«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2010 год МЕСТО РАДОСТИ И ПОКОЯ На Земле много удивительных мест, каждое из которых запоминается чем-то особым. Загородное хозяйство Успенского подворья Оптиной пустыни оставляет в сердце ощущение покоя, мира и радости. Кажется, что здесь все обладают тонким чувством юмора: игумен Ростислав (Якубовский), послушники и трудники, пчелы и енот-полоскун. Только страусы — птицы серьезные, им не до шуток... Государство в государстве Жарким летним утром мы с фотографом приехали познакомиться с чудо-хозяйством Успенского подворья (употребляю эпитет «чудо», потому что слышала множество восторженных отзывов об этом месте). Послушник Александр Пчельников был нашим гидом, он водил нас по территории хозяйства и терпеливо отвечал на вопросы. Александр здесь с 2000 года, носит подрясник, его вполне можно принять за монаха. Когда-то он учился в медицинском институте на стоматолога, но жизнь распорядилась иначе: и за десять лет он сумел освоить множество специальностей. На расспросы о том, что его здесь держит, лишь улыбался, видимо, словами этого не объяснить, можно только почувствовать. Сказал только, что хорошо, когда у тебя есть настоятель, которому ты доверяешь... Загородное хозяйство находится на Карельском перешейке в поселке Сосновый бор (раньше он носил финское название Халила) и занимает территорию в 40 гектаров по берегу озера Краснофлотское. До революции на этой земле рос фруктовый сад противотуберкулезного санатория, основанного еще в 1889 году в поселке Халила. При санатории была построена Александро-Невская церковь, в которой в советское время располагался продуктовый магазин и кочегарка, 18 лет назад в храме возобновились службы, и в 2007 году отреставрированная церковь отметила свое столетие. Этим летом храм передали Успенскому подворью, и теперь оптинская братия служит в нем. От храма Александра Невского до оптинского хозяйства 15 минут прогулочным шагом. После войны здесь была фирма, занимавшаяся выращиванием лекарственных растений (о том времени напоминают мята, зверобой и другие полезные травы, которые можно встретить дикорастущими на территории хозяйства). В «перестройку» сюда пришло запустение. А с 1999 года повеяло зарождением новой жизни: этот участок земли передали подворью Оптиной пустыни в Петербурге. С тех пор, если верить названию сайта загородного хозяйства (http://blagoemesto.ru), это место стало облагораживаться.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/10/7...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2010 год НЕУДОБНАЯ ЗАПОВЕДЬ. ЕВАНГЕЛИЕ В НЕДЕЛЮ 19-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Сказал Господь: 31 Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними. 32 Если вы любите тех, кто любит вас, какая у вас заслуга? И грешники любят тех, кто любит их. 33 И если вы делаете добро тем, кто вам делает добро, какая у вас заслуга? И грешники делают то же самое. 34 И если вы делаете одолжения тем, от кого надеетесь получить, какая у вас заслуга? И грешники делают одолжения грешникам, чтобы те им отплатили соразмерно. 35 Нет, вы любите тех, кто вам враг, и творите добро, и делайте одолжения, не надеясь, что вам отплатят; и будет награда ваша изобильна, и будете вы детьми Всевышнего, Который благ к неблагодарным и злым. 36 Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш. Лк. 6, 31-36 Перевод Славянского Библейского фонда РАН Содержание евангельского чтения Недели 19-й по Пятидесятнице знакомо даже людям, далеким от Церкви и Евангелие не читающим. Эти слова Спасителя на протяжении многих столетий являлись камнем преткновения для всех пытающихся осмыслить свое христианское поведение. Это очень тяжело приемлемые для нашего сознания строки Священного Писания, с которыми мы внутренне не можем согласиться. Поэтому мы подчас пытаемся на свои недоумения найти ответ у толкователей Слова Божия. Но обычно их пояснения нас мало удовлетворяют. Господь говорит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Это первая фраза рассматриваемого евангельского зачала, и она единственная здесь, которую каждый поймет и каждый примет. Как ты хочешь, чтобы относились к тебе, так и ты относись к другим — это естественно и это справедливо. Более того, Христос в данном случае не говорит ничего нового. Это так называемое «золотое правило нравственности», которое было известно задолго до того, как его провозгласил Христос.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/10/7...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2007 год Вертоград наук В этом номере мы публикуем окончание беседы главного редактора радиостанции «Град Петров» протоиерея Александра СТЕПАНОВА с протоиереем Борисом Безменовым, прозвучавшей в программе «Экклесия» Скажу еще о тех людях, которые тоже меня встретили сразу на пороге. Я был тогда бедненький человечек, у меня уже была семья, нужно было ее кормить, и поэтому я одновременно работал дворником в этой же Духовной академии. Я сидел во дворе; почитаю книги и конспекты, потом выскакиваю и мету двор. И заболел сразу, простыл. Но все равно больной, с температурой, сидел в будочке и нес свою службу. Вдруг ночью вижу, как кто-то прыгает, какое-то большое создание, заяц не заяц, но очень большой. Ну, думаю, начались уже какие-то запредельные вещи, выскакиваю и вижу: это архимандрит Исидор, нынешний митрополит Екатеринодарский и Кубанский. Он тогда был благочинный нашего храма и, чтобы меня развлечь, специально вышел и начал прыгать зайчиком. Это совершенно дивный человек, ангел. Очень скоро состоялась его епископская хиротония в нашем же храме. Это была первая епископская хиротония, которую я видел. Его возводил в сан епископа митрополит Никодим. Служба была поразительная. Вот тогда я в первый раз почувствовал, что храм взлетел, что мы не на земле больше, а действительно летим где-то в пространстве. Такое состояние в храме во время богослужения умел создавать митрополит Никодим. Все богослужения проходили так, как будто мы не на земле, а на небе. И храм был переполнен. Люди стояли на лестничных площадках, было просто не войти. Прот. А. Степанов: Есть один старый преподаватель Духовной академии и семинарии, безусловно, любимый всеми семинаристами - Игорь Цезаревич Миронович. Каким он вам запомнился в то время, когда он был, наверное, еще молодым преподавателем?

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2007 год Информационная служба «Вода живая» Полная лента новостей: http://news.aquaviva.ru Выставка Юрия Костыгова в Александро-Невской Лавре С 11 сентября по 6 октября в культурно-просветительском центре «Святодуховский» был представлен цикл его фоторабот под названием «На молитве Русская земля». На протяжении многих лет Юрий Костыгов - фотограф Санкт-Петербургской епархии. В его работах находит отражение жизнь Русской Православной Церкви - будни и праздники, портреты иерархов и простых верующих, блеск богослужений и руины поруганных храмов. Двор храма на Шпалерной признан лучшим в микрорайоне Под руководством настоятеля храма Всех Скорбящих Радость протоиерея Вячеслава Харинова в сентябре этого года была завершена реконструкция церковного двора. Асфальт был заменен исторической каменной плиткой, благоустроен и освещен сквер, поставлены новые садовые решетки. В местном муниципальном образовании «Литейный округ» высоко оценили проведенную работу. Приход стал участником конкурса «Двор, в котором я живу» и победил в номинации «За лучшее содержание благоустроенного двора». День перенесения мощей святого Александра Невского Праздник начался вечером 11 сентября со Всенощного бдения в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Утром 12 сентября митрополит Владимир совершил в храме праздничную Божественную литургию в сослужении архиепископа Тихвинского Константина и духовенства епархии. Затем крестным ходом святые мощи пронесли до площади Александра Невского, где был отслужен торжественный молебен. После состоялся митинг с участием городской администрации и ветеранов войны - кавалеров Ордена святого Александра Невского. В селе Кобылье Городище установлен благовест Кобылье Городище считается местом знаменитого Ледового побоища, в память о котором в селе сооружен храм во имя святого Архангела Михаила. В июле этого года силами участников автопробега «Серебряное кольцо Александра Невского» у храма была сооружена колокольня. Девять колоколов были водружены на звонницу в июле, а последний, самый большой, приберегли для праздника перенесения мощей святого Александра Невского. Общий вес колокола составляет 430 килограммов, после удара в него колокол звучит 52 секунды.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/2...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2007 год «Не поститесь с лицемерами» Женщина в платке и длинной юбке уже долго мучила продавщицу кондитерского отдела: «Покажите мне, пожалуйста, еще эту коробку конфет. Вот жалость, и они не подходят - в них тоже сухое молоко». «Простите, у Вас непереносимость этого компонента?» - тактично спросила сотрудница магазина. «Да нет, иду в гости на день рожденья, а сегодня среда - постный день; ведь мы, православные, среду и пятницу свято чтим», - гордо ответила женщина, глубоко поглощенная анализом химического состава сладостей… Иерей Владимир Хулап кандидат богословия, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска, референт санкт-петербургского филиала ОВЦС МП Пост среды и пятницы - одна из традиций Православной Церкви, к которой мы настолько привыкли, что большинство верующих просто никогда не задумывалось о том, как и когда он возник. Действительно, практика эта очень древняя. Несмотря на то что она не упоминается в Новом Завете, о ней свидетельствует уже раннехристианский памятник «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов», возникший в конце I - начале II вв. в Сирии. В 8 главе этого текста мы читаем интересное предписание: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Перед нами - традиционный ветхозаветный счет дней недели, соответствующий порядку творения в 1 главе книги Бытия, где каждую седмицу завершает суббота. Если перевести текст на язык известных нам календарных реалий (первый день недели в «Дидахи» - следующее за субботой воскресенье), то мы увидим четкое противопоставление двух практик: пост в понедельник и четверг («во второй и пятый день недели») против поста среды и пятницы («в четвертый и шестой»). Очевидно, что вторая из них - это наша сегодняшняя христианская традиция.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2007 год Церковь и СМИ: где источник противоречий? Какой изображают Церковь в светских газетах? Почему СМИ все чаще разжигают конфликты между верующими и неверующими? «Вода живая» публикует результаты собственного исследования городской прессы. Какой изображают Церковь? В августе-сентябре 2007 года Информационная служба Санкт-Петербургской епархии «Вода живая» при поддержке мониторинговой компании «ЭkpoRG» провела социологическое исследование на тему «Образ Русской Православной Церкви в петербургских газетах». Его целью было выяснить, какой изображали Церковь городские газеты в 1997 году и что изменилось сегодня. В качестве стартовой точки неслучайно был выбран именно 1997 год: в этом году был принят федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». По сравнению с предыдущим документом - законом РСФСР «О свободе вероисповеданий» - новый закон провозгласил особую историческую роль так называемых «традиционных» религий. В первую очередь, Православия, а также ислама, буддизма и иудаизма. Принятие закона вызвало полярные реакции в обществе - от пропаганды Православия в качестве «новой национальной идеи» современной России до возмущения дискриминацией по отношению к остальным религиозным объединениям. Исследователи пытались понять, сказалось ли это на освещении «церковной темы» в петербургских СМИ. Иными словами, как журналистское сообщество отреагировало на изменение закона? Анализировались газетные публикации за первые полугодия 1997-го и 2007-го годов. Издания для анализа отбирались по количеству упоминаний Русской Православной Церкви, а также слова «православный» и его производных. Из газет, существовавших и в 1997 году и сегодня, были отобраны пять изданий - «Вечерний Петербург», «Деловой Петербург», «Невское время», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Смена».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2009 год СЕЮЩИЙ СЛОВО. Евангелие в неделю 21-ю по Пятидесятнице Сказал Господь притчу: «Вышел сеятель, чтобы сеять посев свой, и когда сеял он, часть зерен пала возле дороги, где были они затоптаны, и птицы небесные поклевали их. И другие зерна пали на камень, и всходы засохли, потому что не было им влаги. И еще зерна пали в терние, и терние разрослось вместе со всходами и заглушило их. И еще зерна пали на землю добрую, и всходы поднялись и дали плод стократный». Говоря это, Он воскликнул: " Кто имеет уши, чтобы слышать, пусть слышит! " И стали ученики Его спрашивать, что бы означала эта притча. А Он сказал: " Вам даровано познать тайны Царства Божьего, а прочим — в притчах, чтобы они видя не видели и слыша не разумели . Вот что означает эта притча. Семя — это слово Божие. А место при дороге — это те, что услышали, а после приходит диавол и похищает слово из их сердец, чтобы они, уверовав, не обрели спасения. А каменистое место — это те, которые, услышав слово, с радостью его принимают, но оно не имеет в них корня; они хранят веру недолго и во время искушения впадают в отступничество. А место в терниях — это те, которые услышали слово, но на путях жизни обуреваемы заботами, и богатством, и житейскими наслаждениями, так что плоды их недозревают. А земля добрая — это те, которые, услышав слово, хранят его в сердце добром и благородном и благодаря постоянству приносят плод«. Лк. 8, 5–15 Перевод Сергея Аверинцева В Евангелии много места отводится учению Христа. Устное слово учителя — древняя традиция еврейского народа. Сама Библия (прежде чем была записана) передавалась из уст в уста на протяжении поколений. Ветхозаветные пророки — ораторы, а не писатели. И первые христиане не спешили записывать Евангелие, ведь многие из них были неграмотными. Они предпочитали слушать, а не читать.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/11/6...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2010 год НЕ БОЙСЯ, ТОЛЬКО ВЕРУЙ. ЕВАНГЕЛИЕ В НЕДЕЛЮ 24-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ В то время пришел к Иисусу 41 человек по имени Иаир; он был старейшиной местной синагоги. Припадая к ногам Иисуса, он умолял Его придти к нему в дом, 42 потому что была у него единственная дочь, лет двенадцати, и она умирала. Иисус пошел, а по дороге Его со всех сторон теснила толпа; 43 и женщина, которая страдала кровотечениями уже двенадцать лет и потратила на врачей все, что у нее было, и никто не мог ее вылечить, 44 сзади подошла к Нему и дотронулась до бахромы на краю Его плаща, и тотчас кровотечение у нее остановилось. 45 И сказал Иисус: «Кто прикоснулся ко Мне?» Между тем как никто не сознавался, Петр сказал: «Наставник, толпа отовсюду окружает Тебя и теснит». 46 Но Иисус сказал: «Кто-то дотронулся до Меня, ибо я почувствовал, как сила вышла из Меня». 47 А женщина, видя, что ей не удалось утаиться, с трепетом приблизилась, припала к Его ногам и объявила перед всем народом, по какой причине дотронулась до Него и как тотчас получила исцеление. 48 Он же сказал ей: «Дочь Моя, твоя вера спасла тебя; иди с миром!» 49 Он еще говорил, а из дома синагогального старейшины приходит кто-то и говорит: «Умерла твоя дочь! Не беспокой Учителя». 50 Но Иисус, услышав это, ответил старейшине синагоги: «Не страшись, только веруй, и она будет спасена». 51 А войдя в дом, Он не допустил войти больше никого, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца и матери той девочки. 52 Все плакали о ней и причитали. Но Он сказал: «Не плачьте! Она не умерла, но спит». 53 И над Ним смеялись, зная, что она умерла. 54 А Он, взяв ее за руку, громко возгласил: «Дитя, встань!» 55 И возвратился дух ее, и тотчас она встала; и Он велел, чтобы дали ей поесть. 56 И родители ее были изумлены; но Он наказал никому не говорить о том, что произошло.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/11/8...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2010 год О ЗДРАВИИ... Почему, несмотря на все достижения современной медицины, мы все равно страдаем от болезней? Может ли Господь отказать человеку, просящему Его об исцелении? На чем основана популярность магов и целителей? Правда ли, что Церковь против диет и занятий спортом? Тема здоровья — всеобъемлющая и касается всех. У черты Каждый, столкнувшийся хоть раз с тяжелой болезнью — своей или близких, — знает, какое это счастье быть здоровым. Просто ходить, просто видеть, слышать, дышать — само по себе счастье для того, кто хоть ненадолго побывал в состоянии не-ходячего, не-зрячего, неслышащего, не-дышащего... Почему-то о здоровье мы задумываемся, когда его теряем. Точно как о воздухе, о нем мы тоже не вспоминаем, когда нам дышится легко. И Бога призываем, когда нам кажется, что Он покинул нас. Проблемы со здоровьем — это тот «лом», против которого ни у кого из нас «нет приема». Сильные, самодовольные, успешные, независимые мы в одночасье превращаемся в слабых, жалких и беззащитных, бесконечно зависимых от внешних сил — врачей, родных, погоды, государства, денег... Ничто так безотказно не действует на нашу самоуверенность, как болезнь, особенно если заболевают близкие или дети. Когда мы с ребенком провели неделю в детской реанимации одной из городских больниц, в моей картине мира появились новые горизонты. Заведующий реанимационным отделением сразу предупредил нас, что никто из врачей нам не будет называть даты выписки: «Мы, реаниматологи, — люди суеверные». Медсестры, к моему удивлению, не просили снимать крестик с ребенка, а если на время процедур кресты с детей снимали, то следили, чтобы потом их вернули. Впрочем, с суевериями как таковыми мне лично столкнуться не пришлось. Наоборот, вся обстановка больницы заставляла задуматься о подлинно христианском, об истинном. А старинные выражения «все под Богом ходим», «человек предполагает — Бог располагает» звучали в больничных стенах не как бессмысленный архаизм, но как сугубая констатация фактов.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/11/8...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 12, 2007 год Дар тишины Латинский богослов II века Тертуллиан однажды сказал, что кровь мучеников - это семя Церкви. Однако к концу третьего столетия толерантность по отношению к христианам и их вере постепенно возрастала, поэтому мученичество в собственном смысле слова стало исчезать. Протоиерей Иоанн Брек православный богослов, профессор Свято-Сергиевского института в Париже, Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Перевод Натальи Хулап Новое мученичество Свидетельство мученичества (английское «martyr» - от греческого μρτυς - буквально означает «свидетель») все больше и больше принимало форму аскетической борьбы - духовной брани с лукавыми помыслами и греховными страстями, что послужило импульсом для развития монашества. Постепенно монах стал истинным «мучеником», настоящим свидетельством «невидимой брани», без которой невозможно пройти «узким путем», ведущим в Царство Небесное. Подлинное монашество стало новым «семенем Церкви». В течение столетий оно было основанием духовной и литургической жизни Православия и проявило себя как существенный элемент христианского бытия, неотъемлемый для церковного свидетельства в мире. В традиционном монашеском подвиге есть один элемент, который, наверное, является наиболее сложным для восприятия в нашей культуре. Это тишина. Она лежит в основании аскетической, и особенно исихастской, традиции и опыта. Однако ее часто неправильно понимают или игнорируют, причем не только наши вечно занятые миряне, но даже монашествующие - те, кто посвятил себя свидетельству и молитве. Божественная тишина В начале была совершенная тишина. В этой тишине Господь произносит Свое Слово, созидая небо и землю. Затем, во время космической субботы - «седьмого дня», Господь почил от трудов. Однако Его Слово продолжало Свою созидательную деятельность на протяжении всей истории человечества. Господь через пророка Исаию говорит: «Слово Мое, которое исходит из уст Моих, не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55, 11). Если мы утверждаем, что Бог творит из небытия, ex nihilo, это означает, что Он говорит из тишины, чтобы привести в бытие все существующее силой Своего созидательного Слова. Тем самым слово и тишина взаимодополняют друг друга. Тишина, в самом положительном смысле слова, это то священное пространство, в котором Бог изрекает Свое Слово, чтобы создать мир и спасти его от смерти и разрушения.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010