«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2007 год К любви через милосердие Евангелие на Литургии в неделю 26-ю по Пятидесятнице От Луки o глава 5 стихи 1-11 25 В то время некий учитель Закона встал и сказал, желая испытать Иисуса: «Учитель, что мне делать, чтобы получить в удел жизнь вечную?» 26 Он же сказал ему: «В Законе что написано? Как ты читаешь?» 27 Тот сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всей силой твоею, и всем рассуждением твоим; и ближнего твоего, как самого себя». 28 А Иисус сказал ему: «Ответил ты правильно; поступай так, и будешь жить». 29 Но тот, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мне ближний?» 30 На это Иисус ответил: «Шел человек из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; те раздели его, изранили и ушли, оставив полумертвым. 31 Некий священник случайно спускался той же дорогой, увидел его - и прошел мимо. 32 Также и левит, придя на это место, увидел его - и прошел мимо. 33 А некий самаритянин, шедший тем путем, 34 подошел и, увидев его, от сердца сжалился; наклонясь, он омыл ему раны вином, помазал оливковым маслом, перевязал, а после, погрузив на собственного осла, отвез его в гостиницу и там принял на себя заботы о нем. 35 А на другой день он вынул два динария, вручил хозяину гостиницы и сказал: «Позаботься о нем, а если тебе доведется потратить больше, на обратном пути все тебе выплачу». 36 Кто же из этих трех, по твоему мнению, оказался ближним для пострадавшего от разбойников?» 37 А тот сказал: «Сотворивший для него дело милосердия». И сказал ему Иисус: «Ступай, и поступай так же». Перевод Сергея Аверинцева Искушение без умысла Некий человек подошел к Спасителю и задал Ему вопрос. Евангелист Лука указывает, что этот человек был законником - знатоком Закона Моисеева и многочисленных ветхозаветных предписаний. Вопрос преследовал единственную цель. Законник спрашивает Иисуса, «искушая Его».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/2...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 5, 2008 год Репортаж или икона? В те дни случилось так, что Петр, проходя все эти церкви, спустился и к святым, живущим в Лидде. 33 И там он нашел одного человека по имени Эней, уже восемь лет не встававшего с постели, так как был парализован. 34 И сказал ему Петр: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос! встань и убери свою постель». И он тотчас встал. 35 И увидели его все жители Лидды и Сарона, и все обратились к Господу. 36 А в Иоппии была некая ученица по имени Тавифа, что в переводе значит «Серна». Она была богата добрыми делами и щедро творила милостыню. 37 И в те дни случилось так, что она заболела и умерла. Ее омыли и положили в верхней комнате. 38 А так как недалеко от Иоппии была Лидда, ученики, услышав, что в Лидде Петр, послали к нему двух человек с просьбой: «Скорее иди к нам, не задерживайся!» 39 И Петр, встав, пошел с ними. Когда он прибыл на место, его повели в комнату, что наверху. И обступили его все вдовы, плача и показывая рубашки и плащи, которые делала Серна, когда еще была с ними. 40 Петр же, выслав всех вон и преклонив колени, помолился и, обратившись к телу, сказал: «Тавифа, встань!» И тогда она открыла глаза и, увидев Петра, села. 41 Он же ей подал руку, помог встать и, позвав святых и вдов, представил им её живою. 42 И стало об этом известно во всей Иоппии, и многие поверили в Господа. Деян. 9, 32-42 Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) На первый взгляд сегодняшнее апостольское чтение из Книги Деяний рассказывает две истории, которые просты и понятны в каждом своем слове. Эти истории - замечательные свидетельства миссионерской деятельности святого Петра. Но более внимательный взгляд обнаруживает в этих простых историях более глубокий богословский подтекст. Давно замечено, что многие евангельские рассказы, а также сообщения Книги Деяний больше похожи на иконы, чем на фотографии или зарисовки реалистической живописи. Икона, отбрасывая все случайное и несущественное, являет зрителю суть изображаемого. При этом иконописец использует некоторые известные каноны и символы. Так же и многие рассказы об Иисусе Христе и Его первых учениках, отбрасывая случайные элементы и развлекательную орнаментальность, изображают для читателя самую суть сообщаемого. И здесь евангелисты тоже используют определенные сложившиеся каноны с их легко узнаваемой символикой.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Сколько раз история наша подтверждала: главное богатство России не в территориальных пространствах или земных ресурсах, а в людях. Один из таких людей - генерал-майор Роман Исидорович Кондратенко (1857-1904). В этом году исполнилось 150 лет со дня его рождения. По инициативе Отдела по взаимодействию с вооруженными силами на могиле героя Порт-Артура на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры 12 октября была отслужена панихида. Екатерина Семочкина корреспондент. На фото - похоронная процессия, 1905 г. Жизнь до Порт-Артура… Роман Исидорович Кондратенко родился в большой семье, рано потерял мать и, чтобы помочь отцу, с шести лет подрабатывал, продавая на улицах питьевую воду. С отличием окончил военную гимназию в Полоцке; по первому разряду - Николаевское инженерное училище и Инженерную академию. В чине штабс-капитана он направлен на службу в Батум, где два года разрабатывал проект строительства Батумской крепости. Возведение новых фортификационных сооружений, укрытий, мастерских, пороховых погребов, кладовых было осуществлено им с учетом мельчайших деталей. Этот опыт, несомненно, пригодился ему через 20 лет в Порт-Артуре. А тогда, в 1886 году, за выказанное усердие Роман Исидорович был награжден орденом святого Станислава III степени и произведен в чин капитана. И вновь он решает пополнить знания: поступает в старший класс Николаевской академии Генерального штаба, которую заканчивает по первому разряду в 1886 году. В 37 лет Кондратенко уже был полковником при штабе Виленского военного округа. В 1895 году он назначается начальником штаба войск Уральского военного округа, а вскоре - командиром 20-го стрелкового полка в городке Сувалки. В 1900 году Кондратенко вызывают в Петербург для работы в Комиссии по образованию войск. Затем его посылают на Дальний Восток, где становилось неспокойно. В 1903 году он произведен в генерал-майоры и перед самым началом Русско-японской войны становится начальником дивизии в Порт-Артуре.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Рассуждение седьмое. На 1 Ин 4:4–12 От переводчика. Это “Рассуждение” замечательно, во-первых, тем, что в нем впервые в данной серии толковательных проповедей выявляется связь любви (которую Августин считает основной темой Послания) со Святым Духом. Сталкивая два высказывания Послания: Любовь от Бога и Бог есть лю­бовь, проповедник разрешает мнимое противоречие между ни­ми таким образом, чтобы показать: любовь есть дар Святого Духа. Во-вторых, в этом “Рассуждении” мы встречаем знаменитую максиму: “Люби — и делай, что хочешь”, которая вошла в список самых знаменитых, и притом самых опошленных превратным пониманием цитат из Августина (список таких цитат и разбор связанных с ними недоразумений, представленный А.-М. Лабоннардьер и Ж. Фонтеном, читатель может найти в приложении к книге Saint Augustin et la Bible. Paris, 1986. P. 447–462). Так как контекст данного рассуждения исключает превратное понимание, мы ограничимся лишь тем, что укажем статью М.-Ф. Берруара, посвященную анализу смысла этого высказывания и содержащую полную библиографию по данному вопросу: Berrouard M.-F. Dilige et quod vis fac//Augustinus-Lexikon. Vol. 2. Basel, 2003. Sp. 453–455. 1. Мир сей для всех верных, взыскующих родины, — то же, чем была пустыня для народа израильского. Действительно, там они еще блуждали и искали родины; но так как предводительствовал им Бог, они не могли заблуждаться. Путем их было повеление Божие. Ибо, странствуя в течение сорока лет, они совершили этот путь всего за несколько переходов, и это всем известно. Путь их был медленным, но не потому что Бог их оставил, а потому что закалял. Итак, то, что Бог обещает нам, — неизреченная сладость и благо, как говорит Писание и как мы часто напоминали вам: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2:9). А временные труды закаляют нас, искушения настоящей жизни воспитывают. И если вы не хотите умереть от жажды в этой пустыне, пейте любовь. Она — источник, который Господь пожелал дать нам здесь, чтобы мы не изнемогли в пути, а еще обильнее мы будем пить из него, когда придем на родину.

http://pravmir.ru/rassuzhdeniya-na-posla...

7. О святом Крещении О святом крещении пророчествовалось в Ветхом Завете: «И возьму вас из народов... и окроплю вас чистою водою, – и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой»... ( Иез.36:24–27 ). «... откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима, для омытия греха и нечистоты» ( Зах.13:1 ). «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих.7:19 ). Господь обещал крещение и указал его важность: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). После Своего Воскресения Христос заповедывает крещение: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Из чего состоит крещение? 1) Покаяние в языческой жизни: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов ( Деян.2:38 ). «покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян.3:19 ). Евнуху Филипп сказал: «если веруешь от всего сердца, можно» креститься ( Деян.8:37 ). " веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» ( Деян.16:31 ). 2) Вера в Спасителя и искупление: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). 3) Познание Божией истины, научающей новой христианской жизни; посему говорится, о Боге: что «родил Он нас словом истины» ( Иак.1:18 ). Посему христиане называются – «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающаго во век» ( 1Пет.1:23 ). Крещение посему соединяется с научением, когда говорится, что Христос освятил Церковь (т.е. верующих), «очистив банею водною (крещением – Деян.22:16 ) посредством слова» (научением Христовой истины – Ин.15:3 ). Так и ап. Павел, уверовавший в призвавшаго его Христа, был научен ап. Ананией и крещен ( Деян.9:3–18 ; Деян.22:6–16 ). Так и ныне в Церкви бывает предварительное научение (оглашение), а затем, крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Глава 55 1–5. Всеобщее призвание ко вступлению в новозаветную церковь чрез посредство Мессии, Отрока Господня. 6–7. Необходимость нравственного возрождения, как условие помилования Богом грешника и принятия последнего в церковь . 8–11. Несравненная высота и действенная сила Божественного Слова, способная духовно переродить человека. 12–13. Радостная картина будущего всеобщего возрождения. Заключительные стихи предшествующей 54 главы представляли, как мы видели, речь Самого Господа. Настоящая глава у нас с самого начала открывается словами Господа, так что, с этой стороны, она служит естественным продолжением предыдущего повествования. Что же касается внутренней связи двух этих глав, то она становится более естественной и понятной при перестановке их: в 55 главе указывается причина (призвание в новозаветную церковь всех желающих и нравственно-возрожденных), а в 54 следствие ее (необыкновенное внешнее распространение и внутреннее утверждение и процветание Христовой церкви). Ис.55:1 . Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, по­купайте и ешьте; идите, по­купайте без серебра и без платы вино и молоко. С 1–3 ст. идет обычное у пророка Исаии в торжественных случаях поэтически-образное, и потому довольно многословное, вступление в речь или, точнее, обращение к адресатам речи, с общим указанием и самого предмета ее. «Жаждущие! идите все к водам». В сухом и жарком климате Палестины (где жил и действовал пророк Исаия), обычно страдающей от сильных засух и недостатка влаги, образ чистого, холодного ключа и его освежающих вод был особенно ясен и убедителен для всех. Но что это именно был только образ, дававший представление о другой воде, – о «воде спасения» – это видно из раннейших слов самого пророка Исаии: – «и в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис.12:3 ), или: «ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое» ( Ис.44:3 ср. Ис.41:17 и др.); и в особенности ясно из слов Господа Иисуса Христа, который Свою известную проповедь о спасении, сказанную в праздник Преполовения, начал с раскрытия того же самого образа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин.7:37 ). А в другом месте, в беседе с женой самарянкой Он поясняет, что эта «вода» – «которую Я дам..., делается... источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Домашняя церковь В одной из проповедей на книгу Деяний Апостолов св. Иоанн Златоуст говорит о христианском доме: «Каждую ночь вставай, преклоняй колени и молись Необходимо, чтобы твой дом постоянно был молельней, церковью». Слово «постоянно» здесь выражает предписание, оно приглашает к всенощным бдениям духа: малая домашняя церковь должна предстоять день и ночь перед лицом Божиим. Павел Николаевич Евдокимов (1901-1970) - выдающийся православный богослов «парижской» школы русской эмиграции, преподаватель Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, доктор философии и богословия Восточная традиция глубочайшим образом объединяет сообщество Церкви и сообщество супругов. Она рассматривает их в форме еще недифференцированного «начала» земного рая; тайна Церкви и общность первой человеческой пары образуют одну и ту же реальность. Первая семейная ячейка - это прообраз Церкви, она выявляет общинную сущность отношений между Богом и человеком. Библейский текст говорит об этом так: Бог ходил в раю во время прохлады дня, чтобы говорить с мужчиной и женщиной (Быт. 3, 8). Это событие предвосхищает все то, что откроет апостол Павел, говоря о великой Тайне (Еф. 5), божественно-человеческой брачной тайне, общем основании Церкви и брака. С одной стороны, история Ветхого Завета открывается супружеской любовью, и история Нового Завета также начинается повествованием о браке в Кане (Ин. 2, 1). Подобное совпадение не может быть случайным. С другой стороны, каждый раз, когда Библия говорит о природе отношений между Богом и человечеством, она использует брачные термины. Этот союз по своей природе является однозначно супружеским: народ Божий, а затем и Церковь, украшаются именами Невесты Господней (Ос. 2, 19-20), Жены Агнца (Откр. 21, 9), а в Царстве Божием празднуется вечная свадьба (Откр. 19, 7).

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2011 год Островок в океане язычества Братия 6, 16 что может быть общего у храма Божия с идолами? А ведь мы — храм Бога Живого, как и сказал Бог: " В них будет Мой дом, и Я буду жить среди них, и буду их Богом, и они будут Моим народом " .17 " Поэтому выйдите из среды их и отделитесь,— говорит Господь,— и к нечистому не прикасайтесь, и Я приму вас«18 «И буду вам Отцом, и вы будете Мне сынами и дочерьми,— говорит Господь Вседержитель». 7,1 Вот какие обещания даны нам, возлюбленные. Поэтому очистим себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы в страхе Божием достигать совершенства святости.2 Кор 6, 16 — 7, 1Перевод архимандрита Ианнуария В посланиях апостола Павла есть несколько мест, в которых Церковь Христова названа «храмом Божиим». Одно из таких мест в прочитанном отрывке из Второго послания к Коринфянам. Этому отрывку предшествует ряд риторических вопросов, последний из которых звучит так: «Что общего у храма Божия с идолами?» Ответ очевиден: ничего общего у храма Божия с языческими идолами нет и быть не может. Говоря о несовместимости идолопоклонства с верой в Бога Единого, апостол Павел, возможно, вспоминал о нечестивом царе Манассии, который поставил в доме Господнем истукан Астарты (4 Цар. 21, 7), тем самым осквернив святое место. Возможно, апостол вспоминал и о сирийском царе Антиохе IV Enuфahe, который в 167 году до Р.Х. повелел внести в Иерусалимский храм статую Зевса, превратив храм Божий в языческое капище. Это осквернение храма, которое получило в Библии название «мерзости запустения» (Дан. 9, 27), вызвало взрыв возмущения иудеев и восстание, известное как Маккавейская война. Возможно, апостол Павел имел в виду и совсем недавние события, связанные с безумным императором Калигулой, который всерьез верил, что он был богом. Ему мало было титула «отец отечества», мало было того, что его называли «Новым Солнцем». Он не только построил храм самому себе, в котором была установлена его золотая статуя, но и повелел особым указом поставить жертвенники и статуи себе во всех храмах империи. Всем ослушавшимся угрожала смертная казнь. Бог не допустил тогда осквернения Своего храма: в 41 году от Р.Х.Калигула был убит прежде, чем его указ достиг Иерусалима.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/10/9...

Беседа LXXIX. О десятом члене символа веры. О миропомазании После крещения, над крестившимся совершается, братие, таинство миропомазания. В крещении мы рождаемся духовно и чистыми от всякого греха, оправданными вступаем в благодатное царство Христово. Но как в естественной жизни человека новорожденное дитя не способно вступить в жизнь, а нужно ему вырасти: оно нуждается и в воздухе, свете, питании, в руководстве, так точно и в духовной жизни недостаточно одного благодатного возрождения, а необходимы сверх того благодатные силы Духа Святого, при пособии которых оно могло бы постепенно укрепляться в духовной жизни и возрастать в ней. Эти благодатные силы и подаются в таинстве миропомазания. Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. Это таинство установлено Самим Иисусом Христом. Из беседы, произнесенной Им в Иерусалимском храме во время праздника Кущей, мы видим, что Он имел намерение и обетовал даровать верующим в Него Духа Святого. Аще кто жаждет, говорил Он, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы ( Ин.7:37–38 ). Св. евангелист Иоанн объясняет, что Господь говорил здесь о Святом Духе, Которого имели получить верующие во имя Его. И действительно апостолы после того, как сами облеклись силою свыше, преподавали всем верующим Духа Святого после совершения над ними крещения. Таков, напр., был следующий случай: «находившиеся в Иерусалиме апостолы, рассказывается в книге Деяний св. апостол, – услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Ин.8:14–17 ). Отсюда вы видите, братие, что апостолы преподавали Духа Святого верующим не чрез крещение. Они преподавали Его чрез особое священнодействие, чрез возложение рук, уже ранее крещенным. Но апостолы во всех своих действиях были вдохновляемы Духом Святым, наставлявшим их на всякую истину и напоминавшим им все, завещанное Господом. Посему мы и на то священнодействие, которым они преподавали Святого Духа, должны смотреть, как на божественное установление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Выпуск 2 → Содержание Предисловие Глава первая. Церковь по изображению в притчах 1. Притча о винограднике и виноградарях. (Мф.21:33–44; Марк. 12:1–11; Лк. 20:9–18) 2. Притча о званных на вечерю (Лк.14:16–24; зач. 76) 3. Притча о царском брачном пире (Мф.22:1–14) 4. О добром семени и плевелах (Мф.13:24–30; 36–43) 5. Притча о неплодной смоковнице (Лк.13:6–9) 6. Притча о неводе, закинутом в море для улова рыб (Мф.13:47–50) Глава вторая. Притчи, в которых Господь Иисус Христос изображает условия вступления частных лиц в церковь 1. Притчи о старой одежде и новой заплате и о молодом вине в мехах новых (Мф.9:16–17; Мк.2:21–22 и Лк.5:36–39) 2. Притчи: о постройке столпа или здания и о царях, ведущих войну (Лк.14:28–33) 3. Притча о заблудшей овце (Мф. 18:11–13; Лк.15:1–7) 4. О потерянной драхме (Лк.15:8–10) 5. Притча о блудном сыне (Лк.15:11–32) Глава третья. Царство Божие в душе верующего, или притчи о силе и действии слова Божия на ум и сердце человека 1. Притча о семени и сеятеле (Мф.13:1–9, 18–23; Мк.4:1–9, 14–20; Лк.8:4–8, 11–15) 2. Притча о растущем семени (Мк.4:26–29) 3. Притча о закваске (Мф.13:33; Лк.13:20–21) 4. Притча о сокровище, сокрытом на поле (Мф.13:44) 5. Причта о драгоценной жемчужине (Мф.13:45–46) 6. Притча о горчичном зерне (Мф.13:31–32; Мк.4:30–32 и Лк.13:18–19)     Предисловие В чудесах, совершенных Господом нашим Иисусом Христом на земле, проявилось во всем величии Его Божественное всемогущество. Читая или слушая благовестие о них, мы все ясно понимаем, что Он есть Владыка и Господь вселенной, Податель жизни и Победитель ада, Царь царствующих и Господь господствующих. Вместе с царским Своим служением роду человеческому Господь наш Иисус Христос совершил служение пророческое, учительское. Аз на сие родихся: и на сие приидох в мир, говорил Сам Он, да свидетельствую истину ( Ин.18:37 ). О Себе же Самом Он изрек: Аз есмь путь и истина ( Ин.14:6 ). Свидетельствовать истину значит проповедовать и учить истине. И мы все знаем, что Господь наш Иисус Христос точно учил, проповедовал благовестие о наступающем благодатном царстве Божием, открыл людям нужные для них истины, чтобы все могли достойно и право веровать в Бога и души свои спасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010