвы и освящение плоти Христа в силу соединения с Богом) там добавляется также освящение как посвящение Богу, например, израильских первенцев (Pusey Ph. E. Op. cit. Vol. 1. P. 259–260; рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Творения. М., 2002. Кн. 3. С. 381–382). 54 В катенах имеется схолия, надписанная в одной из рукописей именем свт. Фотия Константинопольского , в которой можно усмотреть исправление допущенной здесь неточности: «Что говорит он? Ведь Евангелист говорит, что Вифания отстояла от Иерусалима на пятнадцать стадий ( Ин. 11: 38 ), а не место, где проводил время Христос, от Вифании» (Johannes-Kommentare aus der griechischen Kirche. S. 391). 55 Окончание этой схолии (надписанной именем свт. Кирилла) заимствовано из «Толкования на Евангелие от Иоанна» свт. Иоанна Златоуста : «Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Это не просто сказали они, но с тем, чтобы воспрепятствовать Ему идти туда. Ты говоришь, возражают они, что он спит? Значит, нет особенной нужды идти туда. Между тем Он для того и сказал: друг наш, чтобы показать необходимость идти. Когда же они всё ещё не решались, то Он говорит: умер ( Ин.11:14 ). Первое выражение Он употребил потому, что хотел научить не тщеславиться; но так как они не поняли, то Он присовокупляет: умер, и радуюсь за вас ( Ин.11:14–15 ). Почему же именно за вас? Потому что Я предсказал, не бывши там» (Joannes Chrysostomus. In Joannem homiliae 62//PG. 59. Col. 344:8–18; рус. пер.: Творения свт. Иоанна Златоуста . СПб., 1902. Т. 8. С. 414). 59 За исключением начальных слов почти буквально совпадает с началом одной из опубликованных Ф. Пьюзи схолий: «Здесь под возмущением мы понимаем как бы желание вместе с властным движением» (Pusey Ph. E. Op. cit. Vol. 1. P. 283; рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Творения. М., 2002. Кн. 3. С. 403).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Св. иконы всегда пишутся на основании истинных сказаний Библии и достоверных сказаний святых людей, так что на св. иконах изображаются только истинные события из жизни Церкви Божией. Поэтому св. икона есть как бы Библия , написанная красками, которую может читать каждый неграмотный человек и каждое дитя; равным образом Библия может быть названа иконой, которая для грамотных написана буквами. Таким образом св. книги и св. иконы взаимно восполняют одни других (см. Догм. 7 всел. собора). Всем без исключения людям быть грамотными трудно и невозможно, так что св. книгами все люди сами никогда не могут пользоваться, св. иконами же могут пользоваться сами люди все и всегда. Сейчас при новоначальном возбуждении народа и неграмотные сектанты хвалятся некоторым знанием священной истории, но совсем не то будет с их неграмотными детьми, когда пройдет возбуждение: они совсем забуду Бога. Вследствие этого, кто отнимает у неграмотного человека св. икону, тот старается держать людей во тьме духовной и является злейшим врагом своего народа. § 31. Чествование св. Креста Крест Христов, будучи орудием искупительных страданий Богочеловека, явился жертвенником, на котором Сам Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву (см. 2Кор.5:21 ; Еф.5:2 ; Евр.9:28 ), – стал орудием спасения всех людей ( Ин.12:32, 33 ; 1Пет.2:24 ; Кол.1:20 ), – явился знаменем нашей веры ( Числ.21:8 ; Ин.3:14 ср. Пс.59:6 ; Ис.11:12 ; Мф.24:30 ). Нарочитая честь всегда подобает священному жертвеннику (см. Мф.23:19, 20 ), доброму орудию (напр. 1Цар.21:9 ; 2Мак.15:15, 16 ) и знамени веры ( Пс.59:6 ); посему особенная честь подобает и св. кресту Христову, который в себе совмещает все три сии свойства. Действительно, крест Христов пророки называют «благословенным» древом ( Прем.14:7 ), прославленным подножием ног Господних ( Ис.60:13 ), «владычеством» ( Ис.9:6 ; что у Иисуса Христа на раменах или на плечах было – Ин.19:16–18 ). Апостолы «хвалятся» крестом Христовым ( Гал.6:14 ) и считают его средством умиротворения земного с небесным ( Кол.1:20 ), слово о кресте считают «силою Божией» и «благовествованием Христовым» ( 1Кор.1:18 ср. Рим.1:16 ), злых людей считают врагами креста Христова ( Флп.3:18 ). Устами же прор. Давида все верующие люди прямо призываются «поклониться подножию» ног Господних, т. е. кресту Христову ( Пс.98:5, 131:7 ). Как в обыкновенном войске посредством чествования знамени чествуется Государь, собравший воинов и сам давший им знамя: так при чествовании св. креста мы чествуем Самого Господа Христа, давшего нам крест Свой в знамя. Разумеется, как в знамени царском, так и в кресте – знамени Христовом чествуются не дерево, не металл, не краски и не линии, а та св. Личность и то священное дело, которые с крестом связаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

2) В письме к Филадельфийцам (7:1) он пишет: «И хотя некоторые желали обмануть меня по плоти, дух [самого Игнатия] невозможно обмануть, ибо он от Бога. Знает он, откуда приходит и куда уходит (πθεν ρχεται και που υπγει)». Эти же пять слов о Духе Божьем встречаются в Ин.3:8 . 3) В письме к Римлянам (7:2) Игнатий пишет, что «…князь века сего ( ρχων του αινος) хочет пленить меня и подкупить мой ум, устремленный к Богу». Это напоминает нам повторяющиеся слова о «князе мира сего» ( ρχων του κσμου) в четвертом Евангелии (12:31:14:30:16:11). Через несколько строк Игнатий пишет о «живой воде», которая говорит в нем: «Прииди к Отцу» (ср.: Ин.4:10:7:38 ). А чуть ниже он заявляет: «Не желаю я пищи тленной, ни наслаждений земной жизни. Но хочу вкусить «хлеба Божьего» – плоть Христову, «который есть семя Давидово»; а в питие я желаю крови, которая есть неоскудевающая любовь». Здесь мы находим фразы, похожие на Ин.6:33:7:42 , и другие отголоски Иоаннова богословия. 4) В письме к Филадельфийцам (9:1) он пользуется сравнением Христа с дверью, подчеркивая Иоанново учение о значимости Слова до воплощения: «Он (первосвященник) есть дверь к Отцу, которою вошел Авраам, и Исаак, и Иаков, и пророки, и апостолы, и Церковь . Все они соединяются в единстве Божьем». Следует заметить, что для Игнатия многие темы четвертого Евангелия тесно связаны друг с другом (ср.: Ин.10:7:14:6:8:30–59:17:20–3 ). Такие параллели слов, а иногда и идей показывают, что Игнатий хорошо знал Иоанново богословие, и позволяют предположить, что узнать его он мог, только прочитав четвертое Евангелие. Отсутствие какой–либо явной цитаты вполне согласуется с упоминавшимися выводами о стиле автора и об обстоятельствах, в которых ему приходилось писать. Епископ из Антиохии всего трижды употребил формулу «как написано» (γγραπται), причем все три раза – в отношении Ветхого Завета. Дважды о книге этого места), что если они не найдут этого в «древних писаниях» (ρχεοις здесь относится к Ветхому Завету), то они не поверят этому и в Евангелии (εαγγλιον). Когда же он ответил, что Писание скорее на его стороне («Но ведь написано», γγραπται), они ответили: «В этом–то и состоит вопрос». Другими словами, они оспаривали мессианское значение, которое он приписывал текстам–доказательствам, извлеченным из «древних писаний» Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Что ещё? Не естеству Отца, говорит, а ипостаси приносится 58 жертва, как и приносящий приносит ипостасно, и приемлющий приносит ипостасно. Потому и представляется тебе иномыслящий погрешающим вдвойне, как и разделяющий нераздельное естество, и приписывающий естествам личные свойства. А между тем оказываешься виновным в сих двух погрешностях, естество принимая безразлично вместо ипостаси, как видно из прежнего, и нераздельное естество Отца и Сына и Духа раздробляя и рассекая, когда говоришь, что не всецелому божеству, то есть Богу, а Отцу только приносится жертва, и таким образом отнимаешь у Сына и Духа честь, подобающую Тому и Другому, как Богу. Ибо скажи, ради самого Бога: кого оскорбили мы грехом? Отца ли только или вообще Бога? Чью заповедь преступили? Не Божию ли? Или только Отчую? Конечно, Божию! Ему-то и должны мы были воздать жертву, потребляющую грех; Того обязаны были почтить, Того прославить, которого обесчестили преступлением заповеди, то есть единого в Троице Бога. Это соделано принесённою за нас жертвою агнца Божия, по гласу 59 Слова, берущего на Себя грех мира ( Ин. 1:29 ). Посему и, идя на страдание, Спаситель сказал: ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нем ( Ин. 13:31 ), как если бы сказал: ныне истребляется осуждение греха человеческого; ныне бесчестие от преступления обращается в славу Богу; ныне человек (ибо это Сын человеческий), преступлением обесчестившее Бога естество и само тем ещё более обесчещенное, прославляется, так как бесчестие уничтожается совершаемою жертвою, и сам Сын человеческий, будучи и Богом, прославляется в нём, приемля жертву человеческую как Бог, не один только, но с Отцом и Духом. Потому что не сказал – Сын Божий, ни, по-твоему, Отец Мой только, а Бог . И хотя Сын, приносящий жертву, есть одно лицо Троицы, но приносит её за всё человечество и от всего человечества, которое всё принёс, чтобы всё же спасти; и приносит не одному лицу Троицы, а всецелому троическому Божеству, и Сам приемлет вместе с Отцом и Духом, и с Ними прославляется в Себе самом, как показывают прилагаемые слова Спасителя: если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе ( Ин. 13:32 ). След., не ипостасно просто приносит приносящий за всё человечество, ни приемлющий приемлет ипостасно, так как и всякая жертва по закону приносится не какому-нибудь из лиц, а просто Богу, как и пророк говорит: принеси в жертву Богу ( Пс. 49:14 ), и: воздайте Господу ( Пс. 95:8 ). А ты, не так рассуждая, против себя обращаешь то, в чём обвиняешь возражающего тебе, и естество принимаешь везде вместо ипостаси, и разделяешь неразделимое естество тем, что лишаешь Бога Слово чести, принадлежащей Ему как Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

А это уже явилось историческим событием, значительной вехой в развитии Церкви Христовой, в которой утверждалась благословенная мысль о том, что Господь наш Иисус Христос — Бог всех людей и принадлежит всему миру. Всякие попытки монополизировать христианство, предпринимаемые различными сектами уже в наши дни, ведут к краху, потому что не имеют будущего. Мы, христиане, усыновляемся Богу Таинством Святого Крещения, вступаем в теснейшее единство с Сыном Божиим в Таинстве Святого Причащения, возвращаем себе милость Господа и прощение грехов в Таинстве Святого покаяния. Мы, христиане, живем Спасителем нашим, и Спаситель наш Иисус Христос живет в очищенных, преисполненных веры, православных душах. Научимся же беречь то, что имеем! Уподобимся Христу, ибо некогда Он уподобился нам. Ведь каждое слово, произнесенное Господом, и каждое дело, Им сотворенное, — пример величайшей добродетели и образец высочайшего благочестия. Будем же, по словам святителя Григория Богослова , «следовать Тому, Кем мы спасены, и принадлежать к Его достоянию, не заботясь о том, что малоценно и принадлежит только земному». Аминь. Христос воскресе! Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. ( Ин.8:31 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В сегодняшнем Евангельском чтении Господь наш Иисус Христос призывает уверовавших в Него пребывать в Своем слове (см. Ин.8:31-42 ). Что это значит? Давайте внимательно посмотрим и подумаем, к кому Спаситель обращается с этим призывом, кто слушает Его? Его словам внимают иудеи, которые, как пишет святой евангелист Иоанн, уверовали в Него. Но ведь Сын Божий есть Истинный Бог, Ему открыты сердца всех людей, и Он хорошо видит, что в них нет пока настоящей веры, они колеблются, сомневаются, они скорее готовы пойти за своими вождями — книжниками и фарисеями, чем за Человеком, говорящим такие удивительные вещи. Однако Господь обещает им потрясающий дар: …и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

И не следует еще упускать из виду, что дело человека искать своего спасения через Господа (верою и делами), а дело Богочеловека было спасти всех. От человека и человечества Господь восприял с плотию и душою только скорбь и страдания земли, радости же Его были Божественные, радость любви и радость спасения людей и радость просветления их Духом Святым 897 . Радости Божественные сопутствовали Богочеловеку как человеку, ибо Божество бесстрастно, как замечает св. Афанасий Великий 898 , и радовалась человеческая душа Богочеловека радостию Божественною, раскрывая тем и всякой душе человеческой возможность пользоваться этой радостью, которая есть отблеск вечного счастия, присущего Божеству. Проявление радости святой на земле есть раскрытие завесы, отделяющей счастие вечное от суеты земной; переход от сомнений и горя и скорби земли к покою вечной любви и правды. И сие благоволил Господь открыть душе человеческой, восприяв и явив в душе человеческой сии священные радости. Но раскрывая путь к вечному счастию душе человеческой, восприятой Им, Господь Иисус находится как Бог Слово в полном единении с Богом Отцом: «Имя Отца, говорит св. Григорий Богослов 899 , несть ни существа, ниже действия, но имства или отношения, каковое имеет Отец к Сыну, или Сын к Отцу». Ин.8:30 . Сия ему глаголющу, минози вероваша в него. В числе этих многих уверовавших надо вероятно отличать тех, кои уверовали в Господа простым чистым сердцем, от «уверовавших Иудеев» следующего за сим стиха, которые вслед за сим выступают со своими бесконечными спорами и похвальбами о своем происхождении, с тою гордою самонадеянностью, которая мешала им уверовать и спастися. Они никак не могли понять сказанного всему человечеству: «земля еси и в землю пойдеши»; они придавали такое важное значение земле и земной жизни с ее самообольщением, что, потрясенные до глубины души словами Господа, они в следующую за тем минуту начинают величаться и спорить и наконец берутся за камни (ст. 59). К этим-то Иудеям и говорит Господь. Ин.8:31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

31 янв. 1991 г. определением Свящ. Синода В. е. была выделена из Хабаровской епархии, архиепископом Владивостокским и Приморским стал Николай (Шкрумко) . 21 сент. 1992 г. во епископа Владивостокского и Приморского был хиротонисан Вениамин (Пушкарь). К нач. 90-х гг. в Приморском крае действовали 8 приходов, в кон. 1991 г.- 15, в кон. 1992 г.- 22, на 1 янв. 1998 г.- 59 приходов. В 1993 г. началось возрождение Уссурийского Рождество-Богородицкого жен. мон-ря, в 1995 г.- Свято-Троицкого Николаевского муж. мон-ря. Особым событием в жизни епархии было возвращение во Владивосток из Св. земли 6 мая 1998 г. иконы «Торжество Пресв. Богородицы» ( Порт-Артурской ). В мае 2000 г. епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . При Владивостокском епархиальном управлении работают отделы: религ. образования и катехизации, миссионерский, издательский, по взаимодействию с правоохранительными учреждениями, по взаимодействию с Вооруженными Силами, по делам молодежи, юридический, по взаимодействию с учреждениями здравоохранения, по взаимодействию с казачеством, общий, финансовый, хозяйственный. Решением Свящ. Синода от 27 июля 2011 г. из состава В. е. выделены Арсеньевская и Находкинская епархии. Решением Свящ. Синода от 5-6 окт. 2011 г. В. е. включена в состав Приморской митрополии . Образовательная, издательская и информационная деятельность 30 марта 1992 г. в епархии было открыто двухлетнее ДУ, ректором к-рого в наст. время является архиеп. Вениамин, в 1997 г. при ДУ организованы двухлетние миссионерско-катехизаторские вечерне-заочные курсы. В 1994 г. была создана епархиальная б-ка. В 1999 г. во Владивостоке начала работу правосл. гимназия во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия. На нач. 2003 г. в епархии действовали 25 воскресных школ. В марте 2003 г. было образовано братство правосл. следопытов. В 1999 г. в Ин-те истории и философии Дальневосточного гос. ун-та (Владивосток) открылась кафедра теологии и религиеведения, зав. кафедрой - архиеп. Вениамин. Епархия развивает сотрудничество с Приморским ин-том переподготовки и повышения квалификации работников образования, в к-ром читаются спецкурсы «Правовые основы преподавания Библии в школе», «Основы православной культуры и нравственности», «Православие и проблемы воспитания», «Психология религии». Начиная с 2003 г. в школах Приморья преподаются «Основы православной культуры».

http://pravenc.ru/text/158930.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010