Th. Mommsen, P. M. Meyer. – Berolini, 1905. – XVI. 10.10). При Феодосии II язычники стали изгоями, поскольку им запрещалось занимать общественные должности (Theodosiani libri XVI... – IX. 16.9). Невозможно представить, чтобы в середине VII в. в городе с христианскими кафоликонами, церквами, крещальнями, мартириями и молельнями общим число почти три десятка, обстояло иначе. Другое дело, что по мнению такого ярого ортодокса, как Мартин, любое отклонение от признаваемых им догматов православной веры, будь то монофелитство или монофиситство, видимо, находившее сторонников среди населения Таврики и херсонитов (Сидоренко В. А. Таврика в предхазарское время//Скифы Хазары Славяне Древняя Русь. Тезисы докл. – СПб., 1998. – С. 133; Зубар В. Херсонес – Херсон: Biд Iфirehii до Христа//Xpohika. 2000. – Вип. 33: Крим – kpiзь mucячoлimmя. – К., 2000. – С. 228; Зубарь В. М., Хворостяный А. И. От язычества к христианству. – К., 2000. – С. 88), оценивалось равносильно отказу от выполнений велений Бога и приравнивалось к ереси или язычеству. Между тем монофелитство было признано эдиктом ekthesis tes pisteos в 638 г. официальным исповеданием веры на территории всей Империи. Его отменят только в 680 г. на Пято-Шестом вселенском синоде (подр. см.: Winkelmann F. Die ostlische Kirche in der Epoche des christologischen Auseinandersetzungen (5. Bis 7. Jahrhundert). – Berlin, 1980). Одного признания херсонитами typos tes pisteos, введенного Константом II в 648 г. и уравнивавшего монофелитов с ортодоксами, было достаточно для вышеприведенной характеристики тех, кто не отринул заблуждения, пусть и официального. Уж если Мартин не устрашился ни царского гнева, ни смерти, он был не из тех, кто мог простить кому бы то ни было любые, даже малые уступки в вопросах веры, тем более признать наличие двух подходов в решении вопроса о единой воле Христа. Или братья наши – или враги, третьего не дано. Тех, кто не принял решений Латеранского собора 649 г., не отказался от того, что представлялось ересью, папа проклинал и отказывал им в общении (яркий пример, епископ фессалоникийский Павел) (Epistulae XII–XIII//Mansi J.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 Ранее этого он был митрополитом Алеппским и назывался Мелетием, при чем носил титул кафоликоса, который, сколько нам известно, никогда не давался епархиальным архиереям, но был исключительно при- своен иерархам, находившимся вне пределов Византийской империи и самостоятельно управлявшим своею церковью. См. об этом мою статью: „О рукописном сборнике XVII в. (принадлежавшем известному немецкому ориенталисту Равиусу) на разных восточных языках из собрания графа А. С. Уварова» (Древности Восточный Импер. Моск. Археол. Общ., т. I, вып. II, 1891). 7 Мост на р. Аси (в древности Оронт), по дороге из Алеппо в Антиохию, называется теперь Джиср аль-Хадид (железный мост). Слова ha did и djedid на письме мало различаются. 8 Бельфур называет почему-то Симеона Столпника „the Sailor» (моряк), что мы, для некоторого правдоподобия, переводим „покровитель плавающих». В другом месте он правильно перевел арабское мди „the Stylite”. 14 Вероятно Яйлак, т.-е. летний стан, Рамазан-оглу (Сильвестр де- Саси, Journal des Savants, август 1830). Туркменская династия Рамазан- оглу в течение двухсот лет, с конца XIII до конца XV века, владычествовала в горах Тавра, на границе Сирии и Малой Азии (см. Hammer, Hist, de l’Empire Ottoman, т. 4, кн. XX). 17 У Бельфура это место выражено буквально так: „во имя пяти лун или светил, Евгения и его товарищей“. Несомненно здесь надо разуметь пять мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, память которых совершается 13 декабря. 18 Автор описывает гробницу знаменитого суфи и мистического поэта Персии Мевлана Джелал Эддина Руми († 1273 г.), основателя Мевлеви, ордена дервишей-мистиков. Имя Хандкар есть, вероятно, искаженное персидское прозвище ходавендгар-тоже, что арабское мевлана-господин (Сильвестр де-Саси). 21 Сейид Эль-Гази, где показывают гробницу Сейид Баттала, знаменитого богатыря, любимого героя турецких сказаний. 23 Так у Бельфура; по слово муляффака (которое он ставит рядом) скорее значит: построена из обломков (древних зданий). 25

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На барабане из плинфы выложены полуколонки, завершенные аркадой с двойным узором поребрика. По мнению А. Комеча, центральные прясла завершались фронтонами, стены же заканчивались горизонтальной лентой поребрика. Движению декора свойственен сложный противоречивый ритм, отступающий и выступающий одновременно. Изысканный плинфяной декор заставляет полагать, что храм не имел мраморной облицовки наружных стен. Храм Христа Всевидящего (Эски Эмарет-джами) был построен по заказу Анны Далассины, матери Алексея I, родоначальницы династии Комнинов. Время постройки – самый конец X I в. Архитектура здания явно принадлежит к новому стилю. Увеличиваются размеры (диаметр купола – 4,5 м), но еще значительнее увеличиваются высота и общий масштаб. Внутреннее пространство оставляет впечатление обширности, свободы. Облик храма и снаружи и внутри отличается представительностью. По сути дела, храм вырастает в высоту на целый ярус, но и сами ярусы вырастают. Подкупольные колонны больше, чем на метр выше основного квадрата. Архитектурные формы теряют прихотливость и тонкую переплетенность, «синкопированность» ритмики. Все выглядит проще, регулярнее. Тенденция к зримо заявленной структурности прочитывается в возвращении к старым соотношениям (пяты аркад в рукавах креста совпадают с уровнем завершения основных опор и уровнем арок, перекинутых к боковым стенам). В люнетах помещено тройное окно, размеры проемов которого совпадают с нижними трехчастными окнами, а ритм продолжает движение тройных аркад в окнах рукавов креста. Все формы, хотя и вполне бестелесны, выглядят крупнее. В них присутствует то же ощущение зримо заявленной структурности, монументальности пропорций, которое наблюдается в живописи самого конца столетия (например, в мозаиках нартекса храма Успения в Никее). Ритмическая согласованность кажется важнее изящества ритма. Все основные структурные уровни отмечены резными мраморными карнизами, орнаментальные рапорты которых также характеризуются крупным узором. Кафоликон Пантократора был построен зодчим Никифором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

икон (память 27 февраля) (Прокопий//Христианство. Энциклопедический словарь. – М., 1995. – Т. 2. – С. 399). Вопрос о локализации церкви св. муч. Прокопия на карте города остается открытым. По сути дела, он никем не ставился. Однако надо учесть, что благочестивая экспедиция, в которую вошел священник, вероятно, пресвитер Соломон, отправилась от бани (гл.З), а остатки таковой имеются на северном берегу, в IX квартале, недалеко от епископального комплекса, где находился архиепископ Георгий, и совсем рядом с крупной Северной базиликой Как уже указывалось, это был наиболее удобный пункт сбора. В таком случае, возглашавший ектениию, певший молитвы Соломон вполне мог быть пресвитером базиликального кафоликона – храма Св. Прокопия. Другой церкви поблизости от Уваровской базилики и бани в IX квартале неизвестно. 1097 ...тугою и heyдoбieмi одержимъ бе, послушающаго свъта лишенъ бывъ – «...охвачен был тоской и смятением из-за тьмы непроглядной», то есть священник церкви Св. Прокопия Соломон с трудом различал находившийся у него текст песнопения, который он не знал на память. 1098 «И вдруг помощию святого Климента облака рассеялись, воздух засветился и проглянула луна, вокруг которой возникло яркое сияние» (пер. И. Калиганова). Это описание перекликается со свидетельством Италийской легенды (§ 3), о том, что работа на острове началась при искусственном освещении, ибо было еще достаточно темно: когда густая облачность разошлась, все залило лунное сияние. Прошедший дождь многое объясняет в обрисованной очевидцем картине. Скорее всего, сутки, на которые пришлась экспедиция за мощами, были близки к фазе полнолуния, когда луна вставала уже вечером, а заход ее происходил к 5–8 часам утра, когда было еще достаточно темно (продолжительность дня не превышала 10 часов, причем заход солнца происходил уже к 17 часам, а восход после 7 часов утра). Следовательно, прибытие к острову даже в 5–6 часов утра, если не раньше, когда было еще темно, объясняет наличие звезд и луны, которые к тому же то и дело закрывались плотными, хмурыми дождевыми тучами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мало может иметь общего с догмой»... Затем, ниже, цитируемый нами западный ученый приводит в доказательство этого своего положения целый ряд примеров, иллюстрирующих присутствие явно погрешительных, с церковно-догматической точки зрения, мнений и воззрений у бл. Августина и его друга Алипия, у Илария, Оптата, Ипполита, Амвросия и снова у Августина. 1137 Остановимся вкратце на последнем, приведя отсюда немногое из многого. «Несравненно поучительнее, – замечает по этому поводу A. Harnack, – то, что сообщает нам Августин, [Confess. VII, 19 (25)] о своей собственной и своего друга Алипия христологической вере, относящейся уже к тому времени их жизни, когда оба они стояли уже, так сказать, на пороге кафолической Церкви и готовились к переходу в ее лоно. И, однако, уже в это время Августин мыслил о Христе приблизительно так же, как и Фотин, а Алипий отрицал у Христа человеческую душу». 1138 Но оба они считали свою христологию кафолическою и только позднее пришли к сознанию в необходимости ее церковной корректуры». «Полагают, – заключает проф. A. Harnack, – хотя Августин и получил кафолическое воспитание и впоследствии вращался в среде кафоликов, но все же ясно заметно, что на Западе христологические формулы мало были известны еще и в конце IV-ro века и (благодаря этому там) фактически распространялись очень разнообразные христологии». 1139 Сказанное выше A Harnack " ом отчасти может проливать свет и на состояние в августиновскую эпоху среди верующих западной церкви, – не только мирян, но и клириков, – и рассматриваемого нами богословского вопроса. Судя но аналогии с вышехарактеризованным состоянием на Западе христологических формул церковного учения, можно то же сказать и о некоторых тринитарных формулах вообще и о формулах касательно Св. Духа – в частности. В числе последних формул, свободно, благодаря вышеотмеченным условиям, обращавшихся в это время в западной церкви, могли быть и такие, которые содержали в себе прямо или косвенно выраженные еретические мнения. Конечно, могли они находить себе доступ и в сочинения Августина и не встречать протеста или противодействия себе даже в церковных кругах того времени (особенно, в виду высокого уже при жизни самого Августина его авторитета).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Если бы за епископом его паства не последовала, он все-таки будет разделять кафедру с кафолическим епископом своего города. И донатисты со своей стороны готовились к диспуту, но по-своему. Уполномоченные донатистами лица употребили самые добросовестные усилия к тому, чтобы, если невозможно помешать диспуту состояться, то по крайней мере сделать так, чтобы результаты его были по возможности ничтожны. Между уполномоченными кафоликов выдавались по степени догматического знания и мере того участия, которое они принимали в собеседовании: Августин иппонский, бесспорно самый главный из них, затем Аврелий карфагенский, Алипий тагастский, личный друг Августина, и Фортуниан сиккский. Со стороны донатистов первенствовал в прении Петилиан константинийский и выдавался затем Эмерит цезарейский. Уполномоченные донатистов старались тормозить дело как только возможно. Первое заседание конференции состоялось 1 июня 411г. Это заседание донатисты с успехом свели к нулю для самого предмета, по которому они были собраны. Когда прочитана была уполномочивающая депутатов грамота от кафолических епископов, то донатисты пожелали удостовериться в подлинности подписей и действительно ли подписавшиеся лица дали свое согласие на диспут. Немало времени взяла эта явка почти 286 епископов и удостоверение их личностей их донатистскими соперниками. За чтением грамоты донатистов последовало такое же представление около 279 епископов их партии, и этим день закончился. Это заседание интересно с точки зрения статистики: присутствовало на заседании 286 епископов, 120 епископов отсутствовали, 64 кафедры в это время вдовствовали, и таким образом состав епископата африканской церкви равнялся 470 епископам.    Далее, Петилиан попытался с ловкостью крючкотворца отклонить собеседование на том основании, что срок, для него назначенный, по-видимому, пропущен. Затем Петилиан требовал, чтобы кафолики наперед решили, будут ли они вести спор только на основании Священного Писания, или только на основании императорских законов (respective исторических документов).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Колоннада алтаря кафоликона мон-ря Ишхани Колоннада алтаря кафоликона мон-ря Ишхани Храм св. Нерсеса III являлся в регионе наиболее ранним образцом тетраконха с обходной кольцевой галереей. К церквам аналогичного типа относят храмы в исторической Грузии (Бана), в исторической Армении (храмы Звартноц, св. Григория Просветителя в Ани (Сурб-Григор, Гагика)) и Албании Кавказской (в с. Лекит). Все эти строения представляли в плане тетраконх значительного размера, окруженный обходом в виде круглого коридора. Южный фасад кафоликона мон-ря Ишхани. Рисунок экспедиции прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Южный фасад кафоликона мон-ря Ишхани. Рисунок экспедиции прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Восточный фасад кафоликона мон-ря Ишхани. Рисунок экспедиции прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Кафоликон XI в.- это крестово-купольное сооружение с удлиненным зап. рукавом (форма креста ясно читается снаружи), отличающееся крупными размерами (33,45×21,45 м). Стены сложены из тесаного камня исключительно высокого качества. Конструктивные места - колонны, пилястры, арки, своды и др.- облицованы хорошо тесанным камнем, остальные - слегка обработанным. Архитектурное решение собора и художественное оформление фасадов имеют черты памятников южногрузинских провинций Тао и Кларджети. Фрагмент декора барабана кафоликона мон-ря Ишхани Фрагмент декора барабана кафоликона мон-ря Ишхани В главной церкви И. устройство алтарной части значительно отличается от обычного плана церквей, в к-рых жертвенник и диаконник примыкают к главному алтарю с апсидой в форме полукруглой глухой стены. Здесь апсида в нижней части имеет расположенную полукругом колоннаду, по бокам алтаря зодчий выстроил длинные помещения для диаконника и жертвенника с апсидами и восточным окном в каждой. В вост. стене, соединившей их, сделано 3 окна. Над ней была возведена новая часть стены, полусводом переходящая на арки колоннады, что придало вост. фасаду вид 2-этажного строения. На верхнем этаже с юж. и сев. сторон вост. стены расположены несоединяющиеся хоры сложного устройства, попасть на к-рые можно было по приставной лестнице через люк. От передних столбов начинается алтарное возвышение. Восемь колонн (высота 2,48 м) алтарной колоннады сохранились в достаточно хорошем состоянии, они имеют простые базы и богато орнаментированные капители кубической формы.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Византийский город поражал воображение деревенских жителей обилием роскошных домов и дворцов знати, великолепием кафоликонов и церквей, многолюдностью улиц и площадей. Сами же горожане вызывали у поселян смешанное чувство зависти и презрения. Земледельцы видели, что плоды их тяжелого сельского труда стекались в город, да и живется его обитателям гораздо зажиточнее и легче. Горожане в свою очередь подсмеивались над невнятной речью и невежеством, грубой и запачканной одеждой земледельцев, их растерянностью на оживленных и шумных улицах. Среди них бытовала даже пословица, в которой говорилось, что мужик мужика сразу же узнает по родственному обличию. В глазах правящих слоев крестьяне были невежественными и глупыми, незначительными людьми. Тем не менее именно этой «корявой», мужицкой агарарной Византии Империя была обязана лучшим столетиям своего благосостояния и военных побед. Именно на ее труде основывалось благосостояние Романии. Византийское село не было застывшим элементом. Оно переживало медленную эволюцию. Наиболее динамично развивалась ранневизантийская деревня, которая была довольно многолюдной. Большинство ее крестьян находилось в статусе колонов. Археологические исследрвания обнаруживают большое число сельских поселений этого времени. Их сельскохозяйственная продукция была отчетливо ориентирована на рынок. Административные и социальные преобразования в Империи в конце VIII вв. отразились на деревенской экономике. Славянские вторжения на Балканы численно пополнили сельское население, хотя в целом произошло резкое сокращение количества деревень по сравнению с V-VI вв. Зато большинство земледельцев приобрело свободный статус и самостоятельно платило налоги государству. Именно в это время получил особое распространение Земледельческий закон (Номос георгикос), отчетливо рисующий положение таких крестьян. Число крупных землевладельцев в это время было незначительно. Милитаризация жизни в условиях перманентной войны потребовала активного использования крестьянских ресурсов в качестве солдат, но нехватка рабочих рук не позволяла отнять их у земли. Отсюда рожение столь типичной для этого времени фигуры крестьянина – стратиота фемы, который нес военную службу, по сути дела, без отрыва от своего хозяйства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следовательно, практика устройства захоронений вне черты городских стен, на разных участках кладбища сохранялась в Херсоне не только на протяжении всего раннего средневековья, но и после IX в„ в соответствии с новеллой Льва VI, окончательно отменившей давно устаревший закон о погребении исключительно вне стен городов (extra muros) и постановившей, что «...согласно с появившимся обыкновением, всякий, кто где захочет – вне или внутри городских стен, там и сможет свободно почтить погребением умершего» 1481 . Рост числа захоронений в самом Херсоне находится в полном соответствии с указанной тенденцией и с отмечаемым исследователями общим процессом «монументализации» мест погребального или поминального культа 1482 . В городе к числу своеобразных «крытых кладбищ» раннего средневековья с уверенностью могут быть отнесены вырубленные в ряд крупные, глубокие ящиковидные гробницы в нартексе базилики Крузе погребения в подземном склепе поминальной церкви с мартирием в оконечности южной «галереи» Уваровской базилики, в крипте поминального храма-мартирия в III квартале и особенно в монастырской липсанотеке «дома св. Леонтия» на северо-западной окраине городища, где, видимо, с разрешения монастырского начальства, невзирая на противоречие канонической традиции, наряду с монашествующими, священниками, причетниками, совершали семейные захоронения мирян, в том числе детей 1483 . Последнее обстоятельство убедительно указывает на то, что едва ли это были только погребения привилегированных лиц. «Привилегированность» здешних могил выражалась лишь в том, что их устраивали рядом с высокопочитаемым мартирием св. Василия, в крестовидной гробничной молельне около баптистерия-мартирия («мемориального баптистерия», по определению А. Пюльца) с погребениями высоких духовных лиц, в церкви в восточной оконечности южной галереи монастырского кафоликона (базилики св. Леонтия). Следует обратить внимание, что в наосе херсониты, согласно ромейскому обычаю, не хоронили, но стремились разместить погребения как можно ближе к нему 1484 . Это были ингумации в вырубных могилах или могилах, обложенных камнями и устроенных под полом, либо обычные коллективные кимитирии, в которых костяки лежали один на другом на полу погребальной камеры, соседствуя с заложенными плинфой локулами в стенах, как это было в склепе- " костотеке» под крестовидным гробничным сооружением («храм Д»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и стать одной из причин, повлекших возведение большинства новых базиликальных храмов-кафоликонов и последующие перестройки внутри жилых кварталов, претерпевших наибольшие разрушения 1734 . Что касается керамических комплексов Херсона, то и для VII, и для IX столетия они тоже исчисляются единицами 1735 . Единичны они и для V–VI вв., хотя нет сомнений, что город жил тогда полнокровной жизнью 1736 . О достаточно активной ремесленной деятельности свидетельствует гончарная продукция VIII – начала IX в., а также отходы керамического и металлургического производства, найденные в засыпи ранневизантийского городского водохранилища вместимостью около 1500 куб. м, которое перестало функционировать в первой половине IX в., скорее всего, не из-за упадка города, а из-за экологических изменений, какого-то серьезного природного нарушения водного баланса, заставившего иссякнуть в округе источники наполнения 1737 . В частности, обращают на себя внимание 10 классов амфор, характерных для этого комплекса (классы 26–35) 1738 . Еще более крупная тара представлена пифосами биконической, шаровидной и яйцевидной формы тулова, которые иногда встречаются в целом виде при раскопках квартальных помещений и в ближней округе города 1739 . Трудно, зачастую невозможно отделить керамику VIII столетия от конца предыдущего и начала последующего веков, равно как и вычленить херсонесскую продукцию среди местных изделий Южной, Юго-Восточной и Юго-Западной Таврики. Однако, несомненно, и те и другие отражают усилившуюся в это время стандартизацию, особенно амфор 1740 , что говорит о возрастании их массового выпуска, рассчитанного на широкую продажу. Металлообрабатывающие мастерские Херсона выпускали бронзовые поясные пряжки с прямоугольной рамкой или со щитком, в овальном вырезе которого выступает стилизованный трилистник, варианты пряжек типа «Коринф» с треугольным ажурным щитком, заканчивающимся кружком, крестовидные пряжки и другие детали поясных наборов, которые, наряду с некоторыми украшениями, крестиками, поступали на территорию «земли готов», хору Дороса 1741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010