«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 12, 2007 год Такое разное Таинство В «Катехизисе Католической церкви» мы находим следующее определение: «Согласно латинской традиции, сами супруги как служители благодати Христовой взаимно преподают друг другу Таинство брака, выражая перед Церковью свое согласие». Любой же более или менее воцерковленный православный, не задумываясь, скажет, что согласно православному пониманию, Таинство брака, как и все остальные, совершает священник. Как и когда возникли такие разные взгляды на «совершителя» этого Таинства? Иерей Владимир Хулап кандидат богословия, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска, референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП На заре христианства Если мы взглянем на ту среду, в которой распространялось молодое христианство, то сразу же бросается в глаза общий как для иудейского, так и для греко-римского мира факт: участие «культового функционера» - священника или жреца - не было обязательным при заключении брака. Эта церемония представляла собой семейный праздник, поэтому все входившие в его состав религиозные обряды совершал отец (или опекун) невесты и сами новобрачные. Помолвка во всех этих культурах обычно носила юридический характер: в ее ходе достигалась договоренность о заключении брака, регулировались финансовые обязательства, обсуждались условия брачного договора, невеста получала от жениха в дар кольцо и т. д. Свадьба, основными моментами которой были введение невесты в дом жениха, праздничная трапеза и торжественный вход молодых в брачную опочивальню, одновременно включала в себя ряд литургических элементов. Высшей религиозной точкой иудейского заключения брака было произнесение семи особых свадебных благословений над чашей вина, которые читал либо отец невесты, либо один из почетных гостей. В Греции отец невесты приносил в день свадьбы особую жертву божествам, считавшимся покровителями брака: Зевсу, Гере, Артемиде. Сразу после своего входа в новый дом греческая невеста приносила жертву домашним божествам и духам умерших предков. У римлян только самая высшая по степени торжественности форма заключения брака - confarreatio, совершавшаяся в среде патрициев, предполагала участие жрецов. Что же касается всех остальных, то римское право ясно сформулировало свой основной принцип в отношении брака: «брак заключается согласием супругов» («consensus facit nuptias»), поэтому даже полное опущение свадебной церемонии никоим образом не отражалось на действительности заключаемого союза.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 12, 2009 год ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПАСТЫРЯ В мегаполисе свои проблемы, в сельской местности — свои. Зарождение городского и деревенского храма начинается по-разному. Или все-таки одинаково? Свой взгляд на особенности церковной жизни в современном селе высказал настоятель церкви Преображения Господня в деревне Горбунки, благочинный Волосовского округа протоиерей Иоанн Шпаков. — Отец Иоанн, как Вы думаете, с чего начинается храм в деревне? — Любой храм начинается с пастыря, без него это просто здание. Люди, не имеющие пастыря, похожи на овечек, которые что-то там хотят, а бывает, и бурную деятельность развивают, храмовое здание выстраивают и украшают, но нормальной духовной жизни не имеют. Если есть пастырь и выстраивается внутренняя, духовная жизнь, то постепенно налаживается и внешняя: появляются и вешалки, и скамейки, и свечные ящики... Но не должно быть наоборот. Главное, чтобы был человек, настоящий пастырь с большой буквы. Сейчас такое время, когда христианам трудно, и молодые священники подвержены большому давлению внешней среды, современного мира. Очень немногие из них действительно хотят нести людям свет Христов. К сожалению, часто они ведут себя как наемники. Это, наверное, не только проблема Церкви, но и всего общества. Христос предсказывал такое время, предсказывал трудности. Сегодня людям, поступающим учиться в семинарию и желающим принять сан, надо понимать, что они должны идти на самоотречение. Не для себя жить, а для других. — Когда человек впервые переступает порог храма, что нужно сделать, чтобы он там остался? — Каков поп, таков и приход. От настоятеля зависит духовная атмосфера в приходе: настрой тех, кто работает в храме и встречает в нем людей. Если пастырь может согреть их своей любовью, то они могут эту любовь передать другим. Ведь тот, кто приходит в храм, хочет получить именно любовь.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/12/6...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 12, 2009 год О ГЛАВНОМ И ВТОРОСТЕПЕННОМ В сознании постсоветского человека возрождение Церкви — это прежде всего восстановление храмов, куполов, колоколов — всего, что физически разрушили гонители православной веры. Однако сами по себе стены при помощи кирпича и цемента восстановить не так трудно. Главная задача духовного возрождения лежит все же в другой плоскости, не связанной напрямую с храмовым зодчеством. Деньги любят счет Учебники Догматического богословия учат нас тому, что Церковь имеет богочеловеческую природу: с момента своего основания Церковь, как Тело Христово, бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но, как человеческое общество, она подчиняется общим условиям земного порядка. Безусловно, эти определения остаются верными по сей день, однако зачастую они неизвестны людям, впервые переступающим порог храма. Как правило, впервые приходя в Церковь, человек ищет здесь что-то возвышенное, неземное. Как-то в интернете долго ходил снимок объявления, размещенного в одном из раскольничьих храмов на Украине. Оно предлагало всем желающим посетить молебен на начало учебного года. А снизу была приписка: «При себе иметь пожертвование». А еще есть старый анекдот, когда мятущийся интеллигент подходит к церковной бабушке с вопросом, как обрести вечную жизнь через Крещение, на что бабуля отвечает: «Купишь крестик, двадцать рублей заплатишь и полотенце не забудь принести!» «Не запах ладана и воска встречает посетителя у входа во многие православные храмы, — а звон монет и разговоры о деньгах. Свечи, иконки, освященное масло, просфоры, крестики — все это предлагается в „свечных ящиках“, располагающихся у входа в храм или даже в самом храме», — писал лет десять назад известный миссионер диакон Андрей Кураев. И за эти годы в нашей церковной жизни мало что изменилось.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/12/6...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Геральдическая проповедь Одним из наиболее изящных примеров православной церковной геральдики может по праву считаться герб священномученика Анфима I, митрополита Валашского, запечатленный на миниатюре 1713 года из собрания Румынской Академии наук. В нем присутствует не лев, не орел и не ангел, а иное создание Божие - улитка, ползущая навстречу сиянию звезды: символ человеческого стремления к горнему миру. Михаил Медведев старший преподаватель исторического факультета СПбГУ, член Геральдического совета при Президенте РФ Анфим, в миру Андрей, именуемый Иверским, Ивериянином, т. е. грузином (Антим Ивиряну или Ивирянул - для румын, Антимоз Ивериели - для грузинских соотечественников), родился около 1650 года по одним сведениям - в сердце Грузии, в царстве Карталинском, по другим - в месхетинской земле, в южном княжестве Самцхе-Саатабаго, в то время принадлежавшем Турции. Будущий святитель был воспитан в любви к Церкви, искусствам и книгам. Вероятно, в юности ему довелось состоять при особе низверженного царя Имеретии, Арчила II Вахтанговича, и участвовать в создании грузинской типографии в Москве. На пути домой он был схвачен разбойниками и продан в рабство, но выкуплен греческим духовенством и остался со своими освободителями. Священнический сан и монашество открыли ему путь к новым духовным высотам и вместе с тем к совершенствованию в науках и искусствах. В конце 1680-х годов иеромонах Анфим, к тому времени прославившийся как художник, каллиграф, резчик и мастер-типограф, получил приглашение от господаря Валашского, святого Константина Бранкована (кстати, ставшего впоследствии одним из первых российских Андреевских кавалеров), и по поручению господаря создал несколько церковных типографий в Бухаресте и за его пределами. В Валахии Анфиму удалось добиться невиданных успехов в издательском деле. Из его рук в свет выходили превосходные издания на церковнославянском, румынском, грузинском, греческом и арабском языках. В 1709, посетив родину, Анфим основал и первую грузинскую типографию в Тбилиси.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/37...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Православная семья: агиография и реальность К сожалению, наша агиография, на которой воспитывались поколения русских православных христиан, не дает нам идеала семьи. Понятно, что большая часть наших святых - это святители, преподобные, мученики, канонизация которых связана отнюдь не с их семейной жизнью. Протоиерей Георгий Митрофанов магистр богословия, профессор СПбПДА, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при АППО Ищите женщину Если обратиться к нашим святым женам, то здесь мы обнаруживаем очень выразительные особенности. Прежде всего, можно констатировать, что святых христианок в наших святцах ничтожно мало, и это не случайно. В определенные эпохи канонизовали очень много, в другие - мало (как в синодальный период, когда почти за два века произошло всего лишь пять канонизаций до царствования Императора Николая II), и, тем не менее, святым женам места практически не находилось. А когда их все-таки канонизовали, то мы обнаруживаем тенденции, свидетельствующие, что даже среди прославленных святых христианок, женщин, которые посвятили себя семейной жизни, у нас в святцах нет. И это притом, что тема семьи для женщины более значима, чем для мужчины, поскольку в традиционной патриархальной семье вплоть до XX века женщина играла определяющую роль. Для нее жизнь сводилась, прежде всего, к семейной жизни, если она не была монахиней. Услышав имена Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, мы сразу вспомним святых монахинь. В их житиях подчеркивается их нежелание вступать в брак, их отторжение от семьи. Что касается блаженной Ксении Петербургской, то ее святость, вроде бы отчасти связанная с браком, начинается только со смертью мужа. Кончина супруга стимулирует ее духовное служение. Складывается впечатление, что в семье она не могла проявить себя должным образом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Такие неудобные дети Для чего в семье дети? Сколько их должно быть? Эти вопросы можно назвать странными, так как на них невозможно дать четкий ответ. Подобных вопросов достаточно много: Что такое человек? Почему мужчина и женщина хотят быть вместе? Что такое дружба? Все они имеют нечто общее. Практически каждый человек уверен, что знает на них ответ, но сформулировать его в четких определениях не может. Иерей Александр Тиманков клирик собора св. ап. Андрея Первозванного Ответ на эти вопросы существует в душе человека, но многие люди не утруждают себя его поисками. Конечно, думающие люди размышляют об этом. Такие размышления часто превращаются в преобладающее общественное мнение, но нельзя забывать, что общественное мнение не возникает само по себе. Оно возникает под влиянием различных общественных процессов. Экономика, политика, религия, культура участвуют в его формировании. Практически все явления в жизни человека попадают в поле зрения общественного мнения, получая осмысление и оценку. Вопрос о смысле семейной жизни, о наличии и количестве детейне является исключением. К сожалению, люди часто готовы принимать готовые ответы вместо того, чтобы самим размышлять, принимать решения и нести за них ответственность. Но готовые ответы часто продиктованы не стремлением к истине, а какой-либо практической пользой. Иногда это просто обман одних людей другими. В течение XX века взгляды на отношения мужчины и женщины, на назначение семьи претерпели колоссальные изменения. Достижения техники, медицины, изменения в общественной жизни, катастрофические войны и стремительное развитие экономики привели к тому, что тысячелетние традиции семейных отношений так серьезно изменились, что интеллектуальные силы общества не успевают их осмыслить и дать им правильную оценку. Но у нас, христиан, есть свои критерии оценки происходящего. Богословие не оставляет человека наедине с общественными проблемами. Церковная жизнь и духовное делание воспитывают человека, учат его самостоятельно мыслить.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Трудности роста Воспитанниками Центра социальной адаптации святителя Василия Великого являются дети, рожденные на изломе эпох. Вся скорбь и противоречивость этого времени тяжким бременем легла на их плечи. Таких ребят часто называют «потерянным поколением». Но сотрудники Центра хорошо знают, что для Бога никто не потерян, для Него - все живы и все важны. Итого «Он у меня хороший мальчик. Его просто подставили», - говорит одна мама. «Я сама знаю, что он плохой, не переубеждайте меня. Делайте с ним все, что хотите», - говорит другая. Когда сын-подросток оказывается в суде, родителям очень сложно осознать эту реальность. Особенно, если ребенок уже давно стал им чужим человеком. «Родителям трудных подростков крайне сложно принять своего ребенка таким, каков он есть. Иногда просто даже узнать, что он из себя представляет», - говорит Юлиана Никитина, директор Центра социальной адаптации святителя Василия Великого. Сотрудники и выпускники этого центра приходят на помощь тем, в кого не верят порой даже самые близкие люди. По мнению Юлианы Никитиной, подростковые правонарушения - это, как правило, и не случайность, и не сознательные преступления. Это скорее итог предшествующего развития человека, логическое завершение определенного этапа его жизни. Неожиданностей здесь бывает мало. «Как правило, к этому человек шел давным-давно. И то, что он оказался в суде, - это лишь завершение длинной истории. Как говорится, итого…» Условно Центр святителя Василия Великого расположен в исторической части города, на набережной лейтенанта Шмидта. Всякому, кто там окажется, станет ясно: параллели с колонией неуместны. Светлые помещения с высокими потолками, роскошный вид из окна… Решетки на окнах есть только на первом этаже снаружи, - то есть, это защита от внешних грабителей, а не от побегов изнутри.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/36...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2011 год Быть званым и избранным Несправедливо избранные В идее избранничества Божия есть что-то несправедливое, что бросает вызов всем нашим представлениям о высшей беспристрастности и объективности. В самом деле, избирая одно (человека, народ, идею), Бог неизбежно не избирает другое. Причиной подобного не-избрания подчас оказываются не какие-то качества отвергаемого, а то, что на языке богословия называется «суверенной волей Бога». Небесный Владыка, руководствуясь Своими, непостижимыми человеку представлениями, делает такой выбор, который иначе как произволом назвать сложно... Бог избирает Израиль, хотя тот далек от праведной жизни и именуется Богом «жестоковыйным» (Втор. 7, 7; 9, 6), дарует Закон Божий через Моисея, который признается в своем косноязычии (Исх. 4, 10). Иеремия поставляется Богом «пророком для народов», несмотря на молодость (Иер. 1, 6). Наконец, в Первом послании к коринфянам апостол Павел указывает, что избранниками Божиими оказываются вовсе не те, кто вроде бы более всего этого достоин (мудрецы, исследователи, знатоки Закона, сильные и благородные люди), но люди невлиятельные и необразованные, грешники, лишенные прежде всех благословений и обетований (1 Кор. 1, 26). Христиане нередко стесняются учения об избранничестве. Нам вроде бы стыдно за того Бога, который однажды сделал выбор в пользу одного народа, одной традиции в ущерб другим. Кажется, Божия милость не может не проявляться в том, чтобы одинаково позитивно воспринимать все религии, все формы поклонения и всякую праведность. Иногда мы слышим, как священники или прихожане «со стажем» пытаются поддержать и ободрить далекого от Бога человека такими словами: «Не расстраивайся, все мы одинаково неверующие — и ты, и я». После этих лживых слов на миг появляется иллюзия, что верующий и неверующий — суть братья, находящиеся в одинаковых отношениях с Богом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/1/83...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2011 год Интуитивный историк В писательских трудах российского дипломата и философа XIX века Константина Леонтьева историческая сцена, на которой проходит жизнь различных народов, выглядит почти театральными подмостками. Писатель-публицист увлеченно разглядывает костюмы, традиции и нравы. Спустя полторы сотни лет после издания трудов Леонтьева нынешние исследователи выводят на сцену самого мыслителя, придирчиво рассматривая его извилистый путь: от утонченного эстетства в православное монашество. В чем-то они соглашаются, в чем-то спорят между собой... Сегодня мы приводим разные точки зрения на личность этого неординарного человека. «Вкусовщина» вместо философии На том уровне, где история метафизики предстает без ограничивающих кавычек, как движение чистой идеи, место Константина Леонтьева спорно. Слово «философия» он употреблял небрежно, в том смысле, в каком оно используется в обыденной речи (философия рекламы, философия успеха и т.д.). Нечто похожее на философствование встречается в программной статье мыслителя «Византизм и славянство», где есть некоторая структура: Константин Николаевич последовательно рассказывает, что такое византизм, русский византизм, славизм и т.д. В этом же сочинении можно найти и знаменитую концепцию культуры как живого организма, проходящего в своем развитии три стадии: начальной здоровой простоты, развитой прекрасной сложности и отмирания, которое сопровождается огрублением и упрощением всех сторон жизни. В этих трех стадиях специалист по истории мысли с радостью узнает знакомую философскую триаду, которая имеет, казалось бы, некоторое сходство с гегелевской или марксовой... Однако триада Леонтьева никакого отношения к философии не имеет. Он перечисляет несколько совершенно разнородных явлений — развитие растения и развитие болезни в организме, эволюцию искусства и государственных форм,— утверждая, что все они подчинены одному и тому же закону.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/1/83...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 2, 2010 год ПОГОВОРИМ О ВАЖНОМ. Евангелие в Неделю сыропустную Сказал Господь: «Если вы будете прощать людям, в чем они погрешили, простит и вам Отец ваш Небесный; если же вы не простите людям, не простит и вам Отец ваш Небесный, в чем вы погрешили. А когда поститесь, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою. Но когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо, чтобы не людям показать, как постишься, но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя. Не копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают, и воры вламываются и похищают; но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не похищают; ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое.» Мф. 6, 14-21 Перевод Сергея Аверинцева Прощение Ведь, если вы будете прощать людям, в чем они погрешили, простит и вам Отец ваш Небесный; если же вы не простите людям, не простит и вам Отец ваш Небесный, в чем вы погрешили. Прежде чем ступить на поприще Великого поста, Церковь дает нам возможность пережить момент высочайшего напряжения духовных сил в богослужении Прощеного воскресения. Казалось бы, что может быть проще и обыденнее, чем попросить прощения. Но многие из тех, кто участвуют в совершении чина прощения, могут пережить нечто подобное тому, что испытывают солдаты на войне, уходя в бой, который может оказаться для них последним. Где сокрыт источник духовной силы, из которого нам удается испить в этот момент примирения с Богом и нашими ближними? Слова Молитвы Господней об оставлении долгов побуждают нас к тому, чтобы прощать согрешивших против нас, то есть поступать подобно Сыну, который на Кресте молится о прощении всех: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/2/70...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010