С. 489-490). Его преемника Павла также хвалил за добродетели старец Гавриил Дионисиатский ( Γαβριλ Διονυσιτης. 2004 3. Σ. 201). В течение 7 лет в К. жил ученый мон. Авимелех Микраяннанит (1858-1965) - первый биограф свт. Нектария Эгинского. В 1953 г. монашествующих в К. составляло ок. 50 чел. (Ibid. Σ. 199). В это время в К. подвизался мон. Паисий, десятки лет самоотверженно работавший в монастырской больнице (Ibid. Σ. 202). В 70-х гг. ХХ в. из-за малочисленности братии и нехватки экономических средств состояние мон-ря стало критическим. Возрождение обители связано с деятельностью архим. Филофея из мон-ря Филофей, к-рый в 1981 г. стал игуменом К. Он являлся учеником старца Ефрема Филофеита, наставником к-рого в свою очередь был Иосиф Исихаст . Постепенно численность братии стала увеличиваться: в 1979 г. в К. подвизались 15 чел. и 8 чел. на подворьях (Θησαυρο το Αγου Ορους. 1979. Σ. 179), в 1990 г.- 19 чел., в 2003 г.- 30 чел. и 7 чел. на подворьях, в наст. время - 41 чел. В 1988 г. начавшийся от молнии пожар уничтожил 3 верхних этажа сев. угла монастырского комплекса. Пострадавшие здания восстановлены учрежденным при греч. правительстве Центром по охране святогорского наследия ΚεΔΑΚ (Κντρο Δυαφλαξης Αγιορειτικς Κληρονομας). Этот центр также организовал реставрацию колокольни, башни, пристани, конака (представительство) в Карее и нек-рых келлий. Игум. Леонтий (Козлов), О. В. Лосева Интерьер кафоликона мон-ря Каракал Частица Честного и Животворящего Креста Господня в серебряном ковчеге, верхняя часть честной главы ап. Варфоломея, части глав апостолов Петра и Павла, мучеников Христофора и Меркурия, десница вмч. Феодора Тирона, от к-рой исходит благоухание, частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свт. Иоанна V Милостивого, патриарха Александрийского, сщмч. Харалампия, мч. Ореста, св. Аверкия, прмч. Гедеона. Во время посещения К. Григоровичем-Барским в мон-ре также хранились «кость великая от плеча» мч. Меркурия, глава св. Пелагии (не уточнено, Тарсийской мученицы или преподобной, подвизавшейся на Елеонской горе), левая рука вмц. Марины и часть руки сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского ( Григорович-Барский. 1887. С. 117). Монастырский комплекс расположен на склоне горы с заметным уклоном на северо-восток. Он, один из самых небольших на Афоне, представляет в плане неправильный прямоугольник. Периметр образован относительно невысокими (2-3 этажа) корпусами приблизительно одной высоты. Купола собора не видны из-за стен, так что единственной архитектурной доминантой является мощная башня у зап. входа.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Точное время основания обители Каракал не известно. Однако существует несколько версий. Согласно одной из них, считается, что самые первые постройки были возведены здесь римским императором-язычником Каракаллой (198 – 217), в память о котором монастырь и получил свое название. Некоторые историки полагают, что этот император построил лишь портовую башню в гавани. Он известен как строитель множества храмов богине Изиде. Другие исследователи полагают, что монастырь Каракал основан в конце X века пришедшим из Рима монахом Антонием Каракаллом, по имени которого и называется. К этой же версии примыкает и другая, согласно которой будущая обитель Каракал была сначала маленькой монашеской общиной, которая к началу одиннадцатого века выросла до размеров крупного монастыря усилиями инока по имени Каракал. Согласно еще одной версии, основатель обители – некий монах Николай из валашского селения Каракал. Первое летописное упоминание монастыря Каракал относится к 1018 году. Название этого монастыря упоминается в одном из указов прота Никифора от 1018 года. Однако во Втором Афонском Типиконе о монастыре Каракал не упоминается, так что весьма вероятно, что к этому времени обитель находилась в запустении. Монастырь Каракал никогда не был особенно богатым. В XIII веке из-за постоянных пиратских и каталонских набегов монастырь постепенно пришел в запустение и был восстановлен благодаря помощи византийских императоров Михаила, Андроника II, Иоанна V и Патриарха Константинопольского Афанасия. В этот период Каракал достиг пика своего могущества, увеличилось число монастырской братии. Как следствие, в Третьем Афонском уставе 1394 года он упомянут на шестом месте среди двадцати пяти святогорских монастырей. Турецкое владычество поставило вопрос о выживании монастыря. Владения вне Святой Горы были отобраны, а налоги и поборы возрастали. В пятнадцатом веке он сильно пострадал от пиратских набегов и был восстановлен лишь спустя столетие валахским принцем Иоанном Петром Раресом, чья дочь Роксандра выкупила захваченные неприятелем имения и вернула их монастырю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Все они с энтузиазмом рассказывали нам о достоинствах старца Кодрата и о расцвете монастыря Каракал в его время. Его молитвами да обретет эта священная киновия свой древний расцвет ко славе Бога и освящению душ человеческих! Июнь 1975 г. Архимандрит Херувим Отец Кодрат был настоящим рыбаком: он обладал непревзойденным искусством улавливать души. Его сетью было умиление, удилищем – просвещение Божие, а наживкой – любовь. Иеромонах Афанасий ивирит. Глава I. В земле освящения и подвига. Монастырь Каракал Монастырь Каракал занимает одиннадцатое место в иерархической лестнице больших афонских монастырей и обладает богатой историей. Он находится в северо-восточной части полуострова на живописном, покрытом зеленью склоне, пред которым простирается безбрежный простор Эгейского моря. От побережья до монастыря приблизительно полчаса ходьбы. Чуть выше возвышается монастырь преподобного Филофея, а еще в четырех часах пешего пути к юго-востоку расположена Великая Лавра. Вид на окрестности, открывающийся из приемного покоя монастыря Каракал, не может не произвести глубокого впечатления на посетителя. К востоку простирается недвижная гладь Эгейского моря – безбрежный голубой простор, который вдалеке сливается с небом. На западе зияют дикие склоны оврагов, которые спускаются с вершин Афона и доносят сюда завывание северного ветра, непрерывное в разнообразии своего гула. Церковные била зовут нас на литургию с первой улыбкой зари, бросающей свой свет на воду морских волн... Таковы впечатления каждого, кому довелось оказаться в монастыре Каракал летним утром. Первые страницы истории монастыря теряются в легендарном мраке. Современные историки отвергают представление о его связи с римским императором Аврелием Антонином Каракалой (III в. по Р. X.). Несомненно лишь то, что монастырь уже существовал к началу XI века: об этом свидетельствует одна из грамот византийского императора Романа IV Диогена (1068–1071). Как и другие афонские монастыри, монастырь Каракал прошел через многие испытания. Когда пала Византийская империя, он пережил серьезный упадок и был почти полностью разрушен. Однако благодаря покровительству молдовского господаря Иоанна Петра Рареша (1527–1546) и его дочери Роксандры, супруги другого господаря Молдовы и Валахии, монастырь был обновлен и приобрел достаточное богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После принятого в 1568 г. Селимом II решения о конфискации монастырских владений святогорцев посланец султана Мустафа Челеби в 1568/69 г. прибыл для распродажи изъятого. По просьбе каракальских монахов Роксандра (дочь господаря Петру Рареша и супруга Александру Лэпушняну) выкупила конфискованные турками подворья К. и передала обители еще 35 тыс. аспр на свое вечное поминовение 6 раз в год ( Nsturel. 1986. P. 221). Впосл. К., видимо, также получал доходы от мон-ря Трех святителей в Яссах, пожалованного в 1641 г. молдав. господарем Василие Лупу в совместное владение афонским мон-рям. В Типиконе 1574 г. К-польского патриарха Иеремии II К. занимал 11-е место, к-рое он сохраняет до наст. времени. В 1584 г. Иоанн IV Грозный после смерти царевича Иоанна Иоанновича отправил на Афон милостыню с Иваном Мешениным, из к-рой 50 каракальским монахам было передано 100 р., а 27 скитникам - 7 р. 10 алтын (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 2 (1582-1588 гг.). Л. 72 об.; Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 141). В XVII в. значительную экономическую помощь К. оказали груз. царь Арчил II и его брат Вахтанг. Прибывшие в 1674 г. в Грузию каракальский проигум. Гавриил с иеромонахами Зосимой и Малахией получили от Вахтанга 1000 гроссов на ремонт купола собора, а от католикоса Грузии Доментия III - 300 гроссов на реставрацию кладбищенской церкви во имя свт. Николая Чудотворца ( Χρυσοχοδης, Γουναρδης. 1985. Σ. 17, 23). Оттиски печатей мон-ря К. стоят на грамотах святогорцев о пожаловании милостыни, обращенных к царю Михаилу Феодоровичу в 1626 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 10, 14) и к Московскому патриарху Иоасафу в 1669 г. (ГИМ. Син. грам. 1275; фотовоспроизведение: Костюхина Л. М. Палеография рус. рукописных книг XV-XVII вв.: Рус. полуустав. М., 1999. С. 344-345. Рис. 251-252. (Тр. ГИМ; 108)). " Спас Недремное Око " . Роспись наоса кафоликона мон-ря Каракал. 1717 г. " Спас Недремное Око " . Роспись наоса кафоликона мон-ря Каракал. 1717 г. В XVII-XVIII вв. мон-рь переживал расцвет.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Ново-Спасского мон-ря. СПб., 1883; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; он же. Вкладная книга Нижегородского Печерского мон-ря//ЧОИДР. 1898. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-93; он же. Синодики XVII в. Переславского Горицкого мон-ря. М., 1902; он же. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в.//Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1906. Вып. 5. С. 1-115; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой синодик и вкладная книга)/Предисл. Н. Добрынкина. Владимир, 1892; Покровский Н. В. Древности Костромского Ипатьевского мон-ря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34 [на с. 4-5 отрывки из вкладной книги]; Воронцова Л. Д. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря//Древности: Тр. Археогр. Комис. МАО. 1899. Т. 1. Вып. 2. Стб. 321-346; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 577-580 [фрагмент вкладной и кормовой книги Троице-Сергиева мон-ря кон. XVI в.]; Вкладная книга Брянского Свенского мон-ря//ИРГО. 1911. Вып. 4. С. 392-433; Апухтин В. Р. Псково-Печерский Успенский мон-рь и его вкладная книга 1558 г. М., 1914; Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониева Сийского мон-ря 1576-1694 (7084-7202) гг.//ЧОИДР. 1917. Кн. 2. Отд. 1 С. 1-104; АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338; Т. 3. 479. С. 465; Вкладная книга 1674-1675 (7183) года Моск. Новодевичьего мон-ря//Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Моск. Новодевичьего мон-ря/Подгот. В. Б. Павлов-Сильванский. М., 1985. С. 152-210; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря/Предисл. И. Л. Маньковой. Свердловск, 1992; Козляков В. Н. Толгский мон-рь XVII в. и его вкладчики//Ярославская старина: Из архива рус. провинции. Ярославль, 1992. С. 14-22; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря. М., 1993; Хозяйственные книги Чудова мон-ря 1585/86 г. М., 1996. С. 31-53; Вкладная книга Анзерского скита//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Подгот.

http://pravenc.ru/text/158928.html

С., на к-ром он лежит в позе оранта, восходит к ранней иконографии святого, она присутствует и в росписи ц. Богородицы Левишки в Призрене (не поддается точному определению из-за плохой сохранности). Судя по фрагменту иконы конного Д. С. из Тырнова (крипта храма Александра Невского, София), житийные иконы святого существовали уже в XIV в. (Геров датирует образ сер. XIV в., не исключена и более поздняя дата). На иконе уцелели 4 клейма на правом поле: Д. С. перед императором, император с супругой на стадионе (очевидно, симметрично располагалась сцена сражения Нестора с Лием), Д. С. благословляет мч. Нестора (последний представлен как воин без нимба) и убиение Д. С. Остальные иконные циклы Жития святого - поствизант. времени. К XVI в. относятся однотипные иконы с Д. С. на троне из мон-ря Каракал на Афоне и с о-ва Миконос. Краткие циклы, состоящие из 7-8 сцен, в основном ограничиваются событиями, описанными в Житии святого (на иконе с о-ва Миконос изображено чудо с Калояном, на иконе из мон-ря Каракал Калоян представлен в среднике, под ногами сидящего Д. С.). Их отличительными чертами являются присутствие редкой сцены раздачи Д. С. милостыни (известна по росписям в Дечанах, возможно, заимствована из цикла вмч. Георгия) и необычная трактовка сцены в темнице: Д. С. в коленопреклоненном молении перед иконами Христа и Богоматери. Помещенная на нижнем поле иконы из мон-ря Каракал сцена убиения Д. С. выделена фланкирующими ее фигурами огненных шестокрылов. Раму рельефной иконы великомучеников Георгия и Д. С. из Созополя (XVI в., ЦИАМ) отличает совмещение сходных эпизодов Житий 2 святых: во 2-м и 3-м клеймах Георгий и Д. С. изображены вместе, сидящими в тюрьме и предстоящими императору (эта особенность, очевидно, обусловлена двойным изображением этих святых в более раннем среднике). В остальных поствизант. циклах, относящихся в основном к XVIII-XIX вв. и известных как в иконописи, так и в монументальной живописи, больше внимания уделяется посмертным чудесам Д. С., таким как избавление еп.

http://pravenc.ru/text/178231.html

XIV в.); в ц. Преображения мон-ря Зрзе (Македония, 1368/69); в ц. свт. Николая в Рамаче (Сербия, ок. 1385); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Нова-Павлице (Сербия, до 1389); в соборе Христа Спасителя в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396); в минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния, 1391); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр, 2-я пол. XIV в.); в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия, 1418); на окладе иконы «Христос Пантократор» из афонского мон-ря Ватопед (кон. XIV-XV в.). В поствизант. памятниках изображения О. В. встречаются: в ц. арх. Михаила в Педуласе (Кипр, 1474); в ц. Св. Креста в Пелендри (Кипр, 2-я пол. XV в.); в ц. Св. Креста близ Платанистасы (Кипр, 1494); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Склаверохори, Крит, XV-XVI вв.); в ц. св. Созомена (Галата, Кипр, 1513); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Курдали (Кипр, 1-я четв. XVI в.); в церкви афонского скита Моливоклисья (1536); в соборе Рождества св. Иоанна Предтечи афонского мон-ря Дионисиат (1546/47); в ц. вмч. Георгия мон-ря Воронец (Румыния, 1547); в соборе в честь Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (Греция, 1552); в минологии нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561); в ц. свт. Николая в Дубочице (Сербия, 1565); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1568); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Морача (1577/78); в ц. Преображения Господня в Палеохоре (Крит, XVI в.); в трапезной афонского мон-ря Дионисиат (1603); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас» в Кастории (1609); в трапезной афонского мон-ря Хиландар (1621); в минологии ц. свт. Николая в Пелинове (Сербия, 1717/18); в ц. 40 мучеников афонского мон-ря Ксиропотам (1783) и др., а также на иконах: «Онуфрий Великий» из епископии в Морфу (Кипр, XV-XVI вв.); «Онуфрий Великий и Петр Афонский» из афонского мон-ря Пантократор (кон. XVI в.); «Гостеприимство Авраама, Уготованный престол, Вознесение Христово и святые» Андреаса Рицоса в Музее изящных искусств (Токио, XVI в.); «Онуфрий, с житием» Еммануила Скордилиса (50-70-е гг. XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Крестителя на о-ве Патмос; на створке триптиха из того же мон-ря (2-я пол. XVI в.). По иконографическому образцу др. преподобных во 2-й пол. XVI в. писали иконы с композицией «Успение св. Онуфрия», напр. икона из Музея визант. и христ. искусства в Афинах. Об изводе кончины О. В. в памятниках укр. и белорус. иконописи, а также в рус. иконописи синодального времени см.: Зеленина Я. Э. Икона «Кончина прп. Онуфрия со сценами жития»//Рус. иконы на Синае: Жалованные грамоты, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства из собр. мон-ря вмц. Екатерины на Синае. М., 2014. Кат. 49. С. 353-357.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

196. Оп. 1. 1710 [Синодик, кормовая и вкладная книги коломенского Голутвина мон-ря, нач. XVIII в.]; РГБ. Ф. 178. 8299 [Вкладные, кормовые книги и синодик лихвинского Анастасова мон-ря, 1558 г. XVII в.]; 8298. [Вкладные книги белёвского Спасо-Преображенского мон-ря, нач. XVIII в.]; 8539 [Вкладная книга и синодик Водожской пуст., XVIII в.]; 7174 [Кормовая книга и записи вкладов Коряжемского во имя свт. Николая мон-ря, XVII-XVIII вв.]; 10933 [Вкладные 1668/69-1702 (без начала), приходо-расходные (1628-1745 гг.) и описные (посл. треть XVII в.) книги Белогостицкого мон-ря, XVII-XVIII вв.]; Ф. 256. 387 [Выписи из синодиков, вкладных книг и описей церковного имущества древнерусских мон-рей, 1815 г.]; РГБ. Ф. 304/I. 40-42 [Синодики и вкладные записи Троице-Сергиева мон-ря, 1575 г.- кон. XVI в.]; 821 [Вкладная и кормовая книги Троице-Сергиева мон-ря, 1591/92 г.]; Ф. 200. 18 [Денежная вкладная книга 1860-1865 гг. и синодик Нилово-Столобенской пуст.]; РГБ. Ф. 711. 31 [Вкладная книга и синодик Махрищского мон-ря, XVI-XVII вв.]; ЮПКМ. 2394 [Вкладная и кормовая книга Михаило-Архангельского мон-ря в Юрьеве-Польском, кон. XVI-XVII в.]; СИХМ. 1673 [Вкладная книга серпуховского Высоцкого мон-ря, 1648]; РИАМЗ. КП-8835 [Вкладная книга Солотчинского Рождество-Богородицкого мон-ря, XVII в.]. Публ.: Карамзин Н. М. История гос-ва Российского. М., 1995. Т. 5. С. 262-263. Примеч. 122 [Вкладные и кормовые книги московского Симонова мон-ря]; Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. Т. 1. Отд. 3. С. 46-139; Выписки из рукописной вкладной книги Александро-Свирского мон-ря 1566-1743 гг.//Олонецкие ГВ. 1853. 10-27; Вкладная книга Владимирского Рождественского мон-ря/Сообщ. К. Н. Тихонравов//Тр. Владимирского губ. стат. ком. Владимир, 1864. Вып. 3. Стб. 338-369; Горский А. В. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. Ч. 2: Прил. архим. Леонида. VI. С. 45-64; Леонид (Кавелин), архим. Махрищский мон-рь: Синодик и вкладная книга//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-38; он же. Вкладная книга Моск.

http://pravenc.ru/text/158928.html

В 70-80-х гг. XX в. не прекращалось молитвенное почитание прп. Кирилла. У стены Кирилловского храма молились местные жители, над местом погребения преподобного читали акафист сотрудники Кирилло-Белозерского музея. 22 июня 1991 г., в день памяти прп. Кирилла, состоялось 1-е богослужение в К. Б. м.: всенощное бдение и литургию совершил иером. Арсений (Шастель), настоятель Богоявленской ц. в с. Ферапонтове. 15 авг. 1992 г. молитву прп. Кириллу над местом его погребения прочитал патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 22 июня 1993 г. состоялся 1-й архиерейский крестный ход на территории обители во главе с Вологодским и Великоустюжским еп. Максимилианом (Лазаренко) . Указом Президента РФ от 2 апр. 1997 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник включен в Гос. свод особо ценных объектов культурного наследия. «Малый» Иоанновский мон-рь передан в бессрочное пользование РПЦ. В том же году над могилой прп. Кирилла была установлена дубовая резная рака. В 1998 г. восстановлено регулярное богослужение на территории бывш. мон-ря, Кирилловская ц. передана Вологодской епархии. 6 окт. 1998 г. на территории Иоанновского мон-ря была открыта муж. обитель. С 10 окт. 2009 г. по 22 окт. 2015 г. наместником мон-ря являлся игум. Игнатий (Молчанов). К 2014 г. в помещениях старого Успенского мон-ря работал музей. Ист.: Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 46-105; Куприянов И. К. Выписки из кормовой книги Кирилло-Белозерского мон-ря//ИИАО. 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 18-23; Извлечения из архивных книг и дел Кириллова Белозерского мон-ря/Сообщ.: архим. Иаков (Поспелов)//Древности: Тр. МАО. М., 1880. Т. 8. С. 135-154; Дебольский Н. Н. Из актов и грамот Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 1900; АСЭИ. 1958. Т. 2; Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Вытные книги, хлебные оброчники и переписная книга вотчин Кирилло-Белозерского мон-ря 1559-1601 гг./Сост.: А. X. Горфункель, З. В. Дмитриева. М.; Л., 1983. 3 вып.; Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 19942; Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского мон-ря: 1397-1893 гг./Публ.: Г. О. Иванова, А. В. Смирнова//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 273-347; Дмитриева З. В. Уставные грамоты Кирилло-Белозерского мон-ря XVI-XVII вв.//Российское гос-во в XIV-XVII вв.: Сб. ст., посвящ. 75-летию со дня рожд. Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 261-269; она же. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского мон-ря XVI-XVII вв. СПб., 2003; она же. Келарские приходные и расходные книги старца Кирилло-Белозерского мон-ря Матфея Никифорова (1645-1660 г.)//Времена и судьбы: Сб. ст. в честь 75-летия В. М. Панеяха. СПб., 2006. С. 442-463; Энциклопедия рус. игумена XIV-XV вв.: Сб. прп. Кирилла Белозерского (РНБ. Кир.-Бел. XII)/Ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2003; Приходные и расходные денежные книги Кирилло-Белозерского мон-ря 1601-1637 гг./Сост.: З. В. Дмитриева. М.; СПб., 2010.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Также благодаря ее поддержке обитель получила разрешение султана Сулеймана на проведение строительных и восстановительных работ. Супруг Роксандры, Александр, принял монашество с именем Пахомий и провел остаток своей жизни на Святой Горе. В XVII веке, благодаря поддержке правителей Иверии – Артхала и его брата Вахтага, был проведен текущий ремонт обители и восстановлены разрушенные постройки. В этот же период во владение монастыря отошло подворье близ черноморского города Исмаила. В 1813 году Каракал вернулся к общежительному устройству, первым игуменом был избран иеромонах Нектарий. Как и многие другие монастыри, Каракал принимал участие в борьбе за освобождение Греции от турецкого ига. Континентальная Греция в основном освободилась от власти захватчиков в ходе восстания 1821 года, но северные территории так и оставались в руках оккупантов до начала двадцатого века. В 1854 году игумен Каракала отец Дамаскин подарил лидеру греческого партизанского движения Цамису Каратасосу великолепную лошадь. Об этом узнали турки, и отец Дамаскин был изгнан из монастыря. В 1875 году уже второй по счету пожар уничтожил большинство построек, и Каракал пришлось снова восстанавливать. Существующий ныне главный храм монастыря сооружен в 1548–1563 годах и освящен во имя святых апостолов Петра и Павла. Расписан собор был в 1720-х годах иеромонахами Иоанном и Дамаскиным. В его деревянном резном иконостасе помещена чтимая икона святых апостолов, произведение известного иконописца Дионисия Фурнаса. В соборе можно поклониться чудотворному образу первоверховных апостолов Петра и Павла (1540), написанному известным мастером Константином Палеокапасом. На фресках в нартексе изображены нападения на Афонские монастыри, морские сражения и сцены из Апокалипсиса. Интересная история связана с мраморным полом монастырского собора (1859 год). Во время его строительства мастера столкнулись с нехваткой клея для соединения мраморных плит между собой. Промыслительно рядом с обителью на берег выбросило гигантского кита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010