«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В преддверии 90-летия октябрьской революции 1917 года мы представляем читателям картину Ирины Ковалевой «Лихолетье», которая была подарена Князь-Владимирскому собору 10 июня с. г., в День всех святых, в земле Российской просиявших. Словом «лихолетье» можно назвать период между революцией и Великой Отечественной войной, когда вместе с лучшими сынами Отечества погибала и Русская Церковь, и русская культура. В Петербурге более 20 лет ведется кропотливая работа по выявлению сведений о российских новомучениках и всех, кто пал жертвами этого лихолетья. В этой работе епархиальной комиссии по канонизации святых помогают многие ученые, историки, архивисты. Творческое осмысление в красках этого труда передает картина «Лихолетье». Она рождалась постепенно, на протяжении нескольких лет, по мере накопления материала. На холсте изображено 59 человек: патриархи, митрополиты, священники, монашествующие, женщины и дети, среди них нет ни одного выдуманного лица. По мере написания картины историки Лидия Соколова, Александр Галкин и Александр Бовкало работали над восстановлением биографий изображенных, о многих из них до этого было практически ничего неизвестно. За это время на основе архивных материалов возвращены из небытия судьбы четырех тысяч россиян, пострадавших за веру. Многие из них были связаны с Санкт-Петербургскими духовными школами. Выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии 1895 года протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный красноармейцами в Царском Селе на шестой день после октябрьского переворота, 31 октября 1917 года, стал первым в сонме новомучеников Российских. Вскоре, 19 января 1918 года, при попытке захвата «народными комиссарами» Александро-Невской лавры был смертельно ранен протоиерей Петр Скипетров, выпускник 1890 года. Летом того же года в Алапаевске была заживо похоронена в шахте великая княгиня Елисавета Феодоровна, являвшаяся почетным членом Петроградской Духовной Академии.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В синем зале Епархиального Управления 14 сентября прошел торжественный молебен на начало нового учебного года на Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсах при Отделе религиозного образования и духовного просвещения. В день Церковного Новолетия митрополит Владимир обратился к учащим и учащимся с теплыми словами отеческого напутствия и преподал им архипастырское благословение. Вот уже семнадцатый год здесь готовят катехизаторов - наставников в вере - и церковных педагогов, столь необходимых нашей Церкви сегодня. Интересные преподаватели, совместная церковная молитва, активное участие в любимых всеми епархиальных выставках, да и просто друзья-единомышленники - все это можно найти, придя в новом учебном году на Свято-Иоанновские курсы. Немного истории В дореволюционной России в духовных училищах и учительских семинариях готовили преподавателей с духовным образованием. В начале девяностых годов прошлого века, когда стали возрождаться церковноприходские воскресные школы, потребность в таких кадрах возникла особенно остро. Тогда, в 1991 году, и появились богословско-педагогические курсы, которые с 1999 года стали именоваться Свято-Иоанновскими, в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, прекрасно совмещавшего пастырское и педагогическое служение в качестве законоучителя. Сначала курсы были годичными, затем - двухгодичными, а с 1997 года программа обучения рассчитана на три года. В этом году курсы вновь готовы принять будущих катехизаторов и педагогов. 14 сентября в синем зале Епархиального управления прошел торжественный молебен на начало нового учебного года. В день Церковного Новолетия митрополит Владимир обратился к учащим и учащимся с теплыми словами отеческого напутствия и преподал им архипастырское благословение. Жизнь курсов Занятия проходят в вечернее время с 17 до 21 часов, два дня в неделю (вторник и пятница) - обязательное посещение и два дня (понедельник и четверг) - факультативы. Читают лекции и проводят занятия 27 преподавателей, из них 12 имеют священный сан и 15 - миряне, преподающие в высших духовных и светских учебных заведениях Санкт-Петербурга. За три года слушатели изучают 18 предметов из четырех тематических разделов: исторического, богословского, педагогического и культурологического.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В этом году день празднования Коневской иконы Божией Матери - 23 июля - был отмечен знаменательным событием: Коневскому Рождество-Богородичному мужскому монастырю была подарена риза на одноименный образ. Она исполнена в бисере замечательной художницей из Штутгарта Марией Хасцлер-Краснореповой. Никогда не думала, что уеду… Родилась Мария Петровна в 1938 году в Мордовии. «В 1943 году мы остались без отца, он погиб на фронте, - рассказала она корреспонденту «ВЖ». - Нас у мамы было пятеро. Перед тем как уйти на войну, отец научил маму охотиться - как чувствовал, что не вернется. Мама охотилась, мы грибы-ягоды собирали. В десятом классе я жила на квартире у монашек, тети Дуни и тети Тани, - в нашем поселке средней школы не было, мы учились в соседнем селе Шадым. Монахини гонимые были, жили тем, что их тайно приглашали читать над покойниками, еще они шили и вышивали. У них было много икон, старинных книг. Тетя Дуня и тетя Таня просили меня переписывать листы, которые были в плохом состоянии, и вклеивали мои листы в книги. В детстве вера у меня была, но потом бывали периоды неверия, я увлекалась чем-то и о Боге забывала…» С детства Маша хорошо рисовала. После нескольких лет работы на целине поступила в Уфе в художественное училище. Любимым ее жанром стала акварель: «Всегда работала без карандаша, сразу кистью. Преподаватели говорили, что это редко бывает среди художников. Но я о себе невысокого мнения - мне говорили, а я слушала и свое дело делала. Никогда не зазнавалась». На последнем курсе Мария познакомилась с немецким инженером Иоганном Хасцлером: «Никогда у меня мысли не было, что я уеду в Германию. У меня герои любимые были - молодогвардейцы, Зоя Космодемьянская… Я смотрела фильмы про них и плакала. Но вот познакомилась с Иоганном, мы полюбили друг друга, решили пожениться. Меня вызывали в КГБ, говорили: «Вы что, русского не могли найти?» Я им - одно: «Мы любим друг друга». Даже маму мою вызывали, и она сказала: «Моя дочь - взрослый человек и сама решает, как ей поступить». Перед самой свадьбой я вдруг поняла - я же уеду из своей страны и вряд ли вернусь, испугалась и сказала Иоганну: «Нет, не хочу уезжать, я к тебе не поеду». Для него это было ударом, он заплакал. И я сжалилась: «Ладно, поеду».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/23...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Виктор Тихомиров Художник, сценарист, кинорежиссер. С 1984 года участвовал в создании группы «Митьки» и во всех ее выставках и акциях. Как кинорежиссер дебютировал полнометражным фильмом «Трава и вода» на «Ленфильме» по собственному сценарию, после чего снял еще 13 картин. С 1996 года параллельно занялся журналистикой, печатается во многих газетах и журналах. Владимир Шинкарёв Художник и писатель. Получил известность в 1980-е годы как создатель и идеолог группы «Митьки», но в 90-е годы на первый план вышла художественная сторона его деятельности. Член Союза художников России, лауреат первой художественной премии «Art Awards. Художник года-06», лауреат премии Иосифа Бродского. Выставлялся в России, Германии, США, Австрии, Франции и др. Работы находятся в Государственном Русском музее, в Музее современного искусства (Москва) и других музеях и собраниях. — Как ты сегодня можешь определить ценность произведений наиболее экстремальных «Новых художников» 80-х годов, наших же тогдашних товарищей? В мае у них заканчивается огромная выставка «Удар кисти» в Мраморном дворце. Можно ведь считать это просто выходками, а не картинами. — Лучший ответ на твой вопрос это то, что их картины висят у меня в спальне. — И у меня висят, но не обманываюсь ли я, находя там красоту, помимо ностальгических удовольствий? Вот я был в Русском музее на выставке Петра Кончаловского. Заодно и классиков посмотрел. Вижу, сколько труда и мастерства вложено. У Кончаловского уже не столько. А сам я пишу картину, тоже для Русского музея, между прочим, и мучаюсь: что-то я долго вожусь с ней! Три дня уже угрохал!.. А люди-то раньше годами не жалели времени. Что это за путь такой на огрубление, упрощение? — Конечно, куда легче делать выходки, жесты, аттракционы, чем полноценные пластические произведения. — Мне сдается, что это подсознательный расчет зацепить внимание проносящегося мимо картины на полном ходу зрителя.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/5/74...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Вторая статья в данной рубрике принадлежит известному деятелю русского Зарубежья - протоиерею Георгию Флоровскому и посвящена соотношению церковной и частной молитвы (Florovsky George. Worship and Every-Day Life: An Eastern Orthodox View//Studia Liturgica II, December, 1963). Протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979) доктор богословия, профессор догматического богословия, патрологии и пастырского богословия Перевод: иерей Владимир Хулап 1. Экклезиологическая предпосылка Основная антиномия христианского бытия ясно отражена в сфере богослужения. Христианство основывается на личной вере и причастности, однако все же христианское бытие существенным образом общинно: быть христианином означает находиться в общине, в Церкви. Unus Christianus - nullus Christianus (лат. Один христианин - не христианин (слова Тертуллиана). - Прим. пер.). С другой стороны, личность никогда не должна просто потонуть в любом, пусть даже христианском, коллективе. Тело Христово состоит из ответственных личностей. Первые последователи Иисуса, во «дни плоти Его», не были изолированными индивидуумами, поглощенными своими личными поисками истины. Они были израильтянами - полноценными членами учрежденной и оформленной общины «избранного народа» Божия. Они «чаяли утешения Израилева». Действительно, когда Иисус начал Свое служение, «Церковь» уже существовала. Это был Израиль, народ Завета. Проповедь Иисуса была обращена прежде всего к членам этой «Церкви», к «погибшим овцам дома Израилева». Иисус никогда не обращался к индивидуумам как к индивидуумам. Существующий Завет всегда был предпосылкой Его проповеди. Нагорная проповедь была адресована не случайной толпе внезапных слушателей, но скорее «узкому кругу» тех, кто уже следовал за Иисусом, ожидая, что Он - «Тот, Который должен прийти». Именно это - структура Царства. «Малое стадо», та община, которую Иисус собрал вокруг Себя, действительно была верным «остатком» Израиля, воссозданным народом Божиим. Она была воссоздана призывом Божиим, «Благой вестью» о спасении.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/17...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Газета «Православный Санкт-Петербург» отмечает свое 15-летие. О пройденном пути рассказывает главный редактор издания Александр Раков. - Александр Григорьевич, что для Вас лично значат эти пятнадцать лет? - За эти годы произошло очень много интересного. Газеты - это, в буквальном смысле слова, мои дети. Я их как родных детей люблю и все эти годы взращиваю. Я их воспринимаю как живые существа, - хотя, казалось бы, это просто листочки… - Как случилось так, что Вы пришли в журналистику? - В восьмидесятые годы я работал на заводе «Светлана» в спиртовом цехе. Был тяжелый период в стране: воровство фактически поощрялось, пьянство тоже… Воровали все - от директора завода до грузчика, и пили все. И вот, в 1988 году я пришел в партком «Светланы» и заявил, что хочу работать в идеологии. Меня взяли так называемым «подснежником» - то есть я числился где-то инженеришкой, а реально всю душу и тело отдавал информационно-пропагандистскому центру. При мне был профессиональный фотограф и цех художников. И было семь точек, где были установлены фанерные щиты размером 140 на 140 сантиметров. На этом щите должна была быть какая-то наглядная информация. И я тогда изобрел новый вид наглядной агитации - мне этот опыт очень много дал для создания газеты «Православный Санкт-Петербург». Дело в том, что на этих щитах мне нужно было сочетать фотографии, текстуру, заголовки, вырезки из газет, стихи и так далее… Я был очень воодушевлен, это было очень интересно. - Эти «щиты» были постоянными, или Вы меняли их время от времени? - Конечно, приходилось постоянно менять их содержание. Ведь день-два, - ну, максимум, неделю - все это читают, а потом это уже никому не интересно. Поэтому у меня свободного времени не было - я «горбатил», как мог. - Как получилось, что Вы расстались с этой деятельностью и стали издавать православную газету?

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/47...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2007 год Верой или делами? Апостол на Литургии в неделю 21-ю по Пятидесятнице К Галатам, глава 2, стихи 16-20 16 Братия, узнав, что никакой человек не получает оправдание делами закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами закона, потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть. 17 - Но если мы, ищущие оправдания во Христе, оказались и сами грешниками, то неужели Христос - служитель греха? - Немыслимо! 18 - Ведь если я вновь отстраиваю то, что разрушил, то сам себя и выставляю преступником. 19 Ибо Закон привел меня к смерти для Закона, чтобы я жил для Бога. Я распят со Христом, 20 и живу уже не я, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) Предложенное место из Послания к Галатам Апостола Павла содержит в себе ядро учения Апостола об оправдании верой. Если сжать до предела основную мысль этого отрывка, то она будет следующей: человека оправдывают (а следовательно, вводят в блаженство вечной жизни) не его дела, но только вера. Эта мысль уже в древности вызвала известное возражение, высказанное в Послании Апостола Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?… Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2, 20). Спор о «вере и делах» имел продолжение в новейшей истории христианского мира. Вырванные из контекста Священного Писания цитаты становились грозным оружием противостоящих в споре сторон. Что же это за «вера без дел»? И бывают ли «дела без веры»? «Спасается человек исключительно благодаря благодати Божией, никакими делами он сам себя спасти не может», - так утверждали одни. И были правы.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2007 год «Вертоград наук» Предлагаем вниманию читателей журнальную версию программы «Экклесия», прозвучавшую в эфире епархиальной радиостанции «Град Петров». Ведущий -протоиерей Александр СТЕПАНОВ. Протоиерей Александр СТЕПАНОВ: Сегодня наш гость - протоиерей Борис Безменов, многие годы посвятивший Духовной академии. Первый вопрос касается лично вас. Как вы пришли к Церкви и к решению посвятить себя Богу? Протоиерей Борис БЕЗМЕНОВ: Я родился в обыкновенной советской семье. Мама была верующей, но скрыто верующей. Отец вообще был коммунист, инженер. Поэтому я воспитывался в обыкновенных советских школьных традициях. Правда, Господь сразу взял меня в Свои руки. Когда мне было лет 11, меня на каникулы отправили в Ораниенбаум к троюродной бабушке, а она оказалась горячо верующей. Ораниенбаум напротив Кронштадта - и она до революции девчонкой бегала по льду на богослужения самого Иоанна Кронштадтского. Я попал к ней, когда она была уже в преклонных годах. У нее была огромная икона в доме, что было редкостью в те времена, и всегда горела лампада. Как она рассказывала, как она пламенно верила! Умом я не очень, может быть, с ней соглашался, но чувствовал по тому, как она живет и как она делает что-либо, что она права. Это подсознательное чувство ее правоты отложилось во мне тогда. Позже мама тоже старалась меня ввести в Церковь. Однажды она посадила меня на табуретку и стала говорить о вере. Я что-то сказал, может быть неудачное, то, что в школе услышал, на что она серьезно и строго ответила: «Ты можешь как угодно относиться к этому, но смеяться над этим ты не смей». Раньше она никогда со мной так не разговаривала. Я вдруг понял, что это в самом деле очень серьезно. Эти два момента, наверное, и подтолкнули меня к тому, что я стал присматриваться, прислушиваться, читать. В 14 лет в таллинском храме Александра Невского я был крещен, и крестил меня отец нынешнего Святейшего Патриарха. С тех пор я стал жить скрыто верующим, но совершенно обыкновенным мальчишкой.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2007 год Информационная служба «Вода живая» Полная лента новостей: http://news.aquaviva.ru 10-14 августа в Петербурге состоялась выставка-ярмарка «Медовый Спас». Уже в четвертый раз компания «Нева Экспо» организует ее в Выставочном центре Северо-Запада РФ (пл. Победы, 2). 10 августа молебен на открытии выставки совершил иерей Артемий Пиянзов, клирик храма Святого Великомученика Георгия Победоносца в Купчине, а ансамбль звонарей собора Владимирской иконы Божией Матери порадовал гостей концертом колокольных звонов. Как и в прошлые годы, выставка была приурочена к празднику Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. По традиции, по случаю праздника «Медового Спаса», на выставке продавался мед нового урожая. Помимо меда, на этот раз покупателям был предложен большой выбор книг, фильмов, записей духовной музыки и сувениров от производителей из Украины, Белоруссии и даже из Израиля. Также, уже в третий раз, в рамках выставки прошел Всероссийский праздник современной православной песни с участием музыкантов из Екатеринбурга, Костромы, Волгограда. 10 августа в Орловском музее изобразительных искусств открылась фотовыставка, посвященная памяти одного из выдающихся уроженцев Орловской земли, протоиерея Василия Ермакова, настоятеля храма прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Петербурга. Отец Василий большую часть своей жизни провел Петербурге, но родился он в городе Болхове Орловской области. В годы войны он был угнан оттуда немцами в Прибалтику, где его из концлагеря вызволил отец будущего Патриарха Алексия II. За одной скамьей с Алексеем Ридигером он уже в Ленинграде получил духовное образование и позже остался здесь священником. Отца Василия не стало в ночь со 2 на 3 февраля 2007 года. В последние годы жизни он регулярно посещал родной Болхов, имел теплые и дружеские отношения с руководством Орловской области. На выставке были представлены работы, на которых отец Василий Ермаков запечатлен в разные моменты его жизни и церковного служения, в окружении близких, духовных чад и известных общественных деятелей.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2009 год «ТАК ЖЕ НЕПРОСТО, КАК В СТРАНЕ…» За их воспоминаниями стоит не только история Санкт-ПетербургскихДуховных школ, но и история Русской Церкви и, беря шире, история нашейстраны последних 40 лет. В юбилейной теме номера мы постарались собратьвсех здравствующих ныне экс-ректоров СПбДА. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (ректор ЛДА с 1968 по 1970 гг.) Сегодня, по прошествии 40 лет, какими Вы запомнили наши Духовные школы конца 1960-х годов и что бы пожелали им в будущем? Спасибо, что обо мне вспомнили. С большой любовью и сердечнойтеплотой храню благодарную память о нашей Санкт-ПетербургскойДуховной академии и семинарии. Я был ее благодарным учеником,инспектором и ректором. Особенно памятно время правленияСанкт-Петербургской епархией незабвенного митрополита Никодима(Ротова). Вечная память этому светлому человеку и великому иерарху. Онумел дать нам надежду на лучшее будущее и ради него работал ивоспитывал нас всех: учащихся, учащих, начальствующих и служащих. СлаваБогу, что это все было. Это было великое счастье. Не сомневаюсь, чтонаша святая Школа под покровительством благоверного князя АлександраНевского, молитвами новомучеников и исповедников Российских останетсянавсегда такой замечательно прекрасной, какой мы ее любили и любим. Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил (и. о. ректора ЛДА с 1984 по 1986 гг.) Какие первоочередные задачи Вы ставили перед собой после десятилетнего ректорства владыки Кирилла? Решение Священного Синода о моем назначении исполняющим обязанностиректора Ленинградских Духовных школ для меня стало полнойнеожиданностью. Я был в то время секретарем Епархиального управления исекретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Антония(Мельникова). До этого я несколько лет нес послушание в академии,преподавал, был благочинным академического храма — мы все трудились наблаго нашей Духовной школы под руководством архиепископа Кирилла.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/10/6...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010